Классный час на тему животные. Классный час: "Животные, которые нас лечат". Лечение с помощью жёлтых канареек
В МИРЕ ЖИВОТНЫХ
Классный час
Витухина Татьяна Александровна
Учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №22 г.Сызрань, Самарская область
Цели: формировать представление о том, что в живом мире на планете Земля все тесно взаимосвязано, поэтому нужно бережно относиться ко всему живому на Земле; способствовать закреплению и расширению знаний учащихся о животных; воспитывать нравственно-эстетические качества.
Подготовительная работа : рисунки старичка-лесовичка (белка, лиса, еж, волк, заяц, лось); несколько детей готовят рассказы о животных, обитающих в их области (районе, крае); выставка книг о животных.
Ход классного часа
I. Вводное слово учителя
Ребята, скажите, пожалуйста, кто живет в лесу. На этот вопрос можно ответить коротко и просто. (Звери и птицы.)
Правильно! Звери и птицы, различные насекомые, жучки и паучки.
Какие же звери живут в наших лесах? (Ответы детей.)
Молодцы! Вот о них и пойдет сегодня наш разговор.
II. Загадки старичка-лесовичка
Интересные загадки о животных вам приготовил старичок-лесовичок. (Рисунки старичка-лесовичка учитель вывешивает на доске после того, как дети разгадают загадку о животном). Приготовьтесь их разгадать.
Итак, послушайте загадки и скажите, кто же живет в лесу?
1) Не мышь, не птица
В лесу резвится,
На деревьях живет
И орешки грызет. (Белка.)
По каким приметам вы ее узнали? (Ответы детей.)
Дети, расскажите, что вы знаете о белке.
Белка строит гнездо из веток на елке и спит там в сильный мороз, накрывшись пушистым хвостом. Осенью белочка запасает на зиму орехи, желуди и сушит грибы на ветках. Летом шерсть у белки рыжая и короткая, а зимой белка обрастает пушистым голубоватым мехом. Белка - очень подвижный и ловкий зверек. Когда она прыгает, с дерева на дерево, то расправляет свой пушистый хвост, и он - как парашют - поддерживает ее в воздухе, помогает ей сохранять равновесие. В зимнюю стужу белочка прикрывается хвостиком, как одеялом.
2) Желтая хозяюшка
Из лесу пришла,
Всех кур пересчитала
И с собой унесла... (лиса).
Какая лиса? Опишите по картинке внешность и расскажите о ее повадках. (Рыжая, пушистая, хитрая, ловкая, осторожная...).
Особенно красив ее огненный хвост. Лиса без хвоста пропадет. Погонятся за ней собаки и быстро ее поймают, бесхвостую. А с хвостом лиса их обманет: поведет хвостом вправо, а сама влево метнется, так и уйдет рыжая плутовка от погони.
А чем питается лиса? (Ответы детей.)
Итак, мы видим, что лиса - хищный зверь.
3) Под кустами,
Под елками
Катится клубок с иголками. (Ёж.)
Почему это ёж? (Ответы детей.)
Какой он? (Весь в иголках, поэтому очень колючий, сворачивается в клубок при виде опасности.)
Вспомним стихи Бориса Заходера:
Что ты еж такой колючий?
Это я на всякий случай:
Знаешь, кто мои соседи?
Лисы, волки и медведи!
Ребята, как спасается еж?
А чем он питается? (Ответы детей.)
А как зимует еж? (Ответы детей.)
4) Серовато, зубовато -
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет. (Волк.)
Учитель: Волк - крупный зверь, напоминает собаку; «Серый, зубатый, злой...» - так говорят о нем.
Волки живут и в жарких пустынях, и в лесах, и в холодной тундре. Зимой волки собираются в стаи. Вожак в стае - самый сильный и опытный волк, он выводит стаю на добычу. Если волки нападают на стадо овец, то могут загрызть всех до одного. Волки не слышно подкрадываются к уснувшей деревне; зазевается собака - разорвут.
В лесу волки догоняют лося, а в тундре идут за стадом северных оленей, нападают на больных или старых оленей, отставших от стада. Охотники устраивают облавы на волков, иначе деревне они принесут большой вред.
Волки очень умны. Летом, когда в логове у волчицы рождаются волчата, волки не охотятся вблизи, чтобы люди не нашли волчат.
5)Маленький, беленький:
По лесочку прыг-прыг,
По снежочку тык-тык. (Заяц.)
У зайца много врагов: и волки, и лисы, и хищные птицы. Но не так просто поймать зайца. Летом все зайцы серые, а зимой - белые, чтобы лучше маскироваться в лесу. Лапы у зайца широкие и пушистые, собаки по снегу его не догонят, по сугробам заяц бежит, как на лыжах. Не такой уж и трус наш зайчишка!
Когда на него нападает орел, он ложится на спину и отбивается задники лапами.
- А кто скажет, чем питаются зайцы? (Ответы детей.)
6) Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось.)
«Лесной великан», - говорят о лосе. Лось - лесной житель тайги. У лося широкие тяжелые рога, похожие на лопаты. Лосю не страшны ни болота, ни глубокие снега. Зимой лось объедает осиновую кору и ветки, а летом ест болотные травы.
Лось - мирное животное, но если на него нападут волки, он защищается и рогами, и копытами. Только голодные волки осмеливаются нападать на лося.
III. Рассказы детей о животных
- Каких животных вы еще знаете, которые обитают в наших лесах? Давайте расскажем лесовичку.
IV. Игра «Животные и их детеныши»
-А теперь старичок-лесовичок предлагает вам игру:
1.Поставьте в следующие предложения (записаны на доске) названия животных:
Трусливый, как...
Колючий, как...
Злой как...
Хитрый как, ...
Лесовичок спрашивает, для чего животным нужны хвосты? (Ответы детей.)
Кому хвост нужен для полета? (Ответы детей.)
А кому для защиты и нападения? (Ответы детей.)
2.Назовите детенышей следующих зверей:
Пример: Волк - волчонок, а когда много - волчата.
Медведь? Лось?
Лиса? Заяц?
V. Подведение итогов
-Молодцы! Ребята, если вы заинтересовались жизнью животных, то вы можете почитать книги Паустовского, Пришвина, Бианки, Житкова, Чарушина. О животных писал Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский. В книгах этих писателей вы узнаете много нового и интересного о животных. (Выставка книг о животных.)
Список использованных источников:
1. В гармонии с природой. Минск: ИООО Красико-Принт, 2011г.
2. Занимательный материал на уроках природоведения. Гращенкова В.С. Смоленск, 2010г.
3. Лесные хоромы. Москва: 2010г.
4. Журнал «Юный натуралист». 2005-2012гг.
5. «С любовью к природе». Дидактический материал по природоведению для начальной школы. Запартович Б.Б., Криворучко Э.Н., Соловьева Л.И. Под ред. И.Д. Зверева, Москва., 2010г.
Внеклассное мероприятие для 8 класса «В защиту братьев наших меньших»
Жестокое обращение с животными есть только первый опыт для такого же обращения с людьми.
С.-П. Бернарден
Сострадание к животным так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью утверждать: кто жесток с животными, тот не может быть добрым человеком.
А. Шопенгауэр
Классный час, посвященный взаимоотношениям животных и человека.
Проблему защиты животных можно рассматривать с разных точек зрения: правовой, нравственной, экологической. Учитель может более подробно остановиться на правовой стороне этой проблемы (предложив, например, обсудить известные детям случаи жестокого обращения с животными) или выделить экологическую составляющую (привести факты исчезновения редких видов животных в результате моды на экзотику) и т. п. В предлагаемом сценарии затронуты все три аспекта. При этом сделан акцент на нравственной составляющей проблемы. Главная задача этого классного часа - пробудить добрые чувства, вызвать у детей желание помочь несчастным животным, сформировать понимание того, что жестокость по отношению к животным оборачивается жестокостью по отношению к человеку. Форма классного часа - круглый стол. Учитель может построить круглый стол так, чтобы вначале была дана информация от всех специалистов, потом провести общее обсуждение. Можно проводить обсуждение после информации от каждого специалиста.
Цели : способствовать расширению экологических и правовых знаний учащихся, воспитанию ответственности за состояние природного, социального и культурного окружения; сформировать положительную нравственную оценку таких качеств, как доброта, милосердие, жалость к животным; побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, в мероприятиях по защите животных.
Форма проведения: круглый стол.
Подготовительная работа с детьми распределить роли среди детей: журналисты, юристы, врачи, историки - по 2 ученика. Чтобы снабдить всех текстами, достаточно сделать одну ксерокопию информационного блока и разрезать лист на фрагменты.
Оформление:
Картинки, фотографии животных.
На доске записать:
План классного часа
I. Вступительное слово.
II. Круглый стол «В защиту братьев наших меньших»:
1. Информационный блок.
2. Интерактивная беседа.
III. Заключительное слово.
IV. Подведение итогов (рефлексия).
Ход классного часа
Вступительное слово
Классный руководитель. Ребята, вы можете объяснить, почему животных называют «братьями нашими меньшими»?
(Дети высказывают предположения.)
Вот какое объяснение этому дает американский писатель Э.Сетон - Гомпсон, известный автор рассказов о животных: «Мы и животные - кровная родня. У человека нет ничего, что не имели бы животные, и у животных нет ничего, что не было бы у человека».
Как вы считаете, от кого и от чего нужно защищать животных?
Примерные ответы детей:
От холода и голода.
От жестокости людей.
От экологических катастроф.
От разных природных катаклизмов.
Классный руководитель. Вопрос один, а ответов на него много. Сегодня, накануне Всемирного дня защиты животных, мы проведем круглый стол, в ходе которого обсудим, от кого, от чего и почему нужно защищать братьев наших меньших. В круглом столе сегодня участвуют специалисты: журналисты (имена, фамилии), юристы [имена, фамилии), врачи (имена, фамилии), историки (имена, фамилии). Сначала мы выслушаем их информацию по этой проблеме, потом обсудим эту информацию и решим, что можем сделать мы для защиты животных.
II. Круглый стол «В защиту братьев наших меньших»
Информационный блок
Классный руководитель. Я предоставляю слово журналистам (имена, фамилии).
Журналист 1. Поднимите руки, кто когда-нибудь фотографировался с дикими животными?
(Дети поднимают руки.)
А кто когда-нибудь бывал на цирковом представлении с дикими животными?
(Дети поднимают руки.)
Думаю, что после моей информации вы никогда не будете этого делать. Недавно в Интернете появилась статья о том, как жестоко фотографы обращаются с животными. В одной из черноморских ветеринарных больниц живут животные, пострадавшие от людей. У льва вырваны зубы. У тигра заживают следы от побоев. Фотографы так избивали тигра, что у хищника развилась катаракта. Ветеринары лечить отказывались. Есть тут и два леопардика, которых в мире осталось всего 30 штук и которые умерли у врачей на руках. Как показало вскрытие, у одного из леопардов были отбиты все внутренние органы. Врачи рассказывают, что этих животных фотографы покупали только на сезон, избивали, почти не кормили и заставляли работать. Их фото разлетались по миру, но с каждой фотовспышкой затухала их жизнь. Очень печальна участь и животных - цирковых артистов. Все цирковые трюки противоестественны для дикого животного. Единственный способ заставить их подчиняться - это страх перед наказанием, лишение пищи, чтобы ради заветного кусочка несчастное изголодавшееся животное было готово на все. Дрессировщики жестоко избивают зверей металлическими прутьями, дубинками, плетками, бьют палками, из которых торчат острые гвозди. В настоящее время все больше людей осознают жестокость, стоящую за дрессировкой. В цивилизованных странах номера с животными теряют популярность. В Швеции, Индии, Финляндии, Швейцарии и Дании использование животных в цирках ограничено или полностью запрещено. К этому стремятся Англия и Канада.
Журналист 2. Сейчас стало модно держать дома экзотических животных. Экзотические, значит, редкие для нашей страны. Это лемуры,
попугаи, обезьяны, питоны, крокодилы и другие животные, которых доставляют в Россию контрабандой. Мы провели журналистское расследование, чтобы узнать, как в Россию попадают редкие звери и птицы, и выяснили, что наша страна стала одним из мировых центров контрабанды диких животных. Экзотических зверей везут к нам поездами, автомобилями, самолетами. Везут в сумках, чемоданах, бутылках из-под колы. Основной поток идет из Средней Азии, а также из Вьетнама, Перу и стран Африки. Перевозят зверей в диких, ужасных условиях: без еды, воды, даже без воздуха. Многие животные (85%) гибнут в дороге или сразу после доставки - от стресса, глистов, истощения, неизлечимых болезней... Например, из сотни лемуров, прилетевших из Ханоя, выжило лишь 11. Их запихали в коробку, как сельдь в бочку. Животные, вырванные из другого климата, не приспособлены к жизни в России. Правильно ухаживать за ними не умеют ни продавцы, ни новые хозяева. Неудивительно, что новые хозяева, не справившись с заботами по уходу за новым необычным питомцем, просто выбрасывают его на улицу, обрекая на голодную, холодную смерть.
Журналист 1. Наши выводы: посещая цирковые представления с участием животных или фотографируясь с ними, вы поддерживаете жестокость по отношению к братьям нашим меньшим, а покупая экзотических животных, вы помогаете преступникам, которые уничтожают природу.
Журналист 2. Очень хорошо подумайте, прежде чем заводить дома экзотическое животное; трезво оцените свои силы, знания и возможности. А еще лучше - вообще откажитесь от этой затеи.
Классный руководитель. Теперь я передаю слово врачам.
Врач 1. Животные из дикой природы опасны для человека. Зеленые мартышки являются носителями СПИДа. От обезьян можно заразиться смертельной лихорадкой Эбола, 100% черепах заражены глистами и сальмонеллезом. Птицы болеют орнитозом. Чтобы заболеть, человеку иногда достаточно просто взять животное в руки. Так случилось с известной певицей Викой Цыгановой. Она заразилась орнитозом от попугая, которого купил ее муж.
Врач 2. Московские медики заметили: москвичи стали умирать от вроде бы безобидных ОРЗ и ОРВИ в два раза чаще. Ученые считают, что с попугаями и обезьянами в Россию ввезли многие неизвестные нашей медицине болезни. Их симптомы на начальной стадии сходны с гриппом или ОРЗ. Врач ставит диагноз, дает больничный, а через пару дней больной умирает. Официально - от ОРЗ. А то, что дома у него или у соседа сидит попугай или неделю назад он фотографировался на улице с обезьянкой, - кто же об этом вспомнит? Наш вывод: диким экзотическим животным не место в городских квартирах. Тот, кто держит дома такую живность, создает угрозу для здоровья окружающих. А тот, кто покупает таких животных, помогает преступникам в их грязном бизнесе.
Классный руководитель. Итак, журналисты и врачи очертили нам контуры проблемы защиты животных. С одной стороны, диких животных истребляют преступники с целью наживы, с другой стороны, эти животные представляют угрозу для здоровья окружающих. Мы можем только пассивно сопротивляться этому: не покупать этих животных. А можно ли применить к преступникам закон? Я передаю слово юристам.
Юрист 1. В Российском Уголовном кодексе есть статья 245 «Жестокое обращение с животными».
Я ее зачитаю (читает):
1. Жестокое обращение с животными, повлекшее их гибель или увечье, если это деяние совершено из хулиганских побуждений, или из корыстных побуждений, или с применением садистских методов, или в присутствии малолетних, - наказывается штрафом в размере от 100 до 200 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 до 2 месяцев, либо исправительными работами на срок до 1 года, либо арестом на срок до 6 месяцев.
2. То же деяние, совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо неоднократно, - наказывается штрафом в размере от 500 до 800 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 5 до 8 месяцев либо лишением свободы на срок до 2 лет
Юрист 2. Жестокое обращение с животными - это опасное преступление. Английские и американские полицейские из ФБР и Скотланд-Ярда пришли к выводу, что жестокость к животным и преступность связаны между собой. Многие из тех, кто в подростковом возрасте жестоко относится к животным, потом попадают в тюрьму, из них более 80% - за насильственные преступления.
В США, Англии, Канаде очень строго наказывают за жестокое обращение с животными. Тюремный охранник, убивший пятерых котят, приговорен американским судьей к 1 году тюрьмы за каждого котенка. И у нас в России стали наказывать за подобные преступления. В феврале 2007 г. в Красноярске двое пьяных парней на глазах детей молотком и ножом убили собаку одной старушки. За убийство собаки суд приговорил этих парней к 1 году лишения свободы условно. Наш вывод: тот, кто позволяет себе жестокое обращение с животными, сам постепенно превращается в зверя, становится преступником.
Классный руководитель. Собаки, кошки, лошади, голуби - эти животные издавна живут рядом с человеком. И именно они чаще всего страдают от жестокости людей. Заслуживают ли они этого? Я передаю слово историкам.
Историк 1. Я расскажу о роли собак на войне. Этих животных использовал в военных целях еще Александр Македонский. И в Киевской Руси собаки сопровождали в походах княжеские дружины. К концу XIX столетия собаки освоили новые военные «специальности»: появились собаки-санитары, собаки-разведчики, собаки-связисты. Во время Великой Отечественной войны собаки искали мины, подрывали вражескую бронетехнику в боях под Москвой, Ленинградом, Сталинградом, Брянском.
На боевом счету собак свыше 300 подбитых танков, более 200 тыс. доставленных донесений. Собаки подвезли на огневые рубежи 5862 тонны боеприпасов. Около 700 тыс. красноармейцев было вывезено с поля боя собаками! С помощью собак было разминировано 303 крупных населенных пункта, среди которых - Псков, Смоленск, Брянск, Львов, Минск, Киев, Сталинград, Одесса, Харьков, Воронеж, Варшава, Вена, Будапешт, Берлин, Прага. Собаки разминировали 18 394 здания и обнаружили свыше 4 млн мин! Собаки подорвали сотни вражеских танков и сохранили жизнь не одному советскому человеку.
Историк 2. Во время Великой Отечественной войны вместе с людьми сражались и лошади. Конные дивизии брали города, спасали военнопленных. Лошади помогали перевозить технику. Упряжка в шесть лошадей тянула пушку. Много лошадей пало на полях сражений. На войне несли службу и голуби. Они были связистами, переносили почту. Во время войны проводная связь действовала только на расстоянии 3 км, радио - 5 км, да еще часто техника выходила из строя. И тут на помощь нашим войскам приходили голуби. Например, во время боев за реку Великая в 1941 г. наши войска захватили плацдарм и оторвались от основных частей более чем на 25 км. Связи на таком расстоянии не было и быть не могло. И тогда пришли на помощь голуби. Они каждый час приносили сведения с позиций и корректировали огонь. И по сей день собаки, лошади и почтовые голуби «служат» в армии. Эти животные, птицы вместе с людьми выполняют свой воинский долг. Ветераны Великой Отечественной войны предложили Уутановить в Москве памятник служебным лошадям и собакам, помогавшим людям во время войны. Звери и птицы тоже воевали на этой войне. Они совершали подвиги, не зная этого. Они просто делали то, чему их научили люди, - и гибли, как и люди. Но, погибая, они спасали тысячи человеческих жизней.
Историк 1.Наш вывод: мы в долгу перед братьями нашими Меньшими, и наш долг - защитить их.
Сейчас во всем мире созданы общества по защите животных. Богатые и знаменитые люди жертвуют деньги в фонды помощи животным. Звезды кино призывают отказаться от использования меха, кожи в одежде, некоторые становятся вегетарианцами, отказываясь употреблять в пищу мясо животных.
Защитники животных выступают и против всяких зрелищных представлений с участием животных, против зоопарков, которые являются, по сути, тюрьмами для зверей. Защитники животных исходят из того, что звери, так же как и люди, чувствуют боль, страдают так же, как и люди. Только они не могут постоять за себя, поэтому люди должны им помочь.
Интерактивная беседа
Классный руководитель. Итак, ребята, мы выслушали мнение врачей, юристов, журналистов, историков о проблеме защиты животных. С кем из них вы согласны, кому хотели бы возразить?
Как вы относитесь к экзотическим животным в городских квартирах?
Примерные ответы детей:
Это варварство, дикие животные должны жить в привычной среде.
Положительно, этих животных кормят, лечат; животным хорошо, и людям - развлечение.
Отрицательно - многих животных потом просто выбрасывают на улицу, и они погибают в непривычном для них климате.
Положительно, дети общаются с животными, становятся добрее.
Отрицательно, эти животные могут заразить людей опасными болезнями.
Классный руководитель. Как, по-вашему, почему люди все-таки покупают экзотических животных?
Примерные ответы детей:
Чтобы похвастаться перед знакомыми.
Чтобы чем-то выделиться.
Чтобы разводить и продавать потомство.
Некоторым нравится именно этот вид животных, например лемуры.
Классный руководитель. Как вы считаете, если все откажутся покупать экзотических животных, прекратится ли преступный бизнес по отлову, перевозке диких зверей?
(Дети высказывают свои мнения.)
Двух парней осудили за убийство собаки. Согласны ли вы с приговором? Или он кажется вам слишком строгим? Или мягким?
(Дети высказывают свои мнения.)
На войне люди иногда посылали животных на верную смерть. Была ли это жестокость по отношению к животным?
Примерные ответы детей:
Это была не жестокость, а суровая необходимость.
Звери понимали, что люди точно так же рискуют своей жизнью.
Звери доверяли людям, хотя люди посылали их иногда на верную смерть.
Когда собаки и голуби использовались как подрывники, это была жестокость.
Но и люди на войне подрывали танки, бросаясь под гусеницы с гранатами, - это война.
Классный руководитель. Не думаете ли вы, что сегодня своим равнодушием к судьбе бездомных собак мы совершаем предательство по отношению к этим животным?
Примерные ответы детей:
Конечно, они до конца выполнили свой долг перед человеком, а мы бросаем их в трудную минуту.
Животные могут показать такую верность и любовь, на которые не способны люди.
Очень жалко этих бездомных, замученных собак, но невозможно помочь им всем, нужна государственная защита.
Классный руководитель. Давайте подумаем, можем ли и мы принять участие в движении по защите животных? Что мы можем сделать, чтобы помочь братьям нашим меньшим?
Примерные ответы детей:
Не будем просить родителей купить черепашку, кролика, куницу, попугайчика, змею и других животных, которых трудно содержать в городских квартирах.
Не будем обижать животных на улицах.
Можем подкармливать собак, кошек, птиц, особенно зимой.
Останавливать тех, кто проявляет жестокость по отношению к животным.
Отказаться от фотографирования с дикими животными.
Не посещать цирковые представления с животными, зоопарки.
Можно отказаться от шубок и шапок из натурального меха.
Классный руководитель. Итак, мы разобрались, от кого и от чего нужно защищать братьев наших меньших. Остается еще один вопрос: почему их необходимо защищать? Может быть, ответ на этот вопрос вам подскажут слова великих мыслителей прошлого (читает афоризмы, записанные на доске)! Примерные ответы детей:
Из жалости.
Чтобы не исчезли отдельные виды животных.
Чтобы оградить людей от болезней.
Чтобы снизить преступность.
Чтобы меньше насилия и жестокости было в обществе.
Чтобы улучшить нравы общества.
Чтобы люди стали добрее друг к другу.
Классный руководитель. Многие ученые утверждают, что по отношению к животным можно судить о моральном состоянии общества. Можно ли сказать, что наше общество здорово, что в нем царят чувства добрые?
(Дети высказывают свои мнения.)
III. Заключительное слово
Классный руководитель. К сожалению, у некоторых людей сердце оказывается черствым и равнодушным. Оно не может откликнуться на боль и страдание живого существа. Когда таких людей становится много - общество начинает болеть. В таком обществе человек чувствует себя одиноким, незащищенным, несчастливым. Единственное лекарство от этого - доброта, и она начинается с доброты, проявленной к братьям нашим меньшим.
IV. Подведение итогов (рефлексия)
Классный руководитель. Сегодня мы говорили о защите животных. Как на вас повлиял этот разговор? Как вы оцениваете факты, с которыми познакомились в ходе обсуждения?
Примерные ответы детей:
Мне кажется, я стала лучше, захотелось помочь какому-то животному.
Мне стало очень жалко бездомных кошек и собак.
Почувствовала свою беспомощность, потому что не могу защитить всех бездомных животных.
Обязательно буду делать замечания тем, кто мучает животных, разъяснять им, что за это можно понести наказание.
Особенно поразили меня факты массовой гибели животных во время перевозки. Просто потрясена жестокостью людей.
Классный час во 2 классе
Тема : Домашние животные
Цель : формировать представление о роли животных в жизни человека
Задачи :
научить бережно относится к животным
воспитать у детей общечеловеческие и нравственные ценности
развить кругозор, мышление и интерес
Оборудование : картинки с животными, игрушка (кошка), слова, листы, конверты, почтовый ящик, детские песни.
Форма проведения : игровая
Ход работы
Здравствуйте, ребята!
Ребята, тема нашего классного часа: « Домашние животные».
Цель классного часа: Формировать представление о роли животных в жизни человека.
Давайте еще раз хорошо прочитаем тему нашего классного часа.
А теперь, мы немного поиграем.
Загадки:
1. Заворчал живой замок,
Лег у двери поперек.
Две медали на груди.
Лучше в дом не заходи!
2. Он пушистый и глазастый,
Он ушастый и зубастый.
Травку кушает, морковку,
Проявив свою сноровку –
В клетке сгрыз дощатый полик.
И не зайчик он, а ….
3. Мохнатенькая,
Усатенькая,
Молочко пьет,
Песенки поет.
4. Птичка в клеточке сидит
И с тобою говорит,
Ей секрет не доверяй,
Разболтает…
5. Я устраиваюсь ловко:
У меня с собой кладовка.
Где кладовка? За щекой!
Вот я хитренький какой!
6.Идет – бредет,
Бородой трясет,
Травки просит: « Ме-е-е!»
Дай – ка вкусной мне – е –е
7. Есть у Сявки пятачок,
Два блинка и кренделек.
Без шнурков на нем ботинки,
А костюмчик со щетинкой.
8. Кря-кря-кря! Сюда, сюда!
Раздается из пруда.
Так зовет своих малюток
Кряква, по - другому …
Ребята, как вы уже поняли, что мы сегодня будем говорить о домашних животных.
Но именно будем говорить, о кошках и собаках. Кто из вас мечтает о том, чтобы вам подарили котенка или щенка?
А у кого уже дома есть котенок или взрослая кошка, или собака?
Давайте представим, что я мама и домой принесла в сумочке маленького котенка. Он очень испуган, голодный.
Как сделать, так что бы его успокоить?
Кто может показать?
Погладить
Сказать ласковые слова
Накормить
Найти место, где он бы мог поспать
Итак, теперь мы знаем и умеем обращаться с животными. Но помимо того, как любить своих животных, нужно и уметь правильно за ними ухаживать
Кто мне скажет, как нужно ухаживать за своими животными?
А теперь, давайте вместе составим последовательность, как нужно ухаживать за своими животными.
Покормить
Убирать
Играть
Выгуливать
Теперь, вы знаете, что не так просто иметь животного. За ними нужно ухаживать.
А самое главное не давать их в обиду.
Вы наверно все видели мультфильм, котенок по имени «Гав». У котёнка не было дома, он бродил сам по себе. За ним никто не ухаживал, никто не дарил ему сосиску.
Вы видели много на улице кошек, у которых нет дома. Мы можем им помочь, у вас на краю парты лежат маленькие листочки и конверты. И мы, сейчас, нарисуем им дом. И отправим по почте. Чтобы у каждого бездомного животного был свой домик. (Играет музыка)
И так все нарисовали, а теперь кладём исвои домики в конверт и бросаем в ящик.
3 Итог
Ребята, какие мы молодцы! Мы любим своих животных. Не обижаем их. А наоборот помогаем.
Дети, вам понравился сегодня классный час?
Что вы узнали нового?
Вы будете помогать животным?
Молодцы, вы очень добрые и чуткие детки!
Д. з. Дома нарисуйте своего домашнего питомца и сочините про него небольшой рассказ.
ГБОУ СПО НАО «Ненецкий аграрно-экономический техникум»
Методическая разработка
«Проведение викторины»
«В мире животных»
(классный час)
Преподаватель ветеринарных дисциплин
Л.С. Воложанина
С.
г. Нарьян-Мар
2014 учебный год
Цель написания:
Привить любовь и милосердное отношение к животным.
Расширять кругозор, развивать потребность использования дополнительной литературы.
Умение обращаться с животными.
Воспитывать внимание, любознательность, сообразительность
Аннотация.
Методическая разработка подготовлена для проведения классного часа. В ней показана методика проведения викторины о животных. Разработка знакомит с некоторым материалом о животных.
План.
Организационный момент (сообщение темы и цели мероприятия).
Вступительное слово преподавателя.
Доклад на тему: «Животные в мифологии, религии и культуре»
Выступление преподавателя о правилах викторины.
Ход викторины.
Подведение итогов.
Заключительные слова преподавателя.
Викторина (классный час) проводилась в декаду ветеринарных дисциплин.
Студентам предлагается план проведения викторины. Участвует группа 341. Класс делится на 2 команды по 5-7 человек. Дается задание: дать название команде, придумать девиз команды.
Выбирается жюри: студенты. Оценивается по бальной системе: 1 вопрос – 1 балл.
Цели викторины:
а) проверить эрудицию студентов;
б) воспитание дружбы, коллективизма.
Наглядные пособия: газеты о животных, выставка книг о животных.
Оборудование: Книжная выставка о животных. Живые животные – попугай, кролик, хомяк.
Вступительное слово преподавателя
Мир животных всегда имел и имеет очень важное значение для человека. Животные, растения, человек имеют много общего. Те и другие состоят из сложных органических веществ: белков, жиров, углеводов, имеют клеточное строение. Все это говорит о родстве растений, животных и человека, о происхождении их от общего предка.
Вместе с тем между растениями, животными и человеком есть существенные различия. Зеленые растения живут за счет фотосинтеза. Человек и животные к этому не приспособлены, они строят свое тело за счет употребляемой пищи, могут передвигаться. Человек мыслит, поэтому он обязан беспокоиться о животных и растениях. Зная особенности отдельных видов животных, их роль в природе, человек может охранять полезные, редкие и исчезающие виды, способствовать увеличению их численности либо ограничивать количество вредителей сельского хозяйства, переносчиков и возбудителей болезней.
Детство многих присутствующих связанно с кошками, собаками, хомяками, морскими свинками, крысами, птицами. Большим грехом является, обижаем их. Все животные способны грустить, плакать, улыбаться, обижаться, скучать, заботиться о своем хозяине. Животные знают своего хозяина по шагам, они не способны на предательство, в отличие от людей очень преданы.
Доклад.
На заре своего существования человек был тесно связан с природой и еще не отделял себя от других живых созданий, одухотворяя растения, зверей, птиц и наделяя их человеческими чертами. Поэтому нет ничего удивительно в том, что наряду с духами, божествами люди несли легенды и мифы разнообразными животными.
Животные в мифологии и религии.
К одним из древнейших верований, сохранившихся у некоторых народов до настоящего времени, относится тотемизм. Люди верили в происхождение своего рода или племени от того либо иного животного. Животное – тотем считалось покровителем рода, поэтому его запрещалось убивать, а тем более употреблять в пищу.
По мере развития мифологии животные наделялись новыми качествами. Они выступали создателями вселенной и живых существ, покровителями гор, рек, лесов и полей, обучали людей пользоваться огнем и обогревать землю, устанавливали законы. В традициях разных народов животные соотносились с природными стихиями, со сторонами света, с временами года и календарем. Животным покланялись как богам или их спутникам и помощникам.
К числу наиболее почитаемых животных относилась кошка, изображения которой сохранились в росписях и рельефах храмов и гробниц, в рисунках на папирусе, а также в виде статуэток. В образе кота бог солнца Ра каждую ночь одерживал победу над воплощением мрака и зла – змеем Апопом. одно из восхвалений Ра звучало так: «Ты – великий Кот, мститель богов».
Собака отождествлялась с загробным миром не только в Древнем Египте. В мифологии Древней Греции вход в подземное царство мертвых охранял Кербер (Цербер) – пес с тремя головами, туловищем, усеянным змеями, и змеиным хвостом. У греков существовал обычай снабжать умершего медовой лепешкой, предназначенной специально для Кербера. Иначе пес мог не пропустить душу покойного в царство мертвых, и её ожидали вечные скитания.
Душа человека в мифологии многих народов предстает в облике птицы: голубя, петуха, попугая и др. Птицы выступают также божествами или помощниками и посланниками богов. В птиц часто превращаются мифологические герои, и, наоборот, сами пернатые приобретают облик людей или богов. Птицы символизируют небо, солнце, гром, ветер, свободу, вдохновение др. Например, в древнегреческой мифологии птица Феникс олицетворяла обновление, возражение. Эта волшебная птица, согласно легендам, напоминала орла с огненно-золотистым оперением и жила сотни лет. Когда она предчувствовала близкий конец, то сжигала себя дотла, чтобы вновь возродиться из пепла.
Легенды и мифы повествуют и о диких птицах (таких как орел, сокол, коршун, ворон), и о домашних или живущих по соседству с человеком. Аист связан в народном миропонимании с изобилием, плодородием и долголетием. Он, как и цапля, предвещает рождение детей. Появление этой птицы – доброе предзнаменование. Воробей и ворона воплощают отрицательные качества. Воробей – драчливость, жадность и похотливость, а ворона – ловкость, хитрость, коварство и вороватость. Вороне наряду с сорокой приписывается болтливость, распространение слухов и сплетен. Голубь - олицетворение души и посланник богов. Глубь с ветвью оливы в клюве символизирует мир и обновленную жизнь. Это представление восходит к библейской истории о Всемирном потопе. Именно голубь принес Ною оливковый лист, означавший, что вода спала.
В традициях разных народов гусь - символ солнца, неба, предусмотрительности и бдительности. Так, по древнеримскому преданию, когда враги пытались ночью захватить Рим, священные гуси храма Богини Юноны разбудили спящую стражу и спасли город.
Наконец, индюк – воплощение глупости, гордости, высокомерия, напыщенности, всего внешнего и показного.
Змея в том или ином виде встречается в мифологии всех народов. С одной стороны, она соотносится с землей, водой и дождем, а с другой - домашним очагом и огнем. Змея часто выступает в роли творца вселенной: разделяет землю и небо, служит земле опорой или же обвивает ее своим телом. Таковы древнеегипетский змей Мехента, древнеиндийский Шеша, скандинавский Ёрмунганд. сотворивший мир и человека бог Кецалькоатль (в перевод «змей, покрытый зелеными перьями») у индейцев Центральной Америки также почитался в облике змеи. В древней Греции змея была одним из атрибутов богини мудрости Афины и бога врачевания Асклепия.
В Библии змей выступает искусителем первых людей – Адама и Евы. Поддавшись уговорам змея, Нои отведали плодов древа познания добра и зла, тем самым, нарушив запрет Бога. Разгневанный Бог проклял змея, а Адама и Еву изгнал из рая.
В легендах и мифах есть образы насекомых и пауков. Так, паук символизирует трудолюбие, творческую деятельность, профессиональные навыки. Но он же воплощает жестокость, жадность, колдовские способности. А умение паука двигаться во всех направлениях объясняет, почему ему приписывают хитрость. Паук часто рисуется создателем вселенной или первым ткачом, обучившим людей этому ремеслу. В древнеиндийской традиции бог Брахма, подобно пауку, ткет из самого себя паутину мировых законов и явлений. Нередко мифологический персонаж превращается в паука, за какой – либо проступок. Такова древнегреческая легенда о ткачихе Арахне, славившейся своим мастерством и не побоявшейся вызвать на состязание саму Афину. Богиня приняла вызов, но в назидание людям, не оказывающим должного уважения богам, разорвала покрывало, вытканное Арахной, а ткачиху превратила в паука, обреченного вечно ткать свою паутину.
Следы древнего почитания животных сохранились в сказках, баснях, суевериях и приметах. Гербы стан, городов и знатных фамилий, эмблемы спортивных команд, фирм, учебных заведений и политических партий, на которых изображено какое–либо животное, также отголоски этих представлений.
Животные в суевериях и приметах.
С домашними животными связанно немало старинных примет и суеверий, многие из которых сохранились до наших дней. Особенно это касается кошек.
В середине века в Европе к кошкам стали относиться с недоверием, подозревая их в сношениях с нечистой силой. Особой нелюбовью пользовались черные кошки. Они считались такой же принадлежностью ведьм, как и летучие мыши, волшебные травы и помело. Поводом к обвинению человека в колдовстве могло послужить уже одно то обстоятельство, что он имел кошку черной масти. Кошек изгоняли из домов и даже сжигали – иногда вместе с хозяевами. Подобное отношение к этим животным сохранялось приблизительно до 17 века.
Однако нет правил без исключений. Так, английские моряки обязательно брали кошек в плаванье. Не только ля того чтобы с их помощью уберечь продукты от мышей и крыс, но и на счастье. Причем особенно ценились именно черные кошки. Если все же случалось кораблекрушение, моряки в первую очередь спасали свои живые талисманы. Кошек, которые оставались дома, берегли пуще глаза, пока их хозяева были в море. Обидеть их считалось грехом – можно было навлечь на судно несчастье. Черных кошек в Англии уважают, и по сей день: дорогу перебежит добрый знак, а заглянет в дом невесты, да и еще чихнет – счастливая семейная жизнь обеспечена.
В России, по народным поверьям, кошку следовало заводить той масти, какого цвета волосы у хозяина дома. Иначе домовой мог невзлюбить животное и начать выживать его на улицу, постоянно сбрасывая с печки. Переезжая в новый дом, надо было непременно брать с собой кошку и первой впускать в жилище. По поведению кошки предсказывали погоду. Если она свернулась клубком или забралась на печку – к морозу, лежит брюхом вверх или крепко спит – к теплу, точит когти – к непогоде. А черный кот и в наши дни остается персонажем одного из наиболее распространенных суеверий: если черный кот перейдет дорогу – быть беде.
С собакой, как и с кошкой, связанно множество поверий. Так, например, повсеместно считается, что если за кем-нибудь увязалась чужая собака, это добрый знак. А вот собачий вой – дурная примета, к близкой смерти. Причина подобного суеверия, по-видимому, в вере в то, что собаки и некоторые другие животные способны видеть души умерших и предчувствовать смерть.
Животные – герои художественных произведений.
Птицы и звери нередко становятся персонажами художественной литературы, прежде всего сказок. Среди них какие народные, так и написанные разными авторами – от «Кота в сапогах » до «Книг джунглей».
Можно вспомнить немало произведений с героями – животными, вошедших в золотой фонд мировой литературы. Немецкий писатель, композитор и художник Эрнст Теодор Амадей Гофман написал блестящее, остроумное, отчасти автобиографическое сочинение «житейские воззрения кота Мурра» (1820 – 1822гг.), рассказ в котором идет от имени вынесенного в заглавии кота. В повести «Зов предков» (1903г) и романе «Белый клык» (1906г.) американского писателя Джека Лондона собаки и волки живут в своем собственном мире, непохожим на человеческий. А как можно забыть обаятельного кота Бегемота – персонаж романа Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» (1929 – 1940 гг., опубликован в 1966 – 1967гг.)! Это не просто кот, который гуляет сам по себе, а представитель потусторонних сил. В книгах канадского писателя и художника – анималиста Эрнеста Сетон – Томпсона и английского зоолога Джералда Даррелла животные – главные герои, они вызывают сочувствие или улыбку читателя, никогда не оставляя его равнодушным.
Во второй половине прошлого века широкое распространение получил жанр фэнтези (фантастическая сказка), где главные герои, действующие лица – животные. В 2003 году в России вышел сборник фантастики современных писателей, посвященный кошкам: «Человек человеку – кот».
О животных снято немало художественных фильмов. Бывают они и героями музыкальных произведений. Одно из самых известных – мюзикл «Кошки» (1981г.).
Ход викторины.
Мы представляем телепередачу «В мире животных» во время рекламной паузы будут с командами проводиться конкурсы. Каждая команда на протяжении всех конкурсов может воспользоваться подсказками:
помощь зала;
звонок другу;
50:50.
Под музыку «В мире животных» в телевизоре появляется ведущий Дроздов Н.
Дроздов Н.: «Добрый день телезрители. Представляю телепередачу «В мире животных» У нас сегодня в гостях хомяк Тимофей Иванович, попугай – Маруся и кролик – Степашка. Хозяева нам расскажут о них много интересного».
а) слово Дроздова о хомяке.
б) выступление хозяина хомяка (хозяин показывает и рассказывает о нем).
в) вопросы студентов к хозяину хомяка.
Вопрос конкурс преподавателя к командам.
Знаешь ли ты свой край?
а) назвать животных нашего округа.
б) назвать птиц нашего округа.
2. Загадки про животных:
Из живого – мертвое, из мертвого – живое.
Ничего не болит, а все стонет, по земле ходит, а неба не видит.
Не прядет, не ткет, а людей одевает.
Чёрен да не ворон. Рогат, да не бык. Шерсть ног без копыт
Хвост с узорами, сапоги со шпорами.
Стоит копна, спереди вилы, сзади – метла.
Маленький шарик под лавкою шарит.
Острые ушки, на лапках подушки, усы как щетина, дугою спинка. Днем спит, на солнышке лежит, ночью бродит, на охоту ходит.
а) слово Дроздова о попугаях.
б) выступление хозяина попугая (хозяин показывает и рассказывает о нем).
в) вопросы студентов к хозяину попугая.
Какой напиток содержит более 7% сахара, и когда он начинает бродить, часть сахара превращается в спирт, что придает напитку особый вкус. Кроме того, он помогает при лечении туберкулеза и цинги, малокровии и заболеваниях желудочного кишечного тракта.
а) молоко;
б) кумыс;
в) кефир;
г) молозиво (молоко первых дней лактации коровы).
Чудесный, ни с чем не сравнительный по питательности, вкусу, аромату и целебным свойствам, сахаристый продукт. В его ароматных каплях – настои луговых трав, запах июльских липовых рощ.
а) варенье;
б) отвар липы;
в) мед;
г) сироп.
а) слово Дроздова о кроликах.
б) выступление хозяина кролика (хозяин показывает и рассказывает о нем).
в) вопросы студентов к хозяину кролика.
Назовите, каких вы знаете ядовитых животных, змей?
Гадюка, Кобра, Щитомордник, Эхра; ядозуб – ящерица, пчелы, шмели, шершни, осы, скорпионы, тарантулы, птицееды – каракурт, осьминог.
2. Применение яда в медицине и в ветеринарии. Яд змей используют для приготовления противозмеиных сывороток. Лошадям в течение 16 месяцев впрыскивают возрастающие дозы змеиного яда, начиная с безвредной. Кровь лошадей испытывают на кроликах и запаивают в ампулы.
Яд гюрзы останавливает кровотечения. Яд кобры используют как болеутоляющее.
Из рыбы скалозуба получают наркотическое лекарство, действующее эффективнее, чем наркотики.
Мясо знаменитой рыбы фугу ядовито и его приготовление – удел посвященных. Повара, готовящие фугу, проходят курсы в течение 3-х лет и по окончании получают лицензию. Неправильно приготовленное блюдо приводит к отравлению и смерти через 24 часа после приема пищи. Смерть наступает вследствие дыхательного паралича и остановки сердца.
Задание сюрприз.
Какая команда знает больше песен про животных?
Подведение итогов. Подсчет очков. Награждение.
Берегите наших меньших братьев – животных, будьте к ним добры и внимательны. Тогда они ответят вам преданностью и лаской…
Учитель:
Аметова А.З.
Цель: способствовать расширению знаний учащихся в области экологии и природоведения; развивать навыки логического мышления и внимания; воспитывать бережное отношение и уважение к природе и окружающей среде.
Оформление: на доске плакаты, картины с пейзажами русских художников, рисунки детей, стенгазеты.
Предварительная подготовка: заранее выбираются участники викторины, капитаны команд, ребята читают материал и повторяют названия грибов, растений, животных и т.п.
Ход классного часа
Вступительное слово.
Мы – хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода- будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные- будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе- вода, птице- воздух, зверю- лес, горы. А человеку нужна Родина, и охранять природу, значит охранять Родину.
М. Пришвин
Ученики отвечают на вопрос учителя:
Каждая команда по очереди отвечает на вопрос. Если одна команда на предложенный вопрос не отвечает, вопрос передаётся другой команде.
Царь зверей. (Лев.)
Король пустыни. (Верблюд.)
Из чего состоит горб у верблюда? (Из жира).
Родилась в воде, а живет на земле? (Лягушка).
Куда исчезают на зиму лягушки? (Зарываются в тину, ил, под мох).
Летает ли пингвин? (Нет).
Охотится ли белый медведь на пингвинов? (Нет, они живут на разных полюсах).
Кого называют хозяином полярного края? (Белого медведя).
У какого домашнего животного зубы растут всю жизнь? (У кроликов).
Почему кролики постоянно что-нибудь жуют? (Чтобы стачивать зубы).
Как называют детеныша овцы и барана? (Ягненок).
Кем в будущем станет головастик? (Лягушкой).
Кто такой гиппопотам? (Бегемот).
Кожа каких животных всегда должна быть влажной? (У лягушек, жаб, тритонов).
Какое животное больше похоже на человека? (Обезьяна).
Какие ноги у жирафа длиннее, передние или задние? (Одинаковые.)
Какие звери летают? (Летучие мыши.)
Какой зверь спит вниз головой? (Летучая мышь.)
Самые крупные ящерицы. (Вараны.)
Самое крупное животное в России. (Лось.)
Что теряет лось каждую зиму? (Рога.)
Шкура какого хищного животного покрыта полосками? (Шкура тигра.)
Какой лесной житель сушит себе грибы на деревьях? (Белка.)
Животное - символ хитрости и ловкости. (Лиса.)
Самый известный строитель плотин. (Бобр, или бобер.)
Маленький грызун, способный забить в защечные мешки полстакана семечек. (Хомяк.)
Большая пятнистая кошка с кисточками на ушах. (Рысь.)
Где раки зимуют? (В норах по берегам рек).
Как вы понимаете выражение « охранять природу»?
Каждый из нас должен бережно относиться к природе. А для этого нужно усвоить некоторые простые правила поведения на природе:
1.Если вы находитесь в лесу, не стоит рвать охапками цветы, тем более бросать их потом на землю. Ограничтесь маленьким букетиком.
2. Когда собираете грибы, не вырывайте их с « корнем». Помните, что при этом вы разрушаете грибницу.
3.Бережно относитесь ко всем живым существам: зверям, птицам, рыбам, насекомым.
4. Избегайте рубки и повреждения деревьев и кустарников.
Начинать доброе дело никогда не рано и никогда не поздно. Сделайте кормушку для птиц и повесьте ее за окном. Вы увидите, сколько радости она принесет вам. Озорные воробьи и веселые синички тут же станут вашими гостями. Собрались на прогулку в лес, захватите с собой угощение для птиц и зверей: семена, кусочки сала, морковку, кочерыжку от капусты и т.д. А в следующий раз по следам попробуйте определить, кто пообедал в вашей « столовой». Это только малая доля того, что можно сделать. Не забывайте, что вы отвечаете за прекрасное и богатое будущее природы нашей страны.
2. Стихотворение Н.А Заболоцкого «Просьба» читает ученик
Раненая птица в руки не давалась,
Раненая птица птицей оставалась.
Этот сон давнишний до сих пор мне снится-
На траве кровавой вздрагивает птица.
Птицы, рыбы и звери
В души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди!
Не убивайте зря!
Ведь небо без птиц – не небо!
А море без рыб- не море!
А земля без зверей – не земля!
Люди- исполины, люди- великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы.
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно,
И должно быть сердце, сердце человечье!
Люди - человеки, страны и народы,
Мы теперь навечно- должники природы.
Надо с этим долгом как-то расплатиться.
Пусть расправит крылья раненая птица!
3. Слово учителя
А теперь мы проверим, хорошо ли вы знаете названия птиц, зверей, рыб, цветов и насекомых. Я загадаю вам загадки:
1)Стоит в лесу кудряшка - белая рубашка
Сердечко золотое! Что это такое? - Ромашка
2) Я шариком пушистым белею в поле чистом,
А дунул ветерок - остался стебелек. – Одуванчик
3) Белые горошки на пушистой ножке. – Ландыш
4) Вырос в поле дом, полон дом зерном
Стены позолочены, ставни заколочены
Ходит дом ходуном на столбе золотом. – Колос
5) Черен, да не ворон, рогат, да не бык,
Лежит- воет, сядет- землю роет. – Жук
6) Шевелились у цветка все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел. – Бабочка
7) Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик. – Стрекоза
8) Что за весенняя черная птица
Любит за плугом ходить и кормиться? - Грач
9) Боится зверь ветвей моих,
Гнезд не построят птицы в них.
В них краса и мощь моя.
Скажите быстро: кто же я? - Олень
4. Задания для викторины
Теперь мы проведем ряд конкурсов, чтобы проверить ваши знания о природе. (Учащиеся делятся на 3 команды, выбирают названия и капитанов).
1 конкурс. Знаете ли вы грибы? Какие из них съедобные и какие несъедобные? Сейчас вам дается такая возможность различить грибы.
(Каждому участнику выдается несколько карточек с изображением грибов. В одну сторону нужно отложить съедобные, в другую - несъедобные).
2 конкурс. По таблице назовите наименования растений. Какая команда больше назовет лекарственных растений, ядовитых растений и ягод.
Лекарственные травы:
Валерьяна, лапчатка, багульник болотный, девясил высокий, горец змеиный, черника, водяной перец, ромашка аптечная, чистотел, первоцвет весенний, северный лимон.
Ядовитые растения:
Черная белена, дурман, лютик ядовитый, ландыш, паслен сладко-горький, болиголов.
Ядовитые ягоды:
Вороний глаз, жимолость обыкновенная, бересклет бородавчатый, волчье лыко, крушина ломкая.
3 конкурс. Чей хвост? Перейдем к животным и птицам. (Участникам конкурса предоставляется возможность подобрать к животным, изображенным на карточках, их хвосты).
4 конкурс. Кто где? Разложенные на столе рисунки разложите в несколько стопок. В одной- млекопитающие, в другой- птицы, в третьей- насекомые, рыбы, грибы и т.д.
5 конкурс. Чьи следы? На таблице изображены следы нескольких животных (например: волк, лиса, ворона, заяц, мышка, белка и т.д.). Командам нужно определить и написать, чьи это следы.
6 конкурс. Отгадайте кроссворд .
Растение для аквариума
Домик для птиц, сделанный руками человека
Лекарственное растение с белыми лепестками(по которому гадают)
Семена дуба
Территория, участок земли, охраняемый законом
Хищное животное, занесенное в «Красную книгу»
Птица, для которой зимой делают кормушки
Хвост-коротышка,
уши вдоль спинки,
Глаза- с косинкой.
Одежда - в два цвета:
На зиму и лето.
1 .э
2. с
к
3. р
о
4. ж
л
5 .з
о
6. т
г
7. с
и
8. з
я
7 конкурс. Заключительный.
Последний конкурс проводится как вывод или заключение по всей экологической викторине в форме задания: написать небольшое обращение к людям (или клятву от имени всех народов) как должен относиться человек к природе, что он должен делать, какие меры предпринимать по охране лесов, рек, озер, полей и т.д.
5. Заключение
Подведение итогов, награждение победителей