Храмы в Кхаджурахо – красота тела и духа. Эротические храмы в Каджурахо или камасутра в камне Скульптуры кхаджурахо
К юго-востоку от Дели, второго по величине города Индии, на расстоянии около 620 км, находится удивительный храмовый комплекс Кхаджурахо, включённый по инициативе ЮНЕСКО в список объектов, являющихся мировым наследием. Глядя на него, складывается впечатление, что он вырван из контекста современного мира и видится нам из глубины веков. Этот эффект создаёт первозданная природа, окружающая со всех сторон храмы Кхаджурахо, и даже дикие звери, появляющиеся иной раз из чащи леса.
Вопросы, не получившие ответов
Архитектурный комплекс Кхаджурахо сосредоточен на площади 21 км² и состоит из 25 построек, возведённых в период IX-XII века. Известно, что когда-то в древности здесь находилось не менее 85 храмов, но в ходе проведённых раскопок большую часть из них восстановить не удалось. Тем не менее остатки их фундаментов дают представление о расположении всех некогда существовавших здесь построек.
Которых представлены в статье, порождают у исследователей множество вопросов, на которые до сих пор не найдены ответы. Прежде всего вызывает недоумение тот факт, что здесь были обнаружены только храмы и не нашлось никаких следов светских построек.
Куда исчезло окружавшее храмы царство?
Если территория Кхаджурахо являлась частью некоего царства (а иначе и быть не могло), то куда в таком случае исчезли руины дворцов его правителей и тех построек, в которых селились жители? Трудно предположить, что столь многочисленные храмы были возведены в отдалённом и необитаемом районе страны. Кроме того, нельзя даже с полной уверенностью сказать, что храмы Кхаджурахо имели лишь сугубо религиозное назначение.
Эти и многие другие вопросы остаются на сегодняшний день без ответа, поскольку до сих пор не обнаружено ни одного исторического документа, способного пролить свет на деятельность храмов, возведённых среди девственных лесов Индии. И тем не менее определённую информацию о них удалось получить на основании результатов археологических раскопок и общих сведений об истории этого государства, породившего одну из древнейших мировых цивилизаций.
Религиозный центр династии Чанделла
Само название Кхаджурахо происходит от санскритского слова kharjura, означающего в переводе «финиковая пальма». Первое упоминание об этой местности встречается в записках арабского путешественника Абу Рихан аль-Бируни, посетившего её в начала XI века. В них он представляет её как столицу государства, созданного правителями династии Чанделла, происходившими из древнего рода Раджпутов.
Несмотря на то что документальных подтверждений периода создания храмов Кхаджурахо не сохранилось (о чём говорилось выше), существует мнение, что их постройка относится к периоду между 950-1050 гг. нашей эры, поскольку именно в этот исторический отрезок территория, на которой они расположены, являлась религиозным центром государства, которым правила династия Чанделла, тогда как их административная столица помещалась в городе Калинжаре, находившемся в 100 км к юго-западу.
Храмы, затерявшиеся во времени
На основании раскопок установлено, что храмовый комплекс, сооружавшийся на протяжение целого столетия, изначально был окружён высокой каменной стеной с восьмью воротами, украшенными золотыми пальмами. Большое количество золота было использовано и для отделки фасадов, а также внутренних помещений храмов, но всё это великолепие было разграблено во время мусульманских вторжений, неоднократно повторявшихся в течение XII-XIV вв.
В XIII веке династия Чанделла утратила свои позиции и была вытеснена иными правителями. Вместе с ней потеряли свою значимость и воздвигнутые при них храмы Кхаджурахо. В Индии того периода стали активно возводиться новые религиозные центры, тогда как прежний был забыт и на несколько веков стал достоянием буйно разросшегося вокруг него тропического леса. Лишь в 1836 году древние постройки, а точнее, руины, сохранившиеся на их месте, были случайно обнаружены военным инженером британской армии, капитаном Т. Бертом.
Прекрасная Хемавати
История, как известно, не терпит пустоты, отсутствие документальных сведений всегда возмещается легендами. Одна из них повествует как раз о возведении лесных храмов, а заодно и объясняет, почему в их скульптурном оформлении едва ли не доминирующее место занимает эротическая тематика.
Так вот, легенда рассказывает, что когда-то в древнем городе Каши (нынешний Варанаси) жил некий священник-брахман по имени Хемрадж, и была у него дочь невиданной красы, которую звали Хемавати. Однажды ночью, найдя на берегу реки укромное место, скрытое от посторонних глаз, она решила искупаться. В своей наготе дева была столь прекрасна, что бог Луны Чандра, любовавшийся ею из-за тучки, воспылал страстью и, низринувшись с небес, соединился с ней в любовном порыве.
Эта ночь, наполненная высокими чувствами, закончилась для девицы беременностью и страхом перед всеобщим осуждением, которому неминуемо подвергалась любая брахманка, допустившая внебрачную связь пусть даже с небожителем. Бедняжке ничего не оставалось, как по совету своего любовника Чандры покинуть дом и родить ребёнка в отдалённой глухой деревне Кхаджурахо. На свет появился мальчик, названный Чандраварманом.
Откуда появились храмы Кхаджурахо?
История, начавшаяся любовным приключением, привела Хемавати в глухие джунгли, куда она была вынуждена удалиться со своим незаконнорожденным сыном. Там она стала для него не только матерью, но и гуру (наставницей). (отец мальчика) предсказал, что в будущем он станет царём ─ основателем династии и, достигнув могущества, построит 85 храмов, на стенах которых будут изображены сцены любви, плодом которой он является. Именно так всё и произошло. Чандраварман вырос, стал царём, основал династию Чанделла и положил начало строительству храмов, украшенных многочисленными эротическими композициями.
Шедевры безымянных зодчих
Возведённые почти тысячу лет назад храмы Кхаджурахо, фото которых лишь в общих чертах способны дать представление об их величии и красоте, подобны космическим кораблям пришельцев, опустившимся среди густых лесов Центральной Индии. Вблизи каждый из них поражает филигранной утончённостью работы древних мастеров и в то же время создаёт впечатление, что он высечен из единого монолита божественной рукой неземного ваятеля.
Все храмы Кхаджурахо построены из песчаника, что характерно для зодчества многих районов мира, где этот материал добывается в достаточном количестве, но в данном случае особенность построек состоит в том, что древние строители не пользовались раствором. Соединение отдельных блоков осуществлялось исключительно за счёт пазов и выступов, что требовало высокой точности расчётов.
Загадки древних технологий
Храмы Кхаджурахо, особенности архитектуры которых включают в себя множество столбцов и различных архитравов (выступов, бордюров и т. д.), возводились с использованием технологий, неизвестных современным строителям и заставляющих их строить самые фантастические предположения. Дело в том, что многие детали конструкции, высеченные из единого камня, имеют вес, достигающий 20 т, и при этом они не только подняты на значительную высоту, но и установлены с поразительной точностью в предназначенные для них пазы.
Наружный вид храмов
Даже общее описание храмов Кхаджурахо позволяет убедиться в том, что они по своему архитектурному решению значительно отличаются от прочих культовых построек той эпохи. Каждый из них возведён на высокой каменной платформе строго ориентированной по сторонам света. На углах платформ установлены меньшие по размеру святилища, представляющие собой башни-купола, называемые шикхарами. В целом же такая композиция напоминает вершины некой горной цепи, на которой обитают боги.
Устройство внутренних помещений храмов
Внутрь любого из храмов можно попасть через продолговатый проход, богато декорированный каменной гирляндой, составленной из объёмных изображений мифических животных, растений и любовных пар. Сразу за ним располагается мандала ─ своего рода вестибюль, также богато украшенный барельефами. Кроме того, его убранство состоит, как правило, из резного потолка и нескольких колонн или пилястр ─ вертикальных выступов стены, имитирующих своим видом колонны.
Из мандалы посетитель проходит в центральный зал, называемый «маха ─ мандала». Он занимает собой весь внутренний объём здания, и в центре него обычно размещается квадратное возвышение с колоннами, за которым находится вход в святилище. Попав в эту главную часть храма, можно увидеть установленную там статую или лингам (символическое изображение) того божества, в честь которого возведено всё сооружение.
Самой большой и знаменитой постройкой комплекса, включающего в себя 25 сооружений, является храм, носящий название Кандарья Махадева. Его центральную часть, поднятую вверх на высоту 30 м, окружают 84 башенки, высота которых уменьшается по мере их удаления от центральной оси. Это гигантское по своим размерам святилище украшают 900 скульптур, равномерно распределённых по его поверхности.
Необычайно насыщенно орнаментированы и платформы, окружённые балюстрадами с рельефными изображениями мифических и реальных персонажей, а также многочисленных сцен охоты, труда и повседневного быта людей той давней эпохи. Однако в большинстве композиций доминирующими являются различные эротические сюжеты, из-за чего храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо нередко называют «Камасутрой в камне».
Храмовый комплекс, ставший символом веротерпимости
Весьма примечателен тот факт, что объединённые общей архитектурной концепцией храмы Кхаджурахо не являются принадлежностью только одной какой-либо религии или отдельного её направления. Здесь, на площади 21 км² прекрасно уживаются внешне схожие между собой святилища последователей шиваизма, джайнизма и вишннуизма. Однако большинство из них посвящены индуизму, впитавшему в себя традиции и учения различных философских школ индийского субконтинента.
Все храмовые постройки Кхаджурахо расположены таким образом, что составляют три отдельные группы ─ южную, западную и восточную, удалённые друг от друга на расстояние нескольких километров. Существует гипотеза, что в таком их размещении заложен некий сакральный смысл, непонятный современным исследователям. На подобную мысль наталкивают сооружения храмового комплекса Анкор Ват в Камбодже и мексиканского храма Солнца.
Если вам уже набили оскомину храмы, где можно восхититься только оригинальностью куполов, красочностью фресок и внутреннего убранства, то вам непременно нужно посетить Каджурахо. Правда вы сможете оценить всю прелесть местных храмов только, если вы не ханжа и цените красоту человеческого тела.:) Ну а кто-то может и почерпнет для себя что-то новенькое...
Вообще данный пост будет изобиловать подобными картинками. Так что уведите подальше от экранов детей и строгих начальников, дабы не мешали вам насладиться просмотром. :)
Но начнем по порядку, то есть с приезда. А он был очень ранний и внезапный для всех нас.)
Когда мы садились ночью в поезд в Джанси я с чего-то решила что в Каджурахо мы должны прибыть около 11 утра. Ну и мы поставили все будильники на 10 часов и улеглись спать.
И тут в 6 утра я просыпаюсь от того, что кто-то дергает меня за ноги и что-то говорит неразборчивое. Оказалось нас пытались разбудить, т.к. мы уже прибыли в Каджурахо. А я все никак не могла понять как это произошло - ведь не мог в Индии поезд прибыть на 5 часов раньше. Вот позже легко, но не раньше!!
Но особо думать было некогда, надо было быстренько выметаться из поезда.
Выйдя из теплого вагона мы опять оказались на холоде. Я с ужасом подумала, что нас ждет Орча номер два.
Но рикша от нашего отеля пытался успокоить нас уверениями, что в комнатах есть hot water и вообще там тепло.
Правда в тот момент во все это верилось с трудом.
И прибыв на место оказалось, что правильно мы не верили. В номерах был дубак.
В ванной комнате горячая вода была только с утра и вечером. В остальное время там тоже был дубак.
Но вечером нам наконец поставили вормер (warmer) - обогреватель, и жить снова захотелось.:)
Утречком мы взяли велики напрокат и отправились исследовать храмы Каджурахо.
Велики надо сказать в Индии довольно стремные...во всяком случае мне на них ездить было неудобно, но в принципе это реально.) И вполне дешево - 40-50 рупий за день проката.
Начали мы с восточной группы. Храмы там все с похожими барельефами. Поэтому рассматривание каждого быстро утомляет, но в целом все выглядит красиво.
Некоторые барельефы окропляют водой и кладут туда цветочки. Видимо это место поклонения.
А в южной группе храмов народу было вообще никого. Чем мы сразу и воспользовались.)
Я к сожалению не засняла пейзажи возле храмов, так что придется описать все словами.
Представьте себе этакую сельскую местность - поля, островки деревьев, изредка какие-то хибарки, и добавьте сюда древние храмы. Красиво получается, да?
Вот только не бывает в Индии достопримечательностей без индийцев-попрошаек. И вот они портят весь кайф.
А приставалы в Каджурахо просто побили рекорды всех остальных городов, где мы были.
Тут каждый считал своим долгом сказать тебе что-нибудь или предложить.
В Каджурахо ты постоянно находишься в ореоле разнообразных выкриков: Хало мисте, Хало мэм, Мей би рикша?, Чэньдж мани...
А любимый их вопрос это "Вич Кантри?". Все прямо таки стремились узнать откуда же приехали эти белые, которые идут и молчат как партизаны. Но приставалам пофиг молчишь ты или нет, они продолжают с тобой разговаривать. И вот это-то больше всего бесит.
Но круче всех пристают индийские дети. Стоит тебе слезть с велика - как они окружают тебя толпой и начинается "Эскульпен! Чоколат! Ван долла мисте!". А если ты пытаешься от них скрыться на велике - они начинают бежать за тобой и продолжать кричать свои позывные.
Больше всего меня заинтересовало, что такое Эскульпен. Единственное что приходило мне на ум - это то, что их кто-то научил испанским или итальянским словам. И я честно пыталась у них узнать что это мол Эскульпен. Вот так мы и беседовали - они мне эскульпен, а я им -че такое эскульпен?, а в ответ -Эскульпен!
Так оказалось - что это A school pen - то бишь школьная ручка.
С Каджурахо в нашу лексику пришло новое приветствие и когда встречались с девчонками кричали на всю улицу: "Вич Кантри!!! Эскульпен!!" :)) Индусы в эти мгновения смотрели на нас чуть ли не с ужасом.)
Леша даже придумал, как можно подзаработать - продавать футболки на которых будут надписи - No рикша, No money и т.д.
А потом увидили такие футболки в Дели. Кому-то эта идея пришла раньше...
Но вернемся к храмам.
В восточной и южной группе храмов все довольно прилично, эротики можно сказать нет. Поэтому вблизи фоткать было не особо интересно.) Но нестандартные изображения порой все-таки попадались.
А вот западная группа храмов отличается изобилием изображений эротики и даже можно сказать порно на барельефах. Но т.к. все самое интересное было довольно высоко - нормально все рассмотреть реально только в бинокль или через фотик.
Леша постарался заснять все самое интересное и познавательное. :)
Начнем с божественного - куда же храм без Ганеша.
Другие неизвестные мне боги.
Очень известная статуя, правда я без понятия что это символизирует...
Ну и конечно индийцы не забыли про своих любимых слонов.
Бурундучки тоже не чураются храмов любви.)
А вот и Камасутра.
Удивило меня то, что все изображения мужчин и женщин сделаны очень детально и реалистично.
Если верить конечно в то, что индусы в 9-10 веке действительно умели все это делать... Или они все были спецами в йоге.
И почти везде групповуха.))
Но одинокие парочки тоже присутствуют, так сказать без группы поддержки.) Страсть их выглядит очень натурально!
Один барельеф особенно привлек наше внимание.
И я поведала о нем на видео, где также рассказала краткую историю в чем же потайной смысл всех этих эротических изображений на храмах в Каджурахо.
А так эти храмы выглядили издалека.
И на закате.
По мне Каджурахо довольно романтичное место. Заряжаешься там позитивными мыслями и желаниями.:)
Мы выросли в довольно ханжеском обществе, и поэтому не привыкли открыто ценить красоту человеческого тела и человеческих страстей. А вот индусы, исповедующие тантру это умели. И думаю уж в любовных отношениях у них проблем не было. :)
Тантризм был наиболее популярен среди почитателей Шивы и великой богини Деви (с которой часто отождествляется его творческая энергия Шакти). Кроме того, тантризм проник и в тибетский буддизм. В шактизме основополагающим и жизнеутверждающим считается женское начало, называемое шакти, оно рассматривается как созидающая энергия, благодаря которой бог-супруг Шива манифестирует свои потенциальные качества. Кроме того, превосходящая роль женского начала, да и сами изображения майтхуны в целом, говорят о благопожелательной и позитивной символике.
Шактистский тантризм, помимо медитации, йоги и чтения священных мантр, включает в себя и сексуальные мистерии. В центре такого ритуала находится женщина, получившая посвящение для того, чтобы стать олицетворением Шакти входе обряда. В акте божественной любви с ней соединяется жрец, который во время ритуала должен отождествлять себя с Шивой. В ходе священнодействия воспроизводится изначальное единство Шивы и Шакти как во Вселенной, так и в душе верующего. Таким образом, майтхуна превращается в ритуал духовного просветления. Тем самым достигается спасение (мукти) через наслаждение (бхукти). Сексуальное соединение символизирует полное слияние двух раздельных частей в единое целое. Соединение мужчины и женщины становится выражением глубокой религиозности, символом изначального единства и слияния понятий «Атман» (индивидуальная душа) и «Брахман» (мировая душа).
Прекрасные женщины Кхаджурахо
Итак, главный мотив скульптур храмов Кхаджурахо – женщина. Женщина - невинная, кокетливая, улыбающаяся, в экстазе от своей красоты и уникальности, бесконечно соблазнительная, бесконечно красивая, изображенная в богатстве деталей, созданных с огромным мастерством и любовью. Это - празднование женского начала во всех его бесчисленных проявлениях (интересная статья на тему женщины в скульптуре и изображениях Древней Индии размещена на сайте Юлии Рещиковой).
В средневековых храмах Индии жили дэвадаси (буквально - «рабыни бога»). В западной литературе дэвадаси фигурируют как «ритуальные проститутки» или «храмовые проститутки». Встречается и менее радикальное название «куртизанка», однако и оно не доносит до читателя самой сути явления дэвадаси. Дэвадаси демонстрировали искусство любви в сексуальных ритуалах с участием жрецов или даже царя с целью достичь процветания царства или милости богов.
Для самих приверженцев этой традиции дэвадаси были посредниками божества, на что указывают их имена. Их часто называли эпитетами «святая женщина», «священная женщина». Поскольку дэвадаси - земные женщины, были художницами, учёными, исполнительницами ритуальных танцев и богослужений, их часто отождествляли с апсарами , небесными девами неземной красоты.
В индийской мифологии апсары характеризуются как прекрасные небесные девы, искусные танцовщицы и любовницы, соблазняющие святых-аскетов и царей. Апсары изображены исполненными неги, лениво изгибающимися в различных позах, порой весьма сложных. Статуи изобилуют многочисленными деталями, они четко очерчены и «вылеплены» с совершенным мастерством, но лица их почти ничего не выражают. Кажется, они вышли за пределы мирских ощущений.
В индийской мифологии часто встречаются рассказы о том, как боги, напуганные целомудрием аскета, сделавшим его слишком могущественным, посылают к нему апсару (сурасундари) - искусную соблазнительницу, которая нередко достигает своей цели. Фигуры апсар также украшают буддистские памятники Индии, созданные ещё до нашей эры. Спутницы богов и символы райского блаженства, они одновременно были напоминанием о соблазнах на пути духовного самосовершенствования.
Смотрите
фотографии барельефов апсар, сделанные мной в храмовом комплексе Ангкор (Камбоджа)
(и )
(Прим. А.Колтыпина)
Из-за большого количества женских скульптур на храмах Кхаджурахо порой трудно найти принципиальное различие между земными женскими образами и образами женщин божественной категории. Даже в самом индийском эпосе неоднократно встречается поэтическая форма: «
Ты божество? Апсара ? Якшини ? повелительница змей нагини ? Или ты принадлежишь к роду человеческому?
»
Смотрите
также фотогалерею "Мисс древнее совершенство "
Какие изображения нужно относить к майтхуне, а какие просто к супружеским парам, кто апсара, а кто якшини, нагини или дочь человеческая? На этот счёт в историографии нет однозначного ответа. Определяющим фактором того или иного женского образа может служить его предметное окружение. Например, рядом с женщиной может быть изображено дерево или какое-либо животное, тогда такой образ следует отнести к одной из божественных созданий, окруженной символикой. Если рядом с ней сосуд с водой, опахало в её руках и т.п., то скульптура такого рода, скорее всего, изображает служанку. Если рядом с ней помещена сцена майтхуны, то такая женщина является храмовой служительницей.
Кроме того, часто в самих сценах майтхуны участвовали именно земные женщины. Есть и просто изображения супружеских пар, чьи нежные отношения показаны как символ любви. Такие изображения являются своего рода «портретами», запечатлевшими образы богатых дарителей храму. Есть также и сцены туалета богатых особ.
Довольно много изображений показывают женщину в танце и во время занятий музыкой. Известно, что танец и занятия музыкой были неотъемлемой составляющей досуга женщины. Во-первых, танец служил хорошим заменителем физических упражнений, необходимых для поддержания здоровья тела, что было основополагающим в понятии о женской красоте. А, во-вторых, искусства и науки были обязательными в воспитании добропорядочной девушки. Широко распространенными мотивами являются сцены, связанные с выражением чувств: женщина у окна или двери, любовное письмо, застенчивость, хотя все они по смысловой нагрузке стоят близко к майтхунным изображениям.
Итак, образы женщины в древнеиндийской скульптуре поражают своим многообразием. Тема женщины даёт художнику большую свободу, чем какая-либо другая тема религиозного или светского характера. Эта тема любима и в древнеиндийской литературе. Женщина в Индии, да и не только там, обладает особой магией. Воле женщины подвластно всё. Казалось бы, обделённая свободой, она умудряется править и устраивать судьбы целых государств. Именно с женщиной связаны самые решающие моменты в древней истории. Когда рушатся города и возводятся новые, когда эпоха сменяет другую, когда мир идёт кругом, принято говорить: «Ищите женщину».
Заключение
Итак, храмовый комплекс в Кхаджурахо представляет собой еще один великолепный образец художественной культуры, в котором, как и в монументальном искусстве Индии, воплощен принцип единства Вселенной. Скульпторы Кхаджурахо изобразили жизнь во всех ее аспектах и многообразии. Строительство храмов потребовало сотни отлично обученных скульпторов и архитекторов. Все это говорит о чрезвычайно зрелой цивилизации того времени.
) статьёй . Где чуточку расскажем и во множестве покажем места в Индии, где всё ещё сохранились более менее в целостности такие вот храмы.
Храмы любви в Индии расположены во множестве в храмовом комплексе Каджурахо — древнем заброшенном городе, который стоял, поглощённый джунглями, на протяжении столетий. Чему и обязана его сохранность по сравнению с более доступными аналогами.
Впервые наш город Каджурахо, как столица государства Чанделла, упоминается в записях Абу Рихан аль-Бируни, арабского путешественника начала XI века. Хотя достоверных сведений о времени постройки не сохранилось, считается, что храмы были воздвигнуты в период с 950 по 1050 г.г. нашей эры, в правление династии Раджпутов, когда Каджурахо становится религиозным центром государства.
Во времена последующего мусульманского завоевания Индии множество индуистских храмов было разрушено, но Каджурахо сохранился до наших дней, хотя из первоначальных 85-ти сооружений в целости пребывают лишь 22.
По предположениям историков, храмовый комплекс уцелел благодаря тому, что жители Каджурахо, опасаясь вторжения с севера афганских племен, покинули город в XIV веке, службы прекратились, и постепенно джунгли поглотили и сам город, и подступы к нему.
Лишь в 1838 году британский военный инженер Д.С. Барт случайно открыл эту уникальную группу храмов. В настоящее время монументы безупречно восстановлены, но раскопки на месте бывшей столицы Чанделла продолжаются по сей день.
Храмы Каджурахо поражают воображение:
- И многочисленностью скульптур: тысячи и тысячи барельефов плотно покрывают всю внешнюю поверхность зданий.
- И филигранностью работы: формы тела, позы, движение, мимика выполнены поистине потрясяюще, а прорисовка деталей удивительна для столь величественных сооружений.
- И разнообразием изображенных сюжетов: здесь и бытовые зарисовки, и батальные композиции, и различные животные, и, конечно, прекрасные эротические сцены, выполненные с редкой, поразительной откровенностью и мельчайшей детализацией.
О происхождении и предназначении храмов спорят и по сей день.
Нельзя не упомянуть местную легенду, рассказывающую о появлении этих сооружений с изящными чувственными скульптурами. В далекие времена в Каджурахо жила прекрасная девушка Эмавати, дочь брамина. Однажды вечером она купалась в реке Рати. Бог Луны увидел юную красавицу, и воспылав к ней страстью, соблазнил ее.
От этого союза был рожден ребенок, названный Чандраварманом. Но Эмавати была отвергнута родными и вынуждена была скрываться в густых джунглях, где она вырастила сына, став для него не просто матерью, но и учителем во всех житейских делах.
Именно этот мальчик стал со временем основателем великой династии правителей Чанделла (вероятно, убив всех обидчиков мамы — или, судя по барельефам, не убив…), и во имя своей матери он построил множество храмов, воспевающих силу человеческой страсти, красоту женщины и величие любви.
Насколько правдива легенда, неизвестно, но точно можно сказать лишь, что храмы группы не принадлежат к какой-либо одной религии. Некоторые из них посвящены Вишну, некоторые Шиве, другие Джайне Тиртанкарасу, однако общность архитектуры и композиции говорит о том, что это все-таки единый комплекс.
Так что смотрим, как умели древние, и завидуем 🙂
Или же, как говорит Ошо Раджниш:
Каджурахо не сравнимо ни с чем. В мире сотни тысяч храмов, но ни одного подобного тому, что можно увидеть в Каджурахо. Всё в храмах Каджурахо таинственно. Должно быть, для создания каждого из них потребовались сотни лет и тысячи мастеров. Я никогда не встречал ничего, что можно назвать настолько совершенным. Даже Тадж-Махал имеет свои недостатки, Каджурахо - нет. Более того, Тадж-Махал это только прекрасная архитектура; Каджурахо - это вся философия и психология Нового Человека. Я пытаюсь, чтобы его красота стала отблеском сердец моих саньясинов. Не только красота каменных статуй, но красота человеческой реальности. Красота людей, которые способны любить, которые действительно настолько живы, что заражают этой полноценностью жизни весь мир.
По материалам http://www.liveinternet.ru/community/2281209/post152287092/
Каджурахо находится немного в стороне от «Золотого треугольника» Индии. Кроме меня, из нашей небольшой группы в 5 человек туда никто не поехал. И экскурсия проводилась для меня одного.
Утро, когда я должен был смотреть Каджурахо, выдалось прохладным и туманным.
Первым делом меня привезли к западной группе храмов. Я купил билет за 500 рупий (билет действителен для посещения всех групп храмов), вошёл на огороженную территорию, и минут сорок ходил по храмам в сопровождении гида, слушая его объяснения.
Гид Виджай, хоть и русскоговорящий, но русский язык в его интерпретации не сильно велик и совсем не могуч. Однако без его объяснений я бы многое не понял, а, главное, не заметил бы. Потом он оставил меня одного, и я ещё часа 2 бродил по комплексу храмов, с интересом их осматривая. Народу было немного: несколько европейцев, молодой кореец и группа индийцев.
С утра было туманно, но постепенно дымка рассеялась, и под конец стало даже проглядывать солнышко.
Впечатлений от храмов Каджурахо много. Необычна форма храмов. Они напоминают какие-то фантастические грибы. В западной группе их, наверное, больше десятка. Не могу сказать точно, потому что я и не считал. Да и не знаю я, как считать постройки, стоящие на одном основании: один это храм или несколько.
До того, как я побывал в Каджурахо, мне было непонятно, как устроены индийские храмы. Думал, как же индийцы делали такие высокие своды. Оказалось, что самая большая и высокая часть храма, шикхара, символизирующая райскую гору Меру, целиком сложена из камня. А пространство внутри совсем маленькое.
Внутреннее помещение украшено рельефами, там стоят скульптуры богов и колонны своеобразной формы. И часто установлен лингам, которому индуисты молятся. Индийские женщины, которые посещали храмы параллельно со мной, зайдя в храм, посвящённый богине Парвати, жене Шивы, пали на колени и благоговейно повторяли: «ПАрвати, ПАрвати». Хотя храмы вроде бы являются музеями и не действуют.
Храмы украшены своеобразными узорами. Многие покрыты сотнями и тысячами изваяний, религиозного, военного, бытового и эротического характера. Религиозные изваяния изображают каких-то неведомых мне индийских богов и богинь. На военных — солдаты маршируют, лошади скачут. Трубы трубят, барабаны бьют. На бытовых — женщины рассматривают себя в зеркало, вытаскивают занозы, подкрашивают губы. Работа мелкая, филигранная, но, на мой дилетантский взгляд, сильно уступает греческой скульптуре.
женщина справа одета в тонкие штанишки, типа лосин
гид сказал, что эта группа изображает школу кама-сутры
Но этих изваяний из камня столько, что диву даёшься. Сколько же времени и сил потратили древние жители этих мест на сооружение этих храмов! Хотя строились храмы в течение продолжительного времени: с 8 по 12 века при династии Чандела.
Династия эта по каким-то причинам захирела, город и святилища были заброшены, и, как обычно бывает в Индии, заросли джунглями. Спасибо английским колониальным инженерам, которые в 1830 году охотились в этих местах и обнаружили в лесу развалины. Они были потрясены забытым городом и, благодаря их открытию, храмы стали очищать от деревьев и земли и восстанавливать.Хотя реставрация кое-где проведена халтурно, такое впечатление, что некоторым «фигуркам» не нашли место и пристроили куда попало.
Больше всего англичан поразили не храмы и даже не их размеры, а эротическая скульптура. Она и сейчас, в наше либеральное время, даже и после сексуальной революции, смущает. А как же были возмущены англичане того пуританского века! Британские учёные стали писать о моральном разложении индийского общества, что, по мнению некоторых, и привело к завоеванию Индии сначала мусульманами, а потом британцами.
женщина закрыла лицо ладонями, ей стыдно, пояснил гид
Так ли, нет ли, не знаю, но действия, запечатленные в «фигурках» (как называл их Виджай), мягко говоря, удивляют. Всем мыслимые и немыслимые сексуальные позы изображены без всякого стеснения. Виджай объясняет это просто: местный раджа много воевал, ему нужны были солдаты. Вот он и повелел изобразить, как нужно делать этих солдат в большом количестве. Но чем тогда объяснить сцену, в которой женщина спаривается с собакой (как прокомментировал Виджай: «мужчины ушли на войну»).
Ну, а воин вдали от жены утешается с лошадью. Правда, на картинке с собакой женщину потом судят. То есть, это нельзя.
Так или иначе, нравы древних индийцев, судя по картинкам, были, ну, очень вольные.
И ведь изображено всё это на храмах, куда ходили, да и сейчас ходят молиться. И не только взрослые, но и дети. Может, в отсутствии ханжеских предрассудков дети росли с правильным взглядом на мир, мораль и место секса в жизни? Непонятно.
Но факт есть факт, эти изображения сделаны не в современном порнографическом журнале, а в древности и на стенах священных храмов.
В общем, впечатление от западной группы храмов двойственное. Храмы замечательны, оформление красивое, но содержание спорное.
После посещения музейных храмов гид сводил меня в расположенный рядом, за забором, действующий храм. Ничем особым он мне не запомнился.
Восточная группа храмов
После посещения западной группы храмов меня отвезли в восточную. Храмов там гораздо меньше. Она находится под управлением джайнистов, которые и переделали сохранившиеся храмы под свои нужды. А, может, эти храмы и раньше принадлежали этой вере. В статье в википедии, посвящённой Каджурахо, сказано, что там 3 храма принадлежат джайнистам, три – индуистам. Я различий не заметил.
джайнистские пророки
Сохранилось там немного. Это в основном фундаменты или часть стен. Остальное – новодел. Это сразу видно, новое специально сделано из светлого материала, а старые мастера делали свои храмы из тёмного камня.
индийская горгулья
Стены старых построек покрыты фигурками, очень похожими на те, что я уже видел в западной группе. Только эротических изображений тут почти не было.
Лишь один храм целиком старинный.
Жрец сопроводил меня внутрь этого храма. От тёмного, освещаемого только фонариком, пространства осталось впечатление магической таинственности. Да ещё крыса (или какой-то похожий зверёк) при нашем появлении убежала по статуям куда-то вверх и скрылась. Настоящий индийский храм.
Есть ещё южная группа храмов, но туда меня не возили.
После посещения храмов меня привезли в непременную мастерскую, где современные мастера изготовляют копии храмовых «фигурок» или что-то подобное для продажи туристам. Я сразу сказал, что покупать ничего не буду. Но посещения всё равно не избежал.
Порадовала скульптура «бога» в чёрных очках. Кого-то он мне напомнил.
Я в Индии искал, в первую очередь, подлинной индийской архитектуры, без внешних влияний, и ждал от неё очарования невероятного. Как в своё время я был очарован , который хоть и в Камбодже, но тоже индуистский.
И Каджурахо меня не разочаровал. Было, как в описаниях: монументальные древние индийские храмы, эротическая скульптура, иллюстрирующая кама-сутру, и даже больше. Около Каджурахо мне за отдельную плату даже показали каньон и кусочек джунглей. Я остался очень доволен этой экскурсией в некогда затерянное, но теперь всемирно известное место.
и
Ж/д и автобусные билеты в Европе - и
Прокат велосипедов, скутеров, квадро- и мотоциклов -
Если вы хотите получать сообщения о появлении на сайте новых рассказов, вы можете оформить подписку.