Вежливые просьбы на русском языке. Вежливые вопросы (polite questions) в английском языке. IV. Чтение рассказа В.А. Осеевой "Волшебное слово"
Прежде всего, нужно отметить, что по-русски и по-английски вежливые клише совершенно разные. Не пытайтесь русскую вежливую конструкцию перевести на английский, получится неестественно.
Существует три вида просьб:
✔ Когда мы просим другого человека дать нам что-либо.
✔ Когда мы просим другого человека сделать что-либо.
✔ Когда мы просим разрешения сделать что-то сами.
Как сказать "дай мне"
"Дай мне" никогда нельзя переводить как "give me". Это грубо. И даже "give me please". Просить нужно фразой "can I have ".
Пример: Can I have that banana please? – Дай мне этот банан.
Отвечать на "Can I have" нужно "Here you are
" - если мы протягиваем собеседнику то, что он у нас попросил.
Пример: Can I have one more piece of chocolate cake? – Here you are.
Если мы не хотим давать то, что нас попросили, то сказать "No" - грубо. Нужно сказать "sorry" и объяснить, почему мы не хотим это давать.
Пример: Can I have your telephone please? I need to phone my boyfriend in Australia. – Sorry, I need it right now.
Реже мы говорим "could I have " или "may I have ". Это то же самое, что и "can I have", но чуть более формально и вежливо.
Как попросить другого человека что-то сделать
a) Could you please + 1 форма глагола , а в конце добавляем please. Пример: Could you close the window, please.
b) Do you think you could + 1 форма глагола . Здесь мы обычно please не добавляем. Пример: Do you think you could turn off the TV?
Отвечать на эти просьбы нужно "Sure " или "Of course ". Если вы не можете выполнить просьбу, нельзя говорить "no", нужно ответить "Sorry" и дать причину.
Пример: I love your piano playing. Could you please play this music again? – Sure.
Еще пример: Do you think you could give me a lift (подвезти меня) to the airport at 5 o’clock in the morning? – Sorry, I don’t think I’ll get up that early.
Как попросить разрешения сделать что-то самому
Когда мы сами просим разрешения что-либо сделать, мы говорим Can I
или Could I
или May I + 1 форма глагола
(без please).
Пример: Could I come to you a little later?
Нам на такие просьбы отвечают: "Sure" или "Of course". Если мы просим разрешения сделать что-то прямо сейчас, то нам говорят "Sure. Go ahead" - вроде как "давай, валяй".
Примеры: Could I use your computer to write an email? – Sure, go ahead. / Of course.
May I come a little later tomorrow? – Sure. (но не "go ahead" – потому что мы просим не разрешения сделать что-либо прямо сейчас, а именно позже).
Просьбы со словом "mind"
Они всегда начинаются с "Do you mind
" или "Would you mind
".
1) Would you mind / Do you mind if I + 1 форма
говорится, когда вы сами хотите что-то сделать и просите разрешения. Часто в разговорной речи можно и просто сказать "mind if I…"
Пример: (Would you) mind if I finish off the cheese? – Of course not. – Можно я доем сыр? – Конечно.
2) Would you mind / Do you mind + ing’овая форма говорится, когда вы просите кого-то другого сделать действие. В отличие от предыдущего случая, здесь нельзя опускать начальное "would you" или "do you".
Пример: Would you mind / Do you mind opening the window? – Of course not. – Вы не могли бы открыть окно? – Сейчас открою.
Нужно помнить, что фраза "Do you mind?" буквально переводится "Вы возражаете?", поэтому отвечать на нее нужно "Of course not". Нельзя говорить "yes" или "sure", а то получится "возражаю". Но, помните, если вы действительно возражаете, то говорить нужно "Sorry" и объяснить причину.
3) Would you mind / Do you mind my + ing’овая форма – это та же самая конструкция, что и пункт 1), но гораздо более редко встречающаяся.
Пример: Do you mind my coming tomorrow? – Of course not! – Можно я приду завтра? – Конечно приходи!
**
Еще примеры:
Do you mind if I drink your beer? – Of course not. – Можно я выпью твое пиво? – Конечно. – Если вы согласны, не забудьте сказать of course NOT.
Would you mind if I smoke here? – Sorry, you can only smoke outside. – Можно я здесь покурю? – Нет, можно только на улице. Помните, "нет" лучше не говорить, лучше сказать "sorry" и объяснить причину.
Would you mind waiting for me, just five minutes? – Of course not! – Подождете меня пять минут? – Конечно.
John, do you mind cooking dinner tonight? I’m too tired. – No, of course not. I’ll cook. – Джон, ты не приготовишь сегодня ужин? Я слишком устала. – Конечно приготовлю.
Would you mind my sleeping here? – Oh, no problem! – Ничего, если я здесь посплю? – Да пожалуйста! Помните, do you mind my + ing употребляется реже первых двух конструкций.
Описание работы: занятие содержит упражнения в употреблении вежливых слов, небольшие инсценировки, иллюстрирующие важность "волшебных слов", детям предлагается проанализировать ситуации и выяснить, как нужно поступать вежливо; дети узнают и систематизируют знания о различии просьбы и приказа.
Тип занятия:
комбинированный.
Технология занятия:
Образовательная цель:
Развивающая цель:
Воспитательная цель:
Формирование УУД:
Личностные УУД:
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
Оборудование:
компьютер, проектор, презентация (содержание слайдов указано в ходе занятия)
Скачать:
Предварительный просмотр:
В экспертную комиссию муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России-2015», номинация «Педагогический дебют»
Конспект занятия
по внеурочной деятельности
направление духовно-нравственное
"Вежливые слова. Просьба"
Разработчик занятия
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ №3 г. Ессентуки
Быкова Екатерина Игоревна
Конспект занятия по внеурочной деятельности на тему: "Вежливые слова. Просьба"
Описание работы: занятие содержит упражнения в употреблении вежливых слов, небольшие инсценировки, иллюстрирующие важность "волшебных слов", детям предлагается проанализировать ситуации и выяснить, как нужно поступать вежливо; дети узнают и систематизируют знания о различии просьбы и приказа.
Тип занятия:
комбинированный.
Технология занятия:
игровая, коллективного взаимодействия.
Образовательная цель:
научить употреблять различные средства выражения вежливости; познакомить с этикетными выражениями просьбы; научить выбирать уместное для данной ситуации средство выражения просьбы; пользоваться интонацией как средством вежливого обращения просьбы.
Развивающая цель:
развивать речь детей, мышление, словарный запас.
Воспитательная цель:
воспитывать культуру общения, культуру поведения в обществе, сплочение детского коллектива, формировать чувство товарищества.
Формирование УУД:
Личностные УУД:
1) формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию
2) формирование мотивации к обучению и познанию
3) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы
4) формирование уважительного отношения к иному мнению
Регулятивные УУД:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера
3) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха
4) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии
5) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности
Познавательные УУД:
1) осознание целостности окружающего мира, элементарных правил нравственного поведения в мире и людей.
2) формирование умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи
3) установление причинно- следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство
Коммуникативные УУД:
1) формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме
2) формирование умения использовать речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач
3) формирования умения слушать и вступать в диалог.
Оборудование:
компьютер, проектор, презентация (содержание слайдов указано в ходе занятия)
Ход занятия
Учитель:
Ребята, сегодня на занятие к нам пришёл гость кот Леопольд. Кот Леопольд хочет рассказать вам о очень важном качестве любого воспитанного человека. Сравните две ситуации:
1) Денис сказал:
– Никита, дай карандаш, и побыстрее.
2) Саша попросил:
– Никита, дай мне, пожалуйста, карандаш, а то мой сломался.
Учитель:
Скажите, чем отличаются эти просьбы?
(первая невежливая, а вторая вежливая)
Как вы думаете, кому Никита даст карандаш? Почему? Поднимите руку, кто уже догадался, о чём вам расскажет кот Леопольд.
Учитель: Сегодня вы узнаете о вежливых словах и о том, как правильно высказать просьбу. Ребята, а что значит вежливый?
Вежливый - соблюдающий правила приличия, воспитанный
Учитель:
А где должны соблюдаться привила приличия?
(везде)
Вежливость - одно из важнейших качеств воспитанного человека. Раньше слово «вежа» означало «знаток» - тот, кто знает правила приличия и формы выражения доброго отношения к людям.
Учитель:
Ребята, подумайте, как можно проявлять вежливость?
(жесты, мимика, вежливые слова)
Какие вежливые слова вы знаете? Чтобы лучше вспомнить вежливые слова, мы поиграем в игру «Доскажи словечко». Кто знает ответ – поднимает руку.
Встретив зайку, ёж-сосед
Говорит ему: «…» (Привет!)
А его сосед ушастый
Отвечает: «Ёжик, …» (Здравствуй!)
КОсьминожке Камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала: «…» (До свиданья!)
Неуклюжий песик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он «…» (Извини!)
Трясогузка с бережка
Уронила червяка,
И за угощенье рыба
Ей пробулькала: «…» (Спасибо!)
Чудно пел среди ветвей
Голосистый соловей,
И ему на всю дубраву
Воробьи кричали: «…» (Браво!)
Толстая корова Лула
Ела сено и чихнула.
Чтобы не чихала снова,
Мы ей скажем: «…» (Будь здорова!)
Учитель: Молодцы! Ребята вежливые слова называют ещё волшебными. А почему их так называют? С помощью волшебных слов можно даже грустному или обиженному человеку вернуть хорошее настроение. Вежливые слова оказывают «волшебное» действие на человека. Послушайте рассказ Валентины Осеевой «Волшебное слово», и приготовьтесь отвечать на вопросы.
Валентина Осеева "Волшебное слово"
Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.
– Подвиньтесь, – сказал ему Павлик и присел на край.
Лена широко раскрыла глаза. Пальцы ее разжались, и, снимая руку со стола, она смущенно пробормотала:
– Ка-кую тебе?
– Мне синюю, – робко сказал Павлик.
Он взял краску, подержал ее в руках, походил с нею по комнате и отдал сестре. Ему не нужна была краска. Он думал теперь только о волшебном слове.
«Пойду к бабушке. Она как раз стряпает. Прогонит или нет?»
Павлик отворил дверь в кухню. Старушка снимала с противня горячие пирожки.
Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе красное морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал:
– Дай мне кусочек пирожка... пожалуйста.
Бабушка выпрямилась. Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке.
– Горяченького... горяченького захотел, голубчик мой! – приговаривала она, выбирая самый лучший, румяный пирожок.
Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал ее в обе щеки.
«Волшебник! Волшебник!» – повторял он про себя, вспоминая старика.
За обедом Павлик сидел притихший и прислушивался к каждому слову брата. Когда брат сказал, что поедет кататься на лодке, Павлик положил руку на его плечо и тихо попросил:
– Возьми меня, пожалуйста.
За столом сразу все замолчали. Брат поднял брови и усмехнулся.
– Возьми его, – вдруг сказала сестра. – Что тебе стоит!
– Ну, отчего же не взять? – улыбнулась бабушка. – Конечно, возьми.
– Пожалуйста, – повторил Павлик.
Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы:
– Эх ты, путешественник! Ну ладно, собирайся!
«Помогло! Опять помогло!»
Павлик выскочил из-за стола и побежал на улицу. Но в сквере уже не было старика. Скамейка была пуста, и только на песке остались начерченные зонтиком непонятные знаки.
Учитель:
Почему Павлику хотел убежать из дома?
Чем он был расстроен?
Какое волшебное слово старик сказал Павлику?
Как нужно говорить волшебное слово? (глядя прямо в глаза, тихим голосом)
Как помогло Павлику волшебное слово?
Почему Павлик захотел вернуться к старику?
Учитель:
Слово оказалось по-настоящему волшебным. Ребята, поднимите руку те, кому уже приходилось просить о чём-то. А что такое просьба?
Просьба – вежливое обращение к кому-либо, призывающее сделать что-либо.
Учитель:
Ребята, как можно выразить просьбу?
(жесты, мимика, слова)
Сейчас двое из вас покажут сценку, а вам нужно будет её озвучить.
(перед занятием учитель предупреждает двух ребят)
Сценка: Стоит стул, на котором сидит один из учеников. Один без слов просит другого уступить место.
Учитель:
С помощью чего была выражена просьба? Как её выразить с помощью слов? Сейчас двое из вас покажут эту сценку, только со словами.
Учитель:
А теперь ещё двое покажут и со словами, и с жестами.
Учитель:
Ребята, кот Леопольд приготовил для вас «Словарики вежливых слов».
(Приложение 1)
Дежурные раздайте по одному словарику каждому. Прочитайте вежливые слова про себя. Чтение вслух слов первого столбика. Чтение вслух слов второго столбика.
Учитель:
Какие слова вы раньше не употребляли в своей речи? Составим предложения-просьбы с этими словосочетаниями. Составим словосочетание с первым словом, вторым и т.д. с опорой на словарик вежливых слов.
Учитель:
Ребята, как вы думаете, после этих слов хочется выполнить просьбу? Сейчас будем учиться грамотно выражать обращение с просьбой. А поможет нам в этом план.
План:
1. Обращение.
2. Просьба помочь.
3. Благодарность.
Учитель:
В этой последовательности должны строиться обращение с просьбой. С чего начнем? Если это ваш ровесник, то обратимся к нему по имени. А если взрослый человек - по имени и отчеству. Дальше сама просьба. Что обязательно должно быть в просьбе?
(волшебное слово)
И когда нам ответят согласием, мы должны поблагодарить человека.
Учитель:
Сейчас каждый выберет, к кому он обратится с просьбой, проговорит её про себя, а затем озвучит её. Кто будет готов – поднимет руку. У вас есть 1 минута.
Учитель:
Молодцы. А теперь послушайте отрывок, и определите, из какой он сказки.
Тогда девочка сказала ему строго:
-Вытащите из-под себя ногу и опустите ее под стол. Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки.
Учитель:
Из какой сказки этот отрывок? Это отрывок из сказки Алексея Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино». Определите, просьбу ли использовала Мальвина при беседе с Буратино. Так что же использовала Мальвина, обращаясь к Буратино?
(приказ)
Какие она использовала слова? Чем отличается приказ от просьбы?
На слайд выводятся различия просьбы и приказа
Учитель:
Прочитайте, как строятся приказ и просьба про себя. В просьбе присутствуют волшебные слова, а в приказе?
(Нет)
Просьбу произносят тихим голосом, глядя прямо в глаза, а приказ?
(Строгой, повелительной интонацией.)
Просьба выполняется по желанию, а приказ?
(Выполняется обязательно.)
Учитель:
А теперь вернемся к отрывку из сказки «Золотой ключик, или приключения Буратино». Как же надо было сказать Мальвине, чтобы Буратино захотел все выполнить? Исправьте слова Мальвины.
Учитель:
Сейчас разыграем сценку. В сценке Мальвина будет использовать просьбу, а не приказ, а Буратино выполнит просьбу Мальвины.
Учитель:
Увидеть разницу между просьбой и приказом поможет нам отрывок из мультфильма «Возвращение блудного попугая».
Учитель:
Кто произносил приказ? А кто просьбу?
Учитель:
Вежливость проявляется не только в словах, но и на деле. Послушайте несколько ситуаций, и определите, кто поступает вежливо, а кто нет.
Ситуация 1. Мальчик крикнул прохожему: «Сколько времени?».
Вопросы:
Ответит ли прохожий мальчику? Исправьте ситуацию так, чтобы в ней прозвучала вежливая просьба.
Ситуация 2. Два мальчика столкнулись в дверях. Никак не могут разойтись.
Вопросы:
Кто из них должен уступить дорогу, если одному 8 лет, а другому 11 лет?
Ситуация 3. Учительница задала вопрос классу. Аня знает ответ и, как и положено ученице подняла руку для ответа. А Стёпа выкрикнул ответ, не дав ответить другим ребятам.
Вопросы:
Кто поступил невежливо? Как нужно было поступить Стёпе?
Ситуация 4. На перемене учительница разговаривала с учительницей из параллельного класса. А Оле срочно нужно было что-то спросить, и она перебила разговор.
Вопросы:
Кто поступил невежливо? Как нужно было поступить Оле?
Ситуация 5. Петя пришёл на день рождения к Кате. Петя подготовил слова для поздравления, но Катя сразу же с порога выхватила из рук Пети подарок и начала снимать обёртку, ещё не пригласив гостя в дом.
Вопросы:
Кто поступил невежливо? Как нужно было поступить Кате?
Учитель:
Вот и подошло к концу наше занятие.
1. С чем сегодня познакомил вас кот Леопольд?
2. Как правильно составить просьбу?
3. Назовите вежливые слова.
Приложение 1
Словарик вежливых слов
Пожалуйста... Вы не могли бы...
Будь другом... Не сочти за труд...
Прошу тебя... Если Вам не трудно...
Будьте добры... Будь так любезен...
Сделай милость... Не в службу, а в дружбу...
Нередко приходилось сталкиваться с мнением, что вопрос, содержащий отрицание, провоцирует отвечающего на отрицание в ответе. Это и так, и не так. Не могли бы вы … - самая вежливая фраза в русском языке. В этом устойчивом обороте, придающем высказыва-нию жанр просьбы, заложена признаваемая говорящим за собеседни-ком возможность отказа от выполнения просьбы. Мне случалось встречать и сторонников, и ярых противников подобного способа формулирования просьбы, хотя в речи и тех и других встречалось это выражение.
В этой фразе (Не могли бы вы …) кроется опасность - это искрен-ность, своего рода «открытое забрало» перед собеседником. Другими словами, если не доверяешь своему речевому партнёру, не стоит обле-кать просьбу в эту форму. Как «поленом по лицу» может прозвучать реплика-ответ: - Нет, не могли! Грубый ответ может последовать, даже если сама просьба ещё и не прозвучала: - Не могли бы … - Нет, не могли! Резкий ответ показывает не только неспособность адресата выполнить просьбу, но и нежелание её выполнить, а иногда даже и выслушать.
Между тем этот способ словесного оформления просьбы намного сложнее и интереснее, чем может показаться на первый взгляд. В грамматике этой фразы заложен глубокий смысл (не случайно фраза является этикетной, т.е. устойчивой и ритуальной). Форма глагола могли бы, являясь предпосылкой самой просьбы, выражает условие - возможность, способность и желание адресата выполнить то или иное действие.
В русском языке вполне возможно выразить просьбу с помощью глагола мочь без отрицания (Могли бы вы уступить мне место?) . В этом случае в высказывании отсутствует декларация права собеседни-ка на отказ. Таким образом, этикетная речевая формула содержит подтекст, заключённый в грамматических средствах языка (и потому скрытый, неявный): «я прошу выполнить желаемое действие, при ус-ловии, что вы имеете возможность и желание это действие выпол-нить».
Сравните близкие по смыслу просьбы, выраженные с помощью разных языковых средств:
Уступите место!
Уступите, пожалуйста, место!
Могли бы вы уступить мне место?
Не могли бы вы уступить мне место?
Уступили бы вы мне место!
А не уступили бы вы мне место?
Вы мне место уступите или нет?
Все эти высказывания представляют собой просьбу. Они являются синонимичными, но при общности смысла различаются тем воздей-ствием, которое оказывают на собеседника. В первом случае проявля-ется только желаемое действие и его объект, во втором - действие дополняется вежливостью. В двух последних высказываниях очевидна грубость говорящего. Не менее важна и интонация, с которой произ-носятся фразы.
Проявляется ли в речевой формуле Не могли бы вы … беспомощ-ность просящего? Да, пожалуй. Но в некоторых случаях и слабость превращается в силу. В традициях русской культуры (да и многих других культур) оказывать помощь тому, кто в ней нуждается. Ещё раз повторимся, что этикетная речевая формула Не могли бы вы … подходит не ко всем ситуациям формулирования просьбы. Эта просьба достигнет своей цели, окажет воздействие только на добро-желательно настроенного к вам и добросердечного человека, привык-шего приходить людям на помощь.
Тот факт, что рассматриваемая формула не может сочетаться со словами вежливости (пожалуйста, будьте добры и др.), доказывает, что в грамматике этой конструкции уже заложена вежливость. Будьте внимательны при выборе слов и фраз. В каждом слове или конструк-ции кроется собственная энергия, собственная сила.
1 2 3 1 4 2 2
Работа с учебником.
Задание 102 .
При выполнении этого задания дети учатся отличать просьбу от требования. Безусловно, Медуница требует, а не просит Незнайку. Незнайка – больной, и он обязательно должен выполнять требования врача (сесть, показать язык, дышать глубже и т. д.). Конечно, требования Медуницы звучат строго. Oна говорит требовательным тоном, не употребляет вежливые слова и тем более умоляющие жесты.
Задание 105 .
Конечно, самая настоятельная просьба содержит объяснение, почему мальчику необходимо купить эту коллекцию марок.
Задание 108 .
– Просьба, безусловно, выражается словами: «Прошу тебя...», «Не могли бы вы...» Все остальные реплики в зависимости от тона можно отнести как к повелениям, так и к просьбам.
Примеры просьб, которые дети конструируют из заготовок:
● O могущественнейший из джиннов! Помоги мне сдать экзамен!
● Выполни мою просьбу, пожалуйста, я хочу вылечить мою бабушку.
● Дорогой Хоттабыч! Прошу тебя, накорми всех моих друзей мороженым.
● Я обращаюсь к тебе с просьбой, Хоттабыч, я хочу, чтобы моя футбольная команда всегда была чемпионом.
Задание 109 .
Основная мысль стихотворения – просьба ко всем людям быть добрыми. Выделенные слова во второй строке стихотворения выражают просьбу дать билет (в этом случае их можно заменить словом «пожалуйста»). В последней строчке – пожелание людям быть добрыми друг к другу.
Задание 110.
– В чём заключалась просьба Джорджа?
Возможные заголовки:
Просьба Джорджа;
Кошка помогает спасти Луну;
Сказка про лунных мышей и т. д.
Задание 113 .
Наверное, Василиса сначала обратится с просьбой к хозяину, Емеле (он сидит во главе стола). Если это место покажется Бабе-яге неудобным, то к Ивану-царевичу и Илье Муромцу .
Задание 114.
Наиболее вежливые просьбы – 2-я и 4-я.
Задание 115 .
Василисе Премудрой может предложить место любой из сидящих за столом мужчин, кроме, пожалуй, Кощея Бессмертного (который очень стар и дряхл). А впрочем, и он может уступить место Василисе, если неравнодушен к женской красоте и уму.
Уступая место, мужчины могут сказать:
● Садитесь, пожалуйста, уважаемая Ягушка.
● Извините, пожалуйста, бабушка Яга. Идите сюда, здесь вам будет удобно.
● Садитесь к столу, прекрасная Василиса. Я рад предложить вам своё место.
● Я рад видеть вас. Проходите сюда, сударыня.
А женщины могут ответить словами благодарности, например:
● Спасибо, ребята. (Большое спасибо.)
● Благодарю.
● Очень приятно, Иванушка.
● Хорошо. Мне здесь будет удобно.
Конечно, сказочные герои – Леший, Емеля, Иван-царевич и т. д. – взамен тех мест, которые они отдали дамам, вполне могут наколдовать себе другие, ничуть не хуже. Важно, что, уступая место, они проявили заботу и внимание к старому человеку, а также уважение к женщинам.
Подводим итоги.
– Расскажите, что помогает сделать просьбу вежливой? (Вежливые
слова, обращение, тон.)
– Чем отличается требование от просьбы? (Его нужно выполнять обязательно, оно не содержит вежливых слов.)
– Что делает просьбу более убедительной?
Задание 111 .
– A сейчас мы подведём итоги. Используя схему и вежливые слова из подсказки в задании, составьте различные варианты просьбы Джорджа. Затем выполните это задание письменно. Победителем игры будет тот, кто составит наибольшее количество вариантов просьбы и озвучит их соответствующим образом.
Задание 116 .
Если никто не уступит место Бабе-яге, она может вызвать свою ступу и улететь домой, обругав всех присутствующих. Наверное, это испортит сказочный праздник. Зная её характер, можно предположить, что она вызовет трудности и неприятности в жизни тех, кто не проявил к ней должного уважения. Например, нашлёт на избушку дождь из червяков и лягушек, или украдёт верного коня Ильи Муромца, или распугает подданных Лешего и т. д. Василиса тоже обидится, и все присутствующие мужчины навсегда лишатся её дружбы и мудрых советов. Одним словом, обстановка в сказочном лесу из дружеской превратится во враждебную. Вражда может прекратиться, если сказочные персонажи попросят у Бабы-яги и Василисы прощения, пригласят на пир, предложат самые почётные места. Победителем игры будет тот, кто сочинит самую длинную и занимательную историю.
Проверяем себя:
– Обратитесь с прямой и скрытой просьбой к незнакомым людям:
● указать дорогу на улицу Школьную (или другую);
● прокомпостировать билет в автобусе;
● сказать, который час;
● пропустить к выходу в транспорте;
● показать заинтересовавшую тебя книгу в магазине.
Речевая разминка 7, п. 3.
Продолжение стихотворения С. Маршака:
Король бубён
И пудинга ждал на обед.
Десятка бубён
Вернула бульон,
– Конечно, дама или король бубён могли попросить, а лучше потребовать у похитителей вернуть украденное. Они также могли призвать сыщика и попросить его найти бульон и пудинг. Или приказать придворному палачу (шестёрке) запугать десятку и валета.
После возврата похищенного дама и король, возможно, решили делиться с голодными подданными и иногда приглашать их на обед.
Технологическая карта
Занятия по внеурочной деятельности по курсу « Детская риторика в рассказах и рисунках»
ОбщеинтеллектуальноеОздоровительное
Углубление (русский язык, литература)
Общекультурное
Курс
«Детская риторика в рассказах и рисунках»
Тема занятия
Вежливая просьба.
Цель занятия
Научить грамотно, составлять обращение с просьбой.
Задачи занятия
Задачи:
Образовательные:
– Знакомим детей:
● с просьбой как этикетным речевым жанром;
● с отличием просьбы от требования;
● со средствами вежливого выражения просьбы.
Развивающие: развивать речь детей, мышление, словарный запас;
Развивать творческое воображение.
Воспитательные:
Воспитывать культуру общения;
Формирование доброго, уважительного отношения людей друг к другу.
- сплочение детского коллектива, формировать чувство товарищества.
Вид учебной деятельности
Познавательная
Образовательная форма
Комбинированная
Уровень результатов внеучебной деятельности
Приобретение школьниками знаний
Планируемые результаты:
Личностные
Самостоятельно определять и высказывать самые простые правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).
Метапредметные
Регулятивные УУД :
Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД :
Уметь использовать научные методы познания.
Делать отбор информации для решения учебной задачи.
Коммуникативные УУД :
Донести свою позицию до других
Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Предметные
Знакомим детей с разными средствами выражения просьбы,
● просить вежливо и убедительно;
● научить выбирать уместное для данной ситуации средство выражения просьбы;
Организация образовательной среды
Оборудование: Раздаточный материал, карточки с заданием, медиапроектор, экран, презентация,
Ресурсы: запись мультфильма «Возвращение блудного попугая», «Львенок и черепаха», рассказ В. Осеевой «Волшебное слово, костюмы для инсценировки, словарик вежливых слов,
словарь С.И. Ожегова
Описание процесса: В кабинете парты расставлены для трёх команд.
Самоопределение к деятельности.Организационный
момент.
Подготовка учащихся к работе. Создание ситуации успеха.
Установление психологического комфорта:
Приветствие, положительный настрой на работу и сотрудничество.
Организация внимания детей.
Добрый день, доброе утро! Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра и радости. И наше сердце открывается для искренних и добрых людей.
Друзья обратите внимание на то, какой сегодня прекрасный день. Наверное, день прекрасен еще и потому, что сегодня состоится…да! Урок, на который пришли гости. Они посмотрят, чему мы научились, умеем ли мы общаться, придумывать, отвечать. Сегодня на уроке мы будем играть, будем актерами и зрителями.
Каким бы вы хотели видеть наш е занятие?
От чего это зависит?
Правильно. Я желаю, чтобы этот урок прошел с пользой, и чтобы вы узнали что-то новое. Может быть, вам даже удастся открыть что-то необычное в себе и своих друзьях.
Дети включаются в деловой ритм
Настраиваются на работу.
Веселым, интересным, познавательным
От того, как мы будем отвечать, внимательно слушать учителя и друг друга.
Познавательные:
1.Развиваем умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов.
2. Выявлять сущность, особенности объектов.
3. На основе анализа объектов делать выводы.
4. Обобщать и классифицировать по признакам.
5. Ориентироваться на развороте учебника.
6. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
7. Умение отличать просьбу от приказа;
8. Осознавать роль несловесного общения, роль ключевых слов, у
местность использования некоторых жестов и мимики в разных ситуациях
Коммуникативные:
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение общаться, работать в парах и группах, оценивать степень важности каждого при ролевых диалогах.
Личностные:
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
4. Осознавать роль речи в жизни людей;
5. Оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации;
6. Объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении.
Регулятивные:
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу.
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
5. Умение анализировать, сравнивать, обобщать.
Речевая разминка.
Тренировка свободного дыхания
Проводит речевую разминку.
- Чтобы наш язычок не устал на уроке, выполним речевую разминку.
На экране вы видите стихотворение.
Прочитаем его сначала спокойно, медленно, затем удивимся, затем зададим вопрос и наконец – радостно воскликнем.
Мы умные!
Мы дружные!
Мы внимательные!
Мы старательные!
Мы отлично учимся!
Все у нас получится!
Выполняют упражнения стоя.
Подготовка к основному этапу урока
Актуализация знаний
Беседа о вежливости.
Когда с человеком приятно общаться?
(Нужно говорить людям добрые, вежливые слова.
И им, и нам становится от этого лучше, радостнее.
Воспитанность, хорошее поведение, соблюдение правил приличного поведения).
Так что такое “ ВЕЖЛИВОСТЬ”?
(На слайде табличка со словом “ВЕЖЛИВОСТЬ”).
Узнаем в словаре С.И. Ожегова о вежливом человеке
Т.е. вежливый человек – учтивый, внимательный. С ним легко устанавливать и поддерживать контакт.
- А где должны соблюдаться привила
приличия? ( Везде)
Вежливость - одно из важнейших качеств воспитанного человека. Раньше слово «вежа» означало «знаток» - тот, кто знает правила приличия и формы выражения доброго отношения к людям.
Проводит игру «Вежливые слова»
Какие вежливые слова вы знаете?
Находят определение в словаре.
“Вежливый – соблюдающий правила приличия, воспитанный, учтивый”.
Команды называют по-очереди.
Постановка учебной проблемы
Создание
проблемной ситуации.
Попробуем сформулировать тему урока! ().
(Учитель обращает внимание учащихся на доску, где находится табличка со словом “ВЕЖЛИВОСТЬ”).
Что входит в понятие “Вежливость? 1.Общение
2.Приветствие
3. Благодарность
4. Просьба
Сравните две ситуации:
(Первая невежливая, а вторая вежливая)
1) Денис сказал:
– Никита, дай карандаш, и побыстрее.
2) Саша попросил:
– Никита, дай мне, пожалуйста, карандаш, а то мой сломался.
-
Скажите, чем отличаются эти просьбы?
Как вы думаете, кому Никита даст карандаш? Почему?
Поднимите руку, кто уже догадался, о чём будем говорить на уроке.
Дети пытаются сформулировать тему занятия
Обсуждают ситуации.
Вместе с учителем определяют тему занятия. Озвучивают.
Усвоение новых знаний
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания новых знаний.
Организация исследовательской деятельности учащихся
Работа с текстами из учебника
Тема нашего урока «Вежливая просьба»
Какие вопросы возникают?
Сегодня мы с вами должны ответить на вопросы:
Что такое просьба?
Как правильно попросить и какие «волшебные» слова надо использовать?
Чем отличается просьба от приказа?
Мы поговорим о том, как попросить так, чтобы твоя просьба была выполнена.
Расскажите о том, с какими просьбами вы обращаетесь к родным.
О чём вы просите в школе?
Бывает ли так, что ваши просьбы не выполняются?
Почему, как вы думаете?
Как по-разному можно выразить просьбу в зависимости от конкретной ситуации?
Сейчас прочитаем стихотворение. Какую просьбу из стихотворений можно назвать невежливой? Почему? (задание 99 на слайде)
- Ребята вежливые слова называют ещё волшебными. А почему их так называют? Вежливые слова оказывают «волшебное» действие на человека.
Посмотрите сценку по рассказу Валентины Осеевой «Волшебное слово», и приготовьтесь отвечать на вопросы.
-
Почему Павлику хотел убежать из дома?
Чем он был расстроен?
Какое волшебное слово старик сказал Павлику?
Как нужно говорить волшебное слово?
(Глядя прямо в глаза, тихим голосом.)
Как помогло Павлику волшебное слово?
Почему Павлик захотел вернуться к старику?
-
Слово оказалось по настоящему волшебным. (С помощью волшебных слов можно даже грустному или обиженному человеку вернуть хорошее настроение.)
А что такое просьба? Посовещайтесь в группе.
Узнаем в словаре С.И. Ожегова
Просьба – вежливое обращение к кому-либо, призывающее сделать что-либо.
Дети определяют задачи занятия.
Использование знаний из жизненного опыта.
Учащиеся проводят исследовательскую деятельность и приходят к выводу.
Анализируют, делают вывод.
Дети инсценируют рассказ.
Рассуждение детей по заданным вопросам.
Работа со словарём.
Физкультминутка
Здоровьесберегающий подход.
Музыкальная пауза «Солнышко»
Применение знаний
Обеспечение усвоения новых знаний с помощью различных заданий.
Закрепление изученного
Риторические задания
Развитие речи.
Учебное сотрудничество
Научить отличать пользу от приказа.
Извлечение необходимой информации из просмотренного фрагмента.
Ребята, как можно выразить просьбу? (Жесты, мимика, вежливые слова)
Сейчас двое из вас покажут сценку, а вам нужно будет её озвучить.
(перед занятием учитель предупреждает двух ребят)
Сценка:
Стоит стул, на котором сидит один из учеников. Один без слов просит другого уступить место.
-
С помощью чего была выражена просьба? Как её выразить с помощью слов? Сейчас двое из вас покажут эту сценку, только со словами.
-
А теперь ещё двое покажут и со словами, и с жестами.
Я предлагаю вам выполнить такие задания.
Вы в группах подумайте, посоветуйтесь и покажите
Задание №1.
Приготовила «Словарики вежливых слов ».
Прочитайте вежливые слова про себя.
- Какие слова вы раньше не употребляли в своей речи? Составим предложения-просьбы с этими словосочетаниями.
Составим словосочетание с первым словом, вторым и т.д. с опорой на словарик вежливых слов.
Ребята, как вы думаете, после этих слов хочется выполнить просьбу?
Задание №2. Работа по плану.
Сейчас будем учиться грамотно выражать обращение с просьбой. А поможет нам в этом план.
План (появляется на слайде)
1. Обращение.
2. Просьба помочь.
3. Благодарность.
- В этой последовательности должны строиться обращение с просьбой. С чего начнем? Если это ваш ровесник, то обратимся к нему по имени. А если взрослый человек - по имени и отчеству.
И когда нам ответят согласием, мы должны поблагодарить человека.
-
Сейчас каждая команда выберет, к кому он обратится с просьбой, проговорит её, а затем озвучит её.
Кто будет готов – поднимет руку.
Отличие просьбы от приказа.
Задание №4. Прочитайте отрывок из книги Алексея Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино» и определите, просьбу ли использовала Мальвина обращаясь к Буратино.
Тогда девочка сказала ему строго:
- Вытащите из-под себя ногу и опустите ее под стол. Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки.
Просьбу ли использовала Мальвина при беседе с Буратино.
Так что же использовала Мальвина, (Приказ)
обращаясь к Буратино? Какие она использовала слова?
Чем отличается приказ от просьбы?
- А теперь вернемся к отрывку из сказки «Золотой ключик, или приключения Буратино». Как же надо было сказать Мальвине, чтобы Буратино захотел все выполнить? Исправьте слова Мальвины.
- Увидеть разницу между просьбой и приказом поможет нам отрывок из мультфильма «Возвращение блудного попугая»,«Львенок и черепаха».
- Кто произносил приказ? А кто просьбу?
Задание №3. Сгруппируйте данные словосочетания в две колонки (карточки на доске)
Просьба Приказ (требования0
(требовательный тон, умоляющий взгляд, просительный тон, может не выполняться, умоляющие жесты, смотреть на собеседника, не используются вежливые слова, интонация строгая, повеления, чаще всего выполняется используются вежливые слова, произносится тихим голосом, глядя в глаза выполняется по желанию)
Объясняют, какими правилами можно пользоваться, чтобы просьбу выполнили.
Называют речевые формулы вежливой просьбы.
Характеризуют особенности скрытой просьбы.
Моделируют просьбу в различных ситуациях общения.
Работа в группах
Чтение вслух слов первого столбика. Чтение вслух слов второго столбика.
Составляют словосочетания с каждым словом.
Вместе с учителем составляют план.
Работа в группах.
Выступление детей.
Работа по карточкам.
Обсуждают ситуацию.
Смотрят отрывки из мультфильма.
Обсуждают ситуацию.
Дети по-очереди выходят к доске, размещают карточки в две колонки.
Делают вывод, чем приказ отличается от просьбы:
Приказ (не используются вежливые слова, интонация строгая, повеления, чаще всего выполняется)
Просьба (используются вежливые слова, произносится тихим голосом, глядя в глаза выполняется по желанию)
Контроль на этапе окончания учебной темы
Контроль
за правильностью выполнения заданий.
Самостоятельная работа
Подведение итогов занятия.
Какой праздник приближается? (Новый год). Всегда ждём, что свершиться чудо. -Какой праздник приближается? (Новый год). Мне бы хотелось, чтобы вы обратились с
с просьбой к Деду Морозу, используя план, правила, о которых говорили на занятии.
Подводим итоги.
– Расскажите, что помогает сделать просьбу вежливой?
– Чем отличается требование от просьбы?
– Что делает просьбу более убедительной?
- Вежливость проявляется не только в словах, но и на деле. Послушайте несколько ситуаций, и определите, кто поступает вежливо, а кто нет.
Ситуация 1. Мальчик крикнул прохожему: «Сколько времени?».
Вопросы:
Ответит ли прохожий мальчику? Исправьте ситуацию так, чтобы в ней прозвучала вежливая просьба.
Ситуация 2. Два мальчика столкнулись в дверях. Никак не могут разойтись.
Вопросы:
Кто из них должен уступить дорогу, если одному 8 лет, а другому 11 лет?
Ситуация 3. Учительница задала вопрос классу. Аня знает ответ и, как и положено ученице подняла руку для ответа. А Стёпа выкрикнул ответ, не дав ответить другим ребятам.
Вопросы:
Кто поступил невежливо? Как нужно было поступить Стёпе?
Ситуация 4. На перемене учительница разговаривала с учительницей из параллельного класса. А Оле срочно нужно было что-то спросить, и она перебила разговор.
Вопросы:
Кто поступил невежливо? Как нужно было поступить Оле?
Ситуация 5. Петя пришёл на день рождения к Кате. Петя подготовил слова для поздравления, но Катя сразу же с порога выхватила из рук Пети подарок и начала снимать обёртку, ещё не пригласив гостя в дом.
Вопросы:
Кто поступил невежливо? Как нужно было поступить Кате?
Проверяем себя:
–Обратитесь с просьбой к незнакомым людям:
● указать дорогу на улицу Школьную (или другую);
● купить билет в автобусе;
● пропустить к выходу в транспорте;
● показать заинтересовавшую тебя книгу в магазине.
Индивидуально составляют просьбу Деду Морозу.
Дети читают свои просьбы.
Обсуждение.
Высказывают своё мнение по изученному материалу.
Вежливые слова, обращение, тон.
Его нужно выполнять обязательно, оно не содержит вежливых слов.
Рефлексия
Анализ и оценка успешности достижения цели.
Создание ситуации успеха
Вот и подошло к концу наше занятие
Давайте посмотрим, на все ли мы вопросы ответили?
Интересно вам, ребята, было сегодня на уроке?
Что полезное вы узнали?
Пригодится вам этот материал на других урока?
Дорогие ребята, я уверена, все то, что вы сегодня узнали, обязательно поможет вам в жизни. В различных жизненных ситуациях вы сможете показать себя вежливым человеком, с которым приятно общаться и приятно дарить ему радость.
Я прошу вас быть вежливыми не только на словах, но и на деле.
- И на память я хочу подарить «Словарики вежливых слов», которые будут служить вам подсказкой.
– Кто доволен своей работой?
– Кто хотел бы что-то исправить? Что?
Что для этого нужно сделать?
А урок давайте закончим картиной настроения. Возьмите игрушку, которые лежат у вас на столе, если на уроке всё удалось, было интересно, прикрепим её на ёлочку, если было сложно оставьте возле ёлочки.
«Наряди ёлку»
- По картине настроения видно, что урок вам понравился. Я очень рада. Спасибо! Урок окончен.
Участвуют в коллективном обсуждении
Оценка, самооценка.
Дети выходят к доске и прикрепляют карточки с изображением ёлочной игрушки
(успешно выполнил задание – повесил шарик, были ошибки – шарик остался возле ёлки)