Выделительная система грибов. Физиология системы органов выделения. Что впереди? Предвосхищение на основе суждений
Вспомните
- Как растения удаляют ненужные вещества?
- Как удаляются ненужные продукты жизнедеятельности у животных?
Организмы в процессе жизнедеятельности образуют конечные продукты обмена, которые выделяются в окружающую среду. Освобождение от них называют выделением . У растений и грибов, в отличие от животных, нет специальной выделительной системы. Продукты обмена у них могут накапливаться в клетках и органах. Например, плодовые тела старых шляпочных грибов содержат ядовитые вещества, поэтому их нельзя употреблять в пищу.
У растений продукты обмена веществ накапливаются в вакуолях клеток, в специальных хранилищах, например в смоляных ходах у хвойных, млечных ходах у одуванчика и молочая. У многолетних растений они накапливаются в коре, иногда в древесине. Удаление продуктов жизнедеятельности у растений происходит через корни и опавшие листья. Установлено, что к осени в клетках листьев накапливаются вредные для растения вещества, которые удаляются из растения вместе с опадающими листьями.
Через устьица и чечевички коры, например березы, из растения удаляется углекислый газ (см. рис. 53).
Выделение Сахаров у растений осуществляется специальными образованиями - нектарниками. У большинства растений они находятся в цветках, а у некоторых - на стеблях и листьях. Нектар обладает бактерицидными свойствами и защищает завязь цветка от микроорганизмов. К тому же нектар наряду с окрашенным венчиком и ароматом цветков является важным приспособлением для привлечения насекомых, осуществляющих перекрестное опыление.
Через специальные железы растений в атмосферу выделяются летучие вещества, в том числе эфирные масла. К эфиромасличным растениям относятся пеларгония, мята, мелисса, эвкалипт. Многие из них используются в лекарственных целях, а также для ароматизации продуктов, изготовления парфюмерной продукции.
Опавшие листья растений содержат неорганические и органические вещества и представляют собой очень ценное удобрение. Поэтому садоводы закладывают листья в компостные кучи. Благодаря опавшим листьям почва в лесу ежегодно обогащается перегноем. Вот почему их не надо жечь. Вполне понятно, что сбор опавших листьев и вообще удаление лесной подстилки в лесу отрицательно сказываются на жизни деревьев.
В городах, где почва и воздух загрязнены выхлопными газами автомобилей, выбросами промышленных предприятий, в листьях накапливаются ядовитые вещества. Поэтому их нельзя использовать для приготовления компоста, а почву следует регулярно удобрять.
У животных в процессе обмена веществ также образуются вредные продукты жизнедеятельности, которые удаляются во внешнюю среду. У гидры, медузы продукты обмена удаляются через поверхность тела. У насекомых эту функцию выполняют трубчатые выросты кишечника, через которые из полости тела удаляется жидкость с продуктами обмена. У дождевого червя органами выделения служат выделительные трубочки - по одной паре в каждом членике. Вода и продукты распада из полости тела собираются с помощью воронки и выводятся по трубочкам через отверстие на поверхности тела.
Продукты обмена у рыб удаляются через жабры и почки. У птиц и млекопитающих продукты обмена веществ выводятся через почки , легкие, кишечник и потовые железы. Через легкие выводятся углекислый газ, вода и некоторые летучие вещества. Кишечник выделяет некоторые соли в составе экскрементов. У большинства зверей и человека часть вредных для организма веществ удаляется вместе с потом.
Однако основная роль в выделительных процессах принадлежит почкам. Они выводят из организма мочу, содержащую воду, соли, аммиак, мочевину или мочевую кислоту. Через почки из организма удаляются многие чужеродные и ядовитые вещества, образующиеся в процессе жизнедеятельности или при принятии лекарств.
Ответьте на вопросы
- Где у растений накапливаются продукты обмена веществ?
- Как происходит выделение вредных веществ у растений?
- Какие продукты обмена веществ выделяются из организма позвоночных животных через легкие, кишечник, потовые железы?
Новые понятия
Выделение. Почки.
Подумайте!
Чем различается выделение веществ у растений и животных?
Моя лаборатория
У растений вредные продукты жизнедеятельности удаляются во время листопада. Листопад обычен у деревьев и кустарников. Изредка встречается у трав, например у крапивы, недотроги. Массовый листопад, приводящий к полной потере листьев, происходит у растений умеренного пояса с наступлением зимы, а у растений субтропиков и тропиков в засушливый период.
У древесных растений умеренных широт подготовка к листопаду начинается задолго до наступления морозов. Перед листопадом листья меняют свою окраску с зеленой на желтую, оранжевую, красную и др. (рис. 61).
Рис. 61. Разнообразие окраски листьев перед листопадом
Это связано с тем, что к осени происходит старение листьев. В них накапливаются продукты обмена веществ, разрушается зеленый пигмент листьев - хлорофилл. Более стойкие пигменты (красные, желтые и др.) сохраняются. Они-то и придают листьям осеннюю окраску в этот период.
Сигналом к наступлению листопада служит сокращение длины светового дня. Установлено, что деревья вблизи уличных фонарей сохраняют листья дольше, чем растущие вдали от них.
Опадение листьев связано с появлением у основания листа отделительного слоя из легко разъединяющихся клеток. Поэтому даже при небольшом ветре листья опадают. Продолжительность листопада у различных растений неодинаковая. Береза сбрасывает листья около двух месяцев, липа и дуб - в течение двух недель. Деревья, растущие в одиночку или небольшими группами, где они подвержены ветру, теряют листья раньше, чем растущие в лесу. Листопадные деревья в лесах умеренных широт стоят без листьев до восьми-девяти месяцев в году, во влажных тропических лесах - иногда всего несколько дней. Листопад играет важную роль в жизни леса - опавшие листья перегнивают и служат хорошим удобрением, предохраняют корни от вымерзания.
Но не все растения сбрасывают листья. Некоторые сохраняют их всю зиму. Это вечнозеленые кустарнички: брусника, вереск, клюква. Мелкие, плотные листья этих растений, слабо испаряющие воду, сохраняются под снегом.
С зелеными листьями зимует большинство хвойных деревьев и кустарников. Некоторые травы, например земляника, клевер, чистотел, тоже уходят под снег зелеными.
Задание
Осенью проведите наблюдения в природе за изменениями в жизни растений: окраской листьев, листопадом (начало и конец), созреванием плодов и семян (каких растений), изменениями в жизни животных (исчезновение муравьев, отлет птиц).
Выводы к главе 3
Обмен веществ - основное свойство всех организмов. Организмы непрерывно обмениваются с окружающей средой веществами и энергией. С прекращением обмена веществ прекращается и жизнь.
Питание - необходимое условие обмена веществ. По способу питания все организмы делят на две группы: автотрофы и гетеротро-фы. Автотрофные организмы образуют органические вещества из неорганических с использованием энергии Солнца или энергии, освобождающейся в ходе химических реакций. Гетеротрофные организмы питаются готовыми органическими веществами.
Дыхание - процесс постоянного обмена газами (газообмен) между организмом и окружающей средой. В результате дыхания освобождается энергия, заключенная в органических веществах клеток. Эта энергия используется на процессы жизнедеятельности организма: питание, рост, развитие, размножение, передвижение веществ.
Транспорт веществ в организме обеспечивает связь между всеми органами организма и с окружающей средой. Транспортная система растений представлена сосудами и ситовидными трубками. У животных основными переносчиками питательных веществ и кислорода являются гемолимфа и кровь.
Выделение - освобождение организма от вредных продуктов жизнедеятельности. У растений они удаляются с опавшими листьями. У животных выделение осуществляется через поверхность тела, систему выделительных трубочек, жабры, почки, легкие, кишечник, кожу.
Конечными продуктами расщепления жиров и углеводов являются вода и углекислый газ. При распаде белков, кроме того, выделяется еще и аммиак. В печени аммиак превращается в мочевину. Все эти вещества попадают в кровь и переносятся к почкам илегким , через которые и происходит их удаление из организма.
В выведении продуктов обмена принимает участие и кожа : удаляется часть углекислого газа; потовые железы кожи выводят воду, соли, около 1% мочевины. Вкишечник из секретируются желчные пигменты и соли тяжелых металлов.
Главной системой, отвечающей за выведение продуктов метаболизма, является мочевыделительная система. Почки выполняет ряд функций: удаляют ненужные продукты обмена (аммиак, мочевину);выводят из организма "чужеродные" вещества (ядовитые вещества, всосавшиеся в кишечнике, лекарственные препараты);регулируют водно-солевой обмен иpH крови;синтезируют биологически активные вещества , регулирующие кроветворение и кровяное давление,выводят избыток глюкозы из организма.
Выделительная система представлена почками, мочеточниками, мочевым пузырем, мочеиспускательным каналом.
Почки на задней стенке брюшной полости, правая ниже левой на 1 - 1,5 см. Покрыты фиброзной капсулой , в области ворот (место входа в почку сосудов и мочеточника) и на задней стенкежировая ткань .
Расположены почки в задней части брюшной полости (рис. 218), правая ниже левой на 1-1,5 см, так как над ней находится печень.
Рис. 218. Расположение органов выделения
Рис. 219. Строение почки:
1 - почечная артерия; 2 - почечная вена; 3 - мочеточник; 4 - корковое вещество; 5 - пирамидки мозгового вещества; 6 - почечная лоханка.
Рис. 220. Микроскопическое строение почки:
1 - фиброзная капсула; 2 - жировая ткань; 3 - корковый слой; 4 - мозговой слой; 5 - сосочек; 6 - малая чашка.
В почке (рис. 219) снаружи расположено корковое вещество толщиной около 4 мм, содержащее почечные тельца нефронов, под ниммозговое вещество , образующее пирамидки, верхушки которых называются сосочками (в среднем 12).
В сосочках собирательные трубочки открываются в малые чашки (8-9 штук), затем вторичная моча попадает в двебольшие чашки и затем в полость - почечную лоханку (рис. 220).
Кровь попадает в почки из брюшной аорты через почечную артерию , очищенная выводится черезпочечную вену в нижнюю полую вену.
Основной структурной и функциональной единицей почки является нефрон , в почке около 1 млн. нефронов. В нефроне различают капсулу Боумена-Шумлянского, в которой находится капиллярный клубочек. Капсула продолжается в извитой каналец, впадающий через собирательную трубочку в почечную лоханку (рис. 221).За сутки вся кровь проходит через почки около 300 раз.
В капиллярном клубочке (мальпигиевом тельце) высокое кровяное давление, так как приносящая артериола клубочка почти в два раза больше по диаметру, чем выносящая . Выносящая артериола вновь разветвляется, оплетая капиллярами извитой каналец, затем венозные капилляры собираются в почечную вену.
Грибы — это царство эукариотических организмов (насчитывающее более 120 тыс. видов), представители которого характеризуются сочетанием признаков как растений, так и животных.
❖ Признаки грибов, сходные с признаками растений:
■ наличие клеточных стенок и центральных вакуолей в клетках;
■ неподвижность (прикрепленный образ жизни);
■ неограниченный верхушечный рост;
■ поглощение пищи путем всасывания (адсорбции);
■ размножение спорами;
■ способность к синтезу витаминов.
❖ Признаки грибов, сходные с признаками животных:
■ гетеротрофный тип питания;
■ наличие хитина в клеточных стенках;
■ отсутствие хлоропластов и фотосинтезирующих пигментов;
■ накопление углевода гликогена как запасного вещества;
■ образование и выделение мочевины как продукта метаболизма.
❖ Распространение грибов: грибы обитают в сырых затененных местах или на открытых пространствах в богатой органическими веществами влажной почве, в опавших листьях, гниющих пнях, на растениях и растительных остатках, на продуктах питания, в организмах животных и человека.
Строение грибов
Вегетативное тело у большинства видов грибов - грибница , или мицелий , образованный гифами .
Гифы — тонкие (толщиной 2-30 мкм) ветвящиеся нити, образующие вегетативное тело гриба. Обладают верхушечным ростом. Имеют разное строение у низших и высших грибов (см. ниже).
Различают субстратный и воздушный мицелий .
Субстратный мицелий служит для фиксации к субстрату и всасывания воды и минеральных веществ.
Воздушный мицелий (у некоторых грибов) поднимается над субстратом и содержит спорангии.
У шляпочных грибов мицелий расположен в почве, а на поверхности находится плодовое тело .
Плодовое тело — это видимая, поднимающаяся над субстратом часть гриба, представляющая собой множество плотно переплетенных гифов, являющаяся вместилищем спороносных органов гриба и служащая для защиты спор и их распространения.
Видоизменения мицелия (наблюдаются у многих грибов): ризоиды, гаустории, столоны, ризомицелий и др.
Ризоиды — нитевидные корнеобразные выросты, служащие для прикрепления мицелия к субстрату и поглощения из него воды и минеральных веществ.
Столоны служат для распространения гриба по субстрату.
Ризомицелий — это зачатки мицелия в виде тонких безъядерных нитей.
Клеточная стенка грибов содержит в основном полисахариды (связанные с белками и липидами), хитин, пигменты. В цитоплазме находятся одно или несколько ядер и клеточные органеллы.
Плектенхима — ложная ткань у многих шляпочных грибов, мицелий которых образован плотным переплетением многоклеточных гиф.
Низшие грибы — грибы, гифы которых не имеют перегородок и представляют гигантскую ветвящуюся многоядерную клетку (пример: мукор). Длительность жизни мицелия низших грибов -несколько дней.
Высшие грибы — грибы, гифы которых разделены на отдельные отсеки поперечными перегородками (септами). В центрах перегородок имеются поры, через которые перемещается цитоплазма. Имеют многоклеточный мицелий (примеры: пеницилл, шляпочные грибы). Длина клеток мицелия высших грибов может достигать нескольких метров. Длительность жизни мицелия высших грибов — несколько лет.
Размножение грибов
❖ Способы размножения грибов: бесполое и половое.
♦ Формы бесполого размножения грибов:
■ вегетативное размножение (частями мицелия);
■ почкование (пример: дрожжи);
■ спорообразование (посредством образования эндогенных (в спорангиях) или экзогенных (на конидиеносцах) спор.
Спорангий — орган бесполого размножения, в котором образуются эндогенные споры.
Конидиеносцы — специальные выросты мицелия, на которых образуются экзогенные , т.е. имеющие наружное происхождение, споры (конидии); пример: пеницилл.
❖ Половое размножение у грибов разнообразно:
■ у большинства видов — путем слияния женских и мужских половых гамет, в результате чего образуется зигота;
■ у некоторых видов высших и низших грибов — слиянием содержимого половых структур — гаметангиев, не дифференцированных на гаметы;
■ у многих высших грибов — слиянием содержимого двух вегетативных клеток мицелия, которое происходит путем образования между ними анастомозов (выростов).
Питание грибов
❖ Тип питания грибов — гетеротрофный.
Отдельные группы грибов
Плесневые грибы - микроскопические грибы, образующие на поверхности органических субстратов характерные пушистые или паутинистые налеты (плесень) серого, зеленого, черного или сизого цвета. Поселяются в верхних слоях почвы, на увлажненных продуктах, плодах, овощах, бумаге, коже, текстиле, навозе и т.д. Вызывают порчу продуктов, разрушают многие промышленные материалы; некоторые вызывают болезни растений. Продолжительность жизни субстратного мицелия — несколько дней. Питание сапротрофное. Размножение бесполое, спорами. У низших плесневых грибов (мукор и др.) споры образуются эндогенно в спорангиях; у высших плесневых грибов (пеницилл, аспергилл и др.) — споры (конидии) образуются экзогенно на конидиеносцах.
■ Головневые грибы поражают злаки, образуя на их колосьях большое количество черных спор.
■ Мучнисто-росяные грибы поражают рожь, пшеницу, крыжовник, люпин, образуя беловатый мучнистый налет.
■ Трутовые грибы (рис. 6.13) поселяются на деревьях. Из спор трутовиков, попадающих в раны в коре деревьев, формируется грибница, которая разрушает древесину. Продолжительность жизни субстратного мицелия - много лет.
Дрожжи — сборная группа грибов, не имеющих типичного мицелия и существующих в виде отдельных почкующихся или делящихся клеток овальной или округлой формы и их колоний (рис. 6.11). Встречаются на поверхности растений, в нектаре цветков, на плодах и ягодах, в почве. Имеют окислительный или бродильный тип обмена веществ. Питание сапротрофное. Размножаются почкованием. У некоторых дрожжей имеет место половой процесс в виде копуляции. При размножении дочерние клетки не отделяются от материнской. Продолжительность жизни субстратного мицелия — несколько дней. Дрожжи используются в хозяйственной деятельности человека (в хлебопечении, виноделии, пивоварении). Некоторые дрожжи патогенны (пример: кандилозы).
Шляпочные грибы (рис. 6.12) обитают на богатой органическими веществами почве или на гниющей древесине (пример: опята). Субстратный мицелий шляпочного гриба образует грибницу , а воздушный формирует плодовое тело , являющееся органом спороношения и состоящее из шляпки и ножки . Верхний слой шляпки покрыт кожицей и окрашен, на нижней стороне шляпки находятся пластинки (примеры: сыроежки, грузди) или трубочки (примеры: белые грибы, маслята). Продолжительность жизни субстратного мицелия — несколько лет.
Питание большинства шляпочных грибов — сапротрофное. Некоторые виды являются симбионтами: их грибница вступает в симбиоз с корнями растений, образуя микоризу (примеры: подберезовик, подосиновик, белый гриб). Для симбионтов необходимы определенные условия жизни: конкретные растительные сообщества, достаточное количество влаги и оптимальная температура.
Размножение шляпочных грибов — бесполое (осуществляется участками мицелия и спорами, образующимися в спорангиях эндогенно) и половое: в архегониях и антеридиях образуются гаметы, оплодотворение происходит с участием воды.
Съедобные шляпочные грибы (белый гриб, подберезовик, сыроежка, лисичка и др.) употребляются в пищу.
Условно-съедобные грибы можно употреблять в пишу после длительной термической обработки (сморчки, строчки).
Ядовитые грибы в процессе метаболизма накапливают ядовитые вещества; в пишу не употребляются (мухомор, бледная поганка, ложная лисичка и др.),
■ Один из отличительных признаков ядовитых грибов — наличие на ножке пленчатого кольца (за исключением ложных опят).
Микориза — это симбиоз мицелия грибов и корней высших растений. При этом мицелий (грибница) оплетает мелкие корни растения и проникает внутрь их, выполняя функцию корневых волосков. Гриб получает от растения органические вещества, а растение от гриба — воду и минеральные соли.
Значение грибов
❖ Положительное значение:
■ грибы участвуют в круговороте веществ и почвообразовании;
■ минерализуют органические остатки;
■ служат пищей для некоторых животных и человека;
■ используются в фармацевтической промышленности (пени-цилл), хлебопечении, виноделии, пивоварении (дрожжи).
Функции выделения из организма продуктов обмена веществ выполняют несколько систем органов, которые объединяют в единую функциональную выделительную систему. В нее входят:
-пищеварительная система - участвует в выделении непереваренных остатков пищи, продуктов метаболизма, некоторых лекарств, желчных пигментов, тяжелых металлов;
-дыхательная система - участвует в выделении углекислого газа, паров воды;
-кожа - через сальные и потовые железы выводятся вода, углекислый газ, продукты азотистого обмена (мочевина);
-мочевыделительная система - через нее удаляется до 75% выводимых из организма жидких продуктов обмена веществ.
В состав мочевыделительной системы входят: парные бобовидные почки , мочеточники , мочевой пузырь , мочеиспускательный канал .
Основной структурной единицей почки является нефрон (рис. 1), функцией которого является образование мочи.
Образование мочи
В процессе образования мочи выделяют две фазы: фильтрационную и реабсорбционную .
Первая фаза - фильтрационная - это образование первичной мочи в клубочках нефрона . Из почечных капилляров в полость капсулы профильтровывается из крови вода и растворенные в ней вещества. В первичной моче содержатся все компоненты плазмы крови, кроме высокомолекулярных белков, которые не могут профильтровываться через стенки капсулы и капилляров. Первичная моча также содержит аминокислоты, глюкозу, витамины и соли, продукты обмена - мочевину, мочевую кислоту. За сутки у человека образуется 150-180 л первичной мочи.
Рис. 1. Строение органов и структурных элементов выделительной системы. А - левая почка в разрезе; Б - нефрон; В - клубочек: 1 - корковое вещество; 2 - мозговое вещество; 3 - почечные пирамиды; 4 - основание пирамиды; 5 - почечные сосочки; 6 - извитые почечные канальцы; 7 - петля Генле; 8 - клубочек; 9 - почечное тельце; 10 - капсула клубочка (Боумана)
Во второй фазе - реабсорбции , которая происходит в канальцах нефрона , осуществляется обратное всасывание из первичной мочи в кровь нужных для организма веществ: аминокислот, глюкозы, витаминов. В канальцах всасывается 99% воды, содержащейся в первичной моче. В связи с этим во вторичной моче резко повышается концентрация сульфатов, фосфатов, мочевины, мочевой кислоты и других веществ, которые не всасываются в кровь, - происходит концентрирование мочи. В конечном счете в течение суток из 150-180 л первичной мочи образуется около 2 л вторичной мочи.
В канальцах нефрона наблюдается также выделение (секреция) веществ в мочу. В основном это вещества, которые не могут пройти из кровеносных капилляров в капсулу клубочков, например многие лекарственные препараты.
Продолжение. См. № 11/2004
Уроки биологии: развитие, творчество, комфорт
Тема «Организм как единое целое» . Текст параграфа (с. 52) начинается следующим предложением: «Многоклеточный организм представляет собой совокупность самых различных органов, деятельность которых взаимосвязана». Прочитав это предложение вслух, прошу учащихся прокомментировать его: пояснить смысл слов «совокупность», «взаимосвязана», выразить ту же мысль другими словами. Далее учащиеся читают последний абзац текста на с. 52, сравнивают его с первым, обобщают информацию, и каждый самостоятельно записывает главную мысль урока теми словами, которые ему более понятны.
Обращаясь к рисункам и тексту учебника, подтверждаем эту мысль конкретными примерами. Далее учащиеся по аналогии приводят свои собственные примеры, опираясь на повседневные наблюдения и свой жизненный опыт.
Если на уроке предстоит работа со сложным текстом, требующим глубокого понимания, например «Строение нервной системы позвоночных», «Половое размножение растений», «Рост и развитие животных», в качестве опережающего домашнего задания можно предложить учащимся подчеркнуть незнакомые или непонятные слова, а изучение нового материала в классе начать с фронтальной работы по разъяснению выделенных слов.
Помогают пониманию текста вопросы учителя, требующие разъяснения смысла прочитанного: Что это значит? Как вы это понимаете? Что имел в виду автор? Можно ли это сказать другими словами?.
Внимание к деталям
Привычка обращать внимание на отдельные детали, подмечать нюансы текста учебника способствует формированию критического и осознанного отношения к любой информации.
На с. 24 (тема «Митоз») смысл глагола «удваиваются» в двух соседних предложениях различен. В первом случае речь идет об увеличении количества органоидов, а в предложении о хромосомах понятие «удвоение» не связано с увеличением числа хромосом, оно означает лишь, что каждая хромосома становится двойной.
На с. 64 в абзаце о строении пищеварительной системы позвоночных есть одна «ловушка» для невнимательного читателя. При поверхностном чтении может сложиться представление, что печень и поджелудочная железа – это ферменты. Предлагаю учащимся изменить текст (заменить слово или поменять предложения местами) так, чтобы смысл его стал однозначным.
На с. 110 есть предложение, из которого можно сделать вывод, что медузы и кораллы – обитатели наших прудов. Прошу учащихся сделать это предложение более точным, не допускающим такого толкования.
Прежде, чем выполнять задание по рисунку на с. 126, придется уточнить вопрос (речь, вероятно, идет о способах бесполого размножения).
Наверное, в школьном учебнике для шестиклассников нельзя написать понятно все обо всем, поэтому вполне закономерны некоторые недоговоренности, умолчания. Но как они будят мысль и любознательность учеников!
Тема «Выделение» . На с. 81 имеется следующая фраза (изумительная по количеству недоговоренностей!): «А минеральные соли, некоторые органические вещества выводятся через кожу, кишечник и специальные приспособления. Некоторые животные имеют особые клетки, в которых накапливаются продукты обмена. Это почки накопления».
Эти три предложения рождают у учащихся поток вопросов: «Какие органические вещества выводятся? А через кожу и кишечник выводятся одинаковые вещества или разные? А выводятся ли органические вещества через кожу у человека? Какие специальные приспособления есть у животных? Как они называются? У каких животных есть такие приспособления? Какие животные имеют особые клетки? Как выглядят эти клетки? Где они находятся? Какие вещества в них накапливаются и в каком виде: в жидком или в твердом? Почему их назвали почками, если это клетки? Как выглядят почки накопления? В какой части тела они расположены? Как решается проблема защиты организма от отравления продуктами обмена, которые в них накапливаются? Какова продолжительность жизни животных, имеющих «почки накопления»?»
Возможно, самым любознательным ученикам захочется найти ответы на эти вопросы в дополнительной литературе.
Тема «Половое размножение растений» . На с. 134 читаем абзац о размножении спирогиры, рассматриваем рисунок. У ребят вновь возникают вопросы, на которые нет ответа в учебнике: «Откуда берется слизь? Погибает ли спирогира после размножения? Любые ли клетки спирогиры могут сливаться?»
Природную любознательность шестиклассников можно удовлетворить, предложив им выполнить творческое задание по дополнительной литературе: взять интервью у парочки спирогир, в котором они раскроют все свои сокровенные тайны.
Что впереди? Предвосхищение на основе суждений
До чтения текста предлагается ряд утверждений, из которых необходимо выбрать верные. Затем учащиеся обращаются к учебнику и проверяют правильность выполнения задания. Для этого им придется прочитать текст, обращая внимание на мельчайшие детали, и проанализировать свои ошибки. Последующий коллективный анализ утверждений, исправление, уточнение и дополнение некоторых из них будут способствовать осмыслению учебного материала.
Для подобной работы можно использовать материал учебника под рубрикой «Какие утверждения верны?», а можно самим составлять предложения, включая в них часто встречающиеся ошибки и неточности, чтобы обратить на них внимание учащихся и избежать их появления в дальнейшем.
Вот примеры таких утверждений по теме «Дыхание».
1. Дыхание – это газообмен между
организмом и окружающей средой.
2. Кислород в процессе дыхания поглощают только
животные.
3. В результате дыхания выделяется энергия.
4. В результате дыхания выделяется углекислый
газ.
5. Поглощать кислород всей поверхностью тела
могут только одноклеточные организмы.
6. Трахеи – это тонкие трубочки в организмах
некоторых животных.
7. Жабры всегда находятся под жаберными крышками.
8. Человек может дышать кожей.
9. Газообмен в стебле происходит через устьица.
10. На 1 мм 2 листа клена располагается до 550
устьиц.
Возвращение назад
Этот прием предполагает обращение к ранее изученному материалу с целью его уточнения, дополнения, установления связей с новым материалом и в значительной мере способствует формированию глубоких и систематических знаний.
Изучая тему «Дыхание», можно вернуться к описанию митохондрий (с. 18) и уточнить одно из предложений текста (заменить слово «расщепления» на «окисления»). А можно вернуться к тексту на с. 5 и уточнить, что энергия при дыхании высвобождается в процессе окисления питательных веществ.
Изучая тему «Выделение», можно предложить учащимся обратиться к характеристике выделительной системы на с. 47 и найти там информацию, которой нет на с. 80–83 учебника (о выделительных органах рака).
При изучении темы «Размножение» в конце учебного года текст на с. 6 поможет восстановить в памяти определение этого понятия.
При изучении полового размножения животных возвращение к тексту на с. 47 позволит уточнить, что яичники и семенники – это половые железы.
Учимся думать
Текст может быть не только источником информации, но и «катализатором» мыслительной активности учащихся. Глубокое понимание текста невозможно без анализа, выделения главного, сопоставления, систематизации, обобщения.
Выделение опорных (ключевых) слов
Следует пояснить учащимся, что ключевые слова и словосочетания – это главные слова, помогающие запоминать учебный материал, это смысловые опоры, по которым можно легко восстановить основное содержание текста.
Выделяя ключевые слова, я рекомендую учащимся выписывать их или аккуратно подчеркивать карандашом прямо в тексте учебника. Некоторые ученики начинают сразу анализировать и обобщать информацию, иногда предлагая слова и словосочетания, которых непосредственно в тексте нет.
Основные понятия каждой темы выделены в учебнике жирным шрифтом, поэтому нам придется искать ключевые слова в небольших фрагментах текста. Например, при изучении химического состава клетки хорошо выделяются ключевые слова, характеризующие биологическую роль каждого вещества. Можно рекомендовать выделение ключевых слов при изучении тканей, функций скелета, приспособлений к движению в различных средах и т.п.
Если учащиеся работают с большим объемом информации, можно ограничивать количество слов, которые необходимо выделить. Возможно использование игрового элемента: учащимся предлагается прочитать текст и «угадать» слова, которые выделил при чтении этого текста учитель (в этом случае слова записаны на отвороте доски и временно скрыты от учащихся).
Так как ключевые слова обычно выделяются для последующего развертывания информации, то можно предложить учащимся пересказать фрагмент текста, опираясь на выделенные смысловые опоры.
Ключевые слова по всему параграфу могут стать основой для устного ответа. В этом случае учащимся в качестве домашнего задания предлагается составить «шпаргалку» из определенного количества ключевых слов для устного ответа по изучаемой теме.
Поиск в тексте необходимой информации
Самое простое – ответы на вопросы по тексту. Формирование этого умения обычно происходит в процессе упражнений при изучении нового материала.
Найдите в тексте ответ на вопрос: «...?»
Какое слово этого ответа является главным (ключевым)?
Ответы на какие вопросы содержатся в данном абзаце?
По ключевому слову сформулируйте вопрос и найдите в тексте ответ на него.
Как автор учебника отвечает на вопрос: «…»?
А как бы вы ответили на этот вопрос?
Какие вопросы к тексту задаст внимательный читатель? А думающий?
Шестиклассники, работая с текстом, иногда бывают чересчур многословны. Некоторые задания для самостоятельной работы способствуют развитию умения выделять главное, находить краткие и точные формулировки. Приведем примеры таких заданий.
Изучите текст учебника на с. 80–82. Найдите или сформулируйте самостоятельно точные ответы на вопросы.
Используя приведенные ниже подсказки. Ответы запишите в тетрадь.
1. Что такое выделение? Какие вещества
при этом удаляются?
Это................. из организма........... (воды, .........,
................., .................).
2. У каких животных имеется
сократительная вакуоль? Каково ее значение?
У......................... сократительная вакуоль удаляет.........................
3. Как называются органы выделения у
червей?
У червей................... (выделительные канальцы).
4. У каких животных выделительная
система имеет вид трубочек?
У....................... – выделительные трубочки.
5. Какие органы образуют выделительную
систему позвоночных животных?
У позвоночных выделительную систему образуют........., ..............
6. Какие органы могут удалять воду и
углекислый газ?
Вода и CO 2 удаляются через..................
7. Есть ли выделительная система у
растений и грибов?
У растений и грибов выделительная система......................
8. Где скапливаются ненужные вещества у
растений и грибов?
Ненужные вещества у растений и грибов
скапливаются в..................
9. Что такое листопад? Каково его
значение?
Листопад – это..................... Вместе с листьями из
растения удаляются
Найдите в учебнике на с. 140–143 необходимые сведения и заполните пропуски.
Инд. разв....?...
Ответьте на вопрос: «Какой биологический процесс лежит в основе индивидуального развития любого организма?»
Задания для самостоятельной работы по теме «Бесполое размножение»Внимательно прочитайте текст учебника на с. 122–124, рассмотрите рисунки, заполните в тетради таблицу 1.
Сопоставьте записи в таблице с текстом учебника, найдите различия.
Таблица 1. Разновидности бесполого размножения
Разновидность |
Примеры организмов |
|
Расщепление....... на....... части |
* * * |
|
Образование........ из участка тела....... |
*Дрожжи * |
|
Спорообразование |
Образуется спора – ............. |
*Грибы *Водоросли * * |
Фрагментация |
Распад тела на................ . |
*Плоские черви *Иглокожие *Водоросль |
Размножение вегетативными |
*Растения |
Структурирование текста. Составление плана и опорных схем
План и схемы помогают отделить главное от второстепенного, выделить смысловой остов текста, установить взаимосвязи отдельных частей. Все это способствует систематизации материала.
При изучении корня учащимся предлагается прочитать текст учебника на с. 38 и составить план характеристики корня. После самостоятельной работы (лучше на черновиках) план обсуждается. Так как в учебнике материал о функциях корня разделен на два фрагмента, учащиеся могут предложить два варианта плана (в первом функции корня будут в начале, во втором – в конце). Далее можно обсудить, какой из этих вариантов более логичен. Продолжая работу с планом, можно предложить учащимся к каждому пункту подобрать ключевые слова для последующей записи в тетради.
После знакомства с корнем составляется общий план изучения органа растения (определение – строение – функции – видоизменения). Далее, при изучении других органов растения, мы будем анализировать содержание учебника в соответствии с этим планом, выясняя, какой информации в тексте недостает и где ее можно найти (этот прием стимулирует внимание к рисункам как источнику информации).
Основой для составления плана могут быть и рисунки (например, план изучения темы «Движение» можно составить, опираясь только на рисунки учебника).
Многие тексты учебника хорошо структурированы и легко превращаются в логические опорные схемы. Сначала схемы составляются в ходе совместной деятельности при изучении нового материала, впоследствии учащимся можно предлагать работу по восстановлению готовых схем или по составлению схем из предложенных слов.
При изучении питания растений совместно в ходе фронтальной работы по новому материалу составляется схема 1.
При изучении темы «Транспорт веществ в животном организме» учащимся предлагается прочитать текст на с. 76 и составить логическую схему из выделенных слов. Трудность этого задания в том, что порядок расположения слов в схеме будет отличаться от последовательности их в тексте учебника, поэтому учащимся придется систематизировать и классифицировать выделенные понятия, устанавливая между ними взаимосвязи. Результатом деятельности может стать схема 2.
Так как некоторые схемы основаны на выделении составных частей, а в других представлены разновидности, целесообразно предложить учащимся озвучить схемы, используя выражения:
Состоит из.............
..... бывают....................
Среди... различают: ...
..... содержится...........
Продолжение следует