Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации. Развитие общественных коммуникативных систем: основные понятия и типы Соколов а в социальные коммуникации
n1.doc
Материалы, размещенные в телекоммуникационной библиотеке и представленные в виде цитат,допускается использовать исключительно в образовательных целях.
Запрещается тиражирование информационных ресурсов с целью извлечения коммерческой выгоды, а также иное их использование в нарушение соответствующих положений действующего законодательства по защите авторских прав.
УДК 316.48(075.8)
ББК 60.5я73
С59
Рецензенты:
кафедра философии и политологии
Нижегородского государственного
архитектурно-строительного университета
(зав. кафедрой д-р филос. наук Л.А. Зеленое)
И д-р филос. наук Л.А.
Никитич
Главный редактор издательства Н.Д.
Эриашвили
Соколов С.В.
Социальная конфликтология: Учеб. пособие для вузов. –
С59 М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 327 с.
ISBN 5-238-00242-4
Рассматриваются природа и классификация социальных конфликтов. Социальные конфликты анализируются со стороны социальных
противоречий.
Общие конфликтологические понятия исследованы в историческом контексте, наполнены жизнью во всей ее сложности. Дан обстоятельный анализ основных социально-экономических, социально-политических и национально-идеологических конфликтов России
в
XX
веке.
Для студентов и преподавателей высших учебных заведений, а также широкого круга читателей
ББК 60.5я73
ISBN 5-238-00242-4
©
С.В. Соколов, 2001
© ООО "ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ-ДАНА", 2001.
Воспроизведение всей книги или любой ее части
Запрещается без письменного разрешения
Издательства
От автора
Учебное пособие «Социальная конфликтология» дает представление о природе, структуре, развитии, классификации социальных конфликтов. В советском обществе социальные конфликты считались недопустимыми. Их отсутствие трактовалось как важнейшее достижение по сравнению с капиталистическими странами. Социальные конфликты в нашей стране пресекались на корню с помощью тотального насилия и загонялись во внутрь общества. Все несогласные с советской властью сидели в ГУЛАГе. Когда некоторые поднимались против советского строя, то их выступления жестоко подавлялись. Так было в Венгрии в 1956 и Чехословакии в 1968 годах.
Социальные конфликты как сторона социальных противоречий являются естественным явлением. Их ликвидация рано или поздно приводит к застою и деградации обществ, как произошло во всех странах социализма. Поэтому социальные конфликты нужно изучать, прогнозировать и использовать для нормального (эволюционного, а не революционного) развития стран. В противном случае страна окажется, как регулярно происходит с Россией, в состоянии застоя, а затем революционного взрыва. Последний состоялся в 1991 г. Социальные конфликты потрясают демократическое общество снизу доверху, стимулируя его развитие. Понимание социальных конфликтов и способов управления ими – важная задача демократического общества.
Недостатком многих российских учебников по общественным наукам является оторванность от российского опыта. В предлагаемом учебном пособии сделана попытка устранить этот недостаток – российская тема присутствует постоянно. Проанализированы наиболее фундаментальные социальные конфликты, оказавшие и оказывающие влияние на ход развития России. Это позволяет читателям, с одной стороны, применить свои знания к конкретному российскому материалу, а с другой стороны, – увидеть социальные конфликты в гуще исторических событий.
Сергей Васильевич Соколов
доктор философских наук, профессор Нижегородского коммерческого института.
Потребности и образ жизни (Рига, 1987),
Социальная конфликтология (Нижний Новгород, 1988),
Социальная философия (Нижний Новгород, 2001) и др.
I. КОНФЛИКТОЛОГИЯ КАК НАУКА
Глава 1 Конфликтология и ее роль в обществе
1.1. Что изучает конфликтология?
Конфликтология (от лат. conflictus – столкновение, столкновение противоположных интересов, взглядов; серьезное разногласие, острый спор и греч. logos – учение) – наука о конфликтах. Эти конфликты возникают: 1) внутри субъектов между разными психическими состояниями (потребностями, интересами, нормами, ценностями), 2) между разными людьми с одинаковыми или разными психическими состояниями, 3) между социальными субъектами: социальными общностями (производственными, экономическими и т.п.), социальными институтами (семья, школа, транспорт и т.п.), социальными организациями (государство, политические партии, профсоюзы и т.п.), нациями, странами, цивилизациями и т.п.
В зависимости от характера сторон конфликта конфликтология включает несколько относительно самостоятельных, но тесно взаимосвязанных уровней: 1) внутриличностный, 2) межличностный, 3) социальный, 4) международный. Международная конфликтология может рассматриваться как разновидность социальной. В зарубежной и отечественной конфликтологии в большей мере присутствуют первые два типа конфликтологии, носящие преимущественно психологический характер.
Предлагаемое читателям учебное пособие анализирует социальные конфликты, которые существенно отличны от конфликтов внутриличностных и межличностных. Поэтому употребление терминов «конфликт» и «социальный конфликт» исходит из данного различия.
Предметом изучения конфликтологии являются следующие вопросы:
Конфликты как стороны общественных противоречий;
Стороны конфликтов (чувства, идеи, ценности; индивиды с разными интересами; социальные институты; социальные общности; национальные общности и т.п.);
Конфликты как процессы, имеющие определенную структуру и условия протекания (становление, развертывание, разрешение, предупреждение);
Конфликтные ситуации, социальные напряженности, социальные депривации;
Причины, условия, поводы конфликтов;
Основные типы предметных конфликтов в обществе (экологические, экономические, политические, юридические и т.п.);
Основные типы субъектных конфликтов в обществе (институциональные, формационные, цивилизационные и т.п.);
Прогнозирование, предупреждение, разрешение конфликтов и т.п.
Жизнь людей и общества представляет бесконечную цепь конфликтов, сопровождающихся психологическими стрессами, значительным ущербом – материальным, культурным, человеческим. Вспомние схватки Геракла, бесконечные войны, которыми полна история стран и народов. Люди давно пытались прогнозировать конфликты, бороться с ними, понять причины их образования и научиться управлять ими. Поэтому конфликтологические знания возникли в глубокой древности и были составной частью трудов Платона, Аристотеля, Фомы Аквинского, позже – Макиавелли и др. Предметом изучения конфликтологии были военные, экономические, политические конфликты.
До индустриальной эпохи, создания ядерного оружия, экологического кризиса, превращения мира в единый хозяйственный, информационный, политический организм конфликты имели локальное значение, т.е., возникая в определенной части мира и населения, не касались других частей мира и людей. В эпоху глобализации человеческой жизни многие конфликты прибрели глобальное значение, т.е. конфликт, возникший в одной части мира, сказывается на других частях мира. Это относится и к войнам, и к болезням (СПИД), и к экологическому кризису, и т.п. Поэтому возникла необходимость научного подхода к конфликтам во многих странах, что стимулировало развитие науки конфликтологии.
Передовые страны мира характеризуются буржуазно-социалистическим строем (формацией)*, в котором гражданская сфера** оказывает большое влияние на остальные сферы: географическую, демографическую, производственную, экономическую, социальную, политическую, духовную. В либерально-капиталистических (США, Канада и др.) и буржуазно-социалистических (Германия, Япония и др.) странах возникла объективная необходимость и возможность предотвращения случайных и смягчения необходимых социальных конфликтов: демократия – это перманентный конфликт. В США, Швеции, Германии, Франции, Японии и других странах конфликтология получила значительное развитие. Она позволяет прогнозировать, предупреждать и не доводить конфликты до стадии развертывания.
* Буржуазно-социалистическая формация общества характеризуется: 1) многообразием форм собственности и рыночной экономикой; 2) правовым государством; 3) развитой гражданской сферой; 4) развитой политической, правовой, моральной культурой и активностью среднего класса, составляющего большую часть населения. К странам с гражданским обществом можно отнести Швецию. Сингапур и др.
** Гражданская сфера – это сфера массовых движений, партий, группировок по убеждениям и другим признакам. Они добиваются децентрализации государственной власти, передачи ее самоуправлению, осуществляют контроль за государственной властью, а также взаимодействие большинства и меньшинства в обществе на основе бесконфликтного, по возможности, согласования их позиций.
В странах тоталитарных (СССР, Китай и др.) конфликтология была не нужна или была секретным знанием, которое использовалось власть имущими для разжигания искусственных и тушения опасных для власти конфликтов. Например, борьба с «врагами народа» в СССР при Сталине была искусственно развернутым конфликтом, позволяющим держать общество в напряжении, сохранять высокую социальную мобильность, укреплять власть большевиков. Сейчас Россия находится в состоянии государственного, информационного, цивилизационного и геополитического кризиса, сопровождающегося множеством конфликтов: демографического, технологического, экономического, социального, политического, межнационального, духовного и т.п. Это и поставило в повестку дня развитие конфликтологии в нашей стране.
Темпы развития обществ в конце XX в. значительно ускорились. Человечество, его передовые страны, вступает в постиндустриальную цивилизацию. Увеличилось качество, число и интенсивность конфликтов, которые сопровождают периоды общественного развития, трансформации, модернизации. Это особенно характерно для стран, осуществляющих переход от пролетарского социализма к буржуазному социализму (демократическому капитализму), в частности, СССР. Конфликты подрывают стабильность общества, его основных сфер, ухудшают качество жизни людей.
Сложность проблемы заключается в том, что конфликты одновременно являются источником общественного прогресса Без них развитие невозможно. В связи с этим задача руководителей заключается в том, чтобы, с одной стороны, не доводить эти естественные конфликты до стадии развертывания, а с другой стороны, не допускать случайных конфликтов.
Случайными являются такие конфликты, которые вызваны психологическим состоянием противоборствующих сторон, их амбициями, неверной интерпретацией обстоятельств, таких конфликтов можно было бы избежать. Таковым, в частности, является первая чеченская война, начатая Ельциным и Дудаевым. Когда социальные конфликты долго не разрешаются и обострены до предела, как происходит в постсоветской России, существует опасность социального взрыва.
Не случайно именно сейчас в нашей стране наблюдается всплеск конфликтологических исследований.
В июне 1991 г. в Москве состоялся «круглый стол» по социальным конфликтам под эгидой Института социологии АН СССР. Рассмотрению подверглись методологические, типологические, социально-психологические и другие аспекты конфликтологии. Они дали толчок развитию этой науки в стране. В феврале 1992 г. был создан Центр конфликтологии, приоритетными направлениями деятельности которого были признаны разработка теории конфликтологии, а также теоретические основы деятельности конфликтологических экспертно-консультационных служб; координация конфликтологических исследований в академических институтах; пропаганда и распространение достижений отечественной и зарубежной конфликтологии и т.п. С тех пор конфликтология стала учебным предметом многих вузов России.
1.2. Методы конфликтологии
Метод конфликтологии как науки о конфликтах является, с одной стороны, общим для социального познания в целом, а с другой стороны, зависимым от специфики конфликтологии как науки (рис. 1.1). Он представляет собой: 1)
способ получения, обоснования и построения конфликтологического знания, включающий в себя совокупность принципов, категорий и приемов; 2)
возможность его использования в практике прогнозирования, предупреждения, диагностики и разрешения конфликтов, т.е. носит алгоритмический характер, представляет собой систему приемов анализа и разрешения конфликтов. Очевидно, что эти приемы существенно различны при анализе внутриличностных, межличностных и социальных конфликтов.
Социальная
конфликтология
как одна из конфликтологических наук изучает конфликты социальных субъектов: социальных общностей (классов, стратов, групп и т.п.), социальных институтов (семья, армия, система образования, государство, церковь, политические партии и т.п.), исторических общностей, обществ и цивилизаций.
Рис. 1.1. Методы конфликтологии
Давая такое определение социальным конфликтам и изучающей их науке, мы отграничиваем их от конфликтов внутршшчностных
и межличностных,
которые анализируются преимущественно психологией и связанными с ней науками и изучаются внутриличностной и межличностной конфликтологией.
Наряду с общими для всей конфликтологии методами познания она имеет некоторые специфичные методы.
1 . Социальный конфликт представляет собой сторону социального противоречия. При такой трактовке конфликтология выступает в качестве приложения теории социальной диалектики. Важнейшим методологическим принципом изучения социальных конфликтов является закон единства и борьбы противоположностей. В философской литературе развитие противоречия включает в себя тождество – различие – противоположность – противоречие – основание, как и у Гегеля. На первом этапе противоречия данная вещь тождественна сама себе (например, зерно во время посадки). На этапе различия в ней появляется отличие от своего предыдущего состояния, происходит самоотрицание (например, зерно прорастает). На третьем этапе вещь превращается в свою противоположность (например, возникает стебель). И на четвертом этапе происходит отрицание отрицания – вещь возвращается в исходное положение, но на новой основе (например, из стебля возникает колос).
Для исследования социального конфликта такое понимание противоречия не подходит и требует соответствующей модификации. Его можно рассматривать как становление – развертывание – разрешение противоречия. В таком виде оно становится важнейшим методологическим основанием анализа социальных противоречий, преодолевая ограниченность гегелевского подхода (см. об этом ниже). С этой точки зрения конфликтология может рассматриваться «как теория разрешения социальных противоречий» (Е.И. Степанов).
2 . Вследствие того, что социальные противоречия являются неотъемлемой характеристикой социального развития и внутренним его источником, социальные конфликты представляют нормальное явление общественной жизни. Это позволяет отказаться от советской теории бесконфликтности социалистического общества как высшей ступени развития человечества. Социальные противоречия и соответствующие им социальные конфликты были, есть и будут. Задача конфликтологии заключается в теоретическом анализе условий и практических рекомендаций, ведущих к снятию противоречий и конфликтов между социальными субъектами. Это выдвигает на первые роли не только «борьбу противоположностей», но и их «единство», которое в марксистско-ленинской диалектике ставилось в подчиненное борьбе противоположностей положение.
3
. Методологической основой социальной конфликтологии является теория
деятельности.
Согласно ей деятельность данного субъекта а)
побуждается определенными потребностями и интересами и б)
направлена на какие-то предметы (вещи, деньги, знания, статус и т.п.), которые ему нужны. Но в процессе этой деятельности субъект вынужден в)
вступать в отношения (связи) с другими людьми. В результате он сам того не желая (или желая) оказывается в конфликтных отношениях с другими субъектами, претендующими на те же предметы и имеющими поэтому разные потребности и интересы. Поэтому социальные конфликты различаются своими субъектами, интересами, видами деятельности, предметами: производственными, экономическими, политическими, духовными и т.п.
Субъектно-деятельностный
подход
помогает выделить в качестве важнейших элементов социального конфликта и проанализировать в определенной системе потребности, интересы, цели, мотивы и субъективные явления, играющие в конфликтологии огромную роль.
В этом случае обращается внимание не только на объективные (предметные) условия конфликтов, но и на их субъективные составляющие. В условиях демократизации России, когда субъективные составляющие деятельности людей приобретают главенствующее значение для разрешения и предупреждения конфликтов, субъектно-деятельностный подход становится определяющим.
Социальный конфликт с точки зрения субъектно-деятельностного подхода – это процесс реализации потребностей и интересов социального субъекта и одновременно процесс самоутверждения и самоопределения его в определенной социальной среде, имеющей конкретно-исторический характер.
В этом плане социальный
конфликт
представляет собой противоборство социальных субъектов в процессе реализации своих интересов и самоутверждения в социальной среде.
4. Принцип
историзма,
согласно которому социальные конфликты изучаются, с одной стороны, в определенных конкретно-исторических условиях, а с другой стороны, их изучение происходит исторически, т.е. исследуются изменения в характере социальных конфликтов на протяжении истории. Очевидно, что историзм изучения социальных конфликтов неразрывно связан с историзмом социальных противоречий, стороной которых они выступают. Историзм позволяет осуществить сравнительно-исторический анализ социальных конфликтов, показать их различие и сходство в разные исторические эпохи и в разных общественных формациях, выделить прогрессивность и регрессивность в их развитии и в целом извлечь уроки из прошлого опыта возникновения и разрешения социальных конфликтов. Для России это связано с противоречиями и конфликтами в досоветском, советском и постсоветском обществах. Исторический подход позволяет выявить внутреннюю динамику, определить уровень и направление развития социальных конфликтов. Развитие России связано с увеличением количества и типа социальных конфликтов, преодолением агрессивности и групповой разобщенности россиян, воспитанием толерантности.
5. Метод аналогий, при котором знание, полученное при изучении какого-нибудь конфликта, выступающего в данном случае известной моделью, переносится на другой конфликт, который только начинает развиваться. Например, конфликты постелыданской России сейчас анализируются по аналогии с подобными же конфликтами в бонапартистской Франции, веймарской Германии, нэпом в России и т.п. По отношению к новым конфликтам метод аналогий носит правдоподобный и вероятностный (гипотетический) характер.
1.3. Конфликтология и другие науки
Конфликтология представляет собой междисциплинарную науку, находящуюся на стыке философских, человековедческих, обществоведческих наук. Но связь этих многочисленных наук с разными конфликтологиями различна.
Прежде всего, конфликтология тесно связана с диалектикой как частью философии. Конфликт является стороной противоречий, поэтому конфликтология опирается на теорию противоречия, разработанную в идеалистической и материалистической, в частности, диалектико-материалистической (марксистско-ленинской) философии. Использование понятий противоречия, единства и борьбы противоположностей, разрешения противоречия, типологии противоречий позволяет рассматривать конфликтологию как форму конкретизации диалектики к человековедческим, обществоведческим и культурологическим проблемам.
Применение диалектики к проблемам конфликтологии способствует обогащению самой диалектики, закона единства и борьбы противоположностей, позволяя более основательно представить себе отличие и роль «единства противоположностей» и «борьбы противоположностей», а также их взаимосвязь в процессе развития социальных противоречий. Конфликтологический подход к социальным противоречиям позволяет акцентировать внимание на их субъектности, что в значительной мере отсутствовало в марксистско-ленинском подходе к ним. Социальные субъекты имеют несовпадающие (разные или противоположные) потребности, интересы, установки, убеждения. Значит, путем влияния и изменения потребностей, интересов, установок, убеждений можно предупреждать, смягчать, урегулировать и разрешать социальные конфликты, потрясающие общество. Именно на это должны быть направлены усилия общества, на воспитание толерантности в отношениях между людьми. Историю делают не объективные законы, а субъекты, наделенные интересами, волей, мировоззрением и могущие ее (историю) направлять по своему усмотрению.
Все конфликты в зависимости от сторон, в них участвующих, можно разделить на 1) внугриличностные, 2) межличностные, 3) социальные и 4) международные. Исходя из этого конфликтологию можно представить в виде системы наук (рис. 1.2).
Очевидно, что эти конфликтологические науки связаны с разными науками.
Внутршшчностная конфликтология связана преимущественно с психологическими науками и ориентирована на конфликт потребностей, интересов, ценностей, психических состояний личности*.
* См., например: Джанни
Г.
Скотт
Способы разрешения конфликтов. Киев: ГИИМ, 1991. Вып. 2.
Тем самым она приближается к психотерапии, психиатрии, экстрасенсотерапии и т.п.
Рис. 1.2. Взаимосвязь конфликтологии и других наук
Межличностная
конфликтология
помимо психологии связана с социальной психологией, социологией, историей. На межличностные конфликты влияют конкретно-исторические условия жизнедеятельности людей.
Социальная конфликтология тесно связана с социологией, социальной философией, политологией, культурологией и другими науками. Социально-факторная (внутриформационная) конфликтология (между производственными силами и производственными отношениями, между базисом и надстройкой и т.п.) может рассматриваться и как самостоятельная конфликтология, и как часть социальной конфликтологии.
В то же время, изучая внутриличностные, межличностные, социальные конфликты, нельзя не учитывать влияние на каждый из них психологии, социологии, экономики и других наук. Поэтому можно исследовать психологию конфликта, социологию конфликта, политологию конфликта, культурологию конфликта и т.п. Отсюда вытекает связь разных частей конфликтологии с психологией, социальной психологией, социологией, юриспруденцией, политологией и другими науками. Но в этом случае четкое разграничение внутриличностных, межличностных, социальных конфликтов во многом исчезает: различие между ними расплывается.
Например, психология конфликта изучает: 1) внутриличностные конфликты, возникающие между разными эмоциями, интересами, потребностями и т.п. данной личности; 2) межличностные конфликты со стороны их бессознательных влечений, воли, внимания, интеллекта и иных психических качеств участников конфликта; 3) социальные конфликты со стороны проявления в них бессознательных влечений, воли, внимания, интеллекта и т.п. Психология конфликта требует хорошего знания многих психологических проблем теории личности, ее структуры, мотивационной составляющей, психических процессов, типологии личности, волевых, эмоциональных, бессознательных процессов. Например, психология чеченского конфликта невозможна без знания характера, ментальное™, мировоззрения Ельцина и Дудаева, чеченцев и русских в то время.
Социология конфликта изучает конфликты (внутриличностные, межличностные и социальные) со стороны социальной обусловленности потребностей, интересов, влечений субъектов, а также соответствующих конфликтных действий, отвечающих природе данного субъекта. Здесь конфликтология тесно связана с социологией, политологией, политикой, экономикой и другими науками*. В отличие от психологии конфликта социология конфликта более социологична, т.е. связана с социологией, историей, политологии и другими науками. Например, социология чеченского конфликта включает в себя анализ политических элит, социальных институтов, классов, в нем участвующих.
* См.: Здравомыслов
А.Г.
Социология конфликта. – М: Аспект Пресс, 1995.
Культурология
конфликта
(и культурологические конфликты) изучает конфликты между разными субъектами, индивидами (учеными, религиозными деятелями, идеологами, культурологами и т.п.), социальными общностями (классами, стратами, нациями и т.п.), социальными институтами (семьями, системами образования и т.п.) и социальными организациями (государствами, политическими партиями, церквами и т.п. со своей духовно-культурной стороны). Предметом культурологического анализа конфликтов становятся идеи (религиозные и светские), традиции и обычаи, вера и убеждения. Культурология конфликта выявляет влияние духовной культуры и цивилизации на внутриличностные, межличностные и социальные конфликты. Например, культурологический анализ Чеченской войны обнаруживает, что это конфликт двух мировоззрений – родоплеменного с чеченской стороны и индустриально-социалистического с российской стороны.
Разновидностью социальных конфликтов являются конфликты экономические, политические, межнациональные и т.п., когда социальные субъекты выступают преимущественно со стороны экономической, политической, национальной и т.п. Поэтому социальная конфликтология тесно связана политэкономией, политологией, этнологией и другими науками. В этих конфликтах, с одной стороны, проявляются общие закономерности социальных конфликтов, а с другой стороны, появляется специфика. Она связана и с особенностями экономического, политического, национального и других субъектов и их развития в соответствующих сферах – экономической, политической, этнической, национальной. Не случайно разделы об экономических, политических, духовных конфликтах содержатся в соответствующих науках и учебных пособиях.
1.4. Функции конфликтологии в обществе
Познавательная функцияВажнейшей функцией конфликтологии является познавательная. Прежде всего, она состоит в изучении конфликтов, их классификации, способов разрешения и предупреждения. Познавательная функция заключается и в разработке конфликтологической теории, которая до сих пор во многом отсутствует и в которой нуждается российское общество. Разработка теории включает в себя выявление сущности основных категорий и понятий конфликтологии, таких, как конфликт, социальная напряженность, конфликтная ситуация и др., а также приведение их в определенную систему, построенную на основе каких-то принципов. Например, в этом учебном пособии социальная конфликтология строится на основе теории социальных противоречий. Эта функция состоит в определении предмета конфликтологии, ее методологии, места среди других обществоведческих наук. Познавательная функция выражается в приросте знаний о социальных конфликтах, их предметах, субъектах, характере влияния на общественные процессы и т.п.
Диагностическая функция
Диагностическая функция конфликтологии состоит в анализе конфликтной ситуации, социальной напряженности, субъектов конфликта, их причин и стадии развития, определении способов и планов их урегулирования. Демократизация России характеризуется возрастанием качества, числа и интенсивности конфликтов. Это обусловлено тем, что Россия представляет собой общество переходного периода от пролетарского социализма к демократическому капитализму. В такие периоды велика роль политики (и политиков), которая представляет сферу провоцирования и разрешения конфликтов. Это хорошо видно на примере взаимоотношений президентской, правительственной, парламентской ветвей власти в России. Такие конфликты, с одной стороны, выступают источником развития России, а с другой стороны, сопровождаются материальными, психологическими и человеческими жертвами, многих из которых можно избежать.
Диагностическая функция конфликтологии позволяет проанализировать
причины возникновения конфликтов в различных обществах (Карабах, Чечня, Приднестровье и т.п.), понять причины конфликтных ситуаций, их основные типы, психологические, идеологические, экономические и другие параметры, соотношение типов конфликтов и средств их урегулирования и т.п. Она включает в себя также постоянный конфликтологический
мониторинг
основных общественных процессов, отслеживания того, как зарождаются и развертываются конфликтные ситуации, социальная напряженность и социальные конфликты, предлагая на этой основе адекватные управленческие решения. Все это помогает предотвратить развертывание социальных конфликтов и их эскалацию и выступает важным средством демократизации общества, воспитания в людях толерантности, а не агрессивности.
Прогностическая функция
Прогностическая функция конфликтологии выражается в выработке обоснованных прогнозов развития социальных противоречий и конфликтных процессов в будущем. Она включает в себя анализ тенденций развития основных социальных субъектов (социальных общностей, институтов, обществ), возможных предметов конфликта, динамики интересов и т.п. Для этого нужно достаточно глубоко знать, каковы основные тенденции развития общества на данном этапе, его отдельных сфер и главных социальных субъектов. Это дается реализацией познавательной и контрольной функций конфликтологии. Результатом прогностической функции конфликтологии является конфликтологический
прогноз,
в котором излагаются возможные сценарии развития данного конфликта, его участники, возможность эскалации, время и средства его урегулирования, социальные последствия, цена конфликта. Такой прогноз может остановить противоборствующие стороны от конфликта.
Идеологическая функция
Идеологическая* функция конфликтологии выражается в том, что конфликтология может использоваться в интересах какой-нибудь правящей элиты, социальной общности (группы, класса, страта), нации. Тем самым она приобретет корпоративное, классовое, национальное содержание. Оно выражается в выгодном для этого субъекта понимании причин социального конфликта, перспектив развития общества и т.п. Правящая элита часто использует конфликтологию для манипулирования поведением людей, разжигая конфликты «на ровном месте», «не замечая» назревших конфликтов или находя виновников этих конфликтов в других силах. Так поступал Сталин, развязывая борьбу против несуществующих «врагов народа», которых обвиняли в преступлениях против сталинского режима, сваливая на них вину и за коллективизацию, и за поражение в первые годы войны, и т.п. Сейчас, когда постсоветская Россия определяется с национальной идеей (программой своего дальнейшего развития), идеологическая функция конфликтологии приобретает важное значение: нам нужно выбрать такую стратегию развития страны, которая бы минимизировала социальные конфликты в обществе.
* Идеология (от греч. – идея и логос – слово, понятие, учение) – система взглядов, идей, теорий, в которых выражаются интересы и цели социальных субъектов в обществе. Например, либеральная, социал – демократическая, коммунистическая идеологтя.
Рис. 1.3. Функции конфликтологии в обществе
Образовательная функция
Знание основ конфликтологии позволяет каждому из нас использовать ее для предупреждения и разрешения своих конфликтов. Конфликтология в России – молодая наука. Необразованность многих людей в сфере конфликтологии является одной из причин разрушительных и многообразных конфликтов, сотрясающих нашу страну, особенно межнациональных. Конечно, помимо конфликтологической необразованности, действуют более существенные причины этих конфликтов: антагонизм интересов (политических, экономических, национальных), невоспитанность, обозленность и т.п., но и незнание конфликтологии вносит лепту в эти конфликты. Долгое время в сознание советских людей внедрялась установка на конфликтность с предполагаемыми врагами: капиталистами, буржуями, бизнесменами, спекулянтами и т.п. Теперь приходится учиться толерантности
(терпимости)
к противоположным мнениям, поступкам, классам.
Прагматическая функция
Прагматическая* функция конфликтологии заключается в разработке практически значимых программ, алгоритмов действия социальных субъектов. Она расширяет понимание цикла конфликтологического познания, который не должен завершаться получением каких-то научных результатов, объясняющих данный социальный конфликт, его участников, причин, предметов и т.п. Для конфликтологии важен этап предупреждения или разрешения социального конфликта, на основе полученного конфликтологического знания. В этом проявляется важная закономерность нынешнего времени, превращение науки, в данном случае конфликтологии, в производительную силу общества. Прагматическая функция конфликтологии требует от нее преобразования знаний (информации) из описывающих (и объясняющих) в знания, предписывающие, управляющие, регулирующие социальную деятельность.
*Прагматизм (от греч. pragma – дело, действие) – философское учение, в центре которого находится «принцип прагматизма», который определяет значимость знания для достижения какого-то практического результата. Прагматизм господствует в США и других странах.
Соколов Аркадий Васильевич (10 февраля 1934) — советский и российский учёный, специалист в области библиотековедения, библиографоведения, информатики, теории социальных коммуникаций. Профессор кафедры информационно-управляющих и мультимедиа систем СПбГУКИ.
Кандидат технических наук, доктор педагогических наук, профессор. Член ISKO (Международного общества по организации знаний). В 1989-1993— президент Петербургского библиотечного общества.
Внёс значительный вклад в разработку информационно-поисковых языков дескрипторного типа, семиотических проблем релевантности. Обосновал концепцию социальной информатики. Глава Санкт-Петербургской школы семантической информатики.
Окончил Ленинградский военно-механический институт, Северо-Западный заочный политехнический институт, аспирантуру ЛГИКа.
В 1958-1961 — инженер-конструктор Кировского завода. В 1961-1967 — заведующий лабораторией отдела научно-технической информации ВНИИ радиоэлектроники, одновременно преподавал во ЛГИКе.
В 1967 защитил кандидатскую диссертацию на тему «Экспериментальные исследования потерь информации и информационного шума в информационно-поисковых системах» в ВИНИТИ АН СССР. В 1978 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Автоматизация библиографического поиска в СССР. История, современное состояние, перспективы развития» в Государственной библиотеке СССР им. В.И. Ленина.
В 1967-1984 возглавлял первую в системе отечественного библиотечного образования кафедру информатики ЛГИК им. Н.К. Крупской в 1987-1991— кафедру отраслевой библиографии.
В 1992—1995— старший научный сотрудник Библиотеки РАН. В 1995-2009 — профессор кафедры социально-культурной деятельности СПбГУП. С 2009 — профессор СПбГУКИ.
С 1990 читает в различных вузах разработанные им курсы «Теория и история социально-культурной деятельности», «Социальные коммуникации», «Коммуникационные потребности», «Введение в теорию социальной коммуникации».
Книги (3)
Введение и теорию социальной коммуникации
В книге видного российского ученого, член-корреспондента Российской академии естественных наук, действительного члена Международной академии информатизации, профессора СПбГУП изложены основы теории социальной коммуникации.
Впервые и отечественной литературе разносторонне освещены социальная коммуникация, коммуникационная деятельность, социально-коммуникационная система. В анализе социальной коммуникации использован теоретический инструментарий философии, социологии, психологии, информатики, культурологии.
Информационное общество в виртуальной и социальной реальности
Информационное общество представляет собой не социальный факт, а предположение о возможном состоянии грядущего мирового сообщества.
Прослеживаются зарождение и развитие идеи информационного общества в России и за рубежом, технические предпосылки и государственные программы его построения. Анализируются технократические и гуманистические концепции информационного общества. Раскрывается сущность информационного общества в виртуальной и социальной реальности.
Рассмотрены тенденции формирования глобального информационного общества и перспективы социализации идеи информационного общества в России XXI века.
Общая теория социальной коммуникации
В учебном пособии излагается обобщающая теория, содержащая общие закономерности, сходство и различие различных видов, уровней и форм социальной коммуникации.
На основе понимания социальной коммуникации как движения смыслов в социальном пространстве и времени рассмотрены личные и общественные коммуникационные потребности, коммуникационная деятельность и общение, социальная память, коммуникационные каналы, типология социально-коммуникационных институтов, эволюция социальных коммуникаций с каменного века до 2000 года.
Особое внимание уделено информационному подходу к социальной коммуникации (социальной информатике) и семиотике социальных коммуникаций. Представлена система социально-коммуникационных наук, центром которой является метатеория социальной коммуникации.
О проекте «Конструктор успеха»
Как найти свое место в жизни, заняться тем, что получается легко и приносит счастье? Для этого нужно правильно применить знания, которые дал университет и сама жизнь. В проекте «Конструктор успеха» мы рассказываем о выпускниках Высшей школы экономики, которые реализовали себя в интересном бизнесе или неожиданной профессии. Герои делятся опытом — рассказывают, какие шишки набивали и как использовали предоставленные им шансы.
Несмотря на то что в СМИ сейчас слово проигрывает визуальному образу, люди, умеющие обращаться со словами, по-прежнему востребованы. В рубрике «Конструктор успеха» Павел Соколов, выпускник и главный редактор портала издательства «Эксмо», рассказал, как совмещать в себе менеджера и драматурга, что сейчас происходит с книгами и в чем заключается долг русского интеллигента.
С чего начались ваши отношения с текстом?
Книги всегда меня окружали, поскольку родители их охотно покупали и коллекционировали, а читать я любил. Но не хочется пересказывать свою биографию. Расскажу об одном ярком эпизоде из детства. Классе в пятом я серьезно заболел, долгое время лежал дома и нашел старый учебник по истории для старших классов. За один вечер я прочел его целиком, впечатление было колоссальным.
Что было причиной для поступления на «Журналистику»?
Наверное, случай. До поступления в Вышку я участвовал в «Умницах и умниках» и мне дали льготу при отборе в МГИМО, но пошел я все-таки в Вышку. Поступил по многопрофильной олимпиаде. Был 2006 год, мне показалось, что это перспективный и заманчивый вуз с очень авторитетными преподавателями — это были , . В общем — цвет отечественной словесности. А в бакалавриате благодаря у нас сложился литкружок — любопытно, существует ли он сейчас?
экземпляров — на столько выросли бумажные тиражи книг в «Эксмо» в 2017 году
Источник: «Эксмо»
Хорош тот маркетинг, который не бросается в глаза, и мы стараемся соблюсти баланс между качественным контентом и бизнес-интересами
К сожалению, самореализация вместе с очень хорошими деньгами в сфере журналистики — почти единичные случаи в наши дни. Большая часть моих одногруппников и одногруппниц не работают в СМИ, увы. Они занимаются чем-то смежным с пиаром и диджиталом. Кто-то ушел в предпринимательство, кто-то эмигрировал. Но, судя по их постам в Facebook — у них все хорошо.
Расскажите, как вы попали в издательство «Эксмо»?
Когда я работал в Harvard Business Review-Россия, то параллельно начал читать лекции по литературе и искал пути творческой реализации наряду с профессиональной. Возможность работать в крупнейшем издательстве страны на должности главного редактора сайта показалась мне крайне интересным предложением. Я выслал резюме в «Эксмо», и когда меня пригласили на собеседование, убедился, что там мне дадут большую творческую свободу. Там меня привлекла возможность роста, создания чего-то интересного. А успешный перезапуск сайта, который состоялся недавно, только доказал это. Своеобразным подтверждением стало завоеванное нами в этом году первое место в «Рейтинге Рунета» в категории «СМИ, издательства».
Произошло разделение сайта на корпоративную часть и «Журнал Эксмо», в последнем мы освещаем разные темы — берем интервью у писателей, переводчиков и редакторов, пишем о кино и массовой культуре вообще. Да и визуально он стал лучше.
В итоге: в вашей работе больше творчества, чем менеджмента? У вас прекрасные, к примеру, интервью.
По большей части это менеджмент, а творческую работу я в большинстве случаев переложил на коллег, но иногда делаю что-то сам. Например, интервью со знаменитым отечественным японистом Александром Мещеряковым. В данном случае я был «в теме», и нам было о чем поговорить.
Вообще у меня сложилось три направления работы: главный редактор сайта, популяризатор литературы и автор художественных текстов. Они где-то пересекаются.
Отдел маркетинга не наступает вам на горло? Всегда беспокоюсь о том, как в интересной работе сосуществуют две эти ипостаси.
Хорош тот маркетинг, который не бросается в глаза, и мы стараемся соблюсти баланс между качественным контентом и бизнес-интересами, чтобы грамотно подать ту или иную книгу. Например, рецензии упомянутой вами Галины Юзефович — это ведь тоже маркетинг.
Есть парадокс: при почти полной несвободе в современных отечественных СМИ (посмотрите, что происходит теперь в редакции русского Forbes, где я работал еще пять лет назад), в литературном творчестве свобода довольно широкая. Это касается прозы, не говоря уж про поэзию, которая блестящая в последние десятилетия, а про драматургию я вообще молчу — сходите на спектакли Театра.doc, где царит тотальное высвобождение. Я говорю в первую очередь про тексты. С театром сами видите, что происходит. И какие обороты приняло дело «Седьмой студии».
При этом — полная доступность творчества различных писателей и драматургов в интернете. Начинающий автор выкладывает свои стихи или прозу и тут уже полагается на собственную пробивную способность — образуется ли вокруг тебя сообщество или нет. В данном случае социальные сети стали довольно серьезным инструментом формирования читающей аудитории. Посмотрите на число подписчиков Бориса Акунина, Татьяны Толстой и других лидеров мнений в Фейсбуке, эти люди сами по себе уже превратились в полноценные СМИ.
Существует ли сейчас кризис печатного слова? «Эксмо» не сократило выпуск книг?
Растет количество электронных книг, аудиокниг, и вопреки всему бумажные тиражи растут. Книга видоизменяется и подстраивается в том числе под потребности тех или иных читателей. По дороге на работу я, например, слушаю аудиокнигу или лекцию, в транспорте читаю глазами традиционную книгу или электронную. Опять-таки: красивую книгу, напечатанную на хорошей бумаге и с красивой обложкой, приятно полистать. Я сам коллекционирую букинистику: тома издательства «Academia» (того, что было разгромлено в 1937 году) и книги, вышедшие в научной серии «Литературные памятники» в советское время.
Лекции стали довольно заметной частью вашей жизни — к примеру, в библиотеке им. Некрасова вы рассказали о японской литературе. С чего все это началось?
Началось году этак в 2012-м с лекций в «Циферблате», где были и замечательное пространство, и довольно интеллигентная публика. Потом уже были «Пунктум», «Курилка Гутенберга» и, наконец, Некрасовка.
Почему именно японская литература? Ах да, год Японии.
Не только. Я не покушаюсь на территорию профессиональных японоведов, а выступаю как популяризатор литературы наших дальневосточных соседей. Что касается интереса к Японии — я ее полюбил еще в бакалавриате, мне также нравится и китайская литература ХХ века. Книг японских авторов было всегда несравнимо больше, чем китайских, если говорить про современных писателей, и проверено на опыте: на японскую литературу идет больше народу, хотя опыт Поднебесной второй половины прошлого столетия нам ближе в историческом плане.
Еще я читал лекции по русской, американской и британской литературе ХХ века. Одна из наиболее интересных тем — современная драматургия. Чтобы писать хорошие пьесы, нужно еще и читать хорошие пьесы, что нетрудно, потому что антологии современной драматургии выходят с завидной регулярностью. Да и современные авторы довольно активно издаются и в сети, и на бумаге, возьмем того же Вырыпаева. Но просветительских лекций на эту тему проходит не так чтобы много.
Когда вы впервые попробовали себя в роли драматурга?
Не могу назвать себя активно пишущим драматургом — я не зарабатываю пьесами и не стремлюсь к этому. Я — кабинетный автор. Показываю работы всего нескольким людям, чье мнение для меня важно, потом отправляю на конкурсы, если ничего не происходит — ну и ладно. Двигаюсь дальше.
Когда я заканчивал бакалавриат, мне рассказали, что есть Всероссийский семинар драматургов. Я тогда участвовал в жизни литературного кружка, писать пьесы мне казалось странным делом, но оно на удивление легко пошло. В 2016 году я попал на интенсив в Creative Writing School к известному российскому драматургу Михаилу Угарову, и моя пьеска понравилась Михаилу Юрьевичу. Над моей последней серьезной вещью я начал работать еще во время учебы у него и получил много ценных советов — в начале июня пьесу «Поминки по Филу» ставили в Челябинском драматическом театре в рамках Всероссийского конкурса драматургов «Авторская сцена» . Также она вошла в лонг-листы «Евразии» и «Ремарки», а на Международном конкурсе драматургии «Баденвайлер» даже заняла призовое место.
Фото: Михаил Дмитриев, Высшая школа экономики
Если говорить про «Авторскую сцену», то участие в фестивале — очень нервное занятие, к тому же пьеса основана на реальных событиях, и темы, поднятые в ней, довольно проблемные. И по опыту показа в Челябинске я понял, что современные пьесы реально волнуют людей — спектакль шел час, а после было два часа обсуждения, и подчас на повышенных тонах, но спасибо Алексею Слаповскому — он отлично модерировал дискуссию. Да и вообще всячески поддерживал.
Я пишу в год одну пьесу, реже — две. А также несколько заметок и очерков, пару рассказов. Пишу я от руки, затем только перепечатываю, так что работаю медленно. И, разумеется, веду дневник.
На данный момент вы считаете себя реализованным профессионально и творчески?
Есть расхожее противоречие: когда цель — деньги, автоматически наступает смерть творчеству. Я стараюсь придерживаться баланса. Мне в этом плане очень нравится восточная концепция: человек в том же древнем Китае мог быть чиновником, но ничто ему не мешало писать стихи и заниматься философией, более того — это было полезно и для него, и для страны. Я понимаю, что могу делать благо, сидя одновременно на разных стульях. Мариэтта Чудакова, с которой я работал в Harvard Business Review-Россия, сказала как-то, что долг русского интеллигента — просвещать людей. И я полностью согласен с этим утверждением. Я в первую очередь связываю себя со своей страной и русским языком.
Фокус на вечное?
Я так далеко не замахиваюсь. Важно хорошо делать свою работу. Вот и все.
Соколов А. В. Социальные коммуникации: учеб. для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки 071900.62 «Библиотечно-информационная деятельность»Соколов А.В. Социальные коммуникации: учеб. для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки 071900.62 «Библиотечно-информационная деятельность» / А. В. Соколов; науч. ред. Г. В. Михеева. Санкт-Петербург: Профессия, 2014. 288 с.
В учебнике рассматриваются место и роль документа в системе социальных коммуникаций, представлена вся проблематика социальных коммуникаций, имеющая значение для современной библиотечно-информационной деятельности. Исходя из понимания коммуникации как движения смыслов в социальном пространстве и времени, рассмотрены формы, виды, уровни коммуникационной деятельности, структура групповой и общественной памяти, разновидности коммуникационных каналов и периодизация эволюции социальных коммуникаций, включая мультимедийную коммуникацию в информационном обществе. Учебник носит междисциплинарный характер, в нем учтены взаимосвязи библиотековедения, библиографоведения, книговедения с прочими общественными и гуманитарными науками в области коммуникационной проблематики.
Настоящий учебник является первым учебным пособием по социальным коммуникациям, специально адресованным студентам библиотечно-информационной школы и адаптированным к требованиям федерального образовательного стандарта третьего поколения. Он может быть использован библиотекарями-библиографами практиками и информационными работниками для повышения квалификации и самообразования.
Введение | 7 |
Глава 1. Начала теории социальной коммуникации | 14 |
§ 1.1. Понятие коммуникации | 14 |
§ 1.2. Типы реальностей и типы коммуникаций | 17 |
§ 1.3. Смысловая социальная коммуникация | 31 |
§ 1.4. Информация и коммуникация | 51 |
§ 1.5. Функции естественного языка и речи | 59 |
Глава 2. Коммуникационная деятельность | 67 |
§ 2.1. Субъекты коммуникационной деятельности в пространствах культуры | 67 |
§ 2.2. Формы, виды, уровни коммуникационной деятельности | 75 |
§ 2.3. Микрокоммуникация | 82 |
§ 2.4. Мидикоммуникация | 101 |
§ 2.5. Массовая макрокоммуникация | 111 |
§ 2.6. Правда и ложь в коммуникационной деятельности | 121 |
Глава 3. Социальная память | 133 |
§ 3.1. Смысловая память и мнемические действия | 133 |
§ 3.2. Структура национальной памяти общества | 139 |
§ 3.3. Проекты общечеловеческой памяти | 153 |
§ 3.4. Проблемы построения общечеловеческой памяти в XXI веке | 175 |
Глава 4. Эволюция социальных коммуникаций | 183 |
§ 4.1. Хронология общественных коммуникационных систем | 183 |
§ 4.2. Археокультурная словесность | 189 |
§ 4.3. Палеокультурная книжность | 196 |
§ 4.4. Мануфактурная книжность | 202 |
§ 4.5. Индустриальная книжность и массмедиа | 215 |
§ 4.6. Мультимедийная культура информационного общества | 244 |
Заключение. На пути к метатеории | 269 |
Предметный указатель | 276 |
Введение
В первом приближении будем понимать социальную коммуникацию как целесообразное, опосредованное знаками (речь, изображения, жесты, мимика и т. д.) взаимодействие между социальными субъектами (отдельными личностями, социальными группами, массовыми совокупностями). Очевидно, что коммуникация (общение) между людьми – необходимое условие формирования рода человеческого (антропогенез) и человеческого общества (социогенез). Отсюда вытекает бесспорный, даже тривиальный, вывод о том, что коммуникация является необходимым, а может быть, и определяющим фактором культурной эволюции человечества.
Повседневно практикуя коммуникационную деятельность, люди с древнейших времен задавались вопросами: откуда взялся язык? что такое память? как общаться с силами природы, потусторонним миром, всемогущими божествами? У многих народов существуют мифологические ответы на поставленные вопросы, есть различные ответы в религиозной и научной литературе. Возьмем для примера мифы Древней Греции.
В обширном древнегреческом пантеоне социальная коммуникация представлена довольно обширно и разнообразно. Один из старейших олимпийцев Гермес, наделенный даром красноречия, обутый в золотые крылатые сандалии и вооруженный золотым магическим жезлом, выполнял функции вестника богов, посредника между богами и людьми (роль «почтальона богов» играла также богиня Ирида). Гермес был гидом и покровителем путников (неслучайно имя его происходит от слова «герм» –путевой знак). Коммуникационные способности Гермеса дополнялись хитростью, сообразительностью и даже вороватостью (хитроумие Одиссея объясняется его происхождением из рода Гермеса). Учитывая предпринимательские способности Гермеса, римляне превратили его в бога торговли и обогащения Меркурия, который носил не только крылатые сандалии, но и кошель для монет. Таким образом, в мифическом образе Гермеса органично сочетались красноречие, лукавство, охота к перемене мест, торговая предприимчивость.
Прагматичный Гермес был равнодушен к искусству, поэтому, смастерив семиструнную лиру, он уступил ее Аполлону за стадо коров. Образ прекрасного и мудрого бога художественного вдохновения и прорицания будущего, предводителя муз Аполлона удивительно точно раскрывает духовное богатство коммуникации. Коммуникация оказывается искусством, различные грани которого символизируют аполлонические музы. Пластику непосредственного общения передает грациозная Терпсихора; лирическую поэзию представляют Эрато и Евтерпа, в руках которых музыкальные инструменты; о трагедиях повествует суровая Мельпомена, дополняет ее смеющаяся Талия, муза комедии; строгая Полигимния и Каллиопа со свитком и палочкой для письма фиксируют текущие события; Клио – муза истории воплощает социальную память; наконец, умная Урания – муза астрономии с небесным сводом и циркулем олицетворяет научное познание. Под эгидой мусагета Аполлона сосредоточена невербальная и вербальная, устная и документальная, эстетическая и научная коммуникация. Текущая коммуникационная деятельность взаимодействует с социальной памятью. Если же добавить хитросплетения повседневного обыденно-делового общения и транспортные перемещения, которыми ведает практичный Гермес, можно сказать, что древнегреческая мифология непостижимым образом отразила общую структуру социальных коммуникаций, свойственную не только античности, но и последующим цивилизациям.
В этой структуре представлены: разные типы коммуникации – перемещение материальных объектов (путников, грузов и т. д.) в геометрическом пространстве и движение смыслов (знаний, умений, эмоций, волевых побуждений, фантазий) в социальной реальности; разные формы, виды и уровни коммуникационной деятельности; всевозможные коммуникационные каналы (средства связи), образующие устную и документальную коммуникацию; наконец, социальные институты, охватывающие повседневное общение, массовую коммуникацию, социальную память, эстетическую коммуникацию (поэзия, музыка, театр и т. д.); институциональную коммуникацию (религия, наука, политика, право и пр.). С течением времени появлялись новые средства, методы, каналы, центры и службы коммуникации, возникали новые проблемы и угрозы, но сама структура Аполлона-Гермеса доныне сохраняется в качестве незыблемой основы, потому что она имеет не исторически или национально ограниченное, а вечное общечеловеческое значение. Поэтому, если бы потребовались небесные покровители коммуникации, резонно выбрать древнегреческих богов Аполлона и Гермеса.
В наши дни, когда речь идет о формировании информационного общества в виде компьютеризованного мира с мультимедийными глобальными коммуникационными каналами и с культурным наследием, хранящимся в распределенной памяти компьютерных сетей, традиции Гермеса и Аполлона вытеснены на периферию общественной жизни. Однако, преодолевая древнегреческую мифологию, не следует игнорировать уроки, которые можно извлечь из эволюции социально-культурных коммуникаций. Главный вывод состоит в признании фундаментальной значимости коммуникации для человеческой цивилизации. В свое время П. Я. Чаадаев (1794-1856) сформулировал этот вывод вполне определенно: «Лишенные общения с другими созданиями, мы щипали бы траву, а не размышляли о своей природе» . Более развернуто мысль остроумного философа-скептика можно выразить в следующих тезисах, достаточно очевидных в наши дни:
В процессе антропогенеза коммуникационная деятельность была решающей предпосылкой и питательной почвой для образования человеческого сознания и языка; коммуникация – способ формирования человеческой личности, поскольку только в процессе взаимодействия с другими людьми происходит социализация индивида и развитие его способностей; коммуникационная потребность – органическая (абсолютная) духовная потребность человека; изоляция от общества приводит к неизлечимым психическим травмам; коммуникация – фактор и условие существования любых человеческих общностей – от малых социальных групп до наций и государств; коммуникационная деятельность – источник, средство поддержания и использования социальной памяти, аккумулирующей культурный и исторический опыт социальных субъектов.
Актуальность издания учебника по социальным коммуникациям, адресованного библиотечно-информационным факультетам, продиктована обострением жизненно важных проблем библиотечно-информационной деятельности. Жизненными проблемами являются девальвация книжной культуры, упадок социального престижа библиотечной профессии, неопределенность места и роли книжно-документальной коммуникации в наступающем информационном обществе. Эти проблемы обусловлены существенными изменениями в структуре социальных коммуникаций и коммуникационной практике активного населения. Совершенно очевидно, что для преодоления негативных последствий перечисленных проблем библиотечно-информационным работникам нужно профессионально ориентироваться в современной социально-коммуникационной системе. Отсутствие адресованных им учебников и учебных пособий по социальным коммуникациям делает эту задачу практически невыполнимой. Поэтому актуальность издания настоящего учебника не ограничена рамками библиотечной школы, она распространяется на библиотечно-библиографическую практику, на научные основания библиотековедения, библиографоведения, книговедения.
Цель учебника – адаптировать научные знания в области социальной коммуникации (communication studies) для формирования профессионально-культурных компетенций библиотечно-информационных работников, соответствующих условиям информационного общества. Целью обусловлены задачи:
Разработка понятийно-терминологической системы для раскрытия сущности социально-коммуникационной деятельности и социальной памяти; рассмотрение библиотечно-информационной деятельности как разновидности социально-коммуникационной деятельности, а библиотечно-информационных учреждений как коммуникационных центров; осмысление эволюции социальных коммуникаций и сочетания книжности с мультимедийной культурой; определение социальной миссии библиотек в техногенном информационном обществе; выявление научных знаний о коммуникации, имеющих значение для развития теоретических оснований библиотековедения, библиографоведения, книговедения.
Профессионально-педагогическая направленность учебника заключается в формировании следующих общекультурных и профессиональных компетенций бакалавров по направлению подготовки 071900 «Библиотечно-информационная деятельность»:
Осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности; способность анализировать социально значимые проблемы и процессы; способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества; готовность к освоению и предоставлению перспективного ассортимента информационно-коммуникационных продуктов и услуг; готовность к постоянному совершенствованию профессиональных знаний и умений, приобретению новых навыков реализации библиотечно-информационных процессов, профессиональной переподготовке и повышению квалификации; готовность принимать компетентные управленческие решения в профессионально-производственной деятельности; готовность к участию в реализации комплексных инновационных проектов и программ развития библиотечно-информационной деятельности; способность к изучению и анализу библиотечно-информационной деятельности; готовность к формированию информационной культуры пользователей библиотеки; готовность к реализации инновационных процессов в социокультурной сфере.
В результате изучения учебника «Социальные коммуникации» студент должен Знать:
Научное понимание и типизацию коммуникации; определение социальной коммуникации как движения смыслов в социальном времени и пространстве; классификацию коммуникационных знаков; виды, уровни, формы коммуникационной деятельности; особенности межличностной, групповой и массовой коммуникации; структуры групповой и общественной социальной памяти; разновидности коммуникационных каналов и закономерности их формирования; взаимосвязи и особенности устной коммуникации, документальной коммуникации, электронной коммуникации; эволюционные стадии развития общественных коммуникационных систем; Интернет как инструмент глобализации; миссию библиотек как гуманистического оплота нации в информационном обществе; современную систему наук о коммуникации, включая документоведческий цикл наук.
Проблемы начинаются, когда мы пытаемся осмыслить сущность этого фактора и механизмы его воздействия на отдельную личность, социум, современную культуру. Существуют разные типы коммуникации, и беседа с друзьями совсем не то, что диалог с голосом собственной совести, осмотр достопримечательностей Парижа или торговля недвижимостью. Время от времени происходят коммуникационные революции, которые воздействуют на психику людей, изменяют образ жизни общества и не всегда в лучшую сторону. Достаточно вспомнить, что ложь, обман, лицемерие, пошлость, клевета и т. п. – это коммуникационные явления, умножающиеся по мере возрастания потоков коммуникации.
Определять каналы семантической информации, соответствующие данной коммуникационной потребности; анализировать коммуникационные барьеры; предлагать коммуникационные инновации для преодоления затруднений в коммуникационной деятельности; находить формы и методы социального партнерства библиотек с другими коммуникационными институтами; ориентироваться в ассортименте коммуникационных продуктов и услуг, пользующихся спросом в обществе; заимствовать и внедрять новые методы и средства реализации библиотечно-информационных процессов; способствовать повышению коммуникационной культуры пользователей библиотеки, особенно подрастающего поколения.
Владеть навыками:
Использования понятийно-терминологической системы теории социальной коммуникации; информационного подхода к анализу коммуникационной деятельности современных библиотек; мотивации к профессиональному выполнению библиотечно-информационной деятельности; постоянного совершенствования профессиональных знаний и умений путем самообразования и участия в системе повышения квалификации.
Учебник базируется на осмыслении современных отечественных и зарубежных исследований в области социальных коммуникаций применительно к жизненным проблемам библиотечно-информационной деятельности, а также на личном научно-педагогическом опыте автора. Содержание учебника продиктовано стремлением изложить общие понятия и выявить общие закономерности социальной коммуникации, свойственные всем временам и всем народам. Каждая глава завершается перечнем вопросов для самопроверки и списком дополнительной литературы. В учебник включен предметный указатель, раскрывающий основные понятия и аспекты теории социальной коммуникации.
- Чаадаев П. Я. Поли. собр. соч. М., 1991. Т. 1. С. 385.