«Хитрые классики»: настольная речевая игра своими руками. Правила игры. Варианты игры. Дидактическая игра «Расставьте как у меня Игра делай как я детском саду
Приложение
Цикл дидактических игр направленных на ознакомление
дошкольников с трудом взрослых
Дид. игра «Что Маша хочет делать?»
Цель: Уточнять представления детей о некоторых трудовых действиях, о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых для работы.
Ход игры: воспитатель обращается к детям от имени куклы.
- Маша просит у меня тазик, ведро с водой и мыло.
Подставляет кукле называемые ею предметы.
Как вы думаете, что она будет делать?
Стирать.
Правильно. А теперь Маша просит дать ей кастрюлю, молоко, сахар, соль и пшено, Что собирается делать Маша?
Кукла хочет варить кашу.
Как называется каша?
Пшенная.
В игровой форме могут быть рассмотрены и другие трудовые действия, в которых необходимы соответствующие предметы. Малышам эти предметы показывают (утюг и стопка кукольного белья – для глажения; ведро и лейка – для полива грядок и т. п.).
Проводя эту игру со старшими детьми, воспитатель использует картинки с изображением предметов, соответствующих тому виду труда, или просто перечисляют эти предметы (без показа иллюстраций), предлагая детям угадать более сложные трудовые процессы. Например: ножницы, цветная бумага, клей, линейка, карандаш – подклеивать книги, ремонтировать коробки, атрибуты.
Игра может быть усложнена: один ребенок рисует предметы на доске, а другие отгадывают вид труда. Или все дети одновременно рисуют на бумаге, а затем показывают рисунки друг другу для угадывания.
Дид. игра «Кому это нужно?»
Цель: Закреплять у детей представления о предметах и их использовании в трудовых процессах. Знакомить с профессиями.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям разные предметы, просит назвать их и рассказать, когда они используются и с какой целью. Например: это половник, он нужен повару, чтобы размешивать кашу, разливать суп и компот, т. д.
При проведении игры с детьми старшего дошкольного возраста воспитатель подбирает разные картинки с изображением предметов.
Например: клещи, молоток, пылесос, кофемолка, штурвал, компьютер, микрофон, сантиметр, микроскоп, телескоп, отбойный молоток и пр. Дети берут картинку и называют профессию человека, который использует изображенный предмет в своем труде.
Дид. игра «Выбираем работу».
Цель: Дать детям элементарные представления о профессиях людей, труд которых не был в сфере наблюдений детей. Вызывать интерес к труду людей любой профессии.
Ход игры: Воспитатель вместе с малышами встает в хоровод и предлагает идти по кругу, приговаривая:
Будем дружно подрастать
И работу выбирать.
В космонавты мы пойдем
И ракеты поведем.
Дети имитируют звук работы двигателя и полет ракеты, действуя по показу воспитателя.
В капитаны мы пойдем, Корабли мы поведем.
Показывают, как капитан смотрит в бинокль.
Вертолеты поведем.
Бегут и делают круговые движения руками над головой.
Игру можно продолжить с детьми постарше, они уже сами имитируют соответствующие действия.
А мы в летчики пойдем,
Самолеты поведем.
В комбайнеры мы пойдем
И комбайны поведем.
Мы в пожарные пойдем
И пожар тушить начнем.
Дид. игра «Зачем (для чего, почему) нужно это делать?»
Цель: Формировать у детей представление о необходимости труда, расширять знания о трудовых процессах.
Ход игры: Воспитатель спрашивает малышей, показывая картинку предмета, характеризующего то или иное действие. Дети должны назвать это действие.
Зачем нужно растение…(лейка)?
Почему нужно кормить …(птичка)?
- …нужно мыть…(тарелка)?
- …чистить…(ковер)?
- …стирать…(платье)?
- …гладить…(рубашка)?
- …печь…(пирожки)?
- …менять…(постельное белье)?
- …купать…(ребенок)?
Детям старшего дошкольного возраста задаются вопросы посложнее.
Зачем засевать поля…(зерно)?
- …сажать…(картофель)?
- …опрыскивать…(яблоня)?
-… покупать в магазине…(хлеб, молоко, сосиски, фрукты)?
- …ремонтировать сломавшуюся игрушку?
- …ухаживать за своим телом?
Дид. игра «Угадайте, что я делаю?»
Цель: Расширять у детей представление о трудовых действиях. Развивать внимание.
Ход игры: Воспитатель с детьми берутся за руки и встают по кругу. В центр круга входит ребенок. Все идут по кругу и говорят: Что ты делаешь - не знаем,
Поглядим и угадаем.
Ребенок имитирует трудовые действия, показывая их не только движениями, но и по возможности передавая звуками. Например: чистит пылесосом пол, забивает гвоздь, пилит, едет на машине, стирает, несет ведро с водой, протирает зеркало, рубит дрова, трет на терке, проворачивает что-то в мясорубке и т. д.
Дид. игра Что сначала, что потом?»
Цель: Уточнять знания детей о правилах пересадки комнатных растений .
Ход игры: Воспитатель показывает детям картинки с изображением действий, производимых при пересадке комнатных растений, и просит разложить их по порядку выполнения действий.
Ø Опрокинутый горшок, из него вынимают растение;
Ø Мытье горшка;
Ø Укладывание камешков на дно горшка;
Ø Насыпание в горшок песка (высота 1см);
Ø Насыпание в горшок поверх песка немного земли;
Ø Отряхивание палочкой старой земли с корней растения;
Ø Срезание загнивших корней;
Ø Посадка растения в горшок так, чтобы место перехода в корень было на поверхности, и засыпание землей;
Ø Уплотнение земли;
Ø Установка горшка с растением на поддон;
Ø Полив растения под корень.
Дид. игра «Назови профессию»
Цель: Учить правильно называть профессию человека по видам машин, управляемых этим человеком.
Ход игры: Воспитатель называет машины, транспортные и прочие технические средства, а дети называют профессии людей, которые ими управляют, например:
Трактор – тракторист;
Машина – шофер;
Экскаватор – экскаваторщик;
Комбайн – комбайнер;
Подъемный кран – крановщик;
Поезд – машинист;
Корабль – капитан;
Самолет – летчик (пилот);
Космический корабль – космонавт;
Пожарная машина – пожарный;
Гоночная машина – гонщик (пилот). И т. д.
Дид. игра «Угадай профессию».
Цель : Расширять знания детей о профессиях.
Ход игры : Воспитатель показывает детям карточки и изображением предметов. Дети называют профессию человека, в труде которого этот предмет используется или является результатом его труда.
Кролик – кроликовод;
Теленок – телятница;
Овца – овцевод;
Олень – оленевод;
Чай – чаевод;
Хлеб – хлебороб;
Сад –садовод;
Цветы – цветовод;
Пчела – пчеловод;
Поле – полевод;
Гаечный ключ – слесарь;
Ведро и швабра – уборщица;
Билет – кондуктор;
Касса – кассир;
Рубанок – столяр;
Краска и кисть – маляр;
Мастерок – штукатур;
Молот и наковальня – кузнец;
Огнетушитель – пожарный;
Шприц – медсестра;
Электропила – лесоруб;
Рыбацкая сеть – рыбак;
Доильный аппарат – доярка. И т. д.
Дид. игра «Кому без них не обойтись?»
Цель: закреплять у детей знание материалов, инструментов и оборудования, необходимого людям разных профессий.
Ход игры: Воспитатель называет предмет, а дети – профессию человека, которому этот предмет необходим. Например: шприц, пульт управления, ножницы, мука, садовый опрыскиватель, телефон, носилки, рубанок, тачка, милицейский жезл. Сверло, электрокабель, гвоздь, кассовый аппарат, сумка почтальона, рулон обоев, карандаш, кисть, поднос, звонок.
Следует учитывать, что одни и те же предметы необходимы людям различных профессий. Например: канат нужен спортсмену и матросу, и строителю, и спасателю, др.
Дид игра «Магазин посуды»
Цель : учить образовывать названия посуды.
Материал: полочка с посудой, две сухарницы, хлебница, салфетница (разные по форме, размеру, материалу), блюдо для печенья, солонки.
Ход игры: Воспитатель говорит детям, что открылся магазин посуды. Чтобы купить посуду, надо точно знать, что они хотят купить: какой это предмет, зачем он нужен. Если предмет будет назван неправильно, продавец не поймет и не продаст нужную вещь. Но сначала надо рассмотреть, какая посуда есть в магазине. Воспитатель указывает на предметы. Дети называют (хлебница, сахарница, салфетница). «Вот специальное блюдо для сухарей – су…(харница). А вот блюдо для печенья, У него нет другого названия. Не ошибайтесь называя предметы правильно: солонка, хлебница, масленка…Пожалуйста, подходите, магазин открыт»
Дид. игра «Чаепитие»
Цель: Учить детей образовывать наименования предметов посуды.
Материал: чайник, чай (заварка), чашки, ложки, конфетница с конфетами, молочник с молоком, салфетница с салфетками, сахарница с сахаром, самовар.
Ход игры: Поставим на стол самовар. Пригласим детей сесть вокруг. Скажем, что сегодня день рождения у Пети. Сейчас состоится чаепитие. Чай будем пить из самовара. Нужно заварить чай.
А какая должна быть вода, чтобы заварить чай? Сейчас возьмем заварку, положим ее в чайник и зальем горячей водой, кипятком. Пусть чай настоится. А пока накроем стол. Из чего будем пить чай? Куда положим сахар? Салфетки, конфеты? Чай можно пить с молоком. Для чего нужен чайник, для кофе – кофейник, а для молока…(молочник).
По ходу разговора взрослый ставит на стол все, что называют дети, разливают чай. Затем обращаются у имениннику: «Пятя, мы поздравляем тебя с днем рождения. Мы дарим тебе эту открытку, на которой сейчас запишем наши пожелания. Я желаю тебе здоровья. А вы, ребята, чего пожелаете Пете?» (записывают пожелания на открытку).
Дид. игра «Огородники» (русская народная игра).
Цель: закреплять представления об огородных растениях, активизировать в речи названия овощей, развивать речевой слух.
Ход игры: Каждый из играющих называет себя каким – нибудь овощем: репой, редькой, луком, морковью, редисом….и становится в круг. Один из участников игры – огородник - выходит на середину круга и стучит палкой о землю. Его спрашивают:
- кто там?
- Огородник!
- Зачем пришел?
- За репой!
После этого ответа все ведут хоровод, приплясывают и поют:
Сверху репа зелена,
Посередке толста,
К концу востра
Прячет хвост под себя.
Кто к ней не подойдет
(во время пения огородник стоит с закрытыми глазами). Тот на кого укажет глазами или жестом ведущий, подает голос, стараясь его изменить: «Я репа, ау!» Огородник должен отгадать, кто из ребят назвал себя репой. Если он угадает верно, репа должна убегать, а огородник старается поймать ее.
Дид. игра «Чудесный мешочек».
Цель : Ориентироваться на род имени существительного при определении предмета по его признакам.
Материал : заяц, морковь, огурец, яблоко, помидор, мешочек.
Хдо игры : Скажем детям примерно следующее: «К нам в детский сад пришел заяц. Зайка побегайка, что у тебя в мешке? Можно посмотреть? Что это? (Морковка. Какая морковка? (Длинная, красная). Калдем морковь на стол. А это что? (Огурец) Какой огурец? (Аналогичным образом достает помидор, яблоко и др.)».
Теперь зайчик с вами хочет поиграть. Он спрятал все овощи и фрукты в мешочек. Зайка опустит лапу в мешочек, возьмет овощ или фрукт и расскажет вам про него, а вы должны догадаться, что у зайки в лапе. Слушайте внимательно, она длинная, красная. Что это? (морковь). Он зеленый, длинный.
Что это? (огурец).Оно круглое, красное. Что это? (яблоко). Он круглый, красный, Что это? (помидор).
Если дети неправильно ответят на последние два вопроса, повторим, выделяя голосом местоимения : «Послушайте еще раз. Оно круглое, красное. Он круглый, красный.
Теперь найдите и положите в мешочек овощи. Что осталось? (яблоко). Яблоки – это фрукты. Спасибо, зайчик, что пришел к нам. До свидания».
Дид. игра «Разноцветный сундучок».
Цель: Учить детей ориентироваться на окончание при согласовании слов в роде, закреплять названия продуктов питания.
Материал: сундучок, предметные картинки: яйцо, печенье, варенье, яблоко, полотенце и др. предметы, обозначенные существительным среднего и женского рода , по числу детей.
Ход игры: Поставим на стол сундучок с картинками. Предложим детям вынимать картинки по одной, будем задавать при этом вопросы: «Какое яичко?, какая матрешка?» И т. п. Вопросительное местоимение согласуется с существительным и помогает ребенку правильно определить род последнего.
В том случае, если на картинках будут изображены два предмета, игра приобретет новый смысл: ребенок сможет поупражняться в образовании форм именительного падежа множественного числа существительных.
Дид. игра «Волшебная кастрюля».
Цель: Учить детей правильно образовывать от имени существительных во мн. числе. Обогащать словарный запас. Прививать навыки здорового питания.
Материал: Силуэт кастрюли из цветного картона с наклеенным прозрачным кармашком, предметные картинки овощей и фруктов.
Ход игры: Воспитатель показывает силуэт кастрюли и сообщает, что кастрюля волшебная и по просьбе детей может сварить любой суп или фруктовый напиток. Вызванный ребенок выставляет в карман выбранную им предметную картинку. Можно использовать волшебные слова, заклинания «Раз- два-три кастрюля вари!», после чего ребенок сообщает какой суп или напиток он приготовил.
Например: Суп какой: горох – гороховый, фасоль – фасолевый, картофель – картофельный, компот какой: яблоко – яблочный, вишня – вишневый…
Игру можно усложнить предложив детям несколько предметных картинок: овощи – овощной, ягоды – ягодный, фрукты – фруктовый…
Аналогичным образом можно изготовить игру с силуэтом горшочка для варки каши: гречка – гречневая, рис – рисовая, овес – овсяная, кукуруза – кукурузная; усложнение: просо – пшеничная
Таким же образом можно изготовить игру с силуэтом банки: соки: клубника – клубничный…варенье: смородина –смородиновое, вишня – вишневое…
Дид игра «Вершки – корешки».
Цель: Упражнять детей в классификации овощей (по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле).
Игровое правило: отвечать можно только двумя словами: вершки или корешки. Кто ошибся платит фант.
Ход игры: Воспитатель уточняет с детьми, что они будут называть вершками, а что корешками: «Съедобный корень овоща будем называть - корешками, а съедобный плод на стебле – вершками». Воспитатель называет какой - нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно: вершки или корешки. Воспитатель предупреждает, чтобы дети были внимательны, т. к. в некоторых овощах съедобно то и другое. Воспитатель называет: «Морковь!» Дети отвечают: «Корешки!», «Помидор!» - вершки, «Лук!» - вершки и корешки, Тот, кто ошибается, платит фант, который в конце игры выкупается. Воспитатель можно предложить иной вариант; он говорит: «вершки!», а дети вспоминают овощи, у которых съедобны вершки. Эту игру хорошо проводить после беседы об овощах, огороде.
Дид игра «Съедобное несъедобное».
Цель: Закреплять знания о том, что в овощах есть съедобные корни - корешки и плоды - вершки, у некоторых овощей съедобны и вершки и корешки; упражнять в составлении кулинарных блюд.
Игровое правило: искать свой вершок или корешок можно только по сигналу. С одним и тем же игроком вставать в пару нельзя, надо искать и другую пару.
Игровое действие: поиск пары, составление целого растения.
Ход игры:
Вариант 1 . После уборки урожая на своем огороде воспитатель собирает детей, показывает им, какой хороший урожай они вырастили, хвалит их за полезный труд. Затем уточняет знания детей о том, что у одних растений бывают съедобны корни – корешки, у других плоды – вершки, а у некоторых растений и вершки и корешки. Воспитатель объясняет правила игры:
Сегодня мы поиграем в игру, которая так и называется «Вершки и корешки». У нас на столе лежат вершки и корешки растений – овощей. Мы сейчас разделимся на две группы: одна будет называться «Вершки», а другая группа будет называться «Корешки» . (дети делятся на две группы).
Здесь на столе лежат овощи; дети первой группы берут себе в руки по вершку, а дети второй по корешку. Так, все взяли? А теперь по сигналу (хлопку в ладоши)вы все разбежитесь по участку и побегаете врассыпную. Когда услышите сигнал: «Раз, два, три – свою пару найди!», быстро найдите себе пару: к своему вершку – корешок. Игра повторяется, но уже искать надо другой вершок или корешок. Нельзя все время становиться в пару с одним и тем же игроком.
Вариант 2 . Вершки (или корешки) стоят на месте. По площадке бегает только одна подгруппа детей. Воспитатель дает команду: «Корешки найдите свои вершки». Дети должны стать так, чтобы ботва и корень составили одно целое.
Правильность выполнения задания могут проверить «волшебные ворота» (воспитатель и кто нибудь из детей), через которые проходят все пары. Чтобы интерес к игре не угасал, можно предложить поменяться вершками и корешками. В старшей группе следует для этой игры брать овощи с малозаметными различиями в ботве, например: петрушка и морковь, репа и редька. Можно положить веточки укропа – пусть поищут свои корешки. Если играющий не нашел, значит, корешки укропа несъедобные, а значит остался без пары.
Дид. игра «Все профессии важны, все профессии нужны, а кому какой нужнее?»
Цель: Активизировать знания детей о доминирующем развитие того или иного органа чувств у людей определенной профессии (повар, разведчик, дерижер, парфюмер, фокусник).
Игровое правило: Каждый игрок получает большую карточку с изображением человека определенной профессии. На столе лежат маленькие карточки с изображением того или иного органа чувства (глаза, нос, уши, язык). Игроки по очереди достают по одной маленькой карточке и либо оставляют ее у себя, если она подходит к изображению на большой карточке, либо возвращают обратно. Игра заканчивается когда у каждого имеется хотя бы по одной маленькой карточке. Затем дети по очереди обосновывают свой выбор. Остальные внимательно слушают и оценивают правильность выбора. Выигрывает тот, кто ни сделал ни одной ошибки или допустил минимальное количество неточностей.
Примечание: Количество разрезанных карточек должно быть больше необходимого, можно предложить вариант игры, при котором каждый из детей имеет право выбрать несколько больших карточек. Это становится возможным по мере овладения знаниями об особенностях развития определенного органа чувств у людей разных профессий.
Хитрые классики: настольная речевая игра для обучения грамоте, развития речи детей и подготовки к школе – своими руками. Правила игры. Варианты игры.
Идея игры пришла ко мне, когда я вела группы подготовки детей к школе. Делюсь ей с Вами. В игру можно играть с детьми старшего дошкольного возраста и школьного возраста, но правила и задания в ней будут различны для разных возрастов детей. Когда ребенок вырастет – в аналогичную игру можно играть со словами на иностранном языке.
«Хитрые классики»: настольная речевая игра своими руками. Правила игры. Варианты игры.
Что это за речевая игра «Хитрые классики» и что она нам даёт?
Постоянно общаясь с детьми и ведя занятия и игры с ними, я знаю, насколько трудно иногда даются детям задания по анализу слов, предложений, звуков. И насколько легко они делают эти же задания в настольной или подвижной игре. В игре в «Хитрые классики» ребенок увлечен игровой задачей и с удовольствием решает учебные задачки. А заодно потренируется и поупражняется в нужных умениях.
Игру можно в полном объеме использовать с детьми шести лет и старше, в более легком варианте (индивидуальная игра «взрослый + ребенок») — с пяти лет.
Задача игроков – первыми допрыгать до конца классиков (передвинуть свою фишку). Чтобы сделать один ход (передвинуть свою фишку на одну клеточку), нужно выполнить задание. Игроки по очереди бросают кубик или карандаш с гранями и смотрят, что за цифра на нем выпала. Значит, столько слов нужно будет придумать. Какие же это будут слова? Чтобы это определить делаем снова выбор на удачу: для этого либо вытаскиваем карточку с заданием из мешочка или из коробки, или бросаем кубик с заданиями.
Например, ребенок бросил кубик и на нем выпало 2 точки. Значит, ему надо будет придумать 2 слова (сколько точек – столько слов надо будет придумать). Какие это слова? Чтобы узнать, бросаем кубик с заданиями. Что же на нем выпало? Видим на верхней грани такую картинку – схема слова из 3 слогов. Значит, малышу нужно придумать слова из трех слогов. Малыш называет два слова (сколько точек выпало ему в игре) из 3 слогов. Например: малина, машина, Марина. Если он придумывает правильно эти слова – то он передвигается на одну клеточку вперед. Если ошибается или не может придумать – то остается на месте.
Как сделать эту настольную речевую игру более интересной для ребенка?
Идея 1. Плюс самодельной игры в том, что задания можно каждый раз менять, и это будет сюрпризом для ребенка и будет вызывать его интерес к игре. Дети 5-7 лет очень любят сюрпризы и разнообразие. Им очень интересно, что же ждет их в мешочке с заданиями на этот раз или какой кубик с заданиями им дадут.
Идея 2. Вводите иногда в игру пустые карточки без задания – это всегда вызывает радость и восторг — можно передвинуть фишку вперед просто так, а малыш этого никак не ожидал! В игре с группой из 2-3 детей можно ввести 2-3 такие фишки. А иногда играть без них. Иногда когда ребенок вытаскивает такую фишку, то все очень удивляются. А когда второй ребенок еще раз вытаскивает пустую фишку – бурный восторг! Окызывается, не всё пропало. Если «счастливая фишка» уже вышла из игры – не факт, что она была единственной. Может быть, и тебе тоже повезет:).
Идея 3.
Введите в игру серые фишки – сделай ход назад.
Для этого либо вводим несколько таких карточек в карточки с заданиями. Либо делаем одну грань кубика с заданиями серой.
«Серый цвет – хода нет!»
Дети легко запоминают это правило! Неприятно, но приходится подчиниться правилу и идти на шаг назад, ведь это правило игры. Оно идет не от взрослого, поэтому не вызывает протеста – оно идет от самой игры – « так принято».
Такие серые запрещающие фишки учат малыша управлять своим поведением – учат очень легко и в очень доброжелательной форме. Не всегда будет в жизни так, как мы хотим и иногда надо отступить на шаг назад. Это не трагедия – это просто игра. И этому жизненному умению также учит эта игра. Такие фишки можно вводить в возрасте старше 5 лет.
Я всегда использую в игре и серые фишки, и пустые фишки – «счастливые». Это вводит в игру интригу и дополнительно мотивирует детей играть в нее.
Идея 4. Используйте самые разные учебные задания на те упражнения, которые Вам нужно провести с ребенком, чтобы закрепить его знания и умения. Варьируйте их. Детям будет интересно узнать, во что они будут играть в этот раз и что их ждет.
Примеры заданий для разных вариантов этой игры:
Первый вариант игры: мягкий – твердый согласный.
Придумываем с детьми в игре слова, которые начинаются с определенного звука. Тогда на кубике или карточке у Вас будет нарисованы картинка. С какого звука начинается название предмета на картинке – с такого звука мы и будем подбирать слова. Например, если ребенку на кубике с цифрами выпала цифра три (значит, надо будет придумать три слова), а на кубике с заданиями – картинками — картинка «Мишка», то анализируем это слово: мьььььишка. Первый звук — мь, мягкий согласный. Значит, надо придумать три слова, начинающихся со звука мь. Например, мяч, Мила, мёд, мюсли, медведь.
Если ребенку выпал на первом кубике с точками или цифрами цифра один, а на кубике с заданиями картинка с топором, то тогда проговариваем слово: Топор. Первый звук – т. Нужно придумать еще одно слово, начинающееся со звука Т. Например, транспорт.
Второй вариант игры: сколько слогов в слове.
Рисуем на кубике с заданиями слоговые схемы слов (сколько «лодочек» — столько слогов в слове). Например, на карандаше выпало 4 точки – значит, надо будет придумать 4 слова. Какие слова? Выбираем на удачу задание – бросаем кубик с заданиями (или вытаскиваем карточку из коробки с закрытыми глазами). Смотрим – на карточке нарисованы «две лодочки» — два слога. Значит, надо придумать 4 слова из 2 слогов. Прохлапываем слова – проверяем (можно слова и «прошагивать»: один шаг = один слог). Придумали: мама, щенок, совок, метла, лего.
Третий вариант игры: придумай предложений из определенного количества слов.
На кубике с заданиями нарисованы схемы предложений. Например, ребенок бросает кубик с цифрами или точками, и выпадает цифра 3. Значит. Надо будет придумать три разных предложения. На втором кубике с заданиями ему выпадает схема предложения из 3 слов. Ребенок придумывает (можно подсказывать идеи): Мама пришла домой. Медведь спит зимой. Я люблю мороженое. Задание выполненно.
Четвертый вариант игры: придумай предложение с заданным словом.
На кубике с заданиями изображаем картинки. Например, стол, белочка, машина, дерево, солнце, карандаш. Ребенок бросает первый кубик (от 1 до 3 точек или цифр). Выпадает цифра 2. Значит, ему нужно будет придумать два предложения. Выбираем на удачу слово. Попало слово карандаш. Придумываем два предложения со словом карандаш. Например: «Карандаш лежит на столе. Карандаш острый». Если же ребенок бросает кубик, и ему выпадает серая грань: «Серый цвет – пути нет», то он пропускает ход и делает один шаг назад по классикам. Если же ему выпала пустая карточка – он делает ход вперед без всяких заданий. Дети очень любят такие неожиданности.
Вы сможете придумать и другие задания. Например, скажи наоборот. Назови правильно (удобнее использовать карточки, а не кубик: много яблок, груш, слив, колёс, окон, гнёзд и так далее) и другие.
Пятый вариант игры – подбираем слова с заданной буквой или слогом.
На кубике написана буква или слог. Нужно назвать букву или слог вслух (букву дошкольники называют так: ммммм, б, п, лллл, а не «эм» или «эль») и придумать слова, в которых есть эта буква или заданный слог. Игра позволяет расширить словарный запас ребенка. Перед игрой выпишите список слов с заданными слогами, чтобы Вы могли подсказывать ребенку (у многих взрослых проблема – вспомнить слова ).
Еще один вариант игры со слогами – подобрать рифму и придумать чистоговорку. Например, на кубике написано «ры». Нужно придумать чистоговорку с этим словом. «Рырыры – вот летят шары». Или «ры-ры-ры. Катимся с горы» Или «Ры-ры-ры. Это топоры». Сочиняйте вместе с детьми, чтобы было весело. Можно придумывать юмористические варианты. Если идет автоматизация произношения звука в слогах и словах, то на одном кубике используйте слова с данным звуком (ра, ры, ро, ру, ре и т.д.).
Идея 5. Иногда можно нарисовать классики прямо на полу мелком и передвигаться по ним – это тоже интересно, необычно и привлекает внимание детей. Тогда дети не передвигают фишки, а сами прыгают в следующую клеточку. Клетки должны быть большие, а играть в такую игру на прогулке или дома можно с 2 детьми, не более (трое в одну клетку не поместятся, или им будет тесно).
Как сделать настольную речевую игру «Хитрые классики».
Нам понадобится для настольной речевой игры:
Первое. Игровое поле.
Берем лист бумаги желательно большого формата А3 для группы игроков. С одним ребенком можно играть и на формате А4 (стандартный альбомный лист). Рисуем на нем классики, нумеруем клеточки.
Варианты классиков, которые можно нарисовать на игровом поле я нарисовала для Вас в картинках к этой статье.
Второе. Карандаш или кубик с цифрами или с точками.
Какой понадобится карандаш или кубик зависит от возраста детей и уровня сложности игры.
Первый уровень сложности игры – используем только три цифры – 1 ,2, 3 (или рисуем от одной до трех точек). Т.е. на кубике или на карандаше — шесть граней. На двух из них написана цифра 1 (или нарисована 1 точка). На двух гранях – цифра 2 (или две точки). И еще на двух гранях – цифра 3 (и три точки). Цифры пишем ближе к непишущему концу карандаша ручкой очень четко.
Какая цифра стоит или сколько точек нарисовано – столько игроки и должны будут подобрать слов. Поэтому сначала даем очень простые задания – придумать до 3 слов.
Второй уровень сложности игры
Вариант А — простой или цветной карандаш с 6 гранями.
На каждой грани ближе к непишущему концу карандаша ручкой четко пишем цифру 1, 2, 3, 4, 5, 6 (шесть граней – шесть цифр, на одной грани – одна цифра). Карандаш хорош для детей с 6 лет и старше. Они очень любят нестандартные игровые элементы. И с удовольствием находят такой оригинальный способ использования обычной вещи, бросают карандаш на стол и смотрят, что выпало на верхней грани.
Вариант Б – кубик. Кубик с крупными точками или крупными цифрами мы используем для детей помладше – пятилеток.
Заготовку кубика Вы можете скачать в статье Нарисуйте на ней точки или поставьте крупно и четко цифры.
Третье. Фишки, которые будут передвигаться по классикам, по числу игроков.
Фишками будут цветные крупные пуговицы разного цвета по числу игроков (не более 3-4). Также в качестве фишек я часто использую фигурки животных или геометрические фигурки из полистирола. Дети любят выбирать то дельфинчика, то петушка, то собачку и использовать эти фигурки как фишки. Такие наборы продаются в интернет-магазинах, в магазинах детских и канцелярских товаров.
Четвертое. Кубики или карточки с заданиями.
Вариант А. Карточки с заданиями. Рисуем задания на картонных квадратиках или прямоугольниках – наших карточках. Например, если мы учимся делить слова на слоги, то на карточках рисуем слоговые схемы слов.
Вариант Б. Рисуем задания на еще одном кубике. Очень удобно использовать для этого старые кубики, уже неинтересные малышу, обклеив их бумагой и нарисовав на них задания.
Не забудьте добавить в игру серый запрещающие карточки и счастливые пустые карточки.
С каким количеством игроков лучше играть в эту настольную речевую игру?
Можно играть семьей:
взрослые и ребенок – дошкольник, играть со старшими братьями и сестрами. Или играть парой (мама + малыш, педагог + малыш).
В эту игру с большой группой детей
(8-10) играть сложно, так как они устают ждать своего хода. Если Вы хотите провести игру с большой группой детей, то есть два варианта:
1. Соревнование командами.
Одна команда – это все дети. Другая – это Вы, взрослый . Получается, что все дети сразу решают задание вместе (используем в этом случае кубик с 6 гранями). Очень хорошо, если Вы будете вносить элемент задора: хотела Вам вот такой кубик с заданиями дать, но нет – не дам. Вы наверное, еще маленькие и Вам рано делать эти задания. Тогда дети упрашивают дать им этот кубик и с удовольствием убеждаются, что они большие, всё смогли!
2. Можно заготовить несколько комплектов игры.
Каждая подгруппа детей играет со своим комплектом. Научите детей играть в эту игру, и они будут играть самостоятельно, обращаясь к Вам за помощью в сложных случаях или если возникли вопросы. Для самостоятельной игры даем только простые задания, с которыми дети могут самостоятельно справиться и помочь друг другу.
Желаю Вам интересных игр! Скоро у нас будет третья Интернет-Мастерская развивающих игр «Через игру – к успеху!». Присоединяетесь!
До новых встреч на «Родной тропинке».
Еще интересные речевые игры для детей Вы найдете в статьях сайта:
А также множество увлекательных игр для детей по развитию речи, обучению грамоте, подготовке к школе Вы найдете на специальной странице сайта с обучающими он-лайн играми, разработанными специалистами специально для обучения малышей .
Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ
"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"
Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки
Развивающие игры и упражнения способствуют развитию у детей коммуникативных навыков, психических процессов, мелкой моторики, положительной мотивации к обучению.
Такие упражнения можно использовать в работе с первоклассниками в адаптационный период, с учащимися 1 – 4 классов в течение учебного года, для проведения учителем наблюдений в целях фиксации результатов развития и обучения младших школьников, для мониторинга образовательного процесса и для работы по реализации коррекционной программы (коррекционная папка).
Целью упражнений является развитие и корректировка у детей всех компонентов психологической готовности обучаться в школе.
Задачи:
развитие психологических качеств детей:
Внимания;
- памяти;
- мышления;
- произвольности поведения;
- мелкой моторики;
- зрительно-моторной координации;
- речи;
- формирование интереса и положительной мотивации к обучению;
- выявление личностного потенциала обучения и развития .
Отдельные игры и упражнения в зависимости от ситуации можно включать во время организации досуга детей на переменах, во время прогулок на улице, в группе продленного дня, в определенных моментах на уроках.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ
Игра «Доброе животное»
Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.
Учитель (говорит тихим, таинственным голосом): «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох делаем 2 шага назад. Вдох - 2 шага вперед. Выдох- 2 шага назад. Так животное не только дышит, но так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т. д. Давайте возьмем себе дыхание и стук сердца этого животного.
Игра «Попроси игрушку»
Цель: обучить детей эффективным способам общения.
Группа делится на пары, один из участников пары (участник 1) берет в руки какой-нибудь предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т. д. Другой участник (участник 2) должен попросить этот предмет. Инструкция участнику 1: «Ты держишь в руках игрушку (тетрадь, карандаш), которая очень нужна тебе, но она также нужна и твоему товарищу. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать». Инструкция участнику 2: «Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы ее тебе отдали».
Затем участники 1 и 2 меняются ролями.
Игра «Гусеница»
Цель: способствовать сплочению детского коллектива.
Учитель: «Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и начнем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впереди стоящего. Между его спиной и своим животом зажмите воздушный шар. Дотрагиваться руками до шара строго воспрещается! Первый участник в цепочке держит свой шар на вытянутых руках.
Таким образом, в единой цепи вы должны пройти по…(указывает маршрут).
Игра «Прогулка с компасом»
Цель: формирование у детей доверия к окружающим сверстникам.
Группа разбивается на пары, где есть ведомый («турист») и ведущий («компас»). Каждому ведомому (он стоит впереди, а ведущий – сзади, положив партнеру руки на плечи) завязывают глаза. Задание: пройти все игровое поле вперед и назад. При этом «турист» не может общаться с «компасом», разговаривать с ним. Учитель движением рук помогает ведомому держать направление, избегая препятствий – других «туристов» с «компасами».
После окончания игры дети могут описать, что они чувствовали, когда были с завязанными глазами и полагались на своего партнера.
Игра «Головомяч»
Цель: развивать навыки сотрудничества в парах и тройках, научить детей доверять друг другу.
Учитель: «Разбейтесь на пары и ложитесь на ковер друг напротив друга. Лечь нужно на живот так, чтобы ваша голова оказалась рядом с головой партнера. Положите мяч точно между вашими головами. Теперь вам нужно поднять мяч и встать самим. Вы можете касаться мяча только головами. Постепенно поднимаясь, встаньте сначала на колени, а потом на ноги. Пройдитесь по комнате.
Игра "Аэробус"
Цель: научить детей согласованно действовать в небольшой группе, показать, что доброжелательные взаимоотношения товарищей по команде дают уверенность и спокойствие.
Учитель: «Кто из вас хотя бы раз летал на самолете? Можете ли вы объяснить, что держит самолет в воздухе? Знаете ли вы, какие бывают типы самолетов? Хочет ли кто-нибудь из вас стать Маленьким Аэробусом? Остальные ребята будут помогать Аэробусу "летать"».
Один из детей (по желанию) ложится животом на ковер и разводит руки в стороны, как крылья самолета. С каждой стороны от него встает по три человека. Они присаживаются и просовывают руки под ноги, живот и грудь лежащего. На счет "три" они одновременно встают и поднимают Аэробус в воздух.
Учитель: «Так, теперь можно тихонько поносить Аэробус по помещению. Когда он почувствует себя совершенно уверенно, пусть закроет глаза, расслабится, совершит "полет" по кругу и снова медленно "приземлится" на ковер».
Когда Аэробус "летит", учитель может комментировать его полет, обращая особое внимание на аккуратность и бережное отношение к нему. Можно попросить Аэробус самостоятельно выбрать тех, кто его понесет. Когда у детей начнет все хорошо получаться, можно "запускать" два Аэробуса одновременно.
Игра "Глаза в глаза"
Цель: развивать в детях чувство эмпатии, настроить на спокойный лад.
Учитель: «Ребята, возьмитесь за руки с соседом по парте. Смотрите друг другу в глаза и, чувствуя руки, попробуйте молча передавать разные состояния: "я грущу", "мне весело, давай играть", "я рассержен", "не хочу ни с кем разговаривать"...».
Игра "Воздушный шарик"
Цель: снять напряжение, успокоить детей.
Все играющие сидят или стоят в кругу.
Учитель: "Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, надувая щеки, медленно, через приоткрытые губы наполняйте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. Представили? А теперь покажите друг другу шары".
Игра "Корабль и ветер"
Цель: настроить группу на рабочий лад, особенно, если дети устали.
Учитель: "Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки... А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать, как шумит ветер!"
Упражнение можно повторить 3 раза.
Игра "Смена ритмов"
Цель: помочь детям включиться в общий ритм работы.
Если педагог хочет привлечь внимание детей, он начинает хлопать в ладоши и громко, в такт хлопкам, считать: раз, два, три, четыре... Дети присоединяются и тоже все вместе, хлопая в ладоши, хором считают: раз, два, три, четыре... Постепенно педагог, а вслед за ним и дети хлопают все реже, считают все тише и медленнее.
Цель: развитие внимания, умения узнавать друг друга по голосу, создание положительного эмоционального фона в коллективе детей.
Дети встают в круг, выбирают водящего. Он встает в центр круга, закрывает глаза и старается узнать детей по голосу.
Игра"Возьми и передай"
Цель: достижение взаимопонимания и сплоченности в коллективе детей, развитие у них умения передавать положительное эмоциональное состояние.
Дети встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза и мимикой стараются передать положительные эмоции, радость, счастье.
Игра"Тень"
Цель: развитие у детей наблюдательности, памяти, внутренней свободы и раскованности.
Звучит фонограмма спокойной музыки. Дети разбиваются на пары. Один ребенок - "путник", другой - его "тень". Последний старается в точности скопировать движения "путника", который ходит по помещению и делает разные движения: неожиданные повороты, приседания, нагибается сорвать цветок, подобрать красивый камушек, кивает головой, скачет на одной ноге и т. п.
Игра "Дракон кусает свой хвост"
Цель: снятие у детей напряженности, невротических состояний; развитие сплоченности группы.
Звучит веселая музыка. Играющие становятся в линию, держась за плечи. Первый ребенок - "голова" дракона, последний - "хвост", все остальные в цепочке - "тело". "Голова" пытается поймать "хвост", а тот уворачивается. "Тело" дракона неразрывно. Как только "голова" схватила "хвост", она становится "хвостом". Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.
Игра "Цветик-семицветик"
Цель: развитие у детей умения делать правильный выбор, способности сотрудничать со сверстниками.
Для этой игры понадобится цветик-семицветик, который можно изготовить по-разному, главное, чтобы лепестки отрывались (вынимались), а также красные и желтые фишки.
- Каждый ребенок, сорвав лепесток, может задумать одно заветное желание. По очереди дети с лепестками кружатся вместе с остальными и повторяют слова:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели!
Затем нужно произнести желание. Если загаданное желание связано с удовлетворением личных потребностей ребенка, он получает желтую фишку, если оно имеет общественное значение - красную. Собрав в конце игры все фишки, учитель может определить уровень нравственного развития группы. Но не стоит говорить об этом детям, т. к. в дальнейшем они могут скрывать свои заветные желания, подстраиваясь под оценки взрослых. В конце игры дети обсуждают, какие желания им понравились и почему.
- Один лепесток срывают два ребенка. Держась за руки, они "совершают полет", обдумывая и согласуя друг с другом общее желание.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ТОНКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ
Гимнастический комплекс на развитие у детей тонкой моторики
- Выпрямить кисть, плотно сомкнуть пальцы, медленно сжимать их в кулак. Поочередно выполнять каждой рукой.
- Руку плотно положить на стол ладонью вниз и поочередно сгибать пальцы: средний, указательный, большой, мизинец, безымянный. Выполнять поочередно каждой рукой.
- Выпрямить кисть и поочередно присоединять безымянный палец к мизинцу, средний - к указательному.
- Сжать пальцы в кулак и вращать кисть в разных направлениях. Сначала поочередно каждой рукой. Затем - двумя руками одновременно.
- Сгибать и разгибать пальцы. Пальцы разомкнуть как можно шире, затем сомкнуть. Повторять эти движения поочередно каждой рукой, затем сразу обеими.
- Положить руки ладонями вверх. Поднимать по одному пальцу сначала на одной руке, потом на другой. Повторять это упражнение в обратном порядке.
- Положить ладони на стол. Поочередно поднимать пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца.
- Зажать карандаш средним и указательным пальцами. Сгибать и разгибать эти пальцы.
- На столе лежат 10-15 карандашей (палочек, пуговиц, горошинок и т. д.). Нужно одной рукой собрать все карандаши. При этом нельзя помогать другой рукой, и надо стараться брать карандаши по одному.
- Зажать карандаш средним и указательным пальцами. Далее выполнять движения так, что сначала сверху оказывается средний палец, а потом указательный.
- Катать между ладонями (пальцы прямые) два небольших шарика или два грецких ореха.
Упражнение "Обведи по точкам"
Цель:
развитие у детей целостного восприятия предметов, обучение выполнению плавных линий без отрыва карандаша от бумаги.
На листе бумаги с помощью точек нанесен контур рисунка. Ребенку необходимо соединить все точки рисунка одной линией, стараясь не отрывать карандаш от бумаги.
Упражнение "Штрихи в рисунке"
Цель:
развитие тонкой моторики рук.
Упражнение заключается в штриховке различных фигурок. Можно использовать самые различные виды штриховки: по вертикали, горизонтали, диагонали, петлями, волнистыми линиями и т. п.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ ВНИМАНИЯ
Игра "Зеваки"
Цель:
Дети идут по кругу друг за другом, держась за руки. По сигналу "Стоп!" останавливаются, делают 4 хлопка, поворачиваются на 180° и начинают движение в другую сторону. Направление меняется после каждого сигнала. Если ребенок запутался и ошибся, он выходит из игры. Игра может закончиться, когда в игре останется 2-3 ребенка. Они торжественно объявляются победителями.
Игра "Не пропусти растение"
Цель:
развитие у детей способности к переключению внимания.
Играющие садятся в круг и внимательно слушают слова, которые произносит педагог. Всякий раз, когда среди слов встретится название растения, дети должны встать и тут же сесть.
Слова, к примеру, такие: дорога, тигр, машина, береза, самолет, пшеница, роза, змея, дуб, кукла, гриб, школа, шиповник, ромашка, рама, дом, малина, тополь, тепловоз, муравей, графин, гвоздика, гвоздь, музей, театр, игра, ива, иволга, воробей, баобаб, каштан, пальма, палатка, кино, кенгуру, киви, хоккей, город, собака, банан, василек, кувшин, молоко, тюльпан, тыква, лес, теремок, ель, сосна, дорога, книга, искусство, музыка, осина, балет, тапочки, паркет, плющ, одуванчик, мимоза...
Игра"Четыре стихии"
Цель:
развитие у детей внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов.
Дети сидят на стульях по кругу. По команде ведущего выполняют движение руками.
Движение руками |
|
Дети опускают руки вниз |
|
Вытягивают руки вперед |
|
Поднимают руки вверх |
|
"Огонь" | Вращают руками в локтевых т лучезапястных суставах |
Игра "Нос, нос, рот"
Цель:
Играющие сидят кружком, посередине учитель. Учитель говорит: "Нос, нос, нос, рот..." При первых словах он действительно касается рукой носа, а потом вместо рта дотрагивается до какой-то другой части головы. Дети должны делать все не так, как говорит учитель, а так, как они видят (как он делает). Кто ошибается - выбывает. Один, самый внимательный, выигрывает.
Игра "Найди отличия"
Цель:
развитие у детей зрительного внимания.
Детям показываются изображения двух похожих предметов, имеющих при этом некоторые отличия. Учитель предлагает игрокам внимательно посмотреть на картинки.
Учитель: Что здесь нарисовано? Эти картинки одинаковые или нет? Перечислите все отличия на этих картинках.
Игра "Нарисуй по клеточкам"
Цель:
развитие у детей зрительно-моторной координации, внимания.
Детям выдаются бланки с заданием: нужно повторить по клеточкам фигуру. Если ребенок не понял задание - показать последовательность рисования.
Игра "Запомни точки"
Детям предлагаются карточки с расставленными в них точками. Время показа каждой карточки - 1-2 с. Необходимо посмотреть на карточку, запомнить расположение точек и воспроизвести рисунок у себя на бланках. Время на зарисовывание не более 15 с.
Игра "Ладонь! Кулак!"
Цель:
развитие у детей слухового внимания и координации движений.
Дети стоят полукругом, учитель перед ними. Педагог командует (сначала это сопровождается соответствующими действиями): "Ладонь! Кулак! Кулак! Ладонь!" и т. д. Затем темп произношения команд увеличивается, те, кто сбился, выбывают. Выигрывает тот, кто остался в игре последним.
Игра "Делай, как я"
Цель:
развитие у детей произвольного внимания.
Дети стоят друг за другом. Руки лежат на плечах впереди стоящего. По первому сигналу учителя поднимает правую руку первый ребенок, по второму сигналу - второй ребенок и т. д. Когда правую руку поднимут все дети, на очередной сигнал они начинают поднимать в том же порядке левую руку. Затем дети по сигналу ведущего должны опускать сначала поднятую правую руку, затем левую.
Игра повторяется дважды, с ускорением темпа. И во второй раз ребенок, допустивший ошибку, выбывает из игры.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Упражнение "Раскрась фигуры"
Ребенку показывают бланк с нарисованными геометрическими фигурами и просят аккуратно закрасить цветным карандашом каждую из них. Ребенка нужно предупредить, что главное - аккуратность, время не имеет значения. Как только он начинает проявлять небрежность, работа прекращается. Ребенок 6-7 лет аккуратно закрашивает 15-20 фигур. Это хороший показатель произвольной регуляции деятельности, терпеливости при выполнении малоинтересной и монотонной работы.
Упражнение "Зачеркни фигуры"
Детям предлагается картинка с изображением предметов: домиков, мячиков, елочек. Нужно зачеркнуть все домики, мячики, елочки или только два любых предмета, по выбору педагога. Время работы ограничивается до 2,5 мин.
Упражнение «"Да"и"Нет"не говорить»
Цель:
развитие у детей умения действовать по правилам.
Учитель: «Сейчас я буду задавать вам вопросы, а вы должны мне на них правильно отвечать, но существует правило: при ответе на вопрос нельзя говорить "Да" и "Нет"».
Примерные вопросы: Ты хочешь идти в школу? Ты любишь учиться? Ты любишь, когда тебе читают сказки? Ты любишь смотреть мультфильмы? Ты любишь гулять? Ты любишь играть? Ты хочешь учиться? Ты любишь болеть?
Чтобы правильно ответить на вопрос, ребенку необходимо постоянно, не отвлекаясь, удерживать в памяти условия игры и принятое им намерение отвечать определенным образом, контролировать свои ответы, сдерживать желание ответить словами "да" и "нет" и одновременно обдумывать содержательный ответ.
Игра "Тропинка"
Цель:
развитие дисциплинированности, организованности, сплоченности детей.
Дети берутся за руки, образуя круг. По сигналу ведущего начинают движение по кругу в правую сторону до тех пор, пока ведущий не произнесет слово-задание. Задания чередуются. Кто быстрее и точнее выполнит задание, получает поощрительные очки. Чемпионом становится ребенок, набравший наибольшее количество очков.
Игра "Сосед!"
Играющие, сидя или стоя (в зависимости от условий), образуют круг. По жребию выбирают водящего, который встает внутри круга. Он спокойно ходит по кругу, затем останавливается напротив одного из игроков и громко произносит: "Сосед!". Тот игрок, к которому обратился водящий, продолжает стоять (сидеть), не меняя положения. Водящий должен останавливаться точно напротив того ребенка, к которому он обращается. А оба его соседа должны поднять одну руку: сосед справа - левую, сосед слева - правую, т. е. ту руку, которая ближе к игроку, находящемуся между ними. Если кто-то из ребят ошибся, поднял не ту руку или вообще забыл это сделать, то он меняется с водящим ролями. Игрок считается проигравшим, даже если он пытался поднять не ту руку.
Игра "Летает - не летает"
Дети садятся или встают в круг. Учитель объясняет правила игры: «Я буду называть предметы и спрашивать: "Летает?". Например: "Муха летает? Стол летает?" Если я назову предмет, который в самом деле летает, вы поднимите руки. Если я назову нелетающий предмет, не нужно поднимать рук. Пожалуйста, будьте внимательными».
Затем педагог начинает игру: "Голубь летает?" - и поднимает руки. Дети говорят: "Летает" - и тоже поднимают руки. "Автомобиль летает?" - спрашивает учитель и поднимает руки. Дети, как правило, повторяют этот жест и проигрывают. Смысл игры заключается в том, что дети должны сохранять бдительность во время уловок взрослого и всегда различать зрительный сигнал и содержание вопроса.
Игра "Нарисуй домик"
Ребенку предлагают как можно точнее срисовать домик с образца, отдельные детали рисунка которого составлены из элементов прописных букв и цифр.
Учитель: "Перед вами лежит лист бумаги и карандаш. На этом листе нарисуйте, пожалуйста, такую же картинку, какую вы видите на этом рисунке. Не торопитесь, постарайтесь быть внимательными, чтобы рисунок был точно таким же, как образец. Если вы что-то не так нарисуете,
не стирайте, а нарисуйте правильно поверх неправильного или рядом".
При сравнении рисунка с образцом следует обращать внимание:
- ♦ присутствие всех деталей, соотношение их размеров;
- ♦ правильность изображения - нет ли зеркального отражения, не путает ли ребенок верх и низ;
- ♦ количество деталей и способ их изображения - считает ли ребенок или рисует на глазок.
Игра "Скучно, скучно так сидеть"
Цель:
развитие у детей раскованности, тренировка самоорганизации.
Вдоль противоположных стен комнаты расставлены стулья. Возле одной - по количеству детей, возле другой - на один стул меньше. Дети садятся на стулья вдоль стены. Ведущий читает стишок:
Скучно, скучно так сидеть,
Друг на друга все глядеть.
Не пора ли пробежаться
И местами поменяться.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ ПАМЯТИ
Упражнение на развитие механической зрительной памяти
Детям предлагается 10 невербальных символов, записанных на доске (или на карточках). Необходимо их запомнить (время для запоминания 20 с) и воспроизвести в тетради по памяти.
Упражнение на развитие ассоциативной памяти
Предъявляется 10 предметных картинок для запоминания. Одновременно зачитываются 10 слов, каждое из которых связано по смыслу с одной из картинок. Детям необходимо соотнести изображения и слова, объяснить свое решение.
Упражнения на развитие зрительной памяти
1. Детям предлагаются для запоминания 5 карточек разного цвета с изображенными на них значками. Необходимо запомнить значки (время для запоминания 20 с) и воспроизвести в тетради по памяти.
2. Детям предлагаются для запоминания 4 карточки разного цвета с изображением на них значками. Необходимо запомнить значки (время для запоминания 10 с) и воспроизвести в тетради по памяти:
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ МЫШЛЕНИЯ
Упражнение "Найди лишнее слово"
Цель: развитие мыслительных процессов обобщения, выделения существенных признаков объектов.
Педагог читает серию из четырех слов. Три слова в серии являются однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено. Задача детей - определить слово, которое является "лишним".
Примерные серии слов:
- старый, дряхлый, маленький, ветхий;
- храбрый, злой, смелый, отважный;
- яблоко, слива, огурец, груша;
- молоко, творог, сметана, хлеб;
- час, минута, лето, секунда;
- ложка, тарелка, кастрюля, сумка;
- платье, свитер, шапка, рубашка;
- мыло, метла, зубная паста, шампунь;
- береза, дуб, сосна, земляника;
- книга, телевизор, радио, магнитофон.
Упражнение "Поезд"
Цель:
Для игры необходимы картинки в форме вагончиков с изображением различных предметов, связанных между собой по смыслу. По 5 картинок на каждого ребенка. Все картинки должны быть одинакового размера.
Учитель: "Мы будем играть в поезд. Я кладу первую картинку. Вы будете класть картинки по одной. И так по очереди. Получатся вагончики у поезда. У настоящего поезда вагончики скрепляются друг с другом, чтобы не отцепиться на ходу. Наши вагончики-картинки тоже должны быть скреплены. Вот как это делается. Кладем картинку, на которой нарисована ложка. За ней можно положить, например, картинку, на которой изображена тарелка. Мы скрепили их потому, что ложка и тарелка - это посуда. После тарелки кладем картинку, на которой изображена ваза для цветов, потому что она сделана с тарелкой из одного материала - фарфора. Кладем картинку с поливальной машиной, потому что и в вазу, и в поливальную машину набирают воду".
Упражнение "Сложи узор"
Цель: развитие у детей логического мышления.
Детям предлагается набор "Сложи узор" (если данный набор отсутствует, можно заменить его квадратами и треугольниками из цветного картона). Далее по образцу детям необходимо сложить узор.
Упражнение "Закончи предложение"
Цель: развитие у детей понятийного мышления.
Дети садятся в кружок. Педагог кидает одному из них мяч и говорит начало предложения. Ребенок, поймавший мяч, должен закончить его. После этого он возвращает мяч педагогу. И так далее.
Варианты предложений: Лимоны кислые, а сахар... У человека две ноги, а у собаки... Собака лает, а кошка... Птицы живут в гнездах, а люди... Ночью темно, а днем... Зимой идет снег, а летом... Трава зеленая, а небо... Из шерсти вяжут, а из ткани... Зимой холодно, а летом... Балерина танцует, а пианист... Ты ешь ртом, а слушаешь... Дрова пилят, а гвозди... Утром мы завтракаем, а днем... Певец поет, а строитель... Птица летает, а змея... Композитор сочиняет музыку, а музыкант... Лодка плывет, а машина... В России говорят по-русски, а в Англии... Ты смотришь глазами, а дышишь... Книгу читают, а музыку...
Игра "Много - один"
Цель: развитие у детей внимания и быстроты мышления.
Дети садятся в круг. Педагог, бросая мяч, называет слово во множественном числе. Ребенок, возвращая мяч, - в единственном.
Варианты слов: коты, грачи, леса, ряды, мосты, столбы, холмы, следы, дома, кроты, косы, глаза, шкафы, шарфы, слоны, сады, кусты, носы, блины, листы, грибы, столы, ножи, коржи, банты, фанты, полы, братья, гномы, рты, часы, болты, ковши, рубли, зонты.
Игра "Кем (чем) был раньше?"
Цель: развитие у детей внимания, памяти, мышления, воображения, речи.
Дети садятся в круг. Педагог, по очереди обращаясь к каждому ребенку, задает вопрос: "Кем (чем) был раньше?".
Варианты слов: цыпленок (яйцом), хлеб (мукой), лошадь (жеребенком), шкаф (доской), корова (теленком), велосипед (железом), дуб (желудем), рубашка (тканью), рыба (икринкой), ботинки (кожей), яблоня (семечком), женщина (девочкой), лягушка (головастиком), листок (почкой), бабочка (гусеницей), собака (щенком).
Упражнение "Что было раньше"
Цель: развитие у детей связной речи, умения устанавливать причинно-следственные отношения.
Детям раздается комплект из 4-х последовательных картинок. Задание: «Посмотрите на эти картинки. По ним можно придумать рассказ, но для этого их нужно выложить по порядку происходящих событий. Попробуйте это сделать самостоятельно». Далее каждый ребенок рассказывает свою историю.
Игра «Говори наоборот»
Цель: развитие у детей сообразительности.
Педагог или ведущий кидает детям мяч. Тот, кто поймает мяч, должен назвать противоположное по значению слово.
Примерные пары слов: веселый - грустный, быстрый - медленный, красивый - безобразный, пустой - полный, худой - толстый, умный - глупый, трудолюбивый - ленивый, тяжелый - легкий, трусливый - храбрый, белый - черный, твердый - мягкий, шершавый - гладкий.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ
ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
Упражнение "Соберем портфель!"
Цель: уточнить знания детей о школьных принадлежностях.
Педагог загадывает детям загадки о школьных принадлежностях:
Если ей работу дашь –
Зря трудился карандаш. (Ответ:
резинка, ластик.)
До чего же скучно, братцы,
На чужой спине кататься!
Дал бы кто мне пару ног,
Чтобы сам я бегать мог. (Ответ:
ранец.)
Белый камушек растаял,
На доске следы оставил. (Ответ:
мел)
Жмутся в узеньком домишке
Разноцветные детишки.
Только выпустишь на волю –
Где была пустота,
Там, глядишь, - красота! (Ответ:
цветные карандаши)
То я в клетку, то в линейку.
Написать по ним сумей-ка!
Можешь и нарисовать...
Что такое я?.. (Ответ:
тетрадь)
В снежном поле по дороге
Мчится конь мой одноногий
И на много-много лет
Оставляет черный след. (Ответ:
ручка)
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (Ответ:
книга.)
Игра «Первоклассник»
Цель: уточнить знания детей о школьных принадлежностях, воспитывать у них желание учиться, собранность, аккуратность.
На столе у учителя лежит портфель и много разнообразных предметов: ручка, пенал, тетрадь, дневник, карандаш, ложка, ножницы, ключ, расческа и т. д. Педагог предлагает ребенку посмотреть на разложенные предметы и как можно быстрее собрать свой портфель. Игра заканчивается, когда ребенок сложит все вещи и закроет портфель. Нужно обращать внимание не только на то, как быстро справился ребенок с заданием, но и на то, насколько аккуратно он это сделал.
Упражнение "Кот и лодыри"
Цель: подвести детей к пониманию необходимости учения.
Педагог читает стихотворение С.Я. Маршака "Кот и лодыри", затем задает детям вопросы:
- - Кто такой лодырь? Назови иначе такого человека.
- - Быть лодырем - это плохо или хорошо?
- - Что может случиться с лодырем в будущем, когда он вырастет?
- - Можно ли пропускать уроки без уважительной причины и почему?
- - Зачем люди учатся?
- - Зачем дети ходят в школу?
Упражнение "Что я знаю о школе?"
Цель: уточнить знания детей о школе.
Педагог проводит блицопрос детей.
Примерные вопросы:
- - Как надо обращаться к учителю?
- - Как привлечь к себе внимание, если нужно о чем-то спросить?
- - Что говорят, если нужно выйти в туалет?
- - Что такое урок?
- - Как узнают, что нужно начинать урок?
- - Что такое перемена?
- - Для чего нужна перемена?
- - Как в школе называется стол, за которым дети пишут?
- - Где пишет учитель, когда объясняет задание?
- - Что такое отметка?
- - Какие отметки хорошие, а какие плохие?
- - Что такое школьный дневник?
- - В классе учатся дети одного возраста или разного?
- - Что такое каникулы?
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 14
городского округа – город Камышин Волгоградской области
Спортивно-оздоровительная игра
«ДЕЛАЙ КАК МЫ, ДЕЛАЙ КАК Я»
2013г.
Спортивно-оздоровительная игра "Делай как мы, делай как я"
Цель:
Развитие у ребят ловкости, смелости, целеустремленности, воли к победе.
Воспитание духа товарищества, сплоченности, коллективизма, взаимопомощи под девизом «Один за всех и все за одного».
Зарождение дружбы между классами
Материалы и оборудование:
эстафетные палочки;
баскетбольные мячи;
хоккейная клюшка и маленькие мячи;
обручи;
гимнастические маты;
ворота;
полоса препятствий из кубиков;
кроссворды на спортивную тему;
музыкальная аппаратура, плакаты.
Место проведения:
Спортивный зал МБОУ СОШ №14
Дата проведения: 15.10 2013г.
Участники: 1 – 6 классы
Жюри: члены спортивного клуба «Луч»
Призы:
Грамоты.
Программа мероприятия
1-й ведущий. Добрый день, дорогие друзья!
2-й ведущий. Добрый день, дорогие ребята!
1-й ведущий. Сегодня у нас не только спортивный праздник, но и праздник дружбы.
2-й ведущий. Ведь еще в Древней Греции на период Олимпийских игр по всей земле Эллады объявлялось перемирие, везде царили мир и дружба.
1-й ведущий.Вот и сегодня у нас праздник спорта и дружбы в нашей школе.
2-й ведущий. Итак, здесь и сейчас встречаются команды в спортивной игре. « Делай как мы, делай как я »
1-й ведущий.
Чтоб в игре победить,
Ловким, смелым надо быть.
За щитами не скрываться,
Наших конкурсов не бояться.
2-й ведущий.
Все законы невезенья изучить
И друг другу руку помощи протянуть.
1-й ведущий.
Победить в игре очень нелегко,
Здесь сражаются за каждое очко!
2-й ведущий.
Начинается сраженье,
По законам уваженья.
1-й ведущий. Так пусть, ребята, в нашей игре царит уважение друг другу, дух товарищества и взаимопомощи.
2-й ведущий. Девиз нашей игры «Один за всех и все за одного!»
1 -и ведущий. Капитанов приглашаем к нам, для обмена памятными призами (обмен призами).
2-й ведущий. Ну вот, есть у нас и главные лица - игроки, ведущие, да и зрители на месте.
Не хватает только нашего жюри. В состав жюри входят: члены спортивного клуба «Луч»
1-й ведущий. Все готово, можно и начать. 1-й конкурс у нас разминочный - бег с эстафетными палочками. По свистку начинаем конкурс.
Конкурс « Разминка»
2-й ведущий. Ай, да молодцы, наши команды! Сразу чувствуется их спортивная закалка! Аж, самой захотелось с ними побегать
1-й ведущий. Ребята, вы знаете барона Мюнгхаузена? Он летал на ядре, а вы же будете летать на баскетбольных мячах. Объявляется второй конкурс - конкурс с мячом.
Конкурс «Полет Мюнгхаузена»
2-й ведущий. Пусть пока наши команды отдохнут, наберутся силами для следующего конкурса. А у нас сейчас музыкальная пауза.
(В это время готовится трасса для следующего конкурса)
Конкурс «Мы играем в хоккей»
1 -и ведущий. Ребята, вы любите играть в хоккей? Сейчас у нас следующий конкурс «Мы играем в хоккей».
2-й ведущий. Вы должны будете пройти дистанцию. Обвести кегли. Возвращаемся бегом.
И передаете клюшку и мяч. (Свисток, конкурс)
1-й «ведущий. После такого конкурса нужно перевести дух! Давайте посмотрим на танец наших девушек. (Современный танец)
Конкурс «Попади в цель»
2-й ведущий. Объявляется конкурс «Попади в цель» (Объяснение учителя - введение баскетбольного мяча, бросок в корзину и передача мяча между ног) (Свисток, конкурс.)
1-й ведущий. Уважаемые зрители! Вы не устали только болеть, хлопать, да кричать? Давайте и мы проведем конкурс болельщиков.
2-й ведущий. Вы знаете кто такой каракатица? Нет, это паучок, который так быстро бегает (конкурс «каракатица». Объяснение учителя) (Свисток, конкурс.)
Конкурс «Каракатица»
1-й ведущий. Сейчас мы проверим, кто из вас дружнее и сплоченнее. Конкурс «Не бросай меня» (Объяснение учителя: «На первом этапе с обручем один бежит дистанцию, на втором этапе - вдвоем и т.д.»)
Конкурс «Не бросай меня»
2-й ведущий Объявляется большая, заключительная эстафета (Объяснение учителя: кувырок вперед, бег по скамейке, метание маленького мяча в цель из положения с колена.) Жюри учитывает все ошибки и заброшенные мячи. (Свисток, конкурс)
Заключительная эстафета
1-й ведущий. Пока жюри подводит итоги, давайте все вместе споем песню про дружбу «Если с другом вышел в путь»
2-й ведущий. Слово предоставляется жюри. Награждение.
1-й ведущий. Вот настала пора расставаться. Но дружба наша с нами остается.
2-й ведущий. До свидания, до следующих встреч!
Песня о дружбе
Если с другом вышел в путь,
Веселей дорога.
Без друзей меня чуть-чуть,
А с друзьями много
Что мне снег, что мне зной,
Что мне дождик проливной,
Когда мои друзья со мной.
Там где трудно одному,
Справлюсь вместе с вами.
Где чего-то не пойму,
Разберем с друзьями.
Что мне снег, что мне зной,
Что мне дождик проливной,
Когда мои друзья со мной.
На медведя я друзья,
Выйду без испуга.
Если с другом буду я,
А медведь без друга.
Что мне снег, что мне зной,
Что мне дождик проливной,
Когда мои друзья со мной.