Методика работы по составлению схемы слова. Конспект логопедического занятия «Профессии. Составление предложений по картинке с использованием опорных слов, схемы Занятие составление предложений
Цель: обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи.
Тема: Профессии. Составление предложений по картинке с использованием опорных слов, схемы.
Задачи.
Коррекционные:
· Уточнить и закрепить пространственные представления.
· Формировать межполушарное взаимодействие.
· Формирование языкового анализа и синтеза.
· Развивать абстрактное, словесно-логическое, творческое мышление, произвольное внимание.
· Расширять активный словарь.
· Формировать адекватную самооценку.
Образовательные:
· Продолжать формировать понятие о профессиях.
· Развивать умения составлять предложения по сюжетной картинке с использованием опорных слов, схемы.
· Упражнять в грамматическом оформлении предложений.
· Формировать навыки словообразования.
Воспитательные:
· Воспитывать нравственно-этические модели поведения.
· Учить взаимодействовать друг с другом.
· Работа над осведомлённостью.
· Развивать рефлексию.
Оборудование: мультимедийная презентация, альбомные листы, цветные карандаши, карточка с кодом Морзе, карточка с сообщением радиста, индивидуальные карточки «Женские профессии», карточки «Установи закономерность», тетрадь, ручка, карандаш, ластик, линейка.
Ход занятия.
Организационный момент (кинезиология).
Ребята давайте выполним упражнения, которые настроят нас на работу, активизируют речь, внимание, память.
1. Упражнение «Буратино»
Ладонь левой руки вертикально у лица, большой палец приставить к носу. К мизинцу левой руки прижать большой палец правой. Двигаются все пальцы, кроме больших и мизинцев. Затем руки поменять.
2. Дыхательная гимнастика:
Встаньте прямо, плечи опустите вниз, живот вперёд. Вдох на три счёта носом - выдох на пять счётов носом.
3. «Морганье».
А теперь, ребята на вдохе - моргаем правым глазом, а на выдохе - моргаем левым глазом. Дети делают глубокий вдох. Медленно выдыхают.
Формулирование темы и цели занятия.
Игра «Добавь волшебный слог».
Ребята, добавьте недостающий слог -тель, -чик, -ник или -щик.
Дрессиров___
Автомат___
Что обозначают эти слова? Какая тема сегодняшнего занятия? (Профессии). Произнесите это слово по слогам. (Запись темы в тетрадь).
С какой целью мы будем сегодня говорить о профессиях?
Закрепление знаний по теме «Смысловая и интонационная законченность повествовательных, восклицательных, вопросительных предложений».
Игра «Скажи в нужной интонации».
Сегодня на занятии будет игра-викторина, название которой зашифровано:
ВСЕПРОФЕССИИНУЖНЫВСЕПРОФЕССИИВАЖНЫ!
Сколько здесь слов? Назовите 1, 4, 6, 3. Какой знак препинания в конце? Как называется такое предложение? Произнесите с нужной интонацией.
ВСЕ ПРОФЕССИИ НУЖНЫ, ВСЕ ПРОФЕССИИ ВАЖНЫ?
Какой знак препинания в конце? Как называется такое предложение? Произнесите с вопросительной интонацией на 1, 3, 5, 6 слове.
Деление на команды.
Распределение детей на команды: в каждой команде представлены дети с различными ведущими модальностями и доминирующими полушариями.
Каждая команда получает по 10 жетонов, на которые можно получить подсказки в ходе викторины.
Конкурс 1. «Будь внимательным!»
Инструкция: внимательно послушайте стихотворение Дж.Родари «Чем пахнут ремёсла?» и назовите все 10 профессий, о которых шла речь в произведении. Выигравшая команда получает 1 балл.
Логопед читает стихотворение, сопровождаемое презентацией. Дети запоминают. После прочтения слайды выключаются, команды называют по 1 профессии по очереди. При затруднении за жетон можно получить подсказку в виде демонстрации слайда с фотографиями профессий.
У каждого дела запах особый:
В булочной пахнет тестом и сдобой.
Мимо столярной идёшь мастерской—
Стружкою пахнет и свежей доской.
Пахнет маляр скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик оконной замазкой.
Куртка шофёра пропахла бензином.
Блузка рабочего—маслом машинным.
Пахнет кондитер орехом мускатным.
Доктор в халате—лекарством приятным.
Рыхлой землёю, полем и лугом
Пахнет крестьянин, идущий за плугом.
Рыбой и морем пахнет рыбак.
Только бездельник не пахнет никак!
Конкурс 2. «Нарисуй свою профессию».
Инструкция: пока звучит музыка (1 мин), вы должны успеть нарисовать, кем вы хотите стать в будущем. Рисунок должен быть понятен ребятам из другой команды. Если ваши соперники отгадают профессию, то ваша команда получает 1 балл.
На втором этапе конкурса нужно составить предложение по рисунку и схеме, записать его в тетрадь:
Кто? _____ _____ кем? .
За каждое правильно записанное предложение команда получает 1 балл.
Физ. мин. «Узнай ритм» (ориентировка в схеме тела, стоящего напротив).
У каждого ребёнка карточка с нарисованным ритмом: прямоугольник—хлопок в ладоши, квадрат—топнуть правой ногой, квадрат в рамке—топнуть левой ногой. Логопед, стоя лицом к детям, показывает определённый ритм. Ребёнок, чей ритм был показан, должен его повторить.
Конкурс 3. «Узнай профессию по описанию».
Инструкция: послушайте сообщение о профессии, отгадайте её, используйте право на подсказки.
Этот человек—глаза и уши корабля и капитана. Он передаёт в порт сообщения о местонахождении корабля в океане, ведёт переговоры с другими судами и чутко слушает, не зовёт ли на помощь какое-нибудь судно, терпящее бедствие. Сигнал бедствия знают все моряки в мире. На всех языках оно звучит одинаково, SOS, и обозначает «спасите наше судно». Переговоры ведутся с помощью специального языка, азбуки Морзе (морзянки), где каждой букве, цифре, знаку препинания соответствует определённый набор звуков (звучит аудиофайл со звуками морзянки).
Специальную азбуку придумал американский изобретатель и художник Сэмюэль Морзе (1791-1872). Сообщения передаются с помощью простейшего радиотелеграфического аппарата.
Конкурс 4. «Расшифруйте сообщение радиста».
Инструкция: расшифруйте сообщение радиста, записанное азбукой Морзе. Используйте для расшифровки код, записанный на карточках. Из получившихся слов составьте предложение по схеме (окончания слов можно менять):
Кто? ______ что? .
Запишите предложение в тетрадь, подчеркните главные члены. Правильно выполненное задание—1 балл.
Конкурс 5. «Женские профессии».
Инструкция: образуй название женской профессии по образцу: учитель—учительница. Победа в конкурсе—1 балл.
(Индивидуальная работа на карточке—по одному участнику из команды).
Пианист—
Портной—
Писатель—
Продавец—
Гитарист—
Барабанщик—
Велосипедист—
Художник—
Скрипач—
Гитарист—
Космонавт—
Конкурс 6. «Назови профессии на букву П».
Инструкция: называйте по очереди профессии, начинающиеся на звуки П или Пь. Используйте право на подсказки. Победа в конкурсе—1 балл.
Профессии: плотник, пекарь, пожарный, парикмахер, программист, продавец, певец, пианист, портной, поэт, почтальон и т.д.
Конкурс 7. «Установи закономерность».
Инструкция: установи, как связаны первые два слова, и в такой же связи подбери понятие к третьему слову.
За каждый правильный ответ—1 балл.
Конкурс 8. «Что это, и кому необходимо?»
Инструкция: отгадайте загадки и скажите, людям какой профессии нужен отгаданный предмет. За каждую отгаданную загадку и профессию человека команда получает 1 балл.
Кинешь в речку—не тонет,
Бьёшь о стенку—не стонет,
Будешь об пол кидать—
Станет кверху летать.
На прогулке бегуны
Одинаковой длины
Через луг бегут к берёзке,
Тянут две полоски.
Зубастая пила
В лес густой пошла.
Весь лес обходила,
Ничего не спилила.
(Расчёска)
Никак не согласится
Она лежать без толку.
Кто знает мастерицу,
Усердную …(иголку)
В поле чёрном заяц белый,
Прыгал, бегал, петли делал.
След за ним был тоже бел.
Кто же этот заяц?
Льётся речка—мы лежим.
Лёд на речке—мы бежим.
Я под мышкой посижу
И что делать укажу:
Или уложу в кровать,
Или разрешу гулять.
(Градусник)
Подведение итогов, рефлексия.
Подсчёт баллов, объявление победителей.
Поднимите руки те, кто хорошо работал на занятии.
Поднимите руки те, кто встречался с трудностями.
Поднимите руки, кто успешно преодолел все трудности.
Поднимите руки, кому было интересно.
Поднимите руки, кто узнал что-то новое.
Спасибо, ребята, до новых встреч!
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ТОЛПИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» КОРЕНЕВСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ Логопедическое занятие по внеурочной деятельности «Звуки, буквы и слова» в 1 классе ТЕМА: «Составление распространенных предложений». Лексическая тема: «Сказка». Подготовила: учитель-логопед Фомина Е.А.
Цели : отрабатывание умения составления распространенного предложения по сюжетной картинке и по опорным словам, используя «слова-предметы», «слова-признаки» и «слова-действия».
Планируемые результаты:
Предметные:
– закреплять умение составлять распространённое предложение по картинке;
– закреплять умение составлять распространённое предложений по опорным словам;
– развивать все виды речевой деятельности школьников, умения читать и писать, слушать и говорить, а также свободно пользоваться родным языком в различных ситуациях общения.
Метапредметные:
развивать связную речь, слуховое внимание, фонематическое восприятие, мышление, зрительную, образную память, мелкую моторику;
развивать диалогическую речь, речевое дыхание, артикуляционный аппарат;
совершенствовать грамматический строй речи;
развивать умение чётко и грамотно отвечать на поставленные вопросы.
Личностные :
воспитывать любовь и интерес к сказкам;
формировать навыки сотрудничества: умение работать в коллективе;
сплачивать детский коллектив, показать значимость каждого из учеников в единой работе класса.
Ожидаемый результат :
учащиеся научатся составлять распространенные предложения.
Здоровьесберегающие технологии: упражнения и игры на координацию речи с движением, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика.
Оборудование : ПК, презентация «Составление распространённых предложений», карандаши, тетрадь, конверты со словами, индивидуальное зеркало, оценочные смайлики.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Звуки с буквами пришли,
Чтоб порядок навести.
Я рада этой новой встрече,
Мне с вами интересно, друзья!
Интересные ваши ответы
С удовольствием слушаю я.
Мы сегодня снова будем наблюдать, выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошёл каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
Л:
Ребята посмотрите, сегодня у нас гости. Давайте поздороваемся!
(Дети здороваются)
Сегодня у нас необычное занятие. Мы отправимся в путешествие в сказочную страну. Хотите со мной?
Л: Тогда послушайте. В некотором царстве, в некотором государстве злая ведьма нагнала много туч на небо, и вот уже который день не видно солнца, льет дождь. Опечалился Царь. Помочь снять злое проклятье могут только отважные, смелые рыцари. Давай поможем жителям этой страны вернуть солнце. Для этого нужно пройти испытания, выполнив правильно все задания. Вы готовы?
Л: Тогда начнем.
2. Артикуляционная гимнастика.Л: Есть в этой сказочной стране волшебное зеркало. Посмотри, что оно нам показывает. Это история о язычке. «В гостях у бабушки с дедушкой».
Толстые внуки приехали в гости («Толстячки»)
С ними худые, лишь кожа да кости. («Худышки»)
Толстые внучки приехали тоже, («Толстячки»)
С ними худые – лишь кости да кожа. («Худышки»)
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись, («Улыбочка»)
Поцеловать они всех потянулись. («Трубочка»)
Утром проснулись – в улыбочку губы, – («Улыбочка»)
Чистим мы все свои верхние зубы. («Чистим зубы»)
Влево и вправо, внутри и снаружи, –
С нижними зубками тоже мы дружим.
Губки сожмём мы и рот пополощем,
И самоваром пыхтим что есть мочи. («Шарики», «Самовар»)
Блюдца поставим – положат блины нам. («Лопатка»)
Дуем на блинчик – не в щёчки, не мимо. («Дуем на лопаточку»)
Блинчик жуём, завернём и надкусим («Жуём блинчик»)
Следующий блинчик – с вареньем закусим. («Вкусное варенье»)
Чашки поставим, чтоб чаю налили («Чашечка»)
На нос подули – мы чай остудили. («Фокус»)
Чаю попили – никто не обижен («Не разбей чашечку»)
Вкусный был завтрак – мы губки оближем. («Облизываем губы снаружи по кругу»)
Л: Первая преграда успешно преодолена. Следуем дальше.
3. Пальчиковая гимнастика + Кенезиологические упр .
Новую преграду нам помогут преодолеть наши пальчики.
Ребята как вы думаете для чего нужно пальчикам упражняться?
Д: (ответы детей)
Правильно. Ну а теперь приступим.
1 упр. «Шарик»
Я надул упругий шарик.
Укусил его комарик.
Лопнул шарик – не беда,
Новый шар надую я.
2. упр. «Замок»
На двери висит замок.
Кто его открыть бы смог?
Потянули, покрутили,
Постучали и открыли.
3. упр. «Кисточка» (зеркальное рисование)
Мягкой кисточкой покрашу
Стульчик, стол и кошку Машу.
4. упр. «Кулак, ребро, ладонь»
5. упр. «Домик»
Соедините кольцевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажмите на пальцы левой руки. Затем наоборот. Отработайте движение с каждой парой пальцев отдельно.
6. упр. «Карандаш»
Зафиксируйте предплечье правой руки на столе. Указательным и средним пальцем возьмите карандаш со стола. Приподнимите и опустите его. Сделать тоже поочерёдно всеми парами пальцев. Затем сделать тоже левой рукой.
7. упр. «Пальчики ложатся спать»
4. Графический диктант.
Ребята, дорога до волшебного царства проходит через лес. И чтобы не заблудиться в лесу, нужно выбрать правильную дорогу. Следующая преграда – графический диктант. Давайте все вместе нарисуем правильную тропинку.
Вы готовы? Что нужно для успешного написания графического диктанта?
Д: внимательно слушать, не отвлекаться и вспомнить право-лево.
Тогда слушайте внимательно. На парте у каждого лежит листок. Возьмите его, видите на нем точку? Это начало тропинки. Поставьте ручку на данную точку и слушайте внимательно мои инструкции: 2 клетки вверх, 2 клетки вправо, 4 клетки вверх, 1 клетка вправо, 4 клетки вниз, 2 клетки вправо, 2 клетки вниз, 1 клетка вправо, 2 клетки вверх, 2 клетки вправо, 4 клетки вверх, 1 клетка вправо, 4 клетки вниз, 2 клетки вправо, 2 клетки вниз, 1 клетка вправо. Дальше продолжите рисунок самостоятельно.
5. Самоопределение к деятельности.
Следующее испытание у вас перед глазами. Как вы думаете, глядя на эти картинки, что можно придумать?
Д: предложения.
Правильно ребята. Так как вы думаете, чем же мы сегодня займёмся на занятии?
Д: будем составлять предложения.
6. Проговаривание чистоговорок.
Но сначала нам нужно настроить наш ротик на правильное проговаривание предложений, поэтому повторяйте за мной следующие чистоговорки:
Ла-ла-ла – сказка к нам пришла.
Мы-мы-мы – удивились мы.
Де-де-де – королевство в беде.
Ать-ать-ать – будим всех спасать.
Ца-ца-ца – у нас получится.
7. Работа по теме.
Ребята, чтобы преодолеть высокий забор, вам нужно составить как можно больше правильных и красивых предложений. Какие слова можно использовать при составлении предложений?
Д: слова-предметы, слова-действия, слова-признаки. (Придумывают предложения по картинке)
8. Дыхательная гимнастика.
В волшебном саду сказочного царства растёт волшебная яблоня. Кто съест яблоко, тот становится умным, Но подойти к яблоне можно, только выполнив определённые дыхательные упражнения. Ребята, а как вы думаете полезны ли детям дыхательные упражнения?
Д: да. Правильное дыхание влияет на правильность речи.
1. упр. «Цветок распускается»
И.п.: руки на затылке, локти сведены (нераскрывшийся бутон).
Выполнение: вдох – медленно подняться на носки, развести локти в стороны (цветок распускается). Возвращение в и. п. – выдох.
Медленно, 4-6 раз.
2. упр. «Лес шумит»
И.п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе.
Выполнение: наклон вправо – вдох, наклон в лево – выдох, в и.п. – выдох. Выполнять 4-5 раз.
3. упр. «Грибок»
И.п.: глубокий присед, руки обхватывают колени (грибок маленький).
Выполнение: медленно выпрямиться, разводя руки в стороны, отводя голову назад – вдох (грибок вырос). 5-7 раз.
4. упр. «Травушка колышется»
И.п.: основная стойка, руки опущены вниз.
Выполнение: поднять руки вверх, плавно, покачивая кистями рук – вдох. Опустить руки вниз – выдох. 4-5 раз.
5. упр. «Радуга, обними меня»
И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены.
Выполнение: разводим руки в стороны – вдох, обнимаем руками плечи – выдох. 4-5 раз.
9. Продолжение работы по теме.
Следующее испытание итоговое. «Составление предложения из группы слов». Ответственность большая. Поэтому предлагаю поработать в группах. Я сейчас вам раздам конверты со словами, из которых вам нужно будет составить красивые и правильные предложения. Ребята будьте внимательны, так как от вас сейчас зависит порадуются ли солнцу жители сказочного королевства или будут вечно мокнуть под дождём.
Д: (составляют предложения в группах).
10. Итог занятия.
Молодцы! Вы помогли жителям сказочного царства. Тучи рассеялись, стало светло, появилось солнце. Посмотрите, что делает солнце? Оно смеется, радуется тому, что вы такие умницы!
Скажите, что вам понравилось больше всего? В какие игры играли?
11. Рефлексия .
Ребята а сейчас возьмите пустые смайлики, которые лежат у вас на партах и нарисуйте солнышко, если вы считаете, что хорошо работали на занятии и у вас всё получилось; или дождик, если у вас не совсем всё получилось и есть ещё над чем поработать.
12.Заключение.
Вот и всё на сегодня. Мне приятно было с вами путешествовать по сказочной стране. Спасибо за внимание. До свидания, ребята. Попрощайтесь с нашими гостями.
Д: До свидания.
"Работа над фразой: Составление предложений из трех слов. Четырехсловные предложения с добавлением определения" предназначен для групповой работы. Цель: развивать навыки составления предложений из трех слов, навыки грамматического оформления предложений и их распространения с помощью добавления определений.
Задачи: 1. научить детей правильно составлять предложения из трех слов;
2. научить распространять предложения;
3. научить составлять предложения по образцу;
4. научить составлять собственные предложения;
5. развивать внимание, логическое мышление.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия
Тема: «Работа над фразой: Составление предложений из трех слов. Четырехсловные предложения с добавлением определения».
Цель: развивать навыки составления предложений из трех слов, навыки грамматического оформления предложений и их распространения с помощью добавления определений.
Задачи: 1. научить детей правильно составлять предложения из трех слов;
2. научить распространять предложения;
3. научить составлять предложения по образцу;
4. научить составлять собственные предложения;
5. развивать внимание, логическое мышление.
Оборудование: Предметные и сюжетные картинки.
Ход занятия:
I Организационный момент.
II Сообщение темы.
Мы работали с предложениями, которые состояли только из двух слов. Но в предложении может быть три, четыре, пять и более слов. Сегодня мы будем учиться составлять предложения из трех слов.
III Изучение темы.
1. «Составление предложений из трёх слов по сюжетным картинкам».
Рассмотрите внимательно картинку. (На доску выставляется картинка, на которой изображена девочка, читающая книгу). Девочка читает. Кто это? (Девочка). Что она делает? (читает). Что читает девочка? (Книгу). Девочка читает книгу.
Какое слово прибавилось в предложении? (Книгу). Сколько стало слов в предложении? (Три).
2. «Составление предложений из трех слов по двум предметным картинкам».
Рассмотрите внимательно картинки. (На доску выставляются две предметные картинки, например: мальчик и рыба). Давайте попробуем составить предложение, подобрав к картинке слово, обозначающее действие:
Мальчик ловит рыбу.
3. «Составление предложений из трех слов каждым ребёнком».
Каждому ребенку раздаётся по одной сюжетной картинке и предлагается самостоятельно составить по ней предложение из трех слов.
4. Физкультминутка:
Руки к верху поднимаем,
А потом их опускаем,
А потом их разведем,
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.
5. «Усложнение предложений. Составление предложений из четырёх слов с добавлением определения».
А теперь давайте усложним эти предложения. Например: Девочка поливает цветы. Какие цветы? (Красивые)./ или: Какая девочка? (Маленькая).
6. Упражнение «Собери предложение из слов».
А теперь я буду называть вам слова, а вы внимательно их послушайте и соберите из них предложения.
Пример: Мячик, Таня, ловит, большой.– Таня ловит большой мячик.
Свитер, мама, связала, красивый. (Мама связала красивый свитер)
Рыбу, рыбаки, поймали, крупную. (Рыбаки поймали крупную рыбу)
Книжку, Катя, читает, интересную. (Катя читает интересную книжку)
Стрекозу, Рита, увидела, большую. (Рита увидела большую стрекозу)
Булку, Вова, купил, вкусную. (Вова купил вкусную булку)
Карандашами, дети, рисуют, цветными. (Дети рисуют цветными карандашами)
Дерево, буря, сломала, старое. (Буря сломала старое дерево).
IV. Итог:
Вы сегодня молодцы! Очень хорошо занимались. Теперь встанут и пойдут в группу дети с последнего ряда, затем со второго ряда, потом с первого ряда.
Тураева К.А., учитель-логопед.
Тема: Речь. Предложение. Слово. Закрепление.
Цель: закрепить знания учащихся по теме.
Образовательные:
закрепить знания учащихся по теме “Речь. Предложение. Слово”.
Развивающие:
- развивать умение составлять предложения по картинке, а также составлять предложения из слов, данных в начальной форме.
- развивать умение отвечать полным предложением.
- развивать слуховое внимание, умение улавливать интонационную законченность, дифференцировать на слух набор слов и предложения.
- активизировать умение различать вопросительную, восклицательную и повествовательную интонацию;
- работать над совершенствованием интонационной стороны речи;
- развивать мелкую моторику.
Воспитательные:
Воспитывать аккуратность, умение организовывать собственную деятельность.
Оборудование: зеркала; индивидуальные сюжетные картинки; цифры 3, 5, 6 у каждого ребенка; индивидуальные полоски для составления схем предложений; индивидуальные карточки с точкой; поощрительные наклейки.
Ход занятия
- Организационный момент (1 мин).
- Артикуляционная гимнастика (3 мин).
- Основная часть (8 мин).
- Пальчиковая гимнастика (2 мин).
- Основная часть (продолжение) (11 мин).
- Физминутка (2 мин).
Логопед приветствует детей, раздает зеркала. Уточняет назначение зеркал.
Упражнения подобраны в соответствии с фонетическими нарушениями группы (у большинства нарушен звук [р]).
Упражнения для губ:
“Улыбочка”, “Трубочка”, “Окошко”, “Улыбочка – трубочка – окошко” (5 раз).
Упражнения для язычка:
“Почистим верхние зубки”, “Парус”, “Маляр”, “Грибок”.
Каждое упражнение дети выполняют 3 раза.
А) Беседа на повторение.
А теперь отложим зеркала.
Дети убирают зеркала на край парты.
Давайте вспомним, что такое наша речь? /Разговор, вопрос, рассказ – это наша речь/.
Из чего состоит наша речь? /Наша речь состоит из предложений/.
Как связаны слова в предложении? /Слова в предложении связаны по смыслу/.
Как они стоят в предложении? /Они стоят в предложении по порядку/.
Какие знаки могут стоять в конце предложения? /В конце предложения может стоять точка, вопросительный или восклицательный знак/.
Когда мы ставим вопросительный знак в конце предложения? /Когда спрашиваем/.
А восклицательный знак когда ставим? /Когда радуемся/.
Б) Членение рассказа на предложения.
Логопед раздает детям карточки с точкой.
Логопед читает рассказ без пауз.
Была глубокая осень. Лес выглядел хмурым и неприветливым. Почти каждый день шел дождь. Низкие тучи ползли над вершинами деревьев. Давно уже улетели на юг журавли и аисты. В лесу было пусто, уныло и очень тихо.
Вам понравился рассказ? Вам всё было понятно? Я хорошо его читала? /Нет/.
А что было неправильно? Что я делала не так? /Не было пауз/.
Да. А теперь вы внимательно послушайте рассказ ещё раз и в конце каждого предложения поднимите точку. Понятно задание? /Да/.
Как мы определим конец предложения на слух? К чему мы будем прислушиваться? /Будет пауза и голос понизится/.
Хорошо. Слушаем внимательно и поднимаем точку в конце каждого предложения.
Логопед читает рассказ.
Дети выполняют задание.
Логопед раздает детям карточки с цифрами.
Молодцы. А никто не посчитал, сколько предложений в рассказе? /Нет/.
Тогда я ещё раз прочитаю рассказ, а вы посчитайте, сколько в нем предложений и покажите цифру.
Повторное прочтение рассказа.
Дети показывают цифру, обозначающую число предложений в рассказе.
Что мы слушали сейчас с вами? /Мы слушали рассказ/.
А о чем был этот рассказ? /Об осени./
Правильно. А что обязательно есть у каждого рассказа, а у нашего нет? /Заглавие/.
Давайте вместе придумаем ему название. /Осень/.
Хорошо. Молодцы. Из чего состоит рассказ? /Рассказ состоит из предложений/.
Как стоят предложения в рассказе? /Предложения в рассказе стоят по порядку/.
Как они связаны между собой в рассказе? /Они связаны между собой по смыслу/.
Как определить границы предложения? /Будет пауза и голос понизится/.
А теперь давайте отдохнем и потренируем наши пальчики!
“Крючки”, “Кулачки”, “Стряхнули капельки водички”, “Пальчики здороваются”, “Ёжик”, “Замок”.
В) Загадка. Работа в тетради. Составление схем.
1. – Хорошо, молодцы! Откроем тетради, но ничего пока писать в них не будем!
Прослушайте и отгадайте загадку.
Листья желтые летят.
Под ногами шелестят.
Солнце уж не припекает.
Когда все это бывает? /Осенью/
2. – Теперь прослушайте ещё раз и запомните первое предложение.
Логопед читает загадку.
Кто запомнил? /Листья желтые летят/.
Да, начертим схему к этому предложению.
Дети чертят схему в тетрадях, логопед – на доске.
С чего начинаем чертить? /С уголка/.
Что значит уголок? /Начало предложения, пишем с заглавной буквы/.
Как мы отделяем слова в предложении? /Мы отделяем слова пробелом/.
Сколько слов в предложении? /В предложении три слова/.
Да, как пишутся слова в предложении? /Слова в предложении пишутся раздельно/.
Правильно. Поэтому мы как их будем чертить на схеме? /Будем чертить через пробел/.
Что означает точка? /Точка означает конец предложения/.
А стрелочка? / Стрелочка показывает понижение голоса/.
Хорошо. А какое будет первое слово в предложении? /Листья/.
А последнее слово какое? /Летят/.
А второе слово? /Желтые/.
3. Самостоятельная работа.
Молодцы. Я ещё раз читаю загадку, а вы запомните теперь второе предложение.
Логопед читает загадку.
Кто запомнил? /Под ногами шелестят/.
Хорошо, а теперь самостоятельно начертите схему этого предложения.
Дети выполняют задание.
4. – Послушайте четвертое предложение. Как оно звучит? /С вопросом/.
Да. А теперь каждый по очереди скажите это предложение. /Когда всё это бывает?/.
Я спрашиваю? /Да/.
Какой знак поставим в конце? /Поставим вопросительный знак/.
Начертите схему этого предложения.
Дети чертят схему самостоятельно.
А теперь давайте скажем это же предложение так, чтобы наш голос понизился, чтобы оно стало повествовательным. /Когда всё это бывает/.
А теперь немножко отдохнем. Встали все.
Игра “Если слово – хлопнем, если предложение – топнем”.
Если услышите слово – хлопните, а если предложение – топните.
День. Пошел мелкий дождь. Месяц. Осень. Мы идем гулять. Светит солнышко. Грибы. Ты любишь осень? Я люблю лето. Лист. Какая хорошая погода! Тучи. На небе появилось много туч.
Присаживаемся. А как вы определили, где слово, а где предложение? /В предложении много слов/.
7. Основная часть (продолжение) (11 мин).
Г) Дид.игра “Это предложение?”
Можно ли назвать то, что я скажу, предложением? Оно красиво звучит? /Нет/.
А сделайте так, чтобы оно красиво звучало.
Мальчик, открыть, дверь.
Сидеть, синичка, на, ветка.
Груша, бабушка, внучка, давать.
Витя, косить, трава, кролики, для.
Петя, купить, шар, красный, мама.
Девочка, положить, книга, стол, на.
Дети верно составляют предложения.
Ребята, а почему то, что я называла, нельзя назвать предложением? /Там слова не связаны по смыслу, не порядку/.
Д) Работа с индивидуальными картинками.
Логопед раздает детям картинки и полоски для составления схем предложений.
Мальчики играют.
Девочка стеллит постель.
Медведь чистит ботинки.
Мальчик одевает носки.
Мальчики ловят рыбу.
Девочка пьет чай.
Рыба плавает.
Дети читают книгу.
Птицы клюют зерно.
Кабан ест банан.
Ребята, вам нужно составить предложение по картинке и выложить из полосочек схему этого предложения.
Как мы обозначаем начало предложения? /Начало обозначаем уголочком/.
А что ставим в конце предложения? /В конце предложения ставим точку/.
Дети придумывают предложение и выкладывают его схему из полосок.
Хорошо. Что мы составляли? /Мы составляли предложения/.
Что выкладывали? /Мы выкладывали схемы/.
Из чего состоят предложения? /Предложения состоят из слов/.
Е) Дидактическая игра “Составь предложение”.
А теперь придумайте предложение, в котором 2 слова.
Дети придумывают предложения.
- Итог занятия (2 мин).
Чем мы занимались сегодня на занятии?
Что мы вспомнили сегодня на занятии?
Что Вам понравилось на занятии?
Логопед оценивает деятельность каждого учащегося и раздает поощрительные наклейки.
Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста
Тема: Знакомство с предложением
Цели:
- Закреплять понятия слово.
- Учить подбирать слова по ситуативным цепочкам.
- Познакомить детей с предложением: показать последовательность слов в предложении и отдельно каждое входящее в предложение слово.
- Формировать связность и четкость высказывания.
- Учить составлять схемы предложения.
- Анализ и синтез словесного состава предложения, как средство предупреждения дисграфии.
Оборудование: предметные картинки; наборы полосок для составления схем предложений.
Словарная работа: журналист, интервью.
Ход занятия
Организационный момент
Логопед: Здравствуйте, ребята! Прежде чем вы пройдете к своим рабочим местам назовите слова-действия, слова признаки, слова-предметы живые и неживые.
Ребята, с помощью слова можно творить чудеса. Ведь словом можно рассмешить грустного, подбодрить трусливого, обрадовать печального, похвалить трудолюбивого, а можно огорчить, обидеть, нагрубить.
Игра «Подбери нужные слова»
Логопед: Какими словами можно поприветствовать друг друга? (Здравствуйте, привет, доброе утро...)
Поблагодарить? (Спасибо, очень вам благодарен, благодарю вас...)
Похвалить? (Молодец, умница, ты хороший…)
Успокоить? (Не волнуйся, не переживай, все буде хорошо…)
Ребята, вы знаете кто такие журналисты? (Ответы детей.) Журналисты – это люди, работающие на телевидении, радио. Они пишут статьи, берут интервью у людей. Интервью – это когда задают вопрос и на него получают ответ.
Вы бы хотели стать журналистами?(Ответы детей.) тогда этому нужно учиться. Журналисты говорят грамотно, полным предложением, умеют правильно составлять предложения. Вы хотите этому научиться? Я вас приглашаю в школу журналистов.
А сейчас мне нужны мои помощники. (Логопед заранее договорился с детьми.)
Скажите, что делает Полина? (Полина читает книгу.)
Что делает Сережа? (Сережа открывает дверь.)
Диана, Саша, Игорь, подойдите ко мне. Вы будете «живыми словами». Диана станет словом Полина, Саша – словом читает , а Игорь – словом книгу . Диана скажет свое слово и даст руку Саше. Саша даст руку Игорю и произнесет слово, читает. Какое слово должен сказать Игорь?(Книгу.) Что мы узнали о Полине? (Полина читает книгу.) Если слова дружат и помогают нам что-то узнать, значит, мы сказали предложение. Я скажу: читать, книга, Полина. Это просто слова, их нельзя назвать предложением, составьте из них предложение. (Полина читает книгу.)
Максим, Маша, Руслан подойдите ко мне. Подружите между собой слова волк, догоняет, заяц. Какое предложение можно составить из этих слов? (Волк догоняет зайца.)
Проверяем игра « Живые слова». Уточняется последовательность слов в предложении.
Логопед: Какое слово первое? (Волк.)
Назовите второе слово.(Догоняет.)
Какое слово мы еще не назвали? (Зайца.)
Сколько слов в предложении?
Сейчас слово волк уйдет, остались слова догоняет, зайца. Можно ли считать их предложением? (Нет. Непонятно, кто догоняет зайца.)
- «Живые слова» , разойдитесь. Слова «разбежались», и нет предложения. Дети-слова, встаньте на место, дайте друг другу руки. Произнесите каждый свое слово. Мы составили…(предложение). В предложении все слова…(дружат между собой). Из чего состоит предложение? (Предложение состоит из слов.)
Посмотрите на картинку. Где растет дерево? (Дерево растет в лесу.)
Молодцы, ребята. Вы сказали предложение. А сейчас и мы станем деревьями.
Физминутка.
Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет.
Раз-наклон, два – наклон.
Зашумел листвою клен.
На доске выставляется символ предложения – длинная полоска с уголком.
Логопед: Ребята, обратите внимание на эти полоски. Длинной полоской мы будем обозначать предложение, а уголком – начало предложения(заглавную букву.) Короткими полосками мы будем обозначать слова в предложении, их количество. Первая короткая полоска тоже с уголком – она обозначает заглавную букву.
Придумайте предложение со словом малина , а я выложу столько полосок, сколько слов в предложении.
Какое это слово? (Указываю на первую полоску.)
Назовите второе слово, третье слово.
Откройте свои пеналы. Найдите длинную полоску. Что мы будем изображать самой длинной полоской? (Предложение.) Покажите полоски, которые короче. Эти полоски обозначают слова, что обозначает уголок? (Заглавную букву.)
А сейчас мы поиграем в игру «Кто внимательный». Когда я буду называть слова – поднимите короткую полоску, а когда назову предложение – поднимите длинную полоску.
Я думаю, ребята, настало время показать, какими мы стали журналистами.
Ребята – журналисты, задайте вопрос своему товарищу. Следите за тем, чтоб ответы были полными.
Затем дети меняются ролями.
Молодцы, ребята! Вы настоящие журналисты.