Библиотечный урок по творчеству А. Барто «По ступенькам детства. Конспект урока чтения «А. Л. Барто «В школу» во втором классе Агния Барто "Разлука"
Цели урока: ознакомить детей с биографией и творчеством А.Л. Барто; развивать память и внимание, навыки выразительного чтения; формировать умение запоминать стихи.
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Определять эмоциональных характер текста. Высказывать суждения о тех или иных нравственных качеств.
Коммуникативные УУД:
Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений.
Оборудование: выставка книг А.Л. Барто; портрет поэтессы.
Ход урока
I. Организационный момент
Чтение стихотворения С.В.Михалкова «Мой щенок»
III. Постановка цели урока
Сегодня я расскажу вам о жизни Агнии Львовны Барто, мы познакомимся со стихотворением «Веревочка». Научимся читать его выразительно, подумаем вместе, какие приемы лучше использовать для заучивания наизусть.
1. Рассказ учителя об А.Л. Барто.
Агния Львовна родилась в Москве в 1906 году. Она мечтала стать балериной и училась в балетном училище. Но увлеклась поэзией и решила сменить профессию.
Цикл стихотворений «Игрушки» появились в 1936 году. Многие из вас видели старый черно-белый фильм «Подкидыш». Сценарий к этому фильму А. Барто написала вместе с известной актрисой Риной Зеленой. В годы Великой Отечественной войны Агния Барто ездила на фронт - выступала перед бойцами, писала для газет. А в эвакуации, в городе Свердловске, работала на заводе в токарном цехе. Конец войны связан с горем в семье Агнии Барто - в мае 1945 года погиб ее сын.
Но Агния Барто не перестала писать стихи для детей и о детях. Она очень много сделала для чужих детей, стала вести на радио передачу «Найти человека», где потерянные во время войны дети рассказывали о себе, о том, что они помнят. Сейчас на телевидении есть передача «Жди меня». Та передача была такой же, только по радио. Шла она в течение 9 лет и соединила за это время 927 семей.
Барто очень верила в «человечность» детей, в их доброту, душевную чуткость. Книжка «Вовка - добрая душа» как раз о таких детях.
2. Чтение статьи в учебнике учителем, с. 38.
На предыдущих уроках мы читали стихотворения С. Михалкова, а сейчас послушайте отрывок из его статьи об Агнии Львовне Барто.
3. Чтение стихотворений наизусть («Игрушки» и т. п.).
4. Первичное чтение стихотворения «Веревочка». Сначала «жужжащим» чтением, затем вслух.
V. Физкультминутка
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа с текстом.
Почему стихотворение названо «Веревочка»? Какую ве
ревочку имела в виду автор? (Прыгалки или скакалка.)
Какие приметы весны подметила А. Барто на улицах Москвы?
Прочитайте каждый по одной примете.
Перечитайте строки, где поэтесса описывает, как скачет Лида. Услышали ли вы звуки скакалки, бьющейся об асфальт?
Прочитайте стихотворение выразительно.
2. Выполнение заданий № 5, 6 в учебнике.
3. Выразительное чтение.
4. Обсуждение приемов запоминания.
Если надо выучить стихотворение к завтрашнему дню, то
как вы будете его учить? (Ответы детей.)
Для начала, нужно прочитать стихотворение и выяснить знат чение всех непонятных слов. Потом громко прочитать стихотворение и попытаться уловить его ритм, мелодию, представить себе картину или события. В третий раз прочитать надо выразительно. Минуты через 2-3 попробовать повторить по памяти, при необходимости - заглядывая в текст. Повторить стихотворение через 3 часа. Еще раз - перед сном. Утром - прочитать, а потом рассказать перед зеркалом.
Детям раздаются памятки.
Домашнее задание
1. Выучить наизусть одно из стихотворений А. Барто, проиллюстрировать его.
Урок 78. А. Л. Барто. «Мы не заметили жука», «В школу»
Цели урока: ознакомить обучающихся с новыми стихотворениями А.Л. Барто; научить читать их выразительно, продолжить формировать навык работы с книгой, умение ориентироваться в группе книг; формировать доброе отношение к природе.
Регулятивные УУД:
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
Познавательные УУД:
Устанавливать аналогии, формулировать собственное мнение и позицию, выделять существенную информацию. Соотносить иллюстрации с фрагментами текста.
Коммуникативные УУД:
Осуществлять взаимоконтроль
Оборудование: Выставка книг А.Л. Барто.
I. Организационный момент П. Проверка домашнего задания
1. Чтение наизусть (или выразительно) стихотворений А.Л. Барто.
2. Игра «Узнай «Веревочку».
На доске - строки из разных стихотворений. Дети должны определить, какие строки из стихотворения А. Барто (учебники при этом закрыты).
Галдят грачи на дереве*
Гремят грузовики...
Не любила нас она,
Била, била нас она... (Федорино горе.)
Как птицы заливаются Трамвайные звонки...
· Выразительное чтение стихотворения А.Л.Барто «Веревочка»
III. Постановка цели урока
IV. Изучение нового материала
1. Отработка дикции.
Мышь в углу прогрызла норку,
Тащит в норку хлеба корку.
Но не лезет корка в норку,
Велика для норки корка.
2. Чтение стихотворения «Мы не заметили жука».
Кто герой этого стихотворения: мальчик или девочка?
Можете ли вы сказать, какой характер у этой девочки?
Какая главная мысль в этом стихотворении?
Какое стихотворение Сергея Михалкова написано на эту же тему? (Зяблик.)
Кто помнит это стихотворение? Напомните, пожалуйста, всему классу. (Ученик читает наизусть или по книге.)
Прочитайте выразительно стихотворение А. Барто, передавая интонацией чувства девочки.
3. Повторное выразительное чтение.
V. Физкультминутка
VI. Продолжение изучения новой темы
1. Беседа.
Помните ли вы свой первый день в школе?
Что было самым удивительным? (Рассказы детей.)
А самым страшным?
А вот какое стихотворение написала А.Л. Барто про мальчика Петю, про то, как волновался он накануне 1 сентября?
2. Первичное чтение стихотворения учителем.
3. Первичная проверка понимания.
Понравилось ли вам стихотворение?
Похоже ли волнение Пети на ваше состояние перед первым учебным днем?
В стихотворении есть строки: «Он ужасно испугался?..» Можно ли сказать, что Петя трус?
Прочтите это стихотворение выразительно.
VII. Итог урока
О чем читали стихи? Чему они нас учат?
Домашнее задание
Выучить наизусть и подготовиться к выразительному чтению одного из двух стихотворений.
Урок 79. А.Л. Барто. «Вовка - добрая душа»
Цели урока: ознакомить учащихся с новым стихотворением А. Барто; развивать навык выразительного чтения, учить сравнивать и сопоставлять; воспитывать внимательное отношение к окружающим людям.
Регулятивные УУД:
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
Познавательные УУД: Соотносить иллюстрации с фрагментами текста. Озаглавливать текст, иллюстрацию. Сравнивать произведения схожей тематики. Сравнивать персонажей, близких по тематике произведений.
Коммуникативные УУД: Осуществлять взаимоконтроль
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Чтение наизусть и выразительное чтение стихотворения.
Закрепление изученного материала
1) Определение темы, главной мысли, героев произведения «Мой щенок» С.Михалкова
2) Выпиши из текста стихотворения, какие проказы совершил щенок на прогулке
3) Определите характер щенка
4) Составьте рассказ о пропаже щенка
5) Придумайте объявление о пропавшем щенке
III. Речевая разминка
Отработка дикции.
Мышь в углу прогрызла норку,
Тащит в норку хлеба корку.
Но не лезет корка в норку,
Велика для норки корка
IV. Постановка цели урока
Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением
Агнии Львовны Барто «Вовка - добрая душа»
Она писала стихи, пьесы, сценарии фильмов: «Алёша Птицын вырабатывает характер»,1953. « мальчиков», «Подкидыш» вместе с известной актрисой Риной Зелёной, «Слон и верёвочка», «Чёрный котёнок», 1965
Едет Любочка в трамвае Она билета не берет. Всех локтями раздвигая, Пробирается вперед. Говорит она, толкаясь: Фу! Какая теснота! Говорит она старушке: Это детские места. Ну садись, вздыхает та. Синенькая юбочка, Ленточка в косе. Вот какая Любочка Во всей своей красе. Случается, что девочки Бывают очень грубыми, Хотя необязательно Они зовутся Любами. Любочка Синенькая юбочка, Ленточка в косе. Кто не знает Любочку? Любу знают все. Девочки на празднике Соберутся в круг. Как танцует Любочка! Лучше всех подруг. Кружится и юбочка И ленточка в косе, Все глядят на Любочку, Радуются все. Но если к этой Любочке Вы придете в дом, Там вы эту девочку Узнаете с трудом. Она кричит еще с порога, Объявляет на ходу: У меня уроков много, Я за хлебом не пойду!
Блинчики Всюду Павлику почет: Павлик блинчики печет. Он провел беседу в школе - Говорил, открыв тетрадь, Сколько соды, сколько соли, Сколько масла нужно брать. Доказал, что вместо масла Можно брать и маргарин. Решено единогласно: Он прекрасно говорил. Кто сказал такую речь, Сможет блинчиков напечь! Но, товарищи, спешите - Нужно дом спасать скорей! Где у вас огнетушитель? Дым валит из-под дверей! А соседи говорят: - Это блинчики горят! Ох, когда дошло до дела, Осрамился наш герой - Девять блинчиков сгорело, А десятый был сырой! Говорить нетрудно речь, Трудно блинчиков напечь!
Катя Мы целое утро Возились с ростками, Мы их посадили Своими руками. Мы с бабушкой вместе Сажали рассаду, А Катя ходила С подругой по саду. Потом нам пришлось Воевать с сорняками, Мы их вырывали Своими руками. Таскали мы с бабушкой Полные лейки, А Катя сидела В саду на скамейке. - Ты что на скамейке Сидишь, как чужая? - А Катя сказала: Я жду урожая.
Друг напомнил мне вчера. Друг напомнил мне вчера, Сколько сделал мне добра: Карандаш мне дал однажды (Я в тот день забыл пенал), В стенгазете, чуть не в каждой, Обо мне упоминал. Я упал и весь промок, Он мне высохнуть помог. Он для милого дружка Не жалел и пирожка – Откусить мне дал когда – то, А потом поставил в счёт. Не влечёт меня, ребята, Больше к другу не влечёт.
Митяй – лентяй Трезвонят все будильники: «Митяй, вставать пора!» А он храпит как миленький До десяти утра. Потом он просыпается, Потом встаёт Митяй И начинает каяться: - Я лодырь! Я лентяй! Другие дети учатся – Я сплю до десяти! Что из меня получится? Таким нельзя расти! Но тут зевает Митенька И спать ложится вновь. Он ценит самокритику, Питает к ней Любовь.
Чудо на уроке Я однажды ненароком Задремала за уроком. Мне уютно и приятно, Я на лодочке плыву, И одно мне непонятно, Что во сне, что наяву. Вдруг неведомо откуда Раздается вдалеке: - Шура Волкова, к доске! И вот тут случилось чудо: Я на лодочке плыву И во сне кувшинки рву, А урок я без запинки Отвечаю наяву. Получила тройку с плюсом, Но вздремнула я со вкусом.
У меня портфель тяжелый - Донесешь его до школы! Я дежурной поручаю Принести мне кружку чая И купите мне в буфете Каждый, каждый по конфете. Королева - в третьем классе, А зовут ее Настасьей. Бант у Насти Как корона, Как корона Из капрона. КОРОЛЕВА Если до сих пор нигде вы Не встречали королевы,- Поглядите - вот она! Среди нас живет она. Всем, направо и налево, Объявляет королева: - Где мой плащ? Его повесьте! Почему он не на месте?
Стихи Агнии Львовны веселые, а заставляют задуматься всерьез о том, как себя вести, каким человеком расти, как беречь всё живое, как относится к младшим и старшим. Агнию Львовну огорчают грубость, лень, хвастовство. Стихи А.Л.Барто ведут нас из детства во взрослую жизнь. Читайте произведения Агнии Львовны, учитесь жить у её героев и воспитывать свой характер.
Урок - путешествие по теме "Творчество Агнии Львовны Барто"
Назначение материала: предлагаю Вашему вниманию урок - путешествие по теме "Творчество Агнии Львовны Барто". Для 1-3 классов. Материал будет полезен учителям начальных классов при проведении уроков литературного чтения; при подготовке внеклассных занятий, посвященных творчеству Агнии Львовны Барто.Цели:
- расширить знания детей о творчестве А. Л. Барто, познакомить с эпизодом из ее жизни;
- формировать у детей устойчивый интерес к чтению;
- побуждать учащихся в свободное от уроков время самостоятельно обращаться к книге как источнику содержательного и занимательного проведения досуга;
Задачи занятия:
- закрепление полученных знаний в игровой форме;
- введение новых слов в лексику детей;
- формирование полного ответа на вопрос;
- формирование умения работать в группе;
Оборудование: презентация, портрет А.Л. Барто,инфографический плакат, выставка книг, стихотворение «Мы не заметили жука», «Веревочка», аудиозапись стихов поэтессы.
Ход урока
I.Орг. момент.
- Как вы думаете, для чего люди путешествуют?
- Любое путешествие совершается для того, чтобы узнать что-то новое, интересное.
II.Формулировка темы и постановка цели.
- Сегодня мы отправляемся в необычное путешествие.
- Какие цели мы поставим перед собой, прежде чем отправимся в путешествие?
Дети выбирают средство передвижения, отгадывая загадки.
Что за чудо - синий дом!
Ребятишек много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином! (Автобус)
Он в безбрежном океане
Туч касается крылом.
Развернется над лугами,
Отливает серебром. (Самолет)
-Итак, отправляемся в путешествие. (На доске появляется автобус или самолет, в зависимости от того, что выбрали учащиеся. Дети имитируют средство передвижения.)
III. Актуализация знаний.
1 остановка «Детство»
- Недавно вы были совсем маленькими детьми. И, наверняка, мама читала вам сказки, стихотворения. Вы тогда еще и не задумывались над тем: «А кто же автор этих чудесных стихов?»
- Сейчас мы на несколько минут унесемся в страну раннего детства. И я думаю, что каждый из вас узнает знакомые строки.(Дети рассказывают стихотворения):
1. Наша Таня громко плачет.
Уронила в речку мячик,
Тише, Танечка, не плачь
Не утонет в речке мяч.
2. Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу,
Всё равно его не брошу,
Потому что он хороший.
3. Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался зайка,
Со скамейки слезть не смог,
Весь до ниточки промок.
4. Нет, напрасно мы решили
Прокатить кота в машине:
Кот кататься не привык –
Опрокинул грузовик.
Давно ли вы знаете эти стихи?
А кто написал их?
-Значит, вы знакомы с поэтессой А.Л.Барто. Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством этого замечательного человека, услышим много стихотворений. Проследим, чему учат эти стихотворения, актуальны ли они в наше время!
-Сейчас мы отправимся в путешествие в классную мини библиотеку. Внимание на доску.Дети рассматриваю книги, рассказывают, кто какие читал.(Инфографический плакат "Творчество А.Л.Барто)
- Что вы знаете об А. Л. Барто, о ее творчестве?
- А.Л. Барто писала стихи для детей.
- Я вижу, что вам нравятся стихи А. Л. Барто. Хотите больше узнать об авторе и ее произведениях?
IV. Работа с новым материалом.
Рассматривание портрета писательницы.
- Всмотритесь в это доброе лицо женщины, девизом творчества которой стали слова: « Я дарила детям радость, а дети возвратили мне молодость. Даже в 75 лет!».
- Это - известная детская писательница, чьи стихи в нашей стране знает каждый ребенок. Есть книжки, которые любят все ребята. Среди этих книжек - стихи Агнии Барто.
-«Спросите у любого пятилетнего человека, еще и книгу-то в руках не умеющего держать: "Почитать тебе Барто?" - и он кивнет головой. Барто - это для него значит - понятные, веселые и интересные стихи, это значит - он услышит о таких же ребятах, как он сам, или постарше. И услышит чистую правду, потому что поэтесса отлично знает все детские проказы, маленькие хитрости, и умеет весело обо всем рассказывать, и может весело пошутить. (С. Михалков)».
Агния Львовна Барто родилась в Москве в семье ветеринарного врача. Стихи начала писать еще в начальных классах гимназии. Мечтала стать балериной, окончила хореографическое училище.
- Перенесемся в другую библиотеку.
Дети имитируют передвижение.
- 1925 год. Библиотека балетной школы.
Мы оказались в просторном зале. На стульях сидят мальчики и девочки. У стены стоит учительница. Перед детьми стоит маленькая худенькая девочка лет 16. Она читает стихи, обращаясь к человеку с бородкой. Когда она закончила читать, человек встал, поблагодарил и с улыбкой сказал:
-А еще у вас стихи есть? Только не такие грустные. Знаете, вам надо писать стихи – веселые и смешные.
-Хорошо, я подумаю, Анатолий Васильевич.
Это была А. Л. Барто и народный комиссар просвещения Луначарский.
Так Агния Барто задумалась о своем будущем.В итоге она стала детской писательницей веселых стихотворений.
-Давайте познакомимся со стихотворением «Веревочка».
Верёвочка
Весна, весна на улице,
Весенние деньки!
Как птицы, заливаются
Трамвайные звонки.
Шумная, веселая,
Весенняя Москва.
Еще не запыленная,
Зеленая листва.
Галдят грачи на дереве,
Гремят грузовики.
Весна, весна на улице,
Весенние деньки!
Тут прохожим не пройти:
Тут веревка на пути.
Хором девочки считают
Десять раз по десяти.
Это с нашего двора
Чемпионы, мастера
Носят прыгалки в кармане,
Скачут с самого утра.
Во дворе и на бульваре,
В переулке и в саду,
И на каждом тротуаре
У прохожих на виду,
И с разбега,
И на месте,
И двумя ногами
Вместе.
Вышла Лидочка вперед.
Лида прыгалку берет.
Скачут девочки вокруг
Весело и ловко,
А у Лидочки из рук
Вырвалась веревка.
Лида, Лида, ты мала!
Зря ты прыгалку взяла!-
Лида прыгать не умеет,
Не доскачет до угла!
Рано утром в коридоре
Вдруг раздался топот ног.
Встал сосед Иван Петрович,
Ничего понять не мог.
Он ужасно возмутился,
И сказал сердито он:
- Почему всю ночь в передней
Кто-то топает, как слон?
Встала бабушка с кровати -
Все равно вставать пора.
Это Лида в коридоре
Прыгать учится с утра.
Лида скачет по квартире
И сама считает вслух.
Но пока ей удается
Досчитать всего до двух.
Лида просит бабушку:
- Немножко поверти!
Я уже допрыгала
Почти до десяти.
Ну,- сказала бабушка,-
Не хватит ли пока?
Внизу, наверно, сыплется
Известка с потолка.
Весна, весна на улице,
Весенние деньки!
Галдят грачи на дереве,
Гремят грузовики.
Шумная, веселая,
Весенняя Москва.
Еще не запыленная,
Зеленая листва.
Вышла Лидочка вперед,
Лида прыгалку берет.
Лида, Лида! Вот так Лида!
Раздаются голоса. -
Посмотрите, это Лида
Скачет целых полчаса!
Я и прямо,
Я и боком,
С поворотом,
И с прискоком,
И с разбега,
И на месте,
И двумя ногами
Вместе...
Доскакала до угла.
- Я б не так еще могла!
Весна, весна на улице,
Весенние деньки!
С книжками, с тетрадками
Идут ученики.
Полны веселья шумного
Бульвары и сады,
И сколько хочешь радуйся,
Скачи на все лады.
Ребята, в какое время года можно играть с веревочкой?
-Как вы думаете, какое настроение передает это стихотворение читателю: грустное, веселое, озорное или серьезное?
-Почему поэтесса озаглавила стихотворение «Веревочка», а не «Весна», «Девочки»?
Приготовимся к выразительному чтению этого стихотворения. (Выразительное чтение)
2 остановка «Школа»
- Ребята, как вы думаете, учатся ли в школе дети, похожие на героев стихотворения Барто?
У каждого из вас есть любимые игрушки, расставаться с ними не хочется, но они занимают лучшее место в вашей комнате.
-А почему? (потому что мы теперь школьники)
- А что же чувствует школьник, собираясь в первый класс, на свой первый в жизни урок, мы ответим прослушав стихотворение «В школу».
«В школу»
Почему сегодня Петя
Просыпался десять раз?
Потому что он сегодня
Поступает в первый класс.
Он теперь не просто мальчик,
А теперь он новичок.
У него на новой куртке
Отложной воротничок.
Он проснулся ночью тёмной,
Было только три часа.
Он ужасно испугался,
Что урок уж начался.
Он оделся в две минуты,
Со стола схватил пенал.
Папа бросился вдогонку,
У дверей его догнал.
За стеной соседи встали,
Электричество зажгли,
За стеной соседи встали.
А потом опять легли.
Разбудил он всю квартиру,
До утра заснуть не мог.
Даже бабушке приснилось,
Что она твердит урок.
Даже дедушке приснилось,
Что стоит он у доски
И не может он на карте
Отыскать Москвы-реки.
Почему сегодня Петя
Просыпался десять раз?
Потому что он сегодня
Поступает в первый класс.
- Знакомо ли вам чувство, которое испытывал Петя перед первым днем учебы в школе? (тревога, волнение)
- А.Барто очень хорошо понимала, что чувствуют дети в тех или иных ситуациях, о чем мечтают, что любят и что не любят. Она отлично знает все детские проказы, маленькие хитрости и умеет весело обо всем пошутить.
Читая ее стихи, мы безошибочно угадываем, кто поступает плохо, кто хорошо, с кого можно брать пример, а с кого нельзя.
Физминутка:
По порядку
Стройся в ряд!
На зарядку
Все подряд!
Правая,
Левая!
Плавая,
Бегая,
Мы растем смелыми,
На солнце загорелыми!
3 остановка « Добрая душа»
-У меня в руках книга. Что вы можете сказать о ней по обложке?(Дети должны назвать автора, название книги, по иллюстрации определить, какие произведения о детях здесь собраны.)
-Как вы думаете, кто является главным героем этого произведения?
-Из названия стихотворения мы можем предположить какой это герой?
-В нашем учебнике тоже есть отрывок стихотворения из этой книги. Давайте его прочитаем.
Показательное чтение учителем.
Беседа по прочитанному отрывку стихотворения.
-Вам понравился Вовка? Хотите ли вы иметь такого друга?
-Что вы можете сказать о Вовке?
-Выберите из данных слов те, которые помогут вам описать характер мальчика? Грустный, добрый, недружелюбный, приветливый, злой, неунывающий, весёлый?
О каких добрых делах рассказывается в этом отрывке?
-А как в вашей семье принято встречать утро? Какие слова вы для этого используете?
4 остановка «Игротека»
1.- Сейчас мы с Вами поучаствуем в викторине «Звездный час с Агнией Барто». (Использование тренажора)
2.Игра «Доброе сердце»
Дети садятся в круг, и « по цепочке» каждый продолжает слова учителя: « Быть добрым, это …»
После игры на плакате открываются слова: добро, доброта, добрый, добрая душа. Ребята читают их. Предлагается прочитать про себя, а затем вслух строки:
Быть добрым совсем не просто,
Но доброта не зависит от роста.
V. Закрепление знаний.
- Подходит к концу наше путешествие. Возвращаемся в свой класс.
(Дети имитируют движение)
- Как называется страна, по которой мы путешествовали?
(Дети предлагают названия.)
- Что нового узнали?
VI. Итог урока:
1.Дисскусия
- Что вы можете сказать о сегодняшнем уроке?
-Достигли ли мы поставленных перед собой целей?
- Какое стихотворение вам понравилось больше всего?
2.Домашнее задание:
нарисовать рисунок к любимому стихотворению А.Барто
План – конспект
урока чтения в 3-а классе
на тему «А. БАРТО. УЕХАЛИ» .
Цель урока:
познакомить учащихся со стихотворением А. Барто «Уехали».
Задачи урока:
1) учить детей интонационно, выразительно передавать эмоциональный смысл читаемого стихотворения А. Барто «Уехали»
2) корригировать и развивать эмоциональные психические процессы детей через анализ собственных ощущений, чувств и эмоций при чтении стихотворения А. Барто «Уехали»
3) воспитывать ответственность по отношению к животным, которых мы приручили, побуждать брать пример с героев стихотворения А. Барто «Уехали»
Тип урока: урок ознакомления с новыми знаниями и умениями
Оборудование:
Колонки
Проектор
2) Средства наглядности:
Напечатанный текст «Мы в ответе за тех, кого приручили»;
Подборка иллюстраций «настроение собаки» (печальный, довольный, злой, радостный);
Презентация «Эмоции»;
* портрет;
* карточки для индивидуальной работы;
Учебник: Книга для чтения. Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Авторы - составители, (стр. 69 - 71).
I . Организационный момент .
Приветствие гостей.
Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Мы сегодня не одни.
Гости на урок пришли.
Повернитесь поскорей,
Поприветствуйте гостей!
Сядьте ровно, ножки вместе,
Руки положи на стол.
Подтянитесь, улыбнитесь
И тихонько все садитесь,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы – ученики.
Приветствие «Здравствуйте!»
Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:
· желаю (соприкасаются большими пальцами);
· успеха (указательными);
· большого (средними);
· во всем (безымянными);
· и везде (мизинцами);
· Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью).
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
Какое сейчас время года? Сколько зимних месяцев вы знаете? Назовите.
Какой скоро наступит праздник? Расскажите стихи.
Какое время года было до зимы? Сколько осенних месяцев вы знаете? Назовите.
Кто помнит стихи про осень? Расскажите.
Какое время года наступит после зимы? Сколько весенних месяцев? Назовите.
Какое сегодня число, день недели?
Какое произведение вы читали на прошлом уроке? Как оно называется? («Удивительная верёвка»)
Кто герои этого произведения? О ком это произведение? (котёнок, мальчик, люди)
Что произошло с котёнком? (котёнок оказался в канале с водой)
Как окружающие люди отнеслись к этому происшествию? Было ли им жалко котёнка? Переживали ли они за его судьбу? (…)
Как начали действовать люди? Пытались ли они помочь котёнку? (…)
Найдите в тексте отрывок, где описывается то, как люди спасали котёнка.
Какова была дальнейшая судьба котёнка? Что с ним произошло в конце рассказа? (паренёк забрал котёнка домой)
Найдите в тексте отрывок, подтверждающий это
(Дети читают найденные отрывки текста)
Как вы думаете, почему мальчик так поступил? Почему забрал котёнка домой? (…)
Один из героев романа Антуана де Сент – Экзюпери ответил бы на этот вопрос такой фразой «Мы в ответе за тех, кого приручили ».
(На доску выносится фраза «Мы в ответе за тех, кого приручили»)
Что значит, ребята «приручили»? (сделать ручным; создав в ком-нибудь чувство привязанности)
Должны ли мы быть в ответе за тех, кого приручили? И что это означает? (…)
III . Сообщение темы урока.
Постановка учебно – познавательной задачи.
Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним произведением, после прочтения которого, мы попытаемся согласиться или не согласиться с предложенной фразой писателя.
(Учитель вновь актуализирует внимание детей на фразе, зафиксированной на доске)
Но сначала давайте послушаем песню, которая подскажет нам, о ком новое произведение. (Учащиеся просматривают отрывок и слушают песню о собаке из к/ф «Приключения Электроника»)
Кто такой Электроник? (робот)
Кто его создал? (Профессор Громов)
О ком поют дети? (о собаке)
Откройте учебник на стр. 69
(Дети открывают книги)
Это стихотворение написала детская поэтесса Агния Барто. Прочитайте его название (…)
Кто попробует сформулировать тему сегодняшнего урока? Чем на уроке мы сегодня будем заниматься? (…)
IV . Изучение нового материала.
1. Творчество
Детская поэтесса Агния Барто
и характерные черты ее стиля
Детская поэтесса Агния Барто - один из самых известных и любимых читателями детских поэтов. Ее стихи известны многим, и юным читателям и взрослым. Веселые и интересные стихи Агнии Барто понятны каждому ребенку. Она имеет особый дар говорить с детьми. Поэтесса всю жизнь посвятила детям, их воспитанию и проблемам. Поэтому она в своих стихах рассказывает о таких же мальчиках и девочках, с которыми маленький читатель общается в детском саду или в школе. Чаще всего это совсем не примерные дети, среди них есть ребята, совершающие не образцовые поступки. Шутливо рассказывает она о разных поступках героев, не забывая видеть и хорошие их черты. Читая стихи Агнии Барто, ребенок обязательно увидит, кому следует подражать, а на кого лучше не быть похожим.
Основная масса стихотворных произведений Агнии Барто написана для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Стиль стихов очень лёгкий, поэтому детям нетрудно читать и запоминать их. В своих произведениях Агния Барто как будто разговаривает с ребёнком на простом бытовом языке, без излишних описаний и лирических отступлений, причём при прочтении стихов создаётся ощущение, что беседу ведёт ровесник ребёнка. Стихотворения Агнии Барто всегда на современную тематику и посвящены описанию истории, случившейся совсем недавно. Для стиля Агнии Барто очень характерно называть своих персонажей по имени. Известные стихотворения Агнии Барто – «Мы с Тамарой», «Наша Таня горько плачет» и «Лёшенька, Лёшенька, сделай одолжение». Мало кто знает, что Агния Барто – это псевдоним поэтессы: её настоящее имя – Гетель Лейбовна Волова. Барто – фамилия первого мужа поэтессы поэта Павла Барто. Именем Агнии Барто была названа одна из малых планет, расположенная между орбитами Юпитера и Марса, а также один из кратеров на Венере.
Просмотр презентации на тему «Творчество ».
Чтение воспитанниками наизусть стихотворений для маленьких.
2. Первичное эмоциональное восприятие произведения
Как вы думаете, ребята, стихотворение с названием «Уехали» - грустное, печальное или весёлое, радостное? (…)
Отложите книги в сторону и послушайте всё произведение в целом. Подумайте, почувствуйте, какие эмоции вы испытываете во время прослушивания стихотворения, какое у вас настроение…
(Прослушивание аудиозаписи стихотворения)
Понравилось стихотворение? (…)
О ком это стихотворение? Кто его главный герой? (щенок)
3. Физкультминутка.
Сейчас мы с вами представим друг друга щенками. Встаньте возле своих парт.
Вы все видели, как маленькие щенята играют со своими хвостами – бегают за ними по кругу. Попробуйте изобразить это (Дети встают возле парт)
Во дворе щенок играл,
Прыгал, бегал и считал:
«Раз – прыжок и три кивка,
Два – направо голова,
Три – налево поворот» –
И помчался до ворот,
А потом вздохнул и сел:
Он устал и присмирел
(Дети кружатся вокруг себя. Учитель начинает читать считалку.)
(Дети рассаживаются по местам)
3. Словарная работа. Первичное чтение .
Откройте начало стихотворения. Сейчас наша задача поработать над смысловым значением стихотворения, незнакомыми словами и выражениями. Я буду читать стихотворение по частям – вы следить, после меня читаете вы.
Учитель читает первое четверостишие (настроение жизнерадостное, голос громкий)
Щенка корми молоком,
Чтоб он здоровым рос.
Вставали ночью и тайком
К нему бежали босиком –
Ему пощупать нос.
О чём это четверостишие? (…)
Можно ли сказать, что здесь описывается то, как заботились о щенке? (…)
Каким образом заботились о щенке? Какие слова говорят о том, что о щенке заботились? Найдите эти слова в тексте (кормили, вставали ночью, бежали, пощупать нос)
Что значит бежали босиком, когда ночью бегают босиком? (когда часто и ненадолго встают, устают и не одевают обувь)
Зачем щупают нос щенку? (проверяют, не заболел ли)
Кто ещё такую заботу проявляет в жизни? Заботились ли о вас так когда – нибудь? (мама так заботится о малыше)
Как вы думаете, что щенок чувствовал в этот момент? Был ли он доволен, рад? (…)
На доску выносятся две иллюстрации (довольная собака, злая собака)
Какая из этих картинок верно передаёт настроение щенка? Почему? (…)
Верная иллюстрация выносится в центр доски, неверная снимается
С каким настроением прочитаем этот отрывок? (радость, забота)
________________________
Учитель читает второе четверостишие (настроение немного задумчивое, голос громкий)
Учили мальчики щенка,
Возились с ним в саду,
И он, расстроенный слегка,
Шагал на поводу.
Чему мальчики учили щенка? Чему учат собак? (дрессируют, учат командам)
Какое настроение у щенка в этом четверостишии? Найдите эти слова в тексте (расстроенный слегка)
Почему щенок был расстроенный? (наверное, ему трудно было учиться)
Что значит слегка расстроенный? Почему так сказано? Нравилось ли щенку проводить время с ребятами? (немного расстроенный, потому что ему было трудно, но он хотел учиться, ему нравилось всё же поводить время с детьми)
Что значит «шагал на поводу»? Что такое «повод»? (поводок для собаки)
У всех ли собак есть поводки? (только у тех, у которых есть хозяева)
Можем ли мы предположить, что щенок был горд за то, что у него есть хозяева, есть поводок, что он кому то нужен? (…)
Попробуйте при чтении передать слегка расстроенное настроение щенка
2 – 3 ученика читают четверостишие, учитель корректирует
________________________
Учитель читает третье четверостишие (настроение бодрое, в конце четверостишия пауза, настроение задумчивое, неясное, голос стихает)
Он на чужих ворчать привык,
Совсем как взрослый пёс,
И вдруг приехал грузовик
И всех ребят увёз.
Привязался ли щенок к ребятам? Стал ли он их считать своими хозяевами? Где об этом сказано в четверостишие? (на чужих ворчать привык)
Значит, щенок стал различать «своих» и «чужих»? Как собаки относятся к «чужим»? Как относятся к «своим»? (…)
- Если щенок воспринимал ребят, как «своих», защищал их, можно ли сказать, что ребята приручили щенка? (…)
Учитель акцентирует внимание детей на ключевой записи на доске
Как заканчивается это четверостишие? Какими словами, прочитайте (…)
Что мог бы, по вашему мнению, почувствовать щенок, когда все ребята уехали? (…)
На доску выносятся две иллюстрации (весёлая собака, грустная собака)
Как вы думаете, какая из картинок лучше показывает настроение щенка теперь? Почему? (…)
Прочитайте этот отрывок
2 – 3 ученика читают четверостишие, учитель корректирует
________________________
Учитель читает четвёртое четверостишие (настроение беспокойное, темп речи быстрый)
Он ждал: когда начнут игру?
Когда зажгут костёр?
Привык он к яркому костру.
К тому, что рано поутру
Труба зовёт на сбор.
В этом четверостишии становится понятным, где проходило действие. Костёр, труба зовёт на сбор, то есть собирает всех – это происходит в летнем пионерском лагере. Скажите, почему ребята уехали? (у них закончилась смена, закончилось время отдыха, они поехали по домам)
Попробуйте во время чтения передать настроение беспокойства
2 – 3 ученика читают четверостишие, учитель корректирует
________________________
Учитель читает пятое двустишие (настроение беспокойное, быстрый темп речи стихает)
И лаял он до хрипоты
На тёмные кусты.
Что значит «лаять до хрипоты»? (…)
Почему так щенок вёл себя? (…)
2 – 3 ученика читают четверостишие, учитель корректирует
________________________
Учитель читает шестое четверостишие (грустное, голос тихий)
Он был один в саду пустом,
Он на террасе лёг.
Он целый час лежал пластом,
Он не хотел махать хвостом
И даже есть не мог.
Что мог чувствовать щенок в этот момент? (ему было грустно, одиноко)
Найдите и прочитайте слова в тексте, подтверждающие это (…)
2 – 3 ученика читают четверостишие, учитель корректирует
________________________
Учитель читает окончание стихотворения (настроение радостное, голос громкий, темп речи ускоряется)
Ребята вспомнили о нём –
Вернулись с полпути.
Они войти хотели в дом,
Но он не дал войти.
Он им навстречу, на крыльцо,
Он всех подряд лизал в лицо.
Его ласкали малыши,
И лаял он от всей души.
Как встретил щенок вернувшихся ребят? (он обрадовался)
Найдите слова в этом четверостишии, описывающие радость щенка (…)
На доску выносятся две иллюстрации (весёлая собака, злая собака)
Какая из картинок теперь отражает настроение щенка? (…)
Подходящая иллюстрация выносится в центр доски, неверная снимается
Во время чтения передайте радость, восторг
2 – 3 ученика читают четверостишие, учитель корректирует
________________________
4. Физкультминутка .
Посмотрите, ребята, сколько в одном стихотворении заложено чувств и эмоций. Поэтому мы с вами сразу не смогли сказать, грустное оно или весёлое.
Сей час мы с вами отдохнём – сделаем зарядку. Но зарядка эта необычная. Эта зарядка для лица.
Самомассаж лица (биологически активных зон)
Где ты, носик, носик, носик?
Где ты, лобик, лобик, лобик?
Где вы, щечки, щечки, щечки?
Я водичкою умоюсь.
Стану чистеньким я очень.
Мышцы лица мы подготовили. Теперь попробуем поупражняться в выражении эмоций. Я вам приготовила весёлых человечков, которые изображают различные эмоциональные настроения. Ваша задача – угадать, что показывает человечек и попытаться повторить это.
Презентация «Эмоции»
V . Игра «Не зевай!»
Оборудование: мяч.
Описание игры. На доске написано слово. До определенного момента оно закрыто полоской бумаги. Вызванный ученик поворачивается спиной к доске, учитель в это время открывает слово. Ученик поворачивается лицом к буквам, подбрасывает мяч и читает слово, пока мяч не ударится о пол. Поймав мяч, он поворачивается лицом к классу и называет слово, которое прочитал. Следующему ученику предъявляется новое слово.
VI . Первичное закрепление.
Самостоятельное чтение учащихся
Коррекционная работа со слабыми воспитанниками (Аскеровой С. и Мирзоевой Ш.): найти и подчеркнуть все буквы Бб в предложенных словах; чтение страницы букваря .
Возвращаемся к работе над произведением.
Активизация внимания детей.
Чтение по четверостишиям 2 -3 раза с комментариями учителя.
VII . Заучивание наизусть 1 столбика стихотворения.
VIII . Подведение итогов урока.
Итак, подведём итоги. Закрыли учебники. Посмотрели на меня, на доску.
Дети организуют порядок на рабочем месте
С каким произведением мы сегодня познакомились? Кто запомнил автора стихотворения?
Кто главный герой стихотворения?
Что с ним произошло?
Как вы относитесь к происходящим в произведении событиям? Какие чувства вы испытывали во время прочтения стихотворения?
Чем закончилось стихотворение? Как вы думаете, что дальше произошло с щенком?
Какая картинка подойдёт к тому, чтобы передать эмоции щенка в будущем?
Активизируется внимание детей к иллюстрациям на доске.
Подходящая картинка остаётся, остальные снимаются.
А что, по вашему мнению, могло бы произойти, если бы дети не вернулись за щенком? (Он мог бы грустить, заболел бы, мог бы погибнуть…).
На доску выносится иллюстрация «злая собака»
Мог бы щенок в дальнейшем стать таким, если бы дети его бросили?
Активизируется внимание детей на доске к ключевой записи
Попробуйте теперь ответить на вопрос, который мы задали в начале урока: всегда ли мы должны быть ответе за тех, кого приручили? Почему?
Что может произойти с теми, кого мы бросаем?
IX . Информация о домашнем задании.
Дома необходимо потренироваться в чтении этого стихотворения с выражением. Стр. 69 – 71 читать.