Система управления туризмом в рф. Структура туризма. Наиболее распространенная модель бюро это
В современной России роль индустрии туризма как источника валютных поступлений и обеспечения занятости населения постоянно возрастает. Поскольку важность туризма для национальной экономики и социального процветания очевидна, то его развитие является важным шагом как для туристской индустрии, так и для путешественников.
Признанием значительных успехов нашей страны в развитии туристкой отрасли стало избрание с Российской Федерации на 69-й сессии исполнительного совета Всемирной туристской организации на роль ее председателя. И это притом, что в ВТО входят десятки стран с высокоразвитой инфраструктурой туризма.
Экономические и социальные преобразования последнего времени делают Россию все более привлекательным объектом въездного туризма, в свою очередь все большее число российских граждан обретают возможность для дальних поездок, посещения зарубежных курортов и культурных центров. туризм правовой управление маркетинговый
Исходя из этого, основными видами деятельности органов, регулирующих туристическую деятельность, являются продвижение туризма в России, а также попытки расширить сотрудничество правительства и частной индустрии.
Управление этой деятельностью в широком плане представляет собой процесс выработки и осуществления управленческих воздействий. Управление туризмом на региональном уровне означает воздействие субъекта управления на объект управления.
На региональном уровне к субъектам управления туризмом (управляющей подсистеме) относятся Правительство РФ, местные органы власти, комитеты (или департаменты) по туризму и др. (в Санкт-Петербурге - Комитет по инвестициям и стратегическим проектам).
Объектом управления (управляемой подсистемой) являются туристские фирмы, процесс туристского обслуживания граждан в данном регионе.
Управление осуществляется посредством циркулирования определенной информации между субъектом и объектом управления. Структура управления туризмом в РФ представлена на рис. 1.
Рис. 1.
Координационный комитет по физической культуре, спорту и туризму при Президенте РФ должен обеспечивать:
- - разработку основ государственной политики в сфере туризма;
- - участие в разработке законодательства РФ по туризму;
- - координацию работ по экспертизе нормативно-правовых актов и федеральных программ в сфере туризма;
- - анализ состояния национального туризма и выработку предложений по его развитию.
Решения Координационного комитета должны носить рекомендательный характер, его деятельность осуществляется на общественных началах и с периодичностью, необходимой для постановки задач и их решения.
В задачи Национальной туристской корпорации (НТК) входят:
- - объединение финансовых и материальных ресурсов туристских, банковских и иных коммерческих структур в целях содействия в реализации программ развития туризма;
- - создание национальных гостиничных цепей, конкурентоспособных на мировом рынке;
- - строительство и реконструкция гостиниц, других туристских объектов и комплексов, их финансирование, ввод в действие и последующая эксплуатация;
- - инвестирование проектов, направленных на комплексное развитие регионов, перспективных в области иностранного и внутреннего туризма.
Деятельность комитетов (департаментов, отделов) по туризму в администрациях субъектов определяется нормативными документами.
В мировой практике основной формой политики в области туризма является создание ассоциаций туристских фирм, агентств, туроператоров, перевозчиков, гостиниц, ресторанов.
Это связано с тем, что общественные организации более гибко, чем государственные, реагируют на изменения рынка, пожелания клиентов, более детально и профессионально разбираются в тонкостях организации процесса генерации и предоставления услуг. С учетом их предложений и требований формируется и национальная туристская политика страны. Сегодня российские туристские фирмы и агенты поняли, что на мировом рынке решающее значение будет иметь стратегия развития туризма, основанная на активном кооперировании партнеров из общественного и частного секторов.
В России для создания ассоциации туристских агентств имелись объективные предпосылки. Ощущался острый дефицит квалифицированных специалистов, отсутствовала система научного и рекламно-информационного обеспечения продвижения национального туристского продукта на внутреннем и внешнем рынках, не было условий, стимулирующих приток в отрасль частных инвестиций и т. п. Недостаточно эффективная система государственного регулирования сферы туризма открыла возможности для недобросовестной конкуренции, нарушения прав потребителей.
РАТА (Российская ассоциация туристских агентств) была создана в Москве 25 июля 1993 г. для преодоления негативных тенденций в сфере туризма и поддержки туристского бизнеса в России. Ассоциация является добровольным некоммерческим объединением юридических лиц, занимающихся туристским бизнесом, и создана в целях координации их деятельности, обеспечения защиты их прав и представления общих интересов в государственных и иных органах, а также в международных организациях.
С 1997 г. РАТА - полноправный член Всемирной туристской организации (ВТО). РАТА имеет несколько региональных отделений: Северо-Западное (Санкт-Петербург), Ярославское, Тверское, Южно-Российское (Краснодар), Хабаровское, Приморское (Владивосток), а также представительства в Крыму (Симферополь) и Великобритании (Лондон).
РАТА насчитывает около 500 членов. В последнее время в структуре членов Ассоциации заметно возросла доля гостиниц, предприятий санаторно-курортного профиля, страховых компаний, рекламных агентств и туристской прессы. Появились компании, занимающиеся авиа- и автоперевозками.
В Ассоциацию входят 242 компании из 58 российских городов 26 субъектов Федерации.
При РАТА действуют Комитет по внутреннему туризму, комиссия по детскому и молодежному туризму, комиссия по вопросам страхования в туризме, а также комиссия по информационным технологиям в туризме.
Цели Ассоциации:
- - защита коллективных интересов членов Ассоциации;
- - влияние на выработку представительными и исполнительными органами власти РФ правовой, экономической и социальной политики, отвечающей профессиональным интересам членов Ассоциации, а также содействие ее эффективной реализации;
- - противодействие монополизму в туристской деятельности;
- - содействие развитию туристских предприятий, рынка туруслуг и цивилизованных рыночных отношений в России;
- - защита интересов национальных производителей туристских услуг;
- - содействие созданию благоприятных финансово-экономических условий для членов Ассоциации;
- - представление интересов членов Ассоциации в туристских международных неправительственных организациях.
Для сравнения рассмотрим структуру управления туризмом отдельных европейских стран.
Таблица 2.1 Характеристика организации управления в ряде европейских стран
Система организации управления туризмом в России на федеральном и региональном уровнях.
Туризм, как и любая отрасль, требует регулирования: управление туризмом – это важная сфера деятельности, которая помогает достичь наилучшего результата.
Основная цель - это, прежде всего, экономический эффект, не только для составляющих сферы, но и для региона в целом.
Российское управление туризмом выглядит следующим образом:
1) Во главе любой сферы и отрасли стоит президент.
2) Он осуществляет прямое взаимодействие с Советом по культуре и искусству при Президенте РФ, и косвенные связи – с Правительством РФ и законодательными органами.
3) Вышеуказанный Совет напрямую связан с Министерством культуры РФ. Косвенно с ним связано и Правительство РФ, и Комитеты государственной думы по культуре и законодательству в сфере туризма.
4) Министерство Культуры РФ, регулирующее туристскую деятельность, имеет косвенные или методические связи с государственным, социальным и частным сектором.
5) В государственном секторе есть Комитеты по туризму администраций субъектов РФ, которые напрямую связаны с туристскими организациями регионов.
6) Комитеты по туризму администраций субъектов РФ имеют прямые связи с комитетами и комиссиями в законодательных органах субъектов РФ.
В государственном регулировании туризма выделяют два уровня – федеральный и региональный (уровень субъекта Федерации). И на первом, и на втором уровнях используются различные формы и методы регулирования. При этом некоторые формы и методы присущи только одному уровню, что предопределяется разделением полномочий в данной сфере между федеральным центром и регионами. Поддержка субъектов сферы туризма со стороны органов государственной власти (государства) может носить прямой и косвенный характер. К примеру, выдача государственного кредита предприятию туриндустрии является его прямой поддержкой, а подготовка кадров для таких предприятий в государственных образовательных учреждениях – опосредованной поддержкой.
В России существуют:
Российская ассоциация, объединяющая туристские агентства;
Всероссийское народное туристское общество
Российская гостиничная ассоциация и др.
Главные задачи, которые призваны решить любые органы управления туризмом - это поддержка стабильности экономики, рост показателей индустрии туризма, увеличение количества поступающей иностранной валюты.
Методы государственного регулирования туризма достаточно подробно раскрыты в Федеральном законе, ряде законов субъектов Федерации и научной литературе по данной проблеме.
Поскольку регулирование является одной из функций управления, то оно осуществляется органами исполнительной власти в сфере туризма. На федеральном уровне таким органом является Федеральное агентство по туризму (Ростуризм). Субъекты Федерации сами устанавливают органы, отвечающие за сферу туризма и их структуру.
В зависимости от масштабов задач, решаемых посредством туристской деятельности, в субъектах Федерации в составе правительства (администрации) могут быть профильные комитеты, как, например, в Москве и Московской области, или структурные подразделения в составе многопрофильного комитета, как, например, отдел туризма в Комитете по физической культуре, спорту, туризму и молодежной политике Ленинградской области или управление по туризму в Комитете по инвестициям и стратегическим проектам Санкт-Петербурга.
Структура туризма состоит из звеньев, уровней и связей. Звеньями являются отделы и другие подразделения, это могут быть и отдельные специалисты.
Все они управляют компанией или ее частями. Менеджеры тоже относятся сюда, так как они связывают и координируют несколько звеньев. Все связи между ними осуществляются по горизонтали. Звенья объединяются в уровни в зависимости от решаемых задач. У разных уровней разные ступени в иерархии, поэтому нижестоящие подчиняются вышестоящим. Руководители всех уровней не только руководят нижестоящими, но и сами выполняют какие-нибудь функции.
Структура туризма может быть линейной, когда у каждого исполнителя только один руководитель. Распоряжения отдаются сверху вниз по цепочке, при этом не допускается перескакивание отдельных звеньев. Функциональная структура более гибкая, поэтому применяется гораздо чаще. Начиная со среднего уровня, специалисты объединяются для выполнения конкретной узконаправленной задачи. Вторая структура применяется чаще как крупными предприятиями туризма, так и предприятиями мелкими.
Структура туризма включает в себя организаторов, которые разрабатывают продукт, продвигают его на рынке и реализовывают, организаций, размещающих туристов, предприятий питания, транспорта, бюро экскурсий, производственных предприятий, торговых, учебных и научных. Формирование продукта предусматривает согласование сроков перевозок, проживания, проведения экскурсий, посещения выставок, организации питания, и так далее. Время, цели, стоимость и качество всех услуг систематизируются и увязываются между собой в единый продукт. Затем туристическими операторами размещается реклама во всех доступных средствах массовой информации, проводятся выставки с рекламными целями для ознакомления как можно большего количества населения с продуктом. Они издают каталоги, выпускают брошюры, участвуют в ярмарках.
Для структуры туризма туроператоры являются одним из важнейших звеньев. Реализуют продукт они либо сами, либо через посредников, которые называются туристическими агентами. Туроператоры заключают множество контрактов с компаниями по перевозкам, гостиничными комплексами, экскурсоводами, предприятиями питания, культурно-развлекательными центрами, и многими другими участниками процесса туризма. Они могут арендовать самолеты, поезда, автобусы, гостиницы и теплоходы для получения значительных скидок. Клиентам они предоставляют в таком случае гораздо более дешевые продукты. Это способствует увеличению конкурентоспособности.
Национальная политика туризма регламентируется во всех странах туристскими администрациями национальными. Они сотрудничают с государственными органами управления, как на уровне правительств, так и на местных уровнях. В Испании эта структура входит в Министерство экономики. В Соединенных Штатах она отсутствует совсем, но это исключение. Во Франции данная структура подчиняется Министерству транспорта и общественных работ. Этот орган призван разрабатывать планы по развитию туризма, проводить маркетинг продукта национального, создавать представительства за рубежом для продвижения продукта.
Цель – сформировать понятийный аппарат об индустрии гостеприимства.
ПЛАН:
1. Структура индустрии туризма.
2. Характеристика основных объектов индустрии туризма.
3. Показатели развития туризма.
Структура индустрии туризма
Туристская индустрия, как часть экономической системы, представлена поставщиками туристических услуг (предприятиями, организующими производство услуг на основе использования трех факторов туристического производства - капитал, туристические ресурсы и рабочая сила) и туристическими фирмами, организующими процессы формирования туристского пакета из единичных услуг и доведения готового турпродукта до конечного потребителя.
Отдельной частью туристической инфраструктуры являются организации (государственные и частные) или их объединения, выполняющие общие регулятивные и корректирующие функцию в отношении туризма и туристического рынка (отраслевые министерства, ассоциации, саморегулируемые организации, выставки).
Представляя собой межотраслевой комплекс, туриндустрия производит товары и услуги на предприятиях, различающихся по доле собственно туристских услуг. Одни из них производят товары исключительно для туристов, другие - не только для туристов. Соответственно выделяются следующие секторы туриндустрии:
· типичные турпредприятия, предоставляющие типичные туру слуги: предприятия размещения туристов, турооператоры, турагентства, организации по регулированию развития туризма, специализированные на туризме транспортные предприятия, пункты проката туристского снаряжения и т.д.;
· нетипичные туристские предприятия, производящие типичные туристские продукты: сувениры, товары для отдыха, средства передвижения, литературу по туризму; осуществляющие экскурсионные услуги, организацию развлечений, кредитное обслуживание, страхование, маркетинг в сфере туризма, выдачу виз;
· нетипичные турпредприятия, производящие нетипичные туристские продукты и услуги: спорттовары, одежду для отдыха и туризма, фототовары, косметические средства, лекарства, услуги общественного питания, парикмахерских, тренерские услуги, услуги культурно-просветительского характера, медицинские услуги.
Первая группа предприятий - это туристские предприятия первичных туруслуг. Вторая и третья - туристские предприятия вторичных туруслуг.
Средства производства туристического продукта - есть предметы материального или нематериального мира, организации, объединения или информация, позволяющие эффективно осуществлять производство туристического продукта. В состав средств производства туристического продукта можно отнести три основные составляющие - инфраструктуру, супраст-руктуру туристической индустрии и информационное поле.
Инфраструктура туризма - есть составная часть экономической системы, обеспечивающая нормальную и эффективную деятельность туристской индустрии, предназначенная непосредственно для использования в процессе производства, продвижения и продажи туристического продукта и напрямую зависящая от состояния туризма в регионе. Элементами инфраструктуры туризма выступают:
1. Материальная база специализированных субъектов хозяйствования (туристических операторов, агентов, производителей товаров туристского потребления, экскурсионные бюро);
2. Система государственных органов, способствующих созданию правовой базы, контролю и регулированию туризма в регионе (соответствующие государственные предприятия, организации, учреждения);
3. Система некоммерческих и коммерческих организаций, предприятий и учреждений, функционирующих в целях поддержки и развития туризма в регионе (туристические биржи, выставки, ярмарки и т. д.).
Супраструктура туризма - это часть экономической системы, также обеспечивающая эффективное функционирование туристской индустрии, производство качественного и привлекательного туристского продукта, но изначально предназначенная для удовлетворения потребностей как туристов, так и других потребителей на рынке, косвенно зависящая от состояния туризма в регионе. Супраструктура призвана не только участвовать в производстве туристического продукта, у нее есть еще целый ряд экономических или социальных функций. Однако, становясь вовлеченными в процесс производства туристических услуг в качестве средства производства, элементы супраструктуры становятся опосредованно (обычно через состояние потребительского рынка) зависимыми от уровня развития туризма в регионе.
Элементами супраструктуры туристической индустрии выступают:
■материально-техническая база ряда субъектов хозяйствования (отели, транспортные компании, жилищно-коммунальный комплекс, предприятия общественного питания и т. д.);
■государственные структуры или организации (связь, почта, телеграф, дороги);
■иностранные государственные учреждения, представительства (консульские службы).
Для того чтобы стать средствами производства туристического продукта, элементы ее инфраструктуры и супраструктуры должны обладать следующими характеристиками:
■располагаться в непосредственной близости от факторов производства туристического продукта (именно наличие инфраструктуры и супраструктуры делает туристические ресурсы доступными, а путешествия к ним комфортными и безопасными, что и повышает их ценность как фактора производства туристического продукта);
■соответствовать определенному уровню качества (как национального, так и международного стандартов);
■иметь возможности к расширению, модернизации и модификации.
Все элементы и инфраструктуры, и супраструктуры взаимосвязаны друг с другом, что и позволяет эффективное функционирование единой туристической индустрии. Типы взаимосвязей между отдельными элементами супраструктуры и инфраструктуры можно условно разделить на непосредственные и опосредованные. К непосредственным типам взаимосвязи этих элементов относят денежные или финансовые (подразумевающие взаимные расчеты), клиентские (обмен клиентами и поставка клиентов друг другу), корпоративные (в случае единства менеджмента), трудовые (переход работников из одного предприятия на другое). Опосредованные взаимосвязи между элементами туристической инфраструктуры и супраструктуры осуществляются через бюджет посредством фискальной политики властей (например, взаимосвязи между отелями, транспортными компаниями, государственными или муниципальными дорожными службами и ЖКХ) либо через доходы местного населения (например, развитие отдельных элементов инфраструктуры или супраструктуры дает местным жителям дополнительные заработки, превращая их в активных клиентов других предприятий туристической индустрии).
В условиях современного туризма взаимоотношения между предприятиями, образующими инфраструктуру и супраструктуру туристической индустрии, характеризуются следующими тенденциями:
■растущей зависимостью предприятий супраструктуры от состояния туризма в регионе (многими теоретиками отели или авиакомпании уже относятся к предприятиям инфраструктуры туризма, хотя изначально они таковыми не являлись);
■обрастанием туристической индустрии все новыми и новыми предприятиями супраструктуры (к примеру, таковыми в настоящий момент уже стали банковские учреждения, страховые компании, компании проката автомобилей, производители фотопленки и т. д.), что объясняется ростом экономического эффекта развития туризма;
■ становлением элементов туристической инфраструктуры элементами супраструктуры других сфер производства (к примеру, туроператоры превращаются в консультантов судостроителей или авиаконструкторов, рестораны - заказчиками сельскохозяйственных производителей и т. д.).
Информационное поле - как средство производства туристиского продукта представляет собой совокупность средств и способов передачи туристической или деловой информации на расстояние. Информация в настоящее время является как производственным ресурсом, позволяющим определенные корректировки при создании максимально привлекательного туристического продукта, так и единственным способом продвижения туристического продукта на мировом туристическом рынке.
Условно туристическую информацию можно классифицировать на входящую, представляющую интерес самого производителя туристического продукта (сведения о прибывающих туристах, информация о маркетинговых исследованиях потребителей туристического рынка, о международной ситуации и т. д.), и исходящую, отражающую интересы производителя турпродукта (сведения о туристических ресурсах и конкурентных преимуществах туристического продукта, специализированная и деловая информация, реклама и т. д.).
Для того чтобы стать максимально эффективным средством производства туристического продукта, информационное поле должно отвечать ряду требований:
■быть максимально мобильным и оперативно реагентным;
■быть надежным и исключающим возможные помехи в коммуникациях;
■отличаться широтой охвата;
■быть доступным для максимального количества пользователей.