Конспект на тему скелет человека небольшой. «Опорно-двигательная система: скелет. Изучение костей черепа
Конспект организованной образовательной деятельности для подготовительной группы по теме: « Скелет- опора тела»
Цель: познакомить детей со скелетом и его основной функцией – скелет придает форму телу.
Задачи: Образовательные. - формировать элементарные знания об опорно-двигательном аппарате человека (скелете, мышцах).
Раскрывать значение и важность занятий физкультурой для укрепления и развития скелета и мышц.
Изучать приемы формирования красивой фигуры и правильной осанки.
Активизировать словарь (череп, позвоночник, мышцы, суставы)
Развивающие.
Развивать память, внимание, логическое мышление, умение применять полученные знания на практике.
Воспитательные.
Воспитывать у детей желание заботиться о своем здоровье, стремление вести здоровый образ жизни.
Оборудование: макет скелета человека, плакат по формированию правильной осанки, портфель, ранец, маленькие ведерки (2 шт.), большое ведерко, мешочки, карандаши, листы бумаги.
Предварительная работа: - рассматривать рисунки и схемы упражнений;
Беседовать об организме человека;
Ход занятия.
Воспитатель:
Проходите, проходите!
Очень рада видеть вас.
С интересной новой темой
Познакомлю всех сейчас.
Вы поближе подходите,
Свои глазки покажите.
Ребята, на адрес нашего детского сада пришло письмо, давайте почитаем, о чем оно. Это письмо от доктора Айболита.
« Здравствуйте, ребята! Пишет вам доктор Айболит. Я очень беспокоюсь о вашем здоровье. Я знаю, что вы скоро пойдете в школу. А чтобы учиться в школе, нужно не только много знать и уметь, но и быть здоровым. Ведь плохое здоровье- причина отставания в росте, слабой успеваемости, плохого настроения.
А знаете ли вы основные правила здорового образа жизни, выполняете ли их регулярно? Ребята, чтобы беречь свое здоровье, нужно знать свой организм, свое тело. Я посылаю вам посылку, а что в ней, вы узнаете, отгадав загадку. Слушайте внимательно.
Я опору тела составляю,
Ходить, бегать, прыгать помогаю»
Дети : кости, скелет.
А вот и посылка. Посмотрите, это уменьшенная копия скелета человека. Сегодня на занятии мы познакомимся с нашим телом, а именно со скелетом человека и его мышцами.
Послушайте стихотворение.
Воспитатель читает стихотворение Н. Кнушевицкой « Чтоб на кисель не походить»
Чтоб на кисель не походить,
На скользкую медузу,
Скелет у всех нас должен быть,
И он нам не обуза.
Пусть нет его у червяка,
Какой-нибудь амебы,
У стрекозы и мотылька,
А он нам нужен, чтобы
Играть в футбол, ходить в кино.
И плавать в речке летом.
Мы не смогли бы ничего,
Не будь у нас скелета.
Суставы гибкие согнем,
Пробежку начинаем…
Скелет опорой служит днем,
А ночью отдыхает!
Самомассаж.
Сейчас я предлагаю вам сделать самомассаж с помощью вот таких колючих мячиков.
Рассказ воспитателя, сопровождаемый иллюстрациями.
Человек был бы бесформенным и некрасивым, если бы у него не было скелета. Скелет- это наша опора, благодаря которой мы сохраняем свою форму. Посмотрите на макет скелета человека. Скелет состоит из костей, больших, маленьких и совсем крошечных. Их общее количество – более 200.
Потрогайте свою руку, ногу, что вы чувствуете? Это кости.
На вид скелет хрупкий, но на самом деле он очень прочный. Скелет служит человеку не только опорой, но и защищает внутренние органы. Ребята, кто назовет основные части скелета?
Дети : череп, скелет верхних конечностей, позвоночник, грудная клетка, скелет нижних конечностей.
Воспитатель : - череп похож на шлем. Что он защищает?
Дети : - мозг.
Воспитатель : - грудная клетка состоит из 12 пар ребер, которые прикреплены к позвоночнику. Что защищают ребра?
Дети : - внутренние органы (сердце, легкие)
Воспитатель
: - позвоночник - основной стержень туловища, на него приходится вес верхней части тела, а сам он состоит из 33 соединенных позвонков. Позвоночник проходит посредине спины.
Корень, ствол у дерева-
Жизни всей источник,
Жизни ствол у человека-
Это позвоночник.
Сделав выводы теперь,
Вы держитесь твердо.
Чтоб по земле шагать
Вам с осанкой гордой.
В состав скелета входят еще кости верхних и нижних конечностей. Они очень хрупкие, особенно у детей. Поэтому нужно быть осторожными: не прыгать с высоты. Не лазать по деревьям, обрывам. Быть осторожными в гололед. А что мы делаем с помощью рук и ног.
Дети: с помощью рук мы едим, рисуем, пишем, играем. С помощью ног ходим, бегаем, прыгаем.
А теперь давайте немного поиграем. Проводится спортивная игра « Препятствие»
« Переступи через ручей» Дети переступают приставным шагом с кочки на кочку.
« Не промочи ножки» Ходьба по массажной дорожке (профилактика плоскостопия)
О худых людях говорят: « У него только кожа да кости». Может ли быть такое на самом деле?
Дети: - нет. Если бы это было так, человек не смог бы двигаться, бегать, прыгать, поднимать грузы.
Воспитатель: - или даже моргать. Мальчики, напрягите свои руки и покажите мускулы. Как вы думаете, почему у спортсменов такие широкие плечи, мощная грудь, крепкая шея, сильные руки и ноги?
Почему они такие бодрые и выносливые? Что им помогает поднимать тяжелые штанги, высоко прыгать, быстро бегать?
Конечно, скелет, но еще и мышцы- это главные силачи. Они прикреплены к скелету и заставляют его двигаться. Человеку очень нужны мышцы. Без них все большие и маленькие кости были бы неподвижны. Вытяните руку - ваши мышцы сейчас не напряжены, согните руку в локте - в это время мышцы сокращаются и приводят в движение вашу руку. (Показывает)
Дети повторяют
Попробуйте обхватить пальцами левой руки правый кулак и поверните его в разные стороны. Примерно так одна кость соединяется с другой, а чтобы кости не разомкнулись, они крепко-накрепко соединены, как бинтами, гибкими связками.
С ростом человека скелет и мышцы растут и развиваются, поэтому движения человека становятся совершеннее и разнообразнее.
Чтобы стать красивым сильным и здоровым нужно тренировать свои мышцы. Что помогает это делать?
Дети. Физкультура и спорт.
Воспитатель . Правильно, давайте и мы с вами сейчас проведем физкультминутку для здоровья.
Физкультминутка
Дети выполняют движения по тексту стихотворения.
Мы разминку начинаем,
Руки шире раздвигаем,
А потом их тянем вверх-
Отдохнет спина у всех.
Начинаем приседанья!
Раз, два, три, четыре, пять,
А теперь три раза нужно
Как лягушки проскакать.
Мы разминку завершаем,
Руки шире раздвигаем,
А теперь их тянем вверх,
Отдохнет спина у всех.
Воспитатель . Физкультура и спорт делают фигуру человека красивой, формируют правильную осанку. Прямая спина не только красива, но и говорит о хорошем здоровье. При плохой осанке человеку труднее дышать, начинают хуже работать внутренние органы. Нарушение осанки – это искривление позвоночника, или сколиоз. Каковы причины плохой осанки? Кто может сказать?
Дети: человек неправильно сидит, не занимается спортом.
Как выработать правильную осанку? Давайте запомним, что нужно сделать для сохранения хорошей осанки.
Прямо сидеть за столом, партой, на стуле, не горбиться.
При переносе тяжестей равномерно нагружать руки. Если вы будете носить ранец или портфель на одном плече, оно станет ниже другого.
Спать на жесткой постели с невысокой подушкой.
Избегать неудобных поз.
Каждый день смотреть на себя в зеркало, которое подскажет, какая у вас осанка.
Если вы будете выполнять эти правила, осанка у вас станет красивой и правильной. А сейчас мы с вами проведем эксперимент.
Эксперимент с портфелем и ранцем.
Одному ребенку воспитатель помогает надеть ранец, другому дает в руки портфель и просит пройтись перед группой, а затем повернуться спиной к детям. Ребенок, держащий в руке тяжелый портфель, наклоняется в сторону, у второго ребенка спина не искривлена. Дети делают вывод, с чем лучше ходить в школу: с ранцем, который можно надевать на спину.
Эксперимент с ведерками.
Один ребенок держит небольшое детское ведерко с водой. Другой берет два маленьких ведерка с водой в обе руки. Подержав ведерко в одной руке, ребенок устает и начинает наклоняться в сторону. Второй ребенок держит спину ровно. Дети делают вывод, как лучше носить, например, сумки, помогая маме: нужно разложить все покупки в две сумочки и нести их в обеих руках.
Эксперимент « Правильная ли у вас осанка?»
Дети встают, поворачиваются спиной к воспитателю, складывают ладони за спиной и приставляют руки к позвоночнику. Ладони не должны разомкнуться. Воспитатель отмечает, у кого из детей хорошая осанка.
Игровой тренинг « Пройди с мешочком на голове»
Дети идут друг за другом с мешочком на голове и повторяют за воспитателем слова.
Я повторяю по утрам:
Мой позвоночник гибок, прям.
Когда лежу, стою, сижу-
За позвоночником слежу.
Я позвоночник сберегу
И от болезни убегу.
Воспитатель. Существуют специальные упражнения для укрепления мышц туловища. Как мы уже говорили, наши мышцы становятся сильнее благодаря физической нагрузке. И поэтому у спортсменов и атлетов они такие крепкие. Что кроме упражнений может укрепить наш скелет? Какие продукты нужно употреблять?
Дети: продукты, которые содержат много витаминов и других полезных веществ.
Нам необходимы продукты, в которых много кальция - творог, молоко. Также полезны овощи и фрукты - в них содержатся витамины. А вы хотите быть сильными, ловкими, быстрыми? Тогда надо заниматься чем?
Дети: физкультурой, гимнастикой, играть в подвижные игры, обязательно делать по утрам зарядку.
Воспитатель: словом, вести активный образ жизни. Вы всегда можете контролировать работу своих мышц. Ваш мозг подает команду мышцам, а они их выполняют. А сейчас немного разомнемся.
Разминка для мышц.
Дети выполняют различные упражнения: мальчики с гантелями, на развитие мышечной силы, девочки - на растяжку и равновесие.
Мы к плечам прижали руки,
Начинаем их вращать,
Прочь усталость, лень и скука,
Будем мышцы разминать.
Очень трудно так стоять-
Ножку на пол не спускать
И не падать, не качаться,
За соседа не держаться.
Воспитатель: мальчики выполняли упражнения на развитие мышечной силы, девочки – упражнения для развития грациозности, красоты движений. Теперь немного отдохнем и расслабимся.
Релаксация « Осанка»
Дети выполняют движения по тексту.
Хватит спинушку тянуть,
Надо лечь и отдохнуть.
Ну-ка, правильно лежим?
Мы на это поглядим!
Лежат ровно пяточки,
Плечики, лопаточки.
Спинка ровная, прямая,
А могла бы быть кривая!
Хорошо нам отдыхать,
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сожмите,
Их повыше поднимите.
Все присели, потянулись,
Потянулись, улыбнулись!
Вот пора нам и вставать,
Бодрый день наш продолжать!
А сейчас вы выполните задание самостоятельно. Внимательно слушайте! Подойдите к столам, положите ладонь на лист бумаги, расставив пальцы, и обрисуйте ее ручкой, обводя каждый палец. А потом черточками обозначьте на рисунке те места, где пальцы сгибаются и разгибаются. Кому трудно это сделать, подвигайте пальцами.
Воспитатель рассматривает с детьми работы и анализирует их, исправляет ошибки.
Пальцы выполняют большую работу - они наши помощники.
Пальчиковая гимнастика.
Сидит белка на тележке,
Дети сжимают пальцы в кулак, выполняют круговое движение кистью вправо.
Продает она орешки:
Выполняют круговые движения кистью влево.
Лисичке- сестричке,
Разгибают большой палец.
Разгибают указательный палец.
Разгибают средний палец.
Мишке толстопятому,
Разгибают безымянный палец.
Заиньке усатому.
Разгибают мизинец.
Вот так.
Раскрывают и сжимают пальцы.
Ребята, о чем мы с вами говорили сегодня на занятии?
Дети отвечают.
О строении и функциях скелета человека и его мышц. Мы узнали об их роли в нашем организме, ознакомились с правилами формирования красивой фигуры и хорошей осанки. Ведь не зря говорят: в здоровом теле – здоровый дух.
Каждый твердо должен знать:
Здоровье надо сохранять.
Нужно правильно питаться,
Нужно спортом заниматься,
Руки мыть перед едой,
Зубы чистить, закаляться
И всегда дружить с водой.
И тогда все люди в мире
Долго- долго будут жить.
И запомни, что здоровье
В магазине не купить!
Урок «Скелет человека. Осевой скелет»
Биология 8 класс
Задачи:
- сформировать представление о строении опорно-двигательной системы человека;
- выявить особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью, путём сравнения скелетов человека и других млекопитающих;
- показать связь между строением и функциями опорно-двигательной системы.
Ход урока
- Орг. момент.
- Проверка домашнего задания (приложение 1 тест)
- Новая тема.
На заре биологической эволюции живые организмы мечтали об этом изобретении природы. Природа долго трудилась и доводила его до совершенства. Сначала он был наружный кальцинированный или хитиновый, но, к сожалению тяжелым и неудобным, потом стал более надежным, позволяющим организму свободно передвигаться и поддерживать свое тело в пространстве. Как вы уже догадались разговор пойдёт о скелете.
“Движение – это жизнь”, - как заметил Вольтер.
Как вы думаете, у человека движения для жизни, или жизнь для движения ! На этот проблемный вопрос мы ответим в конце урока.
Запишите тему сегодняшнего урока: «Скелет человека. Осевой скелет»
Что же такое скелет?
Скелет (skeletos – высохший) – совокупность твёрдых тканей в организме, служащих опорой тела или отдельных его частей и защищающих его от механических повреждений.
Скелет человека состоит из соединенных между собой костей. Вес скелета в общей массе организма – 10–15 кг (у мужчин несколько больше). Указать точное количество костей в организме человека не представляется возможным. Современные ученые осторожно указывают, что у человека “несколько более 200 костей”, а в теле ребенка их около 300.
Рекорды в скелете: стремя - самая маленькая косточка длиной 3 мм - находится в среднем ухе. Самая длинная кость - бедренная. У мужчины ростом 1,8 м она имеет длину 50 см. Но рекорд удерживает один очень высокий немец, бедренная кость которого длиной 76 см соответствует высоте обеденного или письменного стола.
В течение жизни скелет постоянно претерпевает изменения. Во время внутриутробного развития хрящевой скелет плода постепенно замещается костным. Этот процесс продолжается также и в течение нескольких лет после рождения. У новорождённого ребенка в скелете почти 270 костей, что намного больше, чем у взрослого. Такое различие возникло из-за того, что детский скелет содержит большое количество мелких косточек, которые срастаются в крупные кости только к определённому возрасту. Это, например, кости черепа , таза и позвоночника . Крестцовые позвонки, например, срастаются в единую кость (крестец ) только в возрасте 18-25 лет. И остаётся 200-213 костей, в зависимости от особенностей организма.
Скелет
Добавочный скелет
Осевой скелет
Скелет туловища
Скелет головы
Грудная клетка
Позвоночный столб (позвоночник)
Мозговой череп
Лицевой череп
Скелет головы (череп) состоит в основном из плоских, неподвижно соединенных между собой костей, состоит из 23 костей.
В черепе различают мозговой и лицевой отделы. Верхняя часть мозгового отдела образована непарными лобными и затылочными костями и парными теменными и височными костями. Они образуют свод черепа. В основании мозгового отдела черепа находятся клиновидная кость и пирамидные отростки височных костей, в которых расположены рецепторы слуха и органа равновесия. В мозговой части черепа находится головной мозг.
К лицевому отделу черепа относятся верхняя и нижняя челюсти, скуловые, носовые и решетчатая кости. Форму носовых полостей определяет решетчатая кость. В ней находится орган обоняния.
Кости мозгового и лицевого черепа неподвижно соединены между собой, за исключением нижней челюсти. Она может двигаться не только вверх и вниз, но и влево-вправо, вперед-назад. Это позволяет пережевывать пищу и членораздельно говорить. Нижняя челюсть снабжена подбородочным выступом, к которому прикрепляются мышцы, участвующие в речи.
Череп
А - вид спереди;
Б - вид сбоку:
1 - теменная кость;
2 - лобная кость;
3 - клиновидная кость;
4 - височная кость;
5 - слезная кость;
6 - носовая кость;
7 - скуловая кость;
8 - верхняя челюсть;
9 - нижняя челюсть;
10 - затылочная кость
Окружность головы
У новорожденного окружность головы составляет 35 см, но по окончании роста человека эта величина достигает 55 см, то есть за 16 лет увеличивается на 20 см при средних темпах 1,25 см в год. Если допустить, что рост головы не прекратился бы, к концу жизни ее окружность увеличилась бы до 1,25 м у мужчин и 1,35 м у женщин.
Вывод: череп определяет форму головы, защищает головной мозг, органы слуха, обоняния, зрения, служит местом прикрепления мышц, участвующих в мимике.
Скелет туловища (рис. 22А стр. 53) состоит из позвоночника и грудной клетки.
Позвоночник связывает части тела, выполняет защитную функцию для спинного мозга и опорную для головы, рук и туловища. Длина позвоночника составляет 40 % длины тела человека. Позвоночник образован 33–34 позвонками.
В нем различают следующие отделы:
шейный (7 позвонков) – рис. 24
Грудной (12) - рис. 25
Поясничный (5)
Крестцовый (5) рис. 26
Копчиковый (4-5) .
У взрослого человека крестцовые и копчиковые позвонки срастаются в крестец и копчик. У человека копчиковые позвонки наименее развиты. Они соответствуют хвостовым позвонкам позвоночника животных.
Как у всех млекопитающих, в
шейном отделе
позвоночника человека семь позвонков. С первым шейным позвонком череп сочленяется при помощи двух мыщелков. Благодаря этому сочленению можно поднимать и опускать голову. Любопытно, что первый шейный позвонок не имеет тела: оно приросло к телу второго шейного позвонка и образовало зуб: ось, вокруг которой в горизонтальной плоскости вращается первый шейный позвонок вместе с головой, когда жестом мы показываем отрицание. От спинного мозга зуб отделяет связка из соединительной ткани. Особенно непрочна она у грудных детей, поэтому их головку необходимо поддерживать во избежание травмы.
За шейным отделом следует
грудной отдел
позвоночника. Он состоит из 12 позвонков, к которым прикрепляются ребра. Из них 10 пар ребер с помощью хрящей прикрепляются другими концами к грудине. Две нижние пары ребер оканчиваются свободно. Грудной отдел позвоночника, ребра и грудина образуют грудную клетку.
За грудным отделом следует
поясничный отдел.
Он состоит из 5 позвонков, достаточно массивных, поскольку им приходится выдерживать основную тяжесть тела.
Следующий отдел состоит из 5 сросшихся позвонков, составляющих одну кость - крестец Если поясничный отдел обладает высокой подвижностью, то
крестцовый
неподвижен и очень прочен. При вертикальном положении тела на него падает значительная нагрузка.
Наконец, последний отдел позвоночника -
копчик
. Он со¬стоит из 4-5 сросшихся маленьких позвонков.
Позвоночник человека имеет четыре изгиба, шейный, грудной, поясничный, крестцовый (у млекопитающих животных - только шейный и крестцовый).
Вывод: Благодаря S-образной изогнутости позвоночник способен пружинить и выполнять роль рессоры, уменьшая толчки при движении. Это тоже приспособление к прямохождению.
Физминутка: Встали – я называю кость, а вы её показываете на себе: позвоночник, лобная кость, ребро, нижняя челюсть,
Грудная клетка образована 12-ю парами ребер, грудными позвонками и плоской грудной костью – грудиной. Ребра представляют собой плоские изогнутые дугою кости, их задние концы подвижно соединены с грудными позвонками, а передние концы 10 верхних ребер при помощи гибких хрящей соединяются с грудной костью. Это обеспечивает подвижность грудной клетки при дыхании. Две нижние пары ребер короче остальных и оканчиваются свободно.
Вывод: Грудная клетка защищает сердце, легкие, печень, желудок и крупные сосуды от повреждений.
А сейчас давайте сделаем вывод, для чего же нужен скелет и каковы его функции.
Функции скелета человека.
Скелет выполняет разные функции, главная из которых опорная. Он определяет в значительной мере размер и форму тела. Некоторые части скелета, как, например, череп, грудная клетка и таз, служат вместилищем и защитой жизненно важных органов – мозга, легких, сердца, кишечника и т.д. Наконец, скелет – пассивный орган движения, т.к. к нему прикрепляются мышцы.
Функции скелета человека
- Двигательная
(обеспечивает передвижение тела и его частей в пространстве).
- Защитная
(создаёт полости тела защиты внутренних органов).
- Формообразующая
(определяет форму и размеры тела).
- Опорная
(опорный остов организма).
- Кроветворная
(красный костный мозг – источник клеток крови).
- Обменная
(кости – источник Ca, F и других минеральных веществ).
А сейчас давайте ответим на проблемный вопрос, который мы поставили в начале урока: так всё-таки движение для жизни, или жизнь для движения?
Действительно, человек приспособлен, а может быть, и приговорен природой к движению. Люди не могут не двигаться и начинают делать это осознанно уже на четвертом месяце после рождения – тянуться, хватать различные предметы.
Заполнение таблицы:
Отделы тела | Отделы скелета | Кости скелета | Тип костей | Характер соединения костей | Особенности скелета человека |
Голова | Череп Лицевой отдел черепа | Парные кости: Верхнечелюстные, скуловые, носовые, небные. Непарные: Нижнечелюстная, предъязычная | Плоские (широкие) | Неподвижный, кроме нижней челюсти | Развитие подбородочного выступа в связи с членораздельной речью |
Мозговой отдел черепа | Парные кости: теменные, височные Непарные: лобная, затылочная, клиновидная, решетчатая | Плоские (широкие) | Неподвиж -нее (швы) | Мозговой отдел черепа развит больше, чем лицевой |
|
Туловище | Позвоночник | 33-34 позвонка 7-шейных, 12-грудных, 5-поясничных, 5-крестцовых, 4-5 копчиковых | Короткие | Полуподвижные | S-обр изогнутость позвоночника (лордозы – шейный, поясничный; кифоз – грудной и крестцовый); увеличение тел позвонков в нижних отделах позвон- ка |
Грудная клетка | 12 грудных позвонков, 12 пар ребер, грудина- грудная кость | Короткие, длинные губчатые | Полуподвижные | Грудная клетка сжата спереди назад; грудина широкая |
Урок - игра в 8 классе по теме « Скелет человека ».
Тема урока: Скелет человека.
Цели и задачи урока:
Обучающие:
познакомиться и раскрыть взаимосвязь между строением и функциями отделов скелета человека.
показать различия и сходства в строении скелета человека и млекопитающих животных.
акцентировать внимание на необходимость получения знаний и умений по оказанию первой помощи при вывихах, растяжениях связок, и переломах костей.
3. Воспитательные:
воспитывать ответственное отношение к своему здоровью;
продолжить формирование диалектико-материалистического мировоззрения учащихся на основе взаимосвязи строения и функций организма человека.
воспитывать интерес к формированию познавательной активности;
пробуждать творческие начала личности, стимулировать стремление к ТСО: мультимедийный проектор, компьютер, экран, мультимедийная презентация.
2. Развивающие:
развивать когнитивные способности такие как, анализ, синтез, обобщение;
развивать воображение и интеллектуальные способности учащихся (участие в ролевой игре, размышление над проблемными вопросами, заполнение таблиц по тексту учебника).
развивать креативные способности;
формировать навыки оказания первой помощи пострадавшим.
Применяемые технологии
коммуникативно-ориентированное обучение;
разноуровневое обучение;
развитие познавательных интересов;
личностно-ориентированное обучение;
информационно-коммуникационные технологии;
Методы и приемы:
по источникам информации: вербальный, наглядный, практический;
по степени взаимодействия: самостоятельная работа, беседа, дозированная помощьучителя;
по характеру познавательной деятельности: частично-поисковый.
Формы работы на уроке: групповая, индивидуальная.
Оборудование урока:
компьютер;
проектор;
экран;
компьютерная презентация;
карточки- задания
интерактивное пособие « Собери скелет».
Муляж « Скелет человека»
Наборы по оказанию первой помощи (шины, бинты, жгуты, аптечки с медикаментами).
Компьютерная игра « Морской бой»
Оформление доски:
На доске написана дата проведения урока, название темы урока.
Тип урока: Комбинированный.
Ход урока:
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Оборудование и наглядность
1. Организационный
момент.
Дорогие ребята! Сегодня нашими средствами связи были получены сигналы SOS с маленьких островов, лежащих неподалеку от острова « Скелетов», правит которым жестокий тиран- Скелетон 14-й. Он угнетает жителей соседних государств, угрожая поработить их.
Наша задача победить Скелетона 14-го и его приспешников. Мы организуем 2 боевых корабля, выберем капитанов, назовем корабли и выступим в поход!
Побежденным враг будет считаться в том случае, если одна из команд завладеет их флагом. Для этого необходимо собрать как можно больше ключей, защищенных ловушками и открыть сундук с флагом и сокровищами.
В путь!
Актуализация знаний.
(проверка домашнего задания)
Чтобы добыть первый ключ, вы должны пройти ловушку, выполнив задание, приготовленное злыми скелетами. Но заданий так много, что придется потрудиться каждому члену команды самостоятельно!
Команда, справившаяся с наименьшим числом ошибок, получает ключ.
Выполняют работу индивидуально на карточках, по вариантам. Капитаны фиксируют окончание работы своей команды по последнему закончившему участнику. Проверка правильности выполненных заданий.
Карточки- задания. Приложение № 1.
Слайд №2, №3. (проверка правильности выполнения)
Ну вот! Скелет собран. Молодцы! Но мы, по-прежнему, не знаем сильных и слабых сторон врага. А чтобы узнать, я предлагаю сравнить его с тем, что нам хорошо известно. В 7 классе мы изучали зоологию, соответственно, строение скелета млекопитающего мы знаем.
Таким образом, определив черты сходства и различия, мы найдем эти сильные и слабые места, чтобы знать, чего опасаться и как бороться!
Сделайте вывод, о чем говорят черты сходства и отличия в строении скелета человека и млекопитающего.
Команда, справившаяся раньше, получает ключ.
Работа в парах.
Слабые учащиеся получают задание найти сходства в скелете человека и млекопитающего, заносят данные в таблицу. Делают вывод об общности происхождения человека и животных.
Сильные - отличия в строении скелетов человека и млекопитающего, заносят данные в таблицу.
Делают вывод об особенностях, свойственных скелету человека и причинах их возникновения.
Слайд № 8
Таблица в тетради
« Особенности скелета человека» (приложение №3).
На кораблях несчастье! На корабли пробрался вражеский лазутчик! В неравном бою ранены капитаны!
У капитана корабля «Динамит» перелом большой и малой берцовых костей. Рана открыта, кости торчат наружу, кровь алая, вытекает толчками.
У капитана корабля « Шмель» перелом плечевой кости, рана открыта кровь темная, бурая, вытекает ровно.
Ваша задача - поставить диагноз и оказать первую помощь с использованием подручных средств.
Ключ получает команда, которая правильно справится с заданием быстрее.
Индивидуальная работа с учебником.
Практическая работа с набором по оказанию первой помощи.
Учебник стр. 76 – 77.
Набор по оказанию первой помощи.
Текст учебника.
Слайд №9
« Первая помощь при повреждениях скелета».
Обобщение и систематизация знаний.
Молодцы! Посчитайте количество ключей у каждой команды.
Но, о ужас! Скелетон 14-й для защиты своего флага выставил целую флотилию. И нам придется сразиться с его флотом в морском бою! Право первой вступить в бой получает команда с большим числом ключей. После первой ошибки в бой вступает вторая команда.
Побеждает команда, давшая большее число правильных ответов.
Итак, враг побежден, флаг захвачен, а сокровища – это те бесценные знания, которые вы приобрели на сегодняшнем уроке!
После этого капитанам предлагается составить список членов команды, особо отличившихся в бою, для представления их к награде (оценки в журнал).
Заключительный этап урока. Рефлексия.
Давайте подведем итог урока.
Чем мы сегодня занимались?
Что нового узнали?
Какие навыки приобрели?
Таким образом, учащиеся формулируют цели урока.
Домашнее задание:
Учебник: § 11;
Предлагается на выбор выполнить один из проектов:
Диета для больных остеопорозом.
Диета для пациентов с переломом кости.
Скелет человека в 3000 году.
Кроссворд « Опорно-двигательная система».
Работают с компьютерной игрой « Морской бой».
Члены команды дают ответ на вопрос по очереди.
Обобщающая беседа.
Компьютерная игра
« Морской бой».
Слайд № 10.
УРОК 9. СКЕЛЕТ ГОЛОВЫ И ТУЛОВИЩА
Цель: сформировать знания о строении скелета головы и туловища.
Образовательные: познакомить учащихся со строением отделов скелета человека: головы, туловища, раскрыть значение и функции опорно-двигательного аппарата.Развивающие: развивать умения обобщать и делать выводы о строении и функциях системы опоры и движения, о скелете и мышцах, как составных частях опорно-двигательного аппарата.Воспитательная: воспитывать бережное отношение к своему здоровью.Оборудование: компьютер, проектор.
Тип урока: комбинированный.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Контроль знаний.
Фронтальный опрос
1. Какие функции выполняет опорно-двигательная система?
2. Что входит в скелет человека? (кости, хрящи, связки)
3. Из каких отделов состоит скелет? (скелет головы. Скелет туловища, скелет верхних конечностей, скелет нижних конечностей)
4. Как различают кости по форме и размеру? (длинные (трубчатые) – кости плеча, голени, предплечья, бедра; короткие – кости кисти и стопы; плоские – кости черепа и лопатки)
5. Какое строение имеют кости? (образованы соединительной тканью, снаружи покрыты надкостницей (обеспечивает рост в толщину и ее срастание при переломе), места где сочленяются кости друг с другом – суставным хрящом. Надкостница и кость пронизаны кровеносными сосудами. Надкостница прилегает к компактному веществу, компактное вещество пронизано костными канальцами, вокруг них располагаются костные клетки, которые выделяют межклеточное вещество имеющие форму пластинок. Компактное вещество образует наружный слой кости, за ним следует губчатое вещество, оно заполняет головки длинных костей, губчатое вещество состоит из многочисленных костных перекладин, между которыми видны полости, заполненные красным костным мозгом. Внутри, между головками длинных костей, имеется костно-мозговая полость, она заполнена желтым костным мозгом)
6. Какие вещества входят в состав костей?
7.Какое соединение имеют кости человека?
III. Актуализация знаний.
IV. Изучение нового материала.
1. Вступление
Скелет человека состоит из 3 отделов: скелет головы, скелет туловища, скелет конечностей и их поясов.
2. Скелет головы
Скелет головы называется череп. Главная функция черепа – защита головного мозга и органов чувств от повреждений. Он состоит из плоских костей, соединенных неподвижными соединениями. Череп состоит из лицевого и мозгового отдела.
Мозговой отдел состоит из лобной, затылочной, 2 теменных, 2 височных костей.
Лицевой отдел состоит из 2 скуловых, 2 слезных, носовых костей, клиновидной кости, решетчатой, верхнечелюстной кости (все они соединены неподвижно) и нижнечелюстной кости (образует подвижное соединение).
Также к костям черепа относятся слуховые косточки (молоточек, наковальня, стремечко), расположенные в полости среднего уха в височной кости (см. Рис. 1).
3. Скелет туловища
Скелет туловища образован позвоночником и грудной клеткой.
Позвоночник состоит из 33 – 34 позвонков (см. Рис. 2).
Позвонки состоят из тела и дуги, которая замыкает отверстие, где проходит спинной мозг. От дуги отходят поперечные отростки, служащие для сочленения с другими позвонками. Между позвонками имеются хрящевые межпозвоночные диски (полуподвижное соединение). Хрящ способен к уплощению и растяжению, поэтому каждый день, в результате действия силы тяжести, мы теряем 8 мм роста. А за ночь, когда мы находимся в лежащем состоянии, наш рост возвращается к норме.
В позвоночнике человека выделяют 5 отделов. Так, выделяют 7 шейных позвонков, 12 грудных, 5 поясничных, 5 крестцовых (сросшиеся), 4-5 копчиковых.
Первый шейный позвонок называется Атлант, второй – Аксис, или Эпистрофей.
Рис. 3. Отделы и изгибы позвоночника
Позвоночник имеет 4 изгиба: шейный лордоз, грудной кифоз, поясничный лордоз, крестцовый кифоз.
Лордоз – это изгиб позвоночника вперед.
Кифоз – это изгиб позвоночника назад.
Появление изгибов связано с прямохождением, они амортизируют при ходьбе, защищая внутренние органы от сотрясения.
Грудная клетка образована грудиной и 12 парами ребер, которые соединены с грудными позвонками.
Выделяют 3 вида ребер:
1. Истинные ребра – соединяются с грудиной с помощью хрящей (7 пар).
2. Ложные ребра – соединены с последним истинным ребром (3 пары).
3. Колеблющиеся ребра – передние концы свободны, очень короткие (2 последних пары).
Такое строение грудной клетки позволяет увеличивать ее объем при вдохе и уменьшать при выдохе. Поэтому хорошо развитая грудная клетка способствует хорошей работе сердца и легких. Грудную клетку развивают физические нагрузки и спорт (плаванье, гребля).
V. Закрепление.
Заполнение таблицы (продолжить заполнять на последующих уроках изучения опорно-двигательной системы).
Отдел скелета
Часть скелета
Какие кости входят
Функции и предназначения
Типы сочленения
Скелет головы
Мозговая часть
Лобная (1), теменные (2), височные (2), затылочная (1), клиновидная (1), решетчатая (1)
Защитная
Неподвижное
Лицевая часть
Носовые (2), скуловые (2), верхнечелюстная (1), нижнечелюстная (1)
Защитная. Измельчение пищи, форма лица
Неподвижное (нижняя челюсть подвижна)
Скелет туловища
Позвоночник
Шейные (7), грудные (12), поясничные (5), крестцовые (5), копчиковые (4 – 5)
Несет на себе всю тяжесть туловища, головы и верхних конечностей
Полуподвижное
Грудная клетка
12 пар ребер, 1 грудина; верхние 10 пар ребер присоединены непосредственно к грудине
Защитная
Полуподввижное
Скелет верхних конечностей
Скелет нижних конечностей
VI. Подведение итогов. Оценивание.
VII. Рефлексия.
Что вы узнали на уроке?
Что вам больше понравилось?
Тема. Строение скелета человека.
Цели урока : - изучить типы соединения костей и их связь с выполняемыми функциями. Рассмотреть строение суставов. Изучить строение скелета человека, его основных отделов;
Развивать познавательный интерес, умение работать в команде, формировать предметные умения и коммуникативные навыки.
Воспитывать гигиенические и здоровьесберегающие навыки, бережное отношение к своему здоровью.
Оборудование и материалы : таблицы «Скелет человека», «Микроскопическое строение костной и хрящевой ткани», скелет человека-модель, мультимедийная презентация.
Базовые понятия и термины : неподвижные, полуподвижное и подвижное соединение костей, шов, сустав, суставная сумка, названия костей, образующих скелет.
Концепция урока : рассмотреть особенности соединения костей скелета, привести примеры, показать функциональность такого соединения. Описать основные отделы скелета человека, перечислить главные кости, входящие в их состав. Указать на разнообразие функций, выполняемых различными отделами скелета.
Тип урока : комбинированный.
Структура и содержание урока
1.Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности.
Вопросы к учащимся.
Какие химические вещества входят в состав костной ткани?
Какие типы костей вы знаете?
Опишите внутреннее строение костей.
Как происходит рост костей?
2.Изучение нового материала - рассказ учителя.
История изучения скелета. Древнегреческий философ Демокрит собирал кости на старых, разрушенных кладбищах и изучал их. Светило римской медицины- Клавдий Галлен совершил путешествие а Александрию, так как там был единственный, в то время, скелет человека. Петр 1 учредил кундсткамеру - коллекцию по анатомии.
Сегодня на уроке, мы познакомимся с основными отделами скелета человека, узнаем, какими костями они образованы. Но начнем с типов соединения костей.
Типы соединения костей:
- неподвижное соединение костей достигается путем их срастания. Движения при этом отсутствуют. Неподвижность костей мозгового отдела черепа достигается тем, что многочисленные выступы одной кости входят в соответствующие углубление другой. Такое соединение получило название шва.
- полуподвижное соединение костей достигается упругими хрящевыми прокладками между костями. Такие прокладки находятся в позвоночнике между отдельными позвонками. При ходьбе, беге, прыжках прослойки упругого хряща действуют, как амортизаторы, смягчая резкие толчки и предохраняя тело от сотрясения. Кости грудной клетки также могут двигаться благодаря хрящам. Такое соединение имеет опорное, защитное и двигательное значение
- подвижное соединение костей встречается чаще. Их называют суставами. Они обеспечивают условия для движения частей тела. Суставы устроены просто. Каждый из них включает покрытые гладким хрящом суставные поверхности сочленяющихся костей, суставную сумку (капсулу) и суставную полость. В капсуле два слоя. Наружный – фиброзный – плотный, он удерживает сочленяющиеся кости друг возле друга и защищает сустав от повреждений. Изнутри капсула покрыта синовиальной оболочкой, которая участвует в выработке особой жидкости – синовиальной. Она служит смазкой сочленяющихся поверхностей и питает хрящевое покрытие.
Усложняют суставы вспомогательные элементы. Это связки и сухожилия, которые вплетаются в капсулу сустава и скрепляют его стенку.
Физкультминутка.
Строение скелета человека.
В скелете различают: скелет головы, скелет туловища и скелет верхних и нижних конечностей.
Скелет головы – череп.
Каков же он, череп, с точки зрения современной анатомии? Специалисты разделяют его на мозговой, охраняющий головной мозг, и лицевой, образующий костную основу лица Мозговой отдел образован рядом плоских костей.. Кости образуют округлую полость черепа.
Вверх от глазниц поднимается снабжённая буграми лобная кость, соединяющаяся сзади в области крыши (купола) черепа с двумя теменными костями. Сзади расположена затылочная кость, а по бокам - весьма тонкие височные кости. Рассматривая череп снизу, т. е. со стороны основания. бросается в глаза большое затылочное отверстие. Рядом с ним и впереди расположены более мелкие отверстия и каналы, предназначенные для черепных нервов и их ветвей, а также кровеносных сосудов.
Лицевая же часть, на строительство которой идёт 16 более тонких костей, связана с органами дыхания, пищеварения и чувств. Нижняя челюсть - единственная подвижная кость черепа. На лицевом черепе сразу обращают на себя внимание крупные глазницы и наружное отверстие полости носа. Его слегка прикрывают сверху сросшиеся друг с другом мелкие носовые косточки, благодаря чему нос у человека немного выдается вперед. Чуть ниже глазниц лежат парные верхнечелюстные кости.
Скелет туловища.
Скелет туловища состоит из позвоночника и грудной клетки.
Основу скелета составляет позвоночник, имеющий оригинальную конструкцию. Если бы он представлял собой сплошной костный стержень, то наши движения были бы скованными, лишенными гибкости.. Упругость сотен связок, хрящевых прослоек и изгибов делает позвоночник прочной и гибкой опорой. Благодаря такому строению позвоночника человек может нагибаться, прыгать, кувыркаться, ездить верхом, бегать. Очень прочные межпозвонковые связки допускают самые сложные движения и вместе с тем создают надежную защиту спинному мозгу - он не подвергается каким-либо механическим воздействиям при самых невероятных изгибах позвоночника.Позвоночник состоит из 33-34 позвонков. В нем различают следующие отделы: шейный (7 позвонков), грудной (12), поясничный (5), крестцовый (5) и копчиковый (4-5 позвонков). У взрослого человека крестцовые и копчиковые позвонки срастаются в крестец и копчик. Позвоночник человека имеет изгибы, играющие роль амортизатора: благодаря им смягчаются толчки при ходьбе, беге, прыжках, что очень важно для предохранения внутренних органов и особенно головного мозга от сотрясений. Позвоночник образован позвонками. Типичный позвонок состоит из тела, от которого сзади отходит дуга. От дуги отходят отростки. Между задней поверхностью тела позвонка и дугой находится позвоночное отверстие. Накладываясь друг на друга, позвоночные отверстия образуют позвоночный канал, в котором находится спинной мозг.
Грудная клетка образована 12-ю парами ребер, подвижно соединенных с грудным отделом позвоночника и с грудиной. Грудная клетка защищает сердце, легкие, крупные сосуды и другие органы от повреждений, служит местом прикрепления дыхательных мышц и некоторых мышц верхних конечностей.
Скелет конечностей.
Скелет любой конечности состоит из двух частей: пояса конечностей и скелета свободной конечности. Кости пояса конечностей соединяют свободные конечности со скелетом туловища.
Пояс верхних конечностей образован двумя лопатками и двумя ключицами. Скелет свободной верхней конечности состоит из: плечевой кости, костей предплечья и кисти. Плечевая кость образует с лопаткой подвижное соединение {плечевой сустав), позволяющее совершать различные движения рукой.Предплечье образовано лучевой и локтевой костями. Способность лучевой кости поворачиваться вокруг локтевой позволяет совершать такие движения, как поворачивание ключа, вращение отвертки. Кисть образована большим количеством мелких костей. В ней различают три отдела: запястье, пясть и фаланги пальцев.
Пояс нижних конечностей {тазовый пояс) составляют две тазовые кости, которые соединяются с крестцом. Тазовые кости вместе с крестцом образуют кольцо, на которое опирается позвоночный столб (туловище). С тазовыми костями соединяются скелет нижних конечностей и мышцы, он служит для нихопорой и принимает участие в их движениях. Тазовый пояс также поддерживает и защищает внутренние органы. Скелет свободной нижней конечности состоит: из бедренной кости, костей голени и стопы. Массивная бедренная кость - самая крупная кость скелета человека. К костям голени относятся большеберцовая и малоберцовая кости. Кости стопы подразделяют на кости предплюсны, плюсны и фаланги пальцев.
3. Обобщение, систематизация, контроль знаний и умений
Рассказать о строении скелета.
1 группа
– скелет головы (череп),
2 группа
– скелет туловища (Объясните, какое значение имеет увеличение размеров позвонков в нижней части позвоночника.)
3 группа
– скелет конечностей и поясов конечностей.
4 . Домашнее задание
Учебник стр.48-51, заполнить таблицу по образцу до конца..