Анкетирование родителей первоклассников по адаптации. Анкета для оценки уровня школьной мотивации первоклассников (Лусканова Н.Г.). Охотно ли идет ребенок в школу
1. Охотно ли ваш ребенок идет в школу?
2. Вполне ли он приспособлен к новому режиму, принимает ли, как должное новый распорядок?
3. Переживает ли свои учебные успехи и неудачи?
4. Делится ли с вами своими школьными впечатлениями?
5. Каков преобладающий эмоциональный характер впечатлений?
6. Как преодолевает трудности при выполнении домашней работы?
7. Часто ли ребенок жалуется на товарищей по классу?
8. Справляется ли с учебной нагрузкой? (Степень напряжения.)
9. Как по сравнению с прошлым годом изменилось его поведение?
10.Жалуется ли на беспричинные боли, и если да, то как часто?
11.Когда ложится спать? Сколько часов в сутки спит? Изменился ли (если да, то как) по сравнению с прошлым годом характер сна?
1. Охотно ли идёт ребёнок в школу?
Неохотно(ДА)
Без особой охоты (ВДА)
Охотно, с радостью(А)
Затрудняюсь ответить
2. Вполне ли приспособился к школьному режиму? Принимает как должное новый распорядок?
Пока нет (ДА)
Не совсем (ВДА)
В основном, да(А)
Затрудняюсь ответить
3. Переживает ли свои учебные успехи и неуспехи?
Скорее нет, чем да (ДА)
Не вполне (ВДА)
В основном да (А)
Затрудняюсь ответить
4.Часто ли ребёнок делится с Вами школьными впечатлениями?
Иногда (ВДА)
Довольно часто(А)
Затрудняюсь ответить
5.Каков преобладающий эмоциональный характер этих впечатлений?
В основном отрицательные впечатления(ДА)
Положительных и отрицательных примерно поровну (ВДА)
В основном положительные впечатления(А)
6. Сколько времени в среднем тратит ребёнок на выполнение домашних заданий? (Укажите конкретную цифру)
7.Нуждается ли ваш ребёнок в Вашей помощи при выполнении домашних заданий?
Довольно часто(ДА)
Иногда (ВДА)
Не нуждается в помощи(А)
Затрудняюсь ответить
8. Как ребёнок преодолевает трудности в работе?
Перед трудностями сразу пасует(ДА)
Обращается за помощью (ВДА)
Старается преодолевать сам, но может отступить (ВДА)
Настойчив в преодолении трудностей(А)
Затрудняюсь ответить
9.Способен ли ребёнок сам проверить свою работу, найти и исправить ошибки?
Сам этого сделать не может (ДА)
Иногда может (ВДА)
Может, если его побудить к этому(А)
Как правило, может(А)
Затрудняюсь ответить
10. Часто ли ребёнок жалуется на товарищей по классу, обижается на них?
Довольно часто(ДА)
Бывает, но редко(ВДА)
Такого практически не бывает(А)
Затрудняюсь ответить
11. Справляется ли ребёнок с учебной нагрузкой без перенапряжения?
Скорее нет, чем да(ВДА)
Скорее да, чем нет(А)
Затрудняюсь ответить
А- адаптация
ВДА- возможна дезадаптация
ДА- дезадаптация
Подготовка к собранию.
I. Отпечатать анкеты для родителей.
Уважаемые (Ф. И. О. родителей)
Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты к собранию “Адаптация первоклассника к школе”. Ваши откровенные полные ответы на вопросы помогут нам в организации родительского собрания и работе с детьми.
Заранее благодарим за своевременно заполненную анкету (до … дата).
1. Охотно ли Ваш ребёнок посещал детский сад:
б) не всегда;
в) всегда с неохотой?
2. Есть ли у Вашего ребёнка желание ходить в школу:
б) не очень;
в) всегда с нежеланием?
3. По каким признакам Вы судите о том, что Ваш ребёнок хочет (не хочет) ходить в школу?
4. Чем болел Ваш ребёнок?
5. Часто ли болеет Ваш ребёнок:
6. Чем Ваш ребёнок болеет чаще всего?
7. Есть ли у ребёнка чёткий режим дня? Соблюдается ли он?
8. Чему Вы отдаёте предпочтение: обучению чтения, счёту или общему развитию памяти, внимания, мышления?
9. От чего, по-вашему, зависит красивый почерк? Как Вы помогаете ребёнку развивать кисть руки?
10. Что Вас больше всего беспокоит по вопросу адаптации ребёнка к школе?
Задайте вопросы учителю, психологу, завучу, другим родителям.
II. Написать приглашение на собрание каждой семье. Сделать его вместе с детьми на занятиях трудового обучения в виде школьного портфеля, внутри которого текст: Уважаемые (Ф. И. О. родителей)
Ваш ребёнок начал учиться в школе. Хорошо ли ему там? Ответить на многие волнующие Вас вопросы психологической адаптации ребёнка к школе поможет родительское собрание “Адаптация первоклассника к школе”
Несколько коротких правил
Показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения.
Нельзя никогда (даже в сердцах) говорить ребенку, что он хуже других.
Следует по возможности честно и терпеливо отвечать на любые вопросы ребенка.
Старайтесь каждый день находить время, чтобы побыть наедине со своим ребенком.
Учите ребенка свободно и непринужденно общаться не только со своими сверстниками, но и со взрослыми.
Не стесняйтесь подчеркивать, что вы им гордитесь.
Будьте честны в оценках своих чувств к ребенку.
Всегда говорите ребенку правду, даже когда вам это невыгодно.
Оценивайте только поступки, а не самого ребенка.
Не добивайтесь успеха силой. Принуждение есть худший вариант нравственного воспитания. Принуждение в семье создает атмосферу разрушения личности ребенка.
Признавайте права ребенка на ошибки.
Думайте о детском банке счастливых воспоминаний.
Ребенок относится к себе так, как относятся к нему взрослые.
И вообще, хоть иногда ставьте себя на место своего ребенка, и тогда будет понятнее, как вести себя с ним.
Уважаемые родители!
1. Организуйте, пожалуйста, уголок школьника, поддерживайте в нём порядок.
2. Перед началом выполнения домашнего задания выключите радио, телевизор. Не мешайте детям излишними замечаниями, громкими разговорами.
3. Не сидите с ребёнком за уроками, но ежедневно проверяйте их. Учите задания выполнять быстро, чётко, не отвлекаясь.
4. Научите ребёнка обстоятельно готовиться к завтрашнему дню:
Собрать школьные принадлежности;
Подготовить обувь, одежду.
5. Рационально организуйте режим дня:
Уроки готовить в установленное время, в проветренном помещении;
Отдыхать на свежем воздухе;
Вовремя ложиться спать.
Телевизор (компьютер) смотреть не более 1 часа.
6. К делам детей относитесь внимательно, доброжелательно, но вместе с тем, будьте требовательны к результатам его деятельности.
7. С самого начала учения вселяйте в детей веру и оптимизм: “Неудачи временны. То, что не получилось сегодня, получится завтра. ”
Работа с родителями и педагогами
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Адрес фактического проживания, ____________________________________________________________________________________________________________________________________
домашний телефон_________________________________________________
Семья полная,неполная (подчеркните)
Мать (ФИО) _________________________________________________________________
Образование ______________________________________________________ специальность_____________________________________________________
Место работы и должность __________________________________________
Рабочий тел._______________________________________________________
Отец __________________________________________________________________
Образование _______________________________________________________
специальность _____________________________________________________
Место работы и должность __________________________________________________________________рабочий телефон:___________________________________________________
Количество детей в семье и их возраст __________________________________________________________________
Особенности здоровья ребенка (часто ли болеет, имелись ли травмы, есть ли хронические заболевания и какие) ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Посещал ли ребенок детское дошкольное учреждение, с какого возраста и какое_____________________________________________________________
Каковы любимые занятия ребенка, чем интересуется __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
Развиты ли у Вашего ребенка навыки самообслуживания _________________________________________________________________
Особенности поведения Вашего ребенка (подчеркните): послушный, упрямый, добродушный, обидчивый, неуверенный, уверенный, смелый, внимательный, слишком подвижный, медлительный, тревожный, организованный, рассеянный, общительный, замкнутый, аккуратный и другие особенности, которые Вам хотелось бы отметить_____________________________________________________________________________________________________________________________
Требуется ли помощь со стороны специалистов (логопеда, психолога, социального педагога) __________________________________________________________________
Отношение ребенка к обучению в школе __________________________________________________________________
Имеем возможность помочь школе следующим образом: _________________
__________________________________________________________________
«_____» ___________________________ 200___ г.
Тестирование первоклассников на предмет адаптации в школе
Конец формы
Диагностическая работа с первоклассниками на этапе их адаптации к школе проходит с использованием метода наблюдения, анкетирования, обследования на предмет сформированности предпосылок учебной деятельности.
Анкета для родителей первоклассников
Класс
Школа №
Фамилия, имя ребенка
Просим Вас ответить на приведенные ниже вопросы. Подчеркните тот вариант, который кажется Вам наиболее подходящим к Вашему ребенку.
1. Охотно ли идет ребенок в школу?
Неохотно (ДА)
Без особой охоты (ВДА)
Охотно, с радостью (А)
Затрудняюсь ответить
2. Вполне ли приспособился к школьному режиму? Принимает ли как должное новый распорядок?
Пока нет (ДА)
Не совсем (ВДА)
В основном, да (А)
Затрудняюсь ответить
3. Переживает ли свои учебные успехи и неуспехи?
Скорее нет, чем да (ДА)
Не вполне (ВДА)
В основном да (А)
Затрудняюсь ответить
4. Часто ли ребенок делится с Вами школьными впечатлениями?
Иногда (ВДА)
Довольно часто (А)
Затрудняюсь ответить
5. Каков преобладающий эмоциональный характер этих впечатлений?
В основном отрицательные впечатления (ДА)
Положительных и отрицательных примерно поровну (ВДА)
В основном положительные впечатления (А)
6. Сколько времени в среднем тратит ребенок ежедневно на выполнение домашних заданий? (укажите конкретную цифру)
7. Нуждается ли ребенок в Вашей помощи при выполнении домашних заданий?
Довольно часто (ДА)
Иногда (ВДА)
Не нуждается в помощи (А)
Затрудняюсь ответить
8. Как ребенок преодолевает трудности в работе?
Перед трудностями сразу пасует (ДА)
Обращается за помощью (ВДА)
Старается преодолеть сам, но может отступить (ВДА)
Настойчив в преодолении трудностей (А)
Затрудняюсь ответить
9. Способен ли ребенок сам проверить свою работу, найти и исправить ошибки?
Сам этого сделать не может (ДА)
Иногда может (ВДА)
Может, если его побудить к этому (А)
Как правило, может (А)
Затрудняюсь ответить
10. Часто ли ребенок жалуется на товарищей по классу, обижается на них?
Довольно часто (ДА)
Бывает, но редко (ВДА)
Такого практически не бывает (А)
Затрудняюсь ответить
11. Справляется ли ребенок с учебной нагрузкой без перенапряжения?
Нет (ДА)
Скорее нет, чем да (ВДА)
Скорее да, чем нет (А)
Затрудняюсь ответить
А - адаптация
ВДА - возможна дезадаптация
ДА - дезадаптация
Анкета для определения школьной мотивации учащихся начальных классов
1. Тебе нравится в школе или не очень?
Не очень
Нравится
Не нравится
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
Чаще хочется остаться дома
Бывает по-разному
Иду с радостью
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы в школу или остался бы дома?
Не знаю
Остался бы дома
Пошел бы в школу
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
Не нравится
Бывает по-разному
Нравится
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
Хотел бы
Не хотел бы
Не знаю
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
Не знаю
Не хотел бы
Хотел бы
7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
Часто
Редко
Не рассказываю
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
Точно не знаю
Хотел бы
Не хотел бы
9. У тебя в классе много друзей?
Мало
Много
Нет друзей
10. Тебе нравятся твои одноклассники?
Нравятся
Не очень
Не нравятся
Тестирование учащихся в целях диагностики успешности адаптации к школьному обучению, предлагается по следующим методикам:
1. «Беседа о школе», предназначенная для исследования «внутренней позиции школьника» (авторы: Д.Б. Эльконин, А.Г. Венгер) Показателями «внутренней позиции школьника» являются:
· положительное отношение к поступлению в школу и пребыванию в ней, как к совершенно естественному и необходимому событию в жизни;
· особый интерес к новому, собственно школьному содержанию занятий;
· отказ от характерных для дошкольного детства ориентации в плане организации деятельности и поведения;
2. Тест на эмоциональное отношение к школе («Домики»), применяемый в целях выявления полюса преобладающих эмоций по отношению к школе и школьному обучению (авторы: Д.Б. Эльконин, А.Г.Венгер);
3. Методика изучения мотивов учения, предназначенная для диагностики ведущей мотивации учения (автор М.Ю. Гинзбург). При диагностике выявляются преобладающие мотивы посещения школы и обучения из следующего ряда: позиционный, учебный, игровой, мотив получения отметки, социальный, внешний.
Методика «Графический диктант» Д. Б. Эльконина
Предназначена для исследования ориентации в пространстве. С ее помощью также определяется умение внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого. Для проведения методики ребенку выдается тетрадный лист в клеточку с нанесенными на нем друг под другом четырьмя точками. Сначала ребенку дается предварительное объяснение: «Сейчас мы с тобой будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно слушать меня, я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону ты должен проводить линию. Проводится только та линия, которую я скажу. Следующую линию надо начинать там, где кончается предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги». После этого исследователь вместе с ребенком выясняют, где у него правая, где левая рука, показывают на образце как проводить линии вправо и влево. Затем начинается рисование тренировочного узора.
«Начинаем рисовать первый узор. Поставь карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуем линию: одна клеточка вниз. Не отрываем карандаш от бумаги. Теперь одна клеточка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжай рисовать узор сам».
При диктовке делаются достаточно длительные паузы. На самостоятельное продолжение узора ребенку дается 1-1,5 минуты. Во время выполнения тренировочного узора исследователь помогает ребенку исправлять допущенные ошибки. В дальнейшем такой контроль снимается.
«Теперь поставь карандаш на следующую точку. Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. А теперь продолжай рисовать этот узор сам».
«Поставь карандаш на следующую точку. Внимание! Три клетки вверх. Две клетки вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка влево (слово «влево выделяется голосом). Две клетки вниз. Две клетка вправо. Три клетки вверх. Две клетки вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка влево. Две клетки вниз. Две клетки вправо. Три клетки вверх. Теперь продолжай сам».
«Теперь поставь карандаш на самую нижнюю точку. Внимание! Три клетки вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка влево. Две клетки вверх. Три клетки вправо. Две клетки вниз. Одна клетка влево. Одна клетка вниз. Три клетки вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка влево. Две клетки вверх. Теперь продолжай рисовать узор сам».
Оценка результатов. Результаты выполнения тренировочного узора не оцениваются. В основных узорах отдельно оценивается выполнение диктанта и самостоятельное рисование:
4 балла – точное воспроизведение узора (неровность линии, «грязь» не учитываются);
3 балла – воспроизведение, содержащее ошибку в одной линии;
2 балла – воспроизведение, содержащее несколько ошибок;
1 балл – воспроизведение, в котором имеется лишь сходство отдельных элементов с узором;
0 баллов – отсутствие сходства.
За самостоятельное выполнение задания оценка идет по каждой шкале. Таким образом, ребенок получает 2 оценки за каждый узор, колеблющиеся от 0 до 4 баллов. Итоговая оценка за выполнение диктанта выводится из суммирования минимальной и максимальной оценки за выполнение 3 узоров (средняя не учитывается). Аналогично подсчитывается средний балл за самостоятельную работу. Сумма этих оценок дает итоговый балл, который может колебаться от 0 до 16 баллов. В дальнейшем анализе используется только итоговый показатель, который интерпретируется следующим образом:
0-3 баллов – низкий;
3-6 баллов – ниже среднего;
7-10 баллов – средний;
11-13 баллов – выше среднего;
14-16 баллов – высокий
Адаптация первоклассника
Очень сложным для первоклассников (и тех, кто учится с 6, и тех, кто учится с 7 лет) является период адаптации к школе. Обычно он составляет от 4 до 7 недель. В адаптационный период некоторые дети очень шумны, кричат, без удержу носятся по коридору, на уроках часто отвлекаются, с учителями ведут себя довольно развязно: другие, напротив, зажаты, скованны, излишне робки, стараются держаться незаметно, смущаются, когда к ним обращается учитель, при малейшей неудаче или замечании плачут: у некоторых детей нарушается сон, аппетит, они становятся очень капризны, вдруг возрастает интерес к играм, игрушкам, книжкам для совсем маленьких детей, увеличивается количество заболеваний. Все эти нарушения вызваны той нагрузкой, которую испытывает психика ребенка, его организм в связи с резким изменением образа жизни, значительным увеличением и качественным усложнением тех требований, которым ребенок должен отвечать. Конечно, не у всех детей адаптация сопровождается подобными отклонениями, но есть первоклассники, у которых наблюдаются множественные функциональные отклонения.
Большинство детей адаптируются к школе достаточно быстро, однако есть первоклассники, у которых этот процесс сильно затягивается, а у некоторых полноценной адаптации к школе на первом году обучения так и не происходит. Такие дети часто и долго болеют, причем болезни во многом носят психосоматический характер: эти дети составляют “группу риска” с точки зрения возникновения школьного невроза. Дети с затянутым процессом адаптации во всех отношениях нуждаются в особом внимании со стороны школьного психолога.
Адаптация - привыкание, “вписывание” человека в какую – то среду. Противоположностью ей является дезадаптация. Это понятие стало использоваться сравнительно недавно для описания различных проблем и трудностей, возникающих у детей в связи с обучением в школе. Эти проблемы могут быть связаны с затруднениями в учебе, конфликтами с одноклассниками, физическим дискомфортом или недомоганием, тревожностью и страхами.
Главная причина школьной дезадаптации в младших классах связана с семейным воспитанием. Если ребенок приходит в школу из семьи, где он не чувствовал переживание “мы”, он и в новую социальную общность – школу – входит с трудом. Он бессознательно стремится к отчуждению, не принимает норм.
Проявление школьной дезадаптации у младших школьников
Форма дезадаптации |
Чем могут помочь родители |
Неспособность произвольно управлять своим поведением |
Поддерживать доброжелательное отношение к окружающим. Закреплять нормы и ограничения. |
Неспособность принять темп школьной жизни (особенно у самотически ослабленных детей с ослабленным типом нервной системы) |
Развивать волю. Применять рисование, конструирование, которые помогают развивать внимание |
Школьный невроз, “фобия школы”,- неумение разрешить противоречие между семейными и школьными “мы” |
Всячески украшать в сознании ребёнка образ школы, не говорить плохо о школе, участвовать в школьных делах |
Для успешной адаптации первоклассников очень важна мотивация учения. На первом году она в основном обеспечивается взрослыми. От того, как они реагируют на попытки малышей освоить или узнать что-то новое, во многом зависит, захотят ли первоклассники учиться. Для развития учебной мотивации важно, чтобы первые шаги ребенка в школе встречали заинтересованность и понимание со стороны взрослых.
Анкета “Оценка уровня школьной мотивации”
Детям предлагается ответить ответы на 10 вопросов, которые оцениваются от 0 до 3 баллов (отрицательный ответ – 0 баллов, нейтральный – 1 балл, положительный – 3 балла).
Вопросы анкеты
- Тебе нравится в школе или не очень?
- Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе хочется остаться дома?
- Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, ты пошел бы в школу или остался дома?
- Тебе нравится, когда у вас отменяют какие- нибудь уроки?
- Ты хотел бы, чтобы не задавали домашних заданий?
- Ты хотел бы, чтобы в школе остались однипредметы?
- Ты часто рассказываешь о школе родителям?
- Ты бы хотел, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
- У тебя в классе много друзей?
- Тебе нравится твои одноклассники?
Учащиеся набравшие 25–30 баллов, характеризуются высоким уровнем школьной адаптации, 20–24 балла характерны для средней нормы, 15–19 баллов указывают на внешнюю мотивацию, 10–14 баллов свидетельствуют о низкой школьной мотивации и ниже 10 баллов – о негативном отношении к школе, школьной дезадаптации.
“Цепочка родительских советов”.
1. Вера в успех.
В семьях, где верят в успех ребенка, как правило, он уверенно делает свои первые шаги. “Я в тебя верю”, “У тебя так хорошо получается аппликация”, “Это какие же надо умелые пальчики иметь, чтобы сделать такую поделку”,- вот слова, с которыми можно обратиться к ребенку.
2. Положительные установки.
Не допускать никаких негативных установок в отношении ребенка: “Вот пойдешь в школу, там за тебя возьмутся”. Примерные выражения, помогающие ребенку надеяться на лучшее: “Не бойся, у тебя все получится, как надо”, “Я тоже не сразу научилась делать это хорошо”, “я знаю, ты стараешься, и очень скоро у тебя будет получаться, как надо”.
3. Любовь родителей.
Любовь родителей ребенок должен чувствовать постоянно. Проявления любви: касания, объятия, улыбки, взгляды, слова: “Как хорошо, что ты у меня есть” и.т.д., особенно это важно, когда у ребенка что-то не получается. Грубость, резкость, насилие могут породить массу негативных последствий.
4. Приучение к режиму.
Именно на первых порах учения важно четко и однозначно показать ребенку, что входит в круг его новых обязанностей. Добиться их выполнения - значит, организовать жизнь ребенка. Что поможет ему в учебном труде.
5.Выполнение установленных правил.
Это хорошо известные правила: не шуметь на уроках, не разговаривать с соседом, не заниматься посторонними делами, поднимать руку, сидеть прямо, не наклоняться низко при письме. Родители вместе с учителем могут помочь ребенку быстро овладеть этими правилами, если они будут их обсуждать с ребенком, показывая, как важно для него и для других детей их безупречное выполнение.
Вопрос 1. “Как “приохотить ребенка к учению, не нанося при этом вреда. Мне кажется, я так придирчиво отношусь к ошибкам сына, что у него пропадает всякий интерес к познанию”.
- “Никогда не ругайте ребёнка. Сочувствуйте и помогайте”.
- “Вам мешают раздражение, усталость? В таком состоянии лучше не вмешиваться в дело ребёнка”.
- “Представьте себе, что вы перешли на новую работу. Каково вам? А ведь ребёнку ещё труднее: ведь в его жизни всё изменилось. Поэтому не требуйте от него невозможного”.
- Следуйте правилу: не вмешиваться в дело, которым занят ребенок. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: “С тобой все в порядке! Ты конечно, справишься”. В конце одобрите старания ребенка, несмотря на результат. Запомните 2-3 ошибки ребенка, которые вам показались особенно досадными. Найдите свободное время и спокойным тоном поговорите о них, попытайтесь отработать правильный вариант.
Вопрос 2. «Как быть в ситуациях, когда у ребенка ничего не получается, он нервничает и даже плачет?»
Очень хорошо начать со слов: “давай вместе”. Эти волшебные слова открывают ребенку дверь в область новых умений, знаний, увлечений. Это – не просто добрый совет, а феномен, открытый выдающимся психологом Л.С. Выготским. Он назвал его “зоной ближайшего развития”. Каждый родитель должен о нем знать.
Вопрос 3 . У моего ребенка нередко возникают конфликты со сверстниками. Как с этим бороться?
Для начала пусть ребёнок “познакомит” вас с одноклассниками. Расскажет о соседях по парте, по ряду. В дальнейшем можно будет расспрашивать ребенка о взаимоотношениях в классе, его личных симпатиях и антипатиях. Старайтесь, чтобы ваш сын или дочь больше говорили о положительном и интересном в отношениях с одноклассниками. Не провоцируйте ребенка на “ябедничество”. Лучше не задавать вопросов типа: “Кто у вас в классе больше всех хулиганит?” или “У кого самые плохие отметки?” Предпочтительнее задавать вопросы, помогающие создать, укрепить положительное, доброе, уважительное отношение к одноклассникам: К кому всегда можно обратиться за помощью?”, “С кем интереснее всего играть?”, “Кто самый веселый? и. т.п.
Адаптация первоклассника к школьному обучению.
Адаптация к школе - это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему. Большинство первоклассников приходят в школу из детского сада. Там были игры, прогулки, спокойный режим, дневной сон, всегда рядышком воспитательница. Там нынешние первоклассники были самыми старшими детьми! В школе все по-другому: здесь - работа в достаточно напряженном режиме и новая жесткая система требований. Для того, чтобы приспособиться к ним, нужны силы и время.
Период адаптации ребенка к школе длится от 2-3 недель до полугода. Это зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребенка, типа учебного заведения, уровня сложности образовательных программ, степени подготовленности ребенка к школе и т.д. Очень важна поддержка родных - мамы, папы, бабушек и дедушек.
Вот признаки успешной адаптации:
Первокласснику в школе нравится, он идет туда с удовольствием, охотно рассказывает о своих успехах и неудачах. В то же время, он понимает, что главная цель его пребывания в школе - учение, а не экскурсии на природу и не наблюдение за хомячками в живом уголке.
Первоклассник не слишком устает: он активен, жизнерадостен, любопытен, редко простужается, хорошо спит, почти никогда не жалуется на боль в животе, голове, горле.
Первоклассник достаточно самостоятелен: без проблем переодевается на физкультуру (легко завязывает шнурки, застегивает пуговицы), уверенно ориентируется в школьном здании (может купить булочку в столовой, сходить в туалет), при необходимости сумеет обратиться за помощью к кому-нибудь из взрослых.
У него появились друзья-одноклассники, и вы знаете их имена.
Ему нравится его учительница и большинство учителей, ведущих дополнительные предметы в классе.
На вопрос: "А может быть, лучше вернуться в детский сад?" он решительно отвечает: "Нет!"
А что представляет собой школьная дезадаптация?
Это когда все наоборот: сниженное настроение, пассивность, плаксивость, неадекватное беспокойство, тревоги, страхи. Сюда же относятся низкая успеваемость, драки со сверстниками и конфликты с учителями, плохой сон, частые простуды, обострение хронических заболеваний.
К сожалению, число детей, с трудом привыкающих к школе, год от года не уменьшается. Об этом говорят учителя начальных классов, это видно и по результатам диагностики, которую мы проводим каждый год в конце октября или начале ноября. Диагностическая работа с первоклассниками на этапе их адаптации к школе проходит с использованием метода наблюдения, анкетирования, обследования на предмет сформированности предпосылок учебной деятельности.
Ниже приводятся некоторые методики, применимые на этапе адаптации ребенка к школьному обучению.
Цель методик:
-психологическая адаптация детей.
По форме организации содержания и процесса педагогической деятельности данные методики носят комплексный характер и включает в себя несколько блоков, каждый из которых призван решать определенные задачи умственного, эстетического и нравственного развития ребенка посредством системы специально организованных занятий.
В ходе исследования были проведены методики по диагностики изучения мотивационной сферы учащихся.
1. Методика «Градусник»
Перед процедурой диагностирования учитель проводит предварительную беседу с учащимися, в ходе которой он предъявляет предмет, который есть в каждом доме. Это - градусник. Педагог объясняет ребятам, что при высокой температуре человеку плохо и тревожно. Такая температура бывает 38°, 39°, 40°, 41° (цифры записывает на доске). Нормальная температура человека - 36, 6°. У него нет тревоги, все хорошо, у него все получается, он здоров. Температура бывает 35°. При такой температуре человек испытывает слабость, усталость, отсутствие интересов и желания что-либо делать. После объяснения педагог предлагает учащимся поиграть в игру. Он будет называть учебные предметы, а ребятам предлагается пофантазировать и назвать или написать ту температуру, которая них условно появляется при назывании этого предмета. Пример:
русский язык - 39°
математика - 36,6° и т.д.
Это позволяет определить степень тревожности первоклассников, которая связана с учебной деятельностью.
Данная диагностика показала, что наибольшую степень тревожности у первоклассников вызывают такие предметы, как окружающий мир, рисование, чтение. Это связано с психологическими и физическими особенностями детей.
2. Методика «Краски»
Учащиеся класса получают набор красок или фломастеров. А также листы рисовальной бумаги. На каждом листе нарисовано 10 кружков. Учащимся педагог называет десять предметов, связанных со школой. Задача учащихся - раскрасить кружки самостоятельно, определив в какой цвет окрасить тот или иной предмет. Предметы, которым необходимо дать ту или иную окраску, это звонок, книга, учитель, портфель, класс, физкультура, школа, урок, домашнее задание, тетрадь. Если ребенок окрашивает предмет в темный или вовсе в черный цвет, это говорит о том, что он испытывает учебное затруднение, которое связано с его успешностью в учебной деятельности.
4. Методика «Солнце, тучка, дождик»
Каждый ученик класса получает лист бумаги, на котором нарисованы солнце, тучка, дождик в трех вариантах. Учащимся предлагается определить их самочувствие в классе, дома, с друзьями с помощью погодных явлений. Учащимся нужно ответить на вопросы и подчеркнуть то состояние, которое соответствует их настроению.
В классе мне -
С друзьями мне -
Дома мне -
Диагностическая методика «Солнце, туча, дождик» позволила определить, как себя ощущает ребенок в различных ситуациях. Настроение в школе дети обозначили солнцем, это связано с появлением новых друзей и новой социальной роли.
5. Методика «Что мне нравится в школе» (рисунок)
Несоответствие рисунков теме указывает на:
а) мотивационную незрелость ребенка, отсутствие у него школьной мотивации и преобладание других, чаще всего игровых мотивов. (В этом случае дети рисуют машины, игрушки, военные действия, узоры и прочее);
б) детский негативизм. Такое поведение свойственно детям с завышенным уровнем притязаний и трудностями приспособления к школьным требованиям. (Ребенок упорно отказывается рисовать на школьную тему и рисует то, что он лучше всего умеет и любит рисовать);
в) непонимание и неверное истолкование задачи. Чаще всего это свойственно детям с задержкой психического развития (дети ничего не рисуют или копируют у других детей сюжеты, не имеющие отношения к данной теме). Такие ситуации оцениваются 0 баллов.
При соответствии рисунков заданной теме учитывается их сюжет:
а) учебные ситуации свидетельствуют о высокой школьной мотивации, учебной активности и наличии у школьника познавательных мотивов (30 баллов);
б) ситуации неучебного характера с внешними школьными атрибутами свойственны детям с положительным отношением к школе по внешней мотивации (20 баллов);
в) игровые ситуации в школе свойственны детям с положительным отношением к школе, но преобладанием игровой мотивации (10 баллов).
Анкета. Оценивать уровень школьной мотивации можно также и с помощью специальной анкеты, ответы на 10 вопросов которой оцениваются от 0 до 3 баллов (отрицательный ответ – 0 баллов, ней тральный – 1, положительный – 3 балла).
Вопросы анкеты
1. Тебе нравится в школе или не очень?
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе хочется остаться дома?
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, ты бы пошел в школу или остался дома?
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
5. Ты хотел бы, чтобы не задавали домашних заданий?
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
8. Ты бы хотел, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
9. У тебя в классе много друзей?
10. Тебе нравятся твои одноклассники?
Шкала оценок. Учащиеся, набравшие 25-30 баллов, характеризуются высоким уровнем школьной адаптации, 20-24 балла характерны для средней нормы, 15-19 баллов, указывают на внешнюю мотивацию, 10-14 баллов свидетельствуют о низкой школьной мотивации и ниже 10 баллов – о негативном отношении к школе, школьной дезадаптации.
Анкета для родителей первоклассников
Класс
Школа
Фамилия, имя ребенка
Просим Вас ответить на приведенные ниже вопросы. Подчеркните тот вариант, который кажется Вам наиболее подходящим к Вашему ребенку.
1. Охотно ли идет ребенок в школу?
Неохотно (ДА)
Без особой охоты (ВДА)
Охотно, с радостью (А)
Затрудняюсь ответить
2. Вполне ли приспособился к школьному режиму? Принимает ли как должное новый распорядок?
Пока нет (ДА)
Не совсем (ВДА)
В основном, да (А)
Затрудняюсь ответить
3. Переживает ли свои учебные успехи и неуспехи?
Скорее нет, чем да (ДА)
Не вполне (ВДА)
В основном да (А)
Затрудняюсь ответить
4. Часто ли ребенок делится с Вами школьными впечатлениями?
Иногда (ВДА)
Довольно часто (А)
Затрудняюсь ответить
5. Каков преобладающий эмоциональный характер этих впечатлений?
В основном отрицательные впечатления (ДА)
Положительных и отрицательных примерно поровну (ВДА)
В основном положительные впечатления (А)
6. Сколько времени в среднем тратит ребенок ежедневно на выполнение домашних заданий? (укажите конкретную цифру)
7. Нуждается ли ребенок в Вашей помощи при выполнении домашних заданий?
Довольно часто (ДА)
Иногда (ВДА)
Не нуждается в помощи (А)
Затрудняюсь ответить
8. Как ребенок преодолевает трудности в работе?
Перед трудностями сразу пасует (ДА)
Обращается за помощью (ВДА)
Старается преодолеть сам, но может отступить (ВДА)
Настойчив в преодолении трудностей (А)
Затрудняюсь ответить
9. Способен ли ребенок сам проверить свою работу, найти и исправить ошибки?
Сам этого сделать не может (ДА)
Иногда может (ВДА)
Может, если его побудить к этому (А)
Как правило, может (А)
Затрудняюсь ответить
10. Часто ли ребенок жалуется на товарищей по классу, обижается на них?
Довольно часто (ДА)
Бывает, но редко (ВДА)
Такого практически не бывает (А)
Затрудняюсь ответить
11. Справляется ли ребенок с учебной нагрузкой без перенапряжения?
Нет (ДА)
Скорее нет, чем да (ВДА)
Скорее да, чем нет (А)
Затрудняюсь ответить
А - адаптация
ВДА - возможна дезадаптация
ДА - дезадаптация
Проведенные методики позволили выявить проблемы, с которыми столкнулись первоклассники в адаптационный период и использовать полученные результаты в практической деятельности по сплочению детского коллектива и повышению мотивации к учебной деятельности.
Адаптация к условиям обучения у разных детей проходит по-разному. Адаптация ребёнка к школе зависит от разных факторов: его здоровья, умения общаться, готовности принять новые правила, от развития волевой, мотивационной сферы и других.
Успешность адаптации первоклассника влияет на его школьные успехи, проявляется в поведении, общении, здоровье.
Длиться адаптация может до нескольких месяцев.
Предлагаемая анкета позволяют систематизировать ваши наблюдения за ребёнком и оценить степень его адаптации к школе.
Анкету можно использовать несколько раз: например, в конце каждого месяца.
Что делать, если результаты анкетирования показали низкий уровень адаптации или дезадаптацию?
Прежде всего не паниковать. Если вы отвечали на вопросы в сентябре, то возможно, что индивидуальные темпы привыкания вашего ребёнка к школе таковы, что он ещё не перестроился «на новый лад».
Как помочь? Проанализировать и понять, в чём более всего необходима поддержка ребёнку. Возможно, это проблемы с принятием новых правил, тогда постарайтесь объяснить, для чего они нужны. Сложности в общении с одноклассниками? Помогите ребятам сдружиться: пригласите в гости, организуйте совместную игру или мини-поход. Вы предоставите детям возможность отдохнуть и подружиться. Ребёнок устаёт, не выдерживает темпа работы на уроке, стал капризен? Возможно, нужна помощь в организации деятельности ребёнка, в налаживании его режима дня.
Если повторное тестирование,например, в ноябре, даст схожую картину (адаптация первоклассника не может быть названа успешной), то вы можете обратиться за советом и к учителю, и к школьному психологу. Возможно, понадобится консультация врача — особенно для детей часто болеющих, с хроническими заболеваниями, стоящими на учёте у узких специалистов (невропатолог, кардиолог).
Анкета для родителей первоклассников «Адаптация ребенка к школе» (Битянова М.Р.).
Данная анкета направлена на определение уровня сформированности предпосылок учебной деятельности и адаптации первоклассника к школьному обучению.
Родителям предлагаются вопросы и варианты ответов. Родители выбирают тот ответ, который является наиболее подходящим к их ребенку.
1. Охотно ли идет ребенок в школу?
· неохотно (ДА)
· без особой охоты (ВДА)
Охотно, с радостью (А)
2. Вполне ли приспособился к школьному режиму? Принимает ли как должное новый распорядок?
· пока нет (ДА)
· не совсем (ВДА)
· в основном, да (А)
3. Переживает ли свои учебные успехи и неуспехи?
· скорее нет, чем да (ДА)
· не вполне (ВДА)
· в основном да (А)
4. Часто ли ребенок делится с вами школьными впечатлениями?
· иногда (В ДА)
· довольно часто (А)
· затрудняюсь ответить
5. Каков преобладающий эмоциональный характер этих впечатлений?
· в основном отрицательные впечатления (ДА)
· положительных и отрицательных примерно поровну (ВДА)
· в основном положительные впечатления (А)
6. Сколько времени в среднем тратит ребенок на приготовление домашнего задания? (укажите конкретную цифру).
7. Нуждается ли ребенок Вашей помощи при выполнении домашних заданий?
· довольно часто (ДА)
· иногда (В ДА)
· не нуждается в помощи (А)
8. Как ребенок преодолевает трудности в работе?
· перед трудностями сразу пасует (ДА)
· обращается за помощью (ВДА)
· старается преодолеть сам, но может отступить (ВДА)
· настойчив в преодолении трудностей (А)
9. Способен ли ребенок сам проверить свою работу, найти и исправить ошибки?
· сам этого сделать не может (ДА)
· иногда может (ДА)
· может, если его побудить к этому (А)
· как правило, может (А)
10. Часто ли ребенок жалуется на товарищей по классу, обижается на них?
· довольно часто (ДА)
· бывает, но редко (ВДА)
· такого практически не бывает (А)
11. Справляется ли ребенок с учебной нагрузкой без напряжения?
· нет (ДА)
· скорее нет, чем да (ВДА)
· скорее да, чем нет (А)
А — адаптация; ВДА — возможная дезадаптация; ДА — дезадаптация.
При обработке результатов анкеты подсчитывается количество ответов по каждому показателю и делается вывод об уроне адаптации первоклассников к школе.
Источник анкеты: Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. – М.: Образоват.центр “Педагогический поиск”, 1997