Опросник голланда определение профессионального типа личности. Тест Дж. Голланда на определение профессионального типа личности
Будучи Руководителем маркетингового подразделения, я неоднократно давала этот опросник новым спецам, которые хотели работать маркетологами-аналитками. Польза для меня: идеально в плане выбора действительно АНАЛИТИКОВ + тех, кому эта работа близка и подходит. Польза для соискателя: люди уходили с четким видением, куда завтра направят резюме - они уже могли примерно увидеть новые перспективы для себя, чтобы работа была бы и денежной, и приятной))).
Предлагаю тебе самостоятельно пройти тест на профориентацию бесплатно и без регистрации!
Итак превосходный тест на профориентацию от Д. Голанда
Это возможность быстро разобраться в своих реальных профессиональных направленностях, понять к чему ты предрасположена больше, а к чему меньше. Тест на профориентацию от Д. Голанда подходит и школьникам, и взрослым спецам, и бабулям, и бизнес-леди, и домохозяйкам - всем!
Ниже будет предложена таблица, содержаща пары профессий. Из каждой пары надо выбрать одну, которая больше нравится. Твое умение выполнять эту работу значения не имеет, просто укажи то, что нравится, не зацикливаясь на принципиальной возможности такой работы.
Запиши на бумаге 42 ответа: номер и буква.
№ | а | б |
1 | инженер-техник | инженер-контролер |
2 | вязальщик | санитарный врач |
3 | повар | наборщик |
4 | фотограф | зав. магазином |
5 | чертежник | дизайнер |
6 | философ | психиатр |
7 | ученый-химик | бухгалтер |
8 | редактор научного журнала | адвокат |
9 | лингвист | переводчик художественной литературы |
10 | педиатр | статистик |
11 | организатор воспитательной работы | председатель профсоюза |
12 | спортивный врач | фельетонист |
13 | нотариус | снабженец |
14 | перфоратор | карикатурист |
15 | политический деятель | писатель |
16 | садовник | метеоролог |
17 | водитель | медсестра |
18 | инженер-электрик | секретарь-машинистка |
19 | маляр | художник по металлу |
20 | биолог | главный врач |
21 | телеоператор | режиссер |
22 | гидролог | ревизор |
23 | зоолог | зоотехник |
24 | математик | архитектор |
25 | работник ИДН | счетовод |
26 | учитель | милиционер |
27 | воспитатель | художник по керамике |
28 | экономист | заведующий отделом |
29 | корректор | критик |
30 | завхоз | директор |
31 | радиоинженер | специалист по ядерной физике |
32 | водопроводчик | наборщик |
33 | агроном | председатель сельхозкооператива |
34 | закройщик-модельер | декоратор |
35 | археолог | эксперт |
36 | работник музея | консультант |
37 | ученый | актер |
38 | логопед | стенографист |
39 | врач | дипломат |
40 | главный бухгалтер | директор |
41 | поэт | психолог |
42 | архивариус | скульптор |
Теперь ключ к тесту на профориентацию:
Психолог Д.Голланд разработал этот опросник, чтобы была возможность понять, к какому типу профессий ты предрасположен. Всего он выделил 6 типов: Реалистический, Интеллектуальный, Социальный, Конвенциальный, Предприимчивый, Артичтический. Типы надо воспринимать как просто некие определения - все они ни плохие и не хорошие.
Теперь возьми еще листок бумаги и сопоставь результаты с ключом. Удобно написать в столбик названия типов, а справа от них палочками отмечать совпадение результата. Потом посчитай отметки напротив каждого типа. Обычно бывает 1 тип доминирующий, то есть набравший больше всего баллов + 1-2 дополнительных типов. Рекомендуется рассматривать результат как совокупность главного и дополнительных типов.
Вот ключ к тесту на профориентацию:
- Реалистический тип
1а, 2а, 3а, 4а, 5а, 16а, 17а, 18а, 19а, 21а, 31а, 32а, 33а, 34а. - Интеллектуальный тип:
1б, 6а, 7а, 8а, 9а, 16б, 20а, 22а, 23а, 24а, 31б, 35а, 36а, 37а. - Социальный тип:
2б, 6б, 10а, 11а, 12а, 17б, 20б, 25а, 26а, 27а, 36б, 38а, 39а, 41б. - Конвенциальный тип:
3б, 7б, 10б, 13а, 14а, 18б, 22б, 25б, 28а, 29а, 32б, 38б, 40а, 42а. - Предприимчивый тип:
4б, 8б, 11б, 13б, 15а, 23б, 28б, 30а, 33б, 35б, 37б, 39б, 40б. - Артистический тип:
5б, 9б, 12б, 14б, 15б, 19б, 21б, 24а, 27б, 29б, 30б, 34б, 41а, 42б.
Как расшифровать результат теста на профориентацию:
Типы профессиональной направленности личностиТипы | Психологические характеристики, особенности личности, способности | Ориентация, направленность, предпочтения | Профессиональная среда | Конкретные профессии |
Р | Активность, агрессивность, деловитость, настойчивость, рациональность, практическое мышление, развитые двигательные навыки, пространственное воображение, технические способности | Конкретный результат, настоящее, вещи, предметы и их практическое использование, занятия, требующие физического развития, ловкости, отсутствие ориентации на общение | Техника, сельское хозяйство, военное дело. Решение конкретных задач, требующих подвижности, двигательных умений, физической силы. Социальные навыки нужны в минимальной мере и связаны с приемом – передачей ограниченной информации. | механик, электрик, инженер, фермер, зоотехник, агроном, садовод, автослесарь, шофер и т.д. |
И | Аналитический ум, независимость и оригинальность суждений, гармоничное развитие языковых и математических способностей, критичность, любознательность, склонность к фантазии, интенсивная внутренняя жизнь, низкая физическая активность | Идеи, теоретические ценности, умственный труд, решение интеллектуальных творческих задач, требующих абстрактного мышления, отсутствие ориентации на общение в деятельности, информационный характер общения | Наука. Решение задач, требующих абстрактного мышления и творческих способностей. Межличностные отношения играют незначительную роль, хотя необходимо уметь передавать и воспринимать сложные идеи | физик, астроном, ботаник, программист и др. |
С | Умение общаться, гуманность, способность к сопереживанию, активность, зависимость от окружающих и общественного мнения, приспособление, решение проблем с опорой на эмоции и чувства, преобладание языковых способностей | Люди, общение, установление контактов с окружающими, стремление учить, воспитывать, избегание интеллектуальных проблем | Образование, здравоохранение, социальное обеспечение, обслуживание, спорт. Ситуации и проблемы, связанные с умением разбираться в поведении людей, требующие постоянного личного общения, умения убеждать. | врач, педагог, психолог и т.п. |
К | Способности к переработке числовой информации, стереотипный подход к проблемам, консервативный характер, подчиняемость, зависимость, следование обычаям, конформность, исполнительность, преобладание математических способностей | Порядок, четко расписанная деятельность, работа по инструкции, заданным алгоритмам, избегание неопределенных ситуаций, социальной активности и физического напряжения, принятие позиции руководства | Экономика, связь, расчеты, бухгалтерия, делопроизводство. Деятельность, требующая способностей к обработке рутинной информации и числовых данных | бухгалтер, финансист, экономист, канцелярский служащий и др. |
П | Энергия, импульсивность, энтузиазм, предприимчивость, агрессивность, готовность к риску, оптимизм, уверенность в себе, преобладание языковых способностей, развитые организаторские способности | Лидерство, признание, руководство, власть, личный статус, избегание занятий, требующих усидчивости, большого труда, двигательных навыков и концентрации внимания, интерес к экономике и политике | Решение неясных задач, общение с представителями различных типов в разнообразных ситуациях, требующих умения разбираться в мотивах поведения других людей и красноречия | бизнесмен, маркетолог, менеджер, директор, заведующий, журналист, репортер, дипломат, юрист, политик и т.д. |
А | Воображение и интуиция, эмоционально сложный взгляд на жизнь, независимость, гибкость и оригинальность мышления, развитые двигательные способности и восприятие | Эмоции и чувства, самовыражение, творческие занятия, избегание деятельности, требующей физической силы, регламентированного рабочего времени, следования правилам и традициям | Изобразительное искусство, музыка, литература. Решение проблем, требующих художественного вкуса и воображения | музыкант, художник, фотограф, актер, режиссер, дизайнер и т.д. |
Как было написано выше стоит пристально изучить не только доминирующий тип, но и те, которые встали на 2-е и 3- место. Дж.Голланд дал диаграмму в виде шестиугольника, расположив типы так, что соседние дополняют и больше всего гармонируют друг с другом.
Может получиться 2 варианта:
- Твои типы лежат по одну сторону диаграммы - выбирай профессии по табличке + основываясь на осознанных увлечениях. Например, у тебя получилось, главный тип - Артистически, а дополнительный Интеллектуальный. А ты еще и классно рисуешь, у тебя хороший вкус. Почему бы не рассмотреть профессию, скажем, веб-дизайнера или дизайнера-конструктора модной одежды, фотограф - тоже круто.
- Твои типы лежат по разные стороны диаграммы. Выбор осложнится тем, что либо ты очень разносторонняя личность, либо еще нет оформившихся профессиональных предпочтений. В этой ситуации надо пройти дополнительные тесты, а также крепко поразмышлять над своей мотивацией, своими талантами, увлечениями, желаниями по жизни.
На определение профессионального типа личности в модификации Г.В.Резапкиной.
Назначения теста
Методика предназначена для определения профессиональной направленности личности.
Инструкция к тесту
Выберите одну из двух предлагаемых профессий, но не с точки зрения престижности, а с точки зрения ее сути: "Могу ли я заниматься данным видом деятельности, хочу ли я этого?".
Тестовый материал
Первый вариант
№ | Вариант А | Вариант Б |
---|---|---|
1 | Инженер-технолог | Инженер-конструктор |
2 | Вязальщик | Санитарный врач |
3 | Повар | Наборщик |
4 | Фотограф | Заведующий магазином |
5 | Чертежник | Дизайнер |
6 | Философ | Психиатр |
7 | Ученый-химик | Бухгалтер |
8 | Редактор научного журнала | Адвокат |
9 | Лингвист | Переводчик художественной литературы |
10 | Врач-психиатр | Статистик |
11 | Завуч | Председатель профкома |
12 | Спортивный врач | Фельетонист |
13 | Нотариус | Снабженец |
14 | Перфоратор | Карикатурист |
15 | Политический деятель | Писатель |
16 | Садовник | Метеоролог |
17 | Водитель троллейбуса | Медсестра |
18 | Инженер-электронщик | Секретарь-машинистка |
19 | Маляр | Художник по металлу |
20 | Биолог | Глазной врач |
21 | Телеоператор | Режиссер |
22 | Гидролог | Ревизор |
23 | Зоолог | Главный зоотехник |
24 | Математик | Архитектор |
25 | Работник детской комнаты милиции | Счетовод |
26 | Учитель | Командир части |
27 | Воспитатель | Художник по керамике |
28 | Экономист | Заведующий отделом |
29 | Корректор | Критик |
30 | Завхоз | Дирижер |
31 | Радиооператор | Специалист по ядерной физике |
32 | Наладчик | Монтажник |
33 | Агроном-семеновод | Председатель колхоза |
34 | Закройщик-модельер | Декоратор |
35 | Археолог | Эксперт |
36 | Работник музея | Консультант |
37 | Ученый | Актер |
38 | Логопед | Стенографист |
39 | Врач | Дипломат |
40 | Главный бухгалтер | Директор |
41 | Поэт | Психолог |
42 | Архивариус | Скульптор |
Второй вариант
№ | Вариант А | Вариант Б |
---|---|---|
1 | Автомеханик | Авиаконструктор |
2 | Егерь | Интервьюер |
3 | Кондитер | Делопроизводитель |
4 | Пасечник | Администратор |
5 | Радиооператор | Актер |
6 | Астроном | Гид-экскурсовод |
7 | Бактериолог | Корректор текстов |
8 | Зоолог | Брокер |
9 | Минеролог | Актер цирка |
10 | Гувернантка | Работник архива |
11 | Священник | Глава администрации |
12 | Консультант по профориентации | Драматург |
13 | Финансовый контролер | Директор |
14 | Шифровальщик | Искусствовед |
15 | Директор магазина | Композитор |
16 | Горный инженер | Биофизик |
17 | Животновод | Репетитор |
18 | Маляр | Составитель каталогов |
19 | Охотовед | Директор рынка |
20 | Электротехник | Карикатурист |
21 | Биолог | Семейный врач |
22 | Вирусолог | Контролер-кассир |
23 | Генетик | Менеджер |
24 | Гидробиолог | Писатель |
25 | Воспитатель детского сада | Чертежник |
26 | Инструктор по плаванию | Начальник отдела сбыта |
27 | Медицинская сестра | Манекенщица |
28 | Наборщик типографии | Оптовый торговец |
29 | Переписчик нот | Музыкальный аранжировщик |
30 | Начальник стройки | Музыкант-исполнитель |
31 | Машинист тепловоза | Инженер-исследователь |
32 | Портной | Консультант службы знакомств |
33 | Рулевой-моторист | Регистратор |
34 | Штукатур | Предприниматель |
35 | Садовник | Танцор |
36 | Редактор научного журнала | Учитель |
37 | Физик-теоретик | Копировальщик чертежей |
38 | Ихтиолог | Президент банка |
39 | Ученый-теоретик | Художник по интерьеру |
40 | Преподаватель ин. яз. | Контролер качества продукции |
41 | Тренер по лечебной физкультуре | Снабженец |
42 | Социальный работник | Художник-мультипликатор |
43 | Продюсер телевидения | Режиссер |
Ключ к тесту
Первый вариант
- Реалистический тип: 1, 2, 3, 4, 5, 16, 17, 18, 19, 21, 31, 32, 33, 34 – все А.
- Интеллектуальный тип: 1Б, 6А, 7А, 8А, 9А, 16Б, 20А, 22А, 23А, 24А, 31Б, 35А, 36А, 37А.
- Социальный тип: 2Б, 6Б, 10А, 11 А, 12А, 17Б, 20Б, 25А, 26А, 27А, 36Б, 38А, 39А, 41Б
- Конвенциальный тип: ЗБ, 7Б, 10Б, 13А, 14А, 18Б, 22Б, 25Б, 28А, 29А, 32Б, 40А, 42А, 38Б
- Предприимчивый тип: 4Б, 8Б, 11Б, 13Б, 15А, 23Б, 26Б, 28Б, 30А, ЗЗБ, 35Б, 37Б, 39Б, 40Б.
- Артистичный тип: 5Б, 9Б, 12Б, 14Б, 15Б, 19Б, 21Б, 24Б, 27Б, 29Б, 30Б, 34Б, 41А, 42Б.
Второй вариант
- Реалистический тип (15): 1А, 2А, 3А, 4А, 5А, 16А, 17А, 18А, 19А, 20А, 31А, 32А, 33А, 34А, 35А.
- Интеллектуальный тип (15): 1Б, 6А, 7А, 8А, 9А, 16Б, 21А, 22А, 23А, 24А, 31Б, 36А, 37А, 38А, 39А
- Социальный тип (15): 2Б, 6Б, 10А, 11А, 12А, 17Б, 21Б, 25А, 26А, 27А, 32Б, 36Б, 40А, 41А, 42А.
- Конвенциальный тип (14): 3Б, 7Б, 10Б, 13А, 14А, 18Б, 22Б, 25Б, 28А, 29А, 33Б, 37Б, 40Б, 43А.
- Предприимчивый тип (14): 4Б, 8Б, 11Б, 13Б, 15А, 19Б, 23Б, 26Б, 28Б, 30А, 34Б, 38Б, 41Б, 43Б.
- Артистичный тип(13): 5Б, 9Б, 12Б, 14Б, 15Б, 20Б, 24Б, 27Б, 29Б, 30Б, 35Б, 39Б, 42Б.
За каждое совпадение в ключом начисляется 1 балл.
Обработка результатов теста
Во втором варианте необходимо нормировать результаты по шкалам. Для этого набранное респондентом количество баллов по каждой шкале разделите на число, которое в ключе стоит в скобках рядом с названием шкалы (например, для реалистического типа – это 15) и умножьте на 100%.
Доминирующим у испытуемого является тот тип по которому он набрал максимальное количество баллов.
Интерпретация результатов теста
Ниже приводятся названия типов с их кратким описанием и перечисляются некоторые профессии в которых представители соответствующего типа смогут наиболее полно раскрыть свои способности, достичь успеха и личного удовлетворения. Важно подчеркнуть, что каждый человек обладает личностными свойствами характерными для всех шести типов, однако доминируют при этом черты всего лишь одного или нескольких типов.
Реалистичному типу личности свойственна эмоциональная стабильность, ориентация на настоящее. Представители данного типа занимаются конкретными объектами и их практическим использованием: вещами, инструментами, машинами. Отдают предпочтение занятиям требующим моторных навыков, ловкости, конкретности.
Профессии – механик, электрик, инженер, моряк, шофер и т. п.
Артистичный тип отстраняется от отчетливо структурированных проблем и видов деятельности, предполагающих большую физическую силу. В общении с окружающими опираются на свои непосредственные ощущения, эмоции, интуицию и воображение. Ему присущ сложный взгляд на жизнь, гибкость, независимость суждений. Свойственна несоциальность, оригинальность.
Профессии – музицирование, занятие живописью, литературное творчество, фотография, театр и пр.
Социальный тип ставит перед собой такие цели и задачи, которые позволяют им установить тесный контакт с окружающей социальной средой. Обладает социальными умениями и нуждается в социальных контактах. Стремятся поучать, воспитывать. Гуманны. Способны приспособиться практически к любым условиям. Стараются держаться в стороне от интеллектуальных проблем. Они активны и решают проблемы, опираясь главным образом на эмоции, чувства и умение общаться.
Профессии – врач, учитель, психолог, социальный работник и т. п.
Конвенциональный тип отдает предпочтение четко структурированной деятельности. Из окружающей его среды он выбирает цели, задачи и ценности, проистекающие из обычаев и обусловленные состоянием общества. Ему характерны серьезность настойчивость, консерватизм, исполнительность. В соответствии с этим его подход к проблемам носит стереотипичный, практический и конкретный характер.
Профессии – машинопись, бухгалтерия, программирование и пр.
Предприимчивый тип избирает цели, ценности и задачи, позволяющие ему проявить энергию, энтузиазм, импульсивность, доминантность, реализовать любовь к приключенчеству. Ему не по душе занятия, связанные с ручным трудом, а также требующие усидчивости, большой концентрации внимания и интеллектуальных усилий. Предпочитает руководящие роли в которых может удовлетворять свои потребности в доминантности и признании. Активен, предприимчив.
Профессии – директор, журналист, администратор, предприниматель и др.
Интеллектуальный тип ориентирован на умственный труд. Он аналитичен, рационален, независим, оригинален. Преобладают теоретические и в некоторой степени эстетические ценности. Размышления о проблеме он предпочитает занятиям по реализации связанных с ней решений. Ему нравится решать задачи, требующие абстрактного мышления.
Профессии в первую очередь научные – математик, физик, астроном и т. д.
Источники
- Тест Дж.Голланда / Елисеев О.П. Практикум по психологии личности – СПб., 2003. С.386-389.
Шкалы: типы профессиональной направленности личности - реалистический, интеллектуальный, социальный, конвенциальный, предприимчивый, артистичный Тестируем: Свойства личности Возраст: Подростковый Тип теста: Вербальный Вопросов: 43
Назначения теста
Методика предназначена для определения профессиональной направленности личности.
Инструкция к тесту
Выберите одну из двух предлагаемых профессий, но не с точки зрения престижности, а с точки зрения ее сути: "Могу ли я заниматься данным видом деятельности, хочу ли я этого?".
Тестовый материал
Первый вариант
Вариант А |
Вариант Б |
|
Инженер-технолог |
Инженер-конструктор |
|
Вязальщик |
Санитарный врач |
|
Наборщик |
||
Фотограф |
Заведующий магазином |
|
Чертежник |
Дизайнер |
|
Психиатр |
||
Ученый-химик |
Бухгалтер |
|
Редактор научного журнала | ||
Лингвист |
Переводчик художественной литературы |
|
Врач-психиатр |
Статистик |
|
Председатель профкома |
||
Спортивный врач |
Фельетонист |
|
Нотариус |
Снабженец |
|
Перфоратор |
Карикатурист |
|
Политический деятель |
Писатель |
|
Садовник |
Метеоролог |
|
Водитель троллейбуса |
Медсестра |
|
Инженер-электронщик |
Секретарь-машинистка |
|
Художник по металлу |
||
Глазной врач |
||
Телеоператор |
Режиссер |
|
Гидролог | ||
Главный зоотехник |
||
Математик |
Архитектор |
|
Работник детской комнаты милиции |
Счетовод |
|
Командир части |
||
Воспитатель |
Художник по керамике |
|
Экономист |
Заведующий отделом |
|
Корректор | ||
Радиооператор |
Специалист по ядерной физике |
|
Наладчик |
Монтажник |
|
Агроном-семеновод |
Председатель колхоза |
|
Закройщик-модельер |
Декоратор |
|
Археолог | ||
Работник музея |
Консультант |
|
Стенографист |
||
Дипломат |
||
Главный бухгалтер |
Директор |
|
Психолог |
||
Архивариус |
Скульптор |
Второй вариант
Вариант А |
Вариант Б |
|
Автомеханик |
Авиаконструктор |
|
Интервьюер |
||
Кондитер |
Делопроизводитель |
|
Пасечник |
Администратор |
|
Радиооператор | ||
Астроном |
Гид-экскурсовод |
|
Бактериолог |
Корректор текстов |
|
Минеролог |
Актер цирка |
|
Гувернантка |
Работник архива |
|
Священник |
Глава администрации |
|
Консультант по профориентации |
Драматург |
|
Финансовый контролер |
Директор |
|
Шифровальщик |
Искусствовед |
|
Директор магазина |
Композитор |
|
Горный инженер |
Биофизик |
|
Животновод |
Репетитор |
|
Составитель каталогов |
||
Охотовед |
Директор рынка |
|
Электротехник |
Карикатурист |
|
Семейный врач |
||
Вирусолог |
Контролер-кассир |
|
Менеджер |
||
Гидробиолог |
Писатель |
|
Воспитатель детского сада |
Чертежник |
|
Инструктор по плаванию |
Начальник отдела сбыта |
|
Медицинская сестра |
Манекенщица |
|
Наборщик типографии |
Оптовый торговец |
|
Переписчик нот |
Музыкальный аранжировщик |
|
Начальник стройки |
Музыкант-исполнитель |
|
Машинист тепловоза |
Инженер-исследователь |
|
Консультант службы знакомств |
||
Рулевой-моторист |
Регистратор |
|
Штукатур |
Предприниматель |
|
Садовник | ||
Редактор научного журнала | ||
Физик-теоретик |
Копировальщик чертежей |
|
Ихтиолог |
Президент банка |
|
Ученый-теоретик |
Художник по интерьеру |
|
Преподаватель ин. яз. |
Контролер качества продукции |
|
Тренер по лечебной физкультуре |
Снабженец |
|
Социальный работник |
Художник-мультипликатор |
|
Продюсер телевидения |
Режиссер |
Ключ к тесту
Первый вариант
Реалистический тип: 1, 2, 3, 4, 5, 16, 17, 18, 19, 21, 31, 32, 33, 34 - все А.
Интеллектуальный тип: 1Б, 6А, 7А, 8А, 9А, 16Б, 20А, 22А, 23А, 24А, 31Б, 35А, 36А, 37А.
Социальный тип: 2Б, 6Б, 10А, 11 А, 12А, 17Б, 20Б, 25А, 26А, 27А, 36Б, 38А, 39А, 41Б
Конвенциальный тип: ЗБ, 7Б, 10Б, 13А, 14А, 18Б, 22Б, 25Б, 28А, 29А, 32Б, 40А, 42А, 38Б
Предприимчивый тип: 4Б, 8Б, 11Б, 13Б, 15А, 23Б, 26Б, 28Б, 30А, ЗЗБ, 35Б, 37Б, 39Б, 40Б.
Артистичный тип: 5Б, 9Б, 12Б, 14Б, 15Б, 19Б, 21Б, 24Б, 27Б, 29Б, 30Б, 34Б, 41А, 42Б.
Второй вариант
Реалистический тип (15): 1А, 2А, 3А, 4А, 5А, 16А, 17А, 18А, 19А, 20А, 31А, 32А, 33А, 34А, 35А.
Интеллектуальный тип (15): 1Б, 6А, 7А, 8А, 9А, 16Б, 21А, 22А, 23А, 24А, 31Б, 36А, 37А, 38А, 39А
Социальный тип (15): 2Б, 6Б, 10А, 11А, 12А, 17Б, 21Б, 25А, 26А, 27А, 32Б, 36Б, 40А, 41А, 42А.
Конвенциальный тип (14): 3Б, 7Б, 10Б, 13А, 14А, 18Б, 22Б, 25Б, 28А, 29А, 33Б, 37Б, 40Б, 43А.
Предприимчивый тип (14): 4Б, 8Б, 11Б, 13Б, 15А, 19Б, 23Б, 26Б, 28Б, 30А, 34Б, 38Б, 41Б, 43Б.
Артистичный тип(13): 5Б, 9Б, 12Б, 14Б, 15Б, 20Б, 24Б, 27Б, 29Б, 30Б, 35Б, 39Б, 42Б.
За каждое совпадение в ключом начисляется 1 балл.
Обработка результатов теста
Во втором варианте необходимо нормировать результаты по шкалам. Для этого набранное респондентом количество баллов по каждой шкале разделите на число, которое в ключе стоит в скобках рядом с названием шкалы (например, для реалистического типа - это 15) и умножьте на 100%.
Доминирующим у испытуемого является тот тип по которому он набрал максимальное количество баллов.
Интерпретация результатов теста
Ниже приводятся названия типов с их кратким описанием и перечисляются некоторые профессии в которых представители соответствующего типа смогут наиболее полно раскрыть свои способности, достичь успеха и личного удовлетворения. Важно подчеркнуть, что каждый человек обладает личностными свойствами характерными для всех шести типов, однако доминируют при этом черты всего лишь одного или нескольких типов.
Реалистичному типу личности свойственна эмоциональная стабильность, ориентация на настоящее. Представители данного типа занимаются конкретными объектами и их практическим использованием: вещами, инструментами, машинами. Отдают предпочтение занятиям требующим моторных навыков, ловкости, конкретности.
Профессии - механик, электрик, инженер, моряк, шофер и т. п.
Артистичный тип отстраняется от отчетливо структурированных проблем и видов деятельности, предполагающих большую физическую силу. В общении с окружающими опираются на свои непосредственные ощущения, эмоции, интуицию и воображение. Ему присущ сложный взгляд на жизнь, гибкость, независимость суждений. Свойственна несоциальность, оригинальность.
Профессии - музицирование, занятие живописью, литературное творчество, фотография, театр и пр.
Социальный тип ставит перед собой такие цели и задачи, которые позволяют им установить тесный контакт с окружающей социальной средой. Обладает социальными умениями и нуждается в социальных контактах. Стремятся поучать, воспитывать. Гуманны. Способны приспособиться практически к любым условиям. Стараются держаться в стороне от интеллектуальных проблем. Они активны и решают проблемы, опираясь главным образом на эмоции, чувства и умение общаться.
Профессии - врач, учитель, психолог, социальный работник и т. п.
Конвенциональный тип отдает предпочтение четко структурированной деятельности. Из окружающей его среды он выбирает цели, задачи и ценности, проистекающие из обычаев и обусловленные состоянием общества. Ему характерны серьезность настойчивость, консерватизм, исполнительность. В соответствии с этим его подход к проблемам носит стереотипичный, практический и конкретный характер.
Профессии - машинопись, бухгалтерия, программирование и пр.
Предприимчивый тип избирает цели, ценности и задачи, позволяющие ему проявить энергию, энтузиазм, импульсивность, доминантность, реализовать любовь к приключенчеству. Ему не по душе занятия, связанные с ручным трудом, а также требующие усидчивости, большой концентрации внимания и интеллектуальных усилий. Предпочитает руководящие роли в которых может удовлетворять свои потребности в доминантности и признании. Активен, предприимчив.
Профессии - директор, журналист, администратор, предприниматель и др.
Интеллектуальный тип ориентирован на умственный труд. Он аналитичен, рационален, независим, оригинален. Преобладают теоретические и в некоторой степени эстетические ценности. Размышления о проблеме он предпочитает занятиям по реализации связанных с ней решений. Ему нравится решать задачи, требующие абстрактного мышления.
Профессии в первую очередь научные - математик, физик, астроном и т. д.
Тест Голланда позволяет определить профессиональную ориентацию, что поможет выбрать наиболее подходящий род деятельности. Опросник состоит из 43 пар профессий, из которых нужно выбрать наиболее подходящую или хотя бы менее непривлекательную. При выборе следует ориентироваться не на то, какой вид деятельности нравится, а на то, чем вы теоретически могли бы заниматься. Время прохождения не ограничено.
Тест Голланда
Опросник Голланда позволяет выяснить наиболее приемлемую направленность в профессиональной деятельности. Теория, которая послужила основой для теста, была разработана известным американским профессором Дж. Голландом. Ее суть состоит в том, что человеку для успешной реализации себя в определенной профессии следует учитывать не только тип личности, но и то окружение, в котором он будет находиться на работе. Согласно убеждения Голланда поведение человека зависит не только от каких-то личностных особенностей и характеристик, но и от окружающей его атмосферы.
Исходя из теории можно сделать вывод, что люди ищут ту профессию, где они смогут чувствовать комфортно и в полной мере раскрыть свой потенциал. Тест Голланда позволит выбрать вид деятельности с учетом:
- Личностных склонностей;
- Способностей;
- Интеллекта.
Тип личности определяет путем соотношения данных характеристик с различными профессиями.
Описание методики
Вариантов опросника существует очень много. Главным условием при его составлении является определенное количество профессий разных типов и несоответствие типов в одной паре.
Опросник Голланда состоит из 43 пунктов, каждый из которых предлагает на выбор две профессии. Проходящий тест должен сделать выбор, опираясь на несколько факторов:
- Какая профессия ему больше нравится;
- Кем он полагает смог бы работать, если бы пришлось выбирать между двумя предложенными;
- Какая из профессий менее неприемлема (в случае, если категорически не нравятся обе).
Несмотря на то, что в каждой паре профессии относятся к разным типам по Голланду, по Климану они принадлежат к одинаковому предмету труда.
Каждый из выбранных вариантов отвечает за определенный тип личности. После завершения теста следует, ориентируясь на ключ, подсчитать баллы для каждого из 6 типов. Тот, который набрал наибольшее количество баллов, и является доминирующим, а, следовательно, оптимальным для будущей профессии.
Кроме того, для каждого типа личности характерны разные баллы, характеризующие:
- Ярко выраженный тип;
- Средне выраженный тип;
- Слабо выраженный тип.
Для того чтобы выбрать наиболее приемлемый тип личности в процентном соотношении, следует полученные баллы умножить на 100 % и разделить на:
- 15 для реалистического, интеллектуального и социального типов;
- 14 для конвенциального и предприимчивого типов;
- 13 для артистического типа.
Для того чтобы не заниматься вычислениями вручную, достаточно пройти тест Голланда онлайн на нашем ресурсе.
Интерпретация результатов
Результаты теста будут выглядеть в виде процентных значений для каждого типа. Тот тип личности, который имеет наибольший результат, является доминирующим. Характеристики для каждого варианта:
Реалистичный
Люди реалистичного типа предпочитают профессии, связанные с конкретной деятельностью, чаще всего физического плана. Они отлично приспосабливаются к практической деятельности и направлены на быстрое получение результатов. Социальные способности развиты слабо, плохо выражает свои мысли.
Наиболее подходящие профессии: механик, агроном, маляр, кондитер и любые другие виды деятельности, где лидирует практический труд, а общение с людьми не является важным аспектом.
Конценциальный
Люди данного типа личности отличаются целеустремленностью, конкретностью и практичностью. Таких работников трудно сбить с намеченного пути, они очень энергичны. Для них подходит четко конкретизированная профессия, зачастую связанная с расчетами и другими видами канцелярии.
Подходящие профессии: бухгалтеры, программисты, работники статистических отделов.
Интеллектуальный
Отличительные особенности таких людей: умение анализировать, делать выводы, мыслить рационально. Для них характерна оригинальность и независимость от морали. Интеллектуальный тип характеризуется математическими способностями, умением формулировать и излагать мысли. Наилучшими профессиями для таких людей будут те, которые связаны с научной деятельностью, логикой и исследованиями.
Подходящие сферы деятельности: физик, философ, ученый любого профиля, нотариус, топограф и любые другие, где предполагается ограниченное общение с людьми и требуется умение трезво мыслить.
Артистический
Данный тип отличают оригинальность, необычное поведение или мышление, а также умение общаться с людьми. Артистичные люди характеризуются гибким разумом и высокой восприимчивостью. Они очень чувствительны.
Подходящие профессии: актер, художник, писатель и другие, связанные с творчеством.
Социальный
Социальный тип выделяется гуманностью, чувствительностью и внимательностью к моральным нормам. Такие люди умеют сопереживать и хорошо разбираются в чувствах окружающих. Общение с людьми у них на высоком уровне, в отличие от точных наук. Социальному типу оптимально работать с людьми.
Подходящие профессии: врач, учитель, репетитор, гувернантка и другие, где предполагается тесное общение.
Предприимчивый
Люди этого типа личности отличаются практичностью, быстрой адаптацией к изменениям окружения. Они стремятся к лидерству, очень активны, в некоторой степени авантюристы. Хорошо и быстро находят общий язык с людьми. У предприимчивого типа проблемы с длительной концентрацией внимания и усидчивостью, поэтому им больше подходит организаторская и какая-нибудь подобная активная деятельность.
Подходящие профессии: продюсер, менеджер и различные руководящие должности.
"webdebug:save2pdf.controls" is not a componentКраткая характеристика типов личности по Дж.Холланду
Реалистичный тип
«Мужской» тип. Обладает высокой эмоциональной зависимостью, ориентирован на настоящее. Предпочитает заниматься конкретными объектами и их использованием. Выбирает занятия, требующие моторных навыков (постоянное движение), ловкости. Отдает предпочтение профессиям с конкретными задачами: механик, водитель, инженер, агроном и т. п. Характерны невербальные способности, развитые моторные навыки, пространственное воображение (чтение чертежей). Имеет шансы добиться успеха в таких областях, как физика, экономика, кибернетика, химия, спорт.
Интеллектуальный тип
Характерны аналитический ум, независимость и оригинальность суждений. Преобладают теоретические и эстетические ценности. Ориентируется на решение интеллектуальных творческих задач. Чаще выбирает научные профессии. Структура интеллекта гармонична: развиты вербальные и невербальные способности. Характеризуется высокой активностью, но в деятельности на общение не настроен. В беседах чаще является передатчиком информации, в основном - интроверт. Наиболее предпочтительные сферы деятельности: математика, география, геология, творческие профессии.
Социальный тип
Отличается выраженными социальными умениями (умением общаться, стремлением к лидерству, потребностями в многочисленных социальных контактах). Независим от окружающих, с успехом приспосабливается к обстоятельствам. Эмоционален и чувствителен. В структуре интеллекта выражены вербальные способности. Отличается стремлением поучать и воспитывать окружающих, способностью к сопереживанию и сочувствию. Наиболее предпочитаемые сферы деятельности: психология, медицина, педагогика.
Конвенциальный тип
Отдает предпочтение структурированной деятельности, работе по инструкции, определенным алгоритмам. Имеются способности к переработке конкретной, рутинной (цифровой) информации. Подход к проблемам носит стереотипный характер. Черты характера: консерватизм, подчиненность, зависимость. В поведении и общении придерживается стереотипов, хорошо следует обычаям. Слабый организатор и руководитель. Чаще преобладают невербальные (особенно счетные) способности. Наиболее предпочтительны такие специальности, как бухгалтер, финансист, товаровед, экономист, делопроизводитель, машинистка, канцелярский служащий.
Предприимчивый тип
Выбирает цели и задачи, позволяющие проявить энергию, импульсивность, энтузиазм. Чертами характера являются: стремление к лидерству, потребность в признании, предприимчивость, некоторая агрессивность. Предпочитает задачи, связанные с руководством, личным статусом. В структуре интеллекта преобладают вербальные способности. Не нравятся занятия, требующие усидчивости, большого труда, моторных навыков, концентрации внимания. Эти особенности наиболее плодотворно реализуются в таких профессиях, как дипломат, репортер, менеджер, директор, брокер, кооператор.
Артистический тип
В отношениях с окружающими опирается на свое воображение и интуицию. Присущ эмоционально сложный взгляд на жизнь. Черты характера: независимость в принятии решений, оригинальность мышления. Обычно не живет по правилам и традициям. Предпочитает занятия творческого характера: музицирование, рисование, деятельность в области гуманитарных наук. Хорошо развиты восприятие и моторика. Высокий уровень экстравертированности. В структуре интеллекта преобладают вербальные способности. Наиболее предпочтительные сферы деятельности: история, филология, искусство.