Современные образовательные технологии в доу по фгос. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании (фгос). Отличия от методики
Современные образовательные технологии в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО
В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель- содействовать становлению ребенка как личности.
Сегодня мы поговорим о педагогических технологиях и их эффективном использовании в дошкольном учреждении. Вначале давайте вспомним, что же означает сам термин «технология».
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Педагогическая технология- это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).
Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий.
Основные требования (критерии) педагогической технологии:
Концептуальность
Системность
Управляемость
Эффективность
Воспроизводимость
Концептуальность - опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
Системность – технология должна обладать всеми признаками системы:
Логикой процесса,
Взаимосвязью его частей,
Целостностью.
Управляемость – возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.
Эффективность – современные педагогические технологии, существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.
Воспроизводимость – возможность применения (повторения, воспроизведения) образовательной технологии в образовательных учреждениях, т.е. технология как педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей.
Структура образовательной технологии
Структура образовательной технологии состоит из трех частей:
Концептуальная часть – это научная база технологии, т.е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.
Процессуальная часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.
Таким образом, очевидно: если некая система претендует на роль технологии, она должна соответствовать всем перечисленным выше требованиям.
Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУосуществляется на основе современных образовательных технологий.
К числу современных образовательных технологий можно отнести:
здоровьесберегающие технологии;
технологии проектной деятельности
технология исследовательской деятельности
Информационно-коммуникационные технологии;
личностно-ориентированные технологии;
технология портфолио дошкольника и воспитателя
игровая технология
технология «ТРИЗ» и др.
Здоровьесберегающие технологии
Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях - информационном, психологическом, биоэнергетическом.
В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит:
от типа дошкольного учреждения,
от продолжительности пребывания в нем детей,
От программы, по которой работают педагоги,
Конкретных условий ДОУ,
Профессиональной компетентности педагога,
показателей здоровья детей.
Выделяют (применительно к ДОУ) следующую классификацию здоровьесберегающих технологий:
медико-профилактические (обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала в соответствии с медицинским требованиями и нормами, с использованием медицинских средств - технологии организации мониторинга здоровья дошкольников, контроля за питанием детей, профилактических мероприятий, здоровьесберегающей среды в ДОУ);
Физкультурно-оздоровительные (направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка - технологии развития физических качеств, закаливания, дыхательной гимнастики и др.);
обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье; технологии психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ);
Здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов (направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, на развитие потребности к здоровому образу жизни; сохранения и стимулирования здоровья (технология использования подвижных и спортивных игр, гимнастика (для глаз, дыхательная и др.), ритмопластика, динамические паузы, релаксация);
образовательные (воспитания культуры здоровья дошкольников, личностно-ориентированного воспитания и обучения);
Обучения здоровому образу жизни (технологии использования физкультурных занятий, коммуникативные игры, система занятий из серии «Уроки футбола», проблемно-игровые (игротренинги, игротерапия), самомассаж); коррекционные (арт-терапия, технология музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастики и др.)
К числу здоровьесберегающих педагогических технологий следует отнести и педагогическую технологию активной сенсорно-развивающей среды, под которой понимается системная совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.
Современные образовательные технологии в ДОУ
Представил воспитатель
Мезенцева Наталья Владимировна
«Чапаевский губернский колледж им.О.Колычева»
Технология
Это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь)
Понятие
- Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
Понятие
- Образовательной технологией будем называть комплекс, состоящий из:
- некоторого представления планируемых результатов обучения, средств диагностики текущего состояния обучаемых, набора моделей обучения, критериев выбора оптимальной модели для данных конкретных условий.
Особенности образовательных технологий
- Целеполагание как планируемые результаты обучения
- Диагностика
- Деятельностный подход
- Принцип построения – укрупнение дидактической единицы
- Разнообразные формы организации занятий
- Методика преподавания
Здоровьесберегающие технологии
– это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Классификация здоровьесберегающих технологий
- медико-профилактические
- физкультурно-оздоровительные
- образовательные
- обеспечения социально-психологического благополучия ребенка
- здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов
- сохранения и стимулирования здоровья
- обучения здоровому образу жизни
- коррекционные
- педагогическая технология активной сенсорно-развивающей среды
Формы организации здоровьесберегающей работы
Игровые технологии
- Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр.
Этапы технологии:
1 этап:
Обогащение представлений о той сфере действительности, которую ребёнок будет отражать в игре (наблюдения, рассказы, беседы о впечатлениях). Важно знакомить ребёнка с людьми, их деятельностью, отношениями.
2 этап:
Организация сюжетно-ролевой игры («игра в подготовку к игре»).
Определение ситуации взаимодействия людей, придумывание и сочинение событий, хода их развития в соответствии с темой игры;
Создание предметно-игровой среды на основе организации продуктивной и художественной деятельности детей, сотворчества с воспитателями, детского коллекционирования, совместная игровая деятельность воспитателя с детьми;
3 этап : Самостоятельная игровая деятельность детей; организация сюжетно-ролевой игры с воображаемым партнёром, за которого ребёнок разговаривает
Классификация игр (ФГОС)
- Сюжетная игра
Цель: овладения ребенком двойной системой средств построения игровой деятельности.
- Игра с правилами
- Цель: овладения ребенком системой средств построения игровой деятельности.
- Задачи: поэтапная передача детям постепенно усложняющихся способов построения игры.
- Игра с правилами на удачу
- Игра с правилами на умственную компетенцию
Игра с правилами на физическую компетенцию
- 1) Игры с параллельными действиями играющих
- 2) Игры с поочередными действиями играющих
- 3) Игры, в которых ведущий не принимает непосредственного участия в игре
- 4) Игры, в которых ведущий выполняет не только сигнализирующую функцию, но и параллельно участвует в игре
- 5) Игры, в которых ребенок выполняет роль ведущего и водящего.
Классификация игр (ФГОС) Виды деятельности
- Продуктивная деятельность
Цель: овладения ребенком репрезентирующими (моделирующими) видами деятельности.
- Работа по образцам
- Работа с незавершенными продуктами
- Работа по графическим схемам
- Работа по словесному описанию цели
- Познавательно-исследовательская деятельность
Технология развивающего обучения
- Развивающее обучение - направление в теории и практике образования, ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей воспитанников, путём использования их потенциальных возможностей . Это мотивация на конкретное действия, на познание, на новое.
(Развивающая среда ДОУ, программы ДОУ.)
- Проектная деятельность - это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому, направлению содержания образования.
Технология проектной деятельности
I этап разработки проекта – целеполагание : воспитатель выносит проблему на обсуждение детям. В результате совместного обсуждения выдвигается гипотеза, которую воспитатель предлагает детям подтвердить в процессе поисковой деятельности.
II этап работы над проектом представляет собой разработку совместного плана действий по достижению цели.
III этап работы над проектом – его практическая часть. Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят.
IV этапом работы над проектом является презентация проекта. Презентация может проходить в различных формах в зависимости от возраста детей и темы проекта: итоговые игры-занятия, игры-викторины, тематические развлечения, оформление альбомов, фотовыставок, мини-музеев, творческих газет.
- Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения.
Технология исследовательской деятельности
Для исследовательской деятельности могут быть выбраны доступные и интересные детям старшего дошкольного возраста типы исследования:
- опыты (экспериментирование) - освоение причинно-следственных связей и отношений;
- коллекционирование (классификационная работа) - освоение родовидовых отношений;
- путешествие по карте - освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира);
- путешествие по «реке времени» - освоение временных отношений (представления об историческом времени - от прошлого к настоящему).
Технология исследовательской деятельности
- Опыты (экспериментирование). Состояние и превращение вещества. Движение воздуха, воды.
- Свойства почвы и минералов. Условия жизни растений.
- Коллекционирование (классификационная работа)
- Виды растений. Виды животных. Виды строительных сооружений. Виды транспорта. Виды профессий
- Путешествие по карте
- Стороны света. Рельефы местности. Природные ландшафты и их обитатели.
- Части света, их природные и культурные «метки»-символы
- Путешествие по «реке времени»
- Прошлое и настоящее человечества (историческое время) в «метках» материальной цивилизации (например, Египет - пирамиды). История жилища и благоустройства.
Технология проблемного обучения
- Существуют четыре уровня проблемности в обучении:
- 1. Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми.
- 2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).
- 3. Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.
- 4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения. (Исследовательский метод)
В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ.
- Портфолио имеет свою структуру, состоит из разделов. Ряд авторов предлагают собственную структуру и содержание портфолио ребенка дошкольного возраста. Так, И. Руденко предлагает примерное содержание этих разделов, которое заполняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника.
Технология «Портфолио дошкольника»
- Раздел 1 «Давайте познакомимся». В разделе помещается фотография ребенка, указываются его фамилия и имя, номер группы; можно ввести рубрику «Я люблю...» («Мне нравится...», «Обожаю, когда...»), в которой будут записаны ответы ребенка.
- Раздел 2 «Я расту!». В раздел вносятся антропометрические данные (в художественно-графическом исполнении): «Вот я какой!», «Как я расту», «Я вырос», «Я большой».
- Раздел 3 «Портрет моего ребенка». В разделе помещаются сочинения родителей о своем малыше.
- Раздел 4 «Я мечтаю...». В разделе фиксируются высказысвания самого ребенка на предложение продолжить фразы: «Я мечтаю о...», «Я бы хотел быть...», «Я жду, когда...», «Я вижу себя...», «Я хочу видеть себя...», «Мои любимые дела...»; ответы на вопросы: «Кем и каким я буду, когда вырасту?», «О чем я люблю думать?».
- Раздел 5 «Вот что я могу». В разделе помещаются образцы творчества ребенка (рисунки, рассказы, книги-самоделки).
- Раздел 6 «Мои достижения». В разделе фиксируются грамоты, дипломы (от различных организаций: детского сада, СМИ, проводящих конкурсы).
- Раздел 7 «Посоветуйте мне...». В разделе даются рекомендации родителям от воспитателей и всех специалистов, работающих с ребенком.
- Раздел 8 «Спрашивайте, родители!». В разделе родители формулируют свои вопросы к специалистам ДОУ.
ТРИЗ технология
Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ – технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом « Творчество во всем».
Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.
Технология разноуровневого обучения
- это педагогическая технология организации процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала. То есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А, Б, C, что дает возможность каждому воспитаннику овладевать учебным материалом на разном уровне, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого воспитанника.
Основу технологии разноуровневого обучения составляют:
- психолого-педагогическая диагностика воспитанника;
- сетевое планирование;
- разноуровневый дидактический материал.
Информационно-коммуникационные технологии
ИКТ в работе современного педагога
1. Подбор иллюстративного материала к НОД и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет; принтер, презентация).
2. Подбор дополнительного познавательного материала к НОД, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.
3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.
4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных деятельности с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.
Технология интегрированного обучения
- Интегрированная НОД отличается от традиционной использованием межпредметных связей, предусматривающих лишь эпизодическое включение материала других предметов.
- Интегрирование - соединяет знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом решается несколько задач развития. В форме интегрированной НОД лучше проводить обобщение материала, презентации тем, итоговые мероприятия.
Анна Кондратьева
Современные образовательные технологии в ДОУ
«Современные педагогические технологии в ДОУ » .
Сегодня мы поговорим о педагогических технологиях и их эффективном использовании в дошкольном учреждении. Сам термин «технология » - от греческого это искусство, мастерство, умение, совокупность приёмов и способов получения, обработки и переработки сырья , материалов. В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие «педагогическая технология » . Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачёв) .
Существует классификация педагогических технологий .
После введения ФГОС ДО в систему дошкольного образования образовательного процесса ; решать образовательные образовательной деятельности образования ; строить образовательные
Сегодня любое дошкольное учреждение в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на основе адекватных идей и технологий . Основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат» , поэтому современному воспитателю необходимо владеть целым арсеналом педагогических технологий , позволяющих стимулировать познавательную активность ребенка. Кроме этого педагог должен быть готов гибко реагировать на возникающие изменения в содержании образования , адаптировать его с учётом возникающих и постоянно меняющихся познавательных интересов детей.
Освоение педагогами новых - залог успешного развития личности ребенка.
Педагогическая технология - это такое построение деятельности воспитателя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата. Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости , притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает.
Исходя из вышеизложенного, назрела необходимость использования в работе спектра инновационных образовательных технологий . В своей профессиональной деятельности педагоги нашего доу используют следующие технологии :
1. Технология развивающего обучения (Д. Б. Эльконина В. В. Давыдова, направленная на развитие индивидуальных познавательных способностей каждого ребенка, на познание себя личностью, на самоопределение и самореализацию в процессе обучения;
2. Игровые технологии в ДОУ :
3. Педагогика сотрудничества (К. Д. Ушинский, Н. П. Пирогов, Л. Н. Толстой) ;
4. Технология ТРИЗ (Г. С. Альтшуллер, А. М. Страунинг, направленная на развитие творческих способностей;
5. Информационно-коммуникативные технологии ;
6. Здоровьесберегающие технологии (Н. Н. Ефименко) с целью укрепления здоровья детей;
7. При взаимодействии с детьми используются личностно – ориентированный подход (И. С. Якиманская) .
8. Технология проблемного обучения (Дж. Дьюи)
9. Технология проектной деятельности (Л. С. Киселёва, Т. А. Данилина)
Педагоги нашего ДОУ, комплексно решают задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, подготовки его к школе, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения . Сегодня мы остановимся на некоторых из них.
«Здоровьесберегающие технологии в ДОУ »
Период дошкольного детства наиболее важный в становлении личностных качеств, формирования основ физического, психического, интеллектуального и социального здоровья
В нашем ДОУ разработан комплекс мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку адекватных возрасту условий для развития и формирования полноценной личности, сохранения и укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни .
Федеральные государственные требования определили содержание и условия организации образовательного процесса для формирования общей культуры, развития физических, интеллектуальных и личностных качеств дошкольников, обеспечивающих их социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья, а также выделили содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей . Все эти задачи педагогам необходимо решать интегрировано, обеспечивая разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Такая интеграция возможна только при условии реального соединения в единое целое процессов обучения, воспитания и развития. В связи с этим актуальной становится интегрированное включение здоровьесберегающих технологий в образовательное пространство ДОУ .
Под здоровьесберегающими технологиями понимается совокупность педагогических, психологических и медицинских мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование осознанного и ценностного отношения к своему здоровью.
В нашем детском саду педагоги и специалисты используют в работе с детьми следующие технологии :
- Технологии сохранения и стимулирования здоровья :
динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая
- Технологии обучения здоровому образу жизни : Физкультурные занятия ритмика, биологическая обратная связь (БОС) .проблемно-игровые, коммуникативные игры, беседы из серии «Здоровье» , точечный самомассаж,
Коррекционные технологии : технологии развития эмоцоинально-волевой сферы, коррекция поведения, психогимнастика.
Задачи каждой из этих групп связаны с общими задачами здоровьесьерегающего образования в нашем детском саду.
Важное место в использовании технологий сохранения и стимулирования здоровья в нашем ДОУ отводится обучению дошкольников правильному дыханию.
В нашем учреждении специалистами и педагогами внедрены в систему физкультурно-оздоровительной работы методики, позволяющие обучать детей правильному носовому дыханию : парадоксальная гимнастика А. Н. Стрельниковой, звуковое дыхание М. Л. Лазарева, дыхательный тренинг по методу биологической обратной связи А . А. Сметанкина.
Различные атрибуты, используемые при выполнении дыхательных упражнений, также обеспечивают интеграцию в развитии дошкольников. Важность использования нетрадиционного материала : снежинок, ленточек, ярких трубочек, вертушек, и др. невозможно переоценить, т. к. ребенок дошкольного возраста характеризуется наглядно-образным мышлением . При использовании атрибутики дети получают массу впечатлений. Это благотворно влияет на их эмоциональный настрой, а также на весь организм в целом в воспитательно-образовательном и физкультурно-оздоровительном процессе. Разработанные педагогами учреждения комплексы дыхательной гимнастики включаются во все виды деятельности детей в режиме дня.
Большое внимание уделяется стопотерапии-профилактике плоскостопия и сохранении осанки. Использование различного нетрадиционного оборудования позволяет прививать интерес к выполнению данных упражнений. Для достижения положительного результата упражнения включаются во все режимные моменты. Использование дорожек здоровья,массажных ковриков,собирательных тренажеров и многого другого повышают эффективность таких упражнений.
В связи с ростом гиподинамии среди детей актуальным стал вопрос включения в оздоровительную работу методики игрового стретчинга.
Применяемая методика игрового стретчинга (или, по-другому, стрейчинга) направлена на активизацию защитных сил организма детей, овладение навыками совершенного управления своим телом и психоэнергетической саморегуляции, на развитие и высвобождение творческих и оздоровительных возможностей подсознания.
Методика игрового стретчинга основана на статичных растяжках мышц тела и суставно-связочного аппарата рук, ног, позвоночника, позволяющих предотвратить нарушения осанки и исправить ее, оказывающих глубокое оздоровительное воздействие на весь организм.
Движение – жизнь
Пора компьютеров настала,
Активно жить труднее стало.
И дети, словно старики
Несут до школы рюкзаки.
Движение – жизнь и красота,
Здоровый дух и цель ясна :
Беги от лени и болезней,
Спорт для здоровья – всех полезней.
Как научить, здоровым быть
И физкультуру полюбить?
А просто сделай что - то сам
И подари всё малышам.
В глазках блеск и звонкий смех –
Сколько радостей для всех.
Прыгать, бегать, в цель бросать –
Каждый хочет ловким стать.
Приходит вывод без сомнения :
«Здоровье – жизнь,
А жизнь – движение!».
"Использование игровых педагогических технологий в работе воспитателя детского сада. "
В настоящее время в образовательном процессе на первый план выдвигается идея саморазвития личности, ее готовности к самостоятельной деятельности. Меняются функции педагога. Теперь он организатор интеллектуального поиска, эмоционального переживания и практического действия. Для этого необходимо осваивать новые педагогические технологии , формирующие активную роль обучаемого.
Педагогические технологии обязательно должны развивать любознательность - основу познавательной активности; способность самостоятельно решать творческие (умственные, художественные) и другие задачи, позволяющие быть успешным в разных видах деятельности : творческое воображение как направление интеллектуального и личностного развития; коммуникативность - способность общаться со взрослыми и сверстниками; способность к рефлексии - как одно из главных личностных качеств; понимание и осознание себя (действий, поведения речи, чувств, состояний, способностей) .
После введения Ф ГТ в систему дошкольного образования воспитатель должен заниматься развитием ребенка, основываясь на комплексно- тематическом принципе построения образовательного процесса ; решать образовательные задачи не только в рамках непосредственно образовательной деятельности , но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования ; строить образовательные процессы на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Освоение педагогами новых технологий в дошкольном образовании - залог успешного решения проблемы, развития личности ребенка.
Целью игровых технологий является решение ряда задач : дидактических, развивающих, воспитывающих, социализирующих.
Игровые технологии широко применяются в дошкольном возрасте, так как игра является ведущей деятельностью в этот период. В развитии детей дошкольного возраста используются развивающие игровые технологии Б . П. Никитина, В. В. Воскобовича, Кьюзенера, Дьенеша.
Технология развивающих игр Б . П. Никитина.
Программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр. В своих книгах он предлагает развивающие игры с кубиками, кирпичиками, рамками и вкладышами Монтессори, планами и картами, квадратами, наборами «Угадай-ка» , и т. д. Задачи даются ребенку в различной форме : в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертежа и т. п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.
Достаточно ли игр и игрушек у нас в группе? Вполне : мягкие, пластмассовые, с атрибуты сюжетно-ролевых игр; различные конструкторы, пирамидки, застежки и шнуровки; игры дидактические и игры развивающие, игры, игры, игры. Много и разные, все они направлены только на то, чтобы маленький человечек рос и развивался.
Так что, все в порядке : каждый ребенок находит для себя достойное его занятие. Но многообразие игр не исключает того, что каждая игрушка и игра выполняет ограниченное число функций (чаще всего 2 – 3) .
Но есть одна игра, о которой следует сказать подробнее и именно из-за ее универсальности и простоты одновременно – это комплекс, содержащий набор геометрических фигур, каждая из которых может быть охарактеризована четырьмя свойствами : цветом, формой, размером и толщиной – причем в полном комплекте все эти четыре признака полностью описывают конкретную фигуру. Тонкий, большой, красный круг – лишь один, другого такого нет.
Это логические блоки Дьенеша.
Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. Игры с блоками Дьенеша доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом и размером объектов, с математическими представлениями. Я использую их в своей работе уже лет 7, выпустила группу детей в обучении которых использовала логические блоки и их эталоны.
Что такое блоки Дьенеша?
Блоки Дьенеша – универсальная развивающая игра.
Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур :
а)четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники) ;
б)трех цветов (красные, синие и желтые фигуры) ;
в)двух размеров (большие и маленькие фигуры) ;
г)двух видов толщины (толстые и тонкие фигуры) .
Самое интересное, что в наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками : формой, цветом, размером, толщиной.
Что развивают блоки Дьенеша?
Блоки развивают у детей логическое и аналитическое мышление (анализ, сравнение, классификация, обобщение, творческие способности, а также - восприятие, память, внимание и воображение . Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия (группирует по признаку, выкладывает ряды по заданному алгоритму) .
С какого возраста можно играть с блоками?
Блоки Дьенеша предназначены для детей от трех до 10 лет. На практике можно давать блоки детям от 2 х. лет. Используя альбом для самых маленьких.
Для начала, я знакомлю детей с блоками. Выкладываю перед ними набор и даю детям поиграть с деталями : потрогать, перебрать, подержать в руках.
1. Найди все фигуры такого же цвета (не такого же цвета, как эта (покажите, например жёлтую фигуру) . Затем можно попросить ребёнка показать все блоки треугольной формы (или все большие фигуры и т. д.) .
2. Дай мишке все синие фигуры, зайчику- жёлтые, а мышке – красные; затем распределяем фигуры по размеру, форме, толщине.
3. Какая эта фигура по цвету (форме, размеру, толщине?
4. Перед ребенком выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.
5. Все фигурки складываются в мешок. Попросите ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые) . Также можно все фигурки охарактеризовать по одному или нескольким признакам. Либо называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка.
6. Выложите три фигуры. Ребенку нужно догадаться, какая из них лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине) .
7. Найди такие же фигурки по цвету, но не такие по форме или такие же по форме, но не такие по цвету.
8. Продолжи цепочку, чередуя блоки по цвету : красный, желтый, красный, желтый (можно чередовать по форме, размеру и толщине) .
9. Выкладываем цепочку, чтобы рядом не было фигур одинаковых по форме и цвету (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и цвету и т. д.) . Также можно выкладывать фигуры так, чтобы каждая отличалась друг от друга цветом, формой, размером
10. Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т. д. Или выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета) .
Я привела только минимум игр с этими блоками, на самом деле игр очень большое количество. Блоки использую как на занятиях, так и в индивидуальной работе с детьми.
В. Воскобович и его «Сказочные лабиринты» .
Вячеслав Воскобович – изобретатель, который придумал более 50 пособий для развития умственных и творческих способностей ребенка. Во время перестройки разыскивая по магазинам какие нибудь развивающие игрушки для своих двух детей и не найдя ничего подходящего, он решил сам придумать и смастерить игру. Бил и колотил все вручную. Копировать чужое не стал, и потому его новые игры вызвали такой интерес. Первые разработки Воскобовича носили конструктивный характер – это был поиск какой - то изюминки. Понимая, что задания и упражнения не так интересны детям как игра, подошел к делу творчески и соединил свои идеи с игровыми моментами.
Его игры учат моделировать, соотносить целое с его частью, развивают мышление, память, внимание, творческую жилку. Вячеслав Вадимович не просто внес вклад в альтернативную педагогику, а создал новую эпоху развивающих игр. Сейчас создано большое количество детских учреждений, которые работают по его технологии .
Что отличает игры Воскобовича от всех остальных?
Развивающие игры Воскобовича имеют ряд особенностей :
1. Широкий возрастной диапазон участников игр.
С одной и той же игрой могут заниматься дети и 3, и 7 лет, и школьники, т. к. к простому физическому манипулированию присоединяется система постоянно усложняющихся развивающих вопросов и познавательных заданий.
2. Многофункциональность игр.
Можно решать большое количество образовательных задач Незаметно для себя малыш осваивает цифры и буквы, запоминает цвет и форму, учится считать, ориентироваться в пространстве, тренирует мелкую моторику, совершенствует речь, внимание, память, воображение .
3. Вариативность игровых заданий и упражнений.
К каждой игре разработано большое количество разнообразных игровых заданий и упражнений, направленных на решение одной образовательной задачи .
4. Творческий потенциал каждой игры.
Развивающие игры дают возможность придумывать и воплощать задуманное в действительность и детям и взрослым.
Технология решает следующие задачи :
Развитие у ребёнка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое.
Развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности.
Развитие воображения , креативности мышления (умения гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения).
Гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально – образного и логического начал .
Формирование базисных представлений (об окружающем мире, математических, речевых умений.
Построение педагогического процесса, способствующего интеллектуально-творческому развитию детей в игре.
По решаемым образовательным задачам все игры Воскобовича можно условно разделить на 3 группы :
Игры, направленные на логико-математическое развитие.
Целью этих игр является развитие мыслительных операций, а игровыми действиями - манипулирование цифрами, геометрическими фигурами, свойствами предметов.
Игры с буквами, звуками, слогами и словами.
В этих играх ребёнок решает логические задачи с буквами, составляет слоги и слова, занимается словотворчеством.
Универсальные игровые обучающие средства. Они могут быть материалом для игр и дидактическими пособиями. Игровые обучающие средства создают комфортные условия для работы педагога и доставляют удовольствие детям.
Для организации игр можно использовать сказки-методики Фиолетового леса или адаптировать известные сказки. Задания ставит не взрослый, а сказочный персонаж. Сюжет может включать одну игру или комбинировать несколько знакомых игр. Игры Воскобовича можно использовать в совместной, самостоятельной деятельности, а также интегрировать с другими видами деятельности. Обучающая задача ставится в игровой форме. В ситуации развивающей игры возникает внутренняя необходимость приобретения новых знаний и способов действий.
В развивающих играх (в этом и заключается их главная особенность) удается соединить один из основных принципов обучения – от простого к сложному – с очень важным принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей.
Развивающие технологии использую в своей работе давно, выпустила группу детей, в обучении которых использовала логические блоки и их эталоны, развивающие игры Б. П. Никитина, В. В. Воскобовича. Развивающие игры не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества.
"Музыкотерапия в детском саду. "
Сегодня отмечается резкий рост числа детей с разными формами формами нарушений психоэмоциональной сферы. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети меньше общаются со взрослыми, сверстниками, а ведь именно общение обогощает чувственную сферу.
Изучив методическую литературу, мы сделали вывод, что общение с музыкой детям также очень необходимо.
Музыкотерапия-одно из самых перспективных направлений в жизни ДОУ. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности, дает возможность применения музыки в качестве средства, обеспечивающего гармонизацию состояния ребенка, снятия напряжения, утомления, повышения эмоционального тонуса.
В нашем детском саду мы слушаем музыку в течении всего дня. Это не значит, что она звучит непрерывно. Музыка прослушивается дозировано в зависимости времени суток, вида деятельности, настроения.
Утром включаем солнечную, мажорную классическую музыку., добрые песни с хорошим текстом.
Для расслабления, снятия напряжения, приятного погружения в дневной сон- спокойную мелодичную классическую и современную релаксирующую музыку, звуки природы, шум моря.
Дети на подсознательном уровне успокаиваются и расслабляются.
Пробуждению помогает тихая нежная легкая радостная музыка.
Детям легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности.
Различают активную (двигательные импровизации под соответствующий характер музыки) и пассивную (прослушивание успокаивающей мелодии или как фон музыкальный)
Слушание правильно подобранной музыки с выполнением психогимнастических этюдов повышает иммунитет детей, снижает напряжение и раздражительность, головную боль, восстанавливает спокойное дыхание, способствует оздоровлению, улучшению самочувствия, поднятию настроения.
Как уменьшить чувство тревоги и неуверенности?
В этом вам помогут мажорные мелодии, темпа нижесреднего. Хорошее воздействие могут оказать этнические композиции и классика : Шопен "Мазурка", Штраус "Вальсы", Рубинштейн "Мелодии".
Как уменьшить нервное возбуждение?
Гиперактивным детям полезно часто и подолгу слушать спокойную тихую музыку. Бах "Контата 2", Бетховен "Лунная соната" и др.
Хотите спокойствия?
Расслабляющим дествием обладают звуки флейты, игра на скрипке и фортепиано. Успокаивающий эффект носят звуки природы.
Классика : произведения Вивальди, Шуберт "Аве Мария", Брамс "Колыбельная".
Для уменьшения агрессивности и непослушания.
Классика : Бах "Итальянский концерт", Моцарт "Симфония №40", Гайдн "Прощальная симфония"