Не с глаголами открытый урок. Конспект урока "правописание частицы не с глаголами". Тема: Повторение изученного в начальных классах
5 класс
Провела: Забелина Н.И.
Цели урока:
Образовательные:
расширить знания о глаголе
углубить знания учащихся о глаголе как части речи
познакомить с ролью частицы не и её раздельным написанием с глаголами
обеспечить усвоение нового материала с помощью заданий.
Воспитательные:
воспитание культуры учебного труда
создание творческого и благоприятного микроклимата в коллективе
воспитание бережного отношения к окружающим людям, уважение к труду
Развивающие:
развивать умение употреблять и правильно писать не с глаголами
развивать навыки точного употребления глаголов в речи
дать самостоятельную мыслительную работу учащихся
развивать внимание и память учащихся.
Задачи:
1) написания не с глаголами;
2) развивать речь учащихся .
Форма урока : урок – игра, урок усвоения новых знаний на основе изученного в начальной школе.
Оборудование: учебник «Русский язык» под редакцией Ладыженской Т.А., карточки, тесты, плакат «Не с глаголом», презентация.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Учитель : Долгожданный дан звонок, начинаем наш урок.
Подравнялись, стали ровно и ведём себя достойно.
Все подумали о деле и за парту тихо сели.
2. Сообщение темы и целей урока.
Сегодня мы с вами отправимся в сказочное королевство. Королю этого королевства пришла телеграмма от одного героя сказки
Колобок : Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл. Спасите меня!
Король этого королевства издал указ:
Король: Повелеваю: ребятам выполнить все задания зверей и спасти колобка!
Учитель : Но чтобы спасти колобка, мы с вами должны усвоить и закрепить знания по теме: «НЕ с глаголами» .
3 Актуализация опорных знаний .
Герои сказки «Колобок»
Пришли сегодня на урок.
Каждый задание принёс,
А вместо ответа поставил вопрос.
Обучающиеся: Мы выполним все задания и спасём Колобка.
Колобок: Я - Колобок, сбежал с окошка, деда с бабой огорчил.
Покатился по дорожке, в лапы к Зайцу угодил.
Заяц съесть меня хотел.
Заяц: Если ты решишь заданье, я тебя без наказанья
В путь- дорожку снаряжу и на волю отпущу.
Учитель : Надо быстро Колобка спасать.
Помочь от Зайчишки ему убежать!
Задание Зайца.
Рассказать о глаголе, используя опорные слова.
1.Глагол- это часть речи, которая обозначает … и отвечает на вопросы … .
2.Под словами «действие предмета» мы понимаем действия, которые обозначают … .
3.Глаголы изменяются по …
По лицам и числам глаголы изменяются в … времени, а в прошедшем- по … .
4.В предложении глагол бывает … и образует с подлежащим … .
Не забудь привести примеры.
2.Задание классу . Вот перед нами дворец, но все слова в нем заснули. Наша задача оживить все слова в этом дворце.
Упражнение « Оживи картину » (На доске написан текст.)
Ночь. Маленькая деревушка. Огни. Ветер. Одинокие деревья. Снег. Бесконечное поле.
Учитель: Прочитайте текст. Как вы думаете, как его можно оживить?
Ученик: Вставить в каждое предложение глаголы. (На доске записаны слова для справок: наступила, уснула, погасли, шумит, качаются, пошел, белеет)
Учитель: Какие слова «оживили» картину?
Ученик : Глаголы: НАСТУПИЛА, УСНУЛА, ПОГАСЛИ, ШУМИТ, КАЧАЮТСЯ, ПОШЕЛ, БЕЛЕЕТ.
Учитель: Почему именно эти слова «оживили» картину?
Ученик: Эти слова обозначают действия.
Учитель : Какой текст вам понравился?
Учитель: Запишите текст в тетрадь .
Учитель : Мы, ребята, помогли колобку уйти от зайчика, но на своём пути опять новое препятствие.
Вот навстречу серый Волк,
В Колобках он знает толк.
Чтобы Волк его не съел,
Колобочек наш запел.
Волк.
С песней, Колобочек, не спеши,
Лучше ты объяснение не с глаголами
Послушать поспеши.
2.Объяснение нового материала . Сегодня на уроке мы будем говорить о правописании не с глаголами. Что вы помните по этой теме из начальных классов?
Задача нашего урока - отработать умения правильного написания не с глаголами;
Работа с учебником. Давайте посмотрим, что говорится в учебнике по нашей теме (стр.231, п.107).
1) Прочитайте правило про себя. Обратите внимание на обозначение орфограммы.
2) Что нового увидели в этом правиле? (Что есть глаголы, которые с не пишутся слитно).
Кто уже запомнил и может повторить?
Учитель : Предлагаю перенестись на театральные подмостки!
(Дети инсценируют сказку Феликса Кривина «Сила любви»
Грамматическая сказка «Сила любви»
Гордую и упрямую частицу Не полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она ему: «Не верю».
Частица Не никогда не подходила к глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды Не и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь».
Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям и учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» И вдруг замерла от неожиданности, оказавшись в объятиях Глагола. Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, но и сама частица Не жить друг без друга не могут. (По Ф.Кривину)
Учитель : Ребята, скажите, когда мы употребляем частицу НЕ?
Ученик: Частицу НЕ с глаголами мы употребляем тогда, когда хотим сказать, что мы чего-то не сделали, не делаем, не будем делать или не умеем.
Учитель: Как пишется частица НЕ с глаголом? Что об этом сказано в сказке?
Ученик: Отдельно.
Вывод:
Не выучил, не делай,
Не знаешь, не спеши.
С глаголами отдельно
Частицу НЕ пиши.
НЕ с глаголом пиши раздельно.
Например: не ходил, не знал.
Для того чтобы выяснить, почему же в некоторых случаях частица не пишется слитно с глаголами, мы решим лингвистическую задачу. Сопоставьте (устно) примеры.
Неприятель взял город в осаду.
Не приятели это были, а враги.
Чем является не в первом предложении и чем - во втором? ((Приставкой, частицей).
Чем же будет не в словах негодую, ненавижу?
(Не является частью корня. Без неё эти слова не употребляются. Не в таких словах пишется слитно. Правописание этих слов нужно запоминать.
Вывод
:
Пишутся слитно
с
не
глаголы, которые без НЕ
не употребляются
:
Слова исключения:
Одно всем твердо нужно знать,
Ошибок чтоб не допускать:
Неволить, недоумевать,
Несдобровать, негодовать,
Неистовствовать, ненавидеть,
Неможется и невзлюбить.
Неймется и глагол невзвидеть
Без «не» никак не могут жить.
3.Закрепление нового материала . (У доски)
Словарно-орфографическая работа
Что же это за слова и каково их значение? В случае затруднения обратитесь к толковому словарю.
Недомогать-болеть.
Ненавидеть- испытывать ненависть.
Неволить- принуждать что-то сделать против желания.
Недоумевать-сомневаться, колебаться по поводу невозможности понять, в чём дело.
Негодовать-испытывать возмущение, крайнее недовольство .
Неистовствовать - безудержно буйствовать.
Задание Волка.
.
Восстановите пословицы, добавив в них глаголы с частицей НЕ!
Повинную голову меч
За двумя зайцами погонишься – ни одного
Слово – не воробей, вылетит –
Кто не работает, тот
Волков бояться – в лес
Семеро одного
Русский солдат преград.
Одна ласточка весны
Под лежачий камень вода
Хвастать – не косить, спина
В чём особенность слов, которые вы видите перед собой?
ненавидеть
негодовать
недоумевать
недомогать
неистовствовать
Образуйте от данных глаголов имена существительные. Сформулируйте правило правописания не с этими словами, общее для всех частей речи.
существительное
ненавидеть
негодовать
недоумевать
недомогать
неистовствовать
Физкультминутка
Не лениться! Не лениться!
На зарядку становиться!
Раз - согнуться, разогнуться,
Два - нагнуться, потянуться.
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять, шесть - тихо сесть.
Семь, восемь - лень отбросим.
Учитель: Какой глагол с отрицанием не? Запишите: Не лениться! Ребята, пусть эти слова станут не только девизом нашего урока, но и всей вашей жизни!
Учитель: Вдруг навстречу Косолапый.
Колобочек испугался, на пенёк скорей забрался.
Только начал песню петь, как медведь давай реветь.
Медведь:
Ты не пой мне, Колобок, лучше ты реши, дружок,
Трудное задание.
Ученики : Мы поможем тебе, Колобок. Всё выполним!
Задание Медведя.
Внимательно прочитайте и отгадайте загадки. 2.Запишите глаголы, раскрывая скобки. Устно объясните пропущенные орфограммы.
Б…жит, б…жит, (не)выб…жит. Т…чет, т…чет, (не) выт…чет (река). Всегда во рту, а (не)проглотишь (язык).Сроду он (не)ест, (не)пьет песни звонкие поет. И с урока на урок под…ет свой г…лосок (звонок). Овсом (не)кормят, кнутом (не)гонят. А как пашет – семь пудов тащит (трактор)
Вывод:
Учитель:
Вот и лисонька идёт
И такую речь ведёт.
Лиса: Съем тебя я, Колобок, но прежде дам тебе я срок:
Чтоб сумел за пять минут все выполнить, что есть вот тут.
Задание Лисы.
Тест по теме «ГЛАГОЛ. НЕ с глаголами»
1) нельзя его (не)волить
2) (не)растаял
3) (не)увидел
4) (не)доел кашу
1) (не)удивлялся
2) (не)обидит
3) (не)здороваемся
4) (не)здоровится
3. Укажите вариант ответа, в котором НЕ с глаголом пишется слитно:
1) (не)был в школе
2) (не)узнаешь
3) (не)навидел
4) (не)видишь
1) (не)домогать
2) (не)усвоит
3) (не)доделал
4) (не)заклеить
1) (не)успокоишься
2) шторм (не)истовствует
3) (не)сдержишь слово
4) (не)побежал
1. Укажите вариант ответа, в котором НЕ с глаголом пишется слитно:
1) (не)бояться
2) (не)собрать коллекции
3) (не)торопись в музей
4) (не)взлюбить невозможно
2. Укажите вариант ответа, в котором НЕ с глаголом пишется слитно:
1) о поездке (не)мечтай
2) (не)годовал
3) (не)хочется
4) (не)оставалось времени
4. Укажите вариант ответа, в котором НЕ с глаголом пишется слитно:
1) (не)найти
2) (не)доумевать
3) (не)ищешь
4) (не)испортилась
5. Укажите вариант ответа, в котором НЕ с глаголом пишется слитно:
1) (не)убирать
2) (не)выполнить
3) (не)хватает
4) (не)сдобровать
Начало формы
Итог урока .
Учитель : Что нам нужно было сделать, чтобы помочь Колобку? Конец формы
Ученики : Ч тобы спасти колобка, мы должны усвоить и закрепить знания
Русский язык 5 класс
Тема: «Правописание не с глаголами»
Цель: Познакомить учащихся с правилом написания частицы не с глаголами, развивать орфографическую зоркость, речь, мышление.
I .Психологический настрой
II .Чтение стихотворения
Кто не может жить без не?
Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица не.
Посмотрел я вокруг с доуменьем:
Что за лепое положенье!
Но кругом было тихо-тихо,
И во всем была разбериха,
И на взрачной клумбе у будки
Голубые росли забудки.
И погода стояла настная,
И гуляла собака счастная,
И, виляя хвостом уклюже,
Пробегала пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
Шел умытый, причесанный ряха,
А за ряхой по травке свежей
Шли суразный дотепа и вежа.
А из школы, взявшись за ручки,
Чинным шагом вышли доучки.
И навстречу всем утром рано
Улыбалась Царевна Смеяна.
Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы не.
Ребята, вы поняли меня? О чем идет речь?
Чего не хватает здесь? (частицы не)
О чем мы сегодня будем говорить? Тема урока?
Сформулируйте ее. (правописание частицы не с глаголами)
Запишем в тетради тему урока.
III .Создание проблемной ситуации
Вы видите, что есть слова, которые пишутся слитно.
Как узнать, когда слова пишутся слитно? Когда отдельно? Подумайте, ответьте на данный вопрос. Мне одной не справиться, помогите разобраться в этом вопросе.
Попробуйте составить кластер.
IV . Составление кластера
да
Употребляются ли глаголы без не?
нет
частицу не пишу раздельно частицу не пишу слитно
-
Умеете ли вы применять на практике то, что составили? Сейчас мы убедимся в этом, решив орфографическую задачу. V .Орфографическая задача (работа в парах) На доске слова: (Не)навидеть, (не)говорить, (не)умею, (не)волить, (не)годовать, (не)знать, (не)истовствовать, (не)боялся, (не)доумевать,(не)здоровится, (не)любить. Задание: разделите слова на две группы, подумайте, какие слова вы напишете слитно, какие отдельно. - Запишите слова в тетрадь. Вывод (учащиеся): в русском языке есть слова, которые нельзя употреблять без не. Нет таких слов как годовать, навидеть, поэтому их мы будем писать слитно. VI . Словарно-орфографическая работа -Прочитайте слова, которые вы записали слитно с частицей не. Это словарные слова. Правописание этих слов надо запомнить.Словарные слова
неволить
негодовать
ненавидеть
недоумевать
неистовствовать
VII . Лексическая работа (толкование слов) -Объясните смысл этих слов. -Что значит негодовать? Недоумевать? VIII . Сопоставительный анализ. - Ребята, вы изучаете казахский язык. Мне интересно, а есть ли в казахском языке отрицательная форма глагола? I Х. Сообщение ученика Задания по вариантам: (ученик сам дает) составить предложение I в.- со словом II в.- со словом Чтение предложений Вывод: Х. Музыкальная пауза. Выборочный диктант -Ребята, вы любите песни? - Я предлагаю вашему вниманию песню. К песне есть задание: слушая песню, выберите из текста и запишите в тетрадь глаголы в отрицательной форме (с частицей не) «Слушай да записывай!». Песня «Настоящий друг» Дружба крепкая не сломается, Не расклеится от дождей и вьюг. Друг в беде не бросит Лишнего не спросит 2р. Вот что значит Настоящий верный друг
Проверка : Как вы написали не с глаголами? Почему?
Х I .Творческое списывание (на местах)
Задание
: поставить на место пропуска, подходящие по смыслу глаголы с не, объяснить знаки препинание.Футбольная команда 5–го «А» класса в полном сборе. До начала матча осталось 2-3 минуты, а вратаря 5 «Б» класса Игоря Демидова все нет и нет. «Что же с ним случилось?» - ... (недоумевает) защита. «Сорвать решающий матч ! Как это можно?! » - (негодует) капитан. « ... (Ненавижу) я таких!» - открыто заявляет нападающий. «А, может, Игорь заболел. Ему всю неделю... (нездоровилось) » , - пытается защитить своего друга болельщик Олег Костин. Слова для справок: ненавижу, нездоровилось, негодует, недоумевает.
Взаимопроверка. Х II . Обобщение Задание : выберите слова, относящиеся к теме нашего урока, запишите в тетради. На доске: (Не)жил, (не)лепый, (не)уклюже, (не)большой,(не)видит, (не)ряха, (не)хочу,(не)доумевал,(не)дело, (не)смотрит, (не)бег, (не)был, (не)взлюбил. Проверка. -Слова каких частей речи остались? -Как они пишутся с не? Почему? Х III .Подведение итогов урока, выставление оценок XIV .Д/з. Составьте собственную модель правописания частицы «не», используемую в домашних условиях
1. На доске написаны пословицы :Слайд №1
- (Не) откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.
- В чужом доме (не) указывают.
- (Не) хвали сам себя, есть лучше тебя.
-Лодырю всегда (не)здоровится .
Прочитай пословицы вслух. Найди признаки, по которым их можно объединить между собой. )
А сейчас сформулируем тему нашего урока, запишем ее в тетради и на доске.
Перед вами слайд. Попробуйте сформулировать цели урока, используя опорные слова.
Слайду №2.
Вернемся к пословицам, прочитайте глаголы с НЕ.
Что вы помните о написании НЕ с глаголами?
Пробуем распределить все глаголы на 2 группы.
Назовите глагол, который без частицы НЕ не употребляется.
Как пишем глаголы, которые без НЕ не употребляются?
Такие глаголы составляют исключения.
1. Выстроим алгоритм рассуждений по теме « Написание глагола с частицей НЕ».
2.На доске написаны слова .
Развернуть доску. Письменно!!!
К словам левого столбика надо подобрать подходящие по смыслу глаголы из правого столбика и сделать запись в тетради.
Образец: Принуждать,заставлять–неволить
Сомневаться, удивляться -
Возмущаться –
Испытывать чувство вражды –
Болеть, плохо чувствовать
Обратите внимание, что, выполнив правильно это задание, мы с вами дали объяснение ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ каждого глагола
.Выстроим алгоритм рассуждений по теме « Написание глагола с частицей НЕ».
Обратить внимание на морфему и на частицу!!!
3. Работаем с сигнальными картами. Я читаю словосочетания и предложения, а вы поднимаете карточки. Слитно – синяя, белая – раздельно. Работаем по алгоритму, но прежде, чем мы приступим к выполнению задания, продолжите предложение
Не суди о человеке по наружности, не бросили товарища в беде, не стану мешать, недоумевать по поводу ответа, не хочу ссориться, негодовать из-за опоздания, не могу говорить, ураган неистовствует, не были на экскурсии, недомогать всю неделю, в решете воды не удержать, не знать правило, невзлюбить за злость, не сочувствовать другу, друзей не забывай.
3. Продолжим работу по правописанию не с глаголами
и разговор о правилах поведения. Для этого обратимся вновь к фольклору. Читаем пословицу и записываем не с глаголом в тетрадь.
4. Перед вами белые листочки с предложениями
Прочитайте эти предложения и внимательно рассмотрите таблицу. Посчитайте, сколько глаголов с НЕ в каждом предложении и проставьте цифры в таблице.
- А в каком порядке вы напишите предложения, чтобы получился целый связный текст? (3,4,1,5,2).
Какова основная мысль этого текста? (Поведение человека зависит от многого: от воспитания, знания необходимых правил и в большей степени от его совести).
Запишите готовый текст дома, раскрывая скобки, подчеркните орфограмму.
Упражнение 3
1. Он (не) оставит без помощи и внимания старых родителей, (не) обидит слабого, (не) унизит себя лицемерием и лестью.
2. Совестливый человек – значит, порядочный, честный человек, наделенный чувством достоинства, справедливости и доброты.
3. Совестливый человек дарит окружающим свет и теплоту человечности.
4. Совестливый человек (не) обманет, (не) украдет, (не) предаст.
5. На работе (не) схалтурит.
Количество глаголов с НЕ |
|
Д\З!!! Это будет вашим домашним заданием, сделать его нужно в тетради.
5.Работа в парах
Помогите восстановить пословицы. У вас на партах лежат карточки. Задание: соедините пословицы стрелками и обозначьте в глаголах изучаемую орфограмму.
Работа с пословицами в парах:
Кто (не) работает, | (не) дружит. |
С ложью правда | и рыбку из пруда. |
Без труда (не) вытащишь | (не) делает. |
Лень добра | тот (не) ест. |
Расстояние дружбе | (не) мешает. |
Врагу (не) кланяйся, | для друга жизни (не) жалей. |
С добрым делом | топором (не) разрубишь. |
Крепкую дружбу и | (не) опоздаешь. |
Плохо можется, | тот того и (не)навидит. |
Кто кого обидит, | коли (не) здоровится. |
Используемые педагогические технологии: Технология развития критического мышления
Цель урока: познакомить учащихся с правилом написания НЕ с глаголами.
Задачи урока:
Обучающие::
1. Познакомить с правилом написания частицы НЕ с глаголами;
2. Формировать навык написания частицы не с глаголами;
3. Повторить морфемный разбор слов;
4. Развить умение формулировать определение понятий;
5. Обогащать словарный запас учащихся;
6. Совершенствовать орфографические и умения.
Развивающие:
1. Осуществление системно-деятельностного подхода;
2. Развитие внимания;
3. Формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
4. Развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
5. Развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
6. Развивать умение применять новые знания;
7. Развитие творческих, речевых способностей учащихся;
8. Формирование логических умений;
9. Развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
Воспитательные:
1. Воспитание интереса и уважения к родному языку;
2. Воспитание ценностного отношения к слову;
3. Развитие коммуникативных УУД:
4. Создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.
Тип урока: изучение нового материала
Формы работы учащихся : фронтальная, индивидуальная, групповая.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, ЦОР, используемые на уроке.
Ход урока
1. Добрый день, ребята! Мы начинаем урок русского языка. Сегодня нас ожидает
много интересной работы, которая, я надеюсь, будет успешной и плодотворной. Сегодня мы с вами продолжим разговор о глаголе, а также обсудим вопрос. Какой? Вы определите сами.
2. Проверка домашнего задания (нет)
3. Объяснение нового материала.
Обратите внимание на доску. Выпишите слова с пропущенными орфограммами. (ЗА УСЕР..НОЕ ИСПОЛНЕНИЕ СВ..ЕГО ДОЛГА БЛАГОРОДНЫЙ ЧЕЛОВЕК В…ЗНАГР..ЖДАЕТ СЕБЯ УДОВЛЕТВОРЕНИЕМ, КОТОРОЕ ОН ПРИ ЭТОМ И..ПЫТЫВАЕТ, И (НЕ) ЗАБОТИ…Я О ПОХВ..ЛАХ, ПОЧЕТЕ И ПРИЗВАНИ, В КОТОРЫХ ЕМУ ПОДЧАС ОТКАЗЫВАЮТ)
На доске выделено слово ДОЛГ. Что значит это слово? (Долг - обязательство либо обязанность перед кем-либо, чем-либо)
Как это слово связано с вами? С дисциплиной? (ребята отвечают)
Пока класс работает с учителем, 1 ученик у доски заполняет дерево, выписывает из предложения все глаголы, и подбирает к ним морфологические яблоки. (Прошедшее время, неопределенная форма, настоящее время, будущее время, 3 лицо, единственное число, 2е лицо, множественное число и т.д.)
Какое слово из этих предложенных глаголов имеет при себе частицу? (не заботиться) Как будет звучать данная орфограмма? (правописание Не с глаголами)
Сможем ли мы правильно написать данную орфограмму? (нет)
Давайте с вами обратимся к табличке З-Х-У (у каждого ребенка распечатана на парте)
Для того, чтоб узнать как пишется Не с глаголом, давайте обратимся с вами к лингвистической сказке(распечатана одна на парту)
Читают. Гордую и упрямую частицу НЕ полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она: «Не верю».
Частица НЕ никогда не подходила к Глаголу близко, ведь почти всегда она пишется от него отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды НЕ и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь».
Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» И вдруг замерла от неожиданности: на этот раз Глагол остался рядом. Так он доказал, что в некоторых случаях, действительно, жить без неё не может.
Сказка поможет нам сформулировать правило. Для этого, используя сказку, сделайте вывод.
А теперь проверим как вы усвоили правило. Соедините 2 части.
Что объединяет эти глаголы? Как мы их запишем? Почему? А знаете ли вы их лексическое значение?
НЕГОДОВАТЬ - испытывать чувство негодования по отношению к кому-либо, чему-либо.
НЕЗДОРОВИТЬСЯ - состояние здоровья, недомогание, испытываемое кем-либо.
НЕВЗЛЮБИТЬ - почувствовать к кому-то, чему- либо сильное нерасположение, непрязнь.
А сейчас мы с вами поговорим еще об одном слове, которое без не не употребляется. НЕЛЬЗЯ. Скажите, чего нельзя делать на уроке ученику? Заполните кластер.
Что объединяет все эти глаголы? (3лицо, ед.число, не с глаголом пишутся раздельно)
А сейчас давайте проверим, насколько хорошо вы знакомы с глаголом (Верное и неверное утверждение)
- глагол - это самостоятельная часть речи?(да)
- Глагол отвечает на вопрос: какой?чей?(нет)
- глагол обозначает действие предмета? (да)
- глагол изменяется по времени (да)
- глагол изменяется по падежам?(нет)
- не с глаголом всегда пишутся отдельно?(нет)
- глагол не изменяется по родам в прошедшем времени?(нет)
- глагол в предложении является сказуемым?(да)
Тема: Повторение изученного в начальных классах
Урок: НЕ с глаголами. Написание -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах
Написание НЕ с глаголами
НЕ пишется с глаголами раздельно, кроме тех случаев, когда без НЕ глаголы не употребляются: не забыть, не смотреть, не хотеть , но: негодовать, недоумевать, ненавидеть, несдобровать, нездоровиться.
Глаголы с приставкой недо- и глаголы с приставкой до- и отрицательной частицей НЕ
Следует различать слитное написание глаголов с приставкой недо- и раздельное написание созвучных им глаголов с отрицательной частицей не и приставкой до- . Приставка недо- придает глаголам значение неполноты, недостаточности по сравнению с какой-нибудь нормой: недооценить силы противника . Глаголы с отрицанием не и приставкой до- обозначают действие, не доведенное до конца: не дочитать книгу, не досмотреть фильм до конца .
Сравните: не доедать суп - недоедать в годы войны . В первом случае глагол обозначает действие, не доведенное до конца, и пишется раздельно с частицей НЕ. Во втором примере глагол с приставкой недо - имеет значение недостаточности действия по сравнению с некоей нормой.
Приставка недо- часто бывает антонимична приставке пере-: недоварить - переварить, недовыполнить - перевыполнить .
Различаются по значению и написанию глаголы недоставать (быть в недостаточном количестве) и не доставать (не дотягиваться): недостает ему усидчивости, терпения; не достает рукой до окна .
Ь в глаголах на -тся (-ться)
Если глагол отвечает на вопросы что делать? что сделать? (т.е. перед нами неопределенная форма глагола), то Ь пишется. Например, он умеет (что делать?) кататься на лыжах. Он хотел (что сделать?) улыбнуться . Если же глагол отвечает на вопросы что делает? что сделает?, то Ь перед -ся не пишется. Он (что делает?) катается на лыжах . Он (что сделает?) улыбнется .
Домашнее задание
1. Запишите слова, раскрывая скобки.
(Не)мог, (не)навидит, (не)было, (не)хотят, (не)годовать, (не)забудет, (не)доумевал, (не)скроешь, (не)хватает, (не)здоровится.
2. Вставьте пропущенные буквы. В скобках поставьте вопрос к глаголу.
Картошка () вари…ся, картошке () вари…ся осталось недолго, перестань () кача…ся, он любит () учи…ся, он () учи…ся хорошо, пусть () старае…ся.
3. Раскройте скобки и вставьте пропущенные буквы.
Мне (не)здорови…ся, ему (не)спи…ся, она (не)ошибае…ся, (не)навижу ошиба…ся, они (не)боя…ся темноты, надо (не)боя…ся темноты.
1. Портал для всей семьи. Дополнительные задания ()
2. Интернет-портал tsya.ru. Мягкий знак в глаголах на -тся (-ться) ().
Литература:
1. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова - М.: Дрофа, 2008.
2. Русский язык. 5кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта - М.: Дрофа, 2010.
3. Русский язык. Практика. 5 кл.: под ред. А.Ю. Купаловой. - М.: Дрофа, 2012.