Классный час «Совесть – внутренний судья человека. Классный час на тему "Что такое совесть?" Кл час что такое совесть
Воспитательный час для старшеклассников. Тема: «Что такое совесть»
Воспитательный час предназначен для детей 8-10 классов.Краткое содержание материала:
Воспитательный час о функции совести в душе человека, поможет детям понимать свое душевное состояние. Часто в жизни подростков возникают ситуации, когда они испытывают внутреннюю дисгармонию, причиной которой является обличения совести в неблаговидных поступках. Пытаясь устанавливать для себя свои нормы поведения, бунтуя против общепринятых моральных устоев, подростки находятся в конфликте не только со взрослыми и окружающими их людьми, но и с самими собой. Размышление на тему совести, будет способствовать пониманию своего внутреннего состояния и ответственному отношению к своим поступкам, умению признавать свои ошибки и исправлять их.
Сапаргалиева Гулнар Кадровна
Воспитатель КГУ «Мичуринский детский дом», Казахстан, Павлодарская область, село Мичурино.
Воспитательный час «Что такое совесть»
Цель: Формирование знаний о функциях совести в жизни человека;Задачи:
1.Раскрыть значение слова «совесть», подвести к нужным и правильным выводам.
2.Помочь детям осознать важность гармонии со своей совестью, важность ответственного отношения к своим поступкам;
3.Рассмотреть и проанализировать внутреннюю работу совести в различных обстоятельствах.
Ожидаемый результат:
1. Ценностное отношение к своей совести;
2. Умение исправлять свои ошибки: прощать, просить прощение, возмещать ущерб, нанесенный другому человеку;
3. Умение давать объективную оценку своему внутреннему состоянию.
Предварительная работа: мини – сочинение «Что такое совесть»;
Оборудование: видеоматериал о совести, слайды о духовных законах жизни: «Закон сеяния и жатвы», «Закон бумеранга», «Закон эха», «Побеждай зло добром», «Не делай другим того, что не желаешь себе».
1.Мозговая атака
Вопросы воспитателя детям:
- Что вы знаете о совести?
- Какой может быть совесть?
Для чего необходима совесть?
- В чем проявляется действие совести?
- Знакомы ли вы с голосом совести?
- Как вы понимаете высказывание:
«Будь господином своей воли, но для совести будь рабом».
- Что значит идти на компромисс со своей совестью?
- Какие нравственные законы выражает совесть?
- Что значит быть «бессовестным»?
Дети размышляют над вопросами, дают свои ответы. Воспитатель предлагает желающим зачитать свои сочинения и обобщает размышления и выводы.
Воспитатель:
Человек рождается с совестью и это отличает его от животного. Совесть- это заложенный внутри человека нравственный закон жизни, добра, любви и справедливости. Человек может знать через внутренний голос совести о качестве своего поступка. Понятие «угрызения совести», я думаю, знакомо всем нам. Ты можешь чувствовать внутреннюю боль и неудовлетворение, даже если в глазах других твой поступок хорош. Совесть всегда будет обличать тебя в неправоте, в нечистых мотивах сердца, в несправедливости, которую ты допускаешь. У нас всегда есть выбор подчиниться или заглушить голос совести.
Вы должны усвоить одну истину - чистая совесть поможет вам спать спокойно, преодолевать трудности, радоваться жизни, иметь внутреннюю свободу. Нечистая совесть будет мучить вас, угнетать, заставит жить в страхе за себя, отнимет радость и спокойствие Легко допустить компромисс с совестью, но нелегко, после, исправить ситуацию. Многие люди живут по стандартам, которые им кто-то навязывает. Они не привыкли взвешивать свои поступки, анализировать, прислушиваться к своей совести. Но у вас есть возможность уже сейчас принять твердое решение быть «рабом» своей совести. Приняв такое решение, вы удержите себя от многих ошибок и потерь. Совесть поможет вам не причинять вреда и зла другим, не мстить, не унижать, прощать, поможет не ожесточаться и даст вам направление. Страшно не иметь совести, потерять ее. У такого человека нет правильного ориентира в жизни. Он делает то, что считает для себя выгодным, не считаясь ни с кем.
2.Видеоматериал о совести.
3.Работа в малых группах
(5 групп)
Для того, чтобы узнавать голос совести, нужно знать и исполнять ее нравственные законы.
Задание: охарактеризовать один из духовно - нравственных законов и объяснить его действие в конкретной ситуации из жизни.
Дети рассаживаются группами и обсуждают задание.
1 группа:
«Закон сеяния и жатвы»
2 группа:
«Закон бумеранга»
3 группа:
«Закон эха»
4 группа:
«Побеждай зло добром»
5 группа:
«Не делай другим того, что не желаешь себе»
Каждая группа составляет свой ответ и затем зачитывает его. Дети размышляют и приводят свои доводы, дополняя друг друга.
Воспитатель:
Закон сеяния и жатвы.
Сеется семя одно, а урожай, плод бывает обильным. От того какое семя ты посеял, зависит и твой урожай. Если ты питаешься только плохой информацией, то пожнешь только плохое. Если ты совершаешь зло по отношению к другим, то ответом будет такое же отношение к тебе, как человеку.
Целеустремленность, избирательное отношение к информации, к общению, к взаимоотношениям, работа над своим характером, честность, уважение и любовь к людям, стремление к полезным знаниям, даст свои обильные положительные плоды. Плод, как известно, вырастает из одного семени. Урожай собирают по роду посеянного семени, в многократном размере.
Закон «бумеранга»
- есть такая индейская поговорка «Бумеранг не возвращается пустым». Бумеранг - метательное орудие серповидной формы, которое обычно возвращается обратно к тому месту, откуда было пущено (у аборигенов Австралии). Ты сделал что-то необдуманно, но получаешь взамен много неприятностей. Делаешь добро – оно к тебе возвращается. Бумеранг – это возвращение назад в твою жизнь, всех твоих поступков. Не надо думать, что делая зло, ты вредишь другим. Это не совсем так. Все сделанное возвращается бумерангом к тебе самому и приносит свой плод. Закон «эха»
- если вы крикните в лесу один раз, то крик прозвучит несколько раз, в зависимости от силы, которую вы приложили. То же происходит часто во взаимоотношениях между людьми. Один поступок имеет множество соответствующих последствий.
«Побеждай зло добром»
Почему зло побеждается только добром?
Потому что тот, кто делает зло - сеет его в свою жизнь и пожнет свой урожай, не надо пытаться наказать его, делая ему зло. Это отнимет у тебя жизненные силы, радость жизни, наполнит горечью и ненавистью, может быть на всю жизнь. Но если ты будешь помнить о том, что каждый несет ответственность за свои поступки через действие этих законов, это освободит тебя от чувства мести и поможет жить и радоваться жизни дальше.
«Не делай другим того, чего не желаешь себе»
- этот духовный закон поможет тебе представлять себя на месте другого человека и размышлять над тем, какое же действие оказывает твой поступок и как бы ты чувствовал себя на месте другого человека. Понимание ценности этого закона научит тебя сопереживать, сострадать и прощать других.
4.Ролевые игры.
Дети делятся на 2 команды
Задание:
придумайте сценку, основанную на этих законах.
Дети придумывают ситуацию и демонстрируют последствия, при этом объясняя причины последствий, основанные на полученной информации воспитательного часа.
5.Индивидуальная работа:
(раздаются листы бумаги и карандаши).
Задание:
нарисуйте свое сердце, представьте, что это почва, напишите, какие семена вы хотите посадить, чтобы был хороший урожай.
Дети рисуют, а затем кратко характеризуют свои рисунки, обосновывая свой выбор.
6.Рефлексия
Незаконченное предложение: «Совесть это…»
Презентация на тему: Что такое совесть
Что такое совесть? 0 Cовесть - это голос, звучащий внутри нас. Он говорит, что можно делать и чего нельзя. 0 Cовесть – внутреннее сознание добра и зла, «тайник души», в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка.
0 Самооценка. 1. Я стараюсь вернуть найденную вещь хозяину без вознаграждения. 2. Я не завидую подруге, когда вижу ее нарядной и красивой. 3. Я возвращаю долг до копейки и в обещанный срок. 4. Я добросовестно выполняю любую работу, в том числе и учебную. 5. Я уступаю место в автобусе слабым и старшим. 6. Я с уважением отношусь к окружающим. 7. Я безвозмездно помогаю старшим. 8. Я никогда не беру чужую вещь. 9. Я не обманываю людей, даже если это выгодно мне. 10. Я требователен к себе. 11. Я проявляю терпение в конфликтах. 12. Я избегаю мстить. 13. Каждый день вечером перед сном я обдумываю, как прошел мой день, что я сделал не так.
0 1. Как жить, чтобы быть в ладу со своей совестью? 0 2. Знаете ли вы истории, а также книги и фильмы, повествующие о людях, у которых болела душа? 0 3. Может ли кто-то рассказать о случае, когда человек (или вы сами) отреагировал на крик души, и именно услышав голос совести, отказался от дурного поступка?
Вложив совесть в человека, Творец поручил ей два дела: 1. Перед выбором совесть подсказывает, как должен поступить человек. 2. После ошибки совесть срабатывает как тревога: «Так нельзя! Исправься!». У совести есть очень важная особенность: если забыть о нанесенных ею ранах, они никогда не зарастут. Даже спустя многие годы совесть может напомнить о былой неправде. Например, радость, получаемая от интересной поездки, может исчезнуть - потому что совесть вдруг подняла из глубин твоей памяти что-то, о чем не хотелось бы помнить. Поэтому самое главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью. Надо уметь ее слышать и поступать по ее подсказкам, исправляя свои прошлые ошибки.
Цели: уточнить значение таких нравственных категорий, как совесть, стыд, раскаяние; формировать умение критически относиться к себе, давать честную оценку своих поступков; побуждать детей к самоанализу, к размышлению о себе, к поиску высоких нравственных идеалов.
План классного часа
- Проблемная ситуация. Видео ролик «Осколки в сердце» (приложение 1)
- Интерактивная беседа.
- Словарная работа. «Стыд» и «совесть»
- Игра «Чего нужно стыдиться?»
- Ситуации выбора. «Голос совести»
- А) Ситуация первая.
- Б) Ситуация вторая.
- В) Ситуация третья.
- Упражнение для совести - «Минута раскаяния»
- Подведение итогов (рефлексия).
Ход классного часа
1. Классный руководитель. Сегодня мы свами поговорим о понятиях, которые, по моему мнению, являются основой человеческой морали. Но прежде чем начать разговор, я предлагаю вам посмотреть небольшой видеоролик.
Проблемная ситуация. Видеоролик «Осколки в сердце»
2. Интерактивная беседа.
Классный руководитель. Ребята, какой смысл несут эти слова – «осколки в сердце»? Что под ними подразумевается?
(угрызения совести)
Да, вы правы и тема сегодняшнего разговора «Совесть», но это понятие крепко связано еще с одним. Каким?
(стыд)
И здесь вы правы. Итак, тема классного часа «Стыд и совесть» (слайд №1)
В суматохе сегодняшней жизни человек порой забывает об этих понятиях. Я вам предлагаю сегодня остановиться и поговорить об этом.
Как бы вы определили эти понятия? (варианты ответов).
А сейчас заглянем в словарь (слайд №2)
3. Словарная работа. «Стыд» и «совесть»
Вот как объясняется значение этого слова «совесть»в словарях Ожегова и Даля (читает свои записи) :
Совесть – внутреннее сознание добра и зла, «тайник души», в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка.
А вот как объясняется значение слова «стыд» - это чувство сильного смущения, самоосуждения от сознания предосудительности поступка, вины.
Чтобы подчеркнуть важность и силу этих двух понятий, я предлагаю вам вспомнить, какие выражения употребляют с этими словами?
С этим словом употребляют очень сильные выражения: люди говорят:« грызет совесть», «мучает совесть», «совесть спать не дает», «муки совести», «угрызения совести», «совесть заговорила». Очень хорошо, когда что-то делаешь со «спокойной совестью», с «чистой совестью».
Люди говорят: «можно сгореть со стыда», «умереть со стыда», «можно провалиться сквозь землю со стыда», «покраснеть от стыда», «не знаю, куда деться от стыда».
« В ком стыд, в том и совесть», – говорит русская пословица. В ней хорошо показана связь этих двух понятий.
Можно сказать в пословицах отражается народная мудрость, его отношение к чему-либо, которое сложилось веками. Вот некоторые пословицы, в которых говорится о стыде и совести:
(слайд №3)
- Как ни мудри, а совести не перемудришь.
- Совесть без зубов загрызет.
- От человека утаишь, от совести не утаишь
- Жизнь дана на добрые дела.
- Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом.
- Правда как оса - лезет в глаза.
Скажите, вы согласны с этими пословицами? Может быть, у вас другое мнение? (здесь можно обсудить пятую пословицу, и спровоцировать детей на спор фразой «разве не вызывают зависть люди, у которых много денег и они могут позволить себе почти все или почти все»)
4. Игра «Чего нужно стыдиться?»
Классный руководитель. Чего же, по-вашему, нужно стыдиться в жизни и почему. На интерактивной доске высказывания. Вам надо разделить их на две группы «Стыдно» и «Не стыдно».
- Физические недостатки
- Некрасивые поступки
- Поношенная, но аккуратная одежда
- Старомодная одежда
- Непрестижная работа родителей
- Невежество, необразованность, безграмотность
- Вульгарная внешность
- Грубое, бездушное отношение к людям
Классный руководитель. Я очень рада, что вы правильно определили, чего нужно стыдиться. Хотелось бы, чтобы и в жизни ваш внутренний судья – совесть – так же хорошо помогал вам различать добро и зло.
Классный руководитель. Жизнь часто ставит человека перед выбором: сделать по совести или против совести. И этот выбор каждый должен сделать не ради похвалы или показухи, а ради правды, ради долга перед самим собой. По этому решению люди и будут судить о человеке.
Рассмотрим три ситуации. Трудно ли вам будет поступить по совести?
А) Ситуация первая (слайд №4)
Вы покупаете в магазине молоко, и продавец по ошибке дает вам со сдачей лишние пятьдесят (пятьсот) рублей. Как вы поступите?
Б) Ситуация вторая (слайд №5)
Классный руководитель. Еще одна ситуация. Вы весь диктант списали у соседки по парте. Но «соседке» учитель поставил «3», а вам «5», потому что не заметил трех грубых ошибок, которые увидел в ее тетради. Ваши действия?
Дети высказываются по поводу ситуации.
В) Ситуация третья (слайд №6)
Классный руководитель. Ситуация третья. На весенние каникулы класс вместе с классным руководителем планирует поездку в лес. Идет бурная подготовка к веселому путешествию. Но внезапно в классе происходит ЧП: кто-то сорвал кран с огнетушителя и залил пеной весь пол в кабинете химии. Классный руководитель просит виновника признаться и привести класс в порядок. Но никто не признается. Тогда классный руководитель наказывает весь класс и поездка отменяется.
А вы знаете, что кран с огнетушителя сорвал ваш друг. Как можно тут поступить по совести? А еще, какие мнения по этому поводу? (Может быть, учителю не стоило так поступать? Или решить эту ситуацию как-то по- другому)
Дети высказываются по поводу ситуации
6. Упражнения совести.
«Минута раскаяния»
Классный руководитель. Вся жизнь человека состоит из подобных ситуаций. На каждом шагу мы делаем выбор между добром и злом. Чтобы не ошибиться, нужно постоянно слышать голос своей совести. Этот голос подскажет нам, хороши или плохи наши поступки.
А чтобы совесть не молчала, нужно ее тренировать, как тренируют мышцы и ум – нужно заставлять ее постоянно работать, выполнять упражнения.
Упражнение совести - это внутренняя работа ума и сердца, когда человек размышляет о том, что хорошего, что плохого сделал за день, мысленно ставит себя на место другого, старается увидеть последствия своих поступков, умеет посмотреть на свои поступки глазами людей, которых он уважает. При такой работе совесть не замолкнет и всегда будет внутренним судьей человека. А иначе – блуждание в потемках.
Сейчас проделаем такое упражнение. Минуту подумаем, и вспомним свои поступки, которые могли обидеть кого-то, за которые нам сегодня стыдно и мы в них глубоко раскаиваемся. Попробуйте написать на листочках на саму ситуацию, а ваши ощущения, которые вы испытывали тогда и сейчас. Назовем это упражнение «Минута раскаяния».
Включается музыка. В течение одной минуты дети обдумывают и делают записи на листочках.
Классный руководитель. Прочитайте нам то, что написали.
Скажите, как вы считаете, как можно исправить свой поступок, как можно успокоить совесть?
(попросить прощения)
Классный руководитель. Чувство раскаяния – это великое чувство. Оно очищает и исцеляет человека. «Повинную голову меч не сечет», – гласит русская пословица.
Классный руководитель. Как же пробудить совесть в бессовестном человеке? Как сделать так, чтобы он раскаялся в своем поступке?
Примерные ответы детей:
– Нужно ему прямо говорить обо всем, критиковать.
– Нужно объявить бойкот.
– Не подавать руки, не здороваться.
– Нужно устроить общественный суд.
Классный руководитель. Я с вами согласна.Если человек поступает бессовестно, бесчестно, окружающие должны пристыдить его. Лучше горькая правда, чем красивая ложь. Может быть, это и пробудит в человеке совесть, станет человеку стыдно.
В качестве завершения нашей сегодняшней беседы я предлагаю посмотреть еще один видеоролик «Притча про воробья» (можно найти в Интернете)
Классный руководитель . Никогда не позднопопросить прощения, но не надо ждать 50 лет, как герой нашего первого рассказа.
7. Подведение итогов (рефлексия).
Классный руководитель. Наш разговор подошел к концу. Всем большое спасибо! Каждый из вас, я думаю, сделал свои выводы. Я не буду спрашивать о них, потому что это очень личное. Но все-таки, мне бы хотелось понять, что дал вам наш сегодняшний разговор. Для этого: у вас на столе лежат кружочки разных цветов. Уходя, вы оставьте на столе только тот, который ближе всего выражает то мнение, к которому вы пришли после сегодняшнего разговора:
Мне кажется, моя совесть не спит, но разговор был полезным
Наш сегодняшний разговор помог мне осознать, что мне есть, за что просить прощения
Другое (написать)
Литература
- Селевко Г. К. Сделай себя сам. М: народное образование, 2006 г.
- В ролике использована песня исполнителя Dying Young;
- Текст притчи «Осколки в сердце» и фотографии для ролика взяты из Интернета
Цели:
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Стыд и совесть» - классный час.
Цели:
Уточнить значение таких нравственных категорий, как стыд, совесть, раскаяние;
Способствовать формированию умения критически относиться к себе, давать честную оценку своих поступков; побуждать детей к самоанализу, к размышлению о себе, к поиску высоких нравственных идеалов.
План классного часа.
- Вопрос – тест.
- Интерактивная беседа.
- Анализ анкет.
- Словарная работа «Стыд и совесть».
- Игра «Чего нужно стыдиться»?
- Ситуации выбора.
- Упражнения для совести.
Ход классного часа.
Вопрос – тест.
Классный руководитель. Представьте себе, что вы совершили очень плохой поступок. За это учитель может вызвать родителей, а может просто при всём классе сказать: «Ни стыда, ни совести у тебя нет!» Как вы думаете, что страшнее?
Проблемная ситуация. Рассказ «Осколки в сердце».
Классный руководитель. Это был вопрос-тест. Он показал, что у некоторых из вас совесть ещё спит глубоким сном. Но когда-нибудь она всё-таки проснётся, как у героя этого маленького рассказа.
Однажды молодой человек шёл по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли ещё что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошёл себе дальше. Прошло 50 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – всё у него было. Только этот эпизод из далёкой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.
Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло – это был я. Прости меня, - сказал человек.
Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своём сердце 50 лет, - ответил слепой.
Интерактивная беседа.
Классный руководитель.
Можно ли сказать, в какое время происходили события этого рассказа?
Почему герой рассказа бросил осколки в кружку слепого?
Как вы думаете, почему герой рассказа всю жизнь помнил о каком-то нищем слепом старике?
Как вы думаете, когда у него появились муки совести?
Какими словами выразил слепой эти мучительные угрызения совести? (Эти осколки ты носил в своём сердце 50 лет)
Как вы думаете, хороших ли детей воспитает герой рассказа?
Как бы вы озаглавили этот рассказ? («Осколки в сердце», «Угрызения совести», «Совесть» и т.д)
Анализ анкет. Прежде, чем мы познакомимся со значением слов «стыд» и «совесть», я представлю вам результаты ваших анкет.
7 человек не смогли объяснить эти понятия, 6 человек пытались рассуждать и понимают, когда человеку бывает стыдно и совестно. 12 человек сумели найти, подобрать ключевое слово к понятию «стыд» Это чувство, кто-то пишет: неловкости, осознания вины за совершённые поступки. А вот с понятием «совесть» не всё так просто Многие также пишут, что это:
Чувство огорчения;
Чувство, которое люди испытывают при угрызениях души;
Чувство, которое мучает тебя;
Чувство, которое есть не у всех;
Это то, что не даёт покоя, когда человеку объяснили его вину.
Настя Галкина пишет: «Это внутренний голос человека, который заставляет его говорить правду».
Аня Девятерикова пишет: «Это то, что терзает человека в его внутреннем мире души, когда ему стыдно. Действительно эти понятия тесно связаны друг с другом
Словарная работа. «Стыд и совесть»
Классный руководитель. Что же такое «совесть», «стыд». Каково значение этих слов? Русский поэт Александр Яшин написал как-то такие строки: (слайд № 3)
В несметном нашем богатстве
Слова драгоценные есть:
Отечество,
Верность,
Братство.
И есть ещё:
Совесть,
Честь.
Вот как объясняется значение слова «совесть» в словарях Ожегова и Даля: совесть – внутреннее сознание добра и зла, «тайник души», в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка (слайд № 4).
Совесть – категория этики, характеризующая способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков. Такое объяснение этого понятия нашла Ксения Фарносова в интернете (слайд № 4).
С этим словом употребляют очень сильные выражения: люди говорят: «грызёт совесть», «мучает совесть», «совесть спать не даёт», «муки совести», «угрызения совести», «совесть заговорила». Очень хорошо, когда что-то делаешь со «спокойной совестью», с «чистой совестью». Людей, которые поступают по совести, называют совестливыми, добросовестными (слайд № 5).
А вот как объясняется значение слова «стыд»: это чувство сильного смущения, самоосуждения от сознания предосудительности поступка, вины (слайд № 6).
Или такое объяснение: стыд – это чувство, возникающее у человека при совершении им поступков, противоречащих требованиям морали, унижающих достоинство личности (слайд № 6). Стыд – это очень сильное чувство. Люди говорят: «можно сгореть со стыда», «можно провалиться сквозь землю со стыда», «покраснеть со стыда», «не знаю, куда деться от стыда» (слайд № 7).
«В ком стыд, в том и совесть», - говорит русская пословица. В ней хорошо показана связь этих двух понятий. Настя Галочкина и Саша Ромашова нашли много пословиц и высказываний известных людей об этих понятиях. Вот некоторые из них (слайд № 8, 9).
- Как не мудри, а совести не перемудришь.
- Совесть без зубов загрызёт.
- От человека утаишь, от совести не утаишь.
- Жизнь дана на добрые дела.
- Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом.
- Неправдой свет пройдёшь, да назад не воротишься.
- Правда, как оса, - лезет в глаза.
- Без рук, без ног – калека, без совести – полчеловека.
- Без совести и при большом уме не проживёшь.
Высказывания известных людей.
- Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону. Кант Иммануил.
- Если хочешь крепко спать, возьми с собой в постель чистую совесть. Франклин Бенджамин.
- Мы идём в гущу шумной толпы, чтобы заглушить крик собственной совести. Рабиндранат Тагор.
- Стыд перед людьми – хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой. Толстой. Л.Н.
- Самый тяжкий стыд и великое мучение – это когда не умеешь достойно защищать то, что любишь, чем жив. Горький М.А.
- В природе разумных существ заложена способность чувствовать свои несовершенства; поэтому-то природа и дала нам стыдливость, то есть чувство стыда перед этими несовершенствами. Монтескье 3.
Игра «Чего нужно стыдиться?»
Классный руководитель : а теперь поговорим о противоположных понятиях. Бесстыдство, наглость, нахальство. Это опасные пороки души. Бесстыжему человеку сначала безразлично, что о нём думают люди, а потом ему становится безразличной собственная судьба. Чего же нужно в жизни стыдиться и почему? Поиграем в игру. Я - против всех. Я буду читать слова. А вы хором отвечаете «стыдно» или «не стыдно» (вариант: поднимаете руки, если считаете, что этого нужно стыдиться).
Физические недостатки;
Некрасивые поступки;
Поношенная, но аккуратная одежда;
Старомодная одежда;
Неряшливый вид;
Непрестижная работа родителей;
Твоё «простое» происхождение;
Невежество, необразованность, безграмотность.
Вульгарная внешность;
Грубое, бездушное отношение к людям
Я очень рада, что вы победили в этой игре и правильно определили, чего нужно стыдиться. Хотелось бы, чтобы и в жизни ваш внутренний судья – совесть – так же хорошо помогал вам различать добро и зло.
Классный руководитель. Жизнь часто ставит человека перед выбором: сделать по совести или против совести. И этот выбор каждый должен сделать не ради похвалы или показухи, а ради правды, ради долга перед самим собой. По этому решению люди и будут судить о человеке.
Давайте рассмотрим три ситуации. Как поступить по совести?
Ситуация первая.
Вы покупаете в магазине продукты, и продавец по ошибке даёт вам лишнюю сдачу. Как вы поступите?
Ситуация вторая.
Вы весь диктант списали у соседки по парте. Но соседке учитель поставил «3», а вам «5», потому что не заметил трёх грубых ошибок, которые увидел в её тетради. Ваши действия?
Ситуация третья.
На весенние каникулы вы вместе с классным руководителем планируете поездку в лес. Идёт бурная подготовка к весёлому путешествию. Но внезапно в классе происходит ЧП: кто-то сорвал кран с огнетушителя и залил пеной весь пол в кабинете химии. Классный руководитель просит виновника признаться и привести класс в порядок. Но никто не признаётся. Тогда классный руководитель наказывает весь класс и поездка отменяется. А вы знаете, что кран с огнетушителя сорвал ваш друг. Как можно в этой ситуации поступить по совести?
Упражнения совести. «Минута раскаяния».
Классный руководитель. Вся жизнь человека состоит из подобных ситуаций. На каждом шагу мы делаем выбор между добром и злом. Чтобы не ошибиться, нужно постоянно слышать голос своей совести. Этот голос подскажет нам, хороши или плохи наши поступки. А чтобы совесть не молчала, нужно её тренировать, как тренируют мышцы и ум – нужно заставлять её постоянно работать, выполнять упражнения. Упражнения совести – это внутренняя работа ума и сердца, когда человек размышляет о том, что хорошего, что плохого сделал за день, мысленно ставит себя на место другого, старается увидеть последствия своих поступков, умеет посмотреть на свои поступки глазами людей, которых он уважает. При такой работе совесть не замолкнет и всегда будет внутренним судьёй человека. А иначе – блуждание в потёмках. Давайте сейчас (у кого хватит смелости) проделаем такое упражнение. Минуту подумаем, вспомним сои плохие поступки, совершённые на этой неделе, в которых мы глубоко раскаиваемся. Назовём это упражнение «минута раскаяния» (включается музыка, в течение одной минуты дети обдумывают свои выступления). Поднимите руку, кто хочет очистить свою совесть, раскаяться в плохом поступке.
Чувство раскаяния – это великое чувство. Оно очищает и исцеляет человека. Даже врачи признают, что самые страшные болезни, перед которыми бессильна медицина, лечит раскаяние. «Повинную голову меч не сечёт», - гласит русская пословица.
Упражнение совести. «Минута прощения».
Классный руководитель. Второе полезное упражнение совести – просить прощения. Закончилась масленичная неделя. Как называется последний день Масленицы? Верно – «Прощённое воскресенье». В этот день принято просить у всех прощения. Люди при встрече говорят друг другу: «Прости меня, пожалуйста». В ответ нужно говорить: «Бог тебя простит». Есть ли среди вас смельчаки, которые хотят попросить прощения у тех, кого они обидели? Советую вам провести такое упражнение дома.
Интерактивная беседа «Что делать с нахалами?»
Классный руководитель . Ну, а если у человека нет совести? Хорошо ему жить на свете? Как же пробудить совесть в бессовестном человеке? Примерные ответы детей:
Нужно ему прямо говорить обо всём, критиковать.
Нужно объявит бойкот.
Не подавать руки, не здороваться.
Нужно устроить общественный суд.
Классный руководитель . Я с вами согласна. Если человек поступает бессовестно, бесчестно, окружающие должны пристыдить его. Лучше горькая правда, чем красивая ложь. Может быть, это и пробудит в человеке совесть, и станет человеку стыдно.
Подведение итогов (рефлексия).
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Стыд и совесть Классный час
В несметном нашем богатстве Слова драгоценные есть: Отечество, Верность, Братство. И есть ещё: Совесть, Честь. Александр Яшин.
совесть – внутреннее сознание добра и зла, «тайник души», в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка.
Совесть – категория этики, характеризующая способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.
С этим словом употребляют очень сильные выражения: люди говорят: «грызёт совесть», «мучает совесть», « совесть спать не даёт», «муки совести», «угрызения совести», «совесть заговорила». Очень хорошо, когда что-то делаешь со «спокойной совестью», с «чистой совестью». Людей, которые поступают по совести, называют совестливыми, добросовестными.
«стыд » - это чувство сильного смущения, самоосуждения от сознания предосудительности поступка, вины. Или такое объяснение: стыд – это чувство, возникающее у человека при совершении им поступков, противоречащих требованиям морали, унижающих достоинство личности.
Стыд – это очень сильное чувство. Люди говорят: «можно сгореть со стыда», «можно провалиться сквозь землю со стыда», «покраснеть со стыда», «не знаю, куда деться от стыда»
Как не мудри, а совести не перемудришь. Совесть без зубов загрызёт. От человека утаишь, от совести не утаишь. Жизнь дана на добрые дела. Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом. Неправдой свет пройдёшь, да назад не воротишься. Правда, как оса, - лезет в глаза. Без рук, без ног – калека, без совести – полчеловека. Без совести и при большом уме не проживёшь.
Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону. И. Кант Если хочешь крепко спать, возьми с собой в постель чистую совесть. Б. Франклин Мы идём в гущу шумной толпы, чтобы заглушить крик собственной совести. Рабиндранат Т агор Стыд перед людьми – хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой. Л.Н.Толстой Самый тяжкий стыд и великое мучение – это когда не умеешь достойно защищать то, что любишь, чем жив. М.А.Горький В природе разумных существ заложена способность чувствовать свои несовершенства; поэтому-то природа и дала нам стыдливость, то есть чувство стыда перед этими несовершенствами. Монтескье ΙΙΙ