Описание основных элементов первого герба символа государства. Что изображено на гербе Российской Федерации: описание и значение символики герба РФ. История российского герба, фото, описание и значение каждого элемента и символа на гербе РФ. История Росси
Эмблемам, их символическому смыслу в средние века придавалось огромное значение. Особая роль отводилась знакам, олицетворяющим понятие государства, верховную власть государя, идею его господства над подданными. Среди государственных символов первенствовали эмблемы, составляющие отличительный знак государства - государственный герб. Подбор эмблем государственного герба, определение их сочетания, пропорций, цветов относились к компетенции высшей государственной власти. Государственный герб являлся важной частью института внешнего оформления верховной власти.
Что же такое герб?
Герб (от немецкого Erbe - наследство) - эмблема, наследственный отличительный знак, сочетание фигур и предметов, которым придается символическое значение, выражающее исторические традиции владельца.
Гербы изображаются на знаменах, печатях, монетах, помещаются в качестве знака собственности на архитектурных сооружениях, домашней утвари, предметах вооружения, произведениях искусства, рукописях, книгах и т.п. Они подразделяются на следующие основные группы:
государственные,
земельные (городов, областей, губерний, провинций и др. территорий, входящих в состав государства),
корпоративные (средневековых цехов),
родовые (дворянских и буржуазных родов).
Государственный герб - официальная эмблема государства, изображаемая на печатях, бланках государственных органов, денежных знаках и других. Изучением гербов занимается определенная наука – геральдика.
Геральдика (позднелатинское heraldica, от heraldus - глашатай) - гербоведение, вспомогательная историческая дисциплина, основным предметом исследования которой является герб - символический знак отличия для лиц, фамилий, родов, государств.
Считается, что гербы появились в X веке, но выяснить точную дату сложно. Первые гербы, изображённые на печатях, приложенных к документам, относятся к XI веку. Следует иметь в виду, что в эпоху поголовной неграмотности использование гербового знака для подписи и для обозначения собственности было для многих единственным способом заверить документ своим именем. Такой опознавательный знак был понятен и неграмотному человеку (вполне возможно, что гербы появились сначала на печатях, а уже затем на оружии и одежде).
Первым английским королём, имевшим личный герб, был Ричард I Львиное сердце (1157-1199). Его три золотых леопарда использовались с тех пор всеми королевскими династиями Англии.
Во время боевых походов гербы, размещавшиеся на щитах рыцарей, становились их главной отличительной особенностью, поскольку доспехи были закрытыми и лица рыцарей были скрыты забралами. Отличительные знаки рыцарей были родовыми и передавались по наследству. Популярность же рыцарских турниров привела к появлению глашатаев - герольдов, в задачу которых входило описание гербов и определение их принадлежностей. Герольды в средневековой Европе пользовались огромным влиянием.
Распространению гербов способствовали и Крестовые походы. Скопление в одном месте множества феодалов из разных стран, интернациональный характер крестоносного войска, необходимость опознавать друг друга (в условиях неграмотности и языковых барьеров), а также особенности вооружения, способ ведения войны и заимствование множества изобретений восточной цивилизации - все это стало причиной возникновения и оформления геральдики.
В XII-XIII веках гербы появились у городов, у цехов, у священников почти на всей территории Европы. Поначалу они отражали в основном сложные социальные отношения, в частности поземельные споры, зачастую становились элементом суда.
С образованием сословных монархий практическая геральдика принимает государственный характер: право пожалования и утверждения гербов становится исключительной привилегией королей, вводится гербовая грамота - официальное свидетельство на право употребления изображенного и описанного в нем герба, за утверждение герба устанавливается определенная такса - "розыск прав на герб", за пользование неутвержденным гербом взыскивается штраф. В абсолютистских монархиях при королевских дворах учреждаются специальные ведомства во главе с герольдмейстером (в 1696 году - во Франции, в 1706 году - в Пруссии).
Двуглавый орел на гербах государств Древнего мира и СредневековьяБольшинство древних цивилизаций имело в своей культуре некоторые элементы геральдики, например систему печатей или штампов, которая в дальнейшем неразрывно будет связана с геральдикой. Двуглавый орел относится к легендарным гербовым фигурам. Он занимает заметное место среди древнейших символов и геральдических знаков.
Родиной двуглавого орла является Древний Восток. Именно там найдены древнейшие изображения этого знака. Старейшее из них датируется XIII веком до нашей эры – это каменный рельеф в развалинах города Алача-Эюке в Малой Азии (современная Турция), изображающий двуглавого орла с распростертыми крыльями, опирающегося на двух небольших непонятных животных, предположительно кроликов (см. Приложение 2). Близь турецкого селения Богазкёй был найден другой рельеф (XII век до нашей эры), где двуглавый орел помещен ниже двух фигур женских божеств, приветствующих царя хеттов. Упоминаются цилиндрические печати VI века до нашей эры, обнаруженные в Халдее.
Знак двуглавого орла получил широкое распространение в арабском и персидском мире. Он использовался на монетах государства Сасанидов (Персия, VI век), монетах арабских династий Зенгидов и Ортукидов (XII-XIV века).
Не так просто судить, в каком качестве использовались изображения двуглавых орлов в древнем мире: сохранившиеся изображения крайне немногочисленны и не сопровождены надписями. Для искусства древних свойственно стремление к симметрии, и возникновение фигуры орла, которому с помощью второй головы придается симметричная структура, отвечает характерным традициям древневосточной культуры. Исследователи высказывают предположения, что двуглавый орел служил знаком царской власти, символом вечной жизни, неусыпной зоркости, всезнания, бдительности. Но роли государственного герба или герба правителей двуглавый орел не исполнял.
Старейшее изображение двуглавого орла в Западной Европе датируется 1180 годом – оно помещено на печати графа Людвига фон Сарвердена. Считается, что европейцы познакомились с двуглавым орлом в ходе Крестовых походов и заимствовали этот знак с востока. В 1138-1254 гг. двуглавым орлом как опознавательным знаком пользовалась династия Гогенштауфенов – императоров и королей Священной Римской Империи Германской нации. Встречается двуглавый орел на золотых монетах императора Фридриха I Барбароссы. Изображали двуглавого орла в своем гербе короли Королевства Обоих Сицилий в 1197-1268 гг.
В XIII-XV вв. двуглавый орел широко распространяется в Западной Европе. Известные нам гербы с этим знаком исчисляются десятками (гербы на монетах и печатях Людвига Баварского, короля Чехии Вацлава IV, короля Франции Бертрана III Красивого, епископов Кёльнского и Майнцкого, городов Фридберг (Германия) и Палермо (Сицилия), местностей Свойя (современная Франция) и Нидерланды).
В 1434 году двуглавый орел впервые появляется в официально учрежденном государственном гербе – гербе Священной Римской Империи: орел изображался черным в золотом поле, имел золотые клювы, когти и окружающие головы нимбы.
Двуглавый орел был известен и на другом полюсе европейской культуры – в Византии. Как декоративный элемент двуглавый орел встречается в Византии с V века, а с первой половины XIV века он начинает использоваться как один из государственных опознавательных знаков.
Особенно активно пользовались знаком двуглавого орла императоры из династии Палеологов – последней династии правителей Византии. В рукописном Евангелии императора Дмитрия Палеолога изображен так называемый "орел Палеологов" – золотой двуглавый орел под короной на красном поле, на груди у которого медальон с монограммой Палеологов. Такой же орел помещался и на печатях императора Дмитрия. На красном шелковом знамени императора Андроника II Старшего Палеолога изображен золотой двуглавый орел под двумя коронами. Ниже лап орла – два медальона с монограммой императора, а между головами – равноконечный крест с расширяющимися концами. Последний император Византии – Константин XI Палеолог – погиб в 1453 году, во время взятия столицы Византии – Константинополя – войсками турок-османов. По легенде, по окончании битвы турки смогли опознать тело императора лишь по золотым двуглавым орлам на сапогах.
Вероятно, византийским влиянием определяется широкое распространение двуглавого орла в Балканских странах, где традиция использования этого символа приобрела новые формы и особенности. Здесь на разных исторических этапах двуглавый орел служил государственным символом. Сегодня черный двуглавый орел без атрибутов на красном поле служит государственным гербом Албании, а золотой двуглавый орел на красном же поле – гербом Черногории.
Богатую историю двуглавого орла можно резюмировать следующим образом: возникнув в древние времена на востоке, двуглавый орел к XV веку получил распространение на огромных пространствах от Персии (современного Ирана) до Западной Европы и использовался в самых разных качествах: от декоративного украшения, до государственного символа.
Первые гербы на РусиЧто же известно об истории российского герба? В источниках имеется мало письменных свидетельств о российских символах. Да они и скудны и нечетки.
В древней Руси как такого гербового изображения не было. У славян Поднепровья живших в VI-VIII веках нашей эры существовали затейливые орнаменты, знаменовавшую ту или иную территорию.
Древнейшими эмблемами считаются так называемые знаки Рюриковичей. У Святослава это двузубец, у его потомков трезубец и позже – атакующий сокол. Что эти знаки собой символизировали, доподлинно неизвестно. Однако большинство историков сходится во мнении, что это христограммы (т.е. символы, относящиеся к христианской вере).
Некоторые князья симпатизировали какому-то одному типу знаков и использовали их чаще, чем какие-либо иные. Так, род московских князей, к которому принадлежал и Иван III, первый государь Руси, относительно часто пользовался фигурой всадника. При раскопках в Новгороде были найдены монеты, относящиеся к 1212 - 1216 годам. Всадники на монетах и печатях московских князей изображались самые разные: известны "мечник" (всадник с мечом в руке), "сокольник" (всадник с соколом на руке), "копейщик" (всадник с копьем), просто всадник без всякого вооружения и снаряжения. В последствии этот знак появляется на лицевой стороне монеты (копейки). На другой стороне обычно изображали какой-либо символ, связанный с князем, например, изображение его покровителя (см. Приложение 1)
Изображение ездеца понималось современниками как изображение самого владельца знака – князя. На монетах и печатях ездец, обыкновенно, сопровождался надписью, сообщавшей титул и имя князя. Титульная надпись и ездец воспринимались в комплексе: ездец – как изображение князя, а титульная надпись – как подпись при изображении, поясняющая кто именно изображен на данной монете или печати.
Своеобразие российской знаковой культуры заключается в следующем:
1. знаки создавались произвольно, без учета каких-либо общих правил их построения,
2. знаки были, в целом, непостоянны: один и тот же князь, город, иерарх пользовался разными знаками на своих печатях и монетах и произвольно менял их вне связи с какими-либо объективными причинами.
Это объясняется тем, что Россия до конца XIV века не была единым целым, были лишь отдельные княжества, изредка объединяющиеся (в основном для отражения врага). Под символикой же понимается целый комплекс явлений и предметов, которые олицетворяли в себе какой-либо зримый образ, выражающий представления людей о том, что должно являть собой государственные начала.
После распада СССР герб с серпом, молотом и 15 лентами вокруг колосьев стал последним для Союза Республик. Надпись РСФСР на щите просуществовала до 1992 года и была заменена на «Российская Федерация» (по причине переименования государства). А все бывшие союзные республики изменили гербы на национальные символы, либо разработали новые проекты гербов с отсутствующими гербом и молотом. 5 ноября 1990 года правительство РСФСР приняло постановление о создании Государственного герба и государственного флага РСФСР. Для решения этого вопроса была создана Правительственная комиссия, которая рекомендовала Правительству бело-сине-красный флаг и герб – золотого двуглавого орла на красном поле. В 1993 году Указом Президента Б. Ельцина произошло окончательное восстановление этих символов, они были утверждены в качестве государственных флага и герба.
Несмотря на то, что герб содержал ряд основных исторических элементов герба Российской империи кроме Андреевского ордена, большинство царских символов лишены какого-либо смысла в президентской республике.
6 декабря 1993 года вступило в силу утвержденное указом Президента России, Положение о Государственном гербе Российской Федерации. Несмотря на то, что данное положение носило лишь временный характер и с принятием закона должно было утратить свою силу, дважды (в 1994 и 1997 году) Государственная Дума отклоняла закон.
И только 25 декабря 2000 года Государственная Дума приняла Федеральный конституционный закон «О Государственном гербе Российской Федерации» полностью подтверждавший герб образца 1993 года в качестве государственного и утверждающего правила его использования.
Закон был одобрен Советом Федерации и 20 декабря 2000 года подписан Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным.
За основу герба взят герб Петра I, золотой двуглавый орел на красном фоне, сохраняющий историческую преемственность цветовой гаммы конца XV – XVII века. Над головами орла изображены три исторические короны Петра Великого, символизирующие суверенитет как всей страны Российской Федерации так и ее частей – субъектов Федерации. В лапах орел держит скипетр и державу символы власти, на груди изображен всадник, поражающий дракона копьем.
Он был утвержден в 1993 году указом первого президента страны Бориса Ельцина. Однако символы, которые изображены на гербе России, имеют гораздо более долгую историю, уходящую корнями в период становления Московского княжества. На гербе РФ изображен двуглавый орел, расправляющий крылья. Что символизирует он на гербе России?
Любой государственный герб – это не только изображение на денежных знаках, документах и шевронах полиции. В первую очередь герб является общенациональным символом, предназначенным объединять людей, живущих на данной территории.
Что же означает государственный герб Российской федерации? Когда он появился? Был ли герб средневековой Руси похож на современный? Почему у российского орла две головы?
История герба России богата и интересна, однако прежде чем рассказать о ней, следует дать описание этого национального символа.
Описание герба РФ
Герб Российской федерации – это геральдический щит красного цвета с изображением золотого двуглавого орла, расправившего крылья.
Каждая голова орла увенчана короной, кроме того, над ними расположена еще одна корона, большего размера. Три короны соединены золотой лентой. В правой лапе двуглавый орёл держит скипетр, а в левой – державу. На груди двуглавого орла находится еще один щит красного цвета с изображением всадника, поражающего серебряным копьем дракона.
Как это и положено по геральдическим законам, каждый из элементов российского герба имеет собственное значение. Двуглавый орел – это символ Византийской империи, его изображение на российском гербе подчеркивает преемственность между двумя странами, их культурами и религиозными верованиями. Следует отметить, что двуглавый орел используется в государственных гербах Сербии и Албании – в странах, государственные традиции которых также испытали сильное влияние Византии.
Три короны в гербе означают суверенитет Российского государства. Первоначально короны означали три царства, завоеванные московскими князьями: Сибирское, Казанское и Астраханское. Скипетр и держава в лапах орла – это символы верховной государственной власти (князя, царя, императора).
Всадник, поражающий дракона (змия), – это не что иное, как образ Георгия Победоносца, символ светлого начала, побеждающего зло. Он олицетворяет воина-защитника Родины и пользовался большой популярностью в России на протяжении всей ее истории. Недаром Георгий Победоносец считается покровителем Москвы и изображен на ее гербе.
Изображение всадника является традиционным для Российского государства. Этот символ (так называемый ездец) был в употреблении еще в Киевской Руси, он присутствовал на княжеских печатях и монетах.
Изначально всадник считался изображением государя, но во время царствования Ивана Грозного царь на гербе был заменен святым Георгием.
История герба России
Центральным элементом российского герба является двуглавый орел, впервые этот символ появился во время царствования Ивана III, в конце XV века (1497 год). Двуглавый орел был изображен на одной из царских печатей.
До этого на печатях чаще всего изображали льва, который терзает змею. Лев считался символом Владимирского княжества и перешел от князя Василия II к его сыну Ивану III. Примерно в это же время распространенным государственным символом становится всадник (позже он превратится в Георгия Победоносца). Впервые двуглавый орел в качестве символа княжеской власти был использован на печати, которой скрепили грамоту на владение земельными участками. Также в царствование Ивана III орел появляется на стенах Грановитой палаты Кремля.
Почему именно в этот период московские цари начинают пользоваться двуглавым орлом, до сих пор вызывает споры среди историков. Канонической является версия о том, что Иван III взял себе этот символ, потому что женился на племяннице последнего византийского императора Софии Палеолог. По сути, впервые эту теорию выдвинул еще Карамзин. Однако она вызывает серьезные сомнения.
София родилась в Морее – окраине Византийской империи и никогда не была близка к Константинополю, орел впервые появился в Московском княжестве через несколько десятков лет после брака Ивана и Софии, да и сам князь никогда не заявлял ни о каких претензиях на трон Византии.
Теория о Москве, как о «третьем Риме» родилась гораздо позже, уже после смерти Ивана III. Существует еще одна версия происхождения двуглавого орла: избрав такой символ, московские князья хотели оспаривать права на него у сильнейшей империи того времени – Габсбургской.
Есть мнение, что московские князья заимствовали орла у южнославянских народов, которые довольно активно использовали этот образ. Однако следов такого заимствования обнаружить так и не удалось. Да и облик российской «птицы» сильно отличается от ее южнославянских аналогов.
В общем, почему на российском гербе появился двуглавый орел, историки точно не знают до сих пор. Следует отметить, что примерно в это же время одноглавый орел изображался на монетах Новгородского княжества.
Официальным государственным гербом двуглавый орел становится при внуке Ивана III – Иване Грозном. Вначале орел дополняется единорогом, однако вскоре его меняет всадник, поражающий дракона – символ, который обычно ассоциируется с Москвой. Первоначально всадник воспринимался как государь («князь великий на коне»), но уже в период правления Ивана Грозного его начинают называть Георгием Победоносцем. Окончательно эта трактовка будет закреплена много позже, в царствование Петра Первого.
Уже во время царствования Бориса Годунова герб России впервые получает три короны, расположенные над головами орла. Они означали завоеванные Сибирское, Казанское и Астраханское царство.
Примерно с середины XVI столетия российского двуглавого орла часто рисуют в положении «вооруженный»: при этом клюв птицы раскрыт, язык высунут. Такой двуглавый орел кажется агрессивным, готовым к нападению. Подобное изменение является результатом влияния европейских геральдических традиций.
В конце XVI - начале XVII века в верхней части герба, между голов орла часто появляется так называемый голгофский крест. Такое нововведения совпадает с моментом обретения Россией церковной независимости. Еще одним вариантом герба того периода является изображение орла с двумя коронами и восьмиконечным христианским крестом между его голов.
Кстати, все три Лжедмитрия во время Смуты активно использовали печати с изображением российского герба.
Окончание Смуты и воцарение новой династии Романовых привели и к некоторым изменениям государственного герба. Согласно тогдашней геральдической традиции, орел начал изображаться с расправленными крыльями.
В середине XVII века, во время царствования Алексея Михайловича, государственный Герб России впервые получает державу и скипетр, орел держит их в своих лапах. Это традиционные символы самодержавной власти. В это же время появились первые официальные описания герба, они сохранились до нашего времени.
В период правления Петра I короны над головами орла приобретают всем известный «имперский» вид, кроме того, герб России меняет свое цветовое оформление. Тело орла стало черным, а его глаза, клюв, язык и лапы – золотыми. Дракон также стал изображаться в черном цвете, а Георгий Победоносец – в серебряном. Подобное оформление стало традиционным для всего периода правления династии Романовых.
Сравнительно серьезным изменениям герб России подвергся во время правления императора Павла I. Это было начало эпохи наполеоновских войн, в 1799 году Британия захватила Мальту, покровителем которой являлся российский император. Подобный поступок англичан привел российского императора в бешенство и подтолкнул к союзу с Наполеоном (что в последствии стоило ему жизни). Именно по этой причине герб России получил еще один элемент – Мальтийский крест. Его значение заключалось в том, что Российское государство претендует на эту территорию.
Во время царствования Павла I был подготовлен проект Большого герба России. Он был выполнен полностью в соответствии с геральдическими традициями своего времени. Вокруг государственного герба с двуглавым орлом были собраны гербы всех 43 земель, входивших в состав России. Щит с гербами держали два архангела: Михаил и Гавриил.
Однако вскоре Павел I был убит заговорщиками и большой герб России так и остался в проектах.
Николай I принял два основных варианта государственного герба: полный и упрощенный. До этого герб России могли изображать в разных вариантах.
При его сыне, императоре Александре II, была проведена геральдическая реформа. Ею занимался герольдмейстер барон Кёне. В 1856 году был утвержден новый малый российский герб. В 1857 году реформа была завершена окончательно: кроме малого, были приняты еще средний и большой герб Российской империи. Они оставались практически без изменений вплоть до событий Февральской революции.
После Февральской революции встал вопрос о новом гербе Российского государства. Для его решения была собрана группа лучших российских знатоков геральдики. Однако вопрос герба был скорее политическим, поэтому они порекомендовали до созыва Учредительного собрания (где и должны были принять новый герб) пользоваться двуглавым орлом, но без императорских корон и Георгия Победоносца.
Однако через полгода случилась еще одна революция, и разработкой нового герба для России занялись уже большевики.
В 1918 году была принята Конституция РСФСР, а вместе с ней утвержден проект нового герба республики. В 1920 году ВЦИК принял вариант герба, нарисованный художником Андреевым. Окончательно герб российской советской социалистической республики был принят на Всероссийском съезде в 1925 году. Герб РСФСР использовался до 1992 года.
Существующий ныне государственный герб России иногда критикуют за обилие монархических символов, которые не слишком уместны для президентской республики. В 2000 году был принят закон, который устанавливает точное описание герба и регламентирует порядок его использования.
Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них
Ответ редакции30 ноября 1993 года президент РФ Борис Ельцин своим указом утвердил в качестве государственного герба двуглавого орла, который пришел на смену советскому серпу и молоту. Впервые этот символ был официально утвержден гербом России 11 апреля 1857 года императором Александром II . До этого момента он не имел официального статуса и многократно видоизменялся.
История двуглавого орла
Эмблема орла с двумя головами была символом древнего Хеттского царства, которое властвовало на Балканах, в Малой Азии и контролировало выход из Средиземного в Чёрное море. Символ также использовался персидскими шахами из династии Сасанидов.
В Древнем Риме полководцы изображали одноглавого орла на своих жезлах. Позднее орёл стал исключительно императорским знаком, символизирующим верховную власть.
По легенде, когда в Рим въезжал Юлий Цезарь , круживший в воздухе орёл убил двух коршунов, которые упали к ногам императора. Удивлённый Цезарь счёл это добрым знаком и приказал прибавить римскому орлу вторую голову.
Двуглавый орёл также был гербом Византии. Существует предположение, что эмблема относилась не ко всему государству, а только к династии Палеологов, правившей в 1261 — 1453 гг. в Византии.
Как двуглавый орёл стал символом России?
Гербы, в близкой к современной форме, появились в Средние века в западной Европе, в Англии и Франции. Рыцари изображали свои эмблемы на щитах и знаменах, передавая их из поколения в поколение. На Руси гербов не существовало. Во время боёв знамёнами служили чаще всего вышитые или нарисованные изображения Христа, Богородицы, святых или православного креста. Поэтому вначале гербом в России служила великокняжеская печать.
Двуглавый орёл пришел на Русь из Византии в эпоху Средневековья. В январе 1472 года невестой Великого князя московского Ивана III стала византийская принцесса Софья Палеолог . Иван III решил поместить двуглавого орла на своей печати рядом с гербом Москвы — Георгием Победоносцем, убивающим змея.
Поначалу оба герба существовали на равных, но спустя сто лет двуглавый орёл был выбран эмблемой российского герба, а Георгий Победоносец — московского.
Как изменялся герб России?
В XVII веке в лапах орла появились — регалии императорской власти, общепринятые во всех монархических государствах.
Герб Русского государства в середине XVII века. Фото: Commons.wikimedia.org
Очередное изменения внёс сын Ивана Грозного — Федор Иванович «Блаженный» за время своего недолгого правления (1584-1587). Между коронованными головами двуглавого орла появился православный крест. Этот символ был связан с утверждением в 1589 году патриаршества и церковной независимости России.
При Михаиле Фёдоровиче Романове (1613-1645) на эмблеме появился Георгий Победоносец — его изображение появилось на груди орла. Также на гербе стали изображать третью корону.
Павел I (1796-1801) как покровитель мальтийского ордена, распорядился включить в государственный герб изображение мальтийских креста и короны.
Император Александр I (1801-1825) убрал мальтийскую символику, а также две короны из трёх. После победы над Наполеоном орла стали изображать с опущенными расправленными крыльями (до этого крылья были подняты). В лапах вместо скипетра и державы появились венок, молнии и факел.
Большой герб Российской империи. Фото: Commons.wikimedia.org
Но самая серьёзная реформа была проведена в царствование Александра II в 1855-1857 годах. По его велению было создано специальное Гербовое отделение, которое возглавил барон Бернгард Кене . Он изменил рисунок орла и Святого Георгия Победоносца.
11 апреля 1857 года Александр II утвердил герб Российской империи — двуглавого орла. В мае 1857 года Сенат опубликовал Указ с описанием новых гербов и норм их употребления, которые без особых изменений просуществовали до 1917 года.
После революции символика монархии и Российской Империи — орден, флаг и герб были упразднены. Эмблемой СССР стал серп и молот.
Герб РСФСР (19 июля 1918 — 11 мая 1925) Фото: Commons.wikimedia.org
Двуглавый орёл вернулся на герб страны только в 1993 году, когда указом президента был введён новый государственный герб — двуглавый орёл, рисунок которого выполнен по мотивам герба Российской империи.
В каких еще странах двуглавый орел используется в качестве государственного символа?
Двуглавый орел используется на гербах и флагах у современных государств:
Албания
Двуглавого орла у Византии в конце XV века позаимствовал феодальный род Кастриоти. Представитель фамилии Георгий Скандербег в 1443 году возглавил борьбу за независимость Албании от Турции. Флаг с орлом, под которым воины Скандербега шли в атаку против чужеземцев, стал главным национальным символом балканского народа. Да и по-другому быть не могло. Ведь древние албанцы верили, что они произошли именно от этой гордой птицы. Название страны на местном наречии именуется Шкиперия — «Страна орлов».
Флаг Алании. Фото: Public Domain
Армения
Двуглавый орел был изображен на гербе древнего княжеского рода Мамиконянов. В 1918 году он стал официальным гербом Первой республики Армения по выбору архитектора, академика Российской академии художеств Александра Таманяна и художника Акопа Коджояна .
Герб Армении. Фото: Public Domain
Сербия
На эмблеме изображен двуглавый орел, на его груди красный щит, на щите крест с четырьмя огнивами (сербский крест). Сверху королевская корона и плащ. Герб в точности повторяет герб Королевства Сербии династии Обреновичей , впервые принятый в 1882 году.
Флаг Сербии. Фото: Public Domain
Черногория
На гербе изображен двуглавый орел в полете, который повторяет эмблему династии Петровичей (первая королевская династия Черногории) и династический герб правящей династии Византии Палеологов. Герб в местной трактовке символизирует единство и взаимосвязь Церкви и Государства.
Флаг Черногории. Фото: Public Domain
Кроме того, двуглавый орел в прошлом использовался на гербах и флагах исторических государств:
- Австрийская империя (1815-1867)
- Австро-Венгрия (1867-1918)
- Федеральное Государство Австрия (1934-1938)
- Царство Польское (1815-1915)
- Союзная Республика Югославия (1992-2003)
В ряде стран двуглавый орел является символом вооруженных сил или полиции:
- Греция - флаг армии;
- Кипр - эмблема Нацгварди;
- Турция - эмблема Генерального директората безопасности;
- Шри-Ланка - Эмблема Бронетанкового корпуса.
*Геральдика (гербоведение; от лат. heraldus — глашатай) — специальная историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов, а также традиция и практика их использования.
Гербы в России появились давно, но это были лишь рисунки, которые не подчинялись геральдическим правилам. Из-за отсутствия рыцарства на Руси гербы были мало распространены. В самом своем начале (вплоть до XVI века) Россия была разрозненным государством, поэтому и речи о государственном гербе России идти не могло. Однако, несмотря на то, что окончательной датой объединения Руси считают XVI век, государственный герб в России появляется уже при Иване III (1462-1505). Именно ему приписывается учреждение государственного герба, как такового. В качестве герба в то время выступала его печать. На ее лицевой стороне изображен всадник, протыкающий копьем змия, на оборотной - двуглавый орел.
Происхождение двуглавого орла уходит своими корнями далеко в прошлое. Первые, известные нам, его изображения, датируются XIII веком до н.э. Это наскальное изображение двуглавого орла, схватившего двух зайцев. Он служил гербом хеттских царей.
Затем двуглавый орел обнаруживается в Мидийском царстве - древней державе, раскинувшейся на территории Передней Азии,- во времена правления мидийского царя Киаксара (625-585 года до н.э.). Шли столетия. И вот мы уже видим двуглавого орла на эмблемах Рима. Здесь он появился при Константине Великом. Им в 326 году двуглавый орел был выбран в качестве своей эмблемы. После основания новой столицы - Константинополя - в 330 году двуглавый орел стал государственной эмблемой Римской империи. На Руси двуглавый орел появился после брака Иоанна III Васильевича и Софьи Палеолог, племяннице последнего Византийского императора Константина XII Палеолога. История взаимоотношений Руси и Византии очень глубока и интересна и является темой для отдельной работы. Однако, обратимся вкратце к этому вопросу. Первые исторические упоминания об отношениях России и Византии датируются 957 годом - годом когда княгиня Ольга совершила путешествие в Царьград и приняла христианство. Но далее отношения с Византией у Руси ухудшаются. Так в 969-972 между ними развязалась война за Болгарию, которая была завоевана Святославом.
Позднее, в 988 году Владимир Святой крестил Русь.
"Принятие Русью христианства из Византии широко открыло двери влиянию византийской культуры, византийских идей и учреждений. Это влияние сказалось существенным образом в области политической. Вместе с христианством стала проникать на Русь струя новых политических понятий и отношений. На киевского князя пришлое духовенство переносило византийское понятие о государе, поставленном от бога не для внешней только защиты страны, но и для установления и поддержания внутреннего общественного порядка...”
Однако далее исторических подтверждений отношений Руси и Византии не имеется вплоть до 1469 года, когда римский папа Павел II предложил дочь Фомы Палеолога Софью в жены русскому государю Иоанну III Васильвичу, свадьба которых состоялась в 1472 году. Брак этот не привел Москву к религиозному соединению с Римом, но имел важные последствия для возвышения монархической власти в Москве. Как супруг последней византийской царевны, великий князь Московский становится как бы преемником византийского императора, почитавшегося главою всего православного Востока. По желанию и по советам Софии в Московском Кремле при дворе великого князя стал заводиться пышный, сложный и строгий церемониал по образцам византийского двора. С конца XV века постепенно прекращается господствовавшая ранее простота отношений и непосредственное обращение государя со своими подданными, и он поднимается над ними на недосягаемую высоту. Вместо прежнего простого и “домашнего” титула “великий князь Иван Васильевич” Иван III принимает пышный титул: “Иоанн, Божиею милостью Государь всея Руси и Великий князь Владимирский и Московский и Новгородский и Псковский и Тверской и Югорский и Пермский и Болгарский и иных”.
В отношениях с малыми соседними землями появляется уже титул царя всея Руси. Другой титул, принятый московскими государями, “самодержец” представляет собой перевод византийского императорского титула autocrator; титул этот означал первоначально самостоятельного государя, не подчиненного никакой внешней власти, но Иван Грозный придал ему значение абсолютной, неограниченной власти монарха над своими подданными. С конца XV века на печатях московского государя появляется византийский герб - двуглавый орел (который комбинируется с прежним московским гербом - изображением Георгия Победоносца). Так Русь обозначила свою преемственность от Византии, что является первым отражением ее развития на гербе...
Становление Российского герба от Ивана III до Петра I
Уже в самом начале развития российского герба мы видим его переплетение с историей Руси. Интересен тот факт, что орел на печатях Иоанна III изображался с закрытым клювом и больше походил на орленка, нежели на орла. Если же посмотреть на Россию того периода, то можно увидеть, что она является молодым государством, которое только начинает формироваться как централизованное. Первым достоверным свидетельством использования двуглавого орла в качестве государственной эмблемы является печать Иоанна III Васильевича на меновой грамоте 1497 с племянниками его, князьями Федором и Иваном Борисовичами Волоцкими.
В царствование Василия III Иоанновича (1505-1533) двуглавый орел изображается уже с раскрытыми клювами, из которых высовываются язычки. Об этом, например, свидетельствует печать, приложенная в 1523 году к записи государя и великого князя Василия Иоанновича при отбытии его с войском в Казань. Вкратце, если подойти с чисто художественной точки, то можно сказать, что орел начинает злиться. В то же время, рассмотрев Россию того времени, заметим, что она укрепляет свои позиции, становится новым центром православия. Этот факт нашел свое воплощение в теории монаха Филофея ”Москва - Третий Рим”, известную из послания монаха Василию III.
В царствование Иоанна IV Васильевича (1533-1584) Русь одержала решающие победы над Казанским и Астраханским царствами, присоединила Сибирь. Рост могущества русского государства отразился и на его гербе. Двуглавый орел на государственной печати увенчан одной короной с восьмиконечным православным крестом над ней. На лицевой стороне печати на груди орла изображен щит вырезанной, или “германской”, формы с единорогом - личным знаком царя. Дело в том, что все символы, используемые в личной символике Иоанна IV взяты из Псалтыря, что свидетельствует об укоренении христианства на Руси. На оборотной стороне печати на груди орла - щит с изображением святого Георгия, побивающим змея. Впоследствии эта сторона печати сыграет важную роль в формировании российского герба. Изображение московского герба на груди орла становится традиционным. Однако, в соответствии с древнерусской иконописной традицией святой Георгий обращен в правую от зрителя сторону, что противоречит геральдическим правилам.
21 февраля 1613 года Земский собор избрал на царство Михаила Федоровича Романова. Это положило конец Смутам, которые в период между кончиной Ивана Грозного и взошествием на престол Михаила Романова подорвали дух русского народа и чуть не искоренили русскую государственность. Россия выходила на путь процветания и величия. В этот период орел на гербе “встрепенулся” и впервые распустил крылья, что могло означать “пробуждение” России после длительного сна, и начало новой эры в истории государства. К этому периоду Россия полностью окончила свое объединение и уже сумела стать единым и довольно прочным государством. И этот факт символично отразился в государственном гербе. Над орлом вместо осьмиконечного креста появилась третья корона, что означало Святую Троицу, однако трактовалось многими как символ единства великорусов, малороссов и белорусов.
Алексей Михайлович Романов (1645-1676) сумел завершить русско-польский конфликт, установив Андрусовское перемирие с Польшей (1667), при нем Россия смогла “показать себя” всей Европе. Российское государство занимает довольно значительное место рядом с европейскими государствами. В период царствования Алексея Романова отмечено также появление нового изображения гербового орла. Это связано с тем, что по просьбе царя, император Священной Римской империи Леопольд I прислал в Москву своего герольдмейстера Лаврентия Хурелевича, который в 1673 году написал сочинение “О родословии российских великих князей и государей, с показанием имевшегося, посредством браков, сродства между Россией и восемью европейскими державами, то есть Цезарем римским, королями английским, датским, гишпанским, польским, португальским и шведским, и с изображением оных королевских гербов, а в середине их великого князя св. Владимира, на конце же портрета царя Алексея Михайловича”.
Она явилась отправной точкой для развития российской геральдики. Государственный орел Алексея Михайловича явился прототипом последующих официальных изображений русского гербового орла. У орла высоко подняты вверх и полностью раскрыты крылья, что символизировало собой полное утверждение России, как солидного и мощного государства; главы его венчают три царские короны, на груди помещен щит с московским гербом, в лапах - скипетр и держава. Интересен тот факт, что до появления в лапах орла атрибутов монархической власти когти орла, начиная от орла на мраморной плите Ксиропотамского монастыря в Афоне (Византия. 451-453 гг), постепенно разжимались, как бы в надежде что-нибудь схватить, пока не взяли державу и скипетр, символизировав тем самым утверждение абсолютной монархии на Руси.
В 1667 году при помощи Лаврентия Хурелевича впервые было дано официальное разъяснение российского герба: “Орел двоеглавый есть герб державный Великого Государя, Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца, его Царского Величества Российского царствия, на котором три коруны изображены, знаменующие три великия Казанское, Астраханское, Сибирское славныя царства, покоряющиеся Богом хранимому и высочайшей Его Царского Величества милостивейшаго Государя державе и повелению... на персях изображение наследника; в пазонктех скипетр и яблоко, и являют милостивейшаго Государя, Его Царского Величества Самодержца и Обладателя”. Как видим, описание дает новое толкование элементов гербового орла. Оно продиктовано дипломатическими соображениями и должно свидетельствовать о величии России.
"От Руси Древней до Империи Российской". Шишкин Сергей Петрович, г. Уфа.
Полное собрание законов Российской империи” Cобрание 1. СПб, 1830
“Собрание государственных грамот и договоров” часть 1. М, 1813
Брокгауз и Эфрон “Хронология всеобщей и русской истории”. СПб, 1905
Брокгауз и Эфрон “Энциклопедия” т.17. СПб, 1893
Фон Винклер П.П. “Государственный орел”. СПб: тип. Э.Гоппе, 1892
“Хрестоматия по истории СССР XVI - XVII в.в.”. М,1962
Вилинбахов Г.В. “Государственная геральдика России конца XVII - первой четверти XVIII в. (к вопросу становления абсолютизма в России)” //Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Л, 1982
“Геральдика” //Материалы и исследования Государственного Эрмитажа. Л: ГЭ, 1987 (1988)
Дворянские роды Российской империи”. СПб, 1993
“История России в лицах и датах” Словарь-справочник. СПб, 1995
Каменцев Е.И., Устюгов Н.В. “Русская сфрагистика и геральдика”. М, 1974
Н.М. Карамзин “Предания веков”. М., 1988
Лакиер А.Б. “Русская геральдика”. М: Книга, 1990
Лебедев В. “Державный орел России”. М: Родина, 1995
Лукомский В.К. “Герб как исторический источник” //Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях института истории материальной культуры. М, 1947; вып. 17.
Лукомский В.К. “Гербовая экспертиза (случаи и способы применения)” //”Архивное дело” 1939 N 1(49).
Лукомский В.К. “О геральдическом художестве в России”. СПб, 1911.
“Новый герб, утвержденный императором Павлом”. 1799 г., Б. М. и Г.
Пушкарев С.Г. “Обзор русской истории”. Ставрополь, 1993.
Хорошкевич А.А. “Символы русской государственности”. М., 1989
Г. Вилинбахов “Родословная российского герба” //”Родина” 1993 N1
Шиланов В., Семенович Н. “Флаги Русского флота” // “Советский музей”, 1990. N 3(113), с.59
Конов А. “Геральдика российская” //”Нева” 1985 N2.