Дцп генетическое заболевание. Что такое ДЦП у ребенка – основные риски и последствия детского церебрального паралича. Причины и факторы риска
Каких только светлых надежд мы не возлагаем на будущее, когда в нас зарождается новая жизнь! Мечтаем о том, какой счастливой станет наша семья, каким развитым и хорошеньким будет малыш! Но у судьбы на каждого из нас свои планы. Увы, благосклонна она далеко не ко всем. Еще вчера все было замечательно. Вот он, сыночек. Лежит в кроватке, маленький, хорошенький... А назавтра мир переворачивается с ног на голову: невропатолог ставит ребенку страшный диагноз: ДЦП - детский церебральный паралич...
К сожалению, наша медицина несовершенна. Особенно в лечении такого тяжелого заболевания. В больницах и реабилитационных центрах дети лечатся годами, им назначают лекарства, массаж, лечебную физкультуру, но все без толку. Потому что с таким диагнозом необходим индивидуальный подход к каждому малышу. Сегодня у нас в гостях врач-реабилитолог Елена Марковна ТРЕТЬЯКОВА.
?Елена Марковна, каждый слышал о таком заболевании, как детский церебральный паралич. Каждый знает - это что-то очень страшное. Но далеко не все понимают, в чем заключается эта болезнь, чем она опасна, и почему каждому из нас необходимо о ней знать..
Детский церебральный паралич (ДЦП) - заболевание очень многоликое. При нем страдает центральная нервная система, то есть головной и спинной мозг ребенка. Это, в свою очередь, вызывает отклонения в развитии, разные по степени тяжести. Могут возникнуть и нарушения мышечной деятельности, тогда ребенок будет частично или полностью ограничен в движении. У 65-85% больных ДЦП нарушена речь. Либо она полностью отсутствует, либо несвязная. У некоторых детей, в той или иной степени, поражена психика. У других очень плохое зрение, косоглазие. У кого-то имеются и сопутствующие заболевания, такие, как гидроцефалия, эпилепсия и другие. У большинства детей с ДЦП эти нарушения сочетаются во всевозможных комбинациях. То есть заболевание у каждого ребенка выражено очень индивидуально. Врачи, назвав болезнь одним термином - ДЦП, - выделили в ней ряд форм. И от того, насколько сильно эта болезнь поразила центральную нервную систему малыша, зависит вся его будущая жизнь, зависят его личностные возможности.
Что должно насторожить маму?
Ребенок постоянно манипулирует только одной рукой или ногой, при этом другая рука или нога сильно сжата, приведена к туловищу. Движение в ней незначительные, но резкие, или отсутствуют вовсе.
Ребенок не удерживает позу «сидя».
Отстает в развитии (см. данные ниже).
При попытке попасть своей рукой в рот, малыш отворачивает головку в другую сторону.
Ребенок «не любит» лежать на животе.
Стоя, опирается только на мысочки, «крестит» ноги.
Маме сложно повернуть головку малыша в другую сторону, сложно развести ноги, чтобы надеть «памперс».
? То есть ребенок с детским церебральным параличом становится фактически недееспособным?
Часто это так. Физиологические и психические нарушения при ДЦП влекут за собой сложности, в том числе и адаптационные: невозможность самостоятельно передвигаться, общаться, строить личную жизнь. Даже если не пострадала психика, а среди больных ДЦП есть умнейшие люди, «дерганые» движения, несвязная речь делают человека неполноценным для окружающих, лишают его нормального общества, закрывают перед ним многие двери. Страшно еще и другое: сильно страдают родители и родные ребенка. Особенно достается женщинам. Усилия врачей направлены только на занятия с ребенком. Им, конечно же, не до мамы.
?Елена Марковна, отчего возникает это заболевание? Есть ли какие-то меры
его профилактики?
Причин возникновения ДЦП очень много. И, к сожалению, пока не все они выявлены,
изучены. Бывает и так, что женщина прекрасно чувствует себя всю беременность,
она проходит без осложнений, роды тоже и вдруг...ДЦП. Что же касается основных
причин, то среди них: внутриутробная инфекция, соматические и эндокринные заболевания
мамы, токсикозы беременности, патологии пуповины и плаценты, иммунологическая
несовместимость крови мамы и малыша. Не редко ДЦП возникает из-за травмы головы
новорожденного во время прохождения через родовые пути или в результате медицинского
вмешательства в процессе беременности, родов. ДЦП может спровоцировать болезнь
ребенка в течение первого года жизни, давшая осложнение на нервную систему.
Страшнее всего то, что далеко не всегда отклонения в развитии ребенка, вызванные
нарушениями нервной системы, бывают замечены родителями вовремя. Врачи же в
больницах диагноз ДЦП на ранних стадиях не ставят. Официально ДЦП диагностируется
в полтора-два года, когда исправить ситуацию уже очень сложно. В результате
остается только решать вопрос адаптации, то есть приспособления ребенка к окружающему
миру с теми возможностями, которые у него есть.
? Как этот вопрос решается в России?
У нас в стране реабилитационных центров для больных с ДЦП очень много. Где-то лечат медикаментозно, что далеко не всегда дает результаты. В других реабилитируют, обучают ходьбе с помощью специальных комбинезонов, тренажеров. Иные даже гипсуют детей, больных ДЦП, ставят распорки... Зачем? В общем, проблемой этой занимаются многие, но далеко не всегда успешно. А на вопросы родителей, почему нет хоть каких-то результатов, отвечают: «А что вы хотите с таким диагнозом?».
? Неужели настолько несовершенна наша медицина?
Дело в том, что это заболевание вообще мало изучено. К тому же на всю Россию - всего одна психоневрологическая клиника. Очень много пациентов, естественно, отсутствует индивидуальный подход. А при ДЦП он просто необходим. Как правило «запущенность» диагноза начинается с районной поликлиники. Ребенок родился, показали невропатологу. Тот ставит диагноз - перинатальную энцефалопатию (ПЭП). Сейчас он «в моде». Назначают таблетки, которые в серьезных случаях не помогают (кроме лекарств, снижающих мышечный тонус) и массаж. А это ведь чудо - найти хорошего массажиста. Проходит несколько месяцев - результата никакого. Хорошо, если у малыша только ортопедические проблемы и нервная система не затронута. А если это патология нервной системы или ДЦП? Диагноз же, как я уже сказала, ставят гораздо позже, а до того момента наблюдают и ждут. Теряя драгоценное время. Родителям раздают готовые памятки, по которым мама сама должна заниматься с ребенком гимнастикой дома. Когда малыш здоровый, это не страшно. Но если у ребенка патология или ДЦП, любое неверное движение, положение маминых рук, фиксация ведут к неправильному формированию двигательного навыка.
?Елена Марковна, Вы занимаетесь лечением детей с тяжелыми нарушениями нервной системы, в том числе и с диагнозом ДЦП давно?
Уже более 15 лет. Сначала работала в больнице, потом перешла на частную практику, потому что при «массовом» лечении отсутствует индивидуальный подход, невозможно вести научную работу. Некоторых детей я наблюдаю на протяжении восьми, девяти, а то и десяти лет их жизни. За годы практики разработала собственную методику лечения детей с тяжелыми формами неврологии.
? Как Вы считаете, можно помочь любому ребенку с диагнозом ДЦП?
Помочь, да! Но реальных результатов можно добиться только в том случае, если у ребенка нет органического поражения головного мозга. Тогда, когда речь идет о незначительных нарушениях психики, и болезнь затронула в основном лишь двигательную систему. Практически полное избавление от болезни возможно лишь при своевременно начатом лечении. Лично я диагноз ДЦП ставлю ребенку еще до года, потому что, чем больше упущено времени, тем хуже будет результат.
? В чем заключается Ваша методика?
Она тоже из разряда лечебной гимнастики и массажа. Комплекс составляется
для каждого ребенка индивидуально, с учетом его психомоторного развития, эмоционального
состояния. Невозможно перенести прошлый опыт на кого-то другого. Каждый раз
я начинаю заново. Упражнения подбираю под каждую группу мышц. Большое значение
отвожу массажу головы и артикуляционному массажу. Таким образом, включаются
психика и речь, которые, как уже говорилось, при тяжелых формах неврологии чаще
всего тоже нарушены. Здоровый ребенок мотивирует все свои действия. Он видит
яркую игрушку - и тянется, ползет, идет к ней в зависимости от возраста. Таким
образом, у него развиваются двигательные навыки. А если у малыша нарушена психика,
момент мотивации может отсутствовать. Именно поэтому я включаю в занятия упражнения
для психического развития. Еще одно отличие моей методики в том, что я провожу
массаж в движении. Ребенок свободно двигается по столу, делает, что ему хочется.
А я просто «считываю» руками информацию с его мышц. Когда он начинает ходить,
я хожу за ним по комнате и своими руками фиксирую мышцы, направляя и корректируя
следующий шаг. Таким образом, мы формируем правильную походку. Если же ребенок
лежит при массаже без движения, как это традиционно принято, невозможно понять,
в чем у него проблема, где и какая коррекция нужна.
Дети с нарушениями нервной системы часто неусидчивые, не умеют концентрироваться
на занятиях и долго держать нагрузку. Могут уставать или сильно возбуждаться.
Поэтому при составлении комплекса лечебной гимнастики, я учитываю еще и последовательность
выполнения упражнений, их интенсивность, частоту смены.
? Каких результатов удается добиться с помощью Вашей методики?
Вообще, дети с ДЦП и их родители радуются каждому, на первый взгляд, самому незначительному достижению. Например, ребенок не двигал пальцами, а теперь задвигал одним пальчиком. Но я такие мелочи результатом не считаю. Результат - это когда ребенок не сидел - стал сидеть. Не ходил - стал ходить. Причем важно, как он это делает.
? Елена Марковна, по разработанной Вами методике, как я понимаю, работаете
только Вы, занимаясь частной практикой. Через Ваши руки проходят единицы тех
детей, которые страдают ДЦП и нуждаются в действенной помощи. Вам не приходила
в голову мысль обучить методике других специалистов или создать собственный
реабилитационный центр?
– Идея создания реабилитационного центра появилась еще несколько лет назад. Но в то время еще не было достаточного опыта и четких результатов. К тому же у меня самой родился третий ребенок. Теперь чувствую, пришло время действовать, но для этого, увы, необходимо не только желание, но и большие материальные вложения. С просьбой обучить методике ко мне не раз обращались врачи, но я все время откладывала. Потому что, то, чем я занимаюсь, это прежде всего практический опыт, рассказать о нем на словах невозможно. Учеба должна вестись на практике, в самом центре. Нужно, чтобы и врачи, и пациенты жили общей жизнью. Вообще у меня мечта, чтобы это был центр, где занимались бы и дети с двигательными расстройствами, и обычные, здоровые дети. Люди, прошедшие через скорбь - добрейшие люди. Они могут многому научить нас, здоровых, которые часто в силу собственного здоровья и естественной беспечности теряют духовность. Те, кто перенес страдание, как бы напоминают нам: остановись, подумай. Твори разумное и живи не только ради себя.
Нормы нервно-психического развития ребенка первого года жизни
1 месяц
Руки согнуты во всех суставах, пальцы сжаты в кулачок и приведены к туловищу.
Ноги согнуты и слегка отведены в бедрах. В положении на животе поворачивает
голову в стороны, чаще к источнику света. На раздражитель реагирует общей двигательной
активностью. На животе - приподнимает голову на несколько секунд и устанавливает
ее по средней линии. К концу первого месяца (а иногда и раньше) умеет сосредотачиваться
на предмете и прослеживать движущийся объект одними глазами, без участия головы.
Издает гортанные звуки.
2 месяц
Увеличивается количество активных движений. Чаще отводит руки в стороны, поднимает
их выше горизонтального уровня, открывает кулачок, поворачивает голову в сторону.
На животе - удерживает голову по средней линии более продолжительное время.
Начинает удерживать голову в вертикальном положении, но еще не постоянно, голова
«болтается». Фиксирует взгляд на неподвижном предмете. Движения глазных яблок
становятся плавными, координированными. Ребенок улыбается на ласковое обращение
к нему, гулит.
3 месяц
Нарастает объем движений в конечностях, особенно в плечах. Ребенок удерживает
вложенную в кисть игрушку, тянет ее в рот. В положении на животе поднимает голову
и опирается на предплечья под острым углом. Хорошо держит голову в вертикальном
положении, поворачивается со спины на бок. Сгибает голову при попытке поднять
его за руки из положения на спине. За предметом иногда следит не только глазами,
но и поворотом головы. Поворачивает голову на голос мамы, пристально смотрит
на лица, делает попытки рассмотреть вложенную в руку игрушку. Прослеживает предмет
и в положении лежа, на животе. Улыбается, иногда смеется в голос. Улыбка сопровождается
двигательной активностью, общим оживлением. В конце третьего месяца при виде
груди матери или бутылочки с молоком ребенок оживляется. Видит игрушку, тянется
к ней и хватает ее.
4 месяц
Хорошо держит голову, поворачивается по направлению звука, тянется к игрушке,
хватает ее. Ощупывает предметы руками, тянет их в рот. Поворачивается на бок.
При потягивании за руки садится. С поддержкой сидит. Лежа на животе, опирается
на предплечья под прямым углом, приподнимает верхнюю часть туловища. Внимательно
следит за движущимся предметом. Различает голоса близких, часто улыбается, смеется,
издает громкие протяжные звуки, более четко произносит гласные.
5-6 месяц
Сидит при поддержке за одну руку, а иногда и самостоятельно. Поворачивается
со спины на бок и живот. На животе опирается на разогнутые руки, поднимает верхнюю
часть туловища, опираясь на ладони. Начинает хватать предметы, к которым прикоснулся
не только внутренней, но и тыльной стороной кисти. Лежа на животе, ребенок вытягивает
одну руку, поддерживая себя другой, перемещает тело с одной руки на другую.
Лежа на спине, играет стопами. Следит за упавшей игрушкой, поднимает ее. Произносит
согласные звуки, делает попытки произнести слоги «ба», «па», «ма», «дя».
7-8 месяц
Самостоятельно уверенно сидит, сохраняет равновесие. Встает на четвереньки,
поворачивается с живота на спину. Пытается сесть самостоятельно из положения
на спине, при поддержке встает на ноги, с опорой некоторое время может стоять.
Хлопает в ладоши. Повторяет слоги «ма-ма», «ба-ба». Проявляет интерес к новым
предметам.
9-10 месяц
Встает на колени, держась за барьер, передвигается, держась за опору. Стоит
с поддержкой, делает попытки стоять самостоятельно, ползает. Подражает движениям
взрослых. Берет мелкие предметы двумя пальцами, собирает разбросанные игрушки,
достает их из ящика, следит за падением предметов. Говорит отдельные слова:
«папа», «мама», «дядя», «баба». Выполняет простые просьбы взрослых, понимает
запреты.
11-12 месяц
Ребенок ходит с поддержкой за одну руку, делает отдельные шаги самостоятельно,
но походка еще неустойчивая, малыш часто падает. Свободно манипулирует предметами.
Приседает, чтобы поднять упавшую игрушку. Знает части тела, «помогает» при одевании.
Ест самостоятельно ложкой, выполняет большое количество «инструкций». Любит
детей. Знает всех в семье.
Детский церебральный паралич – это группа заболеваний, с обязательным поражением центральной нервной системы, дисфункцией двигательной и мышечной систем, нарушением координации движения, речи, задержкой интеллектуального развития.
Согласно применяемой в РФ классификации К.А. Семеновой, выделяют пять форм церебрального паралича на основании клинической картины, которая в значительной мере обусловлена тем, какая именно зона головного мозга повреждена у пациента.
1. Спастическая диплегия (болезнь Литтля) является самой распространенной формой церебрального паралича. У больных поражены отделы мозга, ответственные за двигательную активность конечностей, что приводит к полной или частичной парализации ног (в большей степени) и рук.
2. Двойная диплегия характеризуется тяжелым поражением всех отделов головного мозга, либо только больших полушарий. Наблюдается ригидность мышц конечностей, дети не могут держать голову, стоять, сидеть.
3. Гиперкинетическая форма . При ней поражены подкорковые структуры, что приводит к гиперкинезам, то есть непроизвольным движениям, которые особенно усиливаются при утомлении, волнении, стрессе. Данная форма ДЦП в чистом виде встречается относительно редко, чаще в сочетании со спастической диплегией.
4. Атонически-астеническая форма возникает при поражении мозжечка, характеризуется парезами (снижением силы мышцы), низким тонусом мышц. У пациента страдает координация движений и чувство равновесия.
5. Гемипаретическая форма – результат поражения одного из полушарий мозга с корковыми и подкорковыми структурами, отвечающими за двигательную активность. Страдает одна из сторон тела (гемипарез конечностей), перекрестная по отношению к больному полушарию. При этом поражение тяжелей в верхних конечностях.
Необходимо подчеркнуть, несмотря на то, что ДЦП – это группа специфических заболеваний, его нельзя описать словом «синдром», так как этим термином, как правило, обозначается совокупность часто наблюдаемых совместно симптомов не вполне ясной этиологии. Первопричина же ДЦП ясна – это поражение центральной нервной системы. Двигательное нарушение, вызванное иными причинами (например, травмой позвоночника) при здоровом мозге не является церебральным параличом.
Почему возникает ДЦП?
Основная причина заболевания – повреждение клеток мозга ребенка в результате кислородного голодания (гипоксия, асфиксия) или травмы (ушибы, кровоизлияния) в дородовый или послеродовый период. Такие повреждения могут происходить в результате травм матери во время беременности и родов, нарушения кровообращения головного мозга у плода, различных инфекционных, генетических, эндокринных, сердечно-сосудистых заболеваний матери, угрозы прерывания беременности, осложнений в течении беременности, групповой или резусфакторной несовместимости крови матери и плода, тугого обвития плода пуповиной, преждевременной отслойки плаценты. После рождения малыша поражение центральной нервной системы может наступить в результате следующих причин: тяжелая инфекция (менингит, энцефалит, острая герпетическая инфекция), отравление (свинец), травмы головы, инциденты, приводящие к гипоксии мозга (утопление, закупорка дыхательных путей кусочками пищи, посторонними предметами).
Нельзя не отметить, что все факторы риска не являются абсолютными, и большую часть из них можно предотвратить или минимизировать их вредное влияние на здоровье ребенка.
Какие симптомы и признаки ДЦП?
Симптомы ДЦП могут быть выявлены сразу после рождения ребенка, а могут проявляться постепенно в грудном возрасте. В том случае, если при беременности и родах имели место факторы риска, педиатр, как правило, пристально наблюдает ребенка на предмет возможных симптомов заболевания и предупреждает родителей о том, какие особенности нужно отмечать, чтобы как можно раньше установить диагноз и начать реабилитацию. Родители должны быть знакомы с основными нормами развития двигательных и игровых навыков, речевого развития, и если ребенок заметно отстает, сообщить об этом врачу. Насторожить родителей и специалистов должны такие особенности поведения малыша, как застывание в какой-то позе, выполнение непроизвольных движений, отсутствие контакта с матерью.
Педиатры не всегда спешат с постановкой диагноза ДЦП: детский мозг очень пластичен и имеет огромные компенсаторные возможности, которые могут полностью нивелировать последствия повреждения мозга, поэтому больных ДЦП гораздо меньше, чем детей, рождение которых сопровождалось факторами риска.
Если ребенок в возрасте более года не сидит, не ходит, не говорит, а также имеет различные психические отклонения, и специалисты подтверждают устойчивость неврологической симптоматики, выставляется диагноз ДЦП.
За рубежом некоторые специалисты считают, что окончательный диагноз нужно выставлять в возрасте примерно трех лет, так как ранее то, что выглядит, как симптомы ДЦП, может впоследствии оказаться результатом спастики, не связанной с повреждением центральной нервной системы, либо клиническим проявлением новообразований в мозге или метаболических заболеваний. Как правило, все эти заболевания приводят со временем к ухудшению состояния больного, а пациент с ДЦП стабилен, хотя симптомы могут несколько меняться.
Это непростая ситуация, так как, с другой стороны, чем раньше начать реабилитацию ребенка, тем больше надежды на то, что он сможет достичь относительной физической независимости в случае, если поражение мозга не очень глубокое.
Основными симптомами ДЦП являются нарушения двигательной активности: спастичность (скованность мышц), атетоз (гиперкинез, медленная тоническая судорога мышц конечностей, лица, туловища), ригидность, атаксия (нарушение координации движений), тремор конечностей. Диагнозу могут сопутствовать нарушения со стороны органов зрения, слуха, изменение восприятия, ориентировки в пространстве, нарушение развития речи, эпилепсия, задержка психического и эмоционального развития, проблемы с обучением, функциональные нарушения желудочно-кишечного тракта и мочевыделительной системы.
Признаками тяжелой формы ДЦП у младенца могут быть нарушение глотания и сосания, ослабленный крик, судороги. Внимание родителей и специалистов должны привлечь необычные позы ребенка, например, сильно расслабленное тело, разогнутые суставы с большим разбросом рук и ног.
Не всегда, однако, проблемы очевидны сразу, они могут проявляться по мере роста малыша. Повреждения отделов мозга вызывают нарушение движения тех или иных мышц, что ведет к их малоподвижности и, вслед за этим, гипертрофии. По мере роста и взросления проявляются проблемы сенсорного характера: больной может не различать предметы на ощупь (форму, текстуру), обычные действия (например, чистка зубов) могут причинять болезненные ощущения. Часто при церебральном параличе наблюдается слюнотечение, при тяжелых формах – проблемы с глотанием.
Итак, диагноз ДЦП ставится прежде всего на основании наблюдения за ребенком в течение некоторого времени, фиксации вышеперечисленных симптомов. Иногда между первым тревожным звоночком и окончательным диагнозом проходит значительный срок.
ДЦП, или детский церебральный паралич, – патология ЦНС, связанная с недоразвитием головного мозга, не прогрессирующая, но проявляющаяся отставанием в физическом и умственном развитии малыша.
Двигательные нарушения могут иметь разную степень выраженности: от подергиваний мышц до параличей и выраженного нарушения равновесия. Умственная отсталость и нарушения речи тоже зависят от распространенности поражения головного мозга.
В любом случае ДЦП мешает нормальному развитию ребенка и приобретению жизненно необходимых навыков. Согласно статистике, распространенность ДЦП в России составляет 2 случая на 1000 детей.
Причины
Беременная женщина должна следить за своим здоровьем.Поражение головного мозга может произойти во время внутриутробного развития (около 70% всех случаев), или уже после рождения. Самым опасным считается первый триместр беременности.
Наиболее распространенной причиной является повреждение головного мозга вследствие инфицирования. Организм самой беременной женщины может справиться с заболеванием, но это не защищает головной мозг плода от повреждающего действия инфекции.
Для развития ДЦП имеют значение такие инфекции беременных, как:
- герпетическая инфекция;
- токсоплазмоз.
Увеличивают риск заболевания:
- поздний токсикоз;
- резус-конфликт матери и плода;
- нарушения развития эмбриона;
- неправильное положение плода;
- стремительные или, наоборот, затяжные роды;
- выраженная желтуха новорожденного;
- родовые травмы.
Все перечисленные состояния ведут к кислородному голоданию (гипоксии), которое способствует нарушению закладки и последующему развитию головного мозга.
Факторами повышенного риска являются также:
- эндокринная патология матери (особенно гипотиреоз);
- слабоумие и эпилепсия;
- вредные привычки (наркомания и алкоголизм);
- длительное бесплодие;
- стрессовые ситуации;
- возраст беременной до 18 лет и старше 40 лет.
В родовом процессе возникновение ДЦП может быть связано с родовой травмой или с гипоксией плода при затяжных родах. Во многих случаях причиной повреждения является сочетание нескольких факторов.
В редких случаях патология может быть вызвана радиационным и рентгенологическим облучением или другими электромагнитными излучениями; женщины в период вынашивания ребенка; .
После рождения ребенка причиной поражения мозга может стать менингоэнцефалит (воспаление оболочек и вещества мозга) и черепно-мозговые травмы.
Симптомы
Ребенок с ДЦП отстает в развитии от сверстников.Определить ДЦП до рождения ребенка невозможно. Как правило, первые проявления заболевания замечают только при отставании малыша в физическом и психомоторном развитии.
Признаки ДЦП делят на ранние и поздние. Сроки появления симптомов и характер их зависят от тяжести и локализации недоразвитых участков головного мозга. Выраженность проявлений может также быть разной: от легкой до очень тяжелой степени.
К ранним симптомам относятся:
- нарушение мышечного тонуса у новорожденного: ребенок не держит голову в положенный срок, не может самостоятельно перевернуться, в последующем не может ползать и сидеть;
- нарушения слуха вплоть до полной потери его;
- задержка психомоторного, в том числе речевого, развития, отсутствие интереса к игрушкам;
- трудности выработки навыков по вскармливанию.
К поздним признакам можно отнести:
- появление скелетных деформаций: сколиоза, укорочение конечностей и др.;
- нарушения подвижности в суставах;
- судороги и приступы эпилепсии (в 40% случаев);
- задержка интеллектуального развития;
- нарушения слуха, зрения и других органов чувств (в 20% случаев);
- повышенное слюновыделение;
- и дефекации.
Более всего становятся заметными нарушенные функции со стороны опорно-двигательного аппарата: помимо повышенного тонуса мышц, могут отмечаться непроизвольные подергивания, конечности могут плохо двигаться или не двигаться вовсе. Ребенок не становится на ножки или опирается только на носочки, не может удержать игрушку в руке.
Тугоподвижность в суставах еще больше ограничивает движения. Развившийся паралич конечностей делает их тонкими и укороченными. Не исключено появление эпилептических припадков. Может развиться косоглазие, снижение остроты зрения, подергивание глазных яблок и др.
Нарушается психика ребенка, становится недоступным обучение его из-за неусидчивости и отсутствия концентрации внимания, снижения памяти. Ни рисовать, ни раскрашивать картинки не любит и не умеет.
При легкой выраженности симптомов ребенок воспринимается как неловкий, неуклюжий. Он не может поймать мяч, ударить по нему ногой, не умеет правильно держать ложку в руке. Малыш не проявляет интереса к играм и общению с другими детьми.
Нарушение координации движений приводит к тому, что ребенок не может застегнуть пуговицу и завязать шнурок, не может прыгать (через скакалку или препятствие), часто наталкивается на предметы.
Типы ДЦП
Согласно классификации выделяют такие типы ДЦП:
- Дискинетический или атетоидный: наиболее легкая форма заболевания, проявляется в виде судорожных сокращений мышц, в том числе подергиваний мимической мускулатуры, легких нарушений речи и слуха. Умственное развитие деток не страдает.
- Атаксический паралич: обусловлен поражением мозжечка, что приводит к нарушению координации движения. Умственная отсталость выражена умеренно.
- Для спастического типа характерным является вялость и понижение мышечного тонуса. Умственная отсталость отмечается в 60% случаев. Такой тип ДЦП имеет 3 разновидности:
Квадрипарез, или тетрапаралич: развивается вследствие повреждений в процессе родов; ребенок не держит голову, ручки согнуты в локтях, пальцы сжаты в кулачки, ножки скрещены;
Гемипарез, или гемиплегия: замечают ее по неестественному положению конечностей с одной стороны;
Диплегия: поражение верхних или нижних (чаще) конечностей, из-за чего ребенок не ходит.
Могут отмечаться смешанная форма и неуточненный ДЦП.
Диагноз устанавливается на основании неврологических нарушений, выявленных при осмотре невролога, данных дополнительного обследования (определение электрического потенциала мышц, электроэнцефалографии), результатов осмотра других специалистов (ортопеда, окулиста, ЛОР-врача, психиатра).
Лечение
Для подбора индивидуального лечения проводят с помощью специальных тестов оценку выявленных нарушений и физических способностей ребенка.
Так как у подавляющего большинства детей с ДЦП отмечается задержка умственного развития, задержка развития речи, то обычно их обучение проводится в специализированной школе или школе-интернате, где с ними работают, помимо педагогов, психологи, физиотерапевты, логопеды и др. специалисты.
Крайне важно начинать лечение ДЦП в ранние сроки и проводить беспрерывно, только в этом случае можно рассчитывать на благоприятный результат. Комплексное лечение каждого ребенка проводится по индивидуальному плану.
Оно может включать такие компоненты:
- медикаментозное лечение;
- физиотерапия;
- ортопедическое и хирургическое лечение;
- лечебная физкультура;
- психологическая помощь;
- занятия с логопедом по развитию речи;
- санаторно-курортное лечение.
Целью лечения ребенка с ДЦП является улучшение эластичности мышц, повышение функциональности опорно-двигательного аппарата и развитие психологического здоровья.
Церебролизин - препарат для медикаментозного лечения ДЦПМедикаментозное лечение является при ДЦП симптоматическим. Оно включает применение мозговых метаболических препаратов, нейропротекторов (Церебролизин, Цераксон, Кортексин, Сомазин, Пирацетам и др.), сосудистых средств (Актовегин).
При выраженном спазме мускулатуры используют миорелаксанты (Мидокалм, Баклофен и др.), витаминные препараты (Нейровитан, витамины группы В). В тяжелых случаях может применяться введение в малых дозах в несколько точек напряженной мышцы ботулинического токсина (Ботокс).
При эпилептических приступах врач подбирает противосудорожные препараты (Ламотриджин, Топарамат и др.). При необходимости назначаются обезболивающие средства, антидепрессанты или транквилизаторы.
Широко применяется физиотерапевтическое лечение , направленное на предотвращение деформации и контрактур суставов и мышц. Используется большое число методик лечения:
- электрофорез;
- парафинотерапия;
- аппликации с озокеритом;
- магнитотерапия;
- электростимуляция мышц;
- грязевое лечение и бальнеотерапия;
- массаж.
В случае возникновения мышечных контрактур (ограничения движения в суставах), при возникновении вывихов суставов, возможно хирургическое лечение: удлинение сухожилий и мышц, костей (артропластика, ахиллопластика), операции на нервах. В некоторых случаях ортопеды применяют в лечении гипсовые повязки и аппаратную разработку суставов.
С 2006 г. начал применяться метод лечения ДЦП с имплантацией стволовых клеток. Такая методика является способом биологической «очистки» ЦНС. В России это лечение проводится в Генеральном госпитале вооруженной милиции. Курс лечения прошли около 3000 детей с разными типами ДЦП, эффективность лечения достигает 85% (по результатам за 2013 г.).
Метод основан на способности стволовых клеток самостоятельно дифференцироваться и заменять пораженные нервные клетки. Кроме того, эти клетки могут восстанавливать поврежденную миелиновую оболочку нервной клетки и тем самым обеспечить нормальное проведение импульса.
В результате лечения стволовыми клетками у детей улучшалась двигательная функция (стабильность осанки в положении сидя и стоя, улучшалась ходьба и т.д.), лучше развивалась речь и интеллектуальные способности, память и концентрация внимания, уменьшалось косоглазие, нормализовалось слюноотделение.
Непременным условием лечения является повседневное занятие лечебной физкультурой, специальные комплексы упражнений которой подбираются каждому ребенку. При этом широкое применение находит использование тренажеров.
Психологическая помощь необходима в любом возрасте ребенка. В случае нарушения речи логопед также подбирает специальные упражнения для ежедневных упражнений по развитию речи.
Санаторно-курортный этап лечения детей с ДЦП проводится в санаториях Одессы, Евпатории, Трускавца, Саки и др.
Детский церебральный паралич (ДЦП) - это понятие, объединяющее группу двигательных расстройств, возникающих вследствие повреждения различных мозговых структур в перинатальном периоде. Детский церебральный паралич может включать моно-, геми-, пара-, тетра- параличи и парезы, патологические изменения мышечного тонуса, гиперкинезы, нарушения речи, шаткость походки, расстройства координации движений, частые падения, отставание ребенка в моторном и психическом развитии. При ДЦП могут наблюдаться нарушения интеллекта, психические расстройства, эпилепсия, нарушения слуха и зрения. Диагностируется детский церебральный паралич преимущественно по клиническим и анамнестическим данным. Алгоритм обследования ребенка с ДЦП направлен на выявление сопутствующей патологии и исключение другой врожденной или послеродовой патологии. Люди, имеющие детский церебральный паралич, должны пожизненно проходить реабилитационную терапию, по мере необходимости получать медикаментозное, хирургическое и физиотерапевтическое лечение.
МКБ-10
G80
Общие сведения
Согласно мировой статистике детский церебральный паралич встречается с частотой 1,7-7 случаев на 1000 детей до года. В России этот показатель по различным данным составляет 2,5-6 случаев на 1000 детей. Среди недоношенных детей заболеваемость ДЦП в 10 раз выше среднестатистической. По данным последних исследований около 40-50% детей с ДЦП появились на свет в результате преждевременных родов .
Если говорить о хронических заболеваниях детского возраста, то в современной педиатрии детский церебральный паралич является одной из ведущих проблем. Среди причин увеличения числа больных ДЦП совершенно справедливо называют не только ухудшение экологии, но и прогрессивное развитие неонатологии, позволяющее сейчас выхаживать младенцев с различной патологией, в том числе и недоношенных новорожденных с весом от 500г.
Причины возникновения ДЦП
Согласно современным представлениям детский церебральный паралич возникает в результате воздействия на ЦНС ребенка различных повреждающих факторов, обуславливающих неправильное развитие или гибель отдельных участков головного мозга. Причем действие этих факторов происходит в перинатальном периоде, т. е. до, во время и непосредственно после рождения ребенка (первые 4 недели жизни). Основное патогенетическое звено в формировании детского церебрального паралича - это гипоксия, к развитию которой и приводят различные причинные факторы ДЦП. В первую очередь при гипоксии страдают те участки головного мозга, которые отвечают за поддержание равновесия и обеспечение двигательных рефлекторных механизмов. В результате возникают типичные для ДЦП расстройства мышечного тонуса, парезы и параличи, патологические двигательные акты.
Этиологическим фактором ДЦП, действующим в период внутриутробного развития, является различная патология беременности: фетоплацентарная недостаточность , преждевременная отслойка плаценты , токсикозы , нефропатия беременных , инфекции (цитомегаловирус , краснуха , токсоплазмоз , герпес , сифилис), резус-конфликт , угроза прерывания беременности . Соматические заболевания матери (сахарный диабет , гипотиреоз , врожденные и приобретенные пороки сердца, артериальная гипертензия) и перенесенные женщиной в период беременности травмы также могут обусловить развитие детского церебрального паралича.
К факторам риска развития ДЦП, влияющим на ребенка в период родов, относятся: тазовое предлежание плода , стремительные роды , преждевременные роды, узкий таз , крупный плод , чрезмерно сильная родовая деятельность , затяжные роды, дискоординированная родовая деятельность , длительный безводный период перед родами. Лишь в некоторых случаях родовая травма является единственной причиной возникновения детского церебрального паралича. Зачастую тяжелые роды, приводящие к возникновению ДЦП, становятся следствием уже имеющейся внутриутробной патологии.
Основными факторами риска появления ДЦП в послеродовом периоде являются асфиксия и гемолитическая болезнь новорожденного. Приводящая к ДЦП асфиксия новорожденного может быть связана с аспирацией околоплодных вод, различными пороками развития легких , патологией беременности. Более частая послеродовая причина возникновения ДЦП состоит в токсическом поражении мозга при гемолитической болезни, развивающейся в результате несовместимости крови или иммунологического конфликта плода и матери.
Классификация ДЦП
В соответствии с местонахождением пораженного участка головного мозга в неврологии ДЦП классифицируют на 5 видов. Самой распространенной формой ДЦП является спастическая диплегия . По различным данным детский церебральный паралич этой формы составляет от 40 до 80% от общего числа случаев ДЦП. В основе этой формы ДЦП лежит поражение двигательных центров, ведущее к развитию парезов, в большей степени выраженных в ногах. При повреждении двигательных центров только одного полушария возникает гемипаретическая форма ДЦП, проявляющаяся парезом руки и ноги на стороне, противоположной пораженному полушарию.
Примерно в четверти случаев детский церебральный паралич имеет гиперкинетическую форму, связанную с повреждением подкорковых структур. Клинически данная форма ДЦП проявляется непроизвольными движениями - гиперкинезами , усиливающимися при волнении или усталости ребенка. При нарушениях в области мозжечка развивается атонически-астатическая форма детского церебрального паралича. Эта форма ДЦП проявляется нарушениями статики и координации, мышечной атонией. На ее долю приходится около 10% случаев ДЦП.
Наиболее тяжелая форма ДЦП носит название двойная гемиплегия. В этом варианте детский церебральный паралич является следствием тотального поражения обоих полушарий мозга, приводящего к мышечной ригидности, из-за которой дети не в состоянии не только стоять и сидеть, а даже самостоятельно держать голову. Встречаются также смешанные варианты детского церебрального паралича, включающие клинические симптомы, характерные для разных форм ДЦП. Например, часто наблюдается сочетание гиперкинетической формы ДЦП со спастической диплегией.
Симптомы ДЦП
Детский церебральный паралич может иметь разнообразные проявления с различной степенью выраженности. Клиническая картина ДЦП и его тяжесть зависят от локализации и глубины поражения мозговых структур. В отдельных случаях детский церебральный паралич заметен уже в первые часы жизни ребенка. Но чаще симптомы ДЦП становятся очевидными спустя несколько месяцев, когда ребенок начинает существенно отставать в нервно-психическом развитии от принятых в педиатрии норм. Первым симптомом ДЦП может быть задержка в формировании двигательных навыков. Ребенок с детским церебральным параличом долго не держит голову, не переворачивается, не интересуется игрушками, не может осознанно двигать конечностями, не удерживает игрушки. При попытке поставить ребенка с ДЦП на ноги он не ставит ногу на полную стопу, а встает на цыпочки.
Парезы при детском церебральном параличе могут быть только в одной конечности, иметь односторонний характер (рука и нога на стороне, противоположной пораженному участку мозга), охватывать все конечности. Недостаточность иннервации речевого аппарата обусловливает нарушение произносительной стороны речи (дизартрию) у ребенка с ДЦП. Если ДЦП сопровождается парезом мышц глотки и гортани, то возникают проблемы с глотанием (дисфагия). Зачастую детский церебральный паралич сопровождается значительным повышением мышечного тонуса. Выраженная спастика при ДЦП может приводить к полной обездвиженности конечности. В дальнейшем у детей, имеющих детский церебральный паралич, происходит отставание паретичных конечностей в физическом развитии, в результате чего они становится тоньше и короче здоровых. В следствие этого формируются типичные для ДЦП деформации скелета (сколиоз , деформации грудной клетки). Кроме того, детский церебральный паралич протекает с развитием контрактур суставов в паретичных конечностях, что усугубляет двигательные нарушения. Расстройства моторики и деформации скелета у детей с ДЦП приводят к появлению хронического болевого синдрома с локализацией болей в плечах, шее, спине и ступнях.
Детский церебральный паралич гиперкинетической формы проявляется внезапно возникающими непроизвольными двигательными актами: поворотами или кивками головой, подергиваниями, появлением гримас на лице, вычурными позами или движениями. Для атонически-астатической формы ДЦП характерны дискоординированные движения, неустойчивость при ходьбе и в положении стоя, частые падения, мышечная слабость и тремор.
При детском церебральном параличе может наблюдаться косоглазие , функциональные нарушения ЖКТ, расстройства дыхательной функции, недержание мочи . Примерно в 20-40% случаев детский церебральный паралич протекает с эпилепсией . До 60% детей с ДЦП имеют проблемы со зрением. Возможна тугоухость или полная глухота. В половине случаев детский церебральный паралич сочетается с эндокринной патологией (ожирением , гипотиреозом, задержкой роста и др.). Часто детский церебральный паралич сопровождается различной степенью олигофрении , задержкой психического развития , расстройством восприятия , нарушениями способности к обучению, отклонениями в поведении и т. п. Однако до 35% детей с ДЦП имеют нормальный интеллект, а в 33% случаев ДЦП нарушения интеллекта выражены в легкой степени.
Детский церебральный паралич является хроническим, но не прогрессирующим заболеванием. По мере роста ребенка и развития его ЦНС могут выявляться ранее скрытые патологические проявления, которые создают ощущение так называемой «ложной прогрессии» заболевания. Ухудшение состояния ребенка с ДЦП также может быть обусловлено вторичными осложнениями: эпилепсией, инсультом , кровоизлиянием , применением наркоза или тяжелым соматическим заболеванием.
Диагностика ДЦП
Пока не существует специальных диагностических критериев детского церебрального паралича. Однако некоторые типичные для ДЦП симптомы сразу обращают на себя внимание педиатра . К ним относятся: низкий бал, выставляемый по шкале Апгар сразу же после рождения ребенка, аномальная двигательная активность, нарушения мышечного тонуса, отставание ребенка в психофизическом развитии, отсутствие контакта с матерью. Подобные признаки всегда настораживают врачей в отношении ДЦП и являются показанием к обязательной консультации ребенка детским неврологом .
При подозрении на детский церебральный паралич необходим тщательный неврологический осмотр ребенка. В диагностике ДЦП также используются электрофизиологические методы обследования: электроэнцефалография , электромиография и электронейрография , исследование вызванных потенциалов ; транскраниальная магнитная стимуляция . Они помогают дифференцировать ДЦП от наследственных неврологических заболеваний, проявляющихся на 1-ом году жизни (врожденной миопатии , атаксии Фредрейха , синдрома Луи-Бар и др). Использование в диагностике ДЦП нейросонографии и МРТ головного мозга позволяют выявить сопутствующие ДЦП органические изменения (например, атрофию зрительных нервов , очаги кровоизлияний или ишемии, перивентрикулярную лейкомаляцию) и диагностировать пороки развития головного мозга (микроцефалию , врожденную гидроцефалию и пр.).
Полная диагностика ДЦП может потребовать участия детского офтальмолога , детского отоларинголога , эпилептолога , детского ортопеда , логопеда и психиатра . При необходимости дифференцировать ДЦП от различных наследственных и обменных заболеваний применяются соответствующие генетические исследования и биохимические анализы.
Реабилитационное лечение ДЦП
К сожалению, пока детский церебральный паралич относится к неизлечимой патологии. Однако своевременно начатые, комплексно и беспрерывно проводимые реабилитационные мероприятия могут значительно развить доступные ребенку с ДЦП моторные, интеллектуальные и речевые навыки. Благодаря реабилитационному лечению можно максимально компенсировать имеющийся при ДЦП неврологический дефицит, уменьшить вероятность появления контрактур и скелетных деформаций, научить ребенка навыкам самообслуживания и улучшить его адаптацию. Наиболее активно развитие мозга, познавательный процесс, приобретение навыков и обучение происходят в возрасте до 8 лет. Именно в этот период при ДЦП необходимо прилагать максимальные усилия по реабилитации.
Программа комплексной реабилитационной терапии разрабатывается индивидуально для каждого больного ДЦП. Она учитывает локализацию и тяжесть поражения мозга; наличие сопутствующих ДЦП нарушений слуха и зрения, расстройств интеллекта, эпилептических припадков; индивидуальные возможности и проблемы больного ДЦП ребенка. Наиболее затруднительно проведение реабилитационных мероприятий при сочетании ДЦП с нарушениями познавательной деятельности (в том числе в следствие слепоты или глухоты) и интеллекта. Для таких случаев ДЦП разработаны специальные методики, позволяющие инструктору наладить контакт с ребенком. Дополнительные сложности в лечении ДЦП возникают у пациентов с эпилепсией, при которой активная стимулирующая терапия ДЦП может вызывать развитие осложнений. По этой причине дети с ДЦП и эпилепсией должны проходить реабилитацию с применением специальных «мягких» методов.
Основу реабилитационного лечения при детском церебральном параличе составляют ЛФК и массаж . Важно, чтобы детям с ДЦП они проводились ежедневно. По этой причине родителям ребенка с детским церебральным параличом следует овладеть навыками массажа и проведения ЛФК. В таком случае они смогут самостоятельно заниматься с ребенком в период между курсами профессиональной реабилитации ДЦП. Для более эффективных занятий ЛФК и механотерапии с детьми, страдающими детским церебральным параличом, в соответствующих реабилитационных центрах имеются специальные аппараты и приспособления. Из последних разработок в этой области в лечении ДЦП нашли применение пневмокомбинизоны, фиксирующие суставы и обеспечивающие растяжение мышц, а также специальные костюмы, позволяющие при некоторых формах ДЦП выработать правильный двигательный стереотип и уменьшить спастику мышц. Подобные средства помогают максимально задействовать компенсаторные механизмы нервной системы, что зачастую приводит к освоению больным ДЦП ребенком новых, ранее не доступных для него, движений.
К реабилитационным мероприятиям при ДЦП относятся также так называемые технические средства реабилитации: ортодезы, вставки в обувь, костыли, ходунки, инвалидные коляски и т. п. Они позволяют компенсировать имеющиеся при ДЦП двигательные нарушения, укорочения конечностей и деформации скелета. Важное значение имеет индивидуальный подбор таких средств и обучение ребенка, имеющего детский церебральный паралич, навыкам их использования.
В рамках реабилитационного лечения детского церебрального паралича ребенку с дизартрией требуются логопедические занятия по коррекции ФФН или ОНР .
Медикаментозное и хирургическое лечение ДЦП
Лечение ДЦП при помощи лекарственных препаратов является в основном симптоматическим и направлено на купирование конкретного симптома ДЦП или возникших осложнений. Так, при сочетании ДЦП с эпилептическими припадками назначаются антиконвульсанты, при повышении мышечного тонуса - антиспастические препараты, при ДЦП с хроническим болевым синдромом - обезболивающие и спазмолитические средства. В медикаментозную терапию ДЦП могут входить ноотропы, метаболические препараты (АТФ, аминокислоты, глицин), неостигмин, антидепрессанты, транквилизаторы, нейролептики, сосудистые препараты.
Показанием к хирургическому лечению детского церебрального паралича являются контрактуры, образовавшиеся в результате длительной спастичности мышц и ограничивающие двигательную активность больного. Чаще всего при ДЦП применяются тенотомии, направленные на создание опорного положения парализованной конечности. Для стабилизации скелета при детском церебральном параличе может применяться удлинение костей, пересадка сухожилий и др. операции. Если детский церебральный паралич проявляется грубой симметричной мышечной спастичностью, ведущей к развитию контрактур и болевого синдрома, то для прерывания исходящей из спинного мозга патологической импульсации пациенту с ДЦП может быть проведена спинальная ризотомия.
И йодобромные ванны, фитованны с валерианой.
Относительно новым способом терапии детского церебрального паралича является анималотерапия - лечение посредством общения больного с животным. К наиболее распространенным методикам анималотерапии ДЦП на сегодняшний день относятся иппотерапия ДЦП (лечение с использованием лошадей) и дельфинотерапия ДЦП. Во время проведения подобных лечебных сеансов с имеющим детский церебральный паралич ребенком одновременно работают инструктор и психотерапевт . В основе терапевтического воздействия указанных методик лежат: благоприятная эмоциональная атмосфера, установление особого контакта между больным ДЦП и животным, стимуляция мозговых структур через насыщенные тактильные ощущения, постепенное расширение речевых и двигательных навыков.
Социальная адаптация при ДЦП
Не смотря на значительные двигательные нарушения, многие имеющие детский церебральный паралич дети могут быть успешно адаптированы в обществе. Огромную роль в этом играют родители и родные ребенка с ДЦП. Но для эффективного решения этой задачи им необходима помощь специалистов: реабилитологов , психологов и коррекционных педагогов , непосредственно занимающихся детьми с ДЦП. Они работают над тем, чтобы ребенок с ДЦП максимально освоил доступные для него навыки самообслуживания, приобрел соответствующие его возможностям знания и умения, постоянно получал психологическую поддержку.
Социальной адаптации при диагнозе детский церебральный паралич в большой степени способствует занятия в специализированных детсадах и школах, а в дальнейшем в специально созданных обществах. Их посещение расширяют познавательные возможности, дают ребенку и взрослому с ДЦП возможность общаться и вести активную жизнь. При отсутствии нарушений, значительно ограничивающих двигательную активность и интеллектуальные возможности, взрослые люди с ДЦП могут вести самостоятельную жизнь. Такие пациенты с ДЦП успешно трудятся и могут создать свою семью.
Прогноз и профилактика ДЦП
Прогноз в отношении детского церебрального паралича прямо зависит от формы ДЦП, своевременности и беспрерывности проводимого реабилитационного лечения. В некоторых случаях ДЦП приводит к глубокой инвалидности. Но чаще стараниями медиков и родителей ребенка с ДЦП удается до определенной степени компенсировать имеющиеся нарушения, поскольку растущий и развивающийся головной мозг детей, в том числе и ребенка с ДЦП, обладает значительным потенциалом и гибкостью, благодаря которым здоровые участки мозговой ткани могут брать на себя функции поврежденных структур.
Профилактика ДЦП в дородовом периоде состоит в корректном ведении беременности , позволяющем вовремя диагностировать угрожающие плоду состояния и предупредить развитие гипоксии плода . В последующем важное значение для профилактики ДЦП имеет выбор оптимального способа родоразрешения и правильное ведение родов.
Детский церебральный паралич - заболевание полностью неизлечимое. Оно не передается по наследству и не прогрессирует. ДЦП поддается лечению, и многие мамы достигают в этом значительных успехов, социализируя ребенка и помогая найти свое место в жизни. Итак, узнаем о причинах этого серьезного недуга, его проявлениях, методах лечения.
Отчего у детей бывает ДЦП: причины
Труднодиагностировать причины возникновения детского церебрального паралича у каждого ребенка. Ведь болезнь может развиваться во внутриутробном периоде, а может проявиться после его появления на свет. Но сегодня доктора называют такие ее причины и состояния:
- Сбои в развитии коры головного мозга ребенка.
- Гипоксические поражения мозга в родах.
- Внутриутробные инфекции, в частности заражение плода герпесом.
- Резус-несовместимость крови плода и матери с развитием желтухи новорожденного.
- Внутриутробные отравления плода.
- Врачебные ошибки при родах.
Порой возникновение ДЦП у новорожденных не зависит от его мамы, акушеров-гинекологов, принимающих роды. Паралич развивается, когда есть травмирующий фактор для ребенка, особенно связанный с развитием гипоксии.
Изучение причин развития детского церебрального паралича выявило, что чаще подвержены недугу дети, рождающиеся у мам, которым больше 40 и меньше 18 лет, у отсталых умственно родителей, при наличии у будущей матери заболевания щитовидной железы. Нередко дети с ДЦП рождаются у мам-алкоголичек. Ведь употребление спиртного в период вынашивания малыша - это его регулярное отравление.
Как проявляется ДЦП у детей до года: симптомы
Признаки детского церебрального паралича, как правило, распознаются после появления ребенка на свет или в первый месяц его жизни. Это зависит от формы болезни ребенка. Внимательную маму должны насторожить такие симптомы:
- Задержка развития у ребенка навыков движения: сгибания ног, рук, поворотов.
- Неподвижность конечностей.
- Слабое удержание головы.
- Эпилептические припадки, судороги у малыша.
Указанные признаки детского церебрального паралича должны в обязательном порядке стать поводом для обращения к неврологу. Опытный специалист поставит диагноз и назначит адекватное лечение, способное помочь малышу. Если у грудничка симптомы болезни выражены слабо, то заподозрить ДЦП сложно. Поэтому малыша до года и нужно в обязательном порядке показывать детскому неврологу. В три месяца врач уже точно поставит диагноз, даже когда симптоматика недуга выражена слабо.
ДЦП у недоношенного ребенка
В России количество малышей, больных ДЦП, среди недоношенных детей за последние 30 лет остаётся стабильно высоким. Профессиональные успехи неонатологов в выхаживании деток, родившихся раньше срока, ограничиваются повреждением их нервной системы в родах, проведенных со средствами стимуляции. А вот кесарево сечение даёт шанс недоношенному малышу не получить в родах повреждение головного мозга и соответственно избежать детского церебрального паралича. Как раз об этом акушеры обязаны предупреждать каждую роженицу, предоставляя ей возможность выбирать наиболее безопасный для будущего малыша способ родоразрешения. Всегда легче предупредить развитие ДЦП, нежели его лечить. А терапия недуга у недоношенного малыша гораздо сложнее и менее эффективна, нежели у доношенного.
Мышление и память у детей с ДЦП
Генерализованные (тяжелые) формы детского церебрального паралича поражают руки и ноги, речь, слух ребенка, делая его глубоким инвалидом. В этом случае о нормальном развитии мышления , памяти не может быть речи. И хотя это непрогрессирующее заболевание, но здоровое психическое развитие такого малыша на уровне со сверстниками невозможно. Ведь двигательные расстройства у них с самого начала отрицательно влияют на умственные способности.
Внимание деток с ДЦП характеризуется повышенной психической истощаемостью, утомляемостью. Они с большим трудом могут сосредоточиться на каком-то задании, становятся раздражительными, вялыми. Их восприятие как основа мышления существенно отличается от восприятия здоровых детей. У детей с ДЦП задерживается формирование пространственных связей, представлений, восприятие своего тела. Все мыслительные процессы (запоминание, сохранение, воспроизведение) у таких малышей развиваются с большим опозданием и своеобразно. Наглядно-образное мышление формируется позже нормативных сроков, запоминать что-либо таким малышам очень трудно. Для них внешние, несущественные признаки явлений и предметов имеют большее значение, нежели для здоровых одногодок. Если обычный малыш узнает своих близких уже в 6 месяцев, то ввиду трудности запоминания ребенок с ДЦП это делает гораздо позже.
ДЦП у детей: лечение
Главное условие успешной реабилитации малыша с ДЦП - тесное сотрудничество родителей и врачей. Без опыта последних папа и мама не достигнут результатов. Лечебные мероприятия необходимо начинать сразу после постановки диагноза. При этом медикаментозное лечение играет далеко не ведущую роль.
Максимально возможный эффект в терапии ДЦП достигается, когда сообща действуют невропатолог, физиотерапевт, педагог, логопед, психолог и родители. Их основной задачей является помощь ребенку в его социализации, умении найти себя, нормально развиваться.
Методы лечения ДЦП
Сегодня для реабилитации детей с ДЦП применяются разные виды массажа, рефлексотерапия, лечебная гимнастика , электролечение, метод Войта, пневмокостюм, апитерапия, гомеопатия, иглоукалывание, логопедическая работа. Существует масса технических приспособлений, помогающих таким детям двигаться активно.
Отлично себя зарекомендовал метод гидрокинеотерапии. Это проведение физических упражнений с ребенком в воде. Такая водная гимнастика весьма эффективна в период начального развития активных движений. Водолечение, помимо развития двигательных функций, нормализуют возбуждение и торможение малыша, снижает мышечный тонус, улучшает кровоснабжение тканей.
Лечебные ванны для таких деток сочетают с активными и пассивными движениями.
Комплекс упражнений при ДЦП у детей
Для развития малышей с ДЦП можно совместно выполнять такие упражнения:
Ребенок стоит прямо. Его ручки разведены в стороны. Мама или кто-то из взрослых держит его за руки и поочередно, не спеша, наклоняет корпус в одну и другую сторону. Упражнение способствует развитию координации движений, умению владеть своим телом. Его можно усложнить, поставив дитя на колени. Мама в этом случае становится сзади и, удерживая за руки, наклоняет ребенка.
- Мальчик или девочка стоит прямо. Взрослый находится сзади и, придерживая дитя за подмышки, своими коленями толкает его подколенные впадины, стимулируя присесть.
- Ребенок сидит на стульчике, родитель напротив него. Взрослый прижимает ножки ребенка к полу, а ручки вытягивает кверху, что заставляет его приподняться.
- Ребенок стоит прямо, ноги вместе. Мама придерживает его и поднимает поочередно одну ногу, затем вторую, стимулируя стоять на одной и удерживать равновесие.
- Исходное положение малыша то же. Взрослый находится сзади и поочередно вытягивает его ручки вверх, заставляя удерживать равновесие и потягиваться на пальчиках.
- Ребенок лежит на спинке. Взрослый сначала сгибает его одну ногу в колене, подтягивая к животу, а затем поднимает прямой кверху. Те же действия повторяет с другой ноги.
- Дитя лежит на животе. Под его грудь подложена подушечка. Взрослый приподнимает малыша за руки, сгибая верхнюю часть туловища.
- Мальчик или девочка сидит на полу, ноги немного раздвинуты в стороны. Мама берет его за правую ручку и дотягивает до правой ножки. Аналогично с другой руки. Упражнение усложняется наклоном правой руки к левой ноге.
Массаж при ДЦП
Лечебный массаж - хорошее средство развития движений малышей с детским церебральным параличом. Такая процедура заставляет импульсы с нервных окончаний ребенка направляться в центральную нервную систему, в частности в двигательные зоны коры головного мозга. Это стимулирует их созревание и функционирование.
Стоит отметить, что чем младше дитя, тем важнее для стимуляции его нервно-психической деятельности имеют тактильные раздражители.
Помимо этого, массаж нормализует работу детской нервной системы и способствует току лимфы. Это помогает тканям скорее освобождаться от продуктов обмена, улучшает мышечное кровоснабжение. Массаж замедляет атрофию мышц. Что касается приемов массажа, то они зависят от формы ДЦП и состояния мышц определенных частей тела. Поэтому выполнять процедуру должен квалифицированный специалист.
Специально для - Диана Руденко