Open Library - открытая библиотека учебной информации. Основные виды дтп, при которых необходимо проведение аср Определение угла столкновения транспортных по фотографии
Основные параметры процесса столкновения
Все основные параметры механизма столкновения во второй его стадии ЁC процессе столкновения ЁC можно разделить на две группы: параметры, определяющие изменение скоростей движения ТС, и параметры, определяющие взаимное расположение их в момент удара.
К основным параметрам, определяющим изменение скорости и направления движения ТС, можно отнести следующие величины:
Скорости ТС в момент первоначального контакта при столкновении и;
Скорости ТС непосредственно после удара и;
Угол между направлениями движения в момент удара (угол встречи) ;
Угол отклонения направления движения ТС после удара (угол отбрасывания) ;
Угол между направлениями движения ТС после удара (угол расхождения) .
По любым пяти установленным величинам из указанных семи можно составить схему процесса столкновения, аналогичную схема, показанной на рис. 6.5. При этом определяются и другие параметры.
Рис. 6.5. Взаимосвязь векторов количества движения транспортных средств до и после столкновения.
С этими величинами связан и ряд других, которые могут быть определены путем расчетов по значениям основных параметров. К ним, в частности, относятся:
Относительная скорость ТС в момент столкновения (скорость встречи) ;
Угол отклонения скорости встречи от направлениях движения ТС.
К параметрам, определяющим взаимное расположение ТС в момент столкновения, могут быть отнесены:
Угол между продольными осями ТС в момент столкновения (угол взаимного расположения) ;
Угол между направлением движения ТС и его продольной осью (угол заноса) .
Кроме того относительное расположение ТС при столкновении определяется расположением на каждом из них точки первоначального контакта.
Определение параметров процесса столкновения.
Рассмотрим взаимосвязь между основными величинами, определяющими механизм процесса столкновения. Приведенные ниже формулы применимы для расчетов по всем видам столкновений при следующих условиях:
За положительное направление отсчета всех углов принимается одно общее направление (например, против часовой стрелки);
Все углы, связанные с направлением движения данного ТС, отсчитываются от этого направления;
Углы, связанные с положением продольной оси ТС, отсчитываются от направления продольной оси. За положительное направление продольной оси принять направление в сторону передней части ТС;
Углы, определяющие взаимное расположение или движение двух ТС, отсчитываются соответственно от продольной оси или направления движения первого ТС (за первое может быть принято любое из двух, но одинаково во всех расчетах). Буквенные обозначения величин, относящиеся первому ТС, отмечаются цифрой «1», ко второму ЁC цифрой «2» в нижнем индексе. Величины, относящиеся к периоду, предшествовавшему столкновению, отмечаются знаком «’», а к периоду после столкновения ЁC знаком «”» в верхнем индексе. Таковы, например, обозначения скорости и, и.
Зависимости между параметрами процесса столкновения устанавливаются на основании закона сохранения количества движения, согласно которому количество движения системы постоянно по величине и направлению, если главный вектор внешних сил системы равен нулю. Поскольку внешние силы в процессе столкновения ничтожно малы по сравнению с силами взаимодействия и ими можно пренебречь, вектор равнодействующей количества движения двух ТС до столкновения и после него остается неизменным по величине и направлению. Параллелограммы, построенные на векторах количества движения ТС до столкновения и после него, имеют общую диагональ ЁC вектор равнодействующей векторов количества движения ТС в момент столкновения
= + ,(6.11)где, - количества движения ТС до удара;
Количества движения ТС после удара;
Угол встречи ТС;
Углы отбрасывания ТС.
Из рассмотрения векторов скоростей ТС перед столкновением можно составить еще одно уравнение
= ,(6.12)где - угол отклонения скорости встречи первого ТС от направления его движения (определяется трасологическими методами по оставшимся на нем следам);
Скорости ТС до удара.
Если непосредственно после удара ТС перемещаются (совместно или раздельно) в одном направлении и с одинаковой скоростью (= 360є - ; = =), то уравнения (6.10) и (6.11) принимают следующий вид:
=(+) ;(6.13)
Спроектировав вектора количества движения на направление движения после столкновения, получим еще одно уравнение
+ = + .(6.15)Если ТС двигались перед столкновением параллельными курсами (=0; = +), то взаимосвязь между параметрами механизма столкновения определяется следующими уравнениями:
+ = + ,(6.17)где - угол между векторами и.
Приведенные уравнения позволяют получить формулы для определения входящих в них величин. Если же вывод формул затруднителен, неизвестная величина может быть определена путем решения уравнений после подстановки в них значений известных величин.
Определение скорости транспортных средств перед столкновением.
В общем случае когда ТС перед столкновением двигались под углом и после столкновения были отброшены в разных направлениях под углом, их скорости в момент удара могут быть определены по формулам, полученным из уравнений (6.10) и (6.11)
= + ;(6.19)где и - массы ТС, кг.
Если перед столкновением ТС двигалось в заторможенном состоянии, то его скорость перед происшествием (перед началом торможения) определяется по формуле
= + ,(6.20)где - длина следа юза до момента столкновения, м.
Пример. Столкновение автомобилей ГАЗ-24 «Волга» (масса =1,5 т) и ВАЗ-2103 «Жигули» (масса =1,1 т) произошло род углом =60° (рис. 6.6). Автомобиль ГАЗ-24 нанес удар своей передней частью по середине левой стороны автомобиля ВАЗ-2103.
Рис. 6.6 Схема ДТП
Перед столкновением водитель автомобиля ГАЗ-24 затормозил; след юза до места столкновения =14 м. после столкновения он продвинулся в заторможенном состоянии еще на расстояние = 6 м, отклонившись влево от первоначального направления на угол =36°.
Водитель автомобиля ВАЗ торможения не применял. После столкновения этот автомобиль продвинулся на расстояние = 9,8 м с боковым смещением и отклонением от первоначального направления на 43° вправо (угол =317°).
Замедление обоих автомобилей при движении их после столкновения =5,7 м/сІ.
Требуется определить скорости автомобилей перед происшествием.
Решение. Скорость автомобиля ГАЗ-24 перед происшествием определяется по формуле (6.20). в нее входит неизвестная скорость автомобиля в момент удара, которую можно определить по формуле (6.18)
30 + 38 = 36 км/ч,где и - скорости автомобилей после удара: определяются исходя из кинетической энергии на преодоление сопротивлений при перемещении после удара
30 км/ч;
38 км/ч;
Значения синусов углов: = =0,407; = = 0,866; = = -0,682.
Подставляя в формулу (6.20) значения входящих в нее величин, получим
1,80,25,7+ = 60 км/ч;
Скорость автомобиля ВАЗ-2103 перед происшествием определяем по формуле (6.19)
Где = =0,588;
Нередки случаи, когда сопротивление перемещению одного из ТС в процессе отбрасывания не поддается учету (при движении за пределами дорожного полотна, остановке вследствие удара о препятствие, опрокидывании). В таких случаях скорость одного из ТС перед столкновением можно определить путем решения системы двух уравнений с двумя неизвестными, полученных путем подстановки числовых значений известных величин в формуле (6.18) и (6.19).
В этом случае, когда после столкновения ТС продвигались в одном направлении, скорость одного из них до удара может быть определена двумя способами, в зависимости от представленных данных:
А) если установлены значения скорости, с которой ТС смещались после удара, угла встречи и угла отбрасывания данного ТС, то его скорость до столкновения может быть определена по формуле
= ;(6.21)Скорость второго ТС перед ударом
= ;(6.22)б) если не представилось возможным установить угол встречи, но установлена скорость второго ТС перед ударом, то скорость данного ТС
Пример. Автомобиль ГАЗ-24 «Волга» (масса = 1,7 т) столкнулся с автомобилем ВАЗ-2103 (масса = 1,2 т), двигавшимся под углом к нему с правой стороны. После столкновения автомобили продвинулись в одном направлении на расстояние =6 м, отклонились от первоначального направления движения автомобиля ГАЗ-24 на угол =28°. На проезжей части остались следы скольжения заторможенных колес автомобиля ГАЗ-24 (рис. 6.7)
Рис. 6.7. Схема ДТП
Среднее значение замедления при перемещении автомобилей =6 м/сІ.
Требуется определить скорость автомобилей в момент столкновения, если автомобиля под углом =60° и после столкновения продвинулись до остановки по инерции.
Решение. Скорость автомобиля ГАЗ-24
31,8 км/ч;где - скорость автомобиля после удара
30,5 км/ч;значения синусов углов: = = 0,866;
Скорость автомобиля ВАЗ-2103 определяется по формуле (6.22)
40 км/ч;где = =0,47.
Пример. При тех же обстоятельствах происшествия определить скорость автомобиля ГАЗ-24, если не представилось возможным устан6овить направление движения автомобиля ВАЗ-2103 перед столкновением, но установлена скорость = =40км/ч.
Решение. Скорость автомобиля ГАЗ-24 можно определить по формуле (6.23)
где = = 0,88.
Из полученных двух значений скорости нужное может быть выбрано исходя из обстоятельств происшествия (см. рис. 6.7). в данном случае значение скорости = км/ч соответствует углу встречи =60°, а = км/ч соответствует =120°.
При продольном столкновении ТС скорость одного из них перед столкновением может быть определена, если известна скорость другого, по следующим формулам:
Определение угла встречи при столкновении
Угол встречи может быть установлен при исследовании места происшествия по направлению оставленных на дороге следов качения заноса или торможения перед столкновения. Если установлены углы и, то угол встречи определяется как их разность (рис. 6.8).
Рис. 6.8 Параметры, определяющие расположение транспортных средств при столкновении: - угол встречи, - угол взаимного расположения в момент столкновения, - углы заноса, - углы отклонения направления движения от продольного направления дороги.
За направление продольной оси дороги принимается направление, в котором двигалось по ней первое ТС.
Взаимосвязь между углом встречи и углом расхождения определяется через значения углов отбрасывания и
При движении ТС в момент столкновения с заносом угол встречи
где - угол взаимного расположения ТС.
При столкновении ТС, двигавшихся без заноса, угол встречи равен углу.
Угол может быть определен по деформациям ТС. При блокирующих столкновениях для определения угла необходимо совместить участки, контактировавшие в момент удара, или (поскольку это не всегда возможно) расположить ТС так, чтобы соответствующие участки, контактировавшие между собой, были расположены на одинаковых друг от друга расстояниях, по возможности в наиболее удаленных местах (рис. 6.9).
Определить этот угол можно и графически. Для этого на схемах каждого ТС, вычерченных в масштабе, следует нанести по две точки в местах, соответствующих расположению частей, контактировавших при столкновении. Соединив эти точки на схеме прямыми, нужно замерить углы и между продольными осями и этими прямыми (см. рис. 6.9).
Рис. 6.9 Определение угла взаимного расположения транспортных средств в момент столкновения:
А) ЁC при совмещении транспортных средств;
Б) ЁC при раздельном исследовании.
Угол взаимного расположения, измеренный от направления продольной оси первого ТС
Если результат расчета отрицателен, то при встречном столкновении к нему следует прибавить 180°, а при попутном - 360°.
Угол взаимного расположения можно также определить по направлениям трасс на ТС, возникших в момент первоначального контакта при столкновении. Совмещение этих направлений в местах контакта позволяет установить взаимное расположение ТС в момент столкновения и, следовательно, угол.
Если установлен угол столкновения скорости встречи от направления движения ТС, то угол встречи может быть определен по формуле
Угол можно также определить из уравнений (6.10)-(6.14). В тех случаях, когда решить эти уравнения в общем виде сложно, следует, подставив числовые значения всех известных величин, привести их к виду
где, - числовые значения коэффициентов, полученные после проведенных преобразований.
Тогда угол встречи может быть определен по формуле
Из всех значений угла, соответствующих полученным по формуле (6.30) значениям синуса, искомое легко определяется исходя их обстоятельств происшествия.
Графический метод определения параметров процесса столкновения.
Аналитический метод определения параметров столкновения в некоторых случаях является сложным. Графический метод менее сложен и более нагляден; допускаемые погрешности, как правило, легко обнаруживаются без повторного исследования. При аккуратном выполнении графических построений этот метод позволяет получить достаточно точные результаты.
Построение схемы, определяющей направление и скорость движения каждого ТС перед столкновением и при отбрасывании после него, целесообразно и при исследовании столкновений аналитическим методом. Она позволяет проверить правильность расчетов и может быть использована в качестве иллюстрации, позволяющей следователю (суду) убедиться в обоснованности результатов исследования.
При построении схемы векторы количества движения, определенные по известным значениям скоростей, откладывают в масштабе в заданных направлениях. Задача решена, если определены направление и величина вектора равнодействующей количества движения. Последовательность построения схемы зависит от того, какими данными располагает эксперт.
В качестве примера на рис. 6.10 приведена схема для случая, когда установлены направления движения обоих ТС и скорости одного из них до и после столкновения. Требуется определить скорость другого ТС перед столкновением.
Рис. 6.10. Графическое определение параметров процесса столкновения транспортных средств.
Необходимые для решения задачи направление и величина вектора равнодействующей количества движения определяются по точке пересечения прямых - и - , проведенных из концов векторов количества движения первого ТС и параллельно направлениям движения второго.
Необходимая для установления скорости величина вектора определяется точкой пересечения с направлением этого вектора прямой - , проведенной из конца вектора равнодействующей количества движения параллельно вектору.
§ 5. Экспертное исследование процесса отбрасывания транспортных средств после столкновения.
Закономерности отбрасывания транспортных средств после столкновения
Основными параметры, определяющими эту стадию механизма столкновения, являются направления движения ТС после удара (направления отбрасывания), траектории их движения по инерции до места остановки и скорости отбрасывания.
Под воздействием ударного импульса при столкновении к моменту завершения деформаций центры масс столкнувшихся ТС изменяют скорость и направление движения. Непосредственно после столкновения центр масс ТС перемещается практически прямолинейно в направлении приобретенной скорости. В процессе дальнейшего движения по инерции скорость изменяются вследствие сопротивления перемещению. Может изменяться и направление движения.
При перемещении по инерции незаторможенного ТС под некоторым углом к плоскости вращения колес направление его движения постепенно изменяется. Под воздействием поперечных составляющих горизонтальных сил реакции дороги, возникающих в результате движения под углом к плоскости вращения колес, происходит отклонение траектории движения центра масс ТС.
Замедление при отбрасывании ТС, а следовательно, и расстояние, на которое оно отбрасывается при данной скорости, определяется коэффициент сопротивления перемещению
Если ТС движется в заторможенном состоянии или в направлении, близком к перпендикулярному к плоскости вращения колес, то коэффициент сопротивления перемещению
где - коэффициент поперечного сцепления шин с дорогой;
Угол уклона дороги в направлении перемещения ТС.
При движении ТС с поврежденной ходовой частью коэффициент зависит от характера взаимодействия поврежденных частей с дорогой и с достаточной точностью может быть установлен только экспериментально.
В случаях, когда после столкновения ТС отбрасывается в незаторможенном состоянии, коэффициент зависит от того, под каким углом к плоскости вращения колес происходит движение. При отбрасывании в направлении, близком к направлению продольной оси транспортного средства, коэффициент близок к значению коэффициента сопротивлению качению, при отбрасывании в направлении, близком к поперечному, .
Определение скорости отбрасывания
Методика расчета скорости отбрасывания зависит от условий движения ТС после удара. Если оно после столкновения двигалось с постоянным замедлением, то скорость отбрасывания
где - перемещение центра масс ТС от места столкновения до места остановки, м.
При пересечении транспортным средством участков с разным сопротивлением движению скорость отбрасывания может быть определена по формуле
где, - перемещение центра тяжести масс ТС между границами участков с разным сопротивлением движению, м;
Замедление ТС на этих участках, м/сІ.
§ 6 Определение места столкновения транспортных средств
Исходные данные для установления места столкновения
Возможность решения вопроса с места столкновения ТС экспертным путем и точность, с которой может быть установлено расположение каждого ТС на дороге в момент столкновения, зависят от того, какими исходными данными об обстоятельствах происшествия располагает эксперт и насколько точно они установлены.
Для установления или уточнения расположения ТС в момент их столкновения эксперту необходимы такие объективные данные:
О следах, столкновения ТС на месте происшествия, об их характере, расположения, протяженности;
О следах (трассах), оставленных отбрасываемыми при столкновении объектами: частями ТС, отделившимися при ударе, выпавшим грузом и др.;
О расположении участков скопления отделившихся от ТС мелких частиц: опавшей земли, грязи, осколков стекол, участков разбрызгивания жидкостей;
О расположении после столкновения ТС и объектов, отброшенных при столкновении;
О повреждениях ТС.
В большинстве случаев эксперт располагает лишь некоторыми из перечисленных данных.
Следует отметить, что как бы добросовестно ни фиксировалась обстановка на месте происшествия лицами, не имеющими опыта производства автотехнических экспертиз (или незнакомыми с методикой экспертного исследования), неизбежны упущения, которые нередко являются причиной невозможности установления места столкновения. Поэтому очень важно, чтобы осмотр места происшествия производился с участием специалиста.
При осмотре и исследовании места происшествия в первую очередь надо фиксировать те признаки происшествия, которые за время осмотра могут измениться, например следы торможения или заноса на мокром покрытии, следы перемещения мелких объектов, следы шин, оставшиеся при пересечении луж или выезде с обочин, участки опавшей земли во время дождя. Следует зафиксировать также расположение ТС, если необходимо переместить их для оказания помощи пострадавшим или для освобождения проезжей части.
Определение места столкновения по следам транспортных средств.
Основными признаками, по которым можно определить место столкновения, является:
Резкое отклонение следа колеса от первоначального направления, возникающее при эксцентричном ударе по транспортному средству или при ударе по переднему колесу;
Поперечное смещение следа, возникающее при центральном ударе и неизменном положении передних колес. При незначительном поперечном смещении следа или незначительном его отклонении эти признаки можно обнаружить, рассматривая след в продольном направлении с малой высоты;
Следы бокового сдвига незаблокированного колеса, возникающие в момент столкновения в результате поперечного смещения ТС или резкого поворота передних колес. Как правило, такие следы малозаметны;
Прекращение или разрыв следа юза. Происходит в момент столкновения в результате резкого нарастания нагрузки и нарушения блокировки колеса или отрыва колеса от поверхности дороги;
След юза одного колеса, по которому был нанесен удар, заклинивший его (иногда лишь на короткий промежуток времени). При этом необходимо учитывать, в каком направлении образовался след исходя из расположения ТС после происшествия;
Следы трения деталей ТС о покрытие при разрушении его ходовой части (при отрыве колеса, разрушении подвески). Начинаются обычно у места столкновения;
Следы перемещения обоих ТС. Место столкновения определяется по месту пересечения направлений этих следов с учетом взаимного расположения ТС в момент столкновения и расположения на них деталей, оставивших следы на дороге.
В большинстве случаев перечисленные признаки малозаметны, и при осмотре места происшествия зачастую их не фиксируют (или фиксируют недостаточно точно). Поэтому в тех случаях когда установление точного расположения места столкновения имеет существенное значение для дела, необходимо провести экспертное исследование места происшествия.
Определение места столкновения по трассам, оставленным отброшенными объектами
В некоторых случаях место столкновения может быть установлено по направлению трасс, оставленных на дороге объектами, отброшенными при столкновении. Такими трассами могут быть царапины и последовательно расположенные выбоины на дороге, оставленные частями ТС, упавшими мотоциклами, велосипедами или грузом, а также и следы волочения тел водителей или пассажиров, выпавших из ТС в момент удара. Помимо этого на месте происшествия остаются следы перемещения мелких объектов, заметные на снегу, грунте, грязи, пыли.
Вначале отбрасываемые объекты движутся прямолинейно от места их отделения от ТС. Затем, в зависимости от конфигурации объекта и характера его перемещения по поверхности дороги, может происходить отклонение от первоначального направления движения. При чистом скольжении по ровному участку движение объектов остается практически прямолинейным до остановки. При перемещении в процессе перемещения направление движения по мере снижения скорости может изменяться. Поэтому место столкновения ТС может быть установлено по оставленным отброшенными объектами следами в тех случаях, когда имеются признаки того, что эти объекты двигались прямолинейно или траектория их движения просматривается на всем протяжении.
Для определения места расположения ТС в момент столкновения по следам, оставленным отброшенными объектами, в сторону предполагаемого места столкновения следует провести линии, являющиеся продолжением направления этих следов. Место пересечения этих линий определит место удара (место отделения от ТС объектов, оставивших следы).
Чем больше зафиксировано следов, оставленных отброшенными объектами, тем точнее можно установить место столкновения, поскольку имеется возможность выбрать наиболее информативные следы, исключив те из них, которые могли отклоняться от направления на место столкновения (например, при перекатывании составивших их объектов, движении объектов через неровности, расположении начала следа на большом расстоянии от места столкновения).
Определение места столкновения по расположению объектов, отдалившихся от транспортных средств.
Определить место столкновения ТС по расположению отдельных частей не представляется возможным, поскольку их перемещение от места ТС зависит от многих не поддающихся учету факторов. Участок расположения наибольшего числа отброшенных при столкновении частей может лишь приближенно указывать на место столкновения. Причем, если место столкновения определяется по ширине дороги, должны быть учтены все обстоятельства, способствовавшие одностороннему смещению отброшенных частей в поперечном направлении.
Достаточно точно место столкновения определяется по расположению земли, осыпавшейся с нижних частей ТС в момент удара. При столкновении частицы земли отбрасываются с большей скоростью и падают на дорогу практически в том месте, где произошел удар. Наибольшее количество земли отделяется от деформируемых частей (поверхностей крыльев, брызговиков, днища кузова), но при сильном загрязнении автомобиля земля может осыпаться и с других участков. Поэтому важно установить, не только с какого ТС осыпалась земля, но и с каких его частей. Это позволит более точно установить место столкновения. При этом следует учитывать границы участков осаждения наиболее мелких частиц земли и пыли, так как крупные могут смещаться от места падения по инерции.
Установление ТС, с которого осыпалась земля на данном участке, во многих случаях несложно, поскольку загрязнение нижних частей разных ТС обычно резко различается и по количеству, и по внешнему виду. Однако в сомнительных случаях может возникнуть необходимость в проведении химических исследований.
Место столкновении может быть также определено по расположению участков рассеивания осколков. В момент удара осколки стекол и пластмассовых деталей разлетаются в разных направлениях. Учесть с достаточной точностью влияние всех факторов на передвижение осколков трудно, поэтому определить место удара только по расположению участка рассеивания (в особенности при различных его размерах) можно лишь приближенно.
При определении места столкновения по расположению осколков в продольном направлении следует учитывать, что осколки по направлению движения ТС рассеиваются в виде эллипса, ближайшая граница которого располагается от места удара на расстоянии, близком к величине перемещения их в продольном направлении за время свободного падения. Это расстояние приближенно можно определить по формуле
где - скорость ТС в момент разрушения стекла, км/ч;
Высота расположения нижней части разрушенного стекла, м.
Как правило, ближе всего к месту удара располагаются самые мелкие осколки, крупные могут перемещаться значительно дальше, продвигаясь по поверхности дороги после падения по инерции.
Более точно по расположению мелких осколков место столкновения определяется на мокрой, грязной, грунтовой дороге или на дороге с щебеночным покрытием, когда проскальзывание мелких осколков по поверхности дороги затруднено.
При встречных столкновениях место удара в продольном направлении может быть приближенно определено исходя из расположения дальних границ участков рассеивания осколков стекол, отброшенных от каждого из столкнувшихся ТС в направлении его движения. При аналогичном характере разрушения однотипных стекол максимальная дальность отброса осколков при их перемещении по поверхности дороги прямо пропорциональна квадратам скоростей движения ТС в момент столкновения. Поэтому место столкновения будет находится от дальней границы участка рассеивания осколков стекол первого ТС на расстоянии
где - полное расстояние между дальними границами участков рассеивания осколков стекол встречных ТС (рис. 11).
Рис. 6.11. Определение места столкновения по дальности разлета осколков стекол
Определяя дальние границы участков рассеивания осколков стекол, следует исключить возможность ошибки ЁC принять за отброшенные те осколки, которые вынесены ТС при продвижении его после столкновения.
По ширине дороги место столкновения может быть приближенно определено в тех случаях, когда участок рассеивания имеет небольшую ширину и можно установить направление продольной оси эллипса рассеивания. Следует иметь в виду возможную погрешность в тех случаях, когда рассеивание осколков вправо и влево от направления движения ТС было неодинаковым (например, в результате рикошетирования осколков от поверхности другого ТС).
Определение места столкновения по расположению транспортных средств
Направление движения и расположение, на которое перемещается ТС от места столкновения, зависят от многих обстоятельств ЁC от скорости и направления движения ТС, их масс, характера взаимодействия контактирующих частей, сопротивления перемещению и др. поэтому аналитическая зависимость координат места столкновения от величин, определяющих эти обстоятельства, в общем случае весьма сложная. Подстановка в расчетные формулы величин даже с небольшими погрешностями может привести эксперта к ошибочным выводам. Установить же значения этих величин с необходимой точностью практически невозможно. Поэтому на основании данных о расположении ТС после происшествия место столкновения может быть определено лишь в некоторых частных случаях.
При проведении экспертиз по делам о дорожно транспортных происшествиях часто становится вопрос о том, на какой стороне проезжей части произошло столкновение ТС, двигающихся параллельными курсами.
Для решения этого вопроса необходимо точно установить поперечное смещение ТС от места столкновения, что при отсутствии данных о следах, оставшихся на дороге, может быть установлено по расположению ТС после происшествия.
Наиболее точно место столкновения определяется в случаях, когда ТС после столкновения остаются в контакте друг с другом (или расходятся на незначительное расстояние). Поперечное смещение ТС от места столкновения происходит тогда в результате их поворота относительно общего центра тяжести. Перемещение ТС примерно обратно пропорциональны массам (или силам тяжести), поэтому для определения поперечного смещения от места столкновения можно воспользоваться следующей формулой (рис. 6.12):
где - расстояние между центрами тяжести ТС после происшествия (конечное), измеренное в поперечном направлении, м;
Расстояние между центрами тяжести ТС в момент столкновения, измеренное в поперечном направлении, м;
Массы ТС, кг.
Рис. 6.12. Смещение транспортных средств при столкновении:
I - положение ТС в момент столкновения;
II ЁC положение ТС после столкновения.
Если столкнувшиеся ТС смещаются в поперечном по отношению к оси дороги, это смещение может быть определено исходя из условия равенства проекций векторов количества движения обоих ТС на поперечное направление. Поскольку точное значение углов отбрасывания ТС в таких случаях неизвестно, поперечное смещение их с достаточной точностью может быть определено, если имеются признаки того, что углы отбрасывания обоих ТС близки по своему значению или отбрасывание происходило в направлении, близком к поперечному. В зависимости от требуемой точности расчета синус угла отбрасывания может быть принятым равным единице (sin80°=0,985, sin70°=0,940, sin60°=0,866).
Тогда общее поперечное смещение ТС от места столкновения может быть определено по формуле
где - расстояние между центрами тяжести ТС в момент выхода их из контакта, измеренное в поперечном направлении, м;
Среднее значения замедления ТС на участке их отбрасывания после столкновения, м/сІ.
Основанный на приведенных выше расчетах вывод эксперта может быть сформулирован в категорической форме при условии, что он не изменится при всех возможных в конкретном случае отклонениях значений входящих в формулы величин.
Вывод о том, что ТС большей массы находилось на своей стороне проезжей части, может быть сделан при проведении расчета по максимально возможному в конкретном случае значению величины (с учетом характера деформаций и возможного значения угла, отбрасывания. При противоположном выводе величину следует принимать равной (или минимально возможной).
Пример. На участке дороги, разделенной на две полосы сплошной линией продольной разметки, произошло столкновение автомобиля ЗИЛ-130 (масса =9,5т) с автомобилем ГАЗ-24 «Волга» (масса =1,7т), следовавшим во встречном направлении параллельным курсом. Автомобили столкнулись левыми сторонами передних частей с перекрытием =0,75м.
После столкновения автомобили развернулись в поперечном направлении, оставаясь в контакте друг с другом (рис.6.13). расстояние между их центрами тяжести в поперечном направлении =4,7м; расстояние от центра тяжести автомобиля ЗИЛ-130 до линии продольной разметки 2м.
Рис. 6.13. Смещение транспортных средств при столкновении автомобилей ЗИЛ-130 и ГАЗ-24 «Волга»
Осыпавшаяся земля находилась под правой стороной передней части автомобиля ЗИЛ-130 по обе стороны от линии продольной разметки.
Требуется установить, на какой стороне проезжей части дороги произошло столкновение.
Решение. Расстояние, на которое сместился центр тяжести автомобиля ЗИЛ-130 в поперечном направлении при столкновении, согласно формуле (6.37)
= =(4,7-1,4). = 0,5 м,
0,75=1,4 м;
Габаритная ширина автомобиля ЗИЛ-130 ЁC 2,5м;
Габаритная ширина автомобиля ГАЗ-24 -1,8м.
В момент столкновения автомобиль ЗИЛ-130 находился на своей стороне проезжей части. Его левая сторона была удалена от осевой линии примерно на 0,25м (см. рис.6.13).
Уточнение места столкновения по деформациям транспортных средств
Исследование повреждений, полученных ТС при столкновении, часто позволяет установить взаимное расположение их в момент столкновения и направление удара. Так, если определено направление движения и место расположения одного из столкнувшихся ТС в момент удара, то по повреждениям устанавливается место расположения другого ТС и точка, в которой произошел их первичный контакт. Во многих случаях это позволяет определить, на какой стороне проезжей части дороги произошло столкновение.
Если известно лишь расположение ТС после происшествия, то по повреждениям можно установить направление удара и вероятное смещение ТС после удара. Наиболее точно место столкновения можно определить, если расстояния, на которые сместились ТС после удара, незначительны.
При столкновениях, являющихся результатом внезапного поворота влево одного из столкнувшихся ТС, может быть определено крайнее правое положение этого ТС в момент столкновения исходя из возможности совершения маневра по условиям сцепления. В ряде случаев это позволяет установить, на какой стороне произошло столкновение, если по деформациям определено, под каким углом нанесен удар.
§ 7. Техническая возможность предотвращения столкновения
Подход к решению вопроса.
Вопрос о наличии у водителя технической возможности предотвратить столкновение является важным для оценки его действий перед происшествием и установление причинной связи с наступившими последствиями. Общий подход к его решению состоит в том, чтобы установить, успевал ли водитель выполнить необходимые действия, исключавшие столкновение, когда возникла объективная возможность обнаружить опасность столкновения.
Водитель, который пользуется преимущественным правом на движение, должен принять меры к предотвращению ДТП с момента, когда он имеет возможность обнаружить, что другое ТС к моменту сближения с ним окажется на полосе движения управляемого им транспортного средства.
При перекрестных столкновениях этот момент возникает, когда водитель имеет возможность обнаружить другое ТС на таком расстоянии от места (где оно должно было бы остановиться, чтобы уступить дорогу), на котором его водитель при избранной им скорости этого сделать уже не может (т.е. когда другое ТС приблизилось к этому месту на расстояние, равное пути торможения).
При встречных столкновениях указанный момент возникает, когда встречное ТС оказывается на полосе движения данного транспортного средства на расстоянии, которое уже не позволяет его водителю уступить дорогу, или когда водитель имеет возможность оценить дорожную обстановку, в которой встречное ТС может оказаться на полосе его движения (например, из-за заноса и разворота, создавшийся для этого транспортного средства дорожной ситуации и др.).
При попутных столкновениях такой момент возникает, когда водитель имеет возможность обнаружить, что другое транспортное средство начинает отклоняться в опасном направлении и к моменту сближения с ним окажется на полосе движения управляемого им ТС.
Техническая возможность предотвратить перекрестные столкновения
Вопрос о технической возможности у водителя предотвратить перекрестное столкновение может быть решен путем сопоставления расстояния, с которого при своевременном торможении водитель еще мог дать возможность пересекавшему дорогу ТС выйти за пределы опасной зоны, с расстоянием, позволяющим ему обнаружить опасность столкновения.
Расстояние может быть определено по формуле
где - время, необходимое водителю для приведения тормозов в действие, с;
Дополнительное время, необходимое для того, чтобы другое ТС успело выйти за пределы опасной зоны, с;
Время полного торможения до остановки, с:
Время движения заторможенного ТС до столкновения, с:
Полный путь торможения ТС, м;
Путь торможения данного ТС до столкновения, м;
Длина следа юза, оставленного до столкновения, м.
В тех случаях, когда столкновение произошло до начала торможения, формула (6.39) упрощается. Подставляя в эту формулу значения =0 и =0, получим.
Величина определяется в зависимости от того, на какое расстояние дополнительно должно было бы продвинуться другое ТС, чтобы столкновение исключалось.
Если перед столкновением другое ТС двигалось в заторможенном состоянии, то величина может быть определена по формуле
Если другое ТС перед столкновением двигалось без торможения, то время определяется по формуле
Если другое превышает расстояние, с которого водителю следовало принять меры к торможению, то можно сделать вывод о наличии у него технической возможности предотвратить столкновение.
Если удар был нанесен передней частью первого ТС по боковой стороне второго, то величина равна расстояние, на которое ТС должно было бы дополнительно продвинуться до выхода за пределы полосы движения первого.
Если же удар был нанесен передней частью второго ТС и оба ТС перед столкновением двигались в заторможенном состоянии, то величина может быть определена из уравнения (рис. 6.14)
где - габаритная ширина первого ТС, м;
Габаритная длина второго ТС, м;
Расстояние, на которое продвинулась к моменту столкновения передняя часть первого ТС за ближнюю границу полосы движения второго, м;
Средняя скорость движения первого ТС на участке;
Средняя скорость движения второго ТС на участке; выражается формулой, аналогичной (6.44).
Рис. 6.14. Схема перекрестного столкновения транспортных средств:
I ЁC положение ТС в момент столкновения;
II ЁC положение ТС в момент достижения первым полосы
Движения второго;
III ЁC положение второго ТС, исключающего столкновение.
Поскольку решение уравнения (6.43) в общем виде громоздко, целесообразно сначала подставить числовые значения всех входящих в него величин, а затем решать полученное уравнение относительно.
Если перед столкновением другое ТС двигалось без торможения, то величина может быть определена по формуле, полученной из уравнения (6.43)
Пример. Определить, на какое расстояние дополнительно должен был продвинуться автомобиль ГАЗ-24 «Волга», следовавший со скоростью =60 км/ч, чтобы к моменту достижения полосы его движения автомобилем ЗИЛ-130 столкновение было исключено. Автомобиль ЗИЛ-130, следовавший со скоростью =50 км/ч, перед столкновением оставил след торможения =6м до задних колес. Замедление при торможении =5,8м/сІ.
Удар при столкновении был нанесен передней частью автомобиля ГАЗ-24 по правой стороне автомобиля ЗИЛ-130 на расстоянии =3м от передней его части до задней границы повреждений.
Решение. Искомую величину определяем по формуле (6.45)
13 м,
где - средняя скорость автомобиля ЗИЛ-130 на участке =3м; определяется по формуле (6.44)
30,6 км/ч,
Путь торможения автомобиля ЗИЛ-130 до остановки:
16,6 м;.
Путь торможения автомобиля ЗИЛ-130 до столкновения:
Техническая возможность предотвратить встречное столкновение
В случаях когда встречное ТС до момента столкновения было заторможено, вопрос о технической возможности у водителя предотвратить столкновение путем торможения не имеет смысла, так как ни снижение скорости, ни остановка не исключают возможности столкновения. Вопрос может быть поставлен лишь о том, при какой скорости движения ТС могло произойти столкновение, если бы водитель своевременно затормозил; ответ эксперта на этот вопрос может оказаться важным при установлении причинной связи между действиями водителя и наступившими последствиями.
Если же встречное ТС перед столкновением двигалось в заторможенном состоянии, то вопрос о технической возможности у водителя данного транспортного средства предотвратить столкновение может быть решен. Для этого следует установить местонахождение обоих ТС в тот момент, когда водитель данного ТС еще имел техническую возможность остановиться, не доезжая до места, где должно было бы остановиться заторможенное встречное ТС (если бы его движение не было задержано при столкновении), и оценить создавшуюся в этот момент дорожную обстановку. Если она уже представляла опасность для движения, то следует сделать вывод о наличии у водителя технической возможности предотвратить столкновение.
Месторасположение данного (первого) ТС в момент, когда у водителя еще имелась техническая возможность предотвратить столкновение, определяется по расстоянию до места столкновения. Это расстояние равно сумме остановочного пути и расстояния, на которое продвинулось бы после места столкновения заторможенное встречное (второе) ТС, если бы его движение не было задержано при столкновении
где - скорость второго ТС при столкновении, км/ч;
Скорость второго ТС перед началом торможения, км/ч;
Расстояние, которое преодолело второе ТС в заторможенном состоянии до столкновения, м.
Месторасположение встречного ТС в тот момент (когда водитель первого ТС еще имел техническую возможность предотвратить столкновение путем торможения) определяется по расстоянию от него до места столкновения
где - время преодоления первым транспортным средством расстояния с учетом торможения его на участке, равным;
Расстояние, которое преодолено первое ТС в заторможенном состоянии до столкновения, м;
Время движения первого ТС в заторможенном состоянии до столкновения, с;
Время движения второго ТС в заторможенном состоянии до столкновения, с;
Скорость первого ТС перед началом торможения, км/ч.
Если в момент, когда расстояние между ТС было равно сумме + , водитель первого ТС мог оценить дорожную обстановку как опасную, следует сделать вывод о величин у него технической возможности предотвратить столкновение.
Пример. При попытке избежать столкновения со следовавшим впереди автомобиля, водитель которого резко затормозил, водитель автомобиля ЗИЛ-130 выехал на левую сторону дороги, где произошло столкновение со встречным автомобилем ГАЗ-24 «Волга».
Перед происшествием автомобиль ЗИЛ-130 следовал со скоростью =60км/ч, автомобиль ГАЗ-24 ЁC со скоростью =80 км/ч.
На месте происшествия остались следы юза. До момента столкновения задними шинами автомобиля ЗИЛ-130 оставлены следы юза длиной 16 м, задними шинами автомобиля ГАЗ-24 ЁC длиной 22 м. замедление при движении автомобилей в заторможенном состоянии составляло =4 м/сІ.
Имелась ли техническая возможность у водителя автомобиля ГАЗ-24 предотвратить столкновение, если в момент начала выезда автомобиля ЗИЛ-130 на левую сторону дороги расстояние между этими автомобилями было около 100 м.
Решение. Расстояние между автомобилями в момент, когда водитель автомобиля ГАЗ-24 еще имел техническую возможность предотвратить столкновение, определяется как сумма расстояний в этот момент от каждого из них до места столкновения.
Расстояние от автомобиля ГАЗ-24 до места столкновения в указанный момент (формула 6.46)
85+15=100 м,
где - остановочный путь автомобиля ГАЗ-24 равный при скорости 80 км/ч 85 м;
Расстояние, на которое продвинулся бы заторможенный автомобиль ЗИЛ-130 от места, где произошло столкновение, если бы не был задержан ударом:
Перемещение автомобиля ЗИЛ-130 с момента начала эффективного торможения до столкновения;
19,3 м,
Перемещение автомобиля ЗИЛ-130 момента начала образования следов юза до столкновения, равное 16 м;
Время нарастания замедления при торможении автомобиля ЗИЛ-130, равное 0,4 с.
Расстояние от автомобиля ЗИЛ-130 до места столкновения в момент, когда водитель автомобиля ГАЗ-24 еще имел техническую возможность предотвратить столкновение (формула 6.49)
= + = (4,65-1,4) + 19,3=73 м,
где - время преодоления автомобилем ГАЗ-24 расстояния;
1,17=4,65 с;
Перемещение автомобиля ГАЗ-24 с момента начала торможения до столкновения;
Перемещение автомобиля ГАЗ-24 с момента начала образования следов юза до столкновения, равное 22 м;
Время нарастания замедления автомобиля ГАЗ-24, равное 0,1 с;
Время движения заторможенного автомобиля ГАЗ-24 до столкновения (формула 6.3)
1,17 с;
Время движения заторможенного автомобиля ЗИЛ-130 до столкновения (формула 6.3)
Как показывают проведенные расчеты, водитель автомобиля ГАЗ-24 мог предотвратить столкновение путем торможения, когда расстояние между автомобилями было менее + = 100+73=173 м. но в это время автомобиль ЗИЛ-130 еще двигался по своей стороне проезжей части, и опасность для движения автомобиля ГАЗ-24 отсутствовала.
Когда же автомобиль ЗИЛ-130 начал выезжать на левую сторону проезжей части дороги, расстояние между автомобилями (100м) было уже недостаточным для своевременной остановки автомобиля ГАЗ-24. Следовательно, его водитель не располагал технической возможность предотвратить столкновение.
Техническая возможность предотвратить попутное столкновение
Вопрос о технической возможности предотвратить столкновение с попутным транспортным средством возникает, например, в случаях, когда ТС, движущееся с меньшей скоростью, внезапно выезжает на полосу движения данного ТС (при перестроении из соседней полосы движения, при выезде с поворотом с второстепенной дороги на главную). Если столкновение является результатом внезапного торможения переданного ТС, то оценку действий водителя ТС, следовавшего сзади, следует производить лишь с точки зрения правильности выбора им дистанции. Если дистанция была избрана правильно, то очевидно, что водитель располагал возможностью предотвратить столкновение.
Сложность решения вопроса о технической возможности предотвратить столкновение при попутном движении связана с трудностью установления расстояния между ТС в тот момент, когда водитель заднего ТС имел возможность обнаружить опасность для движения. Такие данные, устанавливаемые следственным путем, как правило, противоречивы.
Если установлены расстояния между ТС в момент возникновения опасности и скорости их движения, то вопрос о технической возможности предотвратить столкновение решается путем сопоставления этого расстояния с расстоянием, которое было бы достаточным для того, чтобы при своевременном торможении (исходя из установленного значения времени реакции водителя) ТС не вошли в контакт друг с другом.
Это расстояние может быть определено по формуле, полученной при условии, что к моменту сближения ТС их скорости уравновешиваются
где - разность скоростей столкнувшихся ТС перед происшествием, км/ч;
Время, необходимое водителю для приведения тормозов в действие.
Основными видами ДТП, при которых необходимо проведение АСР, являются столкновения, которые подразделяются на:
лобовое - столкновение ТС при встречном движении;
боковое - столкновение ТС с боковой стороной другого ТС;
касательное - столкновение ТС боковыми сторонами при встречном движении или движении в одном направлении;
опрокидывание - происшествие, при котором движущееся ТС опрокинулось;
наезд на стоящее ТС - происшествие, при котором движущееся ТС наехало на стоящее ТС, а также прицеп или полуприцеп;
наезд на препятствие - происшествие, при котором ТС наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, ограждение и т. д.).
Особые виды ДТП, при которых необходимо проведение АСР
Особые виды ДТП
- ДТП, осложненные опасными факторами, требующими специальной подготовки спасателей или привлечения дополнительных сил и средств.
ДТП с падением ТС в воду
- ДТП, при которых ТС по каким-либо причинам падают в реки, озера, море, проваливаются под лед и т.п.
ДТП с падением ТС с крутых склонов
- ДТП, при которых ТС по каким-либо причинам срываются с крутых склонов и при падении, как правило, несколько раз переворачиваются, ударяясь о выступы скал, и пролетают 100–150 м и более. Иногда ТС взрываются. Сами ТС превращается в груду искореженного металла.
ДТП на участке железной дороги
- ДТП, при которых: ТС сталкивается с подвижным или стоящим железнодорожным составом на железнодорожных переезде или на непредназначенном для переезда участке железной дороги; ТС сталкивается с другим ТС на железнодорожном переезде; подвижный железнодорожный состав наезжает на ТС на железнодорожном переезде или на непредназначенном для переезда участке железной дороги.
ДТП с участием трамвая (троллейбуса)
- ДТП, при которых трамвай (троллейбус) столкнулся (наехал) на другое ТС, или в результате обрыва и падения на ТС силовых проводов, или схода трамвая с рельсов и его опрокидывания пострадали ТС или люди.
ДТП с возникновением пожара
– ДТП, сопровождающееся возгоранием аварийных ТС и перевозимых ими грузов.
Попадание ТС под завал
- ДТП, при котором ТС с людьми в результате природных или техногенных явлений попало под лавину, сель, обвал, камнепад и т.п.
ДТП в туннеле (путепроводе)
- ДТП, осложненные спецификой ограниченного пространства, затрудняющего доступ к месту ДТП, проведение АСР и эвакуацию пострадавших.
ДТП с транспортным средством, перевозящим опасный груз
- ДТП с ТС, перевозящим груз, попадающий под категорию опасных, в результате которого произошла его утечка (выброс, возгорание и т.п.) или существует опасность возникновения такой ситуации, в том числе:
- ДТП с ТС, перевозящим горючие (ГЖ) или легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ), в результате которого произошел их разлив или утечка;
- ДТП с ТС, перевозящим аварийно химически опасные вещества (АХОВ), в результате которого произошел их разлив или утечка;
- ДТП с ТС, перевозящим радиационно опасные вещества (РВ), в результате которого произошел их разлив или утечка, повлекшие загрязнение ими окружающей среды;
- ДТП с ТС, перевозящим биологически опасные вещества (БВ), в результате которого произошел их разлив или утечка, повлекшие заражение ими окружающей среды;
- ДТП с ТС, перевозящим взрывчатые вещества и взрывоопасные предметы, при котором возникла угроза детонации ВВ и ВОП вследствие их перемещения, механического воздействия на них или нагрева (горения).
По статистическим данным самым распространенным видом ДТП является столкновение. В связи с этим предлагаем подробно рассмотреть современную классификацию видов столкновений ТС, отвечающую потребностям транснортно-трасологической экспертизы, которая должна способствовать систематизации методов и наиболее полной разработке методики экспертного исследования обстоятельств, определяющих механизм столкновения транспортных средств.
Основным требованием, предъявляемым к любой классификации, помимо соответствия ее цели, ради которой она проводится, является четкая формулировка классификационных признаков, обеспечивающая полный охват всех членов системы, исключающая возможность попадания однородных членов в разные классификационные группы и разнородных - в одну и ту же группу.
Основополагающими компонентами данной классификации являются понятия, систематизированные и изложенные Н. М. Кристи совместно с группой авторов .
Классификационные признаки, определяющие механизм столкновения транспортных средств, подразделяются на две основные группы: признаки, общие для столкновения двух транспортных средств в целом, и признаки, относящиеся отдельно к каждому из них, которые могут и не совпадать.
К общим признакам принадлежат следующие.
I. Перемещение одного ТС в поперечном направлении по отношению к полосе движения другого в процессе их сближения (классификация по направлению движения ТС). Признак определяется величиной угла столкновения, которая может быть установлена но следам колес обоих ТС перед столкновением, по расположению ТС и следов их перемещения после происшествия, по направлению отбрасывания отделившихся от них объектов (осколки стекол и др.), по полученным при столкновении деформациям.
- 1) продольное - столкновение без относительного смещения ТС в поперечном направлении, т.е. при движении их параллельными курсами (угол + равен 0 или 180°);
- 2) перекрестное - столкновение при движении ТС непараллельными курсами, т.е. когда одно из них смещалось в поперечном направлении в сторону полосы движения другого (угол не равен 0, 180°).
II. Перемещение ТС в продольном направлении по отношению друг к другу (классификация по характеру взаимного сближения ТС). Признак также определяется величиной угла столкновения.
По этому признаку столкновения подразделяются на следующие три группы:
- 1) встречное - столкновение, при котором проекция вектора скорости одного ТС на направление скорости другого противоположна этому направлению; ТС сближались с отклонением навстречу друг другу (угол > 90°,
- 2) попутное - столкновение, при котором проекция вектора скорости одного ТС на направление скорости другого совпадает с этим направлением; ТС сближались, смещаясь с отклонением в одном направлении (угол 270°);
- 3) поперечное - столкновение, при котором проекция вектора скорости одного ТС на направление скорости другого равна нулю (угол равен 90°, 270°).
Если угол настолько мало отличается от нуля или от 90°, что применяемые методы исследования не позволяют установить этого отклонения, и если возможное отклонение не окажет существенного влияния па механизм столкновения, то последнее может быть определено соответственно как продольное или поперечное.
III. Относительное расположение направлений продольных осей: ТС в момент столкновения. Признак определяется величиной угла взаимного расположения продольных осей, который устанавливается на основании трасологических исследований следов и повреждений в местах непосредственного контакта ТС при столкновении. В некоторых случаях угол может быть установлен по следам колес перед местом столкновения.
По этому признаку столкновения подразделяются на две группы:
- 1) прямое - столкновение при параллельном расположении продольной или поперечной оси одного ТС и продольной оси другого (угол равен 0, 90°);
- 2) косое - столкновение, при котором продольные оси ТС располагались по отношению друг к другу под острым углом (угол не равен 0, 90°).
IV. Характер взаимодействия контактировавших участков ТС в процессе столкновения. Признак определяется по деформациям и следам на участках контакта. По этому признаку столкновения ТС подразделяются на три группы:
1) блокирующее - столкновение, при котором в процессе контактирования относительная скорость ТС на участке контакта к моменту завершения деформаций снижается до нуля (поступательные скорости движения ТС на этом участке уравниваются). При таком столкновении на участках контакта помимо динамических остаются статические следы (отпечатки).
Признаками блокирующего столкновения являются наличие следов на контактировавших участках (отпечатков отдельных деталей одного ТС на поверхностях другого) и большая глубина взаимного внедрения на ограниченном участке.
Угол разворота за время контактирования, как правило, невелик, если незначительно относительное перемещение ТС в процессе взаимного контактирования, при низкой скорости сближения и блокирующих столкновениях, а также при незначительной эксцентричности удара;
2) скользящее - столкновение, при котором в процессе контактирования происходит проскальзывание между контактировавшими участками вследствие того, что до момента выхода ТС из контакта друг с другом скорости движения их не уравниваются. При этом на контактировавших участках остаются лишь динамические следы.
При скользящих столкновениях, когда перемещение ТС в процессе взаимного контактирования велико, и при резко эксцентричном ударе угол разворота к моменту выхода ТС из контакта друг с другом может быть существенным. Влияние вида ТС на его разворот в процессе столкновения связано с массой ТС и его габаритами: чем больше масса и габариты (и, следовательно, момент инерции относительно центра тяжести), тем меньше угол разворота ТС к моменту выхода его из контакта с другим ТС;
3) касательное - столкновение, при котором вследствие малой величины перекрытия контактировавших частей ТС получают лишь несущественные повреждения и продолжают движение в прежних направлениях (с незначительным отклонением и снижением скорости). При таком столкновении на участках контакта остаются горизонтальные трассы (царапины, притертости). ДТП является следствием не сил взаимодействия при ударе, а последующего наезда на другие препятствия.
К признакам, характеризующим механизм столкновения отдельно для каждого из двух ТС, относятся также следующие.
V. Направление вектора равнодействующей векторов ударных импульсов (направление линии столкновения) по отношению к месту расположения центра тяжести данного ТС, что определяет характер его движения после столкновения (с разворотом или без разворота). По этому признаку столкновения подразделяются на две группы:
- 1) центральное - когда направление линии столкновения проходит через центр тяжести ТС;
- 2) эксцентричное - когда линия столкновения проходит на некотором расстоянии от центра тяжести, справа (правоэксцентричное) или слева (левоэксцентричное) от него.
VI. Место расположения по периметру ТС контактировавшего при ударе участка (классификация по месту нанесения удара). Признак (наряду с углом взаимного расположения а 0) определяет взаимное расположение ТС в момент столкновения. По этому признаку столкновения подразделяются на следующие группы:
- 1) переднее (лобовое) - столкновение, при котором следы непосредственного контакта при ударе о другое ТС расположены в передних частях;
- 2) переднее угловое правое и 3) переднее угловое левое столкновение, при котором следы контакта расположены на передних и примыкающих к ним боковых частях ТС;
- 4) боковое правое и 5) боковое левое - столкновение, при котором удар был нанесен в боковую сторону ТС;
- 6) заднее угловое правое и 7) заднее угловое левое - столкновение, при котором следы непосредственного контакта расположены на задних и прилегающих к ним боковых частях ТС;
- 8) заднее - столкновение, при котором следы контакта, возникшие при ударе, расположены на задних частях ТС.
Такая система классификации видов столкновений позволяет охватить все возможные виды столкновений двух транспортных средств и определить характеристику любого столкновения.
Дорожно-транспортное происшествие является сложным познавательным объектом экспертного исследования. Исходя из вышеприведенной классификации очевидно, что система признаков того или иного столкновения в своей совокупности представляется сложным процессом механизма ДТП. В связи с этим мы посчитали необходимым включить в данную классификацию два критерия, являющиеся «итоговыми» в оценке механизма столкновения, - это типичное (простое) столкновение и нетипичное (сложное) столкновение.
Типичное столкновение - такое ДТП, в котором преобладают общие, часто повторяющиеся признаки и которое характеризуется очевидностью совершенного происшествия, присутствием всех автомобилей участвовавших в ДТП, незначительным количеством ТС.
Нетипичное столкновение - это такое ДТП, в котором задействовано значительное количество транспортных средств, с участием пешехода(ов), процесс совершенного происшествия носит многоступенчатый, неочевидный характер, распознание которого требует высокой квалификации и специальных познаний в нескольких научных отраслях. Нередко сложность ДТП выражается в том, что транспортное средство, совершившее столкновение, скрылось с места происшествия .
Анализ литературы показывает, что происшествие (преступление) принято считать неочевидным, если на момент возбуждения уголовного дела неизвестно лицо, его совершившее, и для установления и задержания этого лица необходимо проведение следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.
Сложным ДТП является в тех случаях, когда оно связано с построением нескольких мысленных вероятностных моделей. Сложность ДТП зависит от количества ее структурных элементов, связей между ними. Если для распознавания ДТП достаточно построение ее однозначной мысленной модели, то какая ситуация будет простой.
В процессе ДТП образуются следы и повреждения весьма разнообразного характера. При этом прослеживается определенная закономерность их отображения, обусловленная механизмом дорожно-транспортного происшествия.
- Кристи Н. М., Тишин В. С. Транспортно-трасологическая экспертизапо делам о дорожно-транспортных происшествиях. Диагностические исследования. Часть 2: методич. пособие для экспертов, следователей и судей / под ред.Ю. Г. Корухова. М.: Библиотека эксперта, 2006. С. 3-7.
- Беляев М. В., Бушуев В. В., Демин К. В. Трасология и трасологическая экспертиза. Частная методика преподавания по специальности 031003.65 Судебная экспертиза: учебно-методич. пособие. М. : Изд-во Московского университета МВДРоссии, 2013. С. 96-102.
КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ СТОЛКНОВЕНИЯ
I. По направлению движения ТС.
1. Продольное - столкновение без относительного смещения ТС в поперечном направлении, т.е. при движении их параллельными курсами (угол α равен 0 или 180 градусам).
2. Перекрестное - столкновение при движении ТС непараллельными курсами, т.е. когда одно из них смещалось в поперечном направлении в сторону полосы движения другого (уголαне равен 0 или 180 градусам).
II. По характеру взаимного сближения ТС .
Признак ДТП определяется величиной угла столкновения.
По этому признаку столкновения делятсяна:
1. Встречное - столкновение, при котором проекция вектора скорости одного ТС на направление скорости другого противоположна этому направлению; ТС сближались с отклонением навстречу друг другу (угол α > 90; < 270 градусов).
2. Попутное - столкновение, при котором проекция вектора скорости одного ТС на направление скорости другого совпадает с этим направлением; ТС сближались, смещаясь с отклонением в одном направлении (угол α < 90; > 270 градусов).
3. Поперечное - столкновение, при котором проекция вектора скорости одного ТС на направление скорости другого равна О (угол α равен 90; 270 градусам).
III. По относительному расположению продольных осей ТС .
Признак определяется величиной угла взаимного расположения их продольных осей.
1. Прямое - столкновение при параллельном расположении продольной или поперечной оси одного ТС и продольной оси второго ТС (угол α равен 0; 90 градусам).
2. Косое - столкновение, при котором продольные оси ТС" располагались по отношению друг к другу под острым углом;
(угол α не равен 0; 90 градусов).
IV. По характеру взаимодействия ТС при ударе.
Признак определяется по деформациям и следам на участках контакта.
По этому признаку столкновения делятся на:
1. Блокирующее - столкновение, при котором в процессе контактирования относительная скорость ТС на участке контакта к моменту завершения деформаций снижается до 0.
2. Скользящее - столкновение, при котором в процессе контактирования происходит проскальзывание между контактировавшими участками вследствие того, что до момента выхода ТС из контакта друг с другом скорости движения их не уравниваются.
3. Касательное - столкновение, при котором вследствие малой величины перекрытия контактировавших частей ТС получают лишь несущественные повреждения и продолжают движение в прежних направлениях (с незначительным отклонением и снижением скорости). При таком столкновении на участках контакта остаются горизонтальные трассы (царапины, притертости).
V. По направлению удара относительно центра тяжести .
Признак определяется по направлению вектора равнодействующей векторов ударных импульсов.
По этому признаку столкновения делятся на:
1. Центральное - когда направление линии столкновения проходит через центр тяжести ТС.
2. Эксцентрическое - когда линия столкновения проходит на некотором расстоянии от центра тяжести, справа (правоэкс-центрическое) или слева (левоэксцентрическое) отнего.
VI. По месту нанесения удара .
По этому признаку столкновения делятся на:
1. Переднее (лобовое) - столкновение, при котором следы непосредственного контакта при ударе о другое ТС расположены на передних частях.
2. Переднее угловое правое и переднее угловое левое- столкновение, при котором следы контактарасположены на задних и прилегающих к ним боковых частях ТС.
3. Боковое правое и боковое левое - столкновение, при котором удар был нанесен в боковую сторону ТС.
4. Заднее угловое правое и заднее угловое левое - столкновение, при котором следы непосредственного контакта расположены на задних и прилегающих к ним боковых частях ТС.
5. Заднее - столкновение, при котором следы контакта, возникшие при ударе, расположены на задних частях ТС.
Место столкновения ТС может быть установлено по признакам, зафиксированным в материалах дела (протоколах осмотра, схемах, фотоснимках). Информативность этих признаков различна. Некоторые дают возможность установить место столкновения с достаточной точностью, другие - приближенно, третьи могут быть лишь дополнительным подтверждением расположения места столкновения, определенного другими путями. Вывод о расположении места столкновения должен быть основан на исследовании совокупности всех таких признаков.
Основные признаки, с помощью которых устанавливают место столкновения ТС, могут быть подразделены на 5 групп: следы перемещения ТС; следы перемещения отброшенных объектов; расположение отделившихся от ТС объектов; расположение ТС после происшествия; повреждения ТС полученные при столкновении.
Первая группа следов характеризуется следующими признаками:
Резкое отклонение следа колеса от первоначального направления (при эксцентричном ударе по ТС или по переднему колесу);
Боковой сдвиг незаблокированного колеса или боковой сдвиг следа юза колеса (наиболее точно определяет положение ТС при столкновении);
Прекращение следа юза возникает при ударе в результате дополнительной нагрузки на колесо;
Образование следа проскальзывания колеса при заклинивании деформируемыми частями;
Образование следа колеса при выходе воздуха из шины, поврежденной ударом;
Следы колес обоих ТС перед столкновением (определяют положение ТС в момент столкновения по месту их пересечения с учетом взаимного расположения при ударе);
Следы трения деталей ТС о дорожное покрытие при деформации кузова или при разрушении ходовой части в момент удара.
Вторая группа следов характеризуется следующими признаками:
Следы тяжелых объектов (отделившихся от ТС частей, упавшего груза и др.) в виде царапин, притертостей. В начале их образования они имеют направление к месту отделения от ТС (близкое к месту столкновения).
Определение места столкновения по месту пересечения направлений таких следов тем точнее, чем их больше установлено.
Третья группа следов характеризуется расположением отделившихся от ТС объектов:
Осыпи земли (грязи) с деформируемых ударом и других нижних поверхностей ТС. Осыпь мельчайших частиц остается практически непосредственно на месте удара. Более крупные частицы могут смещаться по инерции в направлении движения ТС. Для более точного установления расположения ТС в момент удара необходимо знать, какому ТС принадлежит опавшая земля;
Участка рассеивания частиц лакокрасочного покрытия (ЛКП). Эти частицы, обладая малой инерцией, опадают в непосредственной близости от места столкновения и частично рассеиваются в направлении движения ТС после удара. Возможно их смещение потоками воздуха;
Участка осколков стекла. Позволяет приближенно судить о месте столкновения, когда их свободному падению не препятствовали поверхности, от которых могло происходить рикошетирование. Расположение наибольшего числа отделившихся от ТС при ударе объектов позволяет судить о месте столкновения приближенно, с учетом возможного их смещения от места столкновения после удара. Расположение отдельных крупных частей, как правило, не может служить признаком для установления места столкновения.
Четвертая группа следов - расположение ТС после происшествия:
Расположение обоих ТС после продольного встречного столкновения на одной стороне проезжей части - признак того, что столкновение произошло на этой же стороне проезжей части;
Расположение обоих ТС в непосредственной близости от места столкновения при движении во встречном направлении параллельными курсами до столкновения позволяет определить поперечное смещение центра тяжести одного их них от места, где был нанесен удар.
Пятая группа следов - повреждения ТС, полученные при столкновении:
Расположение повреждений ТС от контакта друг с другом дает возможность определить их взаимное расположение в момент столкновения и уточнить место столкновения, если установлены расположение и направление движения одного из них в момент столкновения;
Направление деформаций, определяющее направление удара, позволяет установить возможное смещение ТС от места столкновения и по его расположению после происшествия уточнить место столкновения;