Планирование по фэмп во 2 младшей группе. Перспективное планирование по математике во II мл. гр. Пространственное представление у детей
Все родители хотят, чтобы их ребёнок был умным и развитым. Поэтому многие стараются научить малышей сразу считать и писать. Педагоги не рекомендуют таким образом заниматься с детьми. Они считают, что сначала ребёнок должен освоить элементарные математические представления. Это не цифры. В первую очередь ребёнок должен понимать: мало, много, верх, низ, большой, маленький и т. д. Цифры - малая часть математики. Они должны быть доступны для малыша не раньше 4-х лет. С каждым годом у ребёнка всё больше расширяется представление о математике. Дети во второй младшей группе хорошо осваивают, какие бывают формы, цвета и др. Даже считается математикой. Поэтому ФЭМП во второй младшей группе не предусматривает цифры.
Перед обучением надо разработать план занятий на год. Так вы будете уверены, что дети получат все необходимые представления о математике.
Планирование по ФЭМП в ДОУ
Трудно представить школу без математики. Готовят к ней детей с младшего возраста. Родители и воспитатели прикладывают немало усилий, чтобы малыши имели представление об элементарной математике. План играет немаловажную роль. Без него не может быть последовательного изучения этой науки. Сначала план распределяется на год по месяцам. В нём описывается, чему детей надо научить за год, что они должны знать по окончании. Потом расписывается на месяц по дням В нём указываются дни занятий. Во второй младшей группе они проводятся 1 раз в неделю. В плане расписываются цель, задачи, проведение дидактических игр, знакомство с окружающим миром. Следующим создается перспективный план занятий по неделям. происходят по одной схеме, а игры подаются разные.
Например:
Сентябрь - 1 неделя:
1. Задача: дидактическая игра "Изучение матрёшки".
2. Цель: понимать, что такое «один», «нет ни одного», «много» (развивать представления о группе предметов).
Сентябрь - 2 неделя:
1. Задача: дидактическая игра «Воздушные шарики».
2. Цель: Развивать представление о форме, множестве и цветах.
Сентябрь - 3 неделя:
1. Задача: Дидактическая игра «Раскладываем правильно предметы».
2. Цель: научиться развивать внимание, мышление.
Сентябрь - 4 неделя:
1. Задача - дидактическая игра «Спрячем мишку».
2. Цель: научиться формам и предметам, тому, как правильно их соотносить.
Как вы заметили, ФЭМП во второй младшей группе изучается исключительно через Также план нужно писать и на другие месяцы. Тогда у детей, родителей и воспитателей не останется вопросов.
Особенности количественных представлений
Доказано, что детей легче учить во время игры. Если проводить с ними только занятия, будет скучно, неинтересно, малышам быстро разонравится познавать новое. Надо детям давать установку на формирование элементарных математических представлений только в виде игр. Они во второй младшей группе учатся различать, когда много предметов, а когда нет ни одного. Попробуйте дать двух игрушечных зайцев, а затем спросите, сколько у него их. Малыш скажет: «Вот один и вот один». Если дать ребёнку 3,4 лет 5-6 игрушек, он скажет: «Много».
Можно их спрятать на 3 минуты и спросить: «Сколько у тебя игрушек?» Ребёнок ответит: «Нет ни одной». Это общие ответы. Они могут отличаться, в зависимости от индивидуальности малыша, но смысл будет тот же. Касается это тех детей, кто не умеет считать.
Представление о величине
В плане должно быть указано, как сравнивать и измерять величины. Возьмите матрёшек и объясните малышам, где самая маленькая и большая. Сравнивать сразу 3 и больше предмета нежелательно, дети запутаются быстро. Для начала хватит и двух игрушек. Величину можно сравнивать не только по высоте, но и по длине. Это могут быть яркие разноцветные ленты (длинная - зелёная, короткая - розовая). Также по толщине (кукла - худая, зайчик - толстый).
Для того чтобы детям было интересно познавать величину, можно рассказать им историю: «Принц и принцесса собираются на карнавал, им нужны красивые пояски, вот есть ленточки, короткая и длинная, кому мы их повяжем?» Двое деток выходят и завязывают. Через время воспитатель говорит: «Ой, принц и принцесса хотят поменяться поясками, кто им поможет?» Выходят двое других деток. В итоге ленточки можно наложить одну на другую и показать, как разбираться, где короткая и длинная. Таким образом развивается у детей пальчиков и представление о величине.
Изучение геометрических фигур
У всех предметов, которые окружают ребёнка, имеется своя форма. Лучше всего дети запоминают геометрические фигуры в игре. Играете в мяч? Объясняйте малышу, что он круглый. Смотрите в окно? Скажите, что оно квадратное. Таким образом вы также изучаете ФЭМП во второй младшей группе.
Воспитатель или родители могут начертить на листе геометрические фигуры, под них вырезать из картона формы. Пусть ребёнок прикладывает их на чертёж. Не сомневайтесь, малыши найдут нужную фигуру в считанные секунды. Им даётся обучение очень легко. Детям можно показывать картинку, где будут нарисованы: круг, тарелка, пианино, чашка. Попросите их найти предметы круглой формы. Такое занятие по ФЭМП дети очень любят, а потому не останутся к нему равнодушными.
Пространственное представление у детей
Дети должны уметь ориентироваться в пространстве: на улице, в комнате, на листе бумаги, в движении направления, во времени. Подкидывайте с малышом мяч, при этом объясняя, что он летит вверх, падает вниз. Посадите 3 игрушки по порядку. Посередине, например, зайку. Пусть дети объясняют, кто сидит спереди, сзади, слева, справа и т. д. Игрушки желательно менять местами. Во время завтрака объясните деткам, что сейчас утро. Также в обед или во время ужина. Поговорите с детьми о ночи. Во время уроков изобразительного искусства пусть дети рисуют тропинки и объясняют, куда они ведут: вперёд, влево, вправо.
Занятия в детских садах про пространство развивают у детей воображение, внимание, мелкую моторику, формируют умение ориентироваться как в группе, так и на улице.
Дидактические игры по ФЭМП во второй младшей группе
Интересные задания в игровой форме помогают детям познать много нового и интересного. С дошкольниками надо учиться через дидактические игры. Формирование элементарных математических представлений предлагает много дидактических игр на изучение материала. В летний период вы можете закреплять все полученные знания за учебный год. Это нужно делать, играя: «Давайте сравним предметы» (предложите детям 2 игрушки: высокую и низкую). «Кто научился сравнивать полоски? Где широкая, где узкая?»; «Какой цвет от нас убежал?» (покажите 5 квадратов основных цветов, потом один спрячьте. Угадывать они любят, какого цвета не стало).
Также можно и прятать геометрические фигуры. Есть очень интересная и знаменитая игра во все времена: «горячо-холодно» (пусть поиграют в сыщика и найдут небольшую игрушку, спрятанную воспитателем). Эта игра отлично помогает ориентироваться в пространстве. Приготовьте для детей много геометрических фигур одной формы. Допустим, квадраты. Только их надо сделать половину больших - одного размера, а другую - маленьких. Дайте им две коробки. Пусть разложат их по размерам.
На самом деле дидактических игр очень много, всех не перечесть. Родители и воспитатели могут придумать свои варианты. Главное, чтобы во время проведения занятий детям было весело и интересно.
Что должны уметь дети в конце учебного года?
Когда пройдены все занятия, которые были запланированы, тогда можно с малышами закреплять выученное. В итоге дети должны уметь:
1. Ориентироваться, сколько у них предметов (много, мало, нет ни одного).
2. Должны понимать разницу между большим-маленьким.
3. Какая полоска, ленточка, тропинка (широкая-узкая, длинная-короткая).
4. Где игрушка толстая, где тонкая.
5. Что такое утро или ночь.
6. Должны уметь определять: что находится внизу, вверху, спереди, сзади, слева, справа.
7. Где у них голова, руки, ноги и т. д.
8. Должны различать формы, цвета.
Не нужно ругать малыша, если у него что-то не получается. Или он забыл название фигуры или цвет. Вы можете разочаровать его в учёбе. Если малыш с чем-то не может справиться, помогите ему ласково, с улыбкой на лице. Вот увидите, с какой охотой он захочет доказывать окружающим, что всё может. В педагогике самое главное - быть терпеливым. То, что для взрослых элементарно, для ребёнка кажется очень трудным. Поставьте себя на место малыша: что вы будете чувствовать, если на вас будут кричать? Конечно же, гнев. Это же чувствует и малыш, только выразить многое не может. Будьте добрым и терпеливым педагогом, только тогда вы сможете добиться желаемых результатов.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ И ИГР ПО ФЭМП ВО 2-Й МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
Перспективное планирование занятий и игр на учебный год по программе Васильевой «Воспитание и обучение в детском саду» по формированию элементарных математических представлений у детей второй младшей группы (с 3 до 4 лет)
Сентябрь
Занятие 1
Закреплять умение различать и называть шар (шарик) и куб (кубик) независимо от цвета и размера фигур.
Занятие 2
Закреплять умение различать контрастные по величине предметы, используя при этом слова большой, маленький.
Занятие 1
Закреплять умение различать количество предметов, используя при этом слова один, много, мало.
Занятие 2
Познакомить со способами составления группы предметов из отдельных предме-тов и выделения из нее одного предмета; учить понимать слова много, один, ни одного.
Занятие 3
Продолжать формировать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять из нее один предмет, учить отвечать на вопрос «сколько?» и определять совокупности словами один, много, ни одного. Познакомить с кругом; учить обследовать его форму осязательно-двигательным путем.
Занятие 4
Совершенствовать умение составлять группу из отделъньх предметов и выделять один предмет из группы, обозначать совокупности словами один, много, ни одного. Продолжать учить различать и называть круг, обследовать его осязательно-двигательным путем и сравнивать круги по размеру - большой, маленький.
Занятие 1
Учить сравнивать два предмета по длинне и обозначать результат сравнения словами длинный - короткий, длиннее - короче. Совершенствовать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять один предмет из группы; обозначать совокупности словами один, много, ни одного.
Занятие 2
Учить находить один и много предметов в специально созданной обстановке, отвечать на вопрос «сколько?», используя слова один, много. Продолжать учить сравнивать два предмета по длине способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами длинный - короткий, длиннее - короче.
Занятие 3
Продолжать учить находить один и много предметов в специально созданной обстановке, обозначать совокупности словами один, много. Познакомить с квадратом, учить различать круг и квадрат.
Занятие 4
Закреплять умение находить один и много предметов в специально созданной обстановке, обозначать совокупности словами один, много. Продолжать учить различать и называть круг и квадрат.
Занятие 1
Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине, результаты сравнения обозначать словами длинный – короткий, длиннее - короче, одинаковые по длине. Упражнять в умении находить один и много предметов в окружающей обстановке.
Занятие 2
Продолжать совершенствовать умение находить один и много предметов в окружающей обстановке. Закреплять умение различать и называть круг и квадрат. Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине способами наложения и приложения; обозначать результаты сравнения словами длинный - короткий, длиннее - короче.
Занятие 3
Учить сравнивать две равные группы предметов способом наложения, понимать выражения по много, поровну. Учить ориентироваться на собственном теле, различать правую и левую руки.
Занятие 4
Продолжать учить сравнивать две равные группы предметов способом наложения, активизировать в речи выражения много, поровну, столько - сколько. Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине, используя приемы наложения и приложения и слова длинный - короткий, длиннее - короче.
Занятие 1
Учить сравнивать два предмета, контрастных по ширине, используя приемы наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами широкий - узкий, шире - уже. Продолжать учить сравнивать две равные группы предметов способом наложения, обозначать результаты сравнения словами много, поровну, столько - сколько.
Занятие 2
Продолжать учить сравнивать два пред-мета по ширине способами наложения и приложения, определять результаты сравнения словами широкий - узкий, шире - уже. Совершенствовать навыки сравнения двух равных групп предметов способом наложения; умение обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько - сколько. Закреплять умение различать и называть круг и квадрат.
Занятие 3
Познакомить с треугольником: учить различать и называть фигуру. Совершенствовать умение сравнивать две равные группы предметов способом наложения, обозначать результаты сравнения выражениями много, поровну, столько - сколько. Закреплять навыки сравнения двух предметов по ширине, учить пользоваться словами шире - уже, одинаковые по шиирине.
Занятие 4
Учить сравнивать две равные группы предметов способом приложения, обозначать результаты сравнения словами много, поровну, столько - сколько. Продолжать знакомить с треугольником, сравнивать его с квадратом.
Занятие 1
Продолжать учить сравнивать две равные группы предметов способом прило-жения, обозначать результаты сравнения словами много, поровну, столько – сколько. Совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). Упражнять в определении пространственных направлений от себя и обозначать их словами впереди сзади (позади), вверху - внизу, справа (направо) - слева (налево).
Занятие 2
Познакомить с приемами сравнения двух предметов по высоте, учить понимать слова высокий - низкий, выше – ниже. Упражнять в определении пространственных направлений от себя. Совершенствовать навыки сравнения двух равных групп предметов способом приложения и пользоваться словами много, поровну, столько - сколько.
Занятие 3
Продолжать учить сравнивать два предмета по высоте, обозначать результаты сравнения словами высокий - низкий, выше - ниже. Продолжать совершенствовать навыки сравнения двух равных групп предметов способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами много, поровну, столько - сколько.
Занятие 4
Учить сравнивать две неравные группы предметов способом наложения, обозначать результаты сравнения словами больше - меньше, столько - сколько. Совершенствовать навыки сравнения контрастных и одинаковых по высоте предметов, умение обозначать результаты сравнения словами высокий - низкий, выше - ниже.
Занятие 1
Продолжать учить сравнивать две неравные группы предметов способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами больше - меньше, столько - сколько, поровну. Совершенствовать умение различать и называть круг, квадрат, треугольник.
Занятие 2
Совершенствовать умение сравнивать две равные и неравные группы предметов, пользоваться выражениями много, поровну, столько - сколько, больше - меньше. Закреплять способы сравнения двух предметов по длине и высоте, обозначать результаты сравнения соответствующими словами.
Занятие 3
Упражнять в сравнении двух групп предметов способами наложения и приложения и пользоваться понятиями столько - сколько, больше - меньше. Закреплять умение различать и называть части суток: день, ночь.
Занятие 4
Закреплять способы сравнения двух предметов по длине и ширине, обозначать результаты сравнения соответствующими словами. Формировать умение различать количество звуков на слух (много и один). Упражнять в различении и нахождении геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника.
Занятие 1
Учить воспроизводить заданное количество предметов и звуков по образцу (без счета и называния числа). Совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.
Занятие 2
Закреплять умение воспроизводить заданное количество предметов и звуков по образцу (без счета и называния числа). Упражнять в умении сравнивать два предмета по величине, обозначать результат сравнения словами большой, маленький.
Занятие 3
Учить различать одно и много движений и обозначать их количество словами один, много. Упражнять в умении различать пространственные направления относительно себя и обозначать их словами впереди - сзади, вверху - внизу, слева - справа. Совершенствовать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и вьделять один предмет из группы.
Занятие 4
Упражнять в умении воспроизводить заданное количество движений и называть их словами много и один. Закреплять умение различать и называть части суток: утро, вечер.
Занятие 1
Закреплять умение сравнивать две равные и неравные группы предметов способами наложения и приложения, пользоваться выражениями столько - сколько, больше - меньше. Упражнять в сравнении двух предметов по величине, обозначать результаты сравнения словами большой, маленький. Учить определять пространственное расположение предметов, используя предлоги на, под, в и т. д.
Занятие 2
Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры: круг квадрат, треугольник, шар, куб.
Занятие 3-4
Планирование игр и упражнений по математике
Сентябрь
1 неделя
Игра «Шар – кубик»
2 неделя
3 неделя
Игра «Шар – кубик»
4 неделя
Игра-наблюдение «Большой – маленький»
1 неделя
Дидактическая игра «Один – много» Наблюдение – поиск «Один – много»
2 неделя
Игра «Один – много – ни одного»
3 неделя
Игра «Один – много» Игра «Найди круг»
4 неделя
Игра «Один – много – ни одного» Игра «Большой круг – маленький»
1 неделя
Игра «Длинный - короткий» Игра «Один – много – ни одного»
2 неделя
Игра «Один – много» Игра «Длинный - короткий»
3 неделя
4 неделя
Игра «Один – много» Игра «Круг – квадрат»
1 неделя
Игра «Круг – квадрат» Игра «Один – много»
2 неделя
Игра «Один – много» Игра «Круг – квадрат» Игра «Длинный - короткий»
3 неделя
Игра «Много, поровну» Игра «Правая – левая…»
4 неделя
Игра «Столько сколько» Игра «Диннее – короче»
1 неделя
Игра «Узкий - широкий» Игра «Много, поровну, столько сколько»
2 неделя
Игра «Узкий - широкий» Игра «Много, поровну, столько сколько» Игра «Круг -квадрат»
3 неделя
Игра «Найди треугольник» Игра «Много, поровну, столько сколько» Игра «Шире – уже»
4 неделя
Игра «Много, поровну, столько сколько» Игра «Треугольник – квадрат»
1 неделя
Игра «Много, поровну, столько сколько» Игра «Круг – квадрат – треугольник» Игра «Впереди – сзади»
2 неделя
Игра «Высокий – низкий» Игра «Впереди – сзади» Игра «Много, поровну, столько сколько»
3 неделя
Игра «Высокий – низкий» Игра «Много, поровну, столько сколько»
4 неделя
Игра «Больше - меньше, столько – сколько» Игра «Высокий – низкий»
1 неделя
Игра «Больше - меньше, столько – сколько» Игра «Круг – квадрат – треугольник»
2 неделя
Игра «Больше - меньше, столько – сколько» Игра «Высокий – низкий, длинный – короткий»
3 неделя
Игра «Больше - меньше, столько – сколько» Игра «День – ночь»
4 неделя
Игра «Длинный – короткий, узкий – шиирокий» Игра «Много звуков или один?» Игра «Круг – квадрат – треугольник»
1 неделя
Игра «Назови столько же» Игра «Круг – квадрат – треугольник»
2 неделя
Игра «Назови столько же» Игра «Большой - маленький»
3 неделя
Игра «Один – много» Игра «Справа – слева, …» Игра «Один и много»
4 неделя
Игра «Много и один» Игра «Утро – вечер»
1 неделя
Игра «Столько - сколько, больше – меньше» Игра «Большой – маленький» Игра «На, под...»
2 неделя
Игра «Круг квадрат, треугольник, шар, куб»
3-4 неделя
Свободное планирование работы с учётом усвоения программного материала и особенностей конкретной возрастной группы.
Сентябрь.
№1. Тема:
Знакомство с понятиями «один» и «много».
Пр. задачи. Формировать представления о понятиях «много» и «один». Работать над умением согласовывать числительное «один» с существительными в роде и падеже.
Развивать умение сравнивать предметы по цвету, выявлять закономерность в изменении цвета.
(Петерсон «Игралочка», стр.16)
№2. Тема:
Сравнение совокупностей предметов по количеству. Столько же.
Пр. задачи. Формировать представления о равночисленности групп предметов на основе составления пар (наложением, проведением линий и т.д.).
Закреплять представления о понятиях «один» и «много».
Упражнять детей в умении выявлять закономерность в расположении предметов.
(Петерсон «Игралочка», стр.17)
.
№3. Тема:
Столько же, больше, меньше.
Пр. задачи. Сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар (столько же, больше, меньше).
(Петерсон «Игралочка», стр. 19)
№4. Тема:
Столько же, больше, меньше.
Пр. задачи. Закреплять понятия «один» - «много», умение сравнивать группы предметов по количеству на основе составления пар.
Формировать представления о сохранении количества.
Развитие логического мышления.
(Петерсон «Игралочка», стр.20)
ОКТЯБРЬ
№1. Тема:
Столько же, больше, меньше.
Пр. задачи. Закреплять представления о сохранении количества, о сравнении групп предметов на основе составления пар, о понятиях «один» и «много».
Учить видеть составные части группы предметов, каждая из которых отличается определённым цветом.
Упр-ть детей в поиске закономерностей.
(Петерсон «Игралочка», стр.22)
№2. Тема:
Свойства предметов. Счёт до двух.
Пр. задачи. Формировать умение считать до двух на основе сравнения двух групп предметов, содержащих 1 и 2 элемента.
Устанавливать два способа уравнивания групп предметов по количеству.
Учить выявлять общее свойство групп предметов.
(Петерсон «Игралочка», стр. 23)
№3. Тема:
Счёт до двух. Цифры 1 и 2.
Пр. задачи. Познакомить с цифрами 1 и 2 как с символами, обозначающими соответственно один и два предмета.
Формировать умение соотносить цифры 1 и 2 с количеством; пространственные представления: ближе, дальше.
(Петерсон «Игралочка», стр.24)
№4. Тема:
длиннее, короче.
Пр. задачи. Формировать пространственные представления: длиннее, короче.
Начать работать по формированию пространственных представлений: справа, слева.
(Петерсон «Игралочка», стр. 28)
НОЯБРЬ
№1. Тема:
Круг.
Пр. задачи. Формировать на предметной основе представление о круге, умение распознавать круг в предметах окружающей обстановки.
Закреплять счёт до двух, умение соотносить цифры 1 и 2 с количеством.
(Петерсон «Игралочка», стр.29)
№2. Тема:
Шар.
Пр. задачи. Формировать на предметной основе представления о шаре, умение распознавать шар в предметах окружающей обстановки.
Закреплять счёт до двух, умение соотносить цифры 1 и 2 с количеством.
Работать над формированием пространственных представлений: справа, слева.
(Петерсон «Игралочка», стр.31).
№3. Тема:
Шире, уже.
Пр. задачи. Формировать пространственные представления: шире, уже.
Закреплять счёт до двух, умение соотносить цифры с количеством.
Формировать умение находить признаки сходства и различия предметов, выявлять закономерность в расположении фигур и продолжать её. (Петерсон «Игралочка», стр.32)
№4.Тема:
Счёт до трёх. Число 3.
Пр. задачи. Познакомить с образованием числа 3 на основе сравнения двух групп предметов, содержащих 2и 3 элемента; считать до трёх.
Закрепить умение сравнивать группы предметов на основе составления пар, уравнивать их количество двумя способами.
Формировать на предметной основе представления о треугольнике; умение выявлять признаки сходства и отличия фигур, находить лишнюю фигуру.
(Петерсон «Игралочка», стр.35)
ДЕКАБРЬ
№1. Тема:
Цифра 3.
Пр. задачи. Познакомить с цифрой 3, как с символом, обозначающим три предмета.
Формировать умение соотносить цифры 1-3 с количеством.
Расширять представления о геометрических фигурах.
Формировать умение выявлять закономерность в расположении фигур и продолжать её.
(Петерсон «игралочка», стр.37).
№2. Тема:
На, над, под.
Пр. задачи. Формировать пространственные отношения: на, над, под.
Закреплять счёт до 3, умение соотносить цифры 1-3 с количеством сравнивать по количеству на основе составления пар, уравнивать группы предметов по количеству двумя способами. Формировать умение отсчитывать нужное количество предметов из группы.
Закреплять умение сравнивать предметы по длине.
(Петерсон «Игралочка», стр.39).
№3. Тема:
Выше, ниже.
Пр. задачи. Формировать пространственные представления: выше, ниже.
Закреплять счёт в пределах 3, умение соотносить цифры 1-3 с количеством.
Закреплять пространственные представления: ближе, дальше. Развивать умение группировать предметы по общему признаку.
(Петерсон «Игралочка», стр.41)
№4. Тема:
Раньше, позже.
Пр. задачи. Формировать временные представления: раньше, позже.
Закреплять умение пересчитывать предметы, обозначать из количество соответствующей цифрой.
Развивать умение выявлять признаки сходства и различия предметов или фигур.
(Петерсон «Игралочка», стр.43)
ЯНВАРЬ
№1. Тема:
Счёт до 4. Число 4. Цифра 4.
Пр. задачи. Познакомить с образование числа 4 на основе сравнения 2-х групп предметов; считать до 4.
Познакомить с цифрой 4, как символом, обозначающем 4 предмета, учить соотносить цифры 1-4 с количеством.
Закреплять умение сравнивать группы предметов по количеству на основе составления пар, уравнивать количество предметов двумя способами. Формировать умение выделять предметы из группы по характеристическим свойствам.
(Петерсон «Игралочка», стр. 44)
№2. Тема:
Квадрат.
Пр. задачи. Познакомить на предметной основе с квадратом, закреплять знания о геометрических фигурах.
Закреплять счёт в пределах 4, умение соотносить цифры с количеством; формировать умение находить признаки сходства и различия и на их основе объединять предметы со сходными признаками и выделять из группы предметы, отличающиеся по какому-либо признаку.
(Петерсон «Игралочка», стр.47)
№3. Тема:
Куб.
Пр. задачи. Формировать на предметной основе представление о кубе, умение распознавать куб в предметах окружающей обстановки.
Формировать пространственные представления: слева, справа, посередине. Закреплять счёт в пределах 4, умение соотносить цифры с количеством. Закреплять временные представления: позже, раньше.
(Петерсон «Игралочка», стр.49)
№4. Тема:
Вверху. Внизу.
Пр. задачи. Формировать простр. представления: вверху, внизу; умение находить признаки сходства и различия предметов и объединять по этим признакам их в группы.
Закреплять на предметной основе представления о геометрических фигурах, счёт в пределах 4, сравнивать группы на основе составления пар.
(Петерсон «Игралочка», стр.51)
ФЕВРАЛЬ
№1. Тема:
Слева, справа, посередине.
Пр. задачи. Формировать пространственные представления: слева, справа, посередине.
Закреплять счёт в пределах 4, умение соотносить цифры 1-4 с количеством, пространственные и временные отношения; умение находить признаки сходства и различия, выражать их в речи.
(Петерсон «Игралочка», стр.52)
№2. Тема:
Счёт до 5. Число 5. Цифра 5.
Пр. задачи. Познакомить с образованием числа 5 на основе сравнения двух совокупностей, содержащих 4 и 5 элементов; считать до 5.
Познакомить с цифрой 5 как символом, обозначающим 5 предметов.
Закреплять умение сравнивать группы предметов на основе составления пар, уравнивать их количество двумя способами.
(Петерсон «Игралочка», стр.54)
№3. Тема:
Внутри, снаружи.
Пр. задачи. Формировать пространственные представления: внутри, снаружи.
Закреплять счёт в пределах 5, умение соотносить цифры 1-5 с количеством.
Формировать умение упорядочивать фигуры по размеру.
(Петерсон «Игралочка», стр. 57)
№4. Тема:
Впереди, сзади, между.
Пр. задачи. Формировать пространственные представления: впереди, сзади, между.
Закреплять счёт в пределах 5, умение соотносить цифры 1-5 с количеством, представления о геометрических фигурах и пространственно-временных отношениях
Формировать умение выделять свойства фигур (цвет, размер, форма) и сравнивать фигуры по этим свойствам.
(Петерсон «Игралочка», стр.58)
МАРТ
№1. Тема:
Пара.
Пр. задачи. Формировать представления о парных предметах.
Закреплять умение сравнивать предметы по длине, ширине, высоте.
Формировать умение выделять, на основе сравнения, признаки сходства и различия предметов, выражать их в речи.
(Петерсон «Игралочка», стр.60)
№2. Тема:
Овал.
Пр. задачи. Формировать на предметной основе представление об овале, умение находить предметы овальной формы в окружающей обстановке.
Закреплять счёт в пределах 5, умение соотносить цифры с количеством.
Закреплять представления о треугольнике, квадрате, круге.
(Петерсон «Игралочка», стр. 62)
№3. Тема:
Прямоугольник.
Пр. задачи. Формировать на предметной основе представление о прямоугольнике, умение находить предметы прямоугольной формы в окружающей обстановке.
Закреплять счёт в пределах 5, умение соотносить цифры с количеством.
Формировать умение выделять свойства предметов, находить признаки сходства и различия и на их основе выделять из совокупности предметы, отличающиеся по какому-либо признаку.
Закреплять навыки сравнения предметов по длине и ширине, представления о геометрических фигурах.
(Петерсон «Игралочка», стр.64)
АПРЕЛЬ
№1. Тема:
Числовой ряд.
Пр. задачи. Формировать на основе предметных действий представления о порядке и о числовом ряде.
Формировать умение ориентироваться в пространстве «от себя», выявлять и продолжать заданную закономерность.
Закреплять умение соотносить цифры 1-5 с количеством.
(Петерсон «Игралочка», стр.67)
№2. Тема:
Порядковый счёт.
Пр. задачи. Формировать представления о порядковом счёте.
Закреплять представления о сохранении количества, умение соотносить цифры 1-5 с количеством.
Формировать умение сравнивать фигуры, выявлять признаки сходства и различия, выражать их в речи.
(Петерсон «Игралочка», стр.69)
№3. Тема:
Игра-путешествие.
Пр. задачи. Закреплять представления детей о числах и цифрах 1-5, умение распознавать геометрические фигуры, пространственно-временные отношения.
(Петерсон «Игралочка», стр.70)
Настроение сейчас - математика, дошкольник
Текущая страница: 1 (всего у книги 6 страниц)
Ирина Помораева, Вера Позина
Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе детского сада
Планы занятий
Издание 3-е, исправленное и дополненное
Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду» под общей редакцией М. А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой
Помораева Ирина Александровна – методист Учебно-методического центра по профессиональному образованию г. Москвы, преподаватель методики математического развития Педагогического колледжа №15, заслуженный учитель России.
Позина Вера Арнольдовна – методист, преподаватель методики математического развития Педагогического колледжа №4, отличник народного просвещения.
Предисловие
Данное пособие адресовано воспитателям, работающим по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, для организации занятий по математике во второй младшей группе.
В пособии рассматриваются вопросы организации работы по развитию элементарных математических представлений у детей 3–4 лет с учетом закономерностей становления и развития их познавательной деятельности и возрастных возможностей.
В книге представлено примерное планирование занятий по математике на год. Предложенная система занятий включает комплекс игровых заданий и упражнений, наглядно-практических методов и приемов работы по формированию элементарных математических представлений; помогает детям овладеть способами и приемами познания, применять полученные знания и умения в самостоятельной деятельности. Это создает предпосылки для формирования правильного миропонимания, что, в свою очередь, позволяет обеспечить общую развивающую направленность обучения, связь с умственным, речевым развитием и разнообразными видами деятельности.
Сюжетность занятий и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления), мотивируют деятельность ребенка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. Методика проведения занятий не предполагает прямого обучения, а подразумевает создание ситуаций содружества, содеятельности, что повышает активность ребенка в осмыслении и самостоятельном выполнении математических заданий. Знания, полученные детьми на занятиях, необходимо закреплять в повседневной жизни. С этой целью в работе с детьми как в дошкольном учреждении, так и дома можно использовать рабочую тетрадь к «Программе воспитания и обучения в детском саду» «Математика для малышей» (М.: Мозаика-Синтез).
В пособие включен дополнительный материал, составленный в соответствии с рекомендациями современных психологов и педагогов, позволяющий расширить содержание работы с детьми четвертого года жизни и повысить их интерес к заданиям с математическим содержанием.
Примерное распределение программного материала на год
Учитывая адаптационный период детей, занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе проводятся со второй половины сентября один раз в неделю (32–34 занятия в год).
I квартал
Сентябрь
Занятие 1
Занятие 2
большой, маленький .
Занятие 1
один, много, мало .
Занятие 2
много, один, ни одного .
Занятие 3
один, много, ни одного .
Занятие 4
Совершенствовать умение составлять группу из отдельных предметов и выделять один предмет из группы, обозначать совокупности словами один, много, ни одного.
большой, маленький.
Занятие 1
Учить сравнивать два предмета по длине и обозначать результат сравнения словами
Совершенствовать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять один предмет из группы; обозначать совокупности словами один, много, ни одного.
Занятие 2
Учить находить один и много предметов в специально созданной обстановке, отвечать на вопрос «сколько?», используя слова один, много.
Продолжать учить сравнивать два предмета по длине способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами длинный – короткий, длиннее – короче.
Занятие 3
Продолжать учить находить один и много предметов в специально созданной обстановке, обозначать совокупности словами один, много.
Познакомить с квадратом, учить различать круг и квадрат.
Занятие 4
Закреплять умение находить один и много предметов в специально созданной обстановке, обозначать совокупности словами один, много.
Продолжать учить различать и называть круг и квадрат.
II квартал
Занятие 1
Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине, результаты сравнения обозначать словами длинный – короткий, длиннее – короче, одинаковые по длине.
Упражнять в умении находить один и много предметов в окружающей обстановке.
Занятие 2
Продолжать совершенствовать умение находить один и много предметов в окружающей обстановке.
Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине способами наложения и приложения; обозначать результаты сравнения словами длинный – короткий, длиннее – короче.
Занятие 3
Учить сравнивать две равные группы предметов способом наложения, понимать значение слов по много, поровну.
Упражнять в ориентировании на собственном теле, различать правую и левую руки.
Занятие 4
Продолжать учить сравнивать две равные группы предметов способом наложения, активизировать в речи выражения
Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине, используя приемы наложения и приложения и слова длинный – короткий, длиннее – короче.
Занятие 1
Учить сравнивать два предмета, контрастных по ширине, используя приемы наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами широкий – узкий, шире – уже.
Продолжать учить сравнивать две равные группы предметов способом наложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько.
Занятие 2
Продолжать учить сравнивать два предмета по ширине способами наложения и приложения, определять результаты сравнения словами широкий – узкий, шире – уже.
Совершенствовать навыки сравнения двух равных групп предметов способом наложения; умение обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько.
Закреплять умение различать и называть круг и квадрат.
Занятие 3
Познакомить с треугольником: учить различать и называть фигуру.
Совершенствовать умение сравнивать две равные группы предметов способом наложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько.
Закреплять навыки сравнения двух предметов по ширине, учить пользоваться словами широкий – узкий, шире – уже, одинаковые по ширине.
Занятие 4
Учить сравнивать две равные группы предметов способом приложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько.
Продолжать знакомить с треугольником, учить называть и сравнивать его с квадратом.
Занятие 1
Продолжать учить сравнивать две равные группы предметов способом приложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько.
Совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).
Упражнять в определении пространственных направлений от себя и обозначать их словами вверху – внизу.
Занятие 2
Познакомить с приемами сравнения двух предметов по высоте, учить понимать слова
Упражнять в определении пространственных направлений от себя.
Совершенствовать навыки сравнения двух равных групп предметов способом приложения и пользоваться словами по много, поровну, столько – сколько.
Занятие 3
Продолжать учить сравнивать два предмета по высоте способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами высокий – низкий, выше – ниже.
Продолжать совершенствовать навыки сравнения двух равных групп предметов способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами поровну, столько – сколько.
Занятие 4
Учить сравнивать две неравные группы предметов способом наложения, обозначать результаты сравнения словами больше – меньше, столько – сколько.
Совершенствовать умение сравнивать два контрастных по высоте предмета знакомыми способами, обозначать результаты сравнения словами высокий – низкий, выше – ниже.
III квартал
Занятие 1
Продолжать учить сравнивать две неравные группы предметов способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами больше – меньше, столько – сколько, поровну .
Совершенствовать умение различать и называть круг, квадрат, треугольник.
Занятие 2
Совершенствовать умение сравнивать две равные и неравные группы предметов, пользоваться выражениями поровну,
Закреплять способы сравнения двух предметов по длине и высоте, обозначать результаты сравнения соответствующими словами.
Занятие 3
Упражнять в сравнении двух групп предметов способами наложения и приложения и пользоваться словами столько – сколько, больше – меньше.
день, ночь.
Занятие 4
Закреплять способы сравнения двух предметов по длине и ширине, обозначать результаты сравнения соответствующими словами.
Формировать умение различать количество звуков на слух (много и один).
Упражнять в различении и назывании геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника.
Занятие 1
Учить воспроизводить заданное количество предметов и звуков по образцу (без счета и называния числа).
Совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.
Занятие 2
Закреплять умение воспроизводить заданное количество предметов и звуков по образцу (без счета и называния числа).
Упражнять в умении сравнивать два предмета по величине, обозначать результат сравнения словами большой, маленький.
Упражнять в умении различать пространственные направления от себя и обозначать их словами: впереди – сзади, слева – справа .
Занятие 3
Учить различать одно и много движений и обозначать их количество словами один, много.
Упражнять в умении различать пространственные направления относительно себя и обозначать их словами впереди – сзади, вверху – внизу, слева – справа.
Совершенствовать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять один предмет из группы.
Занятие 4
Упражнять в умении воспроизводить заданное количество движений и называть их словами много и один.
Закреплять умение различать и называть части суток: утро, вечер.
Занятие 1
Закреплять умение сравнивать две равные и неравные группы предметов способами наложения и приложения, пользоваться выражениями столько – сколько, больше – меньше.
Упражнять в сравнении двух предметов по величине, обозначать результаты сравнения словами большой, маленький.
Учить определять пространственное расположение предметов, используя предлоги на, под, в и т. д.
Занятие 2
Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, шар, куб.
Занятия 3–4
Свободное планирование работы с учетом усвоения программного материала и особенностей конкретной возрастной группы.
Планы занятий
Сентябрь
Занятие 1
Программное содержание
Закреплять умение различать и называть шар (шарик) и куб (кубик) независимо от цвета и размера фигур.
Демонстрационный материал. Большие и маленькие красные шары, большие и маленькие зеленые кубы; 2 коробочки красного и зеленого цветов; игрушки: мишка, грузовик.
Раздаточный материал. Маленькие красные шары, маленькие зеленые кубы.
Методические указания
I часть. Воспитатель ввозит в группу грузовик, в кузове которого находятся медведь, шары и кубики, и спрашивает: «Кто к нам приехал? (Дети рассматривают мишку.) Что привез мишка в грузовике?»
Воспитатель предлагает детям найти шар (дает понятие шар ): «Что вы нашли? Какого цвета шар?»
Воспитатель просит показать, что можно делать с шаром. (Катать.)
Аналогичные задания дети выполняют с кубом. (Действия с кубом обозначаются словом ставить .)
II часть. Игровое упражнение «Спрячь куб (шар)».
Воспитатель предлагает кому-нибудь из детей взять в одну руку шар, а в другую – куб и спрятать одну из фигур за спину. Остальные дети должны отгадать, что спрятал ребенок и что осталось у него в руке.
III часть. Воспитатель просит детей помочь мишке разложить в коробки шары и кубы: шары нужно класть в красную коробку, а кубы – в зеленую.
В процессе выполнения задания воспитатель уточняет у детей: «Что ты положил в коробку? Сколько шаров (кубов)? Они одинакового цвета? Чем еще отличаются шары и кубы?» (Большие и маленькие.)
Мишка благодарит детей за помощь и прощается с ними.
Занятие 2
Программное содержание
Закреплять умение различать контрастные по величине предметы, используя при этом слова большой, маленький .
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. Большая и маленькая куклы, 2 кроватки разного размера; 3–4 больших кубика.
Раздаточный материал. Маленькие кубики (по 3–4 шт. для каждого ребенка).
Методические указания
I часть. В гости к детям приходят две куклы. Ребята вместе с воспитателем рассматривают их, выясняют, что одна кукла большая, а другая маленькая, дают им имена.
Затем воспитатель обращает внимание детей на кроватки: «Кроватки одинаковые по размеру? Покажите большую кроватку. А теперь маленькую. Где кровать для большой куклы, а где для маленькой? Уложите кукол спать. Давайте споем им колыбельную „Спят усталые игрушки“».
II часть. Игровое упражнение «Построим башенки».
Воспитатель расставляет на столе большие и маленькие кубики, предлагает детям сравнить их по размеру, а затем построить башенки. Воспитатель на ковре строит башню из больших кубиков, а дети сооружают башенки из маленьких кубиков. По окончании работы все вместе рассматривают постройки, показывают большую (маленькую) башню.
Занятие 1
Программное содержание
Закреплять умение различать количество предметов, используя слова один, много, мало.
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал . Кукла.
Раздаточный материал. Матрешки (на две больше, чем детей).
Методические указания
Воспитатель . К кукле Кате в гости пришли матрешки, и мы все вместе будем водить вокруг нее хоровод. Посмотрите, сколько матрешек пришло в гости? (Много.) Возьмите по одной матрешке и поставьте их в хоровод вокруг куклы Кати.
Дети расставляют матрешек.
Воспитатель . Сколько кукол? Сколько матрешек в хороводе? Все матрешки встали в хоровод? Сколько матрешек не водят хоровод? (Мало.)
В заключение дети под музыку водят хоровод вокруг куклы и матрешек.
Занятие 2
Программное содержание
Познакомить с составлением группы предметов из отдельных предметов и выделения из нее одного предмета; учить понимать слова много, один, ни одного .
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. Петрушка, корзина.
Раздаточный материал. Мячи одинакового цвета и размера (по одному для каждого ребенка).
Методические указания
I часть. Петрушка приносит детям корзину с мячами.
Воспитатель . Что принес Петрушка? Какого цвета мячи? Сколько мячей принес Петрушка?
Петрушка высыпает мячи на пол. По его просьбе дети берут по одному мячу.
Воспитатель (по очереди обращается к детям). Сколько мячей ты взял? Сколько мячей в корзине? (Вводится понятие ни одного .) Что надо сделать, чтобы у Петрушки в корзине стало много мячей?
Дети складывают мячи в корзину.
Воспитатель . Сколько мячей ты положил? Сколько мячей стало в корзине? Сколько мячей у тебя в руках?
II часть. Подвижная игра «Мой веселый, звонкий мяч».
Воспитатель читает стихотворение С.Я. Маршака:
Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда пустился вскачь,
Желтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой.Я тебя ладонью хлопал,
Ты скакал и звонко топал,
Ты пятнадцать раз подряд
Прыгал в угол и назад.А потом ты покатился
И уже не возвратился,
Закатился в огород,
Докатился до ворот.Вот подкатился под ворота,
Добежал до поворота,
Там попал под колесо,
Лопнул, хлопнул, вот и все.
Дети прыгают в такт стихотворению. По окончании стихотворения они разбегаются.
Игра повторяется несколько раз.
Занятие 3
Программное содержание
Продолжать формировать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять из нее один предмет, учить отвечать на вопрос «сколько?» и определять совокупности словами один, много, ни одного.
Познакомить с кругом; учить обследовать его форму осязательно-двигательным путем.
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. Кукла, корзина, круг, картонный поезд без колес, поднос, салфетка, таз с водой.
Раздаточный материал . Круги одинакового размера и цвета, уточки.
Методические указания
Игровая ситуация «Подарки от куклы Маши».
I часть. Из корзины куклы Маши воспитатель достает круг и сообщает детям: «Это круг (обводит его рукой)». Затем уточняет название предмета: «Что это?» Нескольким детям он предлагает рукой обвести круг.
II часть. Воспитатель предлагает детям взять из корзины Маши по одному кругу и спрашивает: «Какой формы фигуры? Какого они цвета?» Дети по просьбе воспитателя обводят рукой контур круга и выясняют, что круг можно катать.
Воспитатель показывает детям поезд: «Можно ли ехать на этом поезде? (Нет.) Почему? (Нет колес.)» Воспитатель просит детей подготовить поезд к поездке. Ребята присоединяют к поезду колеса (круги) и под музыку «едут» в парк кормить уточек.
III часть. Воспитатель снимает с подноса салфетку и спрашивает: «Кто это? (Уточки.) Сколько уточек?» (Много.)
Дети берут по одной игрушке, а воспитатель выясняет: «Сколько каждый из вас взял уточек? Сколько уточек осталось на подносе?»
Воспитатель предлагает детям поиграть с уточками. Под музыку «уточки» бегают, клюют зернышки.
Воспитатель ставит на стол таз с водой и просит детей сделать так, чтобы в тазике стало много уточек. Дети пускают своих уточек в тазик. Воспитатель выясняет: «Сколько каждый из вас пустил уточек? (Одну.) Сколько уточек в тазике? (Много.) Сколько уточек осталось у вас в руках? (Ни одной.)»
Кукла Маша прощается с ребятами. Дети «едут» домой.
Занятие 4
Программное содержание
Совершенствовать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять один предмет из группы, обозначать совокупности словами один, много, ни одного.
Продолжать учить различать и называть круг, обследовать его осязательно-двигательным путем и сравнивать круги по величине: большой, маленький.
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. Машина, мешочек, большой и маленький круги одинакового цвета.
Раздаточный материал . Овощи (по количеству детей), глина (пластилин), дощечки для лепки, салфетки.
Методические указания
I часть. Игровая ситуация «Собираем урожай овощей».
На полу имитация огорода. Воспитатель предлагает детям посмотреть, что растет на огороде. Ребята перечисляют овощи. Воспитатель обобщает их ответы («это овощи»), затем выясняет: «Сколько овощей выросло на огороде?»
Воспитатель предлагает собрать овощи в машину (ввозит машину). Дети берут по одному овощу, а воспитатель уточняет: «Какой овощ ты взял? Сколько овощей ты взял?»
Дети по очереди кладут овощи в машину и комментируют: «Я положил одну морковку (свеклу, картошку…)» Действия детей воспитатель сопровождает словами: «Овощей в машине становится больше». Когда ребята наполнят машину, воспитатель выясняет: «Сколько овощей в машине?»
II часть. Игра «Чудесный мешочек».
В машине с овощами дети находят чудесный мешочек. Они достают из него круг, сообщают название фигуры и какого она цвета.
Воспитатель прикрепляет круг на фланелеграф и предлагает кому-нибудь из детей обвести фигуру рукой.
Аналогичные действия выполняются с другим кругом.
Затем дети выясняют, чем похожи фигуры и чем они отличаются.
III часть. Игровое упражнение «Испечем оладушки».
Дети лепят из глины (пластилина) большие и маленькие оладушки. Затем воспитатель предлагает положить большие оладушки на большой круг, маленькие – на маленький.
Надежда Каблова
Перспективное планирование по ФЭМП по программе «Детство» во 2 младшей группе.
Перспективное планирование работы по ФЭМП для детей второй младшей группы по программе «Детство » .
Месяц НООД Совместная деятельность воспитателя детьми Взаимодействие с родителями
Задачи План Лит-ра
СЕНТЯБРЬ Тема : .
Цель : обучение сравнивать предметы по величине, отражение в речи результат сравнения : большой, маленький.
Мотивация : Игра «Что больше?» 1. Игра «Что больше?»
2. Инсценировка сказки «Про Машеньку и зайчонка»
3. Вопросы, помогающие сравнить предметы по величине.
4. Игра «Маленькие и большие ножки» .
(1; 82) Игра «Что больше?»
Инсценировка сказки «Про Машеньку и зайчонка»
с использованием настольно-плоскостных игрушек.
Игра «Маленькие и большие ножки» .
Тетрадь «Математика малышам» , стр. 1.
Тема : «Cравнение предметов по величине» (закрепление) .
Цель : продолжение обучения сравнивать предметы по величине, развитие воображения.
Мотивация : «Игра с кругами» . 1. «Игра с кругами» .
2. Физкультминутка :
Игра «Выполни команду» (2;22)
3. Игра «Телефон» .
«Игра с кругами» .
Игра «Телефон» .
Посоветовать родителям поиграть с детьми дома в игру «Что изменилось?» (1;86)
Тетрадь «Математика малышам» , стр. 2-3.
Тема : «Длиннее, короче» .
Цель : развитие умения при сравнении 2-ух предметов выделять параметр длины, использование в речи слов – «длиннее» , «короче» . Закрепление отношения «больше» - «меньше» . Мотивация : Игра «Прогулка в лес » . 1. Игра «Прогулка в лес » по длинной дорожке : сравнение предметов по величине.
2. Работа за столом с раздаточном материалом : сравнение предметов по длине, цвету, ориентировка в пространстве.
3. Подвижная игра «Прятки» : закрепление названия грибов. (3;94) Игра «Прогулка в лес .
Игра «Где дорожка длиннее» .
Игра «Прятки» . Тетрадь «Математика малышам» , стр. 4-5.
Тема : «Знакомство с понятиями «выше» , «ниже» .
Цель : освоение умения при сравнении 3 предметов выделять параметр высоты, закрепить счет в пределах 3; умение составлять совокупность предметов по определенному признаку.
Мотивация : К ребятам в гости пришли елочки. 1. К ребятам в гости пришли елочки.
2. Работа с раздаточным материалом за столом.
3. Физкультминутка «Ёлочка» .
4. Игра «Сделаем бусы на елочку» .
5. Хоровод «Маленькой елочке…» (3;164) Физкультминутка «Ёлочка» .
Игра «Сделаем бусы на елочку» .
Игра «Сделаем бусы на елочку» .
Тетрадь «Математика малышам» , стр. 6-7.
ОКТЯБРЬ Тема : «Знакомство с понятиями «шире» - «уже» .
Цель : освоение умения при сравнении 2-ух предметов выделять параметры ширины, нахождение сходства и различия; закрепление счета до 3, развитие творческих способностей. Мотивация : Путешествие в гости в деревню. 1. Отправление в деревню : переправа через ручеек и речку.
2. Игра «Помоги цыплятам» .
3. Игра «Курочка и цыплята» .
4. Игра «Я корова - му» .
(3;114) Игра «Путешествие в деревню» .
Игра «Помоги цыплятам» .
Игра «Курочка и цыплята» .
Игра «Я корова - му» .
Тетрадь «Математика малышам» , стр. 8-9.
Тема : «Знакомство с понятиями «впереди, сзади» , «над, под» , «внутри, снаружи» .
Цель : развитие образного воображения, логики мышления, памяти; формирование пространственных отношений. Мотивация : Игра «Мы идем на концерт» . 1. Мы идем на концерт : занять места, согласно номерам билета.
2. Инсценировка сказки «Репка» .
3. Физкультминутка с мячами для мальчиков и с цветами для девочек.
4. Игра «Что снаружи, что внутри» .
5. Надуем мыльные пузыри. (3;241)
(3;250) Игра «Мы идем на концерт» .
Инсценировка сказки «Репка» .
Игра «Что снаружи, что внутри» .
Игр «Мыльные пузыри» . Тетрадь «Математика малышам» , стр. 10-11.
Тема : «Знакомство с понятиями «справа - слева, посередине» .
Цель : формирование пространственных и временных представлений; закрепление счетных умений, знание геометрических фигур.
Мотивация : в гости к детям приходят персонажи сказки К . Чуковского «Доктор Айболит» . 1. Чтение отрывка из сказки. Вопросы, формирующие пространственные представления.
2. Поход в аптеку за лекарствами : закрепление знания цифр.
3. Физкультминутка «Птицы» .
4. Стройка больницы для зверей : работа с счетными палочками. (3;220) Сказка К. Чуковского «Доктор Айболит» .
Игра «В аптеку» .
Игра «Построим больницу для больных зверей» .
Тетрадь «Математика малышам» , стр. 12-13.
Тема : «Знакомство детей с кругом и его свойствами» .
Цель : освоение умения соотносить сенсорные эталоны с предметами окружающего мира. Закрепление счета до 2-х.
Мотивация : история про зайца Касьяна. 1. История про зайца.
2. Экспериментирование с кругами из картона.
3. Физкультминутка :
Встаньте, дети, встаньте в круг,
Встаньте в круг, встаньте в круг,
Жил на свете старый жук, Старый добрый жук…
4. Игра «Пузырь» .
5. Игра «Готовим салат» .
(3;84) История про зайца. Экспериментирование с кругами из картона. (Чем они отличаются? Как проверить, что они разного размера)
Игра «Пузырь» .
Игра «Готовим салат» .
Тетрадь «Математика малышам» , стр. 14.
НОЯБРЬ Тема : «Шар» .
Цель : знакомство с шаром и его свойствами; формирование умения упорядочивать совокупности предметов; закрепление знаний цифр. Мотивация : приход к ребятам котенка. 1. Описание колобка.
2. Игра .
3. Дидактическая игра «Найди своё место» .
4. Физкультминутка.
5. Игра «На что похожа цифра» .
6. Итог. (2;87) Игра «Найдите предметы шарообразной формы» .
Дидактическая игра «Найди своё место» .
Игра «На что похожа цифра» . Тетрадь «Математика малышам» , стр. 15.
Тема «Квадрат» .
Цель : знакомство с квадратом и его свойствами; закрепление навыков счета; развитие умения находить признаки сходства и различия предметов. Мотивация : Рассказ детям о зимушке-зиме. 1. Рассказ воспитателя о зиме, снежинках : определение различия предметов.
2. Физкультминутка «Снежинка» .
3. Игра «В гости к Белоснежки» : закрепление знаний о геометрических фигурах.
4. Игра «4-й лишний» .
(3;187) Рассказ детям о зимушке-зиме.
Игра «В гости к Белоснежки» .
Игра «4-й лишний» .
Тетрадь «Математика малышам» , стр. 16.
Тема : «Знакомство с понятием «Куб» .
Цель : знакомство с кубом и его свойствами; закрепление счетных умений; развитие умения сравнивать, находить признаки сходства и различия.
Мотивация : лисичка принесла комочек снега.
1. Показ детям ком снега : закрепление знаний о форме предмета.
2. Игра «Прокати в ворота» .
3. Игра «Сфотографируй куб и шар» .
4. Физкультминутка.
5. Обобщение.
6. Игра . (3;197) Игра «Прокати в ворота» .
Игра «Сфотографируй куб и шар» .
Игра «Купи одежду для зимы и для лета» . Тетрадь «Математика малышам» , стр. 17.
Тема : «Треугольник» .
Цель : знакомство с треугольником и его свойствами; формирование умения различать и правильно называть уже изучение фигуры; закрепление счетных умений; развитие умения различать правую и левую стороны.
Мотивация : Сказка про геометрические фигуры. 1. Знакомство с треугольником.
2. Игра «Рассели по домам» .
3. Физкультминутка : Игра «Замри» .
4. Игра «Найди место» .
5. Итог. (2;38) Игра «Рассели по домам» .
Игра «Замри» .
Игра «Найди место» . Тетрадь «Математика малышам» , стр. 18-19.
ДЕКАБРЬ Тема : «Знакомство с прямоугольником» .
Цель : знакомство с прямоугольником и его свойствами; закрепление умения распознавать геометрические фигуры.
Мотивация : К нам пришли гости «Семья геометрических фигур» . 1. Игра «Семья геометрических фигур» .
2. Физкультминутка.
3. Работа с раздаточным материалом «Подарки для гостей» . (3;282) Игра «Семья геометрических фигур» .
Игра «Подарки для гостей» . Тетрадь «Математика малышам» , стр. 20-21.
Тема : «Знакомство с геометрической фигурой «Овал» .
Цель : знакомство с овалом и его свойствами; закрепление распознавать уже изученные геометрические фигуры и находить их вокруг.
Мотивация : Игра «Семья геометрических фигур» . 1. Игра «Семья геометрических фигур» .
2. Физкультминутка : пальчиковая игра «Семейка» .
3. Игра «В овощном магазине» .
4. Физкультминутка : пальчиковая игра «Капуста» . (3;272) Игра «Семья геометрических фигур» .
Пальчиковая игра «Семейка» .
Игра «В овощном магазине» .
Пальчиковая игра «Капуста» . Тетрадь «Математика малышам» , стр. 22-23.
Тема : «Кодирование геометрических фигур» .
Цель : формирование умения различать части суток; развитие умения составлять целое из частей; закрепление умения абстрагировать и классифицировать фигуры по форме; обучение кодировать геометрические фигуры.
Мотивация : в гости приходят мишка и щенок. 1. Игра «Что мы делаем?»
2. Кодирование геометрических фигур.
3. Физкультминутка.
4. Игра «Сложи портрет» .
(2;47) Игра «Что мы делаем?»
Игра «Сложи портрет» .
Тетрадь «Математика малышам» , стр. 24.
Тема : «Группировка геометрических фигур» .
Цель : развитие умения детей группировать геометрические формы по цвету, размеру, форме; закрепление умения складывать целое из частей; умение различать части суток.
Мотивация : из леса приходит мишка. 1. Задание с блоками Дьенеша.
2. Задание со счетными палочками.
3. Физкультминутка.
4. Дидактическая игра «Наш день» .
5. Итог. (2;69) Блоки Дьенеша.
Задание со счетными палочками.
Дидактическая игра «Наш день» . Тетрадь «Математика малышам» , стр. 25.
ЯНВАРЬ Тема : «Повторение» .
Цель : закрепление понятия «один» и «много» , «столько же» , «больше» , «меньше» ; освоение детьми ориентироваться в детском саду , сравнивать на дальность расположение кабинетов. Развитие умения анализировать, сравнивать, осуществлять познавательные действия. Мотивация : внос в группу коробку с фонариками.
1. Игра «Разноцветные фонарики» .
2. Ориентировка в детском саду .
3. Танец с фонариками в музыкальном зале.
4. Игра «Скажи по-другому» .
(3;58) Игра «Разноцветные фонарики» . Танец с фонариками в музыкальном зале. Игра «Скажи по-другому» .
Тетрадь «Математика малышам» , стр. 26.
Тема : «Повторение» .
Цель : развитие умения выделять отдельные предметы и составлять группу из отдельных предметов. Устанавливать отношение между понятием «один» и «много» ; развивать умение ориентироваться в группе . Мотивация : Игра 1. Игра «Кто пришел первым? А потом?» .
2. Игра «Поезд» .
3. Игра «Всем ли хватит места?»
4. Игра «Медведь и пчелы» .
(3;17) Игра «Кто пришел первым? А потом?» . Игра «Поезд» . Игра «Всем ли хватит места?» Игра «Медведь и пчелы» . Тетрадь «Математика малышам» , стр. 27.
Тема : «Повторение» .
Цель : развитие умения сравнивать совокупность предметов по количеству путем составления пар; закрепление усвоения понятий «один» и «много» , развитие фантазии, творческих способностей.
Мотивация : Игра «Куклы пришли в гости» . 1. Игра «Куклы пришли в гости» .
2. Игра с мячом.
3. Игра «Собери бусы» .
(3;29) Игра «Куклы пришли в гости» . Игра с мячом. Игра «Нанижем бусы для кукол» . Тетрадь «Математика малышам» , стр. 28.
Тема : «Повторение» .
Цель : работать над понятием «один» - «много» , закреплять умение сравнивать совокупность предметов по количеству с помощью пар, выделять признаки сходства и различия; воспитывать умение общаться друг с другом, интерес к занятиям математикой.
Мотивация : посылка детям.
1. Игра «Больше или меньше» .
2. Игра «посылка» .
3. Игра .
4. Физкультминутка :
Солдатик на одной ноге постой-ка,
Если ты солдатик стойкий.
Ногу левую – к груди,
Да смотри – не упади!
А теперь постой на левой, Если ты солдатик смелый.
5. Игра «Подари столько же другу» .
6. Игра «Каравай» или танец-шутка «Помирились» .
(3;48) Игра «Больше или меньше» . Игра «посылка» . Игра «Составь фигуры своих друзей» . Игра «Подари столько же другу» .
Тетрадь «Математика малышам» , стр. 29.
ФЕВРАЛЬ Тема : «Ориентировка на листе бумаги» .
Цель : закрепление умения ориентироваться на листе бумаги; развитие представлений о геометрических фигурах; закрепление представлений о числах.
Мотивация : в гости к детям приходит котенок. 1. Индивидуальная работа с заданием на листочках.
2. Физкультминутка.
3. Игра «Подарки для котят» .
4. Дидактическая игра «Найди похожий» .
5. Итог. (2;67) Индивидуальное задание.
Игра «Подарки для котят» .
Дидактическая игра «Найди похожий» . Тетрадь «Математика малышам» , стр. 30.
Тема : «Логическое мышление» .
Цель : формирование временных представлений; закрепление умения ориентироваться на листе бумаги.
Мотивация : к детям приходят в гости котенок и щенок и приносят картинку. 1. Д/и «Что сначала, что потом?»
2. Игра «Лабиринты» .
3. Физкультминутка.
4. Д/и «Геометрическое лото» .
5. Итог. (2;75) Д/и «Что сначала, что потом?»
Игра «Лабиринты» .
Д/и «Геометрическое лото» . Тетрадь «Математика малышам» , стр. 31.
Тема : «Классификация по 2 признакам» .
Цель : закрепление умения классифицировать множество по двум свойствам; развитие умения находить и на ощупь определять геометрическую фигуру, называть её.
Мотивация : в гости к детям приходит щенок и приносит «чудесный» мешочек. 1. Загадки.
2. Игра «Чудесный мешочек» .
3. Физкультминутка : игра «Найди пару» .
4. Задание с блоками Дьенеша.
5. Итог. (2;84) Игра «Чудесный мешочек» .
Игра «Найди пару» .
Задание с блоками Дьенеша.
Тетрадь «Математика малышам» , стр. 32.
Тема : «Части суток» .
Цель : продолжение формирования умения детей различать части суток; развитие умения сравнивать и обобщать.
Мотивация : к детям приходит в гости мишка с картинками. 1. Игра «Поможем мишке» .
2. Работа со схемой «Части суток» .
3. Физкультминутка.
4. Игра «3 – лишний» .
5. Итог. (2;42) Игра «Поможем мишке» .
Работа со схемой «Части суток» .
МАРТ Тема : «Шире, уже; выше, ниже» .
Цель : закрепление умения сравнивать предметы по ширине, определяя, что шире, а что – уже; умения сравнивать предметы по высоте.
Мотивация : в магазин, где работает котенок, привезли для кукольных платьев красивые пояса, и их нужно рассортировать.
1. Игра «Подбери пояс» .
2. Физкультминутка.
3. Задание для работы с палочками Кюизенера : «Строительство домов» .
4. Итог. (2;50) Игра «Подбери пояс» .
Задание для работы с палочками Кюизенера : «Строительство домов» . Порекомендовать родителям дома сравнивать предметы по высоте и ширине.
Тема : .
Цель : развитие умения сравнивать предметы по величине, цвету, форме; закрепление умения составлять целое из частей.
Мотивация : Мишка и щенок спорят. 1. Игра «Найди отличия» .
2. Игра «Конструктор» .
3. Физкультминутка.
4. Игра «Услышь и сосчитай» .
5. Итог. (2;54) Игра «Найди отличия» .
Игра «Конструктор» .
Игра «Услышь и сосчитай» .
Поиграть дома в игру «Услышь и сосчитай» .
Тема : «Определение количества :1,2,3, много» .
Цель : развитие умения группировать предметы , определяя их количество, умение составлять узор, определять длину предметов.
Мотивация : Мишка решил помочь маме.
1. Игра «Расставь чашки» .
2. Задание «Сушим полотенца» .
3. Физкультминутка.
4. Игра «Сложи узор» .
5. Итог. (2;31) Игра «Расставь чашки» . Задание «Сушим полотенца» .
Игра «Сложи узор» .
Тетрадь «Математика малышам» (часть 2) стр. 2
Тема : «Число и цифра 2» .
Цель : закрепление умения различать геометрические фигуры, устанавливать соответствие м/у 2-мя группами предметов , знакомство с числом 2, формой наглядного изображения чисел 1 и 2.
Мотивация : приходят в гости 2 котенка, один обижается. Почему? 1. Сюжетно-игровая ситуация.
2. Игра «Разложи правильно» .
3. Физкультминутка.
4. Работа с блоками Дьенеша.
5. Итог. (2;35) Игра на соответствие м/у 2-мя группами предметов .
Игра «Разложи правильно» .
Физкультминутка.
Работа с блоками Дьенеша.
Тетрадь «Математика малышам» (часть 2) стр. 3
АПРЕЛЬ Тема : «Пространственные отношения» .
Цель : развитие умения ориентироваться в пространстве, закрепление пространственных отношений.
Мотивация : котенок оставил детям сюрприз.
1. Задание в тетради.
2. Игра «Найди игрушку» .
3. Физкультминутка.
4. Игра «Посчитай пальцами» .
5. Итог. (2;73) Задание «Дорисуй» .
Игра «Найди игрушку» .
Игра «Посчитай пальцами» .
Физкультминутка. Тетрадь «Математика малышам» (часть 2) стр. 4
Тема : «Составление целого из частей» .
Цель : развитие умения составлять целое из частей, умение сравнивать предметы по длине, закрепление знаний цифр.
Мотивация : мишка принес игру «Сложи квадрат» . 1. Д/и «Сложи квадрат» .
2. Работа с палочками Кюизенера.
3. Физкультминутка.
4. Работа в тетради.
5. Итог. (2;91) Д/и «Сложи квадрат» .
Работа с палочками Кюизенера «Построй домик» .
Физкультминутка.
Игра «Сосчитай птиц» . Тетрадь «Математика малышам» (часть 2) стр. 5.
Тема : «Цифра 3. Счет до 3» .
Цель : знакомство с цифрой 3; развитие умения соотносить цифры 1,2,3 с количеством; закрепление знаний геометрических фигур.
Мотивация : Игра «Чего больше, чего меньше?» 1. Игра «Чего больше, чего меньше?»
2. Чтение стихов про цифру.
3. Физкультминутка «Вы рыбки» .
5. Игра «Бусы для нашей кошки» .
6. Игра «Котята и щенята» . (3;135) Игра «Чего больше, чего меньше?»
Чтение стихов про цифру 3
Физкультминутка «Вы рыбки» .
Игра «Бусы для нашей кошки» .
Игра «Котята и щенята» . Тетрадь «Математика малышам» (часть 2) стр. 6.
Тема : «Знакомство с понятиями «раньше - позже. Счет до 3» .
Цель : формирование временных представлений, закрепление умения пересчитывать предметы, обозначать их количество соответствующей цифрой.
Мотивация : поездка на автобусе в больницу, чтобы разобраться какими мы были раньше, какие сейчас и какими будем потом.
1. Игра «Что было раньше, что потом» .
2. Игра «Гаражи» .
3. Работа с раздаточным материалом. (3;155) Игра «Что было раньше, что потом» .
Игра «Гаражи» .
Работа с раздаточным
материалом. Тетрадь «Математика малышам» (часть 2) стр. 7.
МАЙ Тема : «Счет до 4. Число 4 и цифра 4» .
Цель : развитие наблюдательности, речи, пространственного представления; освоение умения вести сравнение двух совокупностей, содержащих 3 и 4 элемента, закрепить счет до 3; развитие умения выделять свойства предметов.
Мотивация : в гости к детям пришли 4 куклы. 1. Беседа с детьми детском саду
2. Чтение стихов про цифру 4.
3. Физкультминутка «Ракета» .
4. Игра «Овощной магазин» . (3;176) Беседа с детьми : Кто готовит нам обед дома? А в детском саду ? А если мы пришли в гости? И др.
Чтение стихов про цифру
Физкультминутка «Ракета» .
Игра «Овощной магазин» . Тетрадь «Математика малышам» (часть 2) стр. 8.
Тема : «Знакомство с понятием «вверху-внизу. Счет до 4» .
Цель : формирование пространственных отношений; закрепление счета до 4, знаний геометрических фигур. Находить признаки сходства и различия предметов.
Мотивация : снеговик зимой забыл в лесу свой шарф. 1. Игра «Займи свое место» .
2. Игра «Светофор» .
3. Физкультминутка «Мы водители» .
4. Работа с раздаточным материалом. (3;210) Игра «Займи свое место» .
Игра «Светофор» .
Физкультминутка «Мы водители» .
Работа с раздаточным материалом. Тетрадь «Математика малышам» (часть 2) стр. 9.
Тема : «Счет до 5, число и цифра 5» .
Цель : освоение счета до 5, знакомство с цифрой 5; временные отношения и представления. Развитие логического мышления, памяти.
Мотивация : Игра «Что растет на дереве?» и «Что растет на грядке?» . Позвонил Айболит, кончилось лекарство. 1. Игра «Что растет на дереве?» и «Что растет на грядке?»
2. Работа с раздаточным материалом.
3. Физкультминутка.
4. Игра «Что сначала, а что потом» . (3;232) Игра «Что растет на дереве?» и «Что растет на грядке?»
Работа с раздаточным материалом.
Физкультминутка.
Игра «Что сначала, а что потом» . Тетрадь «Математика малышам» (часть 2) стр. 10.
Тема : «Счет до 5» .
Цель : закрепление знание счета в пределах 5, знание цифр 1-5 и узнавание их среди других. Развитие воображения и сообразительности.
Мотивация : Хрюша попал в беду. 1. Чтение отрывка из сказки.
2. Игра «Пожарная машина» .
3. Упражнение «Насос» .
4. Игра «Зашей комбинезон» . (3;314) Игра «Пожарная машина» .
Упражнение «Насос» .
Игра «Зашей комбинезон» . Тетрадь «Математика малышам» (часть 2) стр. 11.
ЛИТЕРАТУРА :
1. В. П. Новикова «Математика в детском саду (младший дошкольный возраст ) », 2000г.
2. Е. С. Маклакова «Математика. Вторая младшая группа » , 2010г.
3. В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова «Конспекты занятий во 2 младшей группе детского сада » , 2006