Что ограничивает душа и тело. Кости (позвоночный канал — сосцевидный отросток). Гармония души и тела
В некоторых переводах Священного Писания существует некоторые непонимания в отношении правильности перевода слов «душа» и «дух», несмотря на то, что в греческом языке слова, означающие душу и дух, делают различие между ними достаточно ясным. В различных местах одно и то же греческое слово оказывается переведено, как душа или дух, согласно пониманию переводчика.
Автор послания к Евреям (4:12) подчеркивает это различие следующими словами: «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа...». Дух и душа - это совсем не одно и то же. Душа занимает наибольшую часть нашей плотской жизни. Неумение понять это, а также понять различие между ними, ведет многих людей к осуждению и оставляет их широко открытыми для доступа сатане, который приходит как «клеветник на братьев» и подрывает уверенность, которую люди должны иметь в Боге.
Без такого понимания люди, имеющие жизнь в духе для Бога после своего обращения, подвергаются искушению не принимать в расчет реальность их новой жизни во Христе из-за проблем, переживаемых ими в душе. Сатана любит вводить нас в замешательства такого рода и держать нас в поражении.
Тело
Тело - наиболее легкая для нашего понимания и определения часть нашего сотворенного существа, прежде всего потому, что она обладает явной и видимой реальностью. Лица, занимающиеся медицинской практикой, достигли огромных успехов в обращении с физическими нарушениями. Однако тело имеет настолько сложную структуру, что даже при всех огромных успехах, достигнутых наукой, в нашем понимании тела остаются большие пробелы. Только лишь абсолютный Божий гений мог задумать и собрать вместе сотни взаимозависимых и в совершенстве сбалансированных органов, чтобы создать человеческое тело.
Мы не будем вдаваться в споры по вопросу об эволюции и сотворении, за исключением того, что я хотел бы сказать, что чем больше я занимался изучением всех лабиринтов сотворенной сферы, чем больше я видел разлагающийся мир второй половины двадцатого века, тем менее достоверными представлялись мне весьма теоретические и абсолютно недоказанные аргументы эволюционистов.
Они спокойно утверждают, что эволюционный процесс явился результатом постепенного усовершенствования мира путем естественного отбора. Тем не менее, эта теория эволюции за последние 10 лет подверглась жестокой критике как изнутри, со стороны ученного мира, который первоначально дал ей рождение, так и со стороны ученых, чьи комментарии не являются предубеждением, вызванным какой-либо специфически религиозной точкой зрения.
Например, расхождение между ранней датой сотворения мира, предположенной геологами, и тем сроком, который требуется по утверждению эволюционистов для эволюционного развития человека, настолько огромно, что делает сейчас всю теорию эволюции еще менее жизнеспособной, чем это было тогда, когда ее предложил Дарвин.
В отношении естественного отбора история показывает, что самые приспособленные в смысле силы и богатства, только лишь в редких случаях были действительно личностями^ которым можно было доверить такую силу. Естественный отбор очень часто подразумевал собой преследование и даже покушение на геноцид со стороны тех, кто оказался на вершине эволюционной лестницы!!
Это человеческое учение не выдерживает в контрасте со служением Иисуса, Который служил угнетенным и бедным и резко выступал против злоупотребляющих своей силой и влиянием. Суд, исполненный ангелами на Иродом (Деяния 12:22), когда он был изъеден червями и умер, мог бы послужить интересным комментарием к тому, как Бог воспринимает возвышающих себя и злоупотребляющих своей властью над людьми.
Независимо от различных теорий или интерпретаций происхождения человека, в конечном итоге Создателем является Бог, и я стою на том, что, как утверждает Писание: «Вначале сотворил Бог...». Тело, которое имеет каждый из нас, само служит неоспоримым доказательством чуда из области творения. Тем не менее, каждый из нас знает, что тело не всегда функционирует совершенным образом, и независимо от того, как Бог создал человека, сейчас тело подвергается болезням, слабостям, уродствам, и несчастным случаям, и часто нуждается в исцелении.
Тело само создано таким образом, чтобы защищать себя от вторжений и исцеляться самостоятельно. Оно имеет собственные защитные функции, встроенные защитные системы, такие как антитела в потоке крови, которые борются против вторгшихся организмов, или системы скорой помощи, например когда человек поранится, немедленно некая субстанция в крови, которая называется фибриногеном, в реакции с кислородом воздуха изменяет свою природу и формирует сначала сгусток крови, а затем корочку, которая со временем опадет, когда под ее защитным покровом образуется новая плоть.
И только лишь когда встроенные защитные системы не справляются, или повреждение настолько серьезно, что становится крайне необходима посторонняя помощь, тогда большинство людей думают об обращении к медицине. К сожалению, только тогда, когда не помогает и это, большинство христиан ищут личного служения со стороны тех, кто верит в исцеление и освобождение. Как это обычно бывает, Бог становится последним прибежищем!
Именно в таких случаях те, кто занимается служением исцеления, должны быть особенно чувствительны к Богу в духе, ибо большинство болезней, вызывающих страдания людей, имеют корни, лежащие в нефизической сфере. До тех пор, пока не будет ясного понимания о сотворении Богом человека, не всегда легко точно указать на источник проблемы и принести исцеление или освобождение страждущему.
Душа
Когда мы говорим о душе, то мы берем на себя смелость вторгаться в такую сферу, которая не может быть измерена учеными, но понять которую можно лишь в свете Священного Писания и опыта. Когда Бог создал человечество, каждому человеку Он дал живую душу. Душа является тем измерением нашей плотской жизни, которое живет вечно. Когда наше тело умирает, оно или разложится или будет кремировано. Физическая часть нашей сущности бесспорно является временной, ограниченной и сжатой во времени в короткий срок - временную капсулу внутри царства вечности.
Когда тело умирает, заканчивается период его полезности. Тем не менее, душа не ограничена измерением времени и семидесятилетним сроком. И это наше вечное предназначение простирается далеко за пределы могилы, что определяет необходимость евангелизации и указывает на разговор Иисуса с Никодимом о необходимости рождения свыше. Каждый из нас является духовным существом, которому Бог дал душу, и они вместе (душа и дух) обитают внутри тела и образуют личность, каковой мы и являемся.
Большинство комментаторов согласились бы с тем, что сама душа содержит три главных измерения - разум, чувства и волю, каждое из которых должно быть ясно понято, если мы хотим иметь некоторую доктрину и понимание о человеке, что явилось бы твердым основанием для построения теологии исцеления и освобождения. Есть несколько хороших книг, которые рассматривают эти стороны глубоко, но в изучении нашей темы важно понимать, что разум, чувства и воля не являются физическими органами (им нельзя дать таблетку или вырезать при операции!), хотя ясно, что тело может быть подвергнуто лечению и иным воздействиям, которые в свою очередь могут оказать глубокое влияние на душу.
Разум
Разум является такой частью души, которая обрабатывает всю информацию, поступающую через физические органы чувств, мысли, и обеспечивает некое рациональное основание, на котором изо дня в день принимает решения по вопросам текущей жизни. Сознание - это не мозг. Мозг является просто большим физическим органом, который действует очень похоже на некий компьютер, сохраняющий большое количество информации и выполняющий множество мелких функций, управляющих телом без участия разума, которому не нужно обязательно обдумывать всегда, что следует сделать в следующий момент.
Тем не менее, разум может перехватывать некоторые из стандартных команд мозга, управляющих телом (таких, как дыхание - на ограниченный отрезок времени можно задержать дыхание, прекращая потребление кислорода), но к счастью большинство функций мозга, управляющих телом, абсолютно непроизвольны - мы не можем, например, заставить сердце прекратить биться. Произвольное управление такими жизненно важными механизмами не запрограммировано в компьютере его Создателем!
При помощи разума мы можем решить - хранить в памяти важную информацию или нет, и затем можем восстановить (вспомнить) эту информацию, когда она нам понадобиться. При помощи разума мы можем обдумывать идеи, создавать картины, генерировать замыслы и вырабатывать планы действий, ни на один сантиметр не двигая никаким своим физическим органом нашего тела. Эта способность концептуализации и созидания является одним из сильнейших доказательств того, что человек действительно сотворен по образу Божьему, ибо Бог является Творцом.
Когда разум человека и его мозг расстроены, и там уже не протекают разумные мыслительные процессы и не обеспечивается логически здоровое поведение тела, то мы говорим, что человек психически болен. Хотя в действительности определить - что означает быть психически больным, может быть дано только в свете подлинного понимания духовной истины. Без такого понимания человек постоянно ограничен в возможностях наблюдения иоценки.
Вопреки греческому происхождению слова «психиатр», которое означает «доктор души», современная психиатрия главным образом опирается на медикаментозное лечение, воздействующее на химические процессы мозга (то есть тела). Несомненно, они эффективны для подавления антисоциального поведения, которое может причинить вред как самому больному, который и так достаточно страдает, так и всем тем, кто заботится о нем и живет с ним рядом. Однако, некоторая часть психиатров готова пойти дальше, и такое пичкание лекарствами провозгласить подлинным лечением, и многие легко соглашаются, что плохо представляют себе, почему эти химикалии действуют таким образом!
К несчастью, побочные эффекты многих лекарств весьма значительны и психиатрии приходится поддерживать равновесие между ущербом, причиняемым пациенту, и тем, кто так или иначе вынужден мириться с причудливыми крайностями человеческого поведения.
Я ни коим образом не сомневаюсь в честности и преданности психиатров. Я верю, что большинство из них являются самоотверженными врачами, отдающими делу все свои способности в пределах, заложенных в их профессии. Но эти пределы неминуемо исключают духовное и демоническое измерение душевных болезней. Действительно, мы знаем некоторых пациентов, о которых нам говорили, что для получения медицинской помощи от психиатров, им необходимо отложить в сторону их религиозные вероисповедания.
Вне сомнения, что как может быть больным тело человека, также может быть больным его разум, и В любом служении исцеления или освобождения нам необходимо знать, что корни болезни человека могут лежать в этой области своего существования. Симптомы, имеющиеся в наличии и корни болезни могут существенным образом различаться. Когда кто-то приходит помолиться о симптомах болезни, как я это называю «приходят со своим планом лечения для Бога», то «Божий план лечения для них» в первую очередь касается корней болезни.
Пока мы не рассмотрим внимательно Божий план, любое служение, оказываемое человеку, будет неполным, и, в конечном итоге, может даже отвратить человека от поисков исцеления и освобождения и даже от Самого Бога. Я верю, что наиболее общей единой причиной, почему человек не получает исцеления через молитву, является то, что служитель молится не о том, о чем нужно молиться - он молится о человеческом плане лечения, а не о Божьем.
Эмоции
Эмоции - это чувства, которые мы переживаем внутри себя, как реакцию на события, происходящие вокруг нас. Эти события могут воздействовать на нас через наши телесные органы - например, на внезапный громкий шум нашей реакцией может стать страх; через наш разум - удовлетворение от созидательной мысли может доставить нам удовольствие; через нашу волю - плохое решение может привести к страданию и недомоганию; или через наш дух - существует множество духовных переживаний, результатом которых может быть глубокая и продолжительная радость. Действительно, высочайшим переживанием наших эмоций является, как я считаю, переживание, когда наш дух, душа и тело действуют в совершенной гармонии и во взаимоотношениях с Богом.
Многие члены Церкви презирают эмоциональные переживания, как неуместные в реальной духовности. Однако, такая позиция отрицает сам факт того, что Бог снабдил нас эмоциями для определенных целей. Вместо того, чтобы отрицать наличие столь тонкой сферы Божьего творения, было бы значительно более честным признать эмоциональную реальность и вынести эмоции Господу для исцеления. Действительно, если поврежденные эмоции не исцелены, они накапливают огромный потенциал, вызывающий крушение нашей жизни, а также заставляет страдать находящихся с нами в повседневном общении. Эмоции нуждаются в исцелении точно также, как и физические раны.
Против всех евангельских действий неоднократно выдвигалось обвинение, что они играют на эмоциональной чувствительности и ранимости некоторых людей. Но существует громадная разница между действительной реакцией в эмоциональной сфере, которую человек переживает в Божьем присутствии, и возбужденными чувствами, не имеющими никакого отношения к реальности. Для большинства людей переживание обращения к Богу, рождение свыше, по полному праву включает эмоциональный момент, и я ни в коем случае не хотел бы отказать людям в привилегии ответить Богу всеми своими чувствами, когда Он входит в их жизнь или в любом другом случае их прохождения через духовные переживания.
Подобные оценки применимы ко многим переживаниям, которые может испытать христианин на своем личном опыте. Вред, причиненный бесчисленному количеству христиан, вынужденных похоронить свои эмоции в трясине боли, оставил нас с поколением, покрытым шрамами и ранами в этой области. Очень немногие люди, кому мне приходилось служить за последние годы, не нуждались в глубоком эмоциональном исцелении в дополнение к молитве об очевидно явленных симптомах, которые явились главной причиной обращения за помощью.
Существует много различных источников эмоциональной боли - такие переживания, как половое насилие или физическое оскорбление, что наносит такой вред в сферу эмоциональных реакций, что люди предпочитают скрывать свои действительные чувства, и становятся эмоциональными инвалидами. Человек достиг удивительного мастерства носить маски, скрывающие их действительные чувства. И так уж сложилось в Теле Христа, что ты всегда должен выглядеть так, чтобы все думали, что у тебя «все хорошо», атак как действительная ситуация в корне иная, то эти маски служат отличительным клеймом определенных кругов христианства!
Я благодарю Бога, что Он не только исцеляет большинство очевидных болезней у людей, но также и приносит исцеление эмоциям - той области нашей жизни, которая страдает от жестокости, отсутствия внимания или даже простого невежества со стороны всех тех, с кем мы были в прошлом близки.
Ясно, что эмоции могут быть больны и очень больны. Равным образом, ясно, что Бог не хочет оставить Своих людей больными ни в одной из сфер их жизни. Иисус умер не только для того, чтобы вы могли наследовать вечную жизнь, но также и для того, чтобы мы могли получить спасение, что означает как исцеление, так и освобождение. Это очень, очень хорошая весть для многих, многих людей, залечивающих свои эмоциональные раны и страстно желающих избавления от них.
Воля
Третий главный элемент души - тот, с помощью которого мы принимаем решения. Писание говорит о том, что дух обладает волей, то есть силен, но плоть немощна. Значение этой фразы, которая вошла в обиход в связи с понятием об искушениях, заключается попросту в том, что если плоть не распята, воля выходит из-под контроля.
Сатана будет использовать любую уловку, чтобы заставить нашу волю подчиняться плоти, вопреки установленному Богом порядку. Человек, переживающий целостность и здоровье и ходящий в послушании перед Богом, содержит свою волю под господством Иисуса Христа, и чья плотская жизнь, как следствие, находится под Его контролем. Эта сторона нашей жизни не из тех, о которых принято говорить открыто, так как если бы действительная истина, касающаяся всех сторон нашей жизни, стала известна публично, некоторые люди были бы очень смущены и сидели бы каждое воскресенье в Церкви с красными лицами!
Распинать свою плоть - самая непопулярная фраза из всех тех, какие Павел когда-либо писал в своих посланиях, но она служит путем к полноте и здоровью (святости), что принесет чудесный плод во всех измерениях нашей жизни. Ключом служит контроль воли.
Многие люди настолько больны в этой сфере своей жизни, что они не способны принимать правильные решения - искушения слишком сильны для них. Один из главных тактических ходов сатаны по отношению ко всем христианам - заполучить контроль над этой областью. Если он выиграет здесь, он выиграет везде. Исцелить больную волю можно и часто может оказаться необходимым освобождение, но это требует решительности и послушания со стороны христиан, которые им может дать только Святой Дух.
Каждый человек наделен душой и телом. Даже закоренелые материалисты не отрицают, что в человеке есть нечто необъяснимое наукой, некие сверхвозможности. Их можно называть «сверхсознанием», «интуицией» или «высшим инстинктом», объяснять деятельностью мозга, чувствительностью к неким энергетическим полям или просто «внутренней природой» человека. Мы назовем это душой и попробуем разобраться в том, как связана с нашим телом, как они функционируют и развиваются, в чем , а в чем они различаются.
Душа человека начинает свое формирование в момент зарождения человеческой жизни. Можно сказать что сперматозоид и яйцеклетка помимо физической формы обладают некоей энергией, которая объединяясь с вечной Божественной энергией дает начало новой вечной жизни. Пока тело человека развивается в утробе матери, его дух также формируется вместе с ним. Момент рождения человека, его первый вздох – это момент соединения его сформировавшихся тела и души. С этого момента начинается этап земной жизни и время для физического и духовного роста и созревания.
Душа и тело человека представляют собой его внутреннюю и внешнюю природу. Можно сказать, что по внешним характеристикам они совершенно идентичны. Люди, способные видеть духовным зрением, могут четко описать и черты лица и какие-то внешние особенности духовного «я». Экстрасенсы могут по внешнему облику души человека четко определить, какие органы тела у него не в порядке. Например, если в духовном облике человека на месте расположения его желудка находится темное пятно, то это может указывать на серьезные проблемы с физическим органом – желудком.
Душа и тело для своего роста и развития нуждаются в определенных элементах. Для роста и развития нашего тела требуется свет и воздух. Причем и свет и воздух должны обладать строго определенными параметрами. Для идеального развития человека подходит только солнечный свет. Мы, конечно, можем выдержать какое-то время при свете электролампы или свечи, но полноценной такую жизнь назвать уже нельзя. То же самое касается воздуха, который должен обладать строго определенным составом – кислород, азот, водород, другие элементы в определенных соотношениях. Только при этом условии мы сможем полноценно жить и развиваться на земле. Так запрограммировано наше тело.
Наша душа также «запрограммирована» на получение определенных элементов для своего полноценного развития. «Воздухом» для нашей души является любовь Бога. Подобно тому, как человек рвется из душной комнаты к чистому горному воздуху, мы всей душой рвемся и стремимся к чистой . Это уже заложено в каждом человеке, ни один из нас не успокоится, и никогда не будет чувствовать себя полностью удовлетворенным без Бога. Никакая другая любовь никогда не заменит нам того «воздуха», для которого созданы наши «духовные легкие». То же самое касается и света, который нужен нашей душе – Божественной истины. Мы можем выбирать, во что мы хотим верить, можем следовать каким-то определенным философиям, но наша душа всегда будет искать связи с Богом и Его яркого солнечного света. Так уж она создана.
Кроме света и воздуха и душа и тело нуждаются в питании. Человек получает физическую энергию, когда употребляет в пищу растения и животных, а также пьет воду. Подобно этому, человек получает духовную энергию, когда читает книги, слушает музыку, занимается каким-то любимым делом. То, чем человек питает и наполняет свои тело и душу – его личная ответственность. Однако не стоит забывать, что питание напрямую влияет на здоровье и качество жизни. Это относится как к телу человека, так и к его душе. Нездоровая еда и вредные привычки ведут к появлению и развитию множества болезней и лишают человека жизненных сил, подобно этому нездоровые увлечения, пошлость, просмотр порнографии, грязные слова и выражения – все это является ядом, отравляющим душу.
И непосредственно влияют друг на друга, поскольку обмениваются друг с другом определенными элементами. Происходит это постоянно и непрерывно. Наша душа передает телу духовные элементы, наполняющие наше тело особой духовной энергией и силами. Каждый из нас испытывал моменты вдохновения и радости, когда кажется, что тело просто парит в воздухе. Тогда нам становится по плечу любая задача. Сон, еда, физические удовольствия при этом отходят на второй план, и мы на короткое время становимся суперменами. Это случается обычно в те моменты, когда мы делаем что-то хорошее для других людей. Причина этого кроется в том, что наше тело в момент действия вырабатывает определенный «витальный» элемент, который передается нашей душе.
Положительные витальные элементы дают положительную энергию нашей душе, и в ответ она наполняет наше тело положительным «духовным» элементом, который в свою очередь наполняет нас радостью и вдохновением и способен даже излечивать болезни. Негативные витальные элементы – когда мы совершаем эгоистичные поступки – передают нашей душе негативную энергию. Соответственно получив такую негативную энергию, душа передает нашему телу негативный духовный элемент. Тогда нас начинают переполнять чувства отчаяния, депрессии и наши силы постепенно куда-то исчезают.
Несмотря на то, что душа и тело формируются одновременно и какое-то время развиваются вместе, приходит момент, когда они должны будут навеки разделиться. Тело человека имеет свое определенное время и пространство, тогда как душа существует вне этих понятий. Ответственность человека состоит в том, чтобы в отведенное ему время развить свою душу и приготовить ее для жизни в вечности. Подобно тому, как младенец в утробе матери формирует свои физические органы, душа человека в течение его земной жизни развивает свои «духовные органы», необходимые ему для . И если уж люди так заботятся о своем внешнем виде, своем здоровье, которые во многом заложены генетически и со временем все равно исчезают, насколько же больше мы должны заботиться о своем вечном духовном «внешнем виде» и духовном «здоровье», которые напрямую зависят от нас и будут сопровождать нашу вечную физического тела.
Позвонок, vertebra, имеет тело, дугу и отростки. Тело позвонка, corpus vertebrae , представляет переднюю, утолщенную, часть позвонка, оно ограничено сверху и снизу поверхностями, обращенными соответственно к выше- и нижележащему позвонкам, спереди и с боков - несколько вогнутой поверхностью, а сзади - уплощенной. На теле позвонка, особенно на его задней поверхности, имеется множество питательных отверстий, foramina nutricia - следы прохождения сосудов и нервов в вещество кости
Позвонок, vertebra, имеет тело, дугу и отростки. Тело позвонка,
corpus vertebrae, представляет переднюю, утолщенную, часть позвонка, оно ограничено сверху и снизу поверхностями, обращенными соответственно к выше- и нижележащему позвонкам, спереди и с боков - несколько вогнутой поверхностью, а сзади - уплощенной. На теле позвонка, особенно на его задней поверхности, имеется множество питательных отверстий, foramina nutricia - следы прохождения сосудов и нервов в вещество кости. Тела позвонков соединены между собой с помощью межпозвоночных дисков (хрящей) и образуют весьма гибкую колонну - позвоночный столб. Дуга позвонка, arcus vertebrae, ограничивает сзади и с боков позвоночное отверстие, foramen vertebrale; располагаясь одно над другим, отверстия образуют позвоночный канал, canalis vertebralis, в котором залегает спинной мозг. От заднебоковых граней тела позвонка дуга начинается суженным отрезком -ножкой дуги позвонка, pedunculus arcus vertebrae. На верхней и нижней поверхностях ножки имеются верхняя позвоночная вырезка, incisura vertebralis superior, и нижняя позвоночная вырезка, incisura vertebralis inferior. Верхняя вырезка одного позвонка, прилегая к нижней вырезке вышележащего позвонка, образует межпозвоночное отверстие, foramen intervertebrale, через которое проходят спинномозговой нерв и сосуды. Отростки позвонка, processus vertebrae, общим числом 7, выступают на дуге позвонка. Один из них, непарный, направлен от середины дуги кзади и носит название остистого отростка, processus spinosus. Остальные отростки парные. Одна пара -верхние суставные отростки, processus articulares superiores, располагается со стороны верхней поверхности дуги, другая пара - нижние суставные отростки, processus articularis inferiores, выступает со стороны нижней поверхности дуги и третья пара - поперечные отростки, processus transversus, отходит со стороны боковых поверхностей дуги. На верхних суставных отростках имеются верхние суставные поверхности, facies articulares superiores; на нижних суставных отростках располагаются такие же нижние суставные поверхности, facies articulares inferiores. Этими поверхностями каждый вышележащий позвонок сочленяется с нижележащим позвонком.Позвоночник (columna vertebralis) образован из 31-32 позвонков (vertebrae). Различают 7 шейных (vertebrae cervicales), 12 грудных (vertebrae thoracicae), 5 поясничных (vertebrae lumbales), 5 крестцовых (vertebrae sacrales) позвонков, срастающихся в одну кость - крестец (os sacrum), и 2 - 3 копчиковых (vertebrae coccygeae) позвонка.
Позвонки
35. Грудной позвонок (VIII).
1 - processus articularis superior;
2 - fovea costalis superior;
3 - corpus vertebrae;
4 - fovea costalis inferior;
5 - incisura vertebralis interior;
6 - processus articularis inferior;
7 - processus spinosus;
8 - processus transversus;
9 - fovea costalis transversalis.
Грудные позвонки (vertebrae thoracicae) (рис. 35). С ними сочленяются задние концы ребер. Отличаются от поясничных позвонков тем, что поперечные размеры их тел меньше. Форма тел грудных позвонков приближается к треугольнику. У верхнего и нижнего краев боковых частей тела лежат ямки (fovea costalis superior et inferior). Верхняя и нижняя ямки - места для сочленения с головкой соответствующего ребра. У I позвонка имеется ямка на верхнем крае для соединения с I ребром и на нижнем крае - для соединения со II ребром. X позвонок имеет ямку только на верхнем крае. XI и XII грудные позвонки имеют по одной ямке для соответствующих ребер. К задней поверхности тела позвонка прикрепляется дуга (arcus vertebrae) двумя ножками (pedunculi arcus vertebrae), имеющими небольшие вырезки. Дуга ограничивает сзади позвоночное отверстие (for. vertebrale). От дуги вправо и влево отходят поперечные отростки (processus transversi). Они хорошо развиты, что объясняется более значительной нагрузкой в связи с прикреплением к ним ребер. На передней стороне I - X поперечных отростков ближе к их верхушке имеется по суставной ямке (fovea costalis transversalis)- место сочленения с бугорками ребер. Назад направлен остистый отросток (processus spinosus). Он начинается от задней поверхности дуги, обращен назад и вниз, тоньше и уже, чем соответствующий отросток поясничного позвонка. От верхнего и нижнего краев дуги начинаются парные верхние и нижние суставные отростки (processus articulares superiores et inferiores). Суставные площади расположены в фронтальной плоскости.
36. Поясничный позвонок (III).
1 - corpus vertebrae;
2 - incisura vertebralis interior;
3 - processus articularis inferior;
4 - processus spinosus;
5 - processus costarius;
6 - processus articularis superior;
7 - incisura vertebralis superior.
Поясничные позвонки (vertebrae lumbales) (рис. 36). Поясничный позвонок имеет наибольшие размеры тела и остистого отростка.
Тело (corpus) овальной формы, его ширина преобладает над высотой. К задней его поверхности прикрепляется дуга (arcus) двумя ножками (pedunculi arcus vertebrae), которые участвуют в формировании позвоночного отверстия (for. vertebrale), имеющего овальную или округлую форму. К дуге позвонка прикрепляются отростки: сзади - остистый (processus spinosi), имеющий форму широкой пластинки, уплощенной с боков, и несколько утолщенной на конце, справа и слева - поперечные отростки (processus transversi), сверху и снизу - парные суставные (processus articulares). У III - V позвонков суставные поверхности отростков имеют овальную форму.
У места прикрепления ножек дуги к телу позвонка имеются вырезки, на нижнем крае более заметные, чем на верхнем (incisura vertebralis superior et inferior), которые в целом позвоночном столбе ограничивают межпозвоночное отверстие (for. intervertebrale).
37. Шейный позвонок (VI).
1 - corpus vertebrae;
2 - tuberculum anterius;
3 - tuberculum posterius;
4 - processus spinosus;
5 - processus articularis superior.
Шейные позвонки (vertebrae cervicales). I и II шейные позвонки имеют характерные черты строения и описываются самостоятельно. III - VII шейные позвонки (рис. 37) напоминают по плану строения грудные и поясничные позвонки, отличаясь от последних размерами частей. Верхний край тела шейных позвонков желобообразно вогнут в сагиттальной плоскости, поперечные отростки представлены в виде переднего бугорка (tuberculum anterius) (редуцированные ребра), заднего бугорка (tuberculum posterius) (редуцированные поперечные отростки), а между ними имеется поперечное отверстие (for. transversum). Верхушки остистых отростков раздвоены. У VII позвонка остистый отросток выступает кзади больше, чем отростки других позвонков, и пальпируется через кожу, поэтому VII позвонок получил название выступающего (vertebra prominens).
38. Шейный позвонок (I).
1 - arcus anterior;
2 - fovea articularis inferior;
3 - for. transversarium;
4 - processus transversus;
5 - arcus posterior;
6 - processus costarius;
7 - fovea dentis.
Первый шейный позвонок - атлант (atlas) (рис. 38) имеет переднюю и заднюю дуги (arcus anterior et posterior), которые сращены с парными латеральными массами (massae laterales). На верхней и нижней поверхностях боковых утолщений располагаются суставные площадки: верхняя эллипсоидной формы - место сочленения с мыщелками затылочной кости, нижняя сферическая-является местом соединения с суставной поверхностью III шейного позвонка. Тело у I позвонка отсутствует. На передней дуге снаружи имеется передний бугорок (tuberculum anterius), на задней поверхности дуги - ямка зуба (fovea dentis), место сочленения с зубовидным отростком II позвонка. На задней дуге располагается задний бугорок (tuberculum posterius).
39. Шейный позвонок (II).
1 - corpus vertebrae;
2 - fades articularis anterior;
3 - dens;
4 - fades articularis posterior;
5 - lamina arcus vertebrae;
6 - processus spinosus;
7 - processus articularis inferior;
8 - processus transversus;
9 - for. transversarium;
10 - fades articularis superior)
Второй шейный позвонок - осевой позвонок (axis) (рис. 39).
На верхней поверхности его тела имеется зубовидный отросток (dens), который представляет собой переместившееся сюда тело I шейного позвонка. Снаружи и сзади на зубе есть две, передняя и задняя, суставные поверхности (fades articulares anterior et posterior) для образования суставов с ямкой передней дуги атланта и его поперечной связкой (lig. transversum).
Крестец (sacrum) (рис. 40) после 16 лет представляет сросшиеся 5 позвонков крестцового отдела позвоночника. Его верхняя часть расширена, на ней видны суставные отростки и вход в крестцовый канал. Нижняя часть крестца сужена, в ней имеется отверстие крестцового канала. На передней вогнутой и задней выпуклой поверхностях крестца имеется по 4 пары отверстий (forr. sacralia pelvina et dorsalia), аналогичных межпозвоночным отверстиям. Костное вещество, расположенное латеральнее этих отверстий (massae laterales), образуется путем сращения рудиментов ребер и поперечных отростков позвонков. На боковых поверхностях крестца находятся суставные площадки ушковидной формы (facies auriculares), позади них располагаются бугристости (tuberositas sacrales). На задней поверхности крестца из сращения остистых отростков образуется срединный крестцовый гребень (crista sacralis mediana), суставных - промежуточный крестцовый гребень (crista sacralis intermedia), поперечных- латеральный крестцовый гребень (crista sacralis lateralis).
40. Крестец.
А - вид спереди: 1 - basis ossis sacri; 2 - processus articularis superior; 3 - pars lateralis; 4 - lineae transversae; 5 - forr. sacralia pelvina; 6 - apex ossis sacri.
Б - вид сзади: 1 -canalis sacralis; 2 - processus articularis superior; 3 - tuberositas sacralis; 4 - crista sacralis intermedia; 5 - crista sacralis mediana; 6 - hiatus sacralis; 7 - cornu sacrale; 8 - forr. sacralia dorsalia; 9 - crista sacralis lateralis.
Копчик (os coccygis) образуется путем срастания 2-3 позвонков и соединяется с верхушкой крестца.
Окостенение . Из вентромедиальной поверхности сомитов (см. Начальные стадии эмбриогенеза) объединяется в склеротом группа мезенхимных клеток, которые окружают хорду, давая производное позвонкам. Из двух зачатков рядом лежащих склеротомов на месте их соприкосновения формируется хрящевое ядро тела будущего позвонка. Подобная вторичная сегментация способствует тому, что миотомы своими концами срастаются с двумя рядом лежащими сомитами (рис. 41). На 6-й неделе эмбрионального развития на месте мезенхимной закладки образуется хрящевая ткань. Первые ядра окостенения появляются в теле XII грудного позвонка на 6-7-й неделе. В остальных грудных и поясничных позвонках ядра окостенения возникают к концу 12-й недели, в шейных и двух верхних крестцовых - в конце 16-й недели. В это время в хряще сзади позвоночного отверстия формируются три парных ядра окостенения: из передних образуются ножки дуги, из латерально-заднего - пластинка дуги и основание остистого отростка, из поперечного ядра - основание поперечного отростка. Только на 2-м году жизни, начиная с шейных позвонков, образуется полная костная дуга. У 4-летнего ребенка еще широко открыты дуги I шейного, V поясничного, I, IV и V крестцовых позвонков. Их замыкание происходит на 7-м году.
41. Схема развития позвонков (по Clar).
1 - сомит; 2 - миотом; 3 - discus intervertebralis; 4 - мышцы; 5 - позвонки, развивающиеся из частей двух сомитов.
42. Схема окостенения поясничного позвонка (по Андронеску).
1 - первичное среднее ядро;
2 - верхнее эпифизарное кольцо окостенения;
3 - нижнее эпифизарное кольцо;
4 - первичное переднелатеральное и поперечное ядра окостенения;
5 - вторичное нижнесуставное ядро;
6 - первичное заднелатеральное ядро;
7 - вторичное ядро окостенения остистого отростка;
8 - вторичное поперечное ядро;
9 - вторичное ядро окостенения сосцевидного отростка;
10 - вторичное верхнесуставное ядро окостенения.
В подростковом возрасте появляются у тел позвонков вторичные ядра окостенения, имеющие вид пластинок (эпифизарные кольца) (рис. 42). Начиная с 15 лет первоначально у грудных позвонков и кончая поясничными происходит синостозирование эпифизарных колец к телам позвонков.
Некоторую особенность представляет окостенение I и II шейных позвонков. На 16-й неделе появляются два первичных ядра в зубе, которые срастаются с телом позвонка только на 4-5-м году жизни.
Аномалии . Чаще всего встречающейся аномалией развития позвонков является несращение их дуг (спондилолизис) преимущественно в крестце, что способствует развитию spina bifida. Реже наблюдается несращение половинок тел позвонков друг с другом. Встречается полное отсутствие тел позвонков (асомия), отсутствие половины тела позвонка (гемисомия), прекращение роста тела позвонков в высоту (врожденная платиспондилия).
Шейные позвонки Грудные позвонки Поясничные позвонкиПозвонки
рис. 8. Восьмой (VIII) грудной позвонок (vertebra thoracica VIII), вид сверху.Дуга позвонка, arcus vertebra (vertebralis) , ограничивает сзади и с боков позвоночное отверстие, foramen vertebrate ; располагаясь одно над другим, отверстия образуют позвоночный канал, canalis vertebralis , в котором залегает спинной мозг. От заднебоковых граней тела позвонка дуга начинается суженным отрезком – это ножка дуги позвонка, pediculus arcus vertebrae , vertebralis , переходящая в пластинку дуги позвонка, lamina arcus vertebrae (vertebralis) . На верхней и нижней поверхностях ножки имеются верхняя позвоночная вырезка, incisura vertebralis superior , и нижняя позвоночная вырезка, incisura vertebralis inferior . Верхняя вырезка одного позвонка, прилегая к нижней вырезке верхнего позвонка, образует межпозвоночное отверстие (foramen intervertebrale) для прохождения спинномозгового нерва и сосудов.
Отростки позвонка, processus vertebrae , в количестве семи, выступают на дуге позвонка. Один из них, непарный направлен от середины дуги кзади – это остистый отросток, processus spinosus . Остальные отростки парные. Одна пара – верхние суставные отростки, processus articulares superiores , располагается со стороны верхней поверхности дуги, другая пара – нижние суставные отростки, processus articulares inferiores , выступает со стороны нижней поверхности дуги и третья пара – поперечные отростки, processus transversi , отходит со стороны боковых поверхностей дуги.
На суставных отростках имеются суставные поверхности, facies articulares . Этим поверхностям каждый вышележащий позвонок сочленяется с нижлежащим.