Образовательный портал. Приёмы мотивации учащихся на уроке истории Фрагмент урока истории с мотивацией
В современном российском обществе, в условиях модернизации поток информации постоянно растет. Становится очевидным, что главная задача сегодняшнего педагога – это не дать максимальное количество знаний, а научить ребенка ориентироваться в реалиях информационного общества, самостоятельно добывать и анализировать конкретные знания. Человек, как существо, идущее по пути наименьшего сопротивления, само собой легче усваивает уже готовые знания; но не будем забывать, этот путь готовит исполнителя, посредственную личность. Конечно, дорога поиска и исследования трудна, но многих она именно этим и привлекает.
Как же разбудить врожденную потребность школьника в познании? Как заинтересовать его в постоянном поиске, радости своего маленького открытия? Как получить устойчивые мотивы познавательной деятельности? Поистине вечная проблема, стоящая перед нами сегодня. В то же время, в результате, мы будем иметь личность, стремящуюся к самореализации.
Известно, что побудителями к активной деятельности являются мотивы, которые складываются под влиянием условий жизни школьника и определяют направление его развития. В роли мотивов могут выступать как потребности и интересы, так и влечения и эмоции, стремления идеалы. Применительно к учебной деятельности, на первый план выступают учебно-познавательный мотивы.
В первую очередь необходимо так построить образовательный процесс, чтобы открыть перспективу, а затем уже вооружить всеми необходимыми навыками для активной деятельности.
Говоря о способах этого познания, вспомним типы познавательной деятельности, выделяют следующие: репродуктивный, проблемного изложения материала и исследовательский. Каждому типу соответствует своя методика организации учебного пространства. Мы остановимся на последнем, так, исследовательский метод обучения можно свести к подобной работе учителя и ученика:
- Учитель формирует проблему, разрешению которой посвящается определенный участок учебной деятельности;
- Учащиеся самостоятельно добывают знания в процессе учебной исследовательской деятельности;
- Деятельность учителя сводится к грамотному оперативному управлению учебным процессом разрешения проблемных задач;
- Учебный процесс сопровождается интенсивным темпом работы, повышением интереса к предмету, а знания, полученные в результате, отличаются глубиной, прочностью и действенностью.
В ходе работы подобного плана реализуются такие задачи на уроке:
- Осуществление более глубокого освоения учебного материала;
- Знакомство с конкретными методиками исследования, научить выбирать отдельные методы в собственном исследовании;
- Применение алгоритм эксперимента и методы анализа его результатов;
- Включение ребенка в контекст научного исследования;
- Формирование навыков выдвижения гипотезы исследования, его целей и задач;
Исследовательские проекты представляются авторами в разной форме, в зависимости от целей и содержания: это может быть полный текст учебного исследования с тезисами и электронной презентацией, доклад (т.е. текст для устного выступления), стендовый доклад (оформление наглядного материала, текста и иллюстраций), электронная презентация. К оформлению результатов исследования предъявляются следующие требования: наличие титульного листа, оглавления, введения, основной части, заключения, сносок, оформление приложений, библиографического списка. Во введении четко определяются цели исследования, актуальность, степень изученности темы, методы и объект исследования, обзор литературы. В основной части в логической последовательности излагаются результаты исследования. В заключении должны быть изложены основные результаты работы: выводы должны быть краткими и четкими, соответствовать целям, задачам исследования. Итак, написание работы предполагает следующие шаги:
- Выбор и формулировка темы в самом общем виде.
- Подбор источников и литературы.
- Чтение, конспектирование, анализ источников и литературы.
- Написание плана.
- Уточнение темы.
- Написание работы.
- Публичное выступление.
Прохождение всех этапов научного исследования требует терпения, дисциплины и усидчивости от ученика и ставит его в новую ситуацию. До написания исследовательской работы ученик обычно считает, что ремесло историка достаточно просто: читать и изучать источники, а потом на бумаге воспроизводить обобщенный образ прошедших событий (к сожалению, именно такое впечатление складывается при чтении учебника). Иногда ученики не понимают, зачем писать и, соответственно, читать несколько книг по одной и той же теме. Но познакомившись хотя бы с 2-3 разными точками зрения, чувствуют себя растерянными, не готовыми принять чью-то позицию. А подобное состояние ученику пережить естественно и полезно.
Стимулирующими факторами могут выступать: стенды в кабинете истории, экспозиции “Памятники культуры”, носят не только информационный характер, но и побуждают к творчеству и исследованию. На постоянно обновляемых стендах, например, “Сегодня на уроке” размещаются материалы учителя и учащихся, результаты их творческой и проектной деятельности, журнальные и газетные новинки по определенной тематике. Творческие и проектные работы учащихся на уроке и во внеурочное время (рисунки, схемы, стихи, интервью, исторические сочинения, эссе, доклады, презентации и др.) способствуют развитию интереса, способностей, навыков самостоятельной работы, поиску. Большое значение для формирования интереса к предмету имеет демонстрация примера исторических личностей, которые сумели проявить себя, достигли определенных результатов в творческой интеллектуальной деятельности.
В заключение отметим, что объем информации, изучаемой на уроках истории сегодня, возрос, расширилась источниковая база.
И высшей степенью успешности формирования позитивных мотивов учения являются именно научно-исследовательские работы учеников. Желание вести собственное исследование является главным показателем того, что работа учителя дает положительные результаты. Самостоятельное исследование сопряжено с трудностями объективного характера, требует много времени и усидчивости, факт выхода с работой на научные конференции, а тем более положительная оценка на них, для школьника значительна.
Можно быть уверенным, что человек, занявшийся лично это уже самостоятельные личности, склонные к поиску и анализу информации, которые способны занять самостоятельную жизненную позицию и сделали большой шаг в своем развитии.
Список используемой литературы и других ресурсов.
1. Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М., 1972.
2. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. - М.,1988.
3. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. - М., 1986.
4. Чирков В.И. Мотивация трудовой деятельности. Критический анализ зарубежной теории трудовой мотивации. М., 1972.
5. Чирков В.И. Мотивация учебной деятельности. Ярославль, 1991,
6. Рубенштейн С.Л. Основы общей психологии. С. - Петербург, 1999.
7. Божович Л.И. Психология закономерности формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии - 1976. - №6. - с. 45 - 55.
Бордовская А.А. Педагогика. - СПб, 2000. - с. 183-200.
8. Вербицкий А.А., Бакшаева Н.А. Проблема трансформации мотивов в контексном обучении // Вопросы психологии, 1979, №4.
9. Вилюнас В.К. психологические механизмы мотивации человека. - М.: МГУ, 1990.
10. Давыдов В.В. Проблемы развивающегося обучения. - М.: Педагогика, 1986, с.15 - 48.
11. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Владос, 1997.
12. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1985.
13. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. - М.: Знание, 1990
14. Менчинская Н.Л Проблемы учения и умственного развития школьника. - М.: Педагогика, 1986.
15. Немов Р.С. Путь к коллективу. - М.: Педагогика, 1988.
16. Столин В.В. Самосознание личности. - М.: МГУ, 1983.
17. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных процессов учащихся. - М.: Педагогика, 1988.
18. Эльконин Р.Б. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989.
Из опыта работы.
Учитель истории Зюба Е.Ю.
Приёмы мотивации учащихся на уроке истории.
В условиях современной школы мотивация является одной из наиболее актуальных проблем. Редко встретишь учителя, который не жалуется на то, что детям ничего не нужно, что они не выполняют домашних заданий, скучают на уроках, а то и вовсе на них не ходят. Очевидно, что низкая мотивация сегодняшних школьников ставит под сомнение эффективность учебной деятельности в целом. И многое в решении этого вопроса зависит от мастерства учителя, от его умения организовывать учебный процесс, от его творчества и постоянного поиска новых форм и приемов обучения. Творческий учитель постоянно спрашивает себя: что можно сделать, чтобы ученики хотели учиться?
Как спланировать виды деятельности на уроке и вне его?
Ни программа, ни учебник, ни методическое пособие не могут предоставить педагогу готовую схему. Он должен сам сконструировать его, учитывая условия обучения и состав учащихся. Учителю нужно в какой-то степени отойти от стандартного урока, внести что-то новое, что могло бы привлечь внимание, активизировать деятельность учащихся, заставить их мыслить, искать, действовать. Формирование активной личности невозможно без активности в овладении знаниями
Пришлось задуматься над вопросом: что я могу сделать для того, чтобы повысить мотивацию к изучению своего предмета, какие использовать приёмы, чтобы ученикам было интересно на уроках истории, чтобы у них развивались интеллектуальные качества и стремление к творчеству, чтобы они получали удовольствие от своей деятельности и повышали качество знаний по предмету.
Однажды мне ученик сказал на уроке: «Мне тогда все понятно, когда интересно». Значит, ребенку должно быть интересно на уроке. Так как же сформировать его у ребенка? Ответ на это вопрос простой, необходимо использовать различные приемы на уроках, которые делают их неповторимыми. И держит в напряжении интерес учащихся.
Применение их на уроках позволяет разнообразить образовательный процесс, повысить интерес к своему предмету, а главное выполнить преподавателю свою главную функцию - сформировать разносторонне развитую, думающую и анализирующую личность.
Сейчас мне хотелось бы остановиться на тех приемах мотивации, которые я использую на уроках истории в 7 классе. Самый частый прием, который я использую, «прием проблемное обучение». Проблемное обучение - обучение, при котором учащимся знания не сообщаются в готовом виде. Знания приобретаются только в процессе разрешения проблемных ситуаций. Используя проблемное обучение, я учитываю готовность учащихся класса к восприятию проблемного материала: общий уровень знаний, настроенность на урок, опыт применения проблемного обучения в данном классе. Для оптимизации проблемного обучения необходима вариативность, т. е. выбор такого варианта проблемного подхода к изучению материала, который в наибольшей мере отвечает уровню данного класса. Составляю вопросы таким образом, чтобы дети их с нетерпением встречали и радовались поиску ответов на них; чтобы не ответить на них совсем, промолчать было бы просто невозможно, и чтобы даже неправильный, неточный ответ не понижал, а, напротив, повышал познавательную активность ученика.
При объяснении нового материала я использую две формы проблемного обучения - проблемное изложение и поисковую беседу. В ходе проблемного изложения проблему ставит и решает учитель. Не просто излагаю материал, а размышляю, рассматриваю возможные подходы и пути решения. Учащиеся следят за логикой рассуждения, анализом, глубже усваивают материал. Проблемное изложение применяю, когда материал совсем новый и слишком сложный. Проблемное изложение использую при изучении темы «Истоки образования российского государства», в 7-м классе спорным, например, остается вопрос: откуда взялся на Руси образ двуглавого орла? Учащимся предлагаются разные точки зрения историков по этому вопросу. Таким образом, приходим к выводу, что вопрос о происхождении орла на печати Ивана III пока остается открытым.
Смысл поисковой беседы в том, чтобы привлечь учащихся к решению выдвигаемых на уроке проблем с помощью подготовленной заранее системы вопросов. Использую эту форму в тех случаях, когда дети обладают необходимыми знаниями для активного участия в решении выдвигаемых проблем.
Когда я стала подавать содержание нового материала в проблемном ключе, то заметила, что дети стали активнее и самостоятельнее. Например, если раньше при изучении темы «Средневековый город» в 6-ом классе, детям навязывалась точка зрения, что в городе жить лучше, то сейчас при постановке проблемы «Где в средневековом городе лучше жить: в городе или в деревне?» учащимся предоставляется возможность высказать собственную точку зрения и обосновать ее.
Приступая к применению метода проблемного обучения в классе, учитель должен быть уверен, что ученики способны к репродуктивному получению знаний и у них имеется определенный базис. Проблемный метод требует большой затраты времени, и нецелесообразно применять его при проверке домашнего задания. В процессе решения новой проблемы материал предыдущих уроков сам по себе актуализируется.
Например, в 6-м классе по теме «Византийская империя» я знакомлю детей с политикой императора Юстиниана по фрагментам документа, даю собственное изложение темы. Учащимся предлагаю выразить свое отношение к этому правителю. В ходе урока дети «собирают», записывают мысли учителя, слушают информацию, чтобы обоснованно выразить свое мнение на этапе закрепления.
Исследовательская атмосфера уроков проблемного обучения позволяет вовлечь учащихся в активный познавательный процесс. Меняется роль учителя. Он - консультант, помощник, наблюдатель, источник информации, координатор. Учитель становится организатором самостоятельного учебного познания учащихся. Безусловно, если решение проблемной задачи на каком-то этапе зашло в тупик, учитель может и должен направить ребят в нужное русло.
Таким образом, постановка проблемы обеспечивает мотивацию учеников, а новые знания приобретают для детей личную значимость. Такая форма организации урока активнее формирует мышление и речь учащихся, они радуются тому, что сами решают проблемы, о которых спорят ученью. Они учатся отстаивать собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу.
После недолгих наблюдений при использовании стандартной формой опроса, у учеников снижается интерес, к самому предмету. И я решила попробовать нестандартные формы опроса. Нестандартные формы опроса, воспринимаются учениками гораздо лучше, чем стандартные, и предлагаются учащимся либо в качестве разминки в начале урока, либо для разрядки, смены вида работы в течение урока. Пусть он будет не каждый урок, но эффект новизны даст знать повышением интереса учащихся к уроку, к материалу и к конкретному «учителю с искоркой». Вот некоторые из таких заданий, которые я использую на своих уроках.
«Скорое место». Рядом с рабочим местом учителя, но боковым положение к ученикам класса устанавливаю 2-3 стула. Ученикам объясняется, что те учащиеся, которые будут приглашены на эти места, смогут получить оценку «9,8», «7,6» или «5,4» при условии быстрых и верных ответов на задания. Соответственно оценивается по 1 баллу за верный ответ. На подготовку к ответам дается 2-3 минуты, в это время остальные ученики готовятся к фронтальному опросу. Оценки выставляются, они «прозрачны». Можно проводить дальнейший опрос во фронтальной форме.
«Да или нет?». Опрос всего класса по рядам, поочередно. Задаю вопросы на которые можно ответить да или нет. Учитывается дисциплина, ведется открытый подсчет баллов на доске. Всему ряду, давшему наибольшее количество правильных ответов, оценки не выставляются, но разрешаются дополнения короткими рассказами учащихся, которые учитель и оценивает.
«Вопрос другу». Можно данную форму опроса использовать после традиционного, когда учащиеся не успевшие ответить, но имеющие желание это сделать, приглашаются встать со своего рабочего места и класс по домашнему материалу задает вопросы (обычно 5-6). Учитель корректирует вопрос, если это необходимо. Данная форма позволяет ученикам учится слушать друг друга более внимательно, вникать в вопрос, учиться его задавать.
«От первого лица». Учащимся дается задание при прочтении материала домашнего задания приготовить небольшой рассказ от первого лица любого человека, о котором упоминается в материале.
«Интервью». Учитель дает задание 6 ученикам сформировать пары, в которых один - журналист, другой - историческое лицо. Цель журналиста - продумать не менее 10 вопросов к историческому лицу, цель исторического лица - знать, что нужно отвечать. Оценивается, как умение задавать вопросы, так и умение конкретно на них отвечать.
«Блиц». Учащиеся в быстром темпе отвечают на предложенные учителем вопросы по пройденному материалу. Ученик, выбранный учителем в качестве помощника, раздает цветные фишки. По количеству набранных фишек выставляется оценочный балл. Учитель должен заранее сообщить соотношение количества набранных фишек и оценок.
«Дай пять». Учитель просит ребят на своих листочках обвести карандашом свою ладошку. Далее говорит, что в Позднем средневековье начинается объединение страны под властью короля, и королевская власть стала центром государства, и в изучении данного вопроса нам с вами помогут следующее понятия:
централизованное государство,
сословно-представительная монархия,
парламент,
генеральные штаты,
кортесы.
Учащиеся в изображения своих пальчиков вписывают термины и дают пояснения.
«Путаница». Учитель рассказывает ребятам: «Представляете, у меня до урока упала книжка на пол, и в некоторых словах перепутались буквы. Ребята, помогите им найти свои места!»
Прием «Крепкий орешек». Расставьте в хронологическом порядке события и прочитайте зашифрованное слово, объясните его.
2 Л Образование Древнерусского государства 882г.
3 А Начало деятельности Кирилла и Мефодия 863г.
4 В Принятие христианства на Руси 988 г.
7 Е Написание монахом Нестором "Повести временных лет" 1113г.
1 С Образование первого Болгарского царства 681г.
5 Я Падение первого Болгарского царства 1018 г.
6 Н Любечский съезд князей 1097 г.
Проведение игр, конкурсов и викторин, позволяют сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности - усвоение фактов, дат, имен и др.
Игра развивает в детях творческое начало. При рассмотрении темы о средневековом обществе, можно провести урок - рыцарский турнир, который предполагает создание необходимой игровой атрибутики: оружие, одежда, гербы и т. д. При подготовке этих атрибутов игры, учащиеся не только проявляют чудеса изобретательности, но и переносятся в изучаемое время и проникаются духом эпохи.
Игровые формы занятий чаще применяю при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений. Часто на уроках провожу игры «Чистая доска», «Найди соответствие», «Крестики-нолики», «Цифровая цепочка», исторические диктанты, «Узнай историческую личность» или «Кто это» и др. При работе с исторической картой применяю игры «Неизвестная земля», «Говорящая карта».
Примером игрового элемента, который применяю при актуализации опорных знаний, является игра «Веришь - не веришь». Задача учащихся - определить истинные из них (например, поднятием разноцветных карточек). Для многократного повторения понятий и хронологических дат применяю игру «Снежный ком», которая состоит в том, что первый ученик называет понятие, термин, дату из изучаемого раздела, каждый следующий повторяет предыдущую и добавляет свою. На этапе актуализации опорных знаний провожу игру «Домино». Из плотной бумаги вырезаю небольшие прямоугольники одинакового размера, разделяю наполовину, на обеих частях записываю часть текста определения, понятия, либо дату и ответ. Данные карточки раздаю учащимся. Игру начинает тот, у кого карточка «пусто-пусто»; дальнейший её ход - как в обычном домино. Выигрывает ученик, который первым выставит все свои карточки или положит пластину, к которой ни один из играющих не может приставить другие.
Практикую также проведение игры «Пятый лишний», суть которой состоит в том, что на карточке могут быть написаны даты, предметы, имена учёных, факты из истории страны. Четыре из них по какому либо признаку принадлежат к одной из категорий, а пятый - лишний. Например: франки, вестготы, вандалы, гунны, остготы, англы и саксы.
Для активизации мыслительной деятельности ученика, подготовке его к изучению нового материала, повторения ранее изученной темы или блока тем применяю прием разгадывания кроссвордов. Большой кроссворд использую как интересное средство для самостоятельной работы с дополнительной литературой. Кроссворды хороши тем, что формируют у учащихся научное мировоззрение, развивают речь, способствуют правильному запоминанию определений, понятий, имён исторических личностей. Например, изучив какой-нибудь раздел, в качестве итоговой работы ученикам необходимо создать кроссворд по одной из тем данного раздела. В качестве поощрения можно добавлять баллы за оригинальность созданного кроссворда. Такие задания имеют чаще всего современное, нестандартное условие и выполняются детьми с удовольствием.
На уроках в 6-7 классах пользуюсь приемом составление синквейна. Создание синквейнов - пятистрочных «стихотворений» - позволяет не только обобщить информацию по какой-либо теме, но и развивает критическое мышление. Чтобы составить удачный синквейн необходимо проанализировать всю информацию о событии, человеке, понятии, и выбрать самое важное.
Отсутствие давления, нравоучений и правильная положительная мотивация со стороны учителя способствует установлению здорового психологического климата на уроке. Для сохранения высокой работоспособности на уроке я применяю «Юмористическое отступление». Поскольку в истории можно найти много смешных казусов, я стараюсь разнообразить ими научный материал. На уроках истории в 7 классе я, редко, но использую анекдоты и интересные истории изучаемого периода, это позволяет не только снять усталость у учащихся, но и мне продиагностировать насколько усвоен материал обучающимися. Например, изучая тему Столетняя война 1337-1453 гг. Я рассказываю жизненую историю из жизни Жанны д’Арк. После данного рассказа у учащихся повышается интерес к данной теме, и уже на следующий урок они мне рассказывают интересные истории из жизни Жанны д"Арк, о которых не говорилось на уроках.
Жанна д"Арк, услышав "голоса", решила спасать Францию. Родители попытались образумить дочь и выдать её замуж. Однако, согласно предсказанию, спасти Францию должна была именно девственница, и выйти замуж Жанна отказалась. Тогда родители подговорили одного парня лжесвидетельствовать против Жанны за расторжение помолвки, надеясь что ей предпишут вступить в брак судебным порядком.
При изучении темы «Общество и жизнь в Московской Руси», рассказываю анекдот, показывая на примере анекдота, что хоть крестьяне были бедными и необразованными, но могли запросто надурить барина, тем самым показывая свою смекалистость перед барином.
Мужик приходит к барину и спрашивает:
Сколько, ваша милость, может стоить слиток золота величиной с конскую голову?
Барин, ничего не отвечая, хлопает в ладоши:
Живо подайте нам выпить и закусить, и обед подавайте! Садись-садись, не стесняйся, пей, ешь, чего душа пожелает.
После сытного обеда барин вкрадчиво говорит:
Ступай, мужичок, тащи сюда твой слиток, я тебе за него пуд муки дам да денег полтину.
Да у меня и нет никакого золота.
Как нет?!! Чего тогда спрашивал?
А я, ваша милость, поспорил с сельчанами, что отобедаю у тебя и вин твоих заморских выпью всласть. А что, разве спросить нельзя?
Пошел вон, гоните его, слуги мои верные!
Через несколько минут барин выходит на балкон и кричит вслед плетущемуся прочь мужику:
Эй, любезный, как тебя там? На что поспорили-то?
Да на то, что Филька Косой давеча в лесу откопал.
А чего он там откопал-то?
Кусок золота величиной с конскую голову.
Современная педагогика богата разнообразными методами, технологиями и приемами. Использование различных приемов на уроках делает их неповторимыми. И держит в напряжении интерес учащихся. Применение их на уроках позволяет разнообразить образовательный процесс, повысить интерес к своему предмету, а главное выполнить преподавателю свою главную функцию - сформировать разносторонне развитую, думающую и анализирующую личность.
Девиз моей работы - не будь предсказуем! И интерес к истории у детей не угаснет!
Агарок Светлана Владимировна,
учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ № 121
Калининского района Санкт-Петербурга
«Ученик – это не кувшин, который надо наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь».
Изучая педагогический опыт предыдущих поколений становиться ясно, что главная задача современного педагога – это не дать максимально большее количество знаний, а научить ребёнка ориентироваться в реалиях информационного общества, самостоятельно добывать, анализировать и систематизировать информацию. Что, правда, не отменяет необходимости со стороны ученика прикладывать определённые усилия к заучиванию требуемого объёма знаний по предмету.
Человек, как существо, идущее по пути наименьшего сопротивления, естественно легче усваивает уже готовые знания, но это тупиковый путь, готовящий исполнителя, а не исследователя, серую массу, но не активную личность. Путь поиска, исследования, саморазвития для ученика нелёгок. Многих он отталкивает именно своей трудностью, огромными усилиями, которые нужно потратить, чтобы получить крупицу знаний. Достаточно редко встречаются дети, в которых «инстинкт познания» настолько хорошо развит, что подталкивать его не надо и можно быть уверенным, что он сам пробьёт себе дорогу. Таких детей мы называем гениями, одарёнными детьми. Но есть масса других детей, в которых исследователь либо «спит», либо задавлен вечными «нельзя», «не трогай», «не твоего ума дело». Как разбудить врождённую потребность в познании в таких детях? Как заинтересовать их постоянным поиском радости своего маленького открытия? Как сформировать устойчивые позитивные мотивы познавательной деятельности? Поистине вечная проблема, стоящая перед педагогикой. Поэтому соблюдение разумного баланса между этими сторонами процесса преподавания является главной трудностью и одновременно основной возможностью творческого самовыражения учителя.
Перспектива заманчива – ребёнок будет учиться хорошо не потому, что за плохую оценку ругают родители или стыдно перед одноклассниками, а потому что ему это станет необходимо, приятно и главное интересно. И как результат, мы будем иметь активную личность, стремящуюся к самореализации. Именно поэтому, необходимо в первую очередь так построить образовательный процесс, чтобы заинтересовать ребёнка трудной, но интересной «дорогой познания», показать ему направление пути, затем, вооружить всеми необходимыми навыками для активного исследования, анализа и преобразования действительности.
Какие же методы можно использовать на уроках истории для повышения мотивации учащихся?
- Метод игры.
«Познавательные игры (дидактические) – это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых учащимся предлагается найти выход. Главное назначение данного метода - стимулировать познавательный процесс. Такие стимулы учащийся получает в игре, где он выступает активным преобразователем действительности».
Применение такого вида деятельности, как игра, в процессе образования вызвано тем, что ребёнок получает удовольствие не только от позитивного результата, но и от самого процесса обучения. На некоторое время подсознательное восприятие усвоения знаний как некоего трудного и скучного занятия, замещается на лёгкое и весёлое времяпровождение. Время и продолжительность игровой паузы должно выбираться в соответствии с темой занятия, объёмом необходимого изложения теоретического материала и должно служить дополнением к уроку, но, ни в коем случае, не замещением или подменой процесса обучения.
Использование игр возможно для всех школьных возрастов, главное учесть восприятие игрового момента учеником как соответствующего его возрасту занятия, таким образом, чтобы игра на уроке не превращалась в балаган. Чтобы заинтересовать ребёнка необязательно организовывать целое театральное действо, можно включать элементы игры в любую часть урока, многие игры не требуют особой подготовки и их использование несложно. Например, для учащихся 5 – 6 классов это может быть игра-разминка в начале урока по проверке домашнего задания с разбивкой класса на команды или целый урок-игра по обобщению материала по пройденной теме. В то же время, для учеников 8 – 9 классов более подходит игра-диспут, где старшеклассники не только показывают знания, полученные на уроках, но и высказывают своё личное мнение по заданной теме.
- Метод проблемных задач.
«Процесс мышления берет свое начало в проблемной ситуации» .
Под методом проблемных учебных задач понимается способ обучения школьника самостоятельному решению учебных задач, методика решения которых ему ещё не известна.
Во многом здесь может помочь правильно подобранный учебник. Систематическое применение элементов проблемных задач с многовариантными решениями, изложенных в учебной книге, будет способствовать и развитию неординарного мышления у детей, и не так трудоёмко для реализации педагогом. Главным успехом в данном опыте можно считать повышение активности детей, шквал вопросов, нестандартные ответы.
На практике это проявляется в том, что учителя демонстрируют классу ложную и противоречивую картину поисков решения, всю трудность этой работы, оказывая не только продуктивные, но и тупиковые ходы мысли, соответственно анализируя и оценивая их. Ученики становятся активным участниками процесса поиска решения, начинают понимать источники его возникновения, а не просто заучивают этапы получения результата. В процессе они легче осознают причины своих ошибок, затруднений, оценивают найденный способ, сравнивают его с теми, которые предлагаются другими учащимися.
При использовании этого метода существенно меняется роль учителя в учебном процессе. Он осмысленно идёт на творческое сотрудничество со школьниками при выполнении учебных задач, что предполагает совместное обсуждение различных подходов к решению, борьбу мнений, столкновение точек зрения. При этом учитель и учащиеся становятся относительно равноправными участниками совместной учебной деятельности.
- Использование медиа- и компьютерных технологий.
Компьютерные технологии с каждым днём всё более прочно обосновываются в образовательном процессе. Это уже не эксклюзивное новшество, а жизненная необходимость. Историческая наука, как одна из немногих наук, где возможности научного эксперимента ограничены самим предметом изучения, всегда нуждалась в красочном воспроизведении событийного материала. Учителю, вынужденному опираться, в лучшем случае на тематическую карту, альбомы с репродукциями и старые кинофильмы, приходилось в большей степени полагаться на свои лекторские способности. Появление различных образовательных ресурсов, посвящённых истории существенно облегчило и разнообразило работу учителя. Особо следует остановиться на расширении возможностей в изучении тем, касающихся культуры. Только с помощью медиа- и компьютерных технологий у нас появилась возможность в полной мере приобщить детей к сокровищам мировой архитектуры, скульптуры, зодчества, которые многим не доведётся увидеть вживую.
- Научно– исследовательскиеработы.
Высшей степенью успешности формирования позитивных мотивов познавательной деятельности являются научно – исследовательские работы с учениками. Желание детей вести собственное исследование является главным показателем того, что деятельность педагога в русле развития познавательной активности дала положительные результаты. Поскольку самостоятельное исследование сопряжено с трудностями объективного характера, требует много времени и усидчивости, факт выхода с работой на научные конференции, а тем более, положительная оценка на них, для детей значит очень много.
Можно быть уверенным, что это уже самостоятельные личности, склонные к поиску и анализу информации, личности, которые будут занимать самостоятельную жизненную позицию, что так необходимо современному российскому обществу.
- Метод проекта.
Метод проекта зародился во второй половине ХIХ века в сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических концепциях “прагматической педагогики”, основоположником которой был американский философ-идеалист Джон Дьюи (1859 – 1952). В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.
Метод проектов позволяет решить одну из самых острых проблем современного образования – проблему мотивации. С помощью традиционных методик детей учёбой не увлечь. Не только отстающие, но и одарённые ребята тоже, бывает, скучают на уроках. Поэтому необходимо выдвигать перед детьми такую проблему, которая интересна и значима для каждого.
Для творческой продуктивности проекта важно сформулировать такие задания, которые не имели бы единых, заранее известных решений. Формулирование открытого задания может стать результатом коллективного обсуждения проблемы. Верхом мастерства учителя является ситуация, когда гипотезу или проблемный вопрос формулируют сами ученики.
«Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации» .
Данный метод позволяет учителю почувствовать важность и необходимость своей работы, когда поставленные детьми проблемные вопросы не просто интересны, но и новы для самого учителя. При этом, учащиеся могут выбрать дело по душе в соответствии со своими способностями и интересами и при выполнении проектов учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания. В итоге у детей развиваются их творческие и интеллектуальные способности, самостоятельность, ответственность, формируются умения планировать и принимать решения. Учебные проекты учащихся должны быть прообразами проектов в их будущей взрослой жизни. Выполняя их, дети приобретают опыт решения реальных проблем, продвигаясь вперёд к поставленным целям.
Ещё одной особенностью данного метода является тесная связь с другими методами повышения мотивации учащихся: могут присутствовать элементы игры, используется метод проблемных задач, проводятся научно – исследовательские работы, а также применяются новейшие компьютерные технологии, такие как электронная почта, поисковые системы, электронные конференции, олимпиады, конкурсы.
В заключении хочу отметить, что все рассмотренные методы обучения будут реально приносить плоды только в том случае, если педагог будет выполнять свою работу с любовью и уважением к детям, всячески поддерживать и развивать в них трудолюбие, тягу к знаниям и творческие возможности. Только если учитель сам заинтересован в результатах своего труда, возможен процесс обучения и воспитания подрастающего поколения.
Литература:
Ушинский К.Д. Педагогические сочинения в 6 томах, т. 5. - М.: Педагогика, 1990.
Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1999.
Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1958.
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2005.
Приёмы мотивации учащихся на уроке истории в 6-7 классах
«Не пытайтесь удовлетворить своё тщеславие,
стараясь научить кого-то слишком многому.
Разбудите в человеке любопытство.
Достаточно приоткрыть разуму дверь,
не перегружая его, просто заронить в него искру.
Если там есть чему гореть, разум будет охвачен пламенем».
Анатоль Франс
В условиях современной школы мотивация является одной из наиболее актуальных проблем. Редко встретишь учителя, который не жалуется на то, что детям ничего не нужно, что они не выполняют домашних заданий, скучают на уроках, а то и вовсе на них не ходят. Очевидно, что низкая мотивация сегодняшних школьников ставит под сомнение эффективность учебной деятельности в целом. И многое в решении этого вопроса зависит от мастерства учителя, от его умения организовывать учебный процесс, от его творчества и постоянного поиска новых форм и приемов обучения. Творческий учитель постоянно спрашивает себя:
- что можно сделать, чтобы ученики хотели учиться?
- Как спланировать виды деятельности на уроке и вне его?
Ни программа, ни учебник, ни методическое пособие не могут предоставить педагогу готовую схему. Он должен сам сконструировать его, учитывая условия обучения и состав учащихся. Учителю нужно в какой-то степени отойти от стандартного урока, внести что-то новое, что могло бы привлечь внимание, активизировать деятельность учащихся, заставить их мыслить, искать, действовать. Формирование активной личности невозможно без активности в овладении знаниями
Пришлось задуматься над вопросом: что я могу сделать для того, чтобы повысить мотивацию к изучению своего предмета, какие использовать приёмы, чтобы ученикам было интересно на уроках истории, чтобы у них развивались интеллектуальные качества и стремление к творчеству, чтобы они получали удовольствие от своей деятельности и повышали качество знаний по предмету.
Однажды мне ученик сказал на уроке: «Мне тогда все понятно, когда интересно». Значит, ребенку должно быть интересно на уроке. Так как же сформировать его у ребенка? Ответ на это вопрос простой, необходимо использовать различные приемы на уроках, которые делают их неповторимыми. И держит в напряжении интерес учащихся. Применение их на уроках позволяет разнообразить образовательный процесс, повысить интерес к своему предмету, а главное выполнить преподавателю свою главную функцию – сформировать разносторонне развитую, думающую и анализирующую личность.
Сейчас мне хотелось бы остановиться на тех приемах мотивации, которые я использую на уроках истории 6-7 классах:
Самый частый прием, который я использую, «прием проблемное обучение».
Проблемное обучение – обучение, при котором учащимся знания не сообщаются в готовом виде. Знания приобретаются только в процессе разрешения проблемных ситуаций.
Используя проблемное обучение, я учитываю готовность учащихся каждого класса к восприятию проблемного материала: общий уровень знаний, настроенность на урок, опыт применения проблемного обучения в данном классе. Для оптимизации проблемного обучения необходима вариативность, т. е. выбор такого варианта проблемного подхода к изучению материала, который в наибольшей мере отвечает уровню данного класса. В классе с высоким уровнем мотивации учащихся после изложения факта можно ставить проблемы одну за другой, в классе со слабой мотивацией можно объяснить материал самой и в конце провести опрос проблемного характера. Составляю вопросы таким образом, чтобы дети их с нетерпением встречали и радовались поиску ответов на них; чтобы не ответить на них совсем, промолчать было бы просто невозможно, и чтобы даже неправильный, неточный ответ не понижал, а, напротив, повышал познавательную активность ученика.
При объяснении нового материала я использую две формы проблемного обучения - проблемное изложение и поисковую беседу.
В ходе проблемного изложения проблему ставит и решает учитель. Не просто излагаю материал, а размышляю, рассматриваю возможные подходы и пути решения. Учащиеся следят за логикой рассуждения, анализом, глубже усваивают материал. Проблемное изложение применяю, когда материал совсем новый и слишком сложный.
Проблемное изложение можно использовать при изучении темы «Истоки образования российского государства», в 7-м классе спорным, например, остается вопрос: откуда взялся на Руси образ двуглавого орла? Учащимся предлагаются разные точки зрения историков по этому вопросу. Таким образом, приходим к выводу, что вопрос о происхождении орла на печати Ивана III пока остается открытым.
Смысл поисковой беседы в том, чтобы привлечь учащихся к решению выдвигаемых на уроке проблем с помощью подготовленной заранее системы вопросов. Использую эту форму в тех случаях, когда дети обладают необходимыми знаниями для активного участия в решении выдвигаемых проблем.
Когда я стала подавать содержание нового материала в проблемном ключе, то заметила, что дети стали активнее и самостоятельнее. Например, если раньше при изучении темы «Средневековый город» в 6-ом классе, детям навязывалась точка зрения, что в городе жить лучше, то сейчас при постановке проблемы «Где в средневековом городе лучше жить: в городе или в деревне?» учащимся предоставляется возможность высказать собственную точку зрения и обосновать ее.
Приступая к применению метода проблемного обучения в том или ином классе, учитель должен быть уверен, что ученики способны к репродуктивному получению знаний и у них имеется определенный базис. Проблемный метод требует большой затраты времени, и нецелесообразно применять его при проверке домашнего задания. В процессе решения новой проблемы материал предыдущих уроков сам по себе актуализируется.
Пример. В 6-м классе по теме « Византийская империя» я знакомлю детей с политикой императора Юстиниана по фрагментам документа, даю собственное изложение темы. Учащимся предлагаю выразить свое отношение к этому правителю. В ходе урока дети «собирают», записывают мысли учителя, слушают информацию, чтобы обоснованно выразить свое мнение на этапе закрепления.
Исследовательская атмосфера уроков проблемного обучения позволяет вовлечь учащихся в активный познавательный процесс. Меняется роль учителя. Он - консультант, помощник, наблюдатель, источник информации, координатор. Учитель становится организатором самостоятельного учебного познания учащихся.
Безусловно, если решение проблемной задачи на каком-то этапе зашло в тупик, учитель может и должен направить ребят в нужное русло.
Таким образом, постановка проблемы обеспечивает мотивацию учеников, а новые знания приобретают для детей личную значимость. Такая форма организации урока активнее формирует мышление и речь учащихся, они радуются тому, что сами решают проблемы, о которых спорят ученые. Они учатся отстаивать собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу.
После недолгих наблюдений при использовании стандартной формой опроса, у учеников снижается интерес, к самому предмету. И я решила попробовать нестандартные формы опроса. Нестандартные формы опроса, воспринимаются учениками гораздо лучше, чем стандартные, и предлагаются учащимся либо в качестве разминки в начале урока, либо для разрядки, смены вида работы в течение урока. Пусть он будет не каждый урок, но эффект новизны даст знать повышением интереса учащихся к уроку, к материалу и к конкретному «учителю с искоркой».
Вот некоторые из таких заданий, которые я использую на своих уроках:
- «Скорое место».
Рядом с рабочим местом учителя, но боковым положение к ученикам класса устанавливаю 2-3 стула. Ученикам объясняется, что те учащиеся, которые будут приглашены на эти места, смогут получить оценку «9,8», «7,6» или «5,4» при условии быстрых и верных ответов на задания. Соответственно оценивается по 1 баллу за верный ответ.
На подготовку к ответам дается 2-3 минуты, в это время остальные ученики готовятся к фронтальному опросу.
Оценки выставляются, они «прозрачны». Можно проводить дальнейший опрос во фронтальной форме.
- «Да или нет?».
Опрос всего класса по рядам, поочередно. Задаю вопросы на которые можно ответить да или нет. Учитывается дисциплина, ведется открытый подсчет баллов на доске. Всему ряду, давшему наибольшее количество правильных ответов, оценки не выставляются, но разрешаются дополнения короткими рассказами учащихся, которые учитель и оценивает.
- «Вопрос другу».
Можно данную форму опроса использовать после традиционного, когда учащиеся не успевшие ответить, но имеющие желание это сделать, приглашаются встать со своего рабочего места и класс по домашнему материалу задает вопросы (обычно 5-6). Учитель корректирует вопрос, если это необходимо. Данная форма позволяет ученикам учится слушать друг друга более внимательно, вникать в вопрос, учиться его задавать.
- «От первого лица»
Учащимся дается задание при прочтении материала домашнего задания приготовить небольшой рассказ от первого лица любого человека, о котором упоминается в материале.
- «Интервью»
Учитель дает задание 6 ученикам сформировать пары, в которых один - журналист, другой - историческое лицо. Цель журналиста – продумать не менее 10 вопросов к историческому лицу, цель исторического лица – знать, что нужно отвечать. Оценивается, как умение задавать вопросы, так и умение конкретно на них отвечать.
- «Блиц»
Учащиеся в быстром темпе отвечают на предложенные учителем вопросы по пройденному материалу. Ученик, выбранный учителем в качестве помощника, раздает цветные фишки. По количеству набранных фишек выставляется оценочный балл. Учитель должен заранее сообщить соотношение количества набранных фишек и оценок.
- «Дай пять»
Учитель просит ребят на своих листочках обвести карандашом свою ладошку. Далее говорит, что в Позднем средневековье начинается объединение страны под властью короля, и королевская власть стала центром государства, и в изучении данного вопроса нам с вами помогли знаем следующее понятия:
Централизованное государство
Сословно-представительная монархия
Парламент
Генеральные штаты
Учащиеся в изображения своих пальчиков вписывают термины и дают пояснения.
- «Путаница»
Учитель рассказывает ребятам: «Представляете, у меня до урока упала книжка на пол, и в некоторых словах перепутались буквы. Ребята, помогите им найти свои места!»
- Прием «Крепкий орешек»
Расставьте в хронологическом порядке события и прочитайте зашифрованное слово, объясните его.
- Прием «Древо мудрости»
На доске прикреплено дерево с плодами и листочками, на которых с обратной стороны написаны вопросы. Тот, кто сорвал плод и правильно ответил на вопрос, получает 3 балла, зеленый листочек – 2 балла, желтый – 1 балл.
На своих уроках, я часто использую наглядность (рисунки, фоторепродукции памятников архитектуры и скульптуры, учебные картины), чтобы сделать историю живой, яркой, зрительно ощутимой - такова одна из задач наглядного обучения. «Лучше один раз увидеть, чем 10 раз услышать», - гласит народная мудрость. Наглядность помогает учащимся конкретно представить яркие и точные зрительские образы прошлого. Как бы ни ярки мои слова, отрывок из документа или художественное описание исторического факта, все же этого недостаточно для образования представлений о жизни людей прошлых времен. Если ученики ни разу не видели изображения средневекового, рыцаря, феодала, крестьянина, их жилища, как они одевались - им будет трудно, и неинтересно изучать историю. На своих уроках используя учебную картину, добиваюсь, чтобы школьники не просто «взглянули на картинку», а действительно увидели, что там изображено, обратили внимание не только на общий план, но и рассмотрели детали, которые часто наиболее важны для исторического анализа.
Нина Ивановна Подопригора,
учитель истории,
МБОУ СОШ №76, п. Гигант,
Ростовская область.
Мотивация учения как условие активной деятельности обучающихся на уроках истории и обществознания.
Успех в освоении основ наук зависит, прежде всего, от желания самого ребенка приобретать эти основы. Компьютеризация общества вместе с новыми возможностями породила новые проблемы, одной из которых является падение интереса к обучению. Намного проще и легче детям найти готовые ответы в интернете, чем продумать и проанализировать источник, не имеет смысла внимательное поведение школьника на уроке, так как содержание материала можно найти на сайте. Ребята перестали мыслить, потерялся интерес к предмету, что привело к снижению качества знаний. Удивляют ответы школьников в социальных сетях по историческим событиям, личностям, хронологии. Вяземский в оценке результатов знаний приводил примеры ответов студентов на детские вопросы по истории, которые демонстрировали полную безграмотность, отсутствие фактических знаний. Любой гражданин Отечества должен знать основные вехи развития своего государства и общества, исторических личностей – государственных деятелей, полководцев, деятелей культуры. К сожалению, сегодня интерес к истории угас, общество все больше воспринимает сенсационные события, причем не всегда истинные. Для ликвидации этого пробела в процессе становления личности необходимо усилить внимание к побуждению, интересу изучения истории. Большинство обучающихся не склонно посвящать себя непрерывному процессу обучения, ориентируясь только на свое желание познать практически непознаваемый мир. Важно выявить истоки инициативы обучающихся, обратившихся к дополнительному обучению.
Основным фактором я считаю, определяющим качество обучения, является мотивация. Это звено, которое соединяет элементы, определяющие дееспособность и мощность личностного интеллектуального запаса формирования знаний, умений, навыков.
Мотив в переводе с латинского обозначает проводить движение, толкать.
Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека. Мотив - авангардная, несущая основную нагрузку функции «деятельности».
Мотивация – это побуждение, вызывающее активность организма и определяющее его направленность.
Мотивация - совокупность побуждений к деятельности.
Мотивация описывает характеристики элементов, располагающихся в самом начале последовательности элементов учебного процесса, т.е. мотивацией задается образ, схема стимулированного целеполагания процесса обучения, его структура. Под мотивацией следует понимать стремление человека к самореализации в соответствии с его врожденными способностями к определенным видам деятельности и настойчивость в овладении ими на творческом уровне. Мотивация определяет направленность и степень целесообразности и продуктивности учебной деятельности. Её влияние всегда присутствует и отслеживается практически на всех этапах обучения. Мотивация в обучении рассматривается как условие активности и как предмет, на который эта активность направлена. Сильный, эмоционально яркий мотив существенно влияет на цель деятельности, при этом происходит явление сдвига мотива на цель. Отсюда следует, что нужна глубокая мотивация учения, устойчивые познавательные интересы, долг и ответственность обучающихся за успехи в учении.
Для того чтобы ребёнок успешно развивался, он должен совершать не любые действия, а вполне определённые. Что побуждает его совершать эти действия, что направляет и регулирует его деятельность в процессе обучения? Иными словами, что мотивирует, т.е. побуждает и направляет деятельность ученика? Педагог должен научиться управлять деятельностью учеников в процессе обучения, а для этого он должен уметь формировать у них нужную мотивацию. И если мы не сможем этого, то «все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у обучающегося не появится желание учиться» (В.А. Сухомлинский). Учитель должен уметь вызвать у ребёнка это желание, а это значит, что он должен формировать у него соответствующую мотивацию.
Именно этот фактор необходимо учитывать педагогу при подготовке к уроку. Первые минуты общения учителя и ученика должны вызвать неподдельный интерес у последнего к изучаемому материалу и процессу обучения в целом. Системная работа в таком направлении приведет к ожидаемому результату. Стимулировать желание школьника нужно на основе сочетания жизненной ситуации, его опыта, задач урока, учитывая психологические особенности ученика.
Важно почувствовать увлечения и кругозор детей и через них перейти к мотивации. Доступность решения поставленной проблемы порождает радость и желание лидировать в ходе всего урока. К примеру, при изучении темы «Олимпийские игры» в 5 классе я вошла в класс с мячом, диском, скакалкой и задала вопрос: « Что у меня в руках? Как вы думаете, почему сегодня я принесла спортивный инвентарь? Какое главное спортивное событие ожидает наша страна и весь мир? Где и когда пройдут Зимние олимпийские игры? Хотите узнать, откуда берут свое начало олимпийские игры?» Такое начало урока побудило детей к дальнейшей активной деятельности в ходе урока.
Урок обществознания в 6 классе по теме «Правила и нормы поведения в обществе», который проводился в декабре, начался хоровода под новогоднюю песню. Затем я поставила перед ребятами проблему: « Какой праздник мы будем вскоре встречать? Как вы готовитесь к нему? Существуют ли отличия в поведении на школьном утреннике и в повседневной жизни? Хотите составить правила поведения в общественных местах?»
Чувственное восприятие всегда вызывает эмоциональный интерес у обучающихся, а вслед за ним порождаются логичные рассуждения, которые перерастают в определение целей урока, его задач самими учениками. Такая системная работа позволяет формировать навыки проектной деятельности. Очень важно учителю определить главное, существенное, так сказать, ключевую компетенцию урока, ассоциировать ее с определенным предметом, вещью, и тогда познавательный интерес будет направлен в нужное русло, приведет к ожидаемому результату.
На уроке истории в 8 классе при изучении реформы отмены крепостного права я использовала маленький упаковочный мешочек золотистого цвета и с первой минуты урока спросила ребят: «Как вы думаете, что я положила в этот мешочек и принесла сегодня на урок?» Ответы были разные, прозвучал и правильный - земля. «Почему я поместила ее в золотой мешочек?» - вопрос сразу же был обоснован учениками. Ключевое слово названо, ценность ее определена и можно приступать к решению проблемы: на каких условиях крестьяне получали землю.
Такое нестандартное начало урока проводится не только на средней ступени обучения, но и в старшей школе. В 10 классе на уроке обществознания по теме « В чем смысл жизни» впервые минуты урока ребята из пластилина лепили цветы. «Легко ли было изменить форму пластилина? Легко ли изменить взгляды человека, его мировоззрение?» Поставленная проблема вызвала интерес к дискуссии, которая постепенно переросла в активную проектную деятельность.
Применяя различные технологии и операции при изучении нового материала необходимо поддерживать познавательный интерес. На этом этапе урока активизация осуществляется через индивидуальные, коллективные и групповые формы работы. Этому моменту учитель всегда уделяет много внимания, специфика его зависит от сложности темы, от поставленных целей и задач, от уровня подготовки класса и опыта учителя. Стимулирование познавательной активности учащихся осуществляю через дидактические игры (сюжетные, ролевые) наглядность (И К Т), творческие работы, познавательные задачи, ребусы, индивидуализацию(учет не только способностей, но и интересов), дифференциацию (разноуровневые задания), использование игровых, личностно – ориентированных, развивающих, проблемных педагогических технологий.
Завершающий этап урока предполагает самооценочный характер работы ученика на уроке. В психологии это называется рефлексией – размышлением человека, направленным на анализ самого себя. Рефлексия (от позднелат. reflexio - обращение назад, отражение), форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов; это обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление. Для осуществления компетентного подхода в обучении очень важно подводить ученика к самоанализу его деятельности на уроке. В зависимости от возраста и изучаемой темы рефлексия проводится разными способами. Можно предложить школьникам традиционно дать ответы на вопросы: что узнал нового на уроке, какие термины усвоил, что вызвало сложность усвоения, почему. Я предлагаю более сложный вариант рефлексии: составить график по оценочной шкале своих знаний. В 5 классе для самооценки даю незаконченные предложения следующего характера: на уроке я узнал, что…, я хотел бы узнать…, для этого мне нужно…, эти знания мне пригодятся …., мне не понятно….. Для оценки себя на уроке широко использую смайлики, ребята их рисуют в зависимости от своих ощущений. Применяю психологический метод отображать свою деятельность цветовой гаммой. Учителю предоставляется возможность увидеть уровень знаний и уровень интереса детей на уроке. Мониторинг результата позволяет учителю перспективно определять задачи обучения, выявлять пробелы в знаниях и возможности устранения их.
Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности.
Из вышеизложенного можно сделать следующий вывод:
1.Мотивация является особо важным и специфическим компонентом учебной деятельности.
2. Через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психические цели обучающихся.
3. Через мотивацию формируется определенное отношение учащихся к учебному предмету и осознается его ценностная значимость для личностного развития.
4. Через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов, а это приоритетная задача, которая сегодня должна реализоваться в педагогической деятельности.
Библиографический список:
1.Шоган В.В. Методика преподавания истории в школе: новая технология личностно-ориентированного исторического образования: учеб. пособие/ Ростов н/Д: Феникс, 2007.
2.Р.С.Немов. Психология образования.// М. Владос 2001г.
3.Н.Г.Лусканова. Диагностика школьной дезадаптации.// ВНИК 1993г.
4.Н.В.Немова. Мотивация учебных достижений.// М.2001г.