Соборы в средние века. Готические соборы Франции. Светская архитектура по-новому
В Средние века не было в Европе города без католического собора. Латинский термин civitas, который переводится как город, поселение, в те времена означал местопребывание епископа. Епископской резиденцией был кафедральный собор. Строительство готических соборов - важная веха в истории средневековой Европы. Не все соборы огромны и величественны, но все величественные готические соборы, начиная с XII века представляют собой цитадели искусства, науки и техники, социальной жизни, веры и власти. Готические соборы - квинтэссенция европейской цивилизации. Многие дошедшие до нас соборы строились не только и не столько как культовые сооружения, примером тому базилика Сен-Дени.
В период заката Античности, Римская империя христианизируется, каждый крупный и средний город становится резиденцией епископа - епархией. В продолжении всего Средневековья создаются все новые епархии, продолжается евангелизация северной, центральной и восточной Европы. В XIII веке Западная Европа насчитывает около тысячи епархий и столько же католических соборов. В XII веке расцветает городское и военное строительство, застройка группируется вокруг готических соборов, возраст некоторых из которых достигает 1000 лет.
Готические кафедральные соборы отличались от того, какими мы знаем их сегодня. Обычно это были храмовые комплексы, состоящие из отдельных зданий, одни из которых служили для пышных празднеств, другие - для литургий духовенства из окружения епископа. Было и специальное помещение для крещения. Во второй половине XI в. папа Григорий VII провел масштабную церковную реформу, получившую название «григорианской». Реформа была направлена на укрепление роли церкви в жизни общества. Собор теперь представлялся как место, где миряне, священники, епископ - под руководством капитула могли собираться вместе и отправлять религиозные обряды. Собор, таким образом, противопоставлялся другим церковным учреждениям, например, аббатствам, и смог занять надлежащее ему место в жизни средневекового общества.
В XIII в. в Европе начинается экономический подъем. Увеличивающееся материальное благосостояние городов и провинций позволяет выделять значительные средства на строительство. Возводятся внушительные кафедральные соборы. Шартрский епископ Фулбер (ок. 960-1028 гг.) предвидел расцвет эпохи соборов и начал строительство своей резиденции еще в 1020 г. Фулбер был выдающейся личностью. Он рано осознал ту роль, которую может сыграть католическая церковь в феодальном обществе, ему принадлежат фундаментальные труды о вассальном и сеньоральном праве, он сам участвовал в примирении короля Франции с восставшей знатью. В Германии и Италии по римскому образцу возводятся величественные соборы - Майенский, Вормский, Моденский, Анконский. Тем не менее, готика берет свое. Сооружения культа все больше приобретают готические черты, соборы, построенные по римскому образцу оставляют неоконченными, либо разрушают и на их месте строят новые.
Основоположником, разработавшим методологию готического стиля, считают аббата Сужера (ок. 1080-1151 гг.). В 1144 году под его началом была закончена реставрация восточной стены аббатства Сен-Дени, а также хоров внутри. Сужер, советник Людовика VI и Людовика VII, задумал в архитектуре показать величие святого покровителя Парижа. Для этого внутри собора возвели скрещивающие стрельчатые арки, верхняя треугольная часть которых концентрировала свет, символизировавший максиму «Бог есть свет». Епископы с радостью восприняли новый канон. Вслед за Сен-Дени по новым правилам был возведен собор в Сенсе (1150 г.) - первый из известных готических соборов. Затем соборы в Нойоне, Лаоне, и в 1163 г. в Париже. Эта первая волна готических соборов характеризуется массивностью кладки, наличием галереи хоров, шестисводными стрельчатыми арками. Стали использоваться внешние подпорные арки, позволяющие распределять силу тяжести всей конструкции, а также делать проемы окон более широкими. В 1194 г. был завершен собор в Бурге, шедевр ранней готики.
С началом строительства Шартрского собора готическое искусство принимает свои классические формы: четырехугольные арки, трифорий заменяет балконы хоров, внешние подпорки строятся по совершенной системе контрфорсов. В 1211 г. начинается строительство собора Нотр-Дам в Реймсе, результатом которого явилось монументальное здание, не имеющее аналогов, 138 м в длину и 38 м в высоту. Самым большим по площади остается собор в Амьене - 8000 м2, построенный в 1220 г. Термин «ослепительная готика» как нельзя лучше отражает принцип строительства соборов, состоящих почти только из окон. Один только Сен-Этьен в Метце насчитывает 6500 м2 витражей. Бове считается самым высоким готическим собором, стрельчатые арки хоров достигают 48 м, однако в 1284 г. часть арочного ансамбля рушится. Это не были ошибки строительства. К концу XIII в. экономический подъем сменяется спадом, Европа поражена кризисом, средства на поддержание соборов оскудели. Четырнадцатый век печально известен многочисленными войнами и эпидемиями чумы, что замедлило строительство соборов. Строительство многих из них осталось незавершенным.
И, тем не менее, соборы медленно, но верно появляются по всей Европе. В Англии в XII в строится кафедральный собор Дарема, известный своими стрельчатыми арками. Династия Плантагенетов не чуждается французских архитекторов, например, Гийома де Санс, разработавшего проект Кентерберийского собора в 1180 г. Тем не менее, английские готические соборы сохраняют свою национальную идентичность - значительные в длину, они остаются приземистыми, по сравнению с их французскими соседями. В Испании готика отражает утверждение христианской Реконкисты: были построены соборы в Леоне (1205 г.) и Бургосе (1221 г.). В Германии готика расцветает: opus francigenum повсеместно заменят римский канон. Германские правители амбициозны, размеры соборов должны потрясать и приводить мирян в трепет, вот почему Кельнский кафедральный собор, начатый в 1248 г., был закончен только в XIX в. Италия долгое время остается верной римскому канону. Особенность итальянской готики заключается в богатом декорировании стен, многоцветностью отделочного камня, как в Сиенне и сохранением орнаментов из мозаики, как в Орвието. Исключением является Миланский кафедральный собор, построенный много позже, в 1375 г., скорее всего его строили архитекторы и каменщики из Германии, что выразилось в следовании классическим готическим принципам, правда внешнее мраморное убранство стен все равно смещает акцент в сторону итальянского своеобразия.
Готический соборы кардинально меняют облик городов. Часто епископы добиваются у властей права снести постройки вокруг епархий, чтобы увеличить свою территорию. В Бурге, таким образом к собору была добавлена абсида, в Нарбонне власти отказались удовлетворить просьбу епископа, и там собор так и остался без нефа. Еще одной сложностью было выделение места внутри для паперти. Например, в Амьене кафедральные башни собора имеют прямоугольную, а не квадратную форму, как было задумано изначально, из-за того, что капитул не смог приобрести необходимые участки земли.
Строительство готических соборов способствовало и развитию строительной техники и совершенствованию трудовых отношений (а здесь можно узнать о современной строительной технике wacker). И действительно, чтобы построить такое значительное здание, требовалась слаженная работа застройщика (часто епископа) и подрядчика. Последнего называли мэтром, его фигура являлось ключевой для успешного завершения строительства. Самыми известными подрядчиками был среди прочих Робер де Лузарш (ок. 1160-1222 гг.), который на строительстве Амьенского собора строго ограничил количество камня, для возведения стен, снизив, таким образом, затраты на постройку, и придав собору большую «воздушность». Мэтр Пьер де Монтрей из Парижа (ок. 1200-1267 гг.) заслужил почетную эпитафию на могилу: «Профессор камней». Он хорошо скоординировал своих рабочих из бригады и рационализировал саму работу, начиная от карьера, где добывались камни. Обтесывание блоков для собора начиналось практически сразу же после их извлечения, работала вся команда: каменщики, скульпторы, плотники.
Поскольку на строительстве работали наемные люди, им полагалось жалованье, часто очень приличное, поэтому они были заинтересованы в сохранении трудовых навыков и становились профессиональными рабочими, нанимавшимися затем на другие стройки. Епископы и капитулы, если позволяли средства, платили подрядчику из собственного кармана. Безусловно для финансирования привлекались и пожертвования, сделанные мирянами, однако, их нерегулярность не позволяла рассматривать их в качестве средства для долгосрочных инвестиций. Для управления ресурсными фондами строительства соборов во Франции был введен институт капитулов «Силы и производство» (Oeuvre et fabrique).
Готические кафедральные соборы играли значительную роль в жизни средневековых городов. Во-первых они были культовыми сооружениями. Конечно, собор принадлежал епископу, который проводил службы по большим религиозным праздникам. В обычные дни службы проводились многочисленными канониками (83 человека в Лаоне), обязательными были ежедневные мессы. Капелланы проводили богослужения на алтарях. В соборе Парижской Богоматери служило более 250 духовных лиц, епископ был даже вынужден ограничить пятью количество месс, служившихся одновременно. Во-вторых кафедральный собор неразрывно связан с институтом власти средневекового общества. Во Франции король - почетный каноник многих соборов. Власть быстро поняла важность епископского влияния. В 1302 г. Филипп Красивый объединил три монашеских ордена под верховенством Собора Парижской Богоматери, положив таким образом, начало Генеральным Штатам. За это в его честь в Нотр-Даме была установлена конная статуя. Многие кафедральные соборы служат и королевскими усыпальницами, как например в Руане, где покоится Ричард Львиное Сердце.
Эскиз конной статуи Филиппу Красивому в Нотр-Даме, из кн. R. Gane Le Chapitre de Notre-Dame de Paris au XIVe siècle: étude sociale d"un groupe canonial.
В Италии нередки конфликты между жителями окрестных деревень и епископами. Последние стремились прибрать к рукам не только церковную, но и светскую власть. В Сиенне жителям удалось национализировать строительство собора и таким образом стройка перешла городскому управлению. Ремесленники и рабочие организовываются в товарищества и корпорации, советы которых заседают в часовнях. Благодаря пожертвованиям и членским взносам соборы богато украшаются.
Кафедральные соборы являются также хранителями христианских реликвий, некоторые становятся местом паломничества, как Сен-Жак де Компостель. Епископы произносят торжественные речи перед паломниками, а также вершат суд по вопросам веры. Мирское и религиозное тесно переплетаются в жизнедеятельности готических соборов. Здесь отпускают грехи покаявшимся, но также и срезают путь, потому что через собор ближе добраться к рынку. Но прежде всего готический собор - это место литургии, религиозной мистерии и молитвы. Несмотря на внушительность здания внутреннее пространство четко разделяется на зоны. Главный алтарь находиться в святилище и скрыт от посторонних взглядов заалтарной занавесью. На переднем плане всегда расположены хоры, изолированные от нефа посредством амвона, а от галереи, окружающей хоры - специальным заграждением. Галерея, закрытая литой железной решеткой всегда открыта верующим, чтобы они могли почтить реликвии. Неф - место мирян. Гийом Дюран, епископ Менде (1230-1296 гг.) в своем труде Rational объясняет назначение соборов. Кафедральный собор - это «Божья обитель» и «небесные врата», он предваряет Новый Иерусалим и служит вящим напоминанием всем христианам о грядущем царствие Божьем.
Католическая религия известна богатством иконографии. Скульптуры в соборах располагаются на ограде хоров и на амвоне, а также снаружи над воротами. Соборы Шартра, Амьена, Бурга и Парижа известны своими скульптурными композициями, содержащими сцены из Ветхого и Нового завета, фигуры Христа и девы Марии. Весь фасад по сути превращен в своеобразный фронтиспис, на котором располагаются фигуры святых. В соборах Парижа и Реймса примечательной является и череда королей, запечатленных в камне. Витражи также стремятся внести свою лепту в изображение библейских сюжетов. Все больше их цвет приобретает теплый желтый оттенок, гармонируя со штукатуркой, которой обмазывали стены. Иногда на витражах изображают продолжающееся действие, как, например, на нижних окнах в апсиде в кафедральном соборе Бурга. Окна украшаются круглыми витражами, самый известный из которых на южном трансепте Нотр-Дама в Париже имеет 13,5 м в диаметре. Витражи в основном, изображают Христа и Богоматерь, а также сюжеты из Апокалипсиса. Иногда, правда, витражи носят сугубо практический характер представляя собой цикл зодиака или смену сезонов, как например, в соборе Анжера, а также повседневную работу или вообще свободное искусство - как в Лаоне.
Готические соборы средневековья находятся во многих городах Европы и все достойны внимания. В период расцвета с 1180 по 1270 г.г. только во Франции возвели около 80 грандиозных кафедральных соборов. Но мы представим Вам 6 наиболее известных, необычайно красивых и выразительных, строительство которых длилось не одну сотню лет. Вы узнаете, что именно принесло славу каждому из них. Увидите фото и видео. Итак, вот они — реликты.
Страсбургский собор (Франция)
Собор Богоматери в Страсбурге строился с 1015 до 1439 года. На этом месте до начала нашей эры находилось римское святилище. Затем ещё несколько религиозных зданий. Сегодня это шестая по высоте церковь в мире и самое высокое сохранившееся сооружение, построенное полностью в Средние века.
Виктор Гюго описывал его как «гигантское и тонкое чудо», а Иоганн Гёте — как «величественно возвышающееся, широко раскинувшееся дерево Бога». Собор виден далеко за равнинами Эльзаса. Песчаник горного массива Вогезы, из которого он построен, придает собору характерный розовый оттенок.
Имеет только Северную башню высотой 142 метра. Южная остаётся не достроенной. Это придаёт зданию особую асиметричную форму.
Страсбургский Нотр-ДамСтрасбургский собор Нотр-Дам несколько раз был поврежден: в 1870 году и во время Второй мировой войны. Несмотря на разнообразие его и асимметричный фасад, здание весьма гармонично.
Строительство началось в романском стиле с восточной части и южного портала. Но в 1225 году, прибывшие из Шартра мастера, предложили революционный . Созданный ими западный фасад и продольный неф с тысячами скульптур, по мнению ЮНЕСКО, стали шедевром . Большинство статуй, которые сейчас можно увидеть в соборе, являются копиями. Оригиналы перенесены в музей Парижской Богоматери.
Северный боковой неф освещен уникальным набором из пяти окон, датируемых в основном 12-м и 13-м веками. Они имеют изображения 19 императоров Священной Римской Империи.
В Южном трансепте собора находятся 18-метровые астрономические часы, одни из самых больших в мире. Механизм завершает один полный оборот в новогоднюю ночь и вычисляет дату Пасхи по сложному христианскому календарю. На Первом Никейском Соборе (325 г.) Пасха была определена как «воскресенье, которое следует за четырнадцатым лунным днем, приходящимся на 21 марта или сразу после него».
Анимированные персонажи запускаются в движение в разное время суток. Один ангел звонит в колокол, а второй переворачивает песочные часы. Есть персонажи, представляющие парад смерти: разные возрасты жизни с младенчества до старости. На последнем уровне находятся апостолы, проходящие перед Христом.
Часы показывают намного больше официального времени: солнечное время, день недели (каждый представлен мифологическим богом), месяц, год, знак зодиака, фазу Луны и положение нескольких планет.
Шартрский собор (Франция)
Шартрский собор, также известный как собор Богоматери Шартрской, является римско-католической церковью и находится примерно в 80 км к юго-западу от Парижа.
Собор Богоматери Шартрской
Его частично построили в 1145 году, а затем, после пожара 1194 года, реконструировали и достраивали в течение сотен лет. Более поздние дополнения
- в конце готической эпохи (Вандомская Капелла, северо-западный шпиль, часовой павильон),
- Ренессанс (хоры),
- классическая эпоха (разработки архитектора Виктора Луи),
- индустриальная эпоха (железная конструкция крыши Эмиля Мартина) и
- современная (создание витражей)
не изменили чистоты ансамбля. Он знаменует собой вершину французского готического искусства.
- Огромный неф в чистом огивальском стиле (очень узкая, круто заостренная арка огив иногда называется «стрельчатая арка»),
- порталы и галереи, украшенные прекрасными скульптурами середины 12-го века, и
- великолепные витражи 12-го и 13-го веков —
все в замечательном состоянии.
Шартрский собор оказал огромное влияние на развитие искусства средневекового христианства, поэтому он предстает важной вехой в истории архитектуры этой эпохи. Выдающийся витражный ансамбль, монументальная скульптура и роспись, чудом сохранившиеся от разрушения, делают Шартр одним из самых замечательных образцов .
Архитекторы соборов Реймса, Амьена и Бове только обогатили фундаментальный дизайн Шартра, которому подражали , Вестминстер в Англии и Леон в Испании.
Монументальные скульптуры собора ценятся как из за их обилия (около 10 тысяч), так и качества: они показывают панораму перехода от романского к готическому стилю, достигают тонкого баланса идеализма и реализма.
Наконец, Шартрский собор почти полностью сохранил свой однородный декор витражей, выполненный примерно между 1210 и 1250 годами. К этому следует добавить три витража 12-го века над Королевским порталом и большие розы 13-го века на трех фасадах:
- на Западе — Страшный суд;
- на севере — прославление Богородицы;
- на юге — прославление Христа.
Освятили собор в 1260 году. Гармоничный, даже в незавершённом виде силуэт здания (из 8 запланированных башен есть только 2), делает его одним из наиболее почитаемых в мире.
Шартрский собор занимает замечательное положение на равнине Бос (фр. Beauce). Построенный на месте святилища друидов, он не нарушил баланса архитектурного искусства с ландшафтом.
Посмотрите короткое видео, чтобы иметь лучшее представление об этом шедевре готического искусства средневековья.
Кёльнский собор (Германия)
В Северной Европе нет большей готической церкви, чем величественный . Первоначальный проект Герхарда фон Риле полностью воплощён строителями в течение 632 лет.
В 1248 году началась грандиозная, даже по нашим временам, стройка. Она продолжалась с небольшими остановками до 1560 года. За основу был взят образ французского Амьенского собора.
Затем из-за финансовых и социальных проблем в обществе возведение собора «заморозили». Армия французской революции в 1790 году вошла в Кёльн и отобрав у духовенства собор, устроила там конюшню. Прусский король Фридрих Вильгельм IV в 1842 году на волне патриотизма и возрождения интереса к готике, постановил завершить начатое дело.
Начал изживать себя. В это время возникли первые предпосылки к необычному новому искусству. Название "готика", "готическая архитектура" происходит от слова "готы" - варварские племена, имеющие германские корни.
Люди эпохи Возрождения с изысканными манерами были возмущены тем, что искусство принимает облик, далекий от античных канонов. Они называли новый стиль готическим, то есть варварским. Под такое определение попало практически все искусство времен Средневековья.
Данное направление некоторое время существовало вместе со старым веянием, поэтому достаточно сложно отделить их разными хронологическими границами. Зато можно выделить черты готического стиля в архитектуре, которые не были похожи на романские.
Когда в двенадцатом веке романское искусство находилось на самом пике своего развития, начало зарождаться новое течение. Даже формы, линии и тематика произведений существенно отличалась от всего, что было ранее.
Готический стиль в архитектуре разделяют на несколько этапов:
ранняя готика;
высокий, или зрелый, вид оказался на пределе своих возможностей в 13 веке;
пламенеющий, или поздний, достиг расцвета в 14-15 веках.
Основное месторасположение стиля
Готика была популярной там, где христианская церковь доминировала над светской жизнью. Благодаря новому виду архитектуры появлялись храмы, костелы, монастыри, церкви.
Зародилась она в небольшой французской провинции под названием Иль де Франс. Одновременно ее открыли для себя архитекторы Швейцарии и Бельгии. А вот в Германии, откуда и получило свое название это искусство, оно появилось позже остальных. Там процветали другие архитектурные стили. Готический стиль стал гордостью Германии.
Первая проба
С началом двенадцатого века появляются и основные свойственные данному направлению черты в архитектуре различных соборов. Так, если посмотреть на аббатство Сен-Дени недалеко от Парижа, можно увидеть необычную арку. Именно это построение олицетворяет собой весь готический стиль в архитектуре западной Европы. Руководил стройкой некий аббат Сугерий.
Церковник приказал убрать при постройке несколько внутренних стен. Аббатство тут же стало казаться более объемным, торжественным и масштабным.
Наследие
Хоть готический стиль в архитектуре и концентрируется в основном на индивидуальных переживаниях человека, он также взял многое и от своего предшественника. Романская архитектура передала свои лавры данному стилю и отошла на второй план.
Главным объектом готики стал собор как симбиоз живописи, архитектуры, и скульптуры. Если раньше архитекторы предпочитали создавать церкви с круглыми окнами, толстыми стенами во множество опор и небольшими внутренними помещениями, то с приходом данного стиля все изменилось. Новое течение несло в себе пространство и свет. Зачастую окна были украшенные витражами с христианскими сюжетами. Появились высокие колонны, башни, продолговатые арки и фасады с резьбой.
Горизонтальный романский стиль оставил место для вертикальных полос готики.
Собор
Собор стал центральным местом любого города. Его посещали прихожане, в нем обучались, здесь жили нищие, и даже разыгрывались театральные постановки. В источниках нередко упоминается, что и правительство заседало в церковных помещениях.
Изначально готический стиль для собора имел для себя цель существенно расширить пространство, сделать его более светлым. После того как во Франции такой монастырь был создан, мода начала быстро расходиться по Европе.
Насильно навязанные в крестовых походах ценности новой религии распространили готический стиль в архитектуре и в Сирии, и на Родосе, и на Кипре. А монархи, посаженные на престол Папой, увидели в острых формах божественное проведение и начали активно использовать их в Испании, Англии, и Германии.
Характеристика готического стиля в архитектуре
От других стилей готическую архитектуру отличает наличие устойчивого каркаса. Главной частью такого остова становятся арки в форме стрел, своды, идущие вверх в форме дуг и крестов.
Здание готического стиля, как правило, состоит из:
травея - вытянутых ячеек прямоугольной конструкции:
четырех арок:
4-х столбов;
остова свода, что формируется из упомянутых выше арок и столбов и имеет крестообразную форму;
аркбутанов - арок, которые служат для опоры здания;
контрфорсов - устойчивых столбов снаружи помещения, часто украшенных резьбой или шипами;
окон в арочном стиле, с мозаикой, как отчетливо показывает готический стиль в архитектуре Франции и Германии.
В то время как в романском классическом искусстве церковь отделена от окружающего мира, готика стремится к взаимодействию между природой снаружи и жизнью собора внутри.
Светская архитектура по-новому
Учитывая то, что в Темные времена церковь и религия в общем были нераздельны с повседневной жизнью людей того времени, мода на готический стиль в архитектуре средневековья распространилась повсюду.
Вслед за соборами начали строиться ратуши с теми же характерными чертами, а также жилые дома, замки, особняки за городом.
Французские готические шедевры
Основателем этого стиля стал монах из аббатства Сен-Дени, который решил создать абсолютно новое здание. Его прозвали крестным отцом готики, а церковь стали показывать в качестве примера остальным архитекторам.
В четырнадцатом веке в столице Франции возник еще один яркий образец готической архитектуры, ставший известным во всем мире - Собор Парижской Богоматери, католический оплот веры в центре города, который сохранил в себе все особенности готического стиля в архитектуре и до наших дней.
Святыню построили там, где раньше римляне чествовали бога Юпитера. С давних времен место было важным религиозным центром.
В новую церковь закладывали первый камень Папа Александр Третий, а также Людовик Седьмой. Проектировал собор известный архитектор Морис де Сюлли.
Тем не менее основатель Нотр-Дама так и не увидел своего детища. Ведь собор был построен только после ста лет непрерывной работы.
Согласно официальной задумке, храм должен был поместить десять тысяч горожан, которые проживали в то время в Париже. И стать прибежищем и спасением в момент опасности.
После стольких лет строительства город вырос в несколько раз. Когда его доделали, собор стал центром всего Парижа. У входа тут же образовались базары, ярмарки, начали выступать уличные артисты. Цвет парижской знати собирался у него и обсуждал новые веяния моды.
Здесь укрывались во время революций и войн.
Обустройства собора Нотр-Дам
Каркас собора соединен множеством тонких столбов с помощью арки. Внутри стены протягиваются высоко и смыкаются незаметно для невооруженного взгляда. Продолговатые окна покрыты цветным витражным стеклом. В зале царит полумрак. Лучи, которые все же проходят через стекла, освещают сотни скульптур из серебра, воска, мрамора. В них замерли обычные люди, короли, служители церкви в разнообразных позах.
Вместо стен церкви как будто бы просто поместили каркас из десятков столбов. Между ними размещаются цветные картины.
В соборе пять нефов. Третий из них гораздо больше, чем другие. Его высота достигает тридцати пяти метров.
Если измерять в современных мерках, то в таком соборе можно без проблем поместить двенадцатиэтажный жилой дом.
Два последних нефа пересекаются и зрительно образуют между собой крест. Он символизирует жизнь и страдания Иисуса Христа.
На постройку собора шли деньги из общественной казны. Парижане копили их, жертвовали после каждой воскресной службы.
Собор сильно пострадал в новое время. Так, первоначальные витражи можно увидеть только на западном и южном фасаде. Скульптуры видны в хоре, на фасадах здания.
Германия
Готический стиль в архитектуре был назван в честь племен, проживающих на немецкой территории. Именно в этой стране он пережил свой расцвет. Главными достопримечательностями готической архитектуры в Германии можно назвать:
1. Кельнский собор. Этот храм начал строиться еще в тринадцатом веке. Тем не менее закончили работу над ним лишь в девятнадцатом столетии, в тысяча восемьсот восьмидесятом году. Его стиль напоминает Амьенский собор.
У башен острые окончания. Средний неф высокий, в то время как остальные четыре приблизительно одних пропорций. Декор для собора очень легкий и изящный.
В то же время заметны скованные сухие пропорции.
Западное отделение церкви закончили строить в девятнадцатом веке.
2. Собор в Вормсе, построенный в тринадцатом веке по приказу местного управителя.
3. Нотр-Дам в Ульме.
4. Собор в Наумбурге.
Итальянская готика
Италия долгое время предпочитала сохранять приверженность к античным традициям, к романскому стилю, а потом и к барокко и рококо.
Но и эту страну не могло не вдохновить новое на то время средневековое веяние. Ведь именно в Италии находилась резиденция Папы.
Самым ярким образцом готической архитектуры можно считать Палац Дожей в Венеции. Смешавшись с культурными традициями этого города, он приобрел свои уникальные характеристики, сохранив признаки готического стиля в архитектуре.
В Венеции строители пропустили в своих чертежах тот конструктивизм, который царил в этом направлении. Они сосредоточились на декорировании.
Фасад Дворца уникален своими составляющими. Так, на нижнем этаже выстроены колонны из белого мрамора. Они образуют между собой арки стрельчатого вида.
Само здание словно оседает сверху над колоннами и придавливает их к земле. А второй этаж сформирован с помощью большой лоджии по всему периметру здания, на котором так же расставлены опоры, более элегантные и вытянутые, с необычной резьбой. Этот рисунок протягивается и к третьему этажу, стены которого, кажется, лишены тех окон, которые характерны готической архитектуре. Вместо многочисленных рам на фасаде появился орнамент в геометрических фигурах.
В этом готически-итальянском стиле соединились роскошь культуры Византии и европейская строгость. Набожность и любовь к жизни.
Другие итальянские примеры готического стиля в архитектуре:
Дворец в Милане, который начал строиться еще в четырнадцатом веке, а был достроен в девятнадцатом;
Палаццо d’Oro (или палаццо Санта-София) в Венеции.
Готическая архитектура распространилась на всю Западную Европу и продолжала развиваться вплоть до 16 века. С приходом эпохи Ренессанса готика стала утрачивать свое значение. Лучше всего готический стиль проявился в архитектуре соборов, храмов и монастырей. Для готики характерны узкие и высокие башни, арки с заостренным верхом, колонны, многоцветные витражные окна и богато украшенный фасад. Неотъемлемой частью готического искусства является скульптура. Мрачные фигуры горгулий и мифических существ служили особенно частым украшением на стенах. Сочетание переливающихся всеми цветами радуги витражей, великолепные узоры и каменные изваяния фигур создают неподражаемый ансамбль.
Готика охватывает разные произведения искусства: живопись, фреску, витраж, скульптуру, книжную миниатюру и многие другие. Но как уже было упомянуто, именно средневековые соборы Европы в полной мере демонстрируют всю красоту и величие готического стиля. О них и пойдет речь ниже.
Собор Святого Стефана. Вена, Австрия.
Собор Святого Стефана (St Stephen’s Cathedral), расположенный в самом сердце Вены, пережил много войн и в настоящее время является символом свободы города. Готический собор стоит на руинах двух предыдущих церквей. Его строительство было в значительной степени инициировано в 14 веке герцогом Австрии Рудольфом IV. А самая узнаваемая характеристика собора - черепичная крыша с изображением национального герба и герба города Вены, была добавлена только в 1952 году.
Бургосский собор. Бургос, Испания.
Кафедральный собор Бургоса (Burgos Cathedral) - средневековый собор в одноименном городе, посвященный Деве Марии. Он славится своими огромными размерами и уникальной готической архитектурой. Строительство собора началось в 1221 году, и после длительного почти двухвекового перерыва было завершено в 1567 году. В 1919 году собор стал местом захоронения национального героя Испании Родриго Диас де Вивара (Эль Сид Кампеадор) и его супруги Химены Диас.
Реймсский собор. Реймс, Франция.
Реймсский собор (Reims Cathedral) является местом, в котором были официально коронованы многочисленные французские монархи. Он построен на месте базилики, где когда-то (примерно 496 год) Святым Реми был крещен Хлодвиг I - один из крупнейших политиков своего времени. Строительство собора было завершено к концу 13 века.
Миланский собор. Милан, Италия.
Исключительно большой и сложный готический собор на главной площади Милана является одним из самых известных зданий в Европе. Это один из самых больших готических соборов в мире. Строительство началось в 1386 году под покровительством архиепископа Антонио да Салуццо (Antonio da Saluzzo) в позднеготическом стиле более типичном для Франции, нежели Италии. Прошло пять веков, прежде чем строительство было завершено.
Севильский кафедральный собор. Севилья, Испания.
Расположенный на месте величественной мечети Альмохады, средневековый собор был построен, чтобы продемонстрировать силу и богатство Севильи после длительного процесса Реконкисты. На момент завершения строительства в 16 веке, он вытеснил Собор Святой Софии, как самый большой в мире. Строители использовали некоторые колонны и элементы бывшей мечети. Наиболее известна Хиральда - башня с богатыми узорами и орнаментами, бывшая ранее минаретом, и преобразованная в колокольню.
Йоркский собор. Йорк, Англия.
Один из двух самых больших готических соборов в Северной Европе (наряду с Кельнским собором в Германии). Йоркский собор возвышается над горизонтом в одноименном старинном городе и включает в себя все этапы готического архитектурного развития в Англии. Строительство существующего здания было начато примерно в 1230 и завершено в 1472 году. Собор славится крупнейшими средневековыми оконными витражами.
Собор Парижской Богоматери. Париж, Франция.
Собор Парижской Богоматери (Notre Dame de Paris) - красивый католический собор в четвертом округе Парижа. Строительство, начатое в 1163 году, было завершено только в 1345. Один из самых известных французских готических соборов, Нотр-Дам де Пари отличный пример французской готической архитектуры, скульптуры и витражей. Во время французской революции в 1790 годы большая часть скульптур и сокровищ была разрушена и разграблена. А еще, 2 декабря 1804 года здесь был коронован императором Наполеон Бонапарт.
Кёльнский собор. Кёльн, Германия.
Кёльнский собор (Cologne Cathedral) является самым известными символом города на протяжении многих веков. Его высота 157,4 метра. Знаменитый собор стоит на месте, где еще в 4 веке был расположен римский храм. Строительство готического собора началось в 1248 году и велось с перерывами более 600 лет. Собор посвящен святым Петру и Марии и является главным храмом Кёльнской архиепископии.
Собор Санта-Мария-дель-Фьоре. Флоренция, Италия.
Начавшееся в 1296 году строительство в готическом стиле было завершено в 1436. Кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре является символом города и одним из красивейших зданий Флоренции. Примечательны внешние стены базилики, облицованные красивыми мраморными панелями различных оттенков: зеленые, белые, розовые. А так же впечатляет огромный кирпичный купол.
Шартрский собор. Шартр, Франция.
Шартрский собор находится в одноименном городе недалеко от Парижа. Его достоинством, кроме того, что он представляет собой один из лучших образцов французской высокой готики, является то, что он практически идеально сохранился. Большинство оригинальных витражей собора остались нетронутыми, в то время как архитектура видела лишь незначительные изменения с начала 13 века.
Интересно, что архитектура, называемая готической, не имеет ничего общего с племенами готов, когда-то населявших Европу. Готический стиль вырос из романского в 12-м веке, и в то время его называли «французским стилем». С этого времени готическая архитектура стала набирать популярность в Западной Европе. И вплоть до 16-го века церкви и дворцы, оформленные в традициях готики, росли, как грибы после дождя.
Готический стиль имеет отличительные черты: использование каркасной системы, высокие вертикальные окна с витражами, стрельчатые арки со столбами, являющимися опорами, аркбутаны, крестовые своды, ажурные башни и многое другое. Вот 10 самых известных готических соборов Европы:
Собор Святого Стефана — Вена, Австрия
Этот замечательный храм расположен в самом сердце уютной Вены, пережившей множество военных конфликтов. Стремящийся вверх своими шпилями собор на Штефансплатц — символ города и всей Австрии. Он стоит на руинах двух храмов 12-го века. Под храмом находятся катакомбы, являвшиеся некогда подземным кладбищем, а внутри — усыпальница династии Габсбургов.
Кафедральный собор в Бургосе, Испания
Небольшой средневековый городок на севере современной содержит один из шедевров готической архитектуры — собор в честь Девы Марии
. Он славится своей уникальной формой и большими размерами. Строительство его началось в 1221 году и длилось почти 2 века! В 1919 году свое последнее пристанище здесь нашли национальный герои Испании Родриго Диас де Вивар (Эль Сид) и его жена. Храм входит в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Реймсский собор — Реймс, Франция
Реймсский собор долгое время был местом коронации всех французских монархов. Он заложен на месте старинной базилики, где святой Ремигий, епископ города, крестил Хлодвига I. Строительство завершили к концу 13-го века. Собор сильно пострадал во время военных столкновений.
Миланский собор — Милан, Италия
Удивительный готический храм на главной площади Милана — визитная карточка города. Более того, Дуомо ди Милано — одно из самых знаменитых и фотографируемых зданий во всей Европе. Это также один из самых больших готических соборов мира. Его строительство началось в 1386 году. Архитектор Антонио да Салуццо вдохновлялся поздней французской готикой. Строительство завершилось лишь спустя почти 5 веков!
Севильский кафедральный собор — Севилья, Испания
Йоркский собор — Йорк, Англия
Один из крупнейших готических соборов Северной Европы, Кафедральный собор Йорка спорит за это звание с Кельнским собором. Нынешнее здание строилось в период с 1230 по 1472 года. Собор известен своими огромными витражами. Из-за угрозы обрушения храм часто реконструируется.
Нотр-Дам де Пари — Париж, Франция
Красивый католический собор в четвертом округе Парижа является едва ли не самым знаменитым готическим собором мира, благодаря тому, что его имя прочно вошло в золотой фонд мировой литературы. Его строительство началось в 1163 году и длилось примерно до 1345 года. Это яркий пример французской готической архитектуры, включающий уникальные витражи и скульптуры. Во время французской революции часть скульптур была повреждена. А еще именно в этом соборе короновали Наполеона Бонапарта 2 декабря 1804 года.