Лэп бук в логопедическую группу 5 лет. Проект « Внедрение технологии «Лэпбук» как эффективного средства в логопедической работе по дифференциации звуков». Лэпбук «Звукознайка. Что такое «лэпбук»
Лилия Милая
Логопедическое пособие лэпбук «Дифференциация и автоматизация [С] [Ш] »
1. «Повторюшка»
цель звука в словах , развивать фонематическое восприятие, зрительную память.
Ход игры :Логопед предлагает прочитать (если ребенок имеет навык) или послушать, запомнить и повторить представленные стихотворения «повторюшки» . (страница1)
2. «Что получится?»
цель : закреплять правильное произношение звука в словах , развивать фонематическое восприятие, зрительную память, внимание и логику.
Ход игры:
а)Логопед предлагает изучить представленные слова с пропущенными в них буквами и вставить подходящие по смыслу буквы.
б) Логопед предлагает изучить представленные слова и произвести соединение слов со звуком [c] и назвать полученные слова. (страница 2)
3. «Потому что»
цель : формировать и развивать у детей навык логического анализа и синтеза.
Ход игры : Под представленными на странице картинками подобрать и аргументировать подходящие по смыслу и логике картинки и вставить их в предназначенный кармашек.
4. «Четвёртый лишний»
цель : Различение звуков в словах , работа над словарём.
Ход игры : Логопед предлагает ребенку повторить ряд слов, определить какое слово лишнее, аргументировать свой выбор. (страница 3)
5. «Один-Много»
цель игры : развивать фонематическое восприятие, зрительную память, внимание и логику, научить детей образовывать существительные именительного падежа множественного числа.
Ход игры : Логопед предлагает ребенку проанализировать картинку и изображения на ней. Детям предлагается к каждой группе картинок (слов) подобрать обобщающее слово, а потом найти лишнее в зависимости от наличия или отсутствия звуков [c] и [ш] . Назвать каждое изображенное животное в единственном и множественном числе.
6. «Чей предмет?»
цель игры : формировать умения образовывать притяжательные прилагательные.
Ход игры : Детям предлагается рассмотреть картинки и ответить на вопросы чей, чья, чьи? (пример Шорты Сергея-Сергеевы шорты)
7. «Узнавайка» цель игры : закреплять правильное произношение звука в словах , развивать фонематическое восприятие, зрительную память, логику, внимание.
Ход игры : Предлагается ребенку назвать верно слова и определить в каком слове в паре есть звук [c] и звук [ш] . Предлагается быстро и четко произносить пары слов.
Публикации по теме:
Дифференциация звуков [к]-[т], [д]-[г] .Звуки [К], [Т], [Г], [Д] усваиваются детьми к 2-3 годам. Это звуки "раннего онтогенеза". В литературе достаточно внимания уделено постановке.
Батяева Анастасия Дифференциация звуков «Ш» и «Ж» подгрупповое логопедическое занятие для старшей подготовительной группы Тема: «Путешествие.
Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе «дифференциация и автоматизация звуков Ж-З». ТЕМА: Дифференциация и автоматизация звуков Ж-З. Цель: 1. Правильное произношение и различение звуков Ж-З. 2. Упражнение в употреблении.
ТЕМА: Автоматизация и дифференциация поставленных звуков К, К’ ЦЕЛЬ: формирование фонетических средств языка. ЗАДАЧИ: Коррекционно-образовательная:.
Тема: «Звуки т и ть» Цели: к –о -познакомить детей со звуками т и ть; -научить характеризовать и дифференцировать звуки по акустическим.
Открытое логопедическое занятие
Шестак Елена Владимировна
Должность:
учитель-логопед
Учебное заведение:
МДОУ "ЦРР-детский сад №6 "Родничок"
Населённый пункт:
гп.Межозерный, Верхнеуральский район, Челябинская область
Наименование материала:
методическое пособие
Тема:
"Логопедический лепбук"
Дата публикации:
18.02.2018
Раздел:
дошкольное образование
Краткая аннотация методического пособия
«Логопедический лэпбук»
Учитель-логопед МДОУ «ЦРР-детский сад №6 «Родничок»
г..п.Межозерный, Верхнеуральский район, Челябинская область
Дидактическое пособие «Логопедический лэпбук» представляет собой
папку в 3 разворота. На страницах папки имеются различные кармашки,
которые заполняются практическим материалом. Порядок расположения
кармашков позволяет логопеду сохранять структуру логопедического занятия,
что обеспечивает реализацию всех коррекционных задач. В
пособии представлены игры и упражнения, наглядный материал,
нацеленные на развитие всех компонентов речевой системы (фонетику,
словарь, грамматику, связную речь, и на развитие зрительного восприятия,
мелкой моторики. Все материалы пособия несут в себе познавательную и
развивающую функции.
Занятия с лэпбуком можно проводить с одним ребенком или подгруппой
Пособие адресовано логопедам ДОУ для организации коррекционной
работы по автоматизации и дифференциации, поставленных звуков,
закрепления знаний по лексическим темам с детьми старшего возраста.
Пояснительная записка.
Актуальность.
Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать
их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно строить предложения и
грамотно выражать свои мысли - это наиболее насущные проблемы, стоящие
перед дошкольным учреждением. Правильная речь - один из показателей
готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного усвоения грамоты
и чтения.
Анализ ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и
обучения детей дошкольного возраста показал, что количество
имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет.
Увеличилось
число воспитанников с проблемами психического плана -
гипервозбудимость, недостаточная работоспособность, быстрая
утомляемость, пассивность, несформированность или недоразвитие высших
психических функций.
Часто логопеды, и не только начинающие, испытывают затруднения в
организации и проведении индивидуальных занятий. Действительно,
многократные повторения одного и того же материала утомляют не только
ребенка, но и взрослого. А от повторений никуда не деться, когда нужно
отработать правильный артикуляционный уклад, научить ребенка слышать,
узнавать звук, а затем правильно его произносить.
При подготовке и проведении индивидуального занятия очень важно
помнить о том, что на протяжении всего занятия у ребенка должен быть
стойкий положительный эмоциональный настрой, который выражается в
желании заниматься. Это достигается использованием сюрпризных
моментов, игровых фрагментов, увлекательных заданий и упражнений, при
выполнении которых процесс обучения и научения превращается в
интересную игру.
«Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным – вот задача
первоначального обучения».
К.Д. Ушинский
Таким образом, для достижения максимальной эффективности в
коррекционном процессе, от учителя-логопеда требуется решение сложных
задач поиска эффективных форм и методов работы по исправлению речевых
нарушений.
В целях реализации данной проблемы в 2016-2017 учебном году было
разработано и внедрено в систему коррекционной работы
многофункциональное пособие «Логопедический лэпбук».
"Лэпбук" (lapbook) - в дословном переводе с английского значит
"наколенная книга" (lap - колени, book - книга).
Лэпбук – представляет собой папку или другую прочную картонную
основу, на которую наклеены маленькие книжки (мини - книжки - простые
и фигурные, в виде кармашков, гармошек, рисунков, небольших текстов и
т.д.), в которых организован и записан изучаемый материал.
Лэпбук - это современное доступное средство обучения, способствующее
взаимодействию всех участников образовательного процесса, отвечает
требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной
предметно-развивающей среде:
трансформируемость - лэпбук позволяет менять пространство в
зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся
интересов и возможностей детей;
полифункциональность - использование папки в различных видах
детской активности. Лэпбук можно использовать для работы с детьми
как индивидуально, так и с подгруппой;
вариативность . В лэпбуке существует несколько вариантов
использования каждой его части;
доступность лэпбука обеспечивает все виды детской активности,
обеспечивает доступность и для детей с ОВЗ, и для детей-инвалидов,
возможно использование в любом помещении, где осуществляется
образовательная деятельность, в том числе и на прогулочном участке
насыщенность - периодическая сменяемость игрового материала,
обеспечивающего свободный выбор детей, появление новых
материалов, стимулирующих активность детей.
В пособии отражены следующие разделы :
Дыхательная гимнастика («Сдуй бабочку», «Дождик», «Ветерок»,
«Снежинка» и т.д.);
Артикуляционная гимнастика (артикуляционные упражнения, символы
гласных звуков, характеристика согласных звуков);
Пальчиковая гимнастика, «Су-джок»;
Развитие сенсорики («Волшебный мешочек»).
Автоматизация звуков («слоговые дорожки», «Повторялки», чистоговорки,
скороговорки и т.д.);
Развитие фонематического слуха и звуко-буквенного анализа слова
(«Логопедическое лото», «Звуковая цепочка», «Звуковые дорожки»,
«Прочитай слово по первым звукам», «Волшебный паровозик», «Чего не
стало», «Веселая рыбалка» и т.д.);
Развитие связной речи по лексическим темам («Составь рассказ по серии
картинок», «Повтори стихотворение» и т.д,);
Грамматический строй («Предлоги»);
Мелкая моторика («Тактильные дорожки», «Игры с палочками»,
«Шнуровка», «Собери бусы», «Нарисуй букву», «Волшебная проволочка» и
Зрительное восприятие («Собери картинку», «Увлекательные лабиринты»);
Таким образом использование в работе учителя –логопеда данного пособия
позволяет решать одновременно несколько задач:
1.Развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику и тактильные
ощущения.
2.Автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки, обучать
звуковому анализу с элементами обучения грамоте.
3.Развивать лексико-грамматические категории и связную речь.
Развивать психические процессы: восприятие, внимание, память.
5.Развивать зрительную координация, умение ориентироваться на плоскости.
Алгоритм использования данного пособия можно проследить на примере
занятия по автоматизации звука «р». (Приложение№1) Аналогично можно
проводить занятия по автоматизации и дифференциации других звуков.
Дидактический материал заполняется логопедом исходя из его конкретных
задач. Материал постоянно пополняется, что способствует постоянному
профессиональному росту педагога и повышению его творческой активности.
В целях повышения эффективности коррекционной работы к изготовлению
дидактического материала к проведению игр и упражнений привлекаются
родители воспитанников, что позволяет «включить» их в образовательный
процесс, повысить их компетентность и заинтересованность.
Пособие имеет практическую ценность , так как в игровой,
непринуждённой форме ребёнок охватывает весь комплекс программных
задач. При традиционном подходе основная нагрузка падает на самый
мощный слуховой канал, тогда как зрение, на которое в естественных
условиях приходится 80% поступающей информации, хронически остаётся
недогруженным, а это важнейший вид памяти, который несёт немаловажную
ответственность за запоминание и усвоение материала. Знания дошкольника
становятся прочнее и полнее.
Эффективность данного пособия состоит в том , что в процессе освоения
игр у ребёнка повышается познавательная активность. Принцип активности
ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике
такого рода активность сама по себе возникает не часто, она является
следствием целенаправленных педагогических воздействий и организации
педагогической среды, т. е. применяемой педагогической технологии. К. Д.
Ушинский когда – то сказал, что знания будут тем прочнее, чем большим
количеством органов чувств они воспринимаются.
Постепенное выполнение заданий и упражнений позволяет формировать у
детей предпосылки учебной деятельности, развивает внимание, воспитывает
настойчивость, целеустремлённость в достижении конечного результата, а
это самый высокий показатель данного пособия .
Данное пособие обеспечивает педагогу экономию по времени подготовки и
проведению индивидуально – подгрупповых занятий с детьми по темам
предложенных блоков.
Қостанай ауданы әкімдігінің білім бөлімі КМҚК “Петушок”балалар бақшасы
Выступление на районном семинаре МО логопедов
Тема: «Лэпбук в работе логопеда»
Подготовила:
логопед Валеева Г.С
п.Затобольск
Изучая новые педагогические технологии я наткнулась на очень интересную использовании в своей работе совершенно нового дидактического пособие под названием лэпбук.
Что такое «ЛЭПБУК»?
В дословном переводе с английского языка ЛЭПБУК (lapbook) значит «наколенная книга».
ЛЭПБУК представляет собой интерактивную папку с множеством разнообразных деталей, в которой собраны материалы по определенной теме.
Лэпбук (lapbook) , или как его еще называют тематическая или интерактивная папка , - это самодельная бумажная книжка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению.
Лэпбук:
- информативен;
- полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.
- пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);
- обладает дидактическими свойствами, несет в себе способы ознакомления с речевым материалом;
- является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
- вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);
- его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста;
- обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
В основе лэпбука «комплекс ассоциаций, возникающий вокруг одного слова, его семантическое поле» (А.Р.Лурия)
Основной функцией слова является его обозначающая роль, предметная соотнесенность. Слово вызывает к жизни, актуализирует целый комплекс ассоциаций. Наличие «семантического поля» позволяет человеку быстро производить отбор слов в процессе общения.
У детей с ОНР речь самостоятельно не развивается. Страдает процесс накопления, отбора слов и оперирования ими в речевой деятельности (словарь хаотичен, неорганизован). Все это ведет к резкому снижению памяти, внимания, восприятия, познавательных процессов.
Решение данных проблем – одна из задач использования лэпбука в коррекционно-речевой работе.
Этапы создания ЛЭПБУКА
1. ТЕМА
2. ПЛАН
3. МАКЕТ
У нас в детском саду «Петушок» проходил конкурс среди педагогов по теме «Лэпбук как средство формирования познавательных способностей дошкольников
Лэпбук «Времена года»
После этого конкурса я решила приобрести себе свой лэпбук.
Необходимые материалы
распечатанные шаблоны-заготовки ЛЭПБУКА;
картонная папка-основа, ткань или лист плотной бумаги формата А3 или 2 листа А4 (раздаю буклеты);
ножницы;
клей-карандаш;
цветные карандаши, фломастеры;
Скотч, масстер клей, липучки,кнопочки;
степлер.
Фигурные кармашки
Кармашки
Полоса, сложенная в несколько раз
Назарларыңызға рахмет!
Введение:
В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования и увеличением количества детей с речевыми патологиями, учителю–логопеду, приходится искать новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности, которые были бы интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно бы решали образовательные, воспитательные и коррекционные задачи.
Современные требования, предъявляемые к учителю – логопеду в детском саду, подразумевают, что мне необходимо постоянно заниматься самообразованием, повышать свой уровень профессиональной компетентности и владеть новейшими образовательными технологиями.
Лэпбук – это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности учителя – логопеда и ребенка.
Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского языка лэпбук означает «книга на коленях». Он представляет собой папку или другую прочную картонную основу, на которую наклеены маленькие конверты, в которых организован и записан изучаемый материал. Было бы даже правильнее определить лэпбук не как средство обучения, а как особую форму организации учебного материала .
У детей с речевыми патологиями речь самостоятельно не развивается. Страдает процесс накопления слов и оперирования ими в речевой деятельности. Путь исправления звукопроизношения трудный и длительный. И чтобы у ребенка быстрее автоматизировался звук, необходимо использовать интересные для ребенка игры, задания. Использование лэпбука в логопедической работе позволит логопеду в игровой форме автоматизировать звук.
Цель пособия: создание условий для успешной автоматизации звуков в речи ребенка.
Задачи пособия:
1. Способствовать формированию интереса детей к обучению.
2. Развивать речевую активность детей, учить их рассуждать, обогащать словарный запас.
3. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость, внимание, любознательность, коммуникативность;
4. Повысить компетентность педагогов в вопросах автоматизации звука у детей.
Методическое пособие «ЛЭПБУК-автоматизируем звуки» предназначено для учителей –логопедов, воспитателей для автоматизации поставленных звуков у детей.
Пособие позволит педагогам:
пополнять словарь детей и расширять «семантические поля» значений слов;
ускорить и сделать более привлекательным процесс автоматизации и дифференциации звуков;
формировать грамматические категории у детей;
развивать связную речь детей;
формировать психологическую базу речи детей.
Теоретическая часть. Использовать лэпбук можно на индивидуальных и подгрупповых занятиях по коррекции звукопроизношения, формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи, можно использовать в свободной деятельности карточек и игр из лэпбуков для автоматизации поставленных звуков.
Лэпбук – это современная эффективная технология обучения, отличный помощник в работе учителя – логопеда.
По ФГОС работа с лэпбуком имеет в своей основе следующие принципы:
принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
принцип постепенности подачи учебного материала.
Данное пособие (лэпбук) изготовлен для работы с детьми старшего дошкольного возраста по автоматизации звуков (С,З), (Л). В пособии представлены игры и упражнения, наглядный материал, нацеленные на развитие всех компонентов речевой системы (фонетику, словарь, грамматику, связную речь, на развитие зрительного восприятия, мелкой моторики). Все материалы пособия несут в себе познавательную и развивающую функции.
Каждый лэпбук содержит в себе множество кармашек, окошечек для размещения дидактического материала и состоит из 4 блоков, что соответствует программным требованиям по автоматизации звуков.
1) Постановка звука (артикуляционные профили, артикуляционная гимнастика,
дыхательная гимнастика, картинки для постановки звуков)
2) автоматизация звука в слогах (картинки для автоматизации звука в слогах);
3) автоматизация звука в словах, фразах (предметные картинки, игры на развитие фонематического слуха и звуко-буквенного анализа слова: «Логопедическое домино», «Звуковая цепочка», «Звуковые дорожки», «Прочитай слово по первым звукам», «Белкины запасы», «Жадный Ежик», «Мыльные пузыри» и др.); игры для развития лексико – грамматических категорий:
«1 –много» (образование существительных множественного числа в роде, числе)
«Наоборот» (образование антонимов)
«Какой, какая, какие?» (образование относительных прилагательных)
«Чей, чья, чьи» (образование притяжательных прилагательных)
и др.
4) автоматизация звуков в связной речи (чистоговорки, скороговорки, рассказы на автоматизацию звука, картинки для составления рассказов по картинке,по серии картин).
Игры для развития мелкой моторики («Веревочки», «Игры с палочками»).
Все коррекционно - развивающие индивидуальные и подгрупповые занятия с использованием лэпбука в соответствии с Программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.
По мере усвоения детьми данного материала, дидактические игры меняются и усложняются.
Лэпбук способствует развитию у детей мышления, развивает познавательный интерес, способствует автоматизации звука. Ребенок учится самостоятельно собирать и организовывать информацию. Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно если ребенок визуал). Ребенок не раз будет возвращаться к тематической папке, чтобы полистать ее, поиграть в игры, распложенные в ней, и незаметно для себя повторить пройденный материал.
Также пособие помогает решать коррекционно - развивающие задачи:
РАСШИРЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА
Воспитание навыков словообразования:
слов с увеличительными оттенками (волчище, медведище, ножища, сапожище, ручища и т. д.);
глаголов с оттенками значений (переливать, выливать, подшивать, кроить, перекраивать, выкраивать и т. д.).
Введение в речь слов, обозначающих моральные качества людей, оценку их поступков, оттенки значений (смелый, храбрый, трусливый, боязливый, добрый, умный, жадный, капризный, хитрый, смекалистый);
Образование существительных от глаголов: учить (учитель, ученик), воспитывать (воспитатель), убирать (уборщица), регулировать (регулировщик), строить (строитель) и т. д.
Закрепление правильного употребления грамматических категорий:
Употребление в речи глаголов в разных временных формах, отвечающих на вопросы: что делать? что делает? что сделал? что будет делать? (копать картофель, печь пироги, жарить блины);
Согласование в речи прилагательных, обозначающих цвет (оттенки), форму, размер, вкус (кислое яблоко, длинное платье, голубое блюдце, треугольная крыша).
Подбор однородных прилагательных к существительному, практическое употребление притяжательных прилагательных (медвежья берлога, лисья нора, беличье дупло);
Самостоятельное использование предлогов для обозначения совместности действия, пространственного расположения предметов. Употребление сложных предлогов из-за, из-под. Практическое усвоение в речи предлогов над, между, из-за, из-под, выражающих пространственное расположение предметов.
Развитие самостоятельной связной речи:
Составление предложений по вопросам, демонстрации действий, картине.
Распространение предложений однородными членами. Составление рассказов по картине (в объеме 5 - 7 предложений).
Пересказе изменением времени действий, умение рассказать от имени другого действующего лица.
Составление рассказов-описаний животных, птиц, описание их повадок;
Употребление в речи простых и сложных предложений со значением противопоставления (а, но), разделения (или). Например, зимой деревья голые, а весной появляются листочки; наша семья большая, а Танина - маленькая; физкультурники выйдут на площадь или на улицу.
Д идактическая часть пособия: в ней представлены дидактические материалы (схемы, таблицы, рисунки и т. п.), иллюстрирующие практический материал.
Перспективы развития: накопление и пополнение лэпбука дидактическим материалом на второй год обучения для более успешной подготовки детей к школе.
Таким образом, помимо информационно-коммуникативных технологий, которые активно внедряются в образовательный процесс и замещают живое эмоциональное общение детей со взрослыми, с родителями, детей друг с другом, есть замечательное современное доступное средство обучения, способствующее взаимодействию всех участников образовательного процесса - лэпбук. Он способствует творческому развитию всех участников педагогического процесса.
Список литературы:
Е.А. Борисова «Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками»- М., Сфера, 2009
С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина «Развиваем внимание»
О.Е. Громова «Инновации в логопедическую практику»- М., Линка-Пресс, 2008
Т.А. Куликовская «Логопедические скороговорки и считалки»- М., 2008
А.И. Максаков «Правильно ли говорит ваш ребенок» - М., Мозаика-Синтез, 2006
Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, «Программа логопедической работы по преодолению фонетико - фонематического недоразвития у детей» М., Просвещение, 2009
Логопедические раскраски. «Звуки Ж,Щ,Р,С,Ц,Ч,З»
ЛЭПБУКИ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Игры на автоматизацию звуков, развитие грамматического строя речи, обогащение словаря
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ИГРА
"Жадный ежик"
Цель: закрепить правильное произношение звуков [ж] (разные позиции), [л] в начале слова в прямых слогах. Продолжать учить составлять предложения с заданным словом. Расширить словарный запас детей словам со звуками [ж], [л]. Развивать логическое мышление, слуховое и зрительное внимание, память. Воспитывать щедрость.
Ход игры:
Логопед предлагает детям вспомнить, что ежик собирает в саду. Затем на наборное полотно помещается плоскостные изображения ежика с яблоком, объясняет детям, что ежик оказался очень жадным, он схватил надгрызенное яблоко и не отпускает его. Логопед предлагает детям угостить ежика целыми яблоками и рассказать ему, что быть жадным некрасиво. После раскладывает на столе карточки с изображением яблок. Дети по очереди берут яблоки, внимательно рассматривают картинку на обратной стороне, называют ее, четко произнося изучаемый звук в слове.
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ИГРА
"Мыльные пузыри"
Цель: учить детей различать звуки [с]-[с"] в словах (разные позиции), [л]-[л"] в словах со стечением согласных. Продолжать учить составлять предложения с заданным словом. Развивать логическое мышление, слуховое и зрительное внимание, память. Воспитывать настойчивость в работе.
Ход игры:
Логопед на наборное полотно помещает изображения детей с палочками, а перед детьми раскладывает на столе карточки с изображением пузырей. Логопед объясняет детям, что Илона и Леня очень любят дуть мыльные пузыри, но был сильный ветер и они разлетелись в разные стороны. Учитель предлагает вернуть их обратно.
Дети по очереди берут карточки, внимательно рассматривают предметную картинку на обратной стороне, называют ее, четко произнося изучаемый звук в слове. Илоне (Соне) отдают только те пузыри, в названиях которых есть звук [л] ([с]), а Лене (Сереже) – со звуком [л"] ([с"]). После этого дети составляют предложения.
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ИГРА
"Покорми обезьянку"
Цель: закрепить навыки правильного произношения звуков [с ч] в словах (разные позиции), [р] в середине слова. Усовершенствовать умения детей образовывать словосочетания. Отработать навыки согласование прилагательного с существительным в роде. Расширить лексический запас слов со звуком, что изучается. Развивать логическое мышление, слуховую и зрительную память. Воспитывать настойчивость в работе.
Ход игры:
Логопед на наборное полотно помещается плоскостное изображение обезьянки. После этого предлагает детям вспомнить, что она любит кушать. Педагог раскладывает на столе карточки с изображением бананов (ананасов). Учитель предлагает покормить обезьянку. Дети по очереди берут карточки, внимательно рассматривают предметную картинку на обратной стороне, называют ее, четко произнося изучаемый звук в слове.
Затем учитель предлагает к каждому слову добавить слово, которое описывает данный предмет и образовать словосочетание (предложения).
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ИГРА
"Лакомый кусочек сыра"
Цель: закрепить правильное произношение звуков [с], [р] в словах (разные позиции) и предложениях. Продолжать учить составлять предложения с заданным словом. Расширить словарный запас учащихся словам со звуками [с], [р]. Развивать логическое мышление, слуховое и зрительное внимание, память. Воспитывать настойчивость в работе
Ход игры:
Логопед предлагает детям вспомнить, что любит кушать мышка. Затем на наборное полотно помещается плоскостное изображение мышки с кусочком сыра. Учитель объясняет детям, что мышка бежала от кошки и не успела запастись едой для своих мышат. Логопед предлагает детям помочь мышке и положить у ее норке кусочки сыра. После раскладывает на столе карточки с изображением сыра. Дети по очереди берут карточки, внимательно рассматривают предметную картинку и называют ее. Например, на кусочке сыра нарисована сова.
Логопедическая игра
" ЛАБИРИНТ"
Цель: закрепить правильное произношение звука [с] в словах и словосочетаниях; формировать умение согласовывать существительные с глаголами и местоимениями; определять место звука в слове; вправлять учеников в подборе слов к обобщенным понятиям; расширить словарный запас словами со звуком [с]; развивать логическое мышление и самоконтроль; воспитывать настойчивость в работе.
Ход игры:
Каждый участник получает фишки. Логопед предлагает детям по очереди класть свои карточки в клеточки лабиринта и говорить название картинки. Ученик, чья очередь попадает на знак «?» не имеет права класть карточку в клеточку. Он должен самостоятельно вспомнить слово со звуком [с] и сказать его. Игра длится до тех пор, пока все фишки не заполнят клеточки лабиринта. Потом логопед предлагает одному из учеников назвать лишь те картинки, в названиях которых звук [с] в начале слова (в середине, в конце).
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ИГРА
"Завтрак на поляне"
Цель: закрепить правильное произношение звука [с] в словах со стечением согласных, звука [л"] в прямых слогах в начале слова. Продолжать учить составлять предложения с заданным словом. Расширить словарный запас учащихся словам со звуками [с], [л"]. Развивать логическое мышление, слуховое и зрительное внимание, память. Воспитывать настойчивость в работе.
Ход игры:
Логопед на наборное полотно помещается плоскостное изображение медведя с малиной в лапах. Учитель объясняет детям, что мишка пришел на поляну, чтоб полакомится малиной. Но медведь большой, лапы у него большие, а ягоды очень маленькие и у него не получается насобирать столько, сколько он хочет скушать. Логопед предлагает детям помочь мишке и раскладывает на столе карточки с изображением малины. Дети по очереди берут карточки с изображениям ягод, внимательно рассматривают предметную картинку на обратной стороне и называют ее, четко произнося изучаемый звук в слове.
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ИГРА
"Запасливый заяц"
Цель: закрепить правильное произношение звуков [с], [з] в словах и предложениях. Продолжать учить составлять предложения с заданным словом. Расширить словарный запас учащихся словам со звуками [с], [з]. Развивать логическое мышление, слуховое и зрительное внимание, память. Воспитывать настойчивость в работе.
Ход игры:
Логопед предлагает детям вспомнить, что любит кушать заяц. После раскладывает на столе карточки с изображением морковки и капусты, предлагает помочь зайцу перенести запасы в сарай. Для этого дети должны по очереди взять карточки, внимательно рассмотреть картинку на обратной стороне и назвать ее, четко произнося изучаемый звук в слове.
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ИГРА
"С зайцем под зонтом"
Цель: учить детей различать звуки [с]-[с"], [с]-[з], [з]-[з"] в словах и предложениях. Совершенствовать умение детей составлять предложения с заданным словом. Расширить словарный запас учащихся словам со звуками [с], [з"], [з]. Развивать логическое мышление, слуховое и зрительное внимание, память. Воспитывать настойчивость в работе.
Ход игры:
Логопед раскладывает перед детьми предметные картинки, предлагает детям рассмотреть и назвать их. Затем на наборное полотно помещается плоскостное изображение зайца с зонтом.
Учитель объясняет, что среди солнечного дня начался дождь. Только один заяц взял с собой зонт и теперь смело гуляет по лугу. Но в дождь гулять одному не интересно. Логопед предлагает среди карточек найти зайцу компанию. Педагог предупреждает, что заяц очень упертый и хочет взять к себе под только те карточки, в названиях которых есть звук [з].
Дети по очереди берут карточки, внимательно рассматривают предметную картинку, называют ее, четко произнося изучаемый звук в слове и определяют, может ли заяц спрятать ее к себе под зонт.
После того, как все картинки будут названы, логопед предлагает ученикам составить предложения с этими словами.
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ИГРА
"Варенье для Карлсона"
Цель: формировать и развивать навык образования относительных прилагательных от существительных. Расширить словарный запас по теме «Фрукты. Ягоды». Развивать логическое мышление, слуховое и зрительное внимание, память. Воспитывать настойчивость в работе.
Ход игры:
Логопед предлагает детям вспомнить, какое лакомство любит Карлсон. После этого учитель рассказывает, что сорока все лето собирала разные ягоды и готовила лакомство для своего друга Карлсона. Логопед предлагает детям выставить все баночки и рассказать Карлсону, какое варенье для него сварила сорока.
Дети самостоятельно берут баночки, внимательно рассматривают их, называют сначала изображенный фрукт или ягоду, а далее проговаривают, как называется варенье из изображенной ягоды (фрукта).
Логопедическая гусеница
Цель: закрепить правильное произношение звуков [с], [с"], [з], [з"] в словах и предложениях; учить дифференцировать звуки [с]-[с"] в начале слова, [з]-[з"], [с]- [з], [с"]-[з"] в разных позициях; активизировать и обогатить словарь детей словами со звуками, которые изучаются. Развивать мелкую моторику, логическое мышление, слуховое и зрительное внимание, память. Воспитывать настойчивость в работе.
Ход игры
Логопед сообщает детям, что в гости к ним пришла гусеница. Она не умеет говорить слова, в которых есть звук [с]. Учитель предлагает детям внимательно рассмотреть картинки и назвать слова.
Логопедическая игра
«Кто в домике живет?»
Цель: формировать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза; обогащать словарь детей названиями животных, птиц и рыб; закрепить произношение звуков [с], [с"], [з], [ш], [ж], [л], [л"], [р] в словах.
Ход игры
Логопед кладет на домик карточку с «кодом» и предлагает ребенку определить, кто живет в домике. Для этого, ребенок должен назвать каждую картинку на карточке, выделить звук, на который указывает цифра и составить новое слово с полученных звуков. После этого ученик кладет в окошко карточку с изображением жильца.
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ИГРА
"Мишки идут в школу"
Цель: закрепить правильное произношение звуков [л], [р] в словах и предложениях; учить детей различать звуки [л]-[р] в словах и предложениях. Отработать навыки определения места звука в слове. Продолжать учить составлять предложения с заданным словом. Уточнить и активизировать словарь по теме «Школьные принадлежности». Развивать логическое мышление, слуховое и зрительное внимание, память. Воспитывать настойчивость в работе.
Ход игры:
Логопед на наборное полотно помещает плоскостные изображения двух мишек. Педагог объясняет детям, что Рома и Илона собрались идти учиться в школу. Нужно помочь им вспомнить названия тех предметов, с которыми им придётся часто встречаться в школе. Дети называть картинки, и те карточки, в названии которых встретился звук [л], отдают Илоне, а карточки, в названии которых встретился звук [р], отдают Роме.
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ИГРА
"Цапля и лягушата"
Ход игры:
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ИГРА
"Цапля и лягушата"
Цель: закрепить правильное произношение звука [л"] ([ж]) в словах и предложениях. Отработать навыки определения места звука в слове. Продолжать учить составлять предложения с заданным словом. Расширить словарный запас учащихся словам со звуком [л"] ([ж]). Развивать логическое мышление, слуховое и зрительное внимание, память. Воспитывать настойчивость в работе.
Ход игры:
Каждый ученик получает по лягушонку. Логопед сообщает детям, что цапля вышла на охоту и нужно от нее спасти лягушат. Для этого ученик должен четко произнести название картинки (которая находится на обратной стороне лягушонка), назвать место звука [л"] ([ж]) в слове и помочь ему спрятаться от цапле в болоте. Ребенок выполняет задания и «погружает» лягушку в соответствующее отверстие на игровом поле (или убирает карточку с игрового поля). Потом логопед предлагает вспомнить, какие картинки называли ученики и сложить с этими словами предложения.
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ИГРА
"Мишка-сладкоежка"
Цель: закрепить правильное произношение звуков [ш] в словах со стечением согласных, [р] в прямых слогах в начале словах. Продолжать учить составлять предложения с заданным словом. Расширить словарный запас учащихся словам со звуками [ш], [р]. Развивать логическое мышление, слуховое и зрительное внимание, память. Воспитывать настойчивость в работе
Ход игры:
Логопед на наборное полотно помещает плоскостное изображение мишки с мороженым. Учитель объясняет детям, что летом мишка любит кушать мороженое. Логопед предлагает детям угостить сладкоежку любимым лакомством. После раскладывает на столе карточки с изображением мороженого. Дети по очереди берут карточки, внимательно рассматривают предметную картинку на обратной стороне и четко произносят звук, который изучается.
Дидактические карточки на автоматизацию звуков (с использованием картинок)
№ 1 Звук С
Слоги: са-са, са-са-са (медленно и длительно).
Слова: сам, сало, сапоги, салат, сажа, сахар, садик, салют, сарай, сова, совок, сайка, собака, сахарный, соловей, сорока, садовник, самолёт, союз, самовар, самокат, солдат, солить, сорить, солома, сандалии, солёный, сабля, сорняк, сокровище, солёное сало.
Игры «Много – нет», «1-2-5» со словами: сад, сани, садовник, самолёт, сорока, сандалии.
Запомни и повтори: сад-сани-самокат-сапоги.
Проговаривание предложений: У Сани сад. Саня идёт в сад. Саня поливает сад. Саня в саду. Собака в сарае. Сало и сахар в буфете. В саду сова. Саня видел салют. Саня сам надел сапоги. Саня, не сори.
№ 2 Звук С
Слоги: со-со, со-со-со, со-со-со-со.
Слова: сом, сон, сок, соль, сор, соты, сотка, соло, сокол, совы, соболь, солнышко, сорный.
Игра «1-2-5-9» (согласование числит. с существит.) со словами: сом, соболь, сокол.
Проговаривание предложений: Собери сор в совок. Соня пьёт сок. В сотах мёд. Сонный сом на дне. Сахар в сахарнице, соль в солонке. Сидит сорок сорок.
Слова: сухари, сукно, сумка, суббота, суп, сухо, сухой, сутки, суфле, суметь, султан, суета, супруга, судья.
Запомни и повтори: сом-сук-сумка-сундук.
Предложения: Сова на суку. На ёлке сухой сук. Соне налили супу. В сумке соль и сахар. Саня упал с санок в сугроб.
№ 3 Звук С
Слоги: сы-сы, сы-су-со, са-со-сы-су.
Слова: сыр, сытно, сырой, сырок, сыч, сын, сыпать, сытый, сыворотка, сырник, засыпал.
Предложения: Сынок ел сырок. Сынок сыт. Сыро, надень сапоги. Сыпь сахар в кефир.
«С» в середине слов: лиса, оса, масса, мясо, весы, усы, волосы, фасад, полосатый, посуда, писатель, хвост, свист, мост, насыпь, посылка, косынка, колёса, колбаса.
Предложения: Самолёт идёт на посадку. У Сони русая коса. В посылке бусы для Сони. Самолёт высоко над лесом. На луну пасутся косули. Сосулька упала в сугроб. Соня моет посуду. Собака своих не кусает.
№ 4 Звук С
Слоги: ас-ос-уо-ыс, ус-ос-ас-ыс, ыс-ус-ос-ас.
Слова: квас, класс, ананас, матрос, волос, поднос, космос, ус, вкус, мусс, палтус, уксус, фокус, трус, арбуз, кактус, автобус, мыс, кумыс, овёс.
Запомни и назови: кактус-автобус-ананас-квас.
Проговаривание и заучивание предложений, выделение слов со звуком «С»:
Ас-ас-ас – у нас дома газ. Ус-ус-ус – у Сони кактус.
Ас-ас-ас – у нас дома ананас. Ус-ус-ус – у Сани автобус.
Ос-ос-ос – в саду много ос. Ыс-ыс-ыс – Денис пьёт кумыс.
5. Указать место звука «С» в слове: сапоги, место, флюс, колос, сумка, сухарь, высокий, атлас, солёный, полосатый.
№ 5 Звук С
Слоги: ска-ско-ску-скы, аск-оск-уск-ыск, уск-ыск-аск.
Слова (проговаривание, определение места звука «С»): каска, киска, миска, маска, скакать, скамейка, скука, иск, писк, обелиск, киоск, воск, пуск, плеск, сколько, скатерть, сковорода, ласка, прпуск, носки, доска.
Именительн. падеж множ числа: киска – киски, миска - …, ласка - …, маска - …, скамейка - …, обелиск - …, киоск - …, скакалка - …, склад - ….
Игра «1-2-5» со словами: миска, скакалка, доска.
Чистоговорка «Киска»(заучивание, выделение слов со звуком»С»):
Киска, киска, где твоя миска?
Ест киска суп из миски. Сыта киска – пуста миска.
№ 6 Звук С
Слоги: спа-спо-спы-спу, спы-спу-спо-спа, асп-осп-усп-ысп.
Слова: спать, спой, спутать, спутник, Спартак, спор, поспорить, проспать, спокойно, спасибо, испытание.
Чистоговорки о сове и совятах:
В лесу темно, все спят давно.
Одна сова не спит – на суку сидит.
Взгляни на маленьких совят, совята вместе тут сидят.
Когда не спят, они едят. Когда едят, они не спят.
Выделение слов со звуком «С» из чистоговорок.
Игра «1-2-5-9» со словами: сова, совята.
Слова со стечением согласных: масло, весна, смахнул, смола, стог, снова, сладкий, слабый, небосвод, станция, стакан, пристань, ступеньки, стул, стужа, станция, кислый, пустой, славный, смелый, ствол, пенистый, встать.
№ 1 Звук З
Слова: зайка, закат, запах, завод, замок, забота, загадка, вазы, тазы, ваза, язык, козы, музыка, Зоя, зонт, зов, зонтик, газон, возок, зубы, зубок, зубной.
Запомни и назови: язык, замок, музыка, загадка.
Игра «1-2-5-9» - фазан, незабудки, мимоза, знамя, звезда, зонт.
За-за-за – у Зои коза. Зо-зо-зо – у Зои зонт. Зу-зу-зу – Зоя под зонтом пасёт козу. Зы-зы-зы – у Зои нет ни зонта, ни козы.
Игра «Назови ласково» / ум.- ласкат. суффиксы – ок, - ёк, - ик/: таз – тазик, воз - …, обоз - …, насос - …, покос - …, квас - …, поднос - …
№ 2 Звук З
Слова: знать, знания, знамя, знакомый, знак, бездна, белизна, казна, зной, знойный, заноза, звезда, звездолёт, звездопад, нефтебаза.
Спряжение: (Я, ты, он, она, они) Познакомиться с Зоей в подъезде. Узнавать знакомые звезды в бездне неба. (в прошедшем врем.)
Употребление предлогов ЗА, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД – упражнения с деформированной фразой: Зайка куст сидит за/под/ - … Зайка куст выглянуть из-за/из-под - … Зайка куст вылезть из-за - … Незабудки Лиза за посадить изба - … Зоя сосна выглянуть из-за - … Зонт спина Лиза у за - … Зонт спина Лиза у вынимать из-за - …
№ 3 Звук З
Словосочетания: зимние забавы, Зоины заботы, золотая звезда, знойное лето, запретная зона, заявление об отъезде, зелёный зонт, зябко зимой, зелёная озимь, зелень бузины, запах бензина, болотистая низина.
Родственные слова: зима – зимний, озимые, зимовать, зимовка, озимь.
Согласование прилагательных зимний / -яя, -ие/ с существ. костюм – зимний, пальто – зимнее, одежда - …, день - …, воздух - …, погода - …, небо - …, вьюга - …, солнце - …, метель - …
Составление рассказа по опорным словам и заучивание:
Зима, снег, сад, санки, Зоя, Зина, Лиза, Сима, возить, Тузик, снеговик, сделать, зовут, взяли, зимний.
№ 1 Звук Л
Слоги и слова (проговаривать по 3-5 раз):
ал бал вал мал пал зал
ол бол вол мол пол зол
ул бул вул мул пул зул
ыл был выл мыл пыл зыл
ил бил вил мил пил зил
ел бел вел мел пел зел
ял бял вял мял пял зял
Отработка произношения слов перед зеркалом: стул, Павел, забыл, пенал, упал, пол.
Чистоговорки:
Ал-ал-ал – пенал на пол упал, ол-ол-ол – пенал упал на пол.
Ул-ул-ул – пенал упал на стул, ыл-ыл-ыл Павел пенал забыл.
Игра «1-2-5-6-7-10» со словами: пенал, стул, зал.
№ 2 Звук Л
Слова: укол, бокал, дятел, вокзал, козёл, футбол, пенал, палка, галка, белка, полка, булка, вилка, балкон, бутылка, фиалка, косилка, скакалка, молния, сеялка, солдат.
Игры «Эхо» (имен. пад. множ. числа) с перечисленными выше словами: палка – палки, булка - ….
Счет 1-10 со словами (см. выше).
Скороговорки:
Ал-ал-ал – Павел днем не спал, ул-ул-ул – Павел сел на стул.
Ол-ол-ол – Павел видел футбол, ил-ил-ил – Павел гол забил.
Выделение слов со звуком «Л» из скороговорок.
Стихотворение «Скакалка»
Очень любит Галка веселую скакалку,
Скок да скок! Галке не жалко ног.
А бывает жалко веселую скакалку.
– Отдохни, скакалка! – еле шепчет Галка.
№ 3 Звук Л
1. Слоги и слова(проговаривать по 3-5раз)
ла лаз лак лапа лампа лавка
ло лоб лом лось лодка ложка
лу лук луч лужа Луша луковица
лы лыко лыжи лыжник
2. Отработка произношения слов перед зеркалом: ласточка, ландыш, лошадь,
ма – лыш, у – лыбка.
3. Чистоговорки:
ла-ла-ла-ла – наша девочка мала
лы-лы-лы – подмети полы
№ 4 Звук Л
Слова: лапы, лампа, лама, лапша, юла, пила, акула, школа, халат, скала, лом, лось, лодка, ложка, лошадь, лото, мыло, одеяло, калоши, лыко, полы, столы, вилы, волы, малы, малыш, скалы, лук, луна, лупа, колун, лукошко, шалун.
Запомни и назови: халат, лось, одеяло, лошадь, лодка.
Счет 1-10 – одеяло, акула, лошадь, малыш.
Все бело, бело, бело.
Много снегу намело.
Вот веселые деньки!
Все – на лыжи и коньки!
Выделение слов со звуком «Л».
Подбор родственных слов: лыжи – лыжник, лыжница, лыжня, лыжный.
Игры на развитие речевого дыхания
Предложенное пособие предназначено для развития плавного целенаправленного ротового выдоха у детей. Его можно использовать на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях по формированию звукопроизношения на этапе подготовки артикуляционного аппарата к постановке звуков.
Овладеть выдохом, точным по силе и направлению, - наиболее сложная для ребенка задача. На ее решение направлены следующие задания: «Подуй на картинку так, чтобы она не вылетела за границы игрового поля.
Ребенок должен длительно и плавно дуть на широко распластанный передний край языка, лежащего нижней губе, не надувая щеки и не поднимая плечи. Если упражнения проводятся с целью воспитания плавного длительного выдоха, достаточно дуть, слегка вытянув губы вперед. При этом язык спокойно лежит в ротовой полости. Малышам дается установка на вдох через нос, выдох через рот. Логопед обращает внимание ребенка на то, что выдох должен быть ротовым, а не носовым, и что воздушная струя должна быть холодной. Вдыхать нужно «мягко» и коротко, но при этом достаточно глубоко; выдыхать - длительно и плавно. За выполнением этого условия сначала следит логопед, а затем дети контролируют себя самостоятельно.
Упражнения по развитию речевого выдоха проводятся ежедневно. Длительность проведения дыхательных упражнений постепенно увеличивают с одной-двух минут до пяти-семи.
Игра 1. «Парусники»
Деталь на нитке: три парусника.
Инструкция логопеда: Подуй на парусник так, чтоб он поплыл быстрее.
Игра 2. «Цапля на болоте»
Деталь на нитке: лягушки.
Инструкция логопеда: На болото приплыла цапля. Помоги лягушатам спрятаться от нее. Подуй на лягушат.
Игра 3. «Щенок на плоту»
Деталь на нитке: щенок, утка.
Инструкция логопеда: Щенок долго плыл по реке, но внезапно плот остановился. Щенок не знает, как ему попасть на берег. Помоги щенку. Подуй на него так, чтоб он смог прыгнуть на берег реки. Подуй на уточку так, чтоб она быстро поплыла по реке.
Игра 4. «Спаси мишку от пчел»
Детали на нитке: пчелы.
Инструкция логопеда: Мишка сел полакомиться медом. Внезапно прилетели пчелы. Мишка испугался. Подуй на пчел и прогони их.
Игра 5. «Игривые дельфины»
Детали на нитке: дельфины.
Инструкция логопеда: По тихому морю плыл корабль. Внезапно появились дельфины. Подуй на них и помоги им прыгнуть выше.
Материал для развития связной речи (составление рассказов по картине, пересказ)
Как Ваня сок пил (лист 1)
Взял Ваня пакет сока и решил попить. Поставил стакан, закрыл глаза и льет. Открывает глаза, а весь сок на столе. Удивился Ваня. Почему пустой стакан?
Прогулка с собакой (лист 2)
Вышел Роман выгулять пса. Как вдруг набежала туча и пошел дождь. Мальчик поторопился домой. Дождь прекратился и вышло солнышко. Но Рома и пес были уже совсем мокрыми.
Подарок Маше (лист 3)
У Маши был праздник. Девочка игралась кубиками и мячиков. В комнату вошла мама и подарила дочке большую красивую куклу. Маша очень обрадовалась. Она так долго мечтала о такой кукле!
Как Оля в лес за грибами ходила (лист 4)
Был теплый осенний день. Оля пошла в лес за грибами. Девочка насобирала полное лукошко грибов. Оля радостно мчалась домой. Девочка споткнулась возле пня и упала. Все грибы разлетелись в стороны. Оле было очень обидно. Девочка села и заплакала.
Как Надя снег кушала (лист 5)
В один снежный день Надя каталась на санках. Девочке очень захотелось воды. Она села на санки и решила скушать снежку. Не знала девочка, что заболеет.
Как Витя разозлил собаку (лист 6)
Витя в парке встретил собаку. Он взял палку и начал дразнить ее. Собака разозлилась и погналась за мальчиком. Ваня испугался и побежал.
Осень (лист 7)
Пришла осень. С деревьев падали желтые листья. Люди одели теплые шапки и пальто. Только Миша вышел гулять в легкой кофте и кепке. Замерз мальчик. На следующий день вышел гулять в шапке и куртке. Теперь ему было тепло.
Невнимательный Илья (лист 8)
Решил Илья покататься на велосипеде. Едет он по тропинке, как вдруг слышит какой-то крик. Обернулся мальчик и увидел ворону возле колеса. Засмотрелся на нее Илья и не увидел камня впереди. Споткнулся мальчик и упал с велосипеда.
Мышка и сок (лист 9)
Захотела мышка попить сок. Подошла к пакету, а не может достать. Пакет высокий, а мышка низенькая. Смотрит, а рядом лежит соломинка. Взяла ее мышка, приставила к пакету и по ней забралась наверх. Потом затаскала соломинку наверх и вставила ее в дырочку. Забралась на соломинку и начала пить через нее сок.
Воздушный шарик (лист 10)
Встретились Коля и Толя. У Коли – воздушный шарик в руке, а у Толи – веточка. Решил Толя дотронуться острым концом ветки к шарику. Бах! Шарик лопнул. Коля расстроился, а Толя даже извинения не попросил.
Бабушкины пироги (лист 11)
Захотела бабушка пирогов спечь. Замесила тесто. Налепила пирожков и положила их на противень. Потом бабушка поставила противень в духовку. Только пироги испеклись, она достала их и угостила внука.
Лэпбук – учитель и друг
или
«Чудо- папка»
В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования и увеличением количества детей с речевыми патологиями, мне как учителю – логопеду приходится искать новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности, которые были бы интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно бы решали образовательные, воспитательные и коррекционные задачи.
Стандарт определяет новые требования к компетенции учителя-логопеда.
Современные требования, предъявляемые к учителю – логопеду в детском саду, подразумевают, что ему необходимо постоянно заниматься самообразованием, повышать свой уровень профессиональной компетентности и владеть новейшими образовательными технологиями.
Лэпбук – это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности учителя – логопеда, родителей и ребенка.
Что такое лэпбук, зачем он нужен?
Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского языка лэпбук означает «книга на коленях». Он представляет собой папку или другую прочную картонную основу, на которую наклеены маленькие книжки (мини книжки - простые и фигурные, в виде кармашков, гармошек, белочек, стрелочек и т.д.), в которых организован и записан изучаемый материал. Было бы даже правильнее определить лэпбук не как средство обучения, а как особую форму организации учебного материала .
Конечно, американцы не изобрели велосипед – похожие развивающие книжки или книжки-игрушки были всегда, но все-таки благодаря им, лэпбукинг выделился в отдельный жанр. И, как и другие полезные новшества с запада, этот жанр удачно подхвачен и развивается отечественными педагогами и мамочками.
У детей с речевыми патологиями речь самостоятельно не развивается. Страдает процесс накопления слов и оперирования ими в речевой деятельности. Путь исправления звукопроизношения трудный и длительный. Как правило, у дошкольников этой категории страдают и познавательные процессы: память, внимание, восприятие, мышление.
Решение данных проблем – одна из задач использования лэпбука в коррекционно-речевой работе.
Такая интерактивная папка позволяет:
пополнять словарь детей и расширять «семантические поля» значений слов;
ускорить и сделать более привлекательным процесс автоматизации и дифференциации звуков;
формировать грамматические категории;
развивать связную речь;
формировать психологическую базу речи;
совершенствовать мелкую моторику.
В своей работе я использую лэпбук на индивидуальных и подгрупповых занятиях по коррекции звукопроизношения, формированию лексико - грамматических категорий и развитию связной речи. А также предлагаю детям использование в свободной деятельности карточек и игр из лэпбуков для автоматизации поставленных звуков.
Лэпбук - эффективное средство и для привлечения родителей к сотрудничеству.
На мой взгляд, лэпбук – это современная эффективная технология обучения, отличный помощник в работе учителя – логопеда.
Работа с лэпбуками, внесла много положительных моментов в общее и речевое развитие наших воспитанников.
Учитель-логопед МБДОУ № 157
Тихомирова Екатерина Витальевна.